Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_sobaki_grebtsova_konova.doc | 731 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2
Городского поселения «Рабочий поселок Ванино»
Ванинского муниципального района
Хабаровского края
Образ собаки – зеркало души хозяина.
Исследовательская работа
Образ собаки как средство характеристики человека
в творчестве писателей XIX – XX века
Гребцова Ольга,
Конова Екатерина
Учащиеся 8 класса
Апрель
2015г
Содержание:
План исследования:
1. Поисковый этап.
Анализ реальной ситуации: определение потребности в информации.
Анкетирование одноклассников и выявление проблемной ситуации.
Определение существующей проблемы.
2. Аналитический этап.
Постановка цели исследования.
Определение задач работы.
Составление плана реализации исследования.
Сбор и изучение информации (чтение научно-популярной литературы,
работа с интернет-ресурсами)
Анализ имеющейся информации (анализ произведений писателей XIX - XX веков)
3. Практический этап.
Выполнение плана работы над исследованием.
Текущий контроль.
Написание работы.
4. Презентационный этап.
Подготовка реферата и презентации.
Создание списка-рекомендации произведений о собаках
Защита исследовательской работы на ШНПК «Шаг в будущее».
Боже,
помоги мне быть таким человеком,
СОБАКА, каким cчитает меня моя собака!
Януш Леон Вишневский
Введение
Последнее время новостные каналы сообщают о частых нападениях бездомных собак на людей. Порой эти нападения заканчиваются очень печально для человека, как маленького, так и большого.
Если раньше человек должен был опасаться подобных нападок только в лесу или в очень голодный год (звери приходили к жилью человека), то сейчас одичавшие животные живут во дворах больших и малых городов, поселков, а последнее время и в деревнях.
Даже в нашем посёлке раньше было меньше бездомных собак, а теперь их гораздо больше. Собираясь в стайки, они зачастую нападают на детей и взрослых. Многие люди не просто опасаются за своё здоровье, но и готовы к физическому истреблению бездомных «друзей человека».
Почему это происходит сегодня?
Почему собака – самое преданное человеку животное - стала такой опасной в наши дни?
Почему изменилось отношение к собаке, верному другу человека?
Размышляя об этом, мы задумались над тем, почему в наше сытое, обеспеченное время собаки оказались на улице, где не только холодно, но и голодно и должны самостоятельно выживать, возвращаясь под защитой инстинкта к временам, когда они только приручались человеком. Как так случилось, что прирученный дикий волк «очеловечивался» древним человеком, средневековые поэты и художники воспевали преданность собаки, а современный человек, наигравшись и устав от трудностей общения с собакой, выбрасывает её обратно в дикий мир.
Предположений было несколько, но мы пришли к единогласному выводу: люди ожесточились и озлобились и потеряли своё «человеческое лицо», престали воспитывать любовь к братьям нашим меньшим и ценить их преданность. Поэтому мы решили попытаться изменить эту ситуацию через анализ литературных произведений о собаке, которые, на наш взгляд, лучше всего будут способствовать воспитанию добра и любви в человеке. Может быть, люди, читая добрые, настоящие книги о животных, и сами станут немного добрее, милосерднее по отношению к братьям нашим меньшим.
Ход исследования
1. Поисковый этап.
Наше исследование началось с анкетирования школьников. Мы провели анкетирование среди учащихся 5 – 8 классов общим количеством 20 человек. При беседе с ними мы задавали им следующие вопросы:
1. Любите ли вы читать книги о животных?
2. Какие книги, героями которых являются собаки, вы читали?
3. Хотели бы вы иметь дома собаку?
4. Как вы думаете, может ли собака в чём-то превосходить человека? В чём?
Из 20 опрошенных 16 ответили на первый вопрос положительно. Вот самые интересные ответы:
- такие книги всегда интересно читать. Наверное, у животных действительно есть душа; - не люблю, когда животные погибают; - в книгах животные добрее человека, а люди злы; - я никогда не задумывался, а ведь животные действительно благороднее нас, в нас гораздо больше зла.
Ответы на второй вопрос нас поразили: оказывается, ребята прочитали очень мало книг, где встречаются герои - собаки. Самым распространённым был ответ: рассказ «Муму» И. С. Тургенева (эту книгу вспомнили 17 человек), 2 человека назвали «Белого пуделя» А. Куприна. Других книг ребята не смогли назвать, значит, они их не читали. Желание иметь дома собаку выразили почти все опрошенные (18 человек).
Отвечая на четвертый вопрос, 12 человек согласились с тем, что собаки могут превосходить людей. Главной чертой характера собак называли верность, преданность их людям.
Итак, по результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: мои одноклассники очень мало прочитали произведений, в которых героями являются собаки, хотя многие из друзей желают иметь собственную собаку и отмечают хорошие качества четвероногих друзей.
Подводя итоги поискового этапа, мы пришли к следующим предположениям.
Проблема исследования: выяснить, как изображался образ собаки в русской литературе 19 - 20 веков и как это связано с нравственными уроками, которые даёт нам то или иное художественное произведение.
Гипотеза исследования: образ собаки играет важную роль в произведении, потому что отношение к братьям нашим меньшим является проверкой на человеческую состоятельность. Если в произведении есть образ собаки, то через отношение к ней человека автор показывает его нравственные качества.
Актуальность исследования определяется необходимостью выявить роль образа собаки в художественном произведении как зеркала души хозяина, как показателя человечности, гуманизма, нравственной морали.
2. Аналитический этап.
Цель исследования: выявить идейно - художественную роль образа собаки в произведениях писателей 19 - 20 века.
Цель работы определила постановку и решение следующих задач:
1. Выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ собаки.
2. Описать темы и проблемы, которые раскрываются с помощью образа собаки в художественных произведениях.
3. Выяснить, какую роль играет образ собаки в произведениях авторов 19 - 20 веков.
4. Определить нравственные уроки, которые пытаются донести авторы произведений через образ собаки.
5. Выявить доказательства того, что образ животного в художественном произведении есть показатель духовного состояния общества
Объектом исследования стал образный мир писателей XIX – XX веков: И.С. Тургенева, И.А.Крылова, А.П.Чехова, А.И. Куприна, Л.Н. Андреева, Г.Н. Троепольского.
Предмет исследования: образ собаки в указанных произведениях авторов 19-20веков.
Основная часть
3. Практический этап.
Работая над поставленной проблемой, мы прочитали достаточно много литературы, в том числе и научно - популярной. Среди них статьи из энциклопедии о животных, заявленные выше произведения, отдельные статьи на Интернет-сайтах. Из этих материалов мы узнали много интересного о собаках: об их происхождении, одомашнивании, использовании человеком. Из обращения к Интернету, мы узнали много интересного о самых знаменитых собаках, о памятниках собакам, о произведениях живописи и музыки, посвящённых этим животным, с подвигом собак во время Великой Отечественной войны, познакомились с подвигом собак, впервые побывавших в космосе и со многими другими историями из жизни этих прекрасных животных.
Мы пришли к выводу, что образы животных в литературе – это своего рода зеркало человеческого самосознания. Человек и животное – это не новая тема в мировой литературе. В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе «нового времени» животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек «проверяется на человечность» отношением к животному.
Подобный прием стал родональником анималистического жанра в литературе последних столетий. Изучив теоретическую основу темы, сопоставив свой читательский опыт и исследовав сюжетные линии произведений, мы пришли к следующему выводу: Анималистический жанр – это направление произведений, где животные очеловечиваются до такой степени, что оказываются поводом для рассуждения о человеческих проблемах и нравах.
История образа собаки
как вечного образа в художественной литературе и искусстве
Образы животных в литературе, взаимоотношения человека и животного, животное в жизни человека – это не новая тема в мировой литературе. Ее возникновению предшествовал долгий исторический путь, корни его лежат в глубокой древности, когда начиналось зарождение жизни на земле. Долгий эволюционный путь надолго объединил человека и животного. Животное помогло выжить человеческому роду на этом нелегком пути. Поэтому именно животное превозносится человеком, ему поклоняется человек, ему посвящает свои творения в скульптуре, архитектуре, живописи, и, наконец, литературе. Оно поистине стало настоящим культом.
Истоки культа этого животного следует искать в каменном веке, так как собака была первым животным, прирученным человеком. Веру в божественную сущность собаки разделяли многие ученые древности. В древнем Египте, Эфиопии, Месопотамии, Греции существовал культ собаки. Собака часто становилась героем мифов и легенд. В древнем Египте собака была важнейшим звеном в заупокойном культе умерших. Бог мертвых, Анубис, представлялся в виде человека с головой собаки или шакала. Согласно греческой мифологии, трехголовый пес Цербер охранял выход из подземного царства Аида, препятствуя возвращению душ умерших в царство живых. В Риме храм Юпитера сторожили собаки. Говорят, когда философ Сократ доказывал что-то, то клялся собакой, а премудрый Платон считал собаку «большим философом». Одним словом, у большинства народов древности собака была в большом почете.
И в древнейших памятниках изобразительного искусства животные являются основным объектом изображений.
Если в мифах животное – божество или полубожество, то в художественной литературе оно является, чаще всего, образом, близким к реальной действительности. Животное всегда присутствовало в фольклоре каждого народа. Это было связано с родом деятельности, географическим местонахождением, наконец, особенностями культуры, мировоззрением, традициями и обычаями.
Одним словом, у большинства народов древности собака была в большом почете.
То, что образ собаки существовал еще в древних мифах и продолжает находить свое воплощение в современной литературе, даёт нам право говорить о «вечности» образа собаки. Содержание произведений, где представлены образы животных, отличаются повышенной эмоциональностью. Ведь изображение жизни людей через образы животных в художественной литературе позволяет нам глубже прочувствовать и лучше понять человеческую природу.
В русском фольклоре собака всегда положительный персонаж, нередко спасающий герою жизнь (в ряде сюжетов преданность пса сравнивается с верностью жены, всегда не в пользу последней). Образ собаки и волка часто встречается в русских сказках («Иван-царевич и Серый волк»). Высоко ценили собак славянские племена. Собака одной породы с волком, но с давних времен стала его лютым врагом, защищая-оберегая хозяйское добро. Недаром сложилась неизменно оправдывающаяся в жизни поговорка:"Собака -человеку верный друг".
Русский народ всегда верил в приметы: если собака качается из стороны в сторону - к дороге хозяину; воет пес, опустив морду вниз, или копает под окном ямку - быть в доме покойнику; воет, подняв голову - ждут пожара и т.д.
Начиная с мрачной эпохи Средних веков, собака стала символом палачей.
На Руси опричники Ивана Грозного приторачивали к седлам собачьи головы,
символизируя слепую преданность жестокому хозяину.
Образа собаки
в художественной литературе XIX века
В мировой литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Таких произведений в мировой литературе достаточно: роман Апулея «Золотой осел», новелла Сервантеса «Разговор двух собак», роман Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра», повесть Д. Лондона «Белый клык», повесть Л. Толстого «Холстомер», М. Ауэзова «Коксерек» и др. Основная мысль каждого из названных произведений – единство человека и животного, желание найти утраченную гармонию между человеком и природой. В одних произведениях повествуется о судьбе животного, в других - герои-животные сами рассказывают о своей судьбе, размышляют о перипетиях жизни. Становится очевидной одна единственно правильная мысль: Ни к чему хорошему не приводит нарушение гармонии между природой и человеком - необходимо жить, не нарушая законы природы.
Появление большого количества художественных произведений о животных можно объяснить неоспоримыми фактами: человек с каждым днем все более удаляется от природы, хотя был и остается ее порождением, ее детищем. Развитие цивилизации делает человека все менее зависимым от природы. Однако, несмотря ни на что, зов природы не может исчезнуть из его крови, и чем дальше человек отходит от природы, тем сильнее он подсознательно ощущает в ней потребность.
Наиболее яркими, глубоко пронизывающими, психологически воздействующими на читателя являются произведения, в которых человеческий мир представлен глазами собаки. Неслучайно многие писатели пользуются широко распространенным в художественной литературе способом изображения животных – приемом антропоморфизма, т. е. «очеловечивания». В этом случае животное наделяется способностями размышлять и переживать, события и человеческие характеры в произведении раскрываются через восприятие животного. Такой художественный прием дает писателю возможность глубже раскрыть отношение человека к животному.
В русской классической литературе XIX века основоположником анималистического жанра стал И.А.Крылов, который строил свой любимый жанр басни исключительно на приеме антропоморфизма. Образов животных было создано множество, но наиболее частым является образ собаки, в которой тогда автором подчеркивалось главное её качество – преданность. В басне «Собака, Человек, Кошка и Сокол» говорится о том, что все герои «поклялись однажды в дружбе вечной», но когда напал медведь, разбежались все, включая человека, кроме собаки. Герои этой басни предали дружбу и Собака погибла. Мораль в том, кого можно назвать настоящим другом, а кого предателем.
С развитием литературы образ собаки становится более тонким. С помощью собаки начинают показывать героя в действии, в поступках, а значит в судьбе.
И.С. Тургенев, который в своём легендарном рассказе «Му-му» по-новому изобразил нравственность человека. «Свободная» барыня приказывает крепостному Герасиму утопить собаку, так как она мучает её громким лаем. Понятно, что писатель изображал коварство барыни по отношению к Герасиму, но впервые с помощью образа несчастной собаки. Этим И.С.Тургенев заложил другую традицию русского повествования о собаках: описание собаки самой по себе, проникновение в её внутреннюю жизнь и даже изображение окружающего мира её глазами.
До глубины души трогают истории собак из повестей А.П.Чехова «Каштанка», А.Куприна «Белый пудель» и «Сапсан», Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Названные писатели относятся к новому времени и темы их произведений раскрывают нравственные образы людей нового времени (второй половины XIX века – начала ХХ), а помогают в этом образ прирученного когда-то существа.
Повесть А.П. Чехова «Каштанка» - рассказ о собаке, страдающей от несовершенства отношений между людьми. В повести автор дважды приводит слова столяра о превосходстве человека над низшим существом – собакой: «Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра». Но в контексте всего рассказа эти слова звучат иронически по отношению к самому «царю природы», нередко теряющему человеческий образ. В этом рассказе автор угадывает в душевном строе Каштанки нечто близкое человеку, отождествляет ее чувства, мысли, оценки с человеческими.
Образа собаки
в художественной литературе XX века
Очень много произведений о животных создано известным русским писателем А. Куприным. Куприн писал: «Животные отличаются своей памятью, рассудком, способностью различать время, пространство, цвета и звуки. У них бывают привязанности и отвращение, любовь ненависть, благодарность, признательность, верность, радость и горе, гнев, смирение, хитрость, честность и забитость».
В XX веке тема «братьев наших меньших» становится особенно актуальной. Во многих произведениях XX порой трудно отличить, о ком написано то или иное произведение. Человек и собака начинают существовать в литературе на равных. Основной проблемой становится проблема беззащитности всего живого перед жестокостью человеческого мира.
На защиту собаки встаёт другой знаменитый русский писатель Леонид Николаевич Андреев. Так в его рассказе “Кусака”мы видим брошенную, никому не нужную собаку. Она так много натерпелась боли, унижения и оскорблений, что потеряла последнюю веру в человека. Она не знала, что такое любовь и ласка, в свой ответ получала лишь камни и палки. Но однажды Кусаке повезло. На дачу, где жила собака, приехали люди. Они полюбили Кусаку, играли с ней каждый час, и Кусака «расцвела всею своей собачьей душой». Она научилась ласкаться, но по привычке от каждого прикосновения руки ей было больно, словно от удара. Вскоре собака привыкла к этим людям и полюбила их. Но собачье счастье продолжалось недолго. Осенью люди покинули дачу и оставили Кусаку опять одну. Она ещё долго бежала по их следам, когда вернулась на дачу, стучала в двери, но ей никто уже не открывал. «Собака выла ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу». Так Кусака ещё раз пережила очередное предательство, на которое, как оказалось, способны только люди. Леонид Андреев доказал, что только человек может привить собаке чувства доверия и любви, но также он способен и разрушить это собственными руками, предав собаку в очередной раз. А предательство собака запоминает на всю жизнь, и вернуть в ней вновь доверие будет не так-то и просто. Это не просто рассказ о брошенной собаке, это повествование о человеческом равнодушии, неспособности и нежелании девочки защитить своего друга.
Прочитав рассказ, мы поняли простую вещь - человек, не любящий животных, способен на предательство, а значит, с легкостью может оборвать связь человека с миром природы.
Другим писателем XX века, который глубоко проник в трагедию собачьей жизни, стал Гавриил Николаевич Троепольский.
Его повесть «Белый Бим Чёрное ухо» наполнена и радостью, и горем, и счастьем, и трагизмом.
Эта повесть о жизни обычного охотничьего пса, которого звали Бимом.
Судьба так распорядилась, что хозяин Бима, Иван Иванович, по болезни был вынужден уехать на лечение и оставить его на попечение своей соседки. Но Бим был настолько привязан к своему хозяину, что не смог прожить без него и одного дня. И именно с этого момента Бим начинает понимать, что такое жизнь бродячей собаки, что такое голод, унижение и предательство со стороны человека. Описывая трудности, которые пришлось преодолеть бедной собаке, автор пишет и о другом: о душевной глухоте, чёрствости, жестокости, неспособности к состраданию. Ведь если бы не равнодушное отношение людей, Бим, наверное, не погиб и был бы счастлив со своим хозяином.
Автор описывает по-настоящему человеческие качества Бима: собака в повести сочувствует – это одна из форм проявления человеколюбия, понимание чувств и мыслей другого человека. Бим обладает такими моральными качествами, как верность, преданность, «человечность». Все эти качества в собаке проявляются в большей степени, чем в людях. Подобным «человеческим» качествам Бима противопоставлены такие качества людей, как: равнодушие, жестокость, подлость, не только по отношению к «низшему» существу, но и по отношению себе подобному – человеку.
Таким образом, мы пришли к следующему выводу :
«братьям нашим меньшим».
Заключение
Изучив теоретическую основу темы, проанализировав наш читательский опыт, исследовав сюжетную линию приведенных произведений, мы пришли к следующему заключению:
• Собака - действующее лицо, персонаж.
• Средство характеристики человека (уровень образованности, воспитанности)
• Символ, позволяющий выявить:
- внутреннюю сущность человека («добрые» люди у Л. Н. Андреева)
- ненормальность человеческого существования (страдание - норма жизни для людей и этот стиль копирует собака (А. П.Чехов)
- оценку поступков людей (самоотверженность - предательство )
Нравственные проблемы, которые поднимают авторы в своих произведениях:
• Проблема несправедливого и жестокого отношения человека к собаке;
• Проблема одиночества и человека, и животного;
• Проблема власти и жажды наживы посредством эксплуатации животного;
• Проблема нравственных ценностей в жизни.
Все эти проблемы характерны только для человека и не возможны среди собак, именно человек своими поступками учит собаку быть доброй и преданной или агрессивной и готовой к нападению!
Мы призываем окружающих задуматься над тем, какие собаки нам по душе, что мы как «венцы природы» можем сделать, чтобы изменить своё отношение как к собаке, так и к животному миру в целом.
или
Собака - это единственное существо на земле,
которое любит тебя больше, чем себя.
Дж. Биллингс
Приложение:
Вы можете познакомиться со списком произведений, кинофильмов, крылатых выражений о собаках.
Фильмы:
«Белый Бим Черное ухо»
«Барышня-крестьянка»
«Мухтар»
«Белый пудель»
Книги:
А.П.Чехова «Каштанка»
Л.Н. Андреев «Кусака»
И.А.Куприн «Белый пудель», «Сапсан»
С.А.Есенин «Песнь о собаке»
И.С.Тургенев «Му-му», миниатюра «Собака»
Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
Интернет-источники:
Анацко Д. Анализ рассказа А.П.Чехова «Каштанка»
http://3arev.livejournal.comАндреев Л.Н. Кусака.http://fictionbook.ru
Барыкова М. Равноправные герои. http://www.zooprice.ru
История одомашнивания собаки. Роль в человеческой культуре
http://dog-dogi.narod.ruКрылов И.А.Басни.http://www.rvb.ru/18vek/Krylov/toc.
htmhttp://www.dogbook.ru/dogs/sobaka-v-Literatur
Финист - Ясный сокол
Цветущая сакура
Два петушка
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Золотой циркуль