Воспитание толерантности как один из способов профилактики экстремизма и терроризма
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание толерантности как один из способов профилактики экстремизма и терроризма | 35.67 КБ |
Министерство науки и образования Республики Бурятия
Бичурский район
МБОУ «Бичурская СОШ №4
имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.»
Республиканская научная конференция школьников
«Шаг в будущее»
Секция «Обществознание»
Тема «Воспитание толерантности как один из способов профилактики экстремизма и терроризма (на примере деятельности волонтерской группы МБОУ «Бичурская СОШ №4 имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.)»
Автор: Игумнова Дарья Денисовна, ученица 9 класса
Бичурской СОШ №4 имени Героя
Советского Союза Соломенникова Е.И.»,
Домашний адрес: с. Бичура, ул. Молодежная
Тел.
Руководитель: к.и.н. Рындина Ирина Павловна
Тел. 89149810263
2018
Оглавление:
Введение. | 3 | |||
1 | Толерантность как один из важнейших способов борьбы с распространением экстремизма и терроризма. | 4 | ||
1.1. | Проблема экстремизма и терроризма в современном мире. | 4 | ||
1.2. | Понятие и значение толерантности | 5 | ||
2 | Равный учит равного. Воспитание толерантности через волонтерскую деятельность | 6 | ||
2.1 | Создание волонтерской группы в МБОУ «Бичурская СОШ №4 имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И. | 6 | ||
2.2 | Практическая деятельность волонтерской группы по воспитанию толерантности у школьников | 7 | ||
Заключение | 8 | |||
Список использованной литературы | 9 | |||
Приложения |
Введение.
Актуальность. В последнее время в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. В связи с этим активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры, уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
Научная разработанность. Принцип толерантности часто возводят к Вольтеру, который сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их». Таким образом Вольтер заложил основу понимания данного термина как одну из ключевых демократических норм и ценностей, таких как свобода слова, СМИ, собраний, религий, прав оппозиционных партий и т.п., без которых невозможна реализация основных прав человека.
Исследователи характеризуют данное понятие такими показателями, как «компромиссное поведение и соответствующий ему стиль мышления», допуск деятельности оппозиции в конституционных рамках. М.П.Мчедлов, П.И.Мамедова, И.Цепкова [8-10]. В.А.Петрицкий считает, что толерантность есть терпимость субъекта по отношению к другому субъекту, несмотря на возможную первоначально негативную оценку; признание права на существование иных вкусов, поступков, стиля поведения, образа мыслей, отличных от моих, и, шире, иной культуры; внутренне осознанная терпимость, основанная на нравственно-понимающем сопереживании [11]. По мнению Р.Р.Валитовой, основой толерантности является отношение «Я» — «Другой», реализующееся в диалогическом общении.
Объект исследования: учащиеся МБОУ «Бичурская СОШ №4 имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.»
Предмет исследования: воспитание толерантности в процессе деятельности волонтерской команды «Оптимисты» как способа профилактики экстремизма и терроризма.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что
Цель работы изучить деятельность волонтерской команды «Оптимисты» по формированию и воспитанию чувства толерантности у учащихся МБОУ «Бичурская СОШ №4 имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.»
Задачи:
- изучить такие явления современности как экстремизм и терроризм.
- проанализировать понятие толерантность – его происхождение и современное понимание
- исследовать практическую деятельность волонтерской команды «Оптимисты» по воспитанию толерантности у школьников.
- систематизировать полученную информацию и сделать выводы о
Методы: Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, эксперимент, наблюдение, анализ и обобщение собранной информации.
Практическая значимость. Материалы данного исследования будут использоваться на уроках обществознания, классных часах, в дальнейшей волонтерской работе, применяться в деятельности классных руководителей.
1.1.Проблема экстремизма и терроризма в современном мире
Российское общество в последние десятилетия переживает трансформацию системы ценностей. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, миграционные потоки разного характера стимулируют напряжённость в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими конфликтами, и на этой почве начинают появляться различные оппозиционные группы, пытающиеся добиться желаемого для них результата через экстремизм и терроризм.
Для успешного противостояния экстремизму и терроризму в обществе необходимо знать и понимать преступную сущность этих явлений.
В современной науке нет однозначного определения понятиям «экстремизм» и «терроризм», единое отношение отсутствует и в мировой юридической практике.
Экстремизм (от латинского extremus – крайний) – это теория и практика достижения социально-политических, религиозных, национальных целей посредством «крайних», запрещённых способов. Под этими способами понимается недозволенное законом применение силы, насилие, посягательство на права и свободы человека и гражданина. Экстремист – это не просто убийца или хулиган, это «идейный» преступник, убеждённый в своей правоте.[1 ]
Основное определение экстремизма в РФ дано в федеральном законе № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года., согласно которому экстремистская деятельность (экстремизм) понимается как насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;[2 ]
Терроризм рассматривается как крайняя форма проявления экстремизма.
Терроризм – это сложное социально-политическое и криминальное явление, обусловленное внутренними и внешними противоречиями общественного развития. Терроризм представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства, одну из наиболее опасных разновидностей политического экстремизма в глобальном и региональном масштабах.
Экстремизм и его разновидность терроризм представляют реальную опасность как для международного сообщества в целом, так и для нашего государства в частности.
Профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача государства, но и задача представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, граждан. В нашей стране профилактика экстремистских проявлений должна рассматриваться как инструмент объединения усилий граждан России в укреплении нашего экономического и политического потенциала.
При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь.
Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» – «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.).
Таким образом, профилактическая работа среди подростков и молодежи представляется наиболее востребованной и необходимой для профилактики экстремизма и терроризма.
Толерантность, определение которой дала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г., является нормой современного цивилизованного мира. Эта дата с тех пор ежегодно отмечается по всей планете как «Международный день толерантности».[ 3]
Но, несмотря на то, что она признана на официальном и государственном уровне, несмотря на повседневную актуальность этой социальной нормы, с этим качеством в нашем мире редко ладится и значение этого слова понятно не всем.
Термин «толерантность» возник как формула терпимости в отношении религиозных меньшинств и сект и стал следствием протестантской Реформации. В историческом плане он восходит к поддержке практики, запрещающей религиозную дискриминацию, позже к ней добавился запрет на этническую дискриминацию.
В наше время определение этого слова все чаще используется как обозначение терпимого отношения к какой-либо социальной группе, политической партии или идее, которую многие считают неприемлемой.
Под этим термином может подразумеваться религиозная; национальная; расовая; политическая толерантность; толерантность к конкретному полу (мужскому или женскому); к сексуальному меньшинству; к оппоненту; инвалиду; толерантность к психически нездоровым людям и т. д.
Таким образом, определение слова «толерантность» — терпимое отношение к отличающимся взглядам, мыслям, верованиям, она предполагает умение конструктивно разрешать конфликты, преодолевать противоречия, контролировать собственное поведение.
Толерантность –это условие нормального функционирования гражданского общества и и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость формирования у подрастающего поколения способности быть толерантным. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблеме культуры общения- одна из самых острых в школе, да и вообще в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым друг к другу, что очень непросто.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и отдельных его институтах. Не является исключением школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
2.1.Создание волонтерской группы в МБОУ «Бичурская СОШ №4 имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.
В подростковом возрасте актуальным видом деятельности является общение со сверстниками, в котором они учатся навыкам взаимодействия с обществом. Результатом такого учения является сформированная активная гражданская позиция, способствующая социализации подростков. Одной из таких форм является волонтерская деятельность
В Бичурской СОШ №4 имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И. 1 сентября 2015 года создан Молодежный патриотический клуб «Родина- Бурятия». Одним из подразделений этого клуба стала команда волонтеров «Оптимисты», официально созданная весной 2016 года. В этом же году волонтеры нашей школы стали участниками республиканского проекта «Равный учит равного».
Основная цель волонтерской команды «Оптимисты» - профилактика правонарушений, пропаганда здорового образа жизни через вовлечение школьников в добровольную, безвозмездную общественно-полезную деятельность. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование социальной компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Принципы волонтеров
2.2 Практическая деятельность волонтерской группы по воспитанию толерантности у школьников.
Одним из направлений работы волонтерского отряда «Оптимисты» является воспитание толерантности у школьников, уважение к особенностям, идеям и убеждениям других людей. В рамках этого направления мы применяем различные формы работы: для младших школьников – игровые формы (Приложение 1), для подростов среднего и старшего возраста – беседы и тренинги.
22 декабря 2017 года на районном семинаре совещании руководителей образовательных организаций Бичурского района был проведен классный час «П
1 http://okt-dobrota.ru/?p=2485
2 Система ГАРАНТ:
http://base.garant.ru/12127578/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/#ixzz552HBJhbc
3 http://lediveka.ru/otnosheniya/samorazvitie/tolerantnost-opredelenie-slova.html
8 МчедловМ.П. Проблема толерантности в постсоветской России // Философские науки. — 2002. — № 4. — С. 64-71.
9 Мамедова П.И. Толерантность — основной принцип мирного сосуществования // Евразия. — 2003. — № 6. — С. 70-75.
10 Цепкова И. Толерантность как составляющая культуры Мира // Толерантность, веротерпимость, свободомыслие — основа культуры Мира: Материалы междунар. науч.-практ. конф. — Алматы, 2006. — 194 с.
11 Петрицкий В.А. Толерантность — универсальный этический принцип // Известия СП лесотехнической академии. — СПб., 1993. — С. 139-151.
12 Лекторский В.А. О толерантности // Философские науки. — 1997. — № 3, 4. — С. 14-18.
13 Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? // Вестн. Моск. ун-та. — Сер. 7. Философия. — 1996. — № 1.— С. 33-37.
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Именинный пирог
Воздух - музыкант
Барсучья кладовая. Александр Барков
Есть в осени первоначальной...