Работа посвящена исследованию героической и трагической судьбы руской женщины-крестьянки Алены Арзамасской,предводительницы восставших против крепостного гнета крестьян.Эту замечательную нижегородку называют "Русской Жанной Д Арк",имея в виду сходность их подвига самопожертвования во имя своих соотечественников.Жизнь и героическая гибель Алены не канули в Лету, они живут в нижегородском фольклоре, произведениях писателей, живописных полотнах художников.
Вложение | Размер |
---|---|
alena_arzamasskaya_1.odt | 310.46 КБ |
Научно-исследовательская работа
Тема работы:
ОБРАЗ АЛЁНЫ АРЗАМАССКОЙ - ГЕРОИНИ РУССКОЙ ПОВСТАНЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ- В ФОЛЬКЛОРЕ,ЛИТЕРАТУРЕ,ЖИВОПИСИ,
Выполнил:
Чеканин Максим Вадимович
ученик 9”Б” класса
МБОУ Безводнинская СШ
Кстовского района Нижегородской области
Научный руководитель:
Жеглова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ Безводнинская СШ
Содержание:
1. Введение……………………………………………………………...стр. 3-4
2. Часть I Судьба Алены до пострига в монахини..….........................стр. 4-5
3. Часть II « Старица» Алена…………..................................................стр. 5-7
4. Часть III Алена-предводительница восставших …………………..стр. 7-9
5. Заключение…………………………………………………………..стр. 9-10
7. Список использованной литературы и Интернет-ресурсов……..стр.10
«…легендарная женщина, сражавшаяся за идеалы добра и справедливости и повторившая судьбу героини Франции Жанны Д’Арк».
В.Замыслов
Введение.
Современному культурному человеку необходимо знать о выдающихся людях, чей вклад в русскую историю является значительным. Мы, нижегородцы, должны знать и передать память о наших великих земляках. В этом мы усматриваем значимость и прикладную ценность нашего исследования, посвященного одной из выдающихся дочерей Нижегородской земли - Алене Арзамасской.
Алёна Арзамасская - атаман отряда восставших нижегородцев во время крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Ее отряд, насчитывавший около 600 человек, действовал в Темниковском и Шацком уездах Нижегородской губернии, участвовал во взятии города Темникова (1670). Позже Алёна была захвачена правительственными войсками в плен и сожжена в деревянном срубе. Приобрела широкую известность особенно благодаря героическому поведению во время допроса и казни.
Предмет нашего исследования - жизнь, подвиг и героическая гибель нашей землячки.
Многие писатели современности затрагивали судьбу Алёны Арзамасской в своих трудах. Так, эрзянский классик Кузьма Абрамов в своем романе-сказании «Олячинть кисэ» («За волю»), повествует о борьбе народов Среднего Поволжья против царских воевод и бояр в 1670—1672 гг. и не обходит стороной предводителей восстания Акае Боляева и Алёну Арзамасскую.
Народная память сохранила рассказы о подвиге этой русской воительницы — простой крестьянки, которая села на коня, взяла в руки оружие и повела людей в битву за справедливость и народовластие. Валерий Замыслов неспроста сравнивает Алену и Жанну Д’Арк. Как и Жанну, Алену тоже предали, объявили колдуньей и сожгли на костре. Помимо сохранения её образа в русском фольклоре, её помнят и чтут мордва и булгары, также принимавшие участие в этих восстаниях.
Цель нашей работы - собрать и систематизировать информацию о великой дочери Нижегородской земли, положившей свою жизнь на алтарь служения своему народу.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1.Поиск источников информации о жизни и подвиге Алены Арзамасской.
2.Сбор и систематизация этой информации.
3.Анализ и синтез найденных материалов, обобщение и формулировка выводов по теме.
Методы исследования, использованные в данной работе: наблюдение, изучение научной литературы, материалов сети интернет, теоретический анализ и обобщение полученной информации, выделение и синтез главных компонентов.
Часть I
Судьба Алены до пострига в монахини.
Алёна Арзамасская (? — 1670) организовала и возглавила восстание, выступив в поддержку Степана Разина.
Неизвестны ни фамилия, ни отчество атаманши Алёны. Документальные свидетельства о ней — это всего лишь две «отписки» царских воевод да несколько упоминаний в книгах ее современников-иностранцев, свидетелей подавления «разинщины».
Родилась в казачьем селе Выездная Слобода под Арзамасом Нижегородской губернии. С детства любила слушать истории о воинских подвигах, о том, как арзамасские крестьяне вилами и рогатинами прогнали со своих угодий жадных монахов, пытавшихся захватить общинную землю.
Положение женщины-крестьянки в феодальной России было тяжелым и бесправным. С малых лет вместе с другими членами семьи выходила Алена на работу на государеву пашню, ее день с раннего утра и до позднего вечера был заполнен трудом. Как и другие девочки, ее сверстницы, она год от года осваивала льняное искусство. Работа со льном — исстари на Руси женская доля. Поначалу нужно научиться тереблению льна. Дело это долгое, утомительное, руки от постоянного дерганья льняных прядей все в занозах, пальцы немеют. Но зато, научившись теребить лен, можно браться за любую другую работу. После теребления следовало еще множество трудовых операций со льном, в результате которых получалась пряжа.
Если прясть умела едва ли не любая русская женщина, то тканье могла, освоить не всякая. Алена выучилась этому непростому искусству еще юной девушкой. Успевала она со скотиной управиться, и накосить, и стог сметать. Посвататься к такой работящей невесте охотников было много. Да и лицом, всей статью была Алена видной избранницей. Замуж она вышла за крестьянина своей родной слободы. Замужество для женщины— -это прежде всего поддержка в жизни. «Не рада баба повою (головной убор, символ замужества), а рада упокою»,— гласит народная мудрость. Однако дел и хлопот после свадьбы у Алены не только не стало меньше, но еще и прибавилось: ведь женщина из народа жила своим трудом и работала наравне с мужем. В трудовой семье родилась и пословица: «Жена пряди рубашки, а муж — вей гуж». К тому же у свекра со свекровью с молодухи был особый спрос: «Все в семье спят, а невестке молоть велят». Замужество Алены было непродолжительным. Ее муж от «надсадной» работы заболел и умер. Незавидная участь выпала на долю молодой женщины.
Часть II
« Старица» Алена
Оставшись вдовицей, она постриглась в монахини в арзамасском Николаевском женском монастыре.
В монастыре от природы смышленая и приметливая Алена обучилась грамоте и овладела искусством врачевания травами. Во многих монастырских обителях послушники и послушницы собирали и сушили местные лекарственные травы (преимущественно те, которые описывались в греческих травниках или были на них похожи) и лечили ими больных. Ведь в тогдашней России обратиться к лекарям могли только знатные и богатые: врачи в основном были заграничные, за услуги свои брали дорого.
Она умела лечить почками березы, тополя, сосны, корой кустарников и деревьев: калины, дуба, крушины, обвойника. При помощи «банной плесени» заживляла гнойные раны (в просвещенной Европе того времени такие раны прижигались каленым железом). Также она знала толк в болезнях животных.
Информация о том, что Алена Арзамасская лечила плесенью холеру, была использована Зинаидой Виссарионовной Ермольевой для создания
бактериофага, показавшего высокую эффективность не только при холере, но
и при брюшном тифе и дифтерии.
Алена видела, живя и в своей слободе, и в монастыре, что люди страдают и мучаются не только от болезней: одни живут богато, сыто, в довольстве и роскоши, другие — впроголодь; одни держат добро в десяти сундуках и ларцах, другие ходят разутые и раздетые. И нет такой травы, такого целительного корня, чтобы избавить людей от барщины, тягла, долговой кабалы, от неизбежного горя, которое несет нужда. И в монастыре вместе с Аленой было много таких же, как и она, горемычных, хлебнувших лиха женщин.
На них была вся черная работа, они обслуживали не только себя, но и монашескую верхушку. Считалось, что все принявшие обряд пострижения, ушедшие, от мира составляют единую общину «сестер» - монахинь. Однако на самом деле в Николаевском монастыре, как и в прочих «божьих» обителях, господствовали отношения социального неравенства: всеми делами заправляли там выходцы из бояр и дворян, а те, кто пришел в монастырь из-за бедности, на них работали.
Монастырский быт тяготил Алену. В 1669 году, когда началось крестьянское восстание Степана Разина, «старица» ушла из обители. Она собрала вокруг себя крестьян, осенью 1670 года двинула свой отряд к Темникову на соединение с войском донского казака Федора Сидорова.
Алену хорошо знали в окрестных селах и деревнях: кому-то она вылечила ребенка, кого-то самого спасла от неминуемой смерти, у этого вправила грыжу, у того свела из глаза ячмень… Крестьяне верили Алене, почитали ее, сочувствовали вдовьей судьбе этой повидавшей много горя женщины. Ее уважительно называли Аленой-старицей. Она умела находить общий язык с людьми, умела заставить себя слушать. Ее бесхитростные речи волновали, ее глубокая убежденность в том, что они, «крестьяне, должны
помочь «батюшке» Степану Тимофеевичу, передавалась каждому бедняку и подневольному землепашцу.
Часть III
Алена-предводительница восставших
Отряд Алены-старицы поначалу насчитывал 200 человек. Она было повела крестьян на Оку, к Касимову, но затем повернула к Темникову. Объясняется это тем, что Алена не смогла пробиться сквозь плотный заслон царских войск и приняла решение, углубившись в дремучие леса, выйти к берегам реки Мокши, где, по слухам, местное население пришло в волнение и было готово присоединиться к восстанию. Алену встречали как освободительницу: хотя она никогда не видела Разина и действовала не с его ведома, народ везде принимал старицу за его посланницу. За Аленой следовали русские, татарские, мордовские крестьяне. Командовавший карательным войском воевода Ю. Долгорукий сообщал о Москву, что Алена-старица «збирала с собою на воровство многих людей...». Впоследствии плененный повстанец А. Осипов на допросе у Долгорукого показал, что в Аленином отряде было 600 человек. Она поддерживала связь с другими повстанческими отрядами. Местом их сбора был город Темников. Сюда с боями продвигалась атаман Алена. Там, где были сосредоточены крупные силы карателей, шли в ночное время, лесами. Как и Разин, Алена широко рассылала по округе «прелестные письма».
Под Темников помимо Алены привели свои отряды (действовавшие поблизости и в соседних уездах) предводители крестьян Федор Сидоров, Исай Фадеев, Степан Кукин, Ерема Иванов. Федор Сидоров, в сентябре 1670 г. освобожденный разинцами из саранской тюрьмы, стал видным повстанческим предводителем. Он «збирал вольницу в казаки» и возглавил довольно крупный и хорошо вооруженный (ручным огнестрельным оружием и даже пушками!) отряд. Объединившись под Темниковом, силы восставших составили до 5 тыс. человек. В 1670 году её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова и взял Темников. Алёна более двух месяцев управляла городом и войском
Неизвестный иноземец, автор «Сообщения касательно подробностей мятежа... произведенного в Московии Стенькой Разиным», указывает даже, что под командой Алены и Ф. Сидорова было 7-тысячное войско.
Тем временем над непокорным народом сгущались тучи. Восставшими, которых было около 7 тысяч, руководили атаманы Сидоров, Сукин, Иванов; у них были и пушки. В конце ноября в пятнадцати верстах от Темникова у села Веденяпино повстанцы потерпели поражение. 30 ноября 1670 года войско Алёны было атаковано царскими войсками и разгромлено. Темниковские «лучшие люди» (противники бунта) воспользовались моментом и схватили повстанцев.
Когда войска вошли в город, последние горстки восставших отчаянно обороняли воеводскую избу и собор. Когда Алену пытались пленить, она упорно сопротивлялась, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися солдатами. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук.
Описывая эту женщину в военных доспехах, одетых поверх монашеской рясы, наемник-иностранец восхищался ею. Она превосходила мужчин своей необычайной отвагой и силой.
4 декабря 1670 г. Оставшихся в живых повстанцев, накрепко связанных, выдали подошедшему к Темникову с войском князю Долгорукому. Всех пленных подвергли жестоким допросам. Долгоруков приказал их «пытать и огнем жечь». Мужество этой женщины внушило ее мучителям суеверный ужас. Они объявили, что она «ведунья» и не чувствует боли.
Позади процессии вели связанных одной веревкой «вора и еретика- старицу, которая воровала и войско себе збирала, Алёну, Федора Сидорова, поддержавших восстание попов Савву и Пимена и еще 15 повстанцев». Приговор воеводы был беспощаден: приведенных к нему мятежников он велел повесить на Рябчиковой горе за рекой Мокшей. А Алену вместе с ее «воровскими письмами и кореньями» сжечь в срубе на главной площади Темникова».
Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука».
Расправившись с неукротимой Алёной, каратели пытались уничтожить и саму память о ней. Долго потом в народе передавались последние слова идущей на костер героини: «Если бы сыскать поболее людей, которые поступали бы, как им пристало, и бились так же храбро, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять!» А еще на месте казни не нашли даже цепей, поэтому в народе затеплилась вера, что Алена спасена, жива и вот-вот снова сядет на коня… И она вернулась! Через века образ народной заступницы воплотился в произведениях Дмитрия Кедрина, Василия Шукшина, Сергея Злобина и картинах нижегородских художников С.Сорокина и Г. Надеждина. Заключение
В результате сбора и анализа информации о жизни, подвиге и героической гибели нашей выдающейся землячки мы пришли к следующим выводам:
1.Алена Арзамасская - замечательная дочь русского народа, положившая жизнь на алтарь служения своему народу;
2.Сведения о жизни Алены Арзамасской до сих пор достаточно скудны, не -смотря на то, что слава о подвиге ее прошла через века;
3.Жизнь Алены – пример беззаветного служения своему народу, истинного героизма и подлинного мужества.
4.Подвиг Алены Арзамасской сохранила народная память в фольклоре, многие нижегородские писатели и художники посвящали ей свои произведения.
5.Образ Алены - символ несгибаемой воли к справедливости, борьбы за свободу народа. Она по праву должна считаться одной из зачинательниц русской повстанческой традиции.
Список литературы и интернет-ресурсов:
1.Виктор Карпенко « Алёна Арзамасская»М.,1985,
2.http://ru.narvol.org/alyona-arzamasskaya-geroinya-russkoj-povstancheskoj-tradicii/
3.https://ru.wikipedia.org/wiki/Алёна_Арзамасская
4.http://vr-vyksa.ru/kultura/viktor-karpenko-atamansha/
О жизни, подвиге и трагической судьбе славной дочери народа бесстрашной Алены мы знаем из крайне отрывочных и скудных упоминаний в документальных источниках. После кровопролитного боя у села Кременки попал в плен и был приведен в стан к князю Ю. А. Долгорукому есаул повстанцев беглый крестьянин Андрей Осипов. Во время допроса он со слов других «воровских» казаков рассказал, в частности, о том, что «в Шатцком-де уезде ходит баба ведунья, вдова, крестьянка Темниковского уезду Красной Слободы... И ныне та жонка и с воровскими людьми в Шатцком уезде, а из Шатцкого хотела итти в Касимов».
В этом первом сообщении упомянуты только семейное положение и неточное местожительство Алены — Красная Слобода. Важнее здесь сведения о том, что в октябре 1670 г. она вела свой отряд на запад.
Другой пленный участник восстания — темниковский мурза Смаил Исяшев под пыткой подтвердил показания А. Осипова относительно женщины-атамана: «Да он же слышал, что старица собрала к себе воров и пошла на воровство в шацкие места. А какова чину та старица в мире была, и откуды, и какие люди с нею собрались, и где она ныне, про то подлинно не ведает».
Казнь Алёны привлекла внимание современников-иностранцев (И. Ю. Марций). Ценный рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в опубликованной в Германии в 1677 году брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени». Фриш пишет: "Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним заодно, подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой.
Об участи Алены сообщает потрясенный ее самообладанием некий иностранец, находившийся в ту пору в России: «Оне не дрогнула и ничем не выказала страха, когда услыхала приговор: быть сожженной заживо. Прежде чем ей умереть, она пожелала, чтобы сыскалось поболее людей, которые поступали бы, как им пристало и бились так же храбро, как она, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять. Перед смертью она перекрестилась... спокойно взошла на костер и была сожжена в пепел».
Хоть церковь официально не признавала, но в некоторых храмах шли поминальные службы в ее честь.
В нашей же памяти героиня народной борьбы сохранится как образ несгибаемой воли к справедливости, образ борьбы за свободу народа и одна из зачинательниц русской повстанческой традиции.
Заключение
В результате сбора и анализа информации о жизни, подвиге и героической гибели нашей выдающейся землячки мы пришли к следующим выводам:
1.Алена Арзамасская - замечательная дочь русского народа, положившая жизнь на алтарь служения своему народу;
2.Сведения о жизни Алены Арзамасской до сих пор достаточно скудны, не -смотря на то, что слава о подвиге ее прошла через века;
3.Жизнь Алены – пример беззаветного служения своему народу, истинного героизма и подлинного мужества.
4.Подвиг Алены Арзамасской сохранила народная память в фольклоре, многие нижегородские писатели и художники посвящали ей свои произведения.
5.Образ Алены - символ несгибаемой воли к справедливости, борьбы за свободу народа. Она по праву должна считаться одной из зачинательниц русской повстанческой традиции.
Список литературы и интернет-ресурсов:
1.Виктор Карпенко « Алёна Арзамасская»М.,1985,
2.http://ru.narvol.org/alyona-arzamasskaya-geroinya-russkoj-povstancheskoj-tradicii/
3.https://ru.wikipedia.org/wiki/Алёна_Арзамасская
4.http://vr-vyksa.ru/kultura/viktor-karpenko-atamansha/
Приложения:
Оставшись вдовицей, она постриглась в монахини в арзамасском Николаевском женском монастыре. Здесь Алена обучилась грамоте и узнала секреты народного врачевания. Алена видела, живя и в своей слободе, и в монастыре, что люди страдают и мучаются не только от болезней: одни живут богато, сыто, в довольстве и роскоши, другие — впроголодь; одни держат добро в десяти сундуках и ларцах, другие ходят разутые и раздетые.
В 1669 году, когда началось крестьянское восстание Степана Разина, «старица» ушла из обители. Она собрала вокруг себя крестьян, осенью 1670 года двинула свой отряд на соединение с войском донского казака Федора Сидорова. Отряд Алены-старицы поначалу насчитывал 200 человек. Она было повела крестьян на Оку, к Касимову, но затем повернула к Темникову.
Она умела находить общий язык с людьми, умела заставить себя слушать. Ее бесхитростные речи волновали, ее глубокая убежденность в том, что они, «крестьяне, должны помочь «батюшке» Степану Тимофеевичу, передавалась каждому бедняку и подневольному землепашцу.
Неизвестный иноземец, автор «Сообщения касательно подробностей мятежа... произведенного в Московии Стенькой Разиным», указывает даже, что под командой Алены и Ф. Сидорова было 7-тысячное войско.
Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука».
Рисуем "Осенний дождь"
Карандаши в пакете
Смекалка против Змея-Горыныча
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Эта весёлая планета