Проект
Вложение | Размер |
---|---|
poiskovo-tvorcheskiy_proekt_moy_praded_-_frontovik.docx | 51.09 КБ |
Муниципальное образование Щербиновский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская
ПОИСКОВО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«МОЙ ПРАДЕД - ФРОНТОВИК»
Автор: Коваленко Ольга Олеговна, учащаяся
МБОУ СОШ №1 им. А. В. Ляпидевского,
3 «В» класс, 31.07.2004 г.р.
Руководитель: Нестеренко Наталия Васильевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Адрес: ст.Старощербиновская, ул.Лермонтова, 37
Контактный телефон: 8-928-217-72-73
Факс: (86151) 4-23-71
Е-mail: anatlijjnes@rambler.ru
ст. Старощербиновская
2015 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр. | |
Аннотация …………………………………………………………………… | 3 |
I. Введение …………………………………………………………………… | 4 |
I.I Информационная карта проекта ………………………………… | 4 |
I.II Вступление ……………………………………………………….. | 5 |
II. Основная часть. Вся жизнь – на фронте ………………………………… | 6 |
II.I Необъявленная война …………………………………………… | 6 |
II.II Великая Отечественная …………………………………………. | 7 |
II.III Война с Японией ……………………………………………… | 8 |
II.IV «Служа закону - служу народу» ……………………………… | 9 |
II.V «За многолетний и доблестный труд…» ………………………. | 10 |
II.VI «Мои года – моё богатство» ………………………………… | 11 |
III. Выводы и практические рекомендации ………………………………… | 11 |
IV. Заключение ……………………………………………………………….. | 12 |
V. Использованная литература и другие источники ……………………… | 13 |
V.I Литература ……………………………………………………… | 13 |
V.II Периодические издания ………………………………………… | 13 |
V.III Ресурсы сети Интернет ………………………………………… | 13 |
Приложения: | |
1. Приложения на бумажном носителе: фотографии, награды, документы (в формате Word) – 35 файлов | |
2. Приложения на электронном носителе: | |
2.1 Папка 01: фотографии, награды, документы (в формате Word) – 35 файлов | |
2.2 Папка 02: фотографии, награды, документы (в формате JPEG) – 33 файла | |
2.3 Презентация Microsoft Office PowerPoint (.pptx) | |
2.4 Музыкальный файл для презентации (в формате MP-3) | |
2.5 Поисково-исследовательский проект «Мой прадед – фронтовик» (в формате Word) |
АННОТАЦИЯ
Данный поисково-исследовательский проект посвящён моему прадеду, ветерану Великой Отечественной войны Анатолию Васильевичу Парфёнову.
Биография этого человека очень интересна и поучительна.
В моей работе представлены несколько этапов жизненного пути А.В.Парфёнова. Проанализировав все собранные мной документы, свидетельства, фотографии, я считаю, что каждый из этих этапов можно назвать фронтовым, будь то участие в боях с врагами или служба отечеству в мирное время.
В основной части исследования рассказывается о главных периодах жизни прадедушки, приводятся исторические факты, выдержки из документов, рассказы его родных.
Воинская карьера Анатолия Васильевича началась в 1939 году со службы в армии, которая проходила на Дальнем Востоке в районе реки Халхин-Гол. Здесь молодой 18-летний рядовой 601 стрелкового полка принял боевое крещение, сражаясь с японскими оккупантами. Этот период вошёл в историю Отечества как «необъявленная война».
Затем наступила Великая Отечественная. Её фронтами прадедушка прошёл до самой Победы, не смотря на тяжесть испытаний, смог выжить и выстоять. Свидетельство тому – заслуженные награды и почётное звание «ветеран».
Но в мае 1945-го война для него не закончилась - Анатолий Васильевич был направлен на защиту советских рубежей от японских захватчиков, где проявил мужество и доблесть, за что был отмечен очередной наградой Родины.
Окончив военную карьеру в 1947 году, прадедушка продолжил службу Отчизне в органах внутренних дел. В мирной жизни тоже был свой фронт – фронт борьбы с преступностью. На этом поприще прадедушка проработал более 20 лет, раскрыл и предотвратил огромное количество преступлений против государства, против жизни и здоровья людей. Не зря прадедушке присвоено почётное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Кубани».
Уйдя из рядов милиции на заслуженный отдых, прадедушка реализовал себя на трудовом и общественном фронте: возглавлял районную киносеть, работал инспектором народного контроля, председателем гражданской обороны района, был участником хора ветеранов, наставником и примером для многих поколений щербиновцев.
История жизни моего прадедушки – это частица истории нашей Родины. Для меня она стала интересной и поучительной. Думаю, что каждый, кто познакомится с этой работой, сможет найти в ней что-то полезное для себя.
I. ВВЕДЕНИЕ
I.I Информационная карта проекта
Вид проекта: надпредметный
Тип проекта: поисково-творческий
Продолжительность: 3 недели
Цели проекта:
- сохранение памяти о героях и событиях Великой Отечественной войны;
- воспитание уважения к подвигу, стойкости, мужеству фронтовиков-ветеранов;
- развитие познавательного интереса к изучению исторического прошлого России и Кубани.
- мотивация поисковой и исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
- пропаганда семейных и общечеловеческих ценностей;
- развитие поисково-творческих умений и способностей;
- приобщение к отечественной истории, культурному и патриотическому наследию края и района через организацию исследовательской деятельности;
- формирование навыков самостоятельной работы.
Проблемы и вопросы проекта:
1. Насколько важно сохранение памяти о героях и событиях Великой Отечественной войны для русского человека?
2. Необходимо ли человеку знание исторического прошлого своей страны и своей семьи?
Материалы и оборудование: компьютер, информационное поле (домашние архивы, фонды библиотек, музеев, редакций печатных изданий, ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет), оргтехника.
Предполагаемый продукт проекта: поисково-творческий проект, презентация
Этапы работы над проектом:
- вводный этап (организационно-подготовительный);
- поисково-исполнительский этап;
- обобщающий этап;
- заключительный (итоговый) этап.
Содержание и механизм реализации:
1. Выбор проблемы.
2. Разработка плана действий.
3. Сбор информации.
4. Осуществление плана действий.
5. Создание проекта и презентация результатов работы.
I.II ВСТУПЛЕНИЕ
Великая Отечественная война.
Для русских людей эти три слова совмещают в себе многое: огромную трагедию, нестерпимое горе, невосполнимую утрату, радость победы, счастье обретения свободы и мира для будущих поколений.
Каждый уходящий год всё больше отдаляет нас от событий Великой Отечественной войны, всё меньше остаётся свидетелей тех времён. И только память поможет не утратить связи с прошлым, не допустить забвения одного из самых трагичных и героических периодов в истории Родины и её народа.
Мы, правнуки участников боёв за освобождение нашей страны от немецко-фашистских захватчиков, обязаны чтить и хранить память о тех годах и людях, передавая свои знания следующим поколениям, как передают их сейчас нам бабушки и дедушки, родители и учителя.
Нельзя допустить, чтобы подобное повторилось вновь, потому очень важно, чтобы об этом помнили всегда.
Свой проект я посвятила моему прадедушке – Анатолию Васильевичу Парфёнову, замечательному человеку - фронтовику, ветерану войны и труда, заслуженному сотруднику и персональному пенсионеру органов внутренних дел Кубани. (Приложение 1).
Жизненный путь Анатолия Васильевича нельзя назвать лёгким. Судьба словно испытывала его на крепость характера и силу воли. Прадедушка родился в городе Иркутске в большой крестьянской семье, рано потерял родителей. Познав голод, холод и лишения, постоянно трудился, стремился к получению образования, так как понимал, что знания помогут стать человеком и жить достойно. Свой трудовой путь он начал в 14 лет, с июня 1935 г. по ноябрь 1937 г. работал ревизором Ленского речного пароходства, а с ноября 1937 г. по август 1939 г. участковым инспектором Киренского районного отдела милиции. (Приложения 2.1, 2.2).
Можно сказать, что прадедушка постоянно находился на фронте – военном, служебном, трудовом, общественном. Он жил и работал для людей, для своей семьи и своей страны.
В нашей семье свято берегут память об Анатолии Васильевиче. Это фотографии, видео, вырезки из газет, личные вещи, документы, письма. И, хоть я знаю о прадедушке только из домашних архивов и рассказов мамы и бабушки, для меня он очень близкий и родной человек, судьбой которого я буду гордиться всегда.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ВСЯ ЖИЗНЬ – НА ФРОНТЕ
II.I НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ВОЙНА
Свой фронтовой путь прадедушка начал накануне Великой Отечественной войны, в 1939 году, со службы в рядах Советской Армии. В то время на территории Монголии, у реки Халхин-Гол недалеко от границы с Маньчжурией происходил вооружённый конфликт между Советским Союзом и Японией. В историю он вошёл, как «необъявленная война». На этой земле мой прадедушка, тогда ещё 18-летний парнишка, рядовой 601 стрелкового полка, принял боевое крещение (Приложение 3).
Историческая справка. «Начало конфликту положили оккупация японскими войсками территории, принадлежащей Монгольской народной республике, которая входила в состав Союза Советских Социалистических Республик, и требования японской стороны о признании реки Халхин-Гол границей между Японией и Монголией, в то время как старая граница проходила на 20-25 км восточнее. Одной из причин таких требований являлось желание Японии расширить свои границы посредством осуществления дальнейшей агрессии против Монголии, Китая и Советского Союза.
Ожесточённые сражения на Халхин-Голе продолжались с весны по осень 1939 года. Заключительная битва произошла в последних числах августа, и завершилась полным разгромом 6-й отдельной армии Японии. 15 сентября состоялось подписание соглашения между Советским Союзом, Монгольской народной республикой и Японией о прекращении военных действий в районе реки Халхин-Гол.
Победа на Халхин-Голе сыграла решающую роль в ненападении Японии на Советский Союз. Примечательным фактом является то, что когда в декабре 1941 года войска Германии стояли под Москвой, Гитлер яростно требовал от Японии напасть на русских на Дальнем Востоке. Именно поражение на Халхин-Голе, как считают многие историки, сыграло главную роль в отказе от планов ненападения на нашу страну в пользу нападения на США».(https://ru.wikipedia.org)
Как напоминание о тех трудных годах в истории нашей Родины и её народа, хранятся в семейном альбоме старые выцветшие от времени фотографии: на одних снимках запечатлён прадедушка, автором других является он сам.
Я бережно держу в руках фотокарточку. (Приложения 4.1, 4.2) Слева прадедушка Толя, справа его сослуживец сидят за столом на фоне «красного уголка» с символикой того времени – гербом страны и флагами, увенчанными скрещёнными серпом и молотом, на стене плакаты о воинской службе и портреты вождей. Молодые солдаты смотрят в объектив камеры. Между ними, в центре – трофейный патефон, отвоёванный у японцев. Видно, что ребята призваны в вооружённые силы совсем недавно – на армейской форме пока отсутствуют нашивки, подтверждающие воинское звание, а наградам ещё предстоит занять своё место на гимнастёрках. С обратной стороны фотографии рукой прадедушки, красивым убористым почерком написано: «Привет с Дальнего Востока! Дорогие родители, шлю вам своё красноармейское фото с другом по службе Гончаровым. Живу как в Крыму на курорте, но только тяжело на сердце от такого курорта… скучаю».
Страшно становится, когда думаешь о том, что эти ребята, совсем неопытные мальчишки, никогда ещё не державшие в руках оружия, должны были с самых первых дней своей службы защищать Родину. За два месяца той войны в боях под Халхин-Голом Советско-монгольские войска потеряли 9831 советских и 895 монгольских солдат (а вместе с ранеными — более 17 тысяч). Моему прадедушке повезло - он остался в живых (Приложения 5.1, 5.2, 6.1, 6.2, 7.1, 7.2, 8.1, 8.2).
II.II ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
Домой, в город Иркутск, где он родился и вырос, прадедушке так и не суждено было вернуться – грянула Великая Отечественная война.
Историческая справка. «В 4 часа утра 22 июня 1941 года войска фашистской Германии в количестве 5 с половиной миллиона человек перешли границы Советского Союза, 5 тысяч немецких самолётов начали бомбить советские города, воинские части и аэродромы. На первом этапе Великой Отечественной войны Красная Армия терпела одно поражение за другим, отходя все дальше вглубь страны. Около двух миллионов советских солдат попали в плен или погибли. Но и в эти тяжёлые месяцы советские воины героически сражались с врагом.
В конце 1941 года враг стоял в нескольких десятках километрах от Москвы, а Ленинград был полностью окружён. Но немецкий план закончить войну осенью был сорван.
В результате контрнаступления Красной Армии под Москвой в декабре 1941 года немцы были отброшены. Ленинград, находящийся в блокаде, мужественно держался — несмотря на то, что самой страшной блокадной зимой 1941 - 42 годов от голода и холода погибли сотни тысяч мирных ленинградцев.
Летом 1942 года началось наступление немецких частей на Сталинград. Несколько месяцев отборные части вермахта штурмовали город. Сталинград был превращён в руины, но сражавшиеся за каждый дом советские солдаты выстояли и перешли в наступление. Зимой 1942-1943 года были окружены 22 немецкие дивизии. В войне наступил перелом.
Летом 1943 года под Курском произошло крупнейшее танковое сражение, в котором гитлеровцы потеряли около 350 танков и 3 с половиной тысячи убитыми. Под ударами Красной Армии немецкие части стали отходить к границам Советского Союза.
К лету 1944 года Красная Армия освободила территорию Советского Союза и приступила к освобождению европейских государств, захваченных фашистами. Одновременно с Советским Союзом войну против немцев вели союзники по антигитлеровской коалиции — Англия, США и Франция. Летом 1944 года был открыт долгожданный второй фронт, который облегчил положение Красной Армии.
Весной 1945 года советские и союзнические войска вступили на территорию Германии. Началась завершающая Берлинская операция, в которой советскими войсками командовал маршал Георгий Константинович Жуков.
9 мая 1945 года Жуков вместе с военачальниками союзников принял капитуляцию Германии. За свою победу наша страна заплатила огромную цену: около 27 миллионов человек погибло, миллионы остались калеками и инвалидами, была уничтожена треть национального достояния. Поэтому победа в Великой Отечественной войне — одна из самых ярких страниц истории нашей страны».(https://ru.wikipedia.org)
Всю Великую Отечественную прадедушка прошёл в составе 432 пулемётного полка. В тяжелейших боях он освобождал родную страну от фашистских захватчиков. Много раз смотрел в лицо смерти, видел гибель своих фронтовых друзей, но упорно верил в победу и всеми силами приближал конец войны (Приложения 9.1, 9.2).
За участие в Великой Отечественной войне он был награждён Орденом Великой Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу» (Приложения 10.1, 10.2).
II.III ВОЙНА С ЯПОНИЕЙ
Не успели ещё отгреметь салюты Великой Победы, когда 66-й артиллерийский батальон, где служил Анатолий Васильевич, вместе с другими частями направили на Дальний Восток, в составе 5-го фронта громить японских оккупантов. Здесь тоже было трудно, но оптимизм наших солдат, их любовь к жизни и вера в собственные силы помогли дать достойный отпор врагу (Приложение 11).
Историческая справка. «Опасность войны с Японией существовала со второй половины 1930-х годов, в 1938 году произошли столкновения на озере Хасан, а в 1939 сражение на Халхин-Голе на границе Монголии.
8 августа 1945 Советская Армия вступила в войну с Японией. Эта война имела огромное политическое и военное значение, так как без вступления в войну советских войск она продолжалась бы ещё не менее года и стоила бы дополнительно нескольких миллионов человеческих жизней.
В сентябре 1945 г. Советская Армия разгромила сильную Квантунскую армию Японии. Советский Союз, вступив в войну с Японской империей и внеся весомый вклад в её разгром, ускорил окончание Второй мировой войны». (https://ru.wikipedia.org)
Прадедушка был награждён медалью «За победу над Японией» (Приложение 12).
Над нашей землёй снова было мирное чистое небо, но лишь через два года он окончательно расстался с военной службой.
II.IV «СЛУЖА ЗАКОНУ - СЛУЖУ НАРОДУ»
Демобилизовался Анатолий Васильевич в 1947 году. Тогда во многих регионах нашей страны царили послевоенная разруха, голод, нищета и болезни. В то время у прадедушки уже была семья, подрастали две малютки-дочери. От недостатка витаминов дети часто болели. Узнав от сослуживцев о том, что в южных районах СССР мягкий тёплый климат и щедрые плодородные земли, Анатолий Васильевич переехал с семьёй на Кубань, в станицу Тульскую, где был принят на должность участкового уполномоченного районного отдела милиции.
Страна только-только начала подниматься из руин, уровень преступности повышался. Прадедушка не жалел ни сил, ни времени, чтобы на вверенном ему участке всегда было мирно и спокойно. Он всегда старался быть ближе к людям, лично знал каждого жителя на своей территории. Односельчане шли к Анатолию Васильевичу в любое время дня и ночи со своими бедами, проблемами. Для них прадедушка был не только защитником правопорядка, но ещё и юристом, сыщиком, психологом, добрым другом и мудрым советчиком. Никогда не отказывал людям в помощи, старался найти подход к каждому, будь то проведение беседы с сыном соседки (вдовы участника войны), который прогуливал уроки в школе, или усмирение и доставка в участок пьяного дебошира, угрожавшего своей пожилой матери топором (Приложения13.1, 13.2).
Пять лет прадедушка прослужил участковым. За отличное несение службы и успехи в работе его перевели на должность старшего оперуполномоченного уголовного розыска Тульского районного отдела милиции. Новая должность принесла новые заботы и трудности. Теперь Анатолию Васильевичу пришлось расследовать тяжкие преступления – грабежи, убийства, хищение государственного имущества. Не смотря на постоянный риск, физическое и моральное напряжение, он продолжал с честью и достоинством выполнять свой долг перед законом и обществом (Приложения 14.1, 14.2, 14.3, 14.4, 15.1, 15.2, 16.1, 16.2, 16.3).
За умело поставленную работу, успешное раскрытие тяжких преступлений, Анатолий Василевич получает поощрения, очередные звания, а в апреле 1961 года его назначают начальником отдела милиции в Советском районе (Приложение 17). Через год, когда район был присоединён к республике Адыгея, прадедушку переводят на должность начальника милиции Щербиновского района. Так семья Парфёновых, к тому времени имевшая двух дочерей и сына, переехала в станицу Старощербиновскую, где впоследствии родилось и выросло не одно поколение их потомков.
Во время работы в милиции прадедушка не только самоотверженно нёс свою службу, но и постоянно стремился к самообразованию, повышал свой профессиональный уровень. В 1961 году он становится курсантом Саратовской высшей школы милиции, которую заканчивает на «отлично» (Приложения 18.1, 18.2, 19.1, 19.2, 20.1, 20.2, 21). И вновь работа – суровые будни без сна и отдыха, где были радость и горе, победы и поражения. Много было во время службы прадедушки интересных и трагических моментов, но всегда, во всех обстоятельствах он поступал по закону, чести и совести. Эти жизненные принципы завещал Анатолий Васильевич своим детям и внукам (Приложения 22.1, 22.2, 23.1, 23.2, 24.1, 24.2).
Годы напряжённой работы не прошли даром - здоровье стало подводить, и в августе 1965 года прадедушка оставил службу в милиции и с почётом ушёл на пенсию. За службу в органах внутренних дел прадедушка был награждён: медалями «За безупречную службу» I, II и III степени, также ему присвоено почётное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Кубани», вручена грамота управления внутренних дел Краснодарского края «За достигнутые успехи в борьбе с преступностью» (Приложения 25.1, 25.2, 25.3, 26).
II.V «ЗА МНОГОЛЕТНИЙ И ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД…»
Но неукротимая энергия, сила духа и сознание того, что многое ещё можно сделать, не дают прадедушке спокойно сидеть дома. В течение пяти лет он возглавляет районную киносеть, несёт культуру в массы. Затем столько же лет работает председателем Щербиновского районного совета Всероссийского общества пожарной охраны, потом внештатным инспектором районного комитета народного контроля. Многие годы Анатолий Васильевич посвятил районному здравоохранению – трудился в должности начальника штаба медицинской службы Гражданской обороны центральной районной больницы. За трудовую деятельность прадедушке присвоено звание Ветеран труда, он награждён почётной грамотой министерства культуры РСФСР, которую ему вручали в Москве, а также многими другими грамотами и благодарностями (Приложения 27.1, 27.2, 27.3, 28.1, 28.2).
II.VI «МОИ ГОДА – МОЁ БОГАТСТВО»
С 1986 года прадедушка Толя уже не работает, но с удовольствием продолжает заниматься общественной деятельностью – является участником народного хора ветеранов войны и труда, возглавляет совет ветеранов органов внутренних дел районной милиции, активно участвует в жизни нашей станицы.
Своё 80-летие, прадедушка встретил в кругу друзей, родных и близких. Самым большим достижением в жизни Анатолий Василевич считал безупречную службу Родине и её народу, а главной ценностью для него всегда была семья. Тогда, в 2001 году, у прадедушки Толи было трое детей, пятеро внуков и трое правнуков.
За щедро накрытым столом звучали весёлый смех, душевные поздравления и любимые песни именинника: «Три танкиста», «День Победы», «Смуглянка», «Варенички», «Распрягайте, хлопцы, коней», «Мои года». А одним из главных и особенно дорогих подарков стало стихотворение, которое посвятила своему отцу моя бабушка (Приложение 29).
Анатолий Васильевич Парфёнов умер 25 февраля 2004 года. Проводить его в последний путь пришли многие жители станицы Старощербиновской и Щербиновского района, представители администрации, работники здравоохранения, культуры, члены общественных организаций, сотрудники органов внутренних дел. У могилы выстроился почётный караул, грянули прощальные залпы.
Ещё один ветеран Великой Отечественной ушёл от нас в вечность (Приложения 31.1, 31.2, 32).
III. ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Во время работы над проектом я открыла много нового для себя, познакомилась с интересными людьми и фактами, лучше узнала историю своей Родины, Кубани и станицы.
В Щербиновском народном музее имени М.М.Пастернак мне очень понравилась экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне, все материалы хорошо сохранились, здесь действительно можно прикоснуться к прошлому, проникнуться духом того сурового времени.
В центральной и детской библиотеках также большое внимание уделено теме Великой Отечественной – оформлены большие яркие выставки со множеством книг, брошюр, периодических изданий. Здесь я также нашла интересный материал о войне с Японией и битве на Халхин-Голе.
В редакции газеты «Щербиновский курьер» мне помогли найти информацию о прадедушке, опубликованную в местной газете много десятилетий назад, а также статьи, которые писал он сам, когда работал начальником гражданской обороны и инспектором народного контроля (Приложения 33.1, 33.2, 34.1, 34.2, 35.1, 35.2).
Моя бабушка, а так же её брат и сестра – мои двоюродные бабушка и дедушка, щедро поделились своими воспоминаниями о жизни своего отца. Систематизировать и редактировать собранный материал помогали мама и руководитель моего проекта. Вот так, все вместе, мы смогли составить несколько страниц семейной летописи, которую, конечно же, стоит продолжить. И, когда-нибудь, я обязательно сделаю это.
Знать и помнить историю своей страны и своей семьи должен каждый. Нужно постоянно обогащать знания, стремиться к новому, неизведанному, тогда жизнь будет насыщенной и интересной.
Такие творческие конкурсы необходимы школьникам, потому что учат беречь и уважать свою историю, чтить и хранить память о прошлом.
Своим сверстникам я бы порекомендовала осуществить подобное исследование в своей семье, изучить биографию родных и близких. Уверена, что герои среди этих людей обязательно найдутся. Нужно только немного времени, терпения и, конечно, желания.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я горжусь тем, что простой паренёк из Иркутска достойно служил своей Отчизне - 8 лет защищал её Дальневосточные границы, более 40 лет честно и преданно трудился на Кубанской земле, став почётным гражданином станицы Старощербиновской.
По давно сложившейся традиции, 9 мая, мы всей семьёй придём на могилку к прадедушке. Я положу букет к подножью памятника и скажу про себя: «Прадедушка Толя, спасибо тебе за всё: за то, что ты был, за то, что есть бабушка, мама и я, твои дети, внуки и правнуки, за то, что мы живём под мирным небом. Вечная тебе память!»
V. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ
V.I Литература
1. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век. - М: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. - 544 с., ил., карты.
2. Энциклопедия для детей. Т.5, ч. 3. История России.20 век/ Сост. С.Т.Исмаилова. - М.: Аванта+, 1996. - 672с.: ил.
3. Энциклопедический словарь юного историка: ( Всеобщая история)/ Сост. Н.С. Елманова, Е.М.Савичева. - М.: Педагогика - Пресс, 1994. - 448с., ил., карты.
4. Великая Отечественная война, 1941 - 1945. События. Люди. Документы: Краткий исторический справочник/ Под общ. Ред. О.А.Ржешевского, Сост. Е.К.Жигунов. - М.: Политиздат, 1990. - 464с.,ил., карт.
5. Бои в Манчжурии и Корее: сборник материалов о боевых действиях 1-го Дальневосточного фронта/ Приморское краевое управление издательства и полиграфии. – Владивосток, 1945 г. – 111 с.
V.II Периодические издания
1. Газета «Боевой страж» от 2 апреля 1964 г.
2. Газета «Знамя Ленина» № 138 от 10.11.1987 г., № 135 от 01.11.1988 г.
3. «Милицейская газета Кубани» № 16 от 29.04-12.05.2002 г.
4. Газета «Щербиновский курьер» № 7 от 21.01.1999 г., № 24-24 от 28.02.2004 г.
V.III Ресурсы сети Интернет
http://grant-project.ru/
http://yadi.sk/d/Hv2em8Jt7E3M4
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/
http://www.legendtour.ru/rus/mongolia/history/khalkin-gol.shtml
http://victory.rusarchives.ru/
https://ru.wikipedia.org
Учимся ткать миленький коврик
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Цветение вишни в лунную ночь
Рождественский венок
Зимний лес в вашем доме