Данная письменная работа написана в форме дневника. Этот прием помог Руслане раскрыть не просто тему с юридической точки зрения, но и раскрыться самой, через свои мысли. Муратова Руслана одна из учащихся, которая активно принимает участие в жизни класса и школы. Она очень яркая и оригинальная девочка. Всегда стремиться к самосовершенствованию. Данная работа была выбрана ею, по причине желания написать о праве ребёнка на семью. У Русланы хорошая, добрая семья, которая активно участвует в жизни школы и класса. Её работа является размышлением о значимости семьи в жизни маленького человечка. Она провела большую подготовительную работу. Для начала она проработала ряд документов, затем провела опрос среди учащихся школы и сделала выводы. Руслана старалась сама построить свою письменную работу. В дополнение к письменной работе Руслана составила видеоотчёт об опросе учащихся начальной школы. В целом, ей удалось достигнуть цель работы, наполнив её глубокими личностными размышлениями.
Вложение | Размер |
---|---|
2019_g._pravo.docx | 48.25 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«КОКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
142933 Московская обл., го.Кашира, д.Кокино, ул.Садовая,д.33,тел.3-05-17
Директор МБОУ «КОКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ВОРОБЬЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
Муратова Руслана Николаевна
тема: «Право на семью как естественное право ребенка»
(«или несколько размышлений в моем дневнике»)
номинация: «Право на семью»
руководитель: учитель истории Сницарь Н.А.
2019 г.
«Без семьи человек один в мире и дрожит от холода».
Андре Моруа[1]
1 день. Сегодня нам объявили в школе о проведении конкурса творческих работ «Права человека – глазами ребенка». Я решила выбрать для себя направление «Право на семью». Почему? Потому что, я думаю, что семья это источник и фундамент человеческой жизни. Может ли жить ребенок без семьи? Или это естественное и неотъемлемое право ребенка? Я решила назвать свою работу «Право на семью как естественное право ребенка». И хочу доказать в ней особую значимость семьи для полноценного развития человека. Что же я должна узнать, что бы доказать свою точку зрения? Думаю, что надо познакомиться с теорией понятия «Семья» и правовой стороной функции семьи по рождению и воспитанию ребенка, сформулировать понятие и проанализировать содержание права ребенка на семью, выявить его соотношение со словосочетанием «уважение семейной жизни», выделить социально-правовое значение права ребенка на семью.
2 день. Итак, я начала свою работу со знакомства с понятием «Семья» в различных источниках. Так в словаре Ожегова «Семья – это группа живущих вместе близких родственников», в словаре Д.Н. Ушакова «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе», а в энциклопедии « Семья это - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью». [2]
А что же представляет собой «семья» с точки зрения законодательства РФ? Действующее законодательство не содержит правового определения семьи. В юридической литературе по вопросу о его необходимости существует две противоположные позиции.
Приверженцы первой из них считают нужным дать законодательное определение семьи. Но поскольку различные отрасли права регулируют разные по содержанию отношения с участием членов семьи, возникают трудности в выработке универсального понятия семьи, приемлемого для всех отраслей права. По их мнению, нужно выработать и закрепить в законе определение семьи для каждой правовой отрасли, субъектами которой являются члены семьи.
Существует также мнение, согласно которому не стоит на законодательном уровне давать определение семьи. Обосновывается оно тем, что очень многообразны критерии, характеризующие семью, и слишком разнятся условия существования семей. К тому же авторы этого мнения полагают, что семья как таковая субъектом права не является, субъектами являются конкретные члены семьи, более того, семья - это явление не правовое, а социологическое.[3]
Таким образом, понятие «семья» в законодательстве Российской Федерации отсутствует. Однако такое определение упомянуто в ряде международных нормативно-правовых актов. Например, п. 3 ст. 16 Всеобщей декларации прав человека называет ее естественной и основной ячейкой общества, претендующей на защиту со стороны социума и государства.[4] В свою очередь, преамбула Конвенции ООН о правах ребенка называет семью не только базовой ячейкой общества, но и естественной средой для благополучия всех ее членов, которой должны быть предоставлены защита и содействие, чтобы она могла исполнять свои функции[5].
Исходя из прочитанного мною выше, можно дать следующее определение семьи. Семья - это объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью.
Итак, опираясь на определение, я выделила следующие функции семьи: репродуктивная, воспитательная, обучющая, первичной социализации, коммуникативная, хозяйственно-бытовая, экономическая, психологическая, досуговая, социально-статусная. Особо я хочу выделить следующие функции: репродуктивную – связанную с воспроизводством жизни, то есть с рождением детей, с продолжением человеческого рода, с заботой о физическом и психическом здоровье подрастающего поколения, воспитательную – направленную на формирование личности ребенка. Семейное воспитание эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как "проводником" его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям, обучающую – так как в семье происходит обучение подрастающего поколения, здесь учат говорить, ходить, читать, считать и т.д. и т.п. и первичной социализации – при реализации которой, ребенок входит в общество, осваивая социальные роли.
Итак, анализируя понятие «Семья» и её функции, я поняла, что ребёнок является одним из ключевых элементов семьи. И большинство функций семьи связаны именно с ребенком. А для чего ребенку семья и на что он имеет право в семье , я рассмотрю, завтра анализируя Конституцию РФ и Семейный кодекс РФ.
3 день. Право ребенка на семью имеет сложное юридическое содержание. Формулировка ст. 38 Конституции РФ "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей" имеет обобщенный, абстрактный характер. Однако, следует отметить, что в содержательном плане право ребенка на семью отличается от такого же права взрослого человека, так как ребенок в силу своей беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью, не может жить самостоятельно, сам себя обеспечивать, заботиться о себе. Именно в этих правоотношениях осуществляется право ребенка на семью в качестве субъективного права, принадлежащего конкретному лицу.
Статья 54 Семейного кодекса РФ закрепляет право ребенка жить и воспитываться в семье. Это право не идентично праву ребенка на семью в его конституционном смысле, которое значительно богаче, поскольку включает также и право на неприкосновенность семейной жизни, на семейную тайну. Право ребенка жить и воспитываться в семье обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции РФ. На родителей либо на лиц, их заменяющих, возлагается охрана, защита, а также в известной мере реализация прав, интересов ребенка, как личных, так и имущественных. Каждый из них (до достижения детьми 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии.
Право ребенка на семью включает в себя ряд правомочий ребенка: право ребенка знать своих родителей, право на воспитание своими родителями, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства, право на особую заботу при утрате родительского попечения. Очевидно, данный перечень не является исчерпывающим и может включать, например, право ребенка на общение с родителями, право на восстановление с семьей. Право ребенка знать своих родителей означает возможность осознавать, кто его мать и отец, быть осведомленным об этом. Никто не вправе скрывать от ребенка информацию о том, кто фактически является его родителями (за исключением случаев соблюдения тайны усыновления). Каждый ребенок имеет право на воспитание своими родителями. Под воспитанием детей подразумевается "планомерное воздействие на личность, обеспечение правильного, то есть отвечающего собственным и общественным интересам развития нравственности, культуры, образования, знаний и навыков несовершеннолетнего, необходимых для социально полезной деятельности и общения". Воспитание ребенка может также выражаться в формировании его жизненной позиции, привитии трудовых навыков.[6] Воспитание можно рассматривать как передачу убеждений, культурных, моральных ценностей и развитие духовных, нравственных качеств ребенка[7]. При этом "семейное воспитание является наилучшей формой воспитания ребенка, которую знает человечество, потому как одно из главных назначений семьи - это создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. А эта задача выполняется прежде всего родителями. Никакие общественные формы воспитания не могут сравниться с семьей, а неоднократные попытки заменить семейное воспитание общественным служат тому подтверждением. Семья - обязательное звено не только воспроизводства человека, но и "качества населения", которое отражает состояние психического здоровья живущих и вступающих в жизнь поколений, уровень их способностей к интеграции в общественную жизнедеятельность, к выполнению связанных с нею профессиональных и социальных ролей" [8]. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, которые по своему усмотрению выбирают формы и способы воспитания. Часть 2 ст. 38 Конституции РФ гласит: "Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей". Из нее вытекает право ребенка на получение заботы со стороны родителей, которое служит предпосылкой удовлетворения его жизненно важных потребностей. Под заботой следует понимать все виды помощи ребенку (обеспечение его питанием, лечением, одеждой, учебниками и т.п.). Совместное проживание со своими родителями также является правом ребенка (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, например, если родители причиняют вред физическому и психическому здоровью ребенка), в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территориях различных государств. Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Важное значение в становлении личности имеет право ребенка на обеспечение его интересов, под которыми понимается удовлетворение его жизненно важных потребностей. Соблюдение этого права позволяет расти ребенку физически, духовно и психически здоровым, создает возможность для нормального и всестороннего развития его индивидуальных способностей. Уважение человеческого достоинства ребенка родителями и другими членами семьи также оказывает существенное влияние на его развитие. При воспитании ребенка должно исключаться пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение (п. 1 ст. 65 СК РФ).
А что делать, если ребенок по ряду причин утратил связь с родителями? Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на особую заботу. В отношении детей, утративших по каким-то причинам родительское попечение, государство обеспечивает непрерывность воспитания детей, отдавая при этом преимущество семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя). Только в случаях, когда устройство ребенка в семью невозможно, дети передаются на воспитание в детские учреждения. Ребенок имеет право на общение с родителями и другими родственниками, когда он проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах. Общение родителя и ребенка является ключевым моментом семейной жизни, понимаемой как связь между близкими родственниками. Охрана целостности семьи является важнейшим элементом права на уважение семейной жизни.
Право родителей и детей находиться в обществе друг друга может быть в определенных случаях ограничено, в частности в связи с решением национальных властей о временном изъятии ребенка из-под родительской опеки и передаче его на попечение органов публичной власти. В содержание права ребенка на семью входит и право на судебную процедуру в случае нарушения его семейной жизни.[9]
Итак, день прошел весьма продуктивно. Я проанализировала Семейный кодекс РФ, через призму Конституции Российской Федерации и выделила основные юридические показатели значимости семьи в жизни ребенка.
4 день. Сегодня я решила провести собственное исследование по вопросу значимости семьи в жизни ребёнка. Я взяла фотокамеру и пошла в школу. На перемене я спрашивала у учащихся своей школы о роли семьи в их жизни. Ответы были разными. Были высказаны следующие мысли:
«Самое главное в жизни ребенка это семья, где тебя любят и заботятся о тебе», «семья это мои родители и мой брат, я их очень люблю и они меня тоже», «семья это самые дорогие мне люди, которые меня поддерживают и заботятся всегда», «семья самое главное в моей жизни», «наша семья большая и крепкая», «в семье меня любят и балуют», «семья помогает мне развиваться». Говорили дети, но размышляли они о взрослом и очень сложном вопросе. Говоря со своими одноклассниками на тему значимости семьи в их жизни, я пришла к мысли о том, что сегодня мои друзья подтвердили в своих высказываниях те утверждения, которые я проанализировала ранее в Семейном кодексе РФ. Семья важна для каждого из них - это любовь, забота, внимание, возможность общения и понимания, уверенность в завтрашнем дне.
5 день. Итак, работа выполнена. Цель достигнута. С опорой на юридический материал и результаты практического исследования можно сделать вывод: Семья играет важную роль жизни ребёнка и поэтому семья это естественное право ребёнка. Лишить ребенка этого права нельзя, так же как и уничтожив корни дерева рассчитывать на его рост. Важнейшим условием для развития ребенка является его воспитания в семье. Это очевидно, поэтому не случайно, что Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Конституция РФ, Семейный кодекс РФ содержат перечень норм, которые должны обеспечивать защиту семьи. Работая над темой, я нашла размышление известного французского писателя Андре Моруа, который писал, что «Без семьи человек один в мире и дрожит от холода». Я взяла эту мысль для эпиграфа, потому что полностью согласна с этим. Что бы стать счастливым человеком, прожить яркую и интересную жизнь надо в детстве иметь семью, которая даст «крылья для полета по жизни» и не позволит тебе «дрожать от холода и одиночества».
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ:
un.org›ru/documents/decl_conv/declarations/declhr
un.org›ru/documents/decl_conv/conventions/childcon
glosum.ru›Значение-слова-Семья
studbooks.net›…yuridicheskoe_opredelenie_semi
[1] О семейном счастье в цитатах и афоризмах Источник: https://irinazaytseva.ru/o-semejnom-schaste.html
[3] Юридическое определение семьи - Проблемы семьи...//
studbooks.net›…yuridicheskoe_opredelenie_semi
[4] Всеобщая декларация прав человека — Декларации...//
un.org›ru/documents/decl_conv/declarations/declhr
[6] Нечаева А.М. Семейное право: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт; ИД "Юрайт", 2011. С. 95.
[7] Косова О.Ю. Семья и право ребенка на образование // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2008. N 2. С. 26.
[8] Кокорина М.С. Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 48.
[9]Право ребенка на семью// WiseLawyer.ru›poleznoe/56204-pravo-rebenka-semyu
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Заяц-хваста
Горячо - холодно
Загадка Бабы-Яги
Н. Гумилёв. Жираф