Наверное, каждому маленькому ребенку родители читали сказку Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». И всегда возникал один вопрос: «Каков рост Дюймовочки?» В самой сказке написано: «Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом».
А сколько это дюйм? С этим вопросом, наверное, все дети не раз обращались к родителям. Таких каверзных вопросов может возникнуть много. Почему? Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как в жизни, художественной литературе мы часто встречаем старинные меры длины и не знаем, что они обозначают.
С глубокой древности мерой длины всегда был человек, т.е. наши предки измеряли расстояние собой, своим телом: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Поэтому первым счетным прибором человека были пальцы рук и ног. Это и удобно, и руки с ногами всегда при тебе, их нельзя "забыть дома".
Целью проекта было собрать сведения о старинных мерах длины в литературном творчестве и оформить их в виде электронного пособия. Результат работы – электронное пособие «Старинные меры длины в литературном творчестве», которое состоит из следующих разделов раздел «Дюйм», «Локоть», «Аршин». В каждом разделе представлено описание старинных мер и примеры из литературных произведений.
Я считаю, что моя работа будет способствовать развитию интереса у школьников к истории математики, к истории своей страны.
Вложение | Размер |
---|---|
starinnye_mery_dliny.pptx | 1.5 МБ |
starinnye_mery_dliny.docx | 205.75 КБ |
Слайд 1
Старинные меры длины в литературном творчестве. Творческий проект Автор проекта: Сэротэтто Яна, ученица 4 «А » класса, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Новопортовская школа-интернат им. Л.В. Лапцуя ». Руководитель: Деркач Галина Степановна, учитель начальный классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Новопортовская школа-интернат им. Л.В.Лапцуя »Слайд 2
Цель проекта : собрать сведения о старинных мерах длины в литературном творчестве и оформить их в виде электронного пособия. Гипотеза : если собрать интересный материал о старинных мерах длины в литературном творчестве и оформить их в виде электронного пособия, то это вызовет интерес у школьников. Задачи: разработать план исследования; собрать материал; выявить связь старинных мер длины с литературным творчеством; изучить собранный материал; оформить материал в виде электронного пособия по средством программы Power Point
Слайд 3
Выполнила : Сэротэтто Яна, ученица 4а класса Старинные меры длины в литературном творчестве
Слайд 4
Старинные меры длины
Слайд 5
Старинные меры длины Фут Ярд Перст Простая сажень Локоть Дюйм Пядь Аршин Маховая сажень Косая сажень
Слайд 6
Старинные меры длины Фут - это длина ступни человека – от 28 до 33 см
Слайд 7
Старинные меры длины «Фунт пуду должен уступить» - надо иметь уважение к старшим
Слайд 8
Старинные меры длины Дюйм – это длина трёх сухих зёрен ячменя, вынутых из средней части колоса. Дюйм равен 2,54 см или длина большого пальца Линия – очень маленькая старинная единица длины, равная 2,54 мм (0,1 дюйма) или ширине пшеничного зерна
Слайд 9
« Дюймовочка » Г.Х. Андерсен «Она была маленькая – маленькая , всего в дюйм ростом. Потому её так и прозвали Дюймовочка »
Слайд 10
Старинные меры длины Пядь – название происходит от древнерусского слова «пясть», т.е. кулак или кисть руки. Пядь великая - расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, её длина 22-23 см. Пядь малая – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки, что составляет около 18см.
Слайд 11
Старинные меры длины ...В домах, где предки вершили рать И полегли, смертью смерть поправ, Их голосами каждая пядь Вечно озвучена в шуме трав. Норов природы – народа нрав, Здравый, когда она здорова. (Станислав Золотцев )
Слайд 12
Старинные меры длины «Семь пядей во лбу» - когда хотят сказать об очень умном человеке, « Не уступить ни пяди» - т. е. даже самой малости.
Слайд 13
Старинные меры длины Простая сажень - расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека. Равнялась примерно 152 см.
Слайд 14
Старинные меры длины Маховая сажень - расстояние между концами пальцев распростертых рук или 213 см. Косая сажень – расстояние от первого пальца левой стопы до конца поднятой вверх правой руки, т.е. около 248 см
Слайд 15
Былина «Илья Муромец и тугарин Змей» Наехал Илья в чистом поле на шатер белополотняный ; Стоит шатер под великим сырым дубом, И в том шатре кровать богатырская не малая: Долиной кровать десять сажен , Шириной кровать шести сажен.
Слайд 16
Былина «Алёша Попович и Тугарин » Гой вы еси , удалы добры молодцы! Видел я Тугарина Змеевича , В вышину ли он, Тугарин , трех сажень ...
Слайд 17
Старинные меры длины «Косая сажень в плечах» – широкоплечий, высокого роста человек. «Полено к полену – сажень» - о накоплении запасов, богатства путём экономии.
Слайд 18
Старинные меры длины Локоть - древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца или сжатого кулака до локтевого сгиба. Эта длина колебалась от 38 до 46 см.
Слайд 19
Старинные меры длины «Близок локоть да не укусишь» , « Близок локоток, да ум короток » - о каком-нибудь простом, но невыполнимом деле. « Сам с ноготок, а борода с локоток» - до Петра 1 борода, особенно у бояр, служила признаком знатности рода и происхождения. « Нос с локоть, а ум с ноготь» - говорили о глупом. « Жили с локоть, а жизнь с ноготь» - т. е. жили долго, а жизнь оказалась короткой.
Слайд 20
Старинные меры длины Аршин - одна из основных русских мер длины использовалась с XVI в. и равна 71см 12 мм Верста - мера длины, на Руси встречается с XI века. Длина версты – 1060 м.
Слайд 21
«Конек-горбунок» - П.П.Ершов Да еще рожу конька Ростом только три вершка, На спине с двумя горбами Да аршинными ушами.
Слайд 22
Старинные меры длины «Видит на три аршина под землю» - об очень проницательном человеке. Когда хотят сказать о человеке, который обо всём судит по себе, употребляют выражение: « На свой аршин не меряй». «Меряет на свой аршин». О маленьком, но длиннобородом человеке говорят: «Старичок с кувшин, борода с аршин». « Сидит как аршин проглотил» - т. е. прямо « На аршин голова, да ума на пядь» - когда говорят о глупом человеке
Слайд 23
Тютчев И.Ф.
Слайд 24
« Сказка о царе Салтане » Наступает срок родин; Сына бог им дал в аршин ,…
Слайд 25
«Дедушка Мазай и зайцы» - Н.А.Некрасов С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам: уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину.
Слайд 26
«Сказка про козла» - С.Я.Маршак Эй, не плачьте, баба с дедом! Накормлю я вас обедом, Испеку пирог грибной В два аршина шириной.
Слайд 27
Старинные меры длины Ярд – единица длины, появившаяся в 1101 г. т, ярд - расстояние от кончика носа короля Генриха I до конца среднего пальца вытянутой его руки. Длина ярда 91,44 см Перст – старинное название пальца, причем сначала так называли именно указательный палец, его ширина около 2 см. Отсюда происходит анатомический термин «двенадцатиперстная кишка».
Слайд 28
Старинные меры длины «Один, как перст» - человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей. «Не указывай на людей перстом! Не указали бы на тебя шестом!» - Если будешь кого-то обвинять (показывать на него пальцем), то тебя могут обвинять в чем-то худшем или сделать это в еще более грубой манере. «От горшка два вершка, а уже указчик» - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех. «У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла » – о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.
Слайд 29
Литература: 1. Золотые россыпи. Русские народные пословицы и поговорки. - Красноярск, «Офсет», 1993 2. Кордюкова С. « Единицы, нужные всем» - М.: «Детская литература», 1972. 3. Русские народные загадки, пословицы и поговорки. – М.: « Просвещение», 1990.
Слайд 30
Интернет ресурсы: http :// zkaluga.narod.ru/misc/measure.html – « Старинные меры длины » http :// akopyan.ru/ page.php?id =1812 – Картинки «Старинные меры длины» http :// seservicetrend.ru/about/ peremenka / - « Старинные меры длины» http :// rvicetrend.ru/about/ peremenka /- « Старинные меры длины»
Слайд 31
Спасибо за внимание!
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Ямальский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопортовская школа-интернат
Им. Л.В. Лапцуя»
«Старинные меры длины
в литературном творчестве»
Творческий проект
Автор: Сэротэтто Яна Павловна
4а класс, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новопортовская школа-интернат им. Л.В. Лапцуя»
Руководитель: Деркач Галина Степановна,
учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новопортовская школа-интернат им. Л.В. Лапцуя»
с. Новый Порт 2016
«Старинные меры длины
в литературном творчестве»
Автор: Сэротэтто Яна Павловна,
Ямало-Ненецкий автономный округ, МО Ямальский район, с. Новый Порт,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопортовская школа – интернат им. Л.В. Лапцуя», 4а класс
Аннотация
Наверное, каждому маленькому ребенку родители читали сказку Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». И всегда возникал один вопрос: «Каков рост Дюймовочки?» В самой сказке написано: «Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом».
А сколько это дюйм? С этим вопросом, наверное, все дети не раз обращались к родителям. Таких каверзных вопросов может возникнуть много. Почему? Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как в жизни, художественной литературе мы часто встречаем старинные меры длины и не знаем, что они обозначают.
С глубокой древности мерой длины всегда был человек, т.е. наши предки измеряли расстояние собой, своим телом: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Поэтому первым счетным прибором человека были пальцы рук и ног. Это и удобно, и руки с ногами всегда при тебе, их нельзя "забыть дома".
Целью проекта было собрать сведения о старинных мерах длины в литературном творчестве и оформить их в виде электронного пособия. Результат работы – электронное пособие «Старинные меры длины в литературном творчестве», которое состоит из следующих разделов раздел «Дюйм», «Локоть», «Аршин». В каждом разделе представлено описание старинных мер и примеры из литературных произведений.
Я считаю, что моя работа будет способствовать развитию интереса у школьников к истории математики, к истории своей страны.
«Старинные меры длины
в литературном творчестве»
Автор: Сэротэтто Яна Павловна,
Ямало-Ненецкий автономный округ, МО Ямальский район, с. Новый Порт,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новопортовская школа – интернат им. Л.В. Лапцуя», 4а класс
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………………….. 3
1.План проекта…………………………………………………………….………………...…...4
2. Этапы реализации проекта…………………………………................................................…5
Рефлексивный этап…………………………………………………………………………... 8 Список литературы………………………………………….…………………………... .…..9
«Старинные меры длины
в литературном творчестве»
Автор: Сэротэтто Яна Павловна,
Ямало-Ненецкий автономный округ, МО Ямальский район, с. Новый Порт,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новопортовская школа – интернат им. Л.В. Лапцуя», 4а класс
Введение
Наверное, каждому маленькому ребенку родители читали сказку Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». И всегда возникал один вопрос: «Каков рост Дюймовочки?» В самой сказке написано: «Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом».
А сколько это дюйм? С этим вопросом, наверное, все дети не раз обращались к родителям. Таких каверзных вопросов может возникнуть много. Почему? Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как в жизни, художественной литературе мы часто встречаем старинные меры длины и не знаем, что они обозначают. С глубокой древности мерой длины всегда был человек, т.е. наши предки измеряли расстояние собой, своим телом: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Поэтому первым счетным прибором человека были пальцы рук и ног. Это и удобно, и руки с ногами всегда при тебе, их нельзя "забыть дома".
Я считаю, что моя работа будет способствовать развитию интереса у школьников к истории математики, к истории своей страны.
Цель проекта: собрать сведения о старинных мерах длины в литературном творчестве и оформить их в виде электронного пособия.
Гипотеза: если собрать интересный материал о старинных мерах длины в литературном творчестве и оформить их в виде электронного пособия, то это вызовет интерес у школьников.
Задачи:
Power Point.
Методы:
«Старинные меры длины
в литературном творчестве»
Автор: Сэротэтто Яна Павловна,
Ямало-Ненецкий автономный округ, МО Ямальский район, с. Новый Порт,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопортовская школа – интернат им. Л.В. Лапцуя», 4а класс
Содержание практической деятельности | Участники |
1 | 2 |
Подготовительный этап | |
Подбор литературы о старинных мерах длины | Учитель, Сэротэтто Яна |
Поисково-исполнительный этап | |
Изучение материалов о старинных мерах длины в литературных произведениях. | Учитель, Сэротэтто Яна |
Составление электронного пособия
| Учитель, Сэротэтто Яна |
Обобщающий этап | |
Подготовка к презентации, создание пробного варианта электронного пособия | Учитель, Сэротэтто Яна |
Презентация проекта | |
Презентация пробного электронного пособия на уроке «Литературное чтение» | Учитель, Сэротэтто Яна |
Рефлексивный этап | |
Обмен впечатлений от знакомства с электронным пособием | Учитель, Сэротэтто Яна ученица 4а класса |
2. Этапы реализации проекта
2.1. Диагностический этап
В разговорной речи я часто слышу такие выражения: «Один как перст», «От горшка два вершка». А что такое пядь, вершок, перст, верста, я не понимала. Мне интересно было узнать, что обозначают эти слова. Почему они так называются.
Я решила найти ответ на свой вопрос в имеющейся литературе, энциклопедиях, искала нужную информацию в сети Интернет. Спрашивала своего учителя, воспитателя, какие они знают пословицы и поговорки, сказки, стихи, где встречаются старинные меры измерения? Думаю, что моя работа заинтересует сверстников.
С древнейших времён человеку приходилось измерять расстояние простейшими орудиями труда. Вначале он при измерении использовал руки и ноги. Многие названия мер длины произошли от различных частей человеческого тела: шаг, ладонь, локоть, вершок. «Человек – мера всех вещей».
Одним из методов сбора информации в ходе работы над проектом было анкетирование. Я провела опрос среди учащихся 4 классов. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать предварительные выводы об отношении учащихся к предмету моего проекта.
Итак, в анкете было всего 3 вопроса, участие в анкетировании приняло 25 человек. Вот как распределились ответы на поставленные вопросы.
1.Знаете ли вы старинные меры длины?
Ответы учащихся:
Да – 5 человек
Нет – 20 человека
2.Знаете ли вы литературные произведения, где встречаются старинные меры длины?
Да – 8 человек
Нет – 17 человек
3.Знаете ли вы поговорки и пословицы со старинными мерами длины?
Да – 8 человек
Нет – 17 человек
По итогам анкетирования я сделала для себя выводы, что собранная мной информация будет полезна и заинтересует многих моих одноклассников.
2.2. Подготовительный этап
Почему электронное пособие?
В рамках проектной деятельности познакомилась с разнообразными книгами, журналами, Интернет-ресурсами. Изучила их оформление и содержание. Передо мной встал выбор, в какой форме представить материал?
Подобранный материал можно оформить в виде брошюры, буклета, рукописного журнала, стенной газеты, но плюс электронного пособия в том, что электронное пособие может включать в себя большое количество слайдов, на которых можно поместить подобранный материал. Пополнение количества слайдов не вызовет затруднений. Да, и оформить слайды можно красочно и интересно, используя возможности компьютера. Поэтому я решила создать именно электронное пособие.
2.3. Поисково-исполнительный этап
В электронном пособии созданы разделы: «Фут», «Дюйм. Линия», «Пядь. Пядь великая. Пядь малая», «Простая сажень», «Косая сажень», «Маховая сажень», «Локоть», «Аршин. Верста», «Ярд». В каждом из разделов описаны старинные меры длины и приведены произведения литературного творчества, в которых они встречаются.
Например: раздел «Дюйм». Дюйм – это длина трёх сухих зёрен ячменя, вынутых из средней части колоса. Дюйм равен 2,54 см или длина большого пальца.
И в сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» встречается эта длина: «Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом. Потому её так и прозвали Дюймовочка».
В разделе: «Локоть». Локоть - древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца или сжатого кулака до локтевого сгиба. Эта длина колебалась от 38 до 46 см.
Даны пословицы и поговорки: «Близок локоть да не укусишь»,
« Близок локоток, да ум короток» - о каком-нибудь простом, но невыполнимом деле.
« Сам с ноготок, а борода с локоток» - до Петра 1 борода, особенно у бояр, служила признаком знатности рода и происхождения.
« Нос с локоть, а ум с ноготь» - говорили о глупом человеке.
« Жили с локоть, а жизнь с ноготь» - т. е. жили долго, а жизнь оказалась короткой.
Раздел: «Аршин». Аршин - одна из основных русских мер длины использовалась с XVI в. и равна 71см 12 мм.
В сказке «Конек-горбунок» - П.С.Ершова, встречается старинные меры аршин и вершок»:
«Да еще рожу конька
Ростом только три вершка,
На спине с двумя горбами
Да аршинными ушами»
Материал для своего электронного пособия я подбирала в различных книгах и Интернете.
2.4. Обобщающий этап
Весь собранный материал я сортировала и оформляла сразу по разделам. Итогом работы стало электронное пособие «Старинные меры длины в литературном творчестве», которое может помочь ребятам в составлении и решении задач со старинными мерами длины.
2.5 Презентация проекта
Презентация электронного пособия «Старинные меры длины в литературном творчестве» состоялась на IV открытом конкурсе исследовательских проектов среди школьников 1-4 классов.
Рефлексивный этап
Ребятам очень понравилось электронное пособие, которое я создала. Многие из моих одноклассников поддержали мою идею и решили принимать непосредственное участие в пополнении информации пособия
Чем же была полезна для меня эта работа? Чему научила?
Я узнала много нового, научилась собирать, обрабатывать и представлять информацию, выделяя главное.
В ходе работы над проектом я еще раз убедилась в том, что созданное мною электронное пособие будет служить хорошим подспорьем для уроков литературного чтения, математики.
В будущем я планирую пополнить пособие новыми разделами.
Литература:
1. Золотые россыпи. Русские народные пословицы и поговорки. - Красноярск, «Офсет», 1993
2. Кордюкова С. « Единицы, нужные всем» - М.: «Детская литература», 1972.
3. Русские народные загадки, пословицы и поговорки. – М.: « Просвещение», 1990.
Интернет ресурсы:
http:// zkaluga.narod.ru/misc/measure.html – «Старинные меры длины»
http:// akopyan.ru/page.php?id=1812 – иллюстрации «Старинные меры длины»
http:// seservicetrend.ru/about/peremenka/ - «Старинные меры длины»
http:// rvicetrend.ru/about/peremenka/- «Старинные меры длины»
Ветер и Солнце
Заяц, косач, медведь и весна
Ель
Дерево в снегу
Финист - Ясный сокол