Сохранились ли среди семейских села Бичуры настоящие семейские?
Вложение | Размер |
---|---|
Сохранились ли среди семейских села Бичуры настоящие семейские? | 44.3 КБ |
МБОУ «Бичурская СОШ №4
имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.»
XI межрегиональная краеведческая конференция
«Историко-культурное и природное наследие Сибири»
Тема «Сохранились ли среди семейских села Бичуры настоящие семейские?»
Автор: Ткачев Сергей, ученик 7 класса
Бичурской СОШ №4 имени Героя
Советского Союза Соломенникова Е.И.»,
Домашний адрес: с. Бичура, ул. Калинина 98
Тел. 89836377927
Руководитель: Рындина Ирина Павловна
Тел. 89149810263
afanasva_i@inbox.ru
Оглавление:
Введение. | 3 | |||
1 | Происхождение и отличительные признаки этнической группы «семейские». | 4 | ||
1.1 | История происхождения семейских. | 4 | ||
1.2 | Этно-конфессиональные и культурные особенности семейских. | 5 | ||
2 | Сохранение среди потомков семейских Бичуры уникальных этно-культурных особенностей. | 6 | ||
2.1 | Сохранение духовно-нравственного наследия семейскими Бичуры. | 6 | ||
2.2 | Сохранение традиционной материальной культуры среди семейских села Бичуры | 7 | ||
Заключение | 8 | |||
Список использованной литературы | 9 | |||
Приложения |
Введение
Актуальность. Семейские, староверы – уникальный культурный феномен русской истории. Изучение и сохранение культурного наследия семейских в условиях унификации, стандартизации и распространения массовой культуры важная задача для современного поколения. В 2017 году мы отмечаем знаменательную дату отечественной истории - 350-летие раскола в русской церкви. В связи с этим тема исследования нам представляется особенно актуальной.
Научная разработанность. Староверы Забайкалья, получившие название семейские, не обойдены вниманием историков, этнографов, фольклористов и лингвистов. Интересуются ими антропологи, биологи и медики. О них писал В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, А.М. Селищев, М.Е. Мельников, Ф.Ф. Болонев, А.А. Лебедева и др.
Объект исследования: жители села Бичура, проживающие по улицам Калинина, Молодежная, Трактовая.
Предмет исследования: отличительные этно-культурные признаки (особенности) семейских села Бичура, сохранившиеся у современных потомков.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что современные потомки семейских лишь отчасти сохранили отличительные признаки данной этно-конфессиональной группы.
Цель работы – изучить сохранившиеся этно-культурные особенности семейских Бичуры.
Задачи:
- изучить историю возникновения семейских;
- выделить отличительные признаки семейских;
- провести сбор историко-культурных и социально-демографических данных о современных потомках семейских;
- проанализировать полученную информацию и сделать выводы о степени сохранности этно-культурных, конфессиональных и других отличительных особенностей семейских.
Методы: Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, поисковый, беседы с односельчанами, наблюдение, анализ и обобщение собранной информации.
Практическая значимость. Материалы данного исследования будут использоваться на уроках истории, краеведения, классных часах, для публикации в школьной газете «Школьная страна»
1. Происхождение и отличительные признаки этнической группы «семейские».
1.1 История происхождения семейских.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года этническая группа «семейские» отнесена к русскому населению.[9] Первое упоминание этой группы в исторических источниках относится к XVIII века.
Семейские — русские старообрядцы разных староверческих толков, этно-конфессиональная группа последователей древлеправославия. В местах сегодняшнего компактного проживания на территории Бурятии основная масса семейских оказалась в XVIII в. В 60-е годы XVIII века правительство Екатерины II с помощью военной силы переселило старообрядцев из польских пределов в Сибирь. Часть их поселили на Алтае, где они получили название «поляки», а самую большую часть отправили за Байкал-море. Тут они были поселены, как уже было отмечено, семьями, почему за ними закрепился этноним «семейские». [2, 11]
А.М. Селищев на основе изучения говора семейских пришел к выводу, что предки этих староверов до ухода на польские земли проживали в областях к югу от Москвы: Тульской, Калужской, Орловской, Рязанской, Белгородской, ибо говор семейских относится к южнорусской диалектной группе.[8,]
Перенаселенные в 1764-1765 гг. под конвоем военных отрядов в Сибирь, они сохранили вплоть до настоящего времени многие колоритные черты той культуры
О приходе старообрядцев в Бичуру известно, что, прежде всего «ими были заселены земли по Чикою и по р. Джиде, притоку Селенги. Первые были в ведении Троицкосавского Пограничного комиссара, а вторые относились к Селенгинскому ведомству. Те, которые поселились по Чикою, там и остались, а Джида не понравилась, поэтому новые поселенцы направились на Хилок, где в то время кочевали буряты и кое-где были поселения из ясачных… Одни из них сели на Ключах, близь Сухой реки у самого южного колена Хилка. Другие пошли дальше, где в глубине Бичурской долины было уже 2–3 дома старожилов, а вся равнина к Хилку верст на 10 в ширину занята бурятскими казаками». Деревня Бичюра (Бичура) в системе хилоцких поселений существует, по мнению Ф.Ф. Болонева, с начала 1730-х гг.[4, 123-124]
Сегодня потомки забайкальских старообрядцев (семейских) проживают на территориях Тарбагатайского, Бичурского, Мухоршибирского и Заиграевского районов, а также в селах — Ново-Десятницкое (Кяхтинский район), Ягодное (Селенгинский район), Хасурта (Хоринский район), Леоновка и Вознесеновка (Кижингинский район), в городах Улан-Удэ, Гусиноозерск. Дисперсно они расселились по всей Республике Бурятия. Тарбагатай, Куйтун, Куналей существовали задолго до прибытия в Забайкалье старообрядцев.
1.2 Этно-конфессиональные и культурные особенности семейских.
Старообрядчество дало толчок развитию этноконфессиональной группы семейских (старообрядцев) Забайкалья, имеющих следующие черты: самоназвание, приверженность к древлеправославию, специфический бытовой уклад, род занятий и культурные традиции, существовавшие в допетровской Руси. [5, 3]
Трудолюбие семейских и результаты его были отмечаемы с самых первых: лет их заселения в Забайкалье. В 1772 году Паллас обращает особое внимание на «большой труд и прилежание» и на «чрезвычайный успех» «польских колонистов». [8]
Декабрист Андрей Розен, побывав в семейских селениях во время ссылки в Забайкалье в 1830 г., писал: "Избы и дома у них не только красивы углами, но и пирогами... а люди, люди!.. Ну, право, все молодец к молодцу. Красавицы не хуже донских - рослые, белолицые, румяные... Все у них... показывало довольство, порядок, трудолюбие". Писатель и этнограф С.В. Максимов, побывавший у семейских в 1861 году, отметил, что семейские женщины "поражают красотой лиц и дородством тела".
Семейские – народ рослый, здоровый, красивый. Нередки старики и старухи 80–90 лет. Но молодое поколение уже мельчает. По цвету, кожи и волос отметим следующее. Наряду с великорусским светлим типом встречаются и смуглолицые, с большими карими глазами.[8]
Так же характеризуются семейские и в последующее время. «Крепкий физически и нравственно, семейский мужественно ведет борьбу с природой: разрубает леса, осушает болота и обращает их в плодородные нивы и тучные луга; по общему отзыву, семейским главным образом весь верхнеудинский округ обязан благосостоянием». Так писалъвъ1871 г. П. А. Ровинский (2). [8]
Селения забайкальских староверов выделялись на общем фоне сибирских русских сел своей величиной, ухоженностью, чистотой и размерами домов, своеобразием культуры, быта, нравов.[3, 62]
2. Сохранение среди потомков семейских Бичуры уникальных этно-культурных особенностей.
2. 1 Сохранение духовно-нравственного наследия семейскими Бичуры.
Одним из самых уникальных пластов традиционной русской культуры является субкультура русских старообрядцев. Этот факт признан не только в России, но и в мировом сообществе. Не случайно, например, победителем конкурса ЮНЕСКО "Шедевры устного и нематериального наследия народов мира"(1999г.) стал ансамбль «Судьбинушка», хранящий традиции семейских Забайкалья.
Однако современное общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Сохранение традиционных нравственных религиозных ценностей семейских представляется весьма важным в наше время. Поэтому и возник вопрос - сохранились ли среди потомков семейских «настоящие» семейские?
В качестве объекта исследования нами были выбраны жители села Бичура, проживающие по улицам Калинина, Молодежная, Трактовая. Общая численность – 630 человек.
Работая над темой исследования ними было проведено статистическое изучение современных потомков семейских, беседы с представителями разных поколений, наблюдение за повседневной жизнью жителей села Бичуры. Также с нами поделилась своими многолетними наблюдениями фельдшер Калининского фельдшерского пункта Гоненко Н.В., которая работает на этом участке более 40 лет. Были изучены статистические журналы учета населения Калининского фельдшерского пункта.
В первую очередь следует отметить тот факт, что некоторые респонденты на вопрос о национальной принадлежности все–таки идентифицируют себя как семейских (7 человек - 9%). Это люди старше 65 лет. Абсолютное большинство относят себя к русским. Почти все опрошенные имеют представления о том, кто такие семейские.
Сохранился до настоящего времени один из основополагающих отличительных признаков семейских - принадлежность к древнеправославной вере. 72% опрошенных являются крещеными, хотя в церковь регулярно ходят немногие (15 % - 13 человек)
Как отмечает фельдшер Калиниского ФАП Гоненко Н.В. потомки семейских утратили некоторые нравственные законы – многие курят, большинство употребляет алкоголь, наркотические вещества. Поэтому распространены такие заболевания как сердечно-сосудистые, органов дыхания, диабет алкогольного происхождения, то есть хорошим здоровьем современные семейские не отличаются.
Фольклорные традиции семейских сохраняются народными ансамблями и коллективами. В селе Бичура живет и работает замечательный человек - учитель географии Бичурской средней школы №1, художественный руководитель 6 творческих коллективов: ансамбля гармонистов «Родные напевы» имени Арсентия Слепнева, ансамблей «Ухажеры», «Воскресенье», образцового детского ансамбля «Васильки», детской школы гармонистов «Калиточка», фольклорного ансамбля «Старая Бичура»- Утенков Александр Сидорович (Приложение 1)
2.2 Сохранение традиционной материальной культуры среди семейских села Бичуры
Материальна культура нами понимается как культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека. В рамках данного исследования мы рассмотрели сохранение традиционной материальной культуры семейских в повседневной жизни населения Бичуры.
Исследователи отмечают особо нарядный вид семейской избы, с крашенными изнутри и снаружи стенами, с резными наличниками. Проехав по улицам Бичуры, мы наблюдаем сохранение этой традиции. (Приложение 2). В последнее десятилетие, в связи с расширением ассортимента строительных и отделочных материалов, все чаще хозяева обшивают дома сайдингом или профилем. Однако стремление к «нарядности», украшательству дома - присуще семейским издавна.
Сохранилась традиция украшения окон дома затейливыми наличниками. Это наблюдается как в домах старой постройки так и в новых. (Приложение 3) В домах жителей Бичуры старшего поколения еще можно встретить домотканные «половики» - дорожки и вязаные круги. (Приложение 4)
Традиционная семейская одежда, конечно, не используется в повседневной жизни. Но у многих жителей хранятся как семейные реликвии семейские сарафаны, домотканные пояса, цветастые «кашемирики» - платки, которые надевают на праздники (Приложение 5)
Семейские уделяли большое внимание чистоте жилища, усадьбы. И сейчас это сохранилось отчасти. Как рассказывает Хамидулова Мария Степановна «Посуда есть «чистая» и «поганая». Та, что в бане и на улице – поганая. Из банного ковшика пить нельзя. Как с бани придешь - умойся в рукомойнике»
В некоторой степени сохранилась и традиционная пища семейских, особенно это заметно в обрядовых застольях, например в поминальных. На поминки современные семейские обязательно делают кутью (вареную с медом пшеницу), пекут калачи, сдибни, пирожки с черемухой, оладьи кислые с халвой или кедровой пастой, тарки (открытые пироги с вареньем) Поминальный стол также делают постный или скоромный в зависимости от церковного дня.
Уходят в прошлое традиционные виды транспорта – конные «рессорки» (двухместные легкие тележки) и дроги (большие грузовые телеги), как и связанные с ними ремесла - скорняжное и кузнечное. Лишь изредка можно увидеть конную повозку, в основном на праздниках (Приложение 6)
Существуют в настоящее время и некоторые формы традиционных промыслов семейских. Это сбор дикоросов, в основном кедрового ореха, а также таежных ягод - брусники, черники, и др., в сезон - заготовка и продажа черемши. (Приложение7) Хорошую прибыль приносит заготовка и переработка древесины. Древесина и круглые лесоматериалы, пиломатериалы, являются предметом продажи или обмена.
Заключение
Семейские как особая группа русского населения появились в первой трети XVIII века. Так называли староверов, переселенных в Сибирь, которые шли большими семьями;
Среди отличительных черт семейских можно выделить религиозность и приверженность древле-православию, трудолюбие, прилежание. У семейских существовали высокие нравственные законы - не было обмана и воровства, в селах не знали замков, молодежь до 20 лет не пила водки, не курила. В повседневной, бытовой культуре семейские отличались стремлением к чистоте, порядку. Особый интерес представляют дома семейских (избы). Они всегда были украшены снаружи, расписаны рисунками ворота, наличники. Поражала всегда идеальная чистота внутри дома, украшение стен вышивкой, кружевами, расписной печью. Отличались семейские и внешне - высоким ростом, крепким здоровьем.
В настоящее время потомки семейских лишь частично сохранили духовное и историко-культурное наследие предков. Современные семейские не соблюдают традиционные нравственные запреты – не пить спиртного, не курить табак. Непростые социально-экономические условия сказываются на уровне и качестве жизни, что несомненно влияет на состояние здоровья населения.
В сфере материальной культуры сохранились традиционные элементы, хотя и в усеченном виде: внешний вид семейского дома – богато украшенный, расписной; некоторые предметы быта и утвари; отдельные виды промыслов.
Время идет, меняются условия жизни, и эти изменения не могут не сказываться на культуре и образе жизни народов. Так и семейские — каждый период времени вносит новое. Все сильнее становятся процессы глобализации, в связи, с чем растет важность сохранения культурного наследия и культурных традиций предков
Список использованной литературы
Источники
Информаторы
Гоненко Надежда Викторовна, фельдшер Калининского фельдшерского пункта, ул. Калинина 147, 1955 г.р.
Хамидулова Мария Степановна, пенсионер, ул. Калинина 99, 1939 г.р.
Почему Уран и Нептун разного цвета
Как Снегурочке раскатать тесто?
Городецкая роспись
Галка в чужих перьях
"Разделите так, как делили работу..."