Аннотация
В данной работе исследуется отношение к таинству Крещения и его восприятие среди
прихожан Храма в честь Архистратига Божия Михаила с. Красный Яр Самарской области. Цель
исследования: обозначить отношение к таинству Крещения в современном обществе на
примере Красноярского прихода. Методы исследования – анализ литературы, синтез,
обобщение, анкетирование, интервью, анализ полученных результатов. В работе изучается
таинство Крещения и его особенности, а также отношение к нему среди христиан. Было
выяснено, что таинство Крещения мало изучено с точки зрения социологии. Данное таинство
делает человека полноправным членом Церкви. Отношение к таинству крещения
неоднозначное среди христиан. Человек, чтобы стать истинным Христианином, должен
соблюдать церковные правила и таинства. Чтобы определить отношение к таинству крещения,
было проведено анкетирования участников данного таинства и интервьюирование служителей
Храма в честь Архистратига Божия Михаила с. Красный Яр Самарской области. Ежегодно там
крестится около 200 человек. Таким образом, было определено отношение к таинству
Крещения. Согласно данным интервью, которое было проведено среди служителей церкви,
можно судить об отношении к крещению среди прихожан, в зависимости от соблюдения
церковных правил. Из полученных результатов видно, что лишь минимальное количество
опрошенных являются истинными Христианами. Соблюдают основные правила всего 6,7 %
опрошенных. Таким образом, можно сделать следующие выводы, в современном обществе
искажаются ценности христианства и не все христиане осознают значение таинства Крещения.
Принимая Таинство, истинными Христианами и членами Церкви становятся единицы. Только
десятая часть окрещенных людей воспринимает Крещение, как таинство. 20% опрошенных
относят Крещение к церковному обряду. А для большинства Крещение – это мода.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota.docx | 65.01 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области
Секция «Общественно-гуманитарные науки»
Предметное отделение: Социология
Тема: Крещение: таинство, обряд или мода?
Ф.И.О. Татьяна Дмитриевна,
Класс: 7
Руководитель:
Ф.И.О. Шаруева Екатерина Викторовна,
учитель иностранного языка,
первой квалификационной категории
Самара 2018 год
Оглавление
Глава I Определение понятия Крещения и его история 5
1.1 История Таинства Крещения 5
1.2 Определение понятия «Крещение» и отношение к нему. 8
Глава II Отношение к таинству Крещения 13
2.1 Выявление отношения к таинству Крещения среди прихожан Храма 13
2.2 Крещение: таинство, обряд или мода 14
Список используемой литературы 17
Таинство крещения по сравнению с другими таинствами и обрядами Церкви имеет наибольшие популярность и спрос среди россиян, хоть как-то соотносящих себя с православной традицией. Церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями. Таинство Крещения, одно из 7 таинств Христианства, делает человека полноправным членом Церкви и дает право участвовать в других таинствах.
В современных реалиях таинство Крещения воспринимается неоднозначно. По статистике, в России крещеных в православной вере людей от 80 до 85 % от всего населения страны. Вообще-то такое количество людей, призванных к чистой жизни великим таинством, предполагает увидеть в России просто какое-то совершенное общество или что-то на него похожее. Но мы видим совершенно обратное. Из всего количества крещеных россиян хорошо, если регулярно ходят в храм и участвуют в Таинстве Евхаристии около 3 % людей. Дать однозначную оценку хорошо это или плохо нельзя. Поэтому я и решила определить отношение к Крещению, и его восприятие среди прихожан нашей церкви. Поскольку ежегодно только в Храме в честь Архистратига Божия Михаила с. Красный Яр Самарской области крестится около 200 человек.
Гипотеза: современное общество неоднозначно относится к таинству Крещения.
Объектом исследования прихожане Храма в честь Архистратига Божия Михаила с. Красный Яр Самарской области.
Предмет исследования – отношение к таинству Крещения в современном обществе.
Цель моего исследования: обозначить отношение к таинству Крещения в современном обществе на примере Красноярского прихода.
В связи сданной целью решались следующие задачи:
Новизна исследования заключается в том, что раскрывается смысл понятия Крещения и отношение к данному таинству среди христиан.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследование является дальнейшим шагом в изучении основ православной культуры.
Практическая значимость результаты данной работы могут быть использованы для приобщения обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям православной культуры.
Методы исследования – анализ литературы, синтез, обобщение, анкетирование, интервью, анализ полученных результатов.
Исповедую[1] едино крещение во оставление грехов........
(десятый член СИМВОЛА ВЕРЫ)
Еще в Ветохозаветной Церкви существовала практика водных погружений, хотя в ней они имели совсем иной, чем в Новом Завете, смысл. Это считалось символом не только плотского, но и нравственного очищения. По ветхозаветному установлению любой иудей после всякого случившегося с ним осквернения должен был совершить особое водное омовение – «микву». Кроме того, когда язычники, уверовавшие в истинного Бога, хотели присоединиться к ветхозаветной Церкви, над ними не было принято совершать обрезание; для них существовал иной, особый способ присоединения к Церкви. Ветхозаветная Церковь исповедовала национальную исключительность, богоизбранность евреев, и потому в полноте не дозволяла присоединиться к себе никому, кроме сынов богоизбранного народа. Для уверовавших же из язычников как раз и существовали водные погружения, которые являлись для них путем вхождения в Церковь . Такие люди назывались «прозелитами врат», или еще – «боящимися Бога».
Совершенно новое развитие и наполнение Крещению в Новом Завете дал святой пророк Иоанн Предтеча. Святой Иоанн Предтеча также крестил евреев в водах Иордана, крещение Иоанново и Крещение христианское – это два разных крещения. Крещение Иоанново было крещением покаяния, хотя при этом оно не освобождало человека от источника всех грехов – греха первородного. Крещение же христианское дает прощение всех грехов, обновляет человека.
Крестить, то есть погружать в воду после принесенного покаяния, начал по повелению Божию Иоанн Креститель: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нём, то есть во Христа Иисуса» (Деян. 19:4). От Иоанна Крещение на Иордане принял Господь Иисус Христос. С этого момента Крещение стало открыто для всех верующих во Христа. По Своем Воскресении, посылая апостолов на проповедь по всему миру, Иисус Христос заповедал им: „Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа“ (Мф. 28:19).
Местом крещения, во времена гонений на христианство, были реки, ручьи и тому подобное, причем нет указаний на то, чтобы совершался, предварительно крещению, особый чин освящения воды. Со времени Константина Великого крещение происходило в баптистериях — бассейнах воды, устроенных в особых зданиях или при самом храме. О том, что крещение совершалось только через погружение, письменные памятники свидетельствуют единогласно.
Таинство Крещения, как и все другие таинства, установлено Иисусом Христом, незадолго пред Его вознесением на небо. Господь дал заповедь апостолам сначала научать людей вере, а потом крестить их во имя Святой Троицы (Мф. 18, 19). На основании данных Иисусом Христом наставлений апостолы определили чин и порядок крещения и передали это своим преемникам. В век апостольский и мужей апостольских (I—II век) крещение отличалось простотою и несложностью и состояло:
из наставления в вере Христовой, или оглашения,
покаяния, или отречения от прежних заблуждений и грехов и открытого исповедания веры во Христа и
самого крещения чрез погружение в воду с произнесением слов «во имя Отца и Сына и Святаго Духа».
В конце II века и в III веке в чин крещения введен был ряд новых действий. Подготовка ко крещению и испытание (оглашение) совершались в более продолжительный срок времени (от нескольких дней до нескольких лет), ввиду гонений и осторожности в принятии новых членов, чтобы не принять слабых в вере, которые во время гонений могли бы отречься от Христа или предавать христиан язычникам. В III веке были введены пред крещением заклинания, отречение от сатаны, сочетание Христу, после этого помазание всего тела елеем; пред погружением крещаемого в воду было освящение воды. После крещения новопросвещенного облачали в белые одежды и надевали венец (на Западе) и крест.
Восполнение чина крещения, начавшееся во II веке, значительно усилившееся в III веке, продолжалось и в эпоху IV и V веков, хотя и не в такой степени, как прежде. В это время литургическая сторона достигла наиболее полного развития и оформления. В IV—VIII вв. составлены многие молитвы, которые и теперь существуют в чине оглашения, освящения воды и крещения.
Крещение совершалось преимущественно в определенные дни, особенно в праздники Пасхи, Пятидесятницы, Богоявления, а также в дни памяти апостолов, мучеников и в храмовые праздники. Этот обычай существовал уже в III-м веке, но в IV веке получил особенное распространение.
О древности всех обрядов и действий оглашения и крещения свидетельствуют древнейшие письменные памятники: Апостольские постановления, Правила святых апостолов (49 и 50 пр.) и соборов (Второй Вселенский Собор, 7 пр.; Трулльский, 95 пр.), писания отцов и учителей Церкви (Тертуллиана, Кирилла Иерусалимского — 2 тайноведческое слово; Григория Богослова — Слово о крещении, Василия Великого, Иоанна Златоуста — Огласительное слово и других), древнегреческие Требники, начиная с VII—VIII вв. и проч.
Таинство Крещения совершается только один раз в жизни. Если человек намерено скрывает сведения об этом и приступает еще раз к Крещению, то он совершает очень большой грех.
Крещение, по-гречески «баптисма», означает – «погружение в воду»[2]. Сам по себе обычай водных погружений очень древний – гораздо древнее христианского крещения.
Первоначально этот термин не был связан с церковным Таинством, обозначая всякое омовение водою, погружение в нее. Славянский же язык, возникший уже в христианскую эпоху, подчеркивает именно христианский смысл Крещения как сораспятия со Христом, умирания во Христе и воскресения для новой благодатной жизни[3].
Поэтому, когда Евангелие говорит о крещении Иоанна, то имеется в виду символическое погружение в воду приходящих к нему людей во оставление грехов; происхождение же названия Таинства от слова ≪крест≫ — филологическая особенность нашего языка.
Крещение – первое христианское таинство.
Таинство крещения - священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатью Святого Духа в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т. е. благодатного Царства Христова[4].
Святые Таинства установил сам Иисус Христос: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф 28,19-20). Этими словами Господь ясно указал нам на то, что кроме Таинства Крещения Он установил также и остальные Таинства. Таинств Церкви насчитывают семь: Таинство Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причастия, Брака, Священства и Елеопомазания.
Большинство людей считает, что для принятия крещения достаточно одного их желания. Незаметно для церковного народа это таинство вышло за пределы Церкви и уже стало неким обязательным атрибутом в жизни людей нецерковных. Даже люди, враждебно относящиеся к Православной Церкви, считают, что крещение это нечто из сферы религиозного сервиса, которым Церковь обязана оделять всех желающих.
Не раз приходилось слышать от священников, что они всякий раз испытывали угрызения совести после совершения Таинства крещения над людьми, не настроенными связывать свою жизнь с Церковью. А ведь таких людей, требующих крещения, подавляющее большинство. Многие из них считают, что своим желанием креститься они делают некое одолжение Церкви, и, когда в ответ на свою просьбу покреститься они слышат от священника требование подготовиться или даже отказ, то воспринимают это как некий произвол и самоуправство.
Люди должны понять, что существуют препятствия, прежде всего, духовно-нравственного характера, не позволяющие священнику преподавать Таинство крещения каждому желающему. Но мы чаще всего не хотим замечать никаких препятствий, поэтому великое Таинство низвели на уровень обычной требы.
Какое главное требование Церкви от желающего принять крещение? Отвечает Сам Господь Иисус Христос: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16). Главное требование - это вера, которая «без дел мертва» (Иак 2: 26). Будем осуждены, и крещение не поможет, если не будем веровать в Господа Иисуса Христа и исполнять Его повеления.
Но в том-то вся и беда, что многие идут креститься и крестить своих детей не по велению своей веры или убеждений, а часто по причине каких-то суеверий, неосмысленной традиции или просто, чтобы быть как все - «на всякий случай». Для большинства людей крещение всего лишь красивый традиционный обряд, порой даже просто средство против порчи и сглаза или некий залог здоровья ребенка.
Если бы люди представляли себе всю ту ответственность, которую они берут на себя, дерзая креститься бездумно и без соответствующей подготовки, то много раз подумали бы прежде, чем это сделать. Но этому мешает отсутствие у них сознательной веры в Иисуса Христа. В наше время мало кто задумывается, что повсюду происходит нечто кощунственное - крещение еще не встретившихся со Христом и не верующих в Него людей! Ведь крещение без веры - это как человек без сердца. Поэтому священник просто обязан ограждать это великое церковное Таинство от легкомысленного к нему отношения со стороны людей.
По словам Симеона Солунского "Крещение возрождает нас Духом Святым. Возрождает потому, что некогда мы наше первое рождение, бесстрастное, погубили и теперь зачинаемся в беззакониях, и как сказано псалмопевцем Давидом, во грехах рождает каждого из нас матерь наша." [5]
Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.
С точки зрения Православия при Крещении в крестившемся совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха, и сатана изгоняется из его сердца. Возможность искушения от диавола остается, но он пребывает как бы внешним человеку. Отсюда неизбежность хранить обеты, данные при Крещении, а талант, данный в Таинстве, как залог новой жизни приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей жизни.
Первоначально крещение совершалось естественно над взрослыми, после принятия ими христианской проповеди, покаяния и известного катехизического подготовления. Но с появлением христианских семейств начали крестить также и младенцев. Проследить историю, даже фиксировать появление этого обычая — нет возможности. Известен лишь тот факт, что на Карфагенских Соборах III-го века шли споры о крещении младенцев.
В православной церкви взрослого (с 7 лет) крестят не иначе, как по научении вере или оглашении. Что касается младенцев, то забота о научении их вере возлагается на восприемников (крестных). До крещения взрослых нехристиан над ними совершается, в притворе церкви, три оглашения. В случае смертной опасности для крещаемого, крещение совершается по сокращенному чину. Если нет при этом священника, позволяется совершать крещение мирянину (под условием, чтобы он был православный, понимал смысл таинства, не был двоеженцем и не совершил тяжкого греха), через погружение или обливание, но под непременным условием произнесения слов: "крещается во имя Отца и Сына и святаго Духа". В случае выздоровления крещенного сокращенным способом, священник дополняет крещение чтением всех опущенных молитв, положенных по полному чинопоследованию таинства.
В канонических правилах 124-го правила Карфагенского Собора и 84-го правила VI Вселенского Собора (680 г.) предписывается не препятствовать Крещению младенцев. Отцы Церкви также оставили прямые указания на необходимость их Крещения. Святитель Григорий Богослов говорит в «Слове на Крещение»: «У тебя есть младенец? – Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу».
Обычное младенцев крестят через 40 дней после рождения. Это исполняется в подражание Господу Иисусу Христу, который был принесен в храм Господень на сороковой день. Однако возможно Крещение и сразу после рождения, если ребенок очень слаб здоровьем и есть опасность его смерти. В этом случае священика вызывают незамедлительно для совершения Крещения.
Примеры из церковной истории показывают, что наше время во многом неправо в своем отношении к Таинству крещения. С первых веков существования Церкви Христовой среди христиан царило строгое и благоговейное отношение к Таинству крещения, всякого желающего к нему просто так не подпускали. Сущность правильного отношения к Таинству крещения состоит в коренном перевороте, совершаемом в душе человека, в изменении всей его жизни. Человек был рабом греха и врагом Божиим, исполнял волю диавола. Теперь же он исполнен решимости отвергнуть грех и быть в общении со Святым Господом.
Человек, принявший крещение, должен соблюдать церковные правила и таинства, чтобы стать истинным Христианином.
Выводы по главе I
Чтобы определить отношение к таинству крещения мы решили провести анкетирования участников данного таинства в Храме в честь Архистратига Божия Михаила с. Красный Яр Самарской области. Ежегодно там крестится около 200 человек.(согласно интервью)
В нашем анкетировании приняло участие 30 человек:
36,7% опрошенных считают: Крещение главным Таинством в жизни православного человека. 13,3% думают, что это хороший обряд, чтобы собрались родственники, возможность породниться с нужными людьми. Столько же воспринимают Крещение это как оберег для человека. 20% считают, что Крещение - просто так принято. 6,7% считают это не обязательным 10% не задумывались над этим.
Зато 50% думают, что чем раньше родители крестят ребенка, тем лучше. 30% участников опроса говорят, что это решение должен принимать человек осознанно. 6,7% считают это необязательным, а 10% не задумывались о том, когда правильно креститься.
Большая часть опрашиваемых 40%, являясь крестными родителями дарят подарки на праздники, дружат с родителями крестника. 33,3% не являются крестными родителями. 6,7% не поддерживают отношения с крестниками и только 20% принимают активное участие в духовном развитии крестников (ходят с ними в церковь, принимают участие в их воспитании и т.д.)
Но, несмотря на отношение к Крещению 40% часто посещают церковь. 46,7% иногда заходя, чтобы поставить свечки. 10% ходят редко и 6,7% не посещают церковь вообще.
Хотя все респонденты приняли крещение: 53,3% до года; 26,7% в школьном возрасте; 16,7% сознательно возрасте, только 3,4% не вспомнили, когда.
Но, тем не менее, почти все участники опроса 93,4% считают, что крестные должны знать основные молитвы, посещать Богослужения и т.д., только 6,7% не придерживаются данного мнения.
Согласно данным интервью, которое было проведено среди служителей церкви, мы можем судить об отношении к крещению среди прихожан, в зависимости от соблюдения церковных правил.
Основные правила, которые должен соблюдать крещенный человек:
Христианские правила | соблюдают |
Посещать Богослужения еженедельно | 6,7% |
Исповедоваться и Причащаться регулярно | 6,7% |
Соблюдать посты (основные, среду и пятницу) | 6,7% |
Причащать детей | 13,3% |
Выполнять ежедневное молитвенное правило | 6,7% |
Выводы по главе II:
Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.
В ходе данного исследования наша гипотеза подтвердилась: современное общество неоднозначно относится к таинству христианства.
Анализируя полученные результаты, можно сказать, что только десятая часть окрещенных людей воспринимает Крещение, как таинство. 20% опрошенных относят Крещение к церковному обряду. А для большинства Крещение – это мода. Приняв таинство Крещения, но, не соблюдая правила, человек не становится истинным христианином. Поэтому нужно просвещать людей в основах православной веры, чтобы в обществе не искажались ценности и моральные устои христианства. Ведь принимая Таинство, истинными прихожанами и членами Церкви становятся единицы.
Поэтому, можно говорить о том, что в современном обществе искажаются ценности христианства и не все христиане осознают значение таинства Крещения.
Для многих людей крещение есть самоцель, а Христос, ради приобретения Которого и должен человек креститься, есть нечто лишнее и ненужное. Налицо какое-то языческое, потребительское отношение к дарам Церкви. Так можно ли таковые крещения, вообще, считать действительными?
Интернет ресурсы
Приложение 1
Уважаемый житель Красноярского района
Просим Вас принять участие в анонимном социологическом опросе на тему "Крещение и его значение в жизни человека!"! Ваше мнение Важно для нас!
Перед Вами ---- вопросов! Выбрав правильный для Вас вариант ответа просто обведите кружком напротив пункта!
4. Когда вы считаете правильным креститься:
5. Для Вас "Крещение":
6. Если Вы являетесь крестным - крестной:
7. Как Вы считаете, должны ли крестные знать основные молитвы, посещать Богослужения и т.д.?
8. Ваш возраст:
Благодарим за внимание!
Приложение 2
Скрипт интервью, проводимого среди служителей Храма в честь Архистратига Божия Михаила с. Красный Яр Самарской области
Вопросы | Ответы | Комментарии | ||||
| 1) около 200 | 2) около 200 | 3) не считала | Ежегодно в храме Архистратига Божьего Михаила ежегодно принимают Таинство Крещения около 200 человек | ||
4) много | 5) около 200 | |||||
| 1) 1-2 | 2) немного | 3) человека 3 | Прихожанами Храма становится около 2 % верующих | ||
4) 1-2 | 5) 4 человека | |||||
| 1) 1 | 2) 1-2 | 3) 1 | После принятия Таинство Крещения приступают к Таинству Причастия 1- 2 % верующих | ||
4)ни одного | 5) ни одного | |||||
| 1) приносят 1 -2 | 2) Приносят одни и те же | 3) 1 - 2 | После Крещения на Причастие приносят 1- 2 % новокрещенных младенцев | ||
4) Приносят мало, в основном одни и те же | 5) Приносят мало, в основном одни и те же | |||||
| 1) как правило родители | 2) родители | 3) родители | Как правило, это делают родители. И очень редко крестные. | ||
4) иногда крестные | 5) иногда крестные |
[1] Исповедую - признаю
[2] Современная энциклопедия
[3] Большая энциклопедия Архимандрита Никифора
[4] Восточные отцы и учители церкви V века, - М, Идательство МТФИ 2000.
[5] Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств. Блаженный Симеон Солунский. стр.4. Изд-во Оранта. 2010.
Одна беседа. Лев Кассиль
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Сверчок
Девятая загадочная планета Солнечной системы