Интеллект, как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путём её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д. О наличии интеллекта можно говорить при совокупности всех этих способностей, в отдельности каждая из них не формирует интеллект. Интеллектом может обладать система, составляющие элементы которой каждый в отдельности интеллектом не обладают.
Интелле́кт (от лат. intellectus «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») или ум — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а так же внимание, волю и рефлексию.
Актуальность моей работы состоит в том, что влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации и данный момент не прекращает своего развития и совершенствования.
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Управление образования АМО «Заиграевский район»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Горхонская средняя общеобразовательная школа №73»
671333 Заиграевский район с. Горхон ул. Железнодорожная 22
Тема исследовательской работы:
«Интеллект, способы развития интеллекта»
Направление: общая психология
Выполнила: ученица 8 класса
Кравец Елена
Руководитель:
Сураева Мария Николаевна
Заместитель директора по ВР
2019 год
Оглавление
Введение ………………………………….……………………………………………..3
1. Теоретическая часть………………………………………………………………….4 - 6
1.1 Интеллект и его значение в жизни человека…...………………………………... 4
1.2 Виды интеллекта…………………………………………………………………….4-5
1.3 Способы развития интеллекта……………..………………………………………. 7
2. Практическая часть, анкетирование…………………………………………………6-8
2.1 Рекомендации для развития интеллекта у учащихся ……………………………..7-8
3. Заключение …………………...………………………………………………………8
4. Литературные и электронные источники………………………………….…………9
Приложение……………………………………………………...………………………10-11
Введение
Интеллект, как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путём её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д. О наличии интеллекта можно говорить при совокупности всех этих способностей, в отдельности каждая из них не формирует интеллект. Интеллектом может обладать система, составляющие элементы которой каждый в отдельности интеллектом не обладают.
Интелле́кт (от лат. intellectus «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») или ум — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а так же внимание, волю и рефлексию.
Актуальность моей работы состоит в том, что влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации и данный момент не прекращает своего развития и совершенствования.
Гипотеза работы: Уровень интеллектуального развития взаимосвязан с образованием и зависит от него.
Целью работы: Анализ методов диагностик интеллектуального развития.
Для достижения поставленной цели был решён ряд основных задач:
1. Раскрыть понятие интеллект.
2. Выяснить какую роль играет интеллект в жизни человека
3. Определить способы развития интеллекта
4. Сделать выводы к анкетированию
5. Дать рекомендации учащимся
Объектом исследования – является интеллект
Предмет исследования – способы развития интеллекта
Методы исследования:
- изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;
- анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии;
- проведение анкетирования
- анализ полученных результатов
- составление рекомендаций.
1. Теоретическая часть.
1.1 Интеллект и его значение в жизни человека.
Интеллект в переводе с латинского языка означает понимание, рассудок, познание. С его помощью человек анализирует ситуацию, делает выводы, воспринимает и усваивает новые знания. Именно по его уровню оценивают и умственные способности личности. На протяжении жизни он развивается и совершенствуется.
Интеллект является основой целеполагания, служит для планирования ресурсов, а также построения стратегии для достижения поставленной цели. Влияние интеллекта человека не ограничивается пределами жизни одной личности, одного человека. Развиваясь, интеллект, позволил человеку выделиться из среды животных. Это стало началом развития общества, развитие диалектически переросло в развитие человеческой цивилизации. Интеллект человека как способность, в жизни реализуется при помощи различных (других) способностей.
Интеллект оказывает влияние на все сферы человеческой жизни и общественных отношений. Люди с более развитым интеллектом, как правило, добиваются больших успехов в жизни и имеют большее количество талантов, чем те, у которых он менее развит. Осознанность поступков, рационализаторское мышление, способность к концентрации внимания, планированию и критической оценке информации, память, спортивные успехи и даже общение с окружающими напрямую зависят от уровня интеллекта. Он может совершенствоваться на протяжении всей человеческой жизни.
1.2 Виды интеллекта.
Существует несколько видов интеллекта человека:
- Вербальный отвечает за человеческое общение, речь, чтение литературы.
- Логический – за умение грамотно осуществлять расчеты, анализировать данные и логически размышлять над ситуацией.
- Пространственный интеллект отвечает за визуальное восприятие окружающего мира, физический – за координацию движений.
- Благодаря музыкальному интеллекту человек учится воспринимать музыку, петь, танцевать.
- Физический интеллект – физическая деятельность.
- Общение с окружающими, коммуникабельность развиваются в тесной взаимосвязи с социальным интеллектом.
- Эмоциональным обеспечивается выражение эмоций и чувств.
- Творческий интеллект дает возможность человеку развивать в себе новые навыки и умения, созидать что-то новое и не останавливаться на достигнутом.
- Духовный интеллект вызывает в личности желание самосовершенствоваться.
1.3 Способы развития интеллекта.
Может показаться, что описанные методики и интеллект не имеют ничего общего. Но не стоит предполагать заранее. Именно в необычности и кроется эффективность упражнений. Особенное преимущество заключается в повседневном использовании данных методов. Главное заниматься регулярно, и не отвлекаясь на посторонние моменты.
В своей работе я хочу рассказать о некоторых самых простых способах, которые подойдут для всех и помогут развивать интеллект:
1. Отдых. Основа всех основ в любом развитии человеческого тела. В уставшем состоянии эффект от занятий будем минимальным. Поэтому перед началом саморазвития нужно как следует отдохнуть.
2. Записи. Основной анализ информации происходит в момент записи данных в блокнот. Бывают моменты, когда в голову приходит гениальная идея, но вместо того, чтобы быстренько ее записать, человек надеется на свою память. Также, с помощью записей удобно размышлять о будущих планах или событиях. Большая вероятность выполнения всего запланированного происходит, когда все дела были записаны на бумагу.
3. Тихая обстановка. Большая масса людей после рабочего дня привыкли заниматься не общим развитием, а делами, которые способствуют дополнительной усталости в организме. К таким делам относят компьютерные игры, соцсети, телевизор и т. д. Вместо этого лучше сесть почитать книгу в спокойной обстановке или отправиться на вечернюю прогулку.
4. Игры для развития. Логические игры считаются отличным способом для развития умственных способностей. Существуют игры как для одного, так и для всей семьи. Например, шарады, кроссворды, шашки, шахматы, домино, командные настольные игры.
5.Общение. Благодаря общению человек может не только скрасит досуг, но и узнать много нового. Особенно полезно общение с более умными людьми. За ними хочется тянуться и впитывать опыт. Также частые знакомства избавят от скованности, застенчивости и разовьет коммуникативные навыки.
6. Чтение. Данный вид развития помогает развить воображение, словарный запас. Такой метод подходит и взрослому и ребенку. Нужно лишь выбирать подходящую литературу. Читая познавательную книгу, человек постоянно поддерживает мозг в тонусе.
7. Обучение. С помощью обучения человек всегда стремится стать умнее. Находясь на занятиях, происходит изучение как теоретических, так и практических навыков. Если человек нигде не учится на данный момент, можно самостоятельно начать изучать языки или любую другую интересную тему.
8. Самообразование. Данный метод частично относится к обучению, так как половину знаний человек находит самостоятельно. Имея желания, всегда можно найти возможность научиться чему-то новому и полезному. В современном мире предостаточно возможностей, позволяющих обучится. Например, бесплатные мастер классы, вебинары, тематические курсы и т.д.
2. Практическая часть, анкетирование.
Мне было интересно узнать, знают ли учащиеся 8-9 классов (29 человек)– Что такое интеллект?
Для этого мы провели анкетирование по следующим вопросам:
1.Что такое интеллект? (Приложение 1)
2. Хорошо ли вы запоминаете информацию? (Приложение 2)
3. Развиваете ли вы свой интеллект? (Приложение3)
Результаты анкетирования показали, что все 100% участников анкетирования знают, что такое интеллект; практически все учащиеся 76% плохо запоминают информацию. Целенаправленно развитием интеллекта занимается несколько человек, которые составляют 10 % от опрошенных учащихся.
2.1. Разработка рекомендаций для развития интеллекта у учащихся.
Для того чтобы развивать свои интеллектуальные способности необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Чтобы запомнить небольшие по объему числа, названия чего-либо, формулы, фамилии, номера телефонов и пр., нужно многократно повторять их в течение 10-20 секунд любым способом: вслух, про себя, записать несколько раз, думая о них, сосредоточив на них внимание.
2. В основе эффективного и быстрого запоминания лежат ассоциации. Ассоциирование – это такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого. Необходимо постараться выстроить связи между запоминаемыми и уже имеющимися в памяти данными (логические, ассоциативные и др.).
3. Для эффективности запоминания больших объемов учебного материала предлагается весь требующий запоминания материал перед началом работы разделить на части таким образом, чтобы на каждую часть нужно было затратить 15-20 минут при первом повторении. После этого можно приступать к повторению этих частей.
4. При разделении материала на составные части нужно, чтобы каждая повторяемая часть чем-то отличалась от предыдущей и последующей. Для этого можно чередовать части из разных разделов и разных областей знаний.
5. Для повышения эффективности процесса запоминания повторение должно быть активным. Перед началом любого повторения попытайтесь припомнить самостоятельно изученное ранее. Мозг должен работать, действовать, извлекать даже, казалось бы, совсем забытую, утерянную информацию изо всех уголков памяти при каждом повторном чтении, просмотре текста, повторении его, переводить информацию в долговременную память.
6. При повторении хорошо использовать схемы-тезисы, составленные из так называемых словесных опор, выделенных при структурном анализе во время чтения и изучения материала. Повторяя квалифицированно словесные опоры, выделенные в тексте, вы практически повторяете весь материал.
7. Воображение – значимый фактор в процессе усвоения новой информации. Чем активнее человек визуализирует то, что связано с запоминаемым материалом, тем эффективнее происходит запоминание этого материала.
8. Применение разнообразных мнемотехник. Они сугубо индивидуальны, и каждый человек должен подстроить существующие приемы под себя, выбрать такие стратегии усвоения информации, которые будут для него удобными и максимально результативными.
9. Соблюдение принципов эффективного запоминания. Это те приемы, которые не являются сами по себе техниками быстрого запоминания, а их применение осуществляется параллельно с какой-либо из них (или же с их сочетанием).
3. Заключение.
Таким образом, достигнута поставленная цель работы, из которой следуют выводы: что значение интеллекта в жизни человека очень велико и необходимо для человека и его образования в целом. Интеллект как форма психического отражения представляет собой способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Это отражение того, что было в прошлом опыте. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.
Существует множество способов управления и тренировки интеллекта. Каждый человек хотел бы улучшить интеллект, но не всякий знает, что для этого нужно. Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая, воспроизведя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память.
Из всего выше сказанного я сделала вывод: интеллект объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а так же внимание, волю и рефлексию. Используйте все направления и развивайте свой интеллект.
4. Литературные и электронные источники
1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. № 1. С. 111-131. 1995
2. Виноградов А.Г. Проявление творческой интеллектуальной активности в связи с особенностями организации понятийного знания. Дисс.... канд. психол. наук. Киев: Киев. ун-т. 1990
3. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. № 5. С. 121-128. М., 1990
4. Дружнин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
5. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. – М., 1997.
6.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2001.
7. Шмелёв А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. – М., 1996.
8. Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=40019
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Слайд 1
Министерство образования и науки Республики Бурятия Управление образования АМО « Заиграевский район» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Горхонская средняя общеобразовательная школа № 73 671333 Заиграевский район с. Горхон ул. Железнодорожная 22 Тема исследовательской работы: «Интеллект, способы развития интеллекта» Выполнила: ученица 8 класса Кравец Елена Руководитель: Сураева Мария Николаевна Заместитель директора по ВР 2019 годСлайд 2
Введение 1 . Теоретическая часть 1.1 Интеллект и его значение в жизни человека 1.2 Виды интеллекта 1.3 Способы развития интеллекта 2 . Практическая часть, анкетирование 2.1 Рекомендации для развития интеллекта у учащихся 3 . Заключение 4 . Литературные и электронные источники Приложение
Слайд 3
Введение Интеллект, как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически , систематизировать информацию путём её анализа , определять её применимость ( классифицировать ), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д. Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Интеллект — способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи . Актуальность моей работы состоит в том, что влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации и данный момент не прекращает своего развития и совершенствования. Гипотеза работы : Уровень интеллектуального развития взаимосвязан с образованием и зависит от него.
Слайд 4
Целью работы : Анализ методов диагностик интеллектуального развития. Для достижения поставленной цели был решён ряд основных задач: 1. Раскрыть понятие интеллект. 2. Выяснить какую роль играет интеллект в жизни человека 3. Определить способы развития интеллекта 4. Сделать выводы к анкетированию 5. Дать рекомендации учащимся Объектом исследования – является интеллект Предмет исследования – способы развития интеллекта Методы исследования: - изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования; - анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии; - проведение анкетирования - анализ полученных результатов - составление рекомендаций .
Слайд 5
1. Теоретическая часть. 1.1 Интеллект и его значение в жизни человека . Интеллект является основой целеполагания, служит для планирования ресурсов, а также построения стратегии для достижения поставленной цели. Влияние интеллекта человека не ограничивается пределами жизни одной личности, одного человека. Развиваясь, интеллект, позволил человеку выделиться из среды животных . Интеллект оказывает влияние на все сферы человеческой жизни и общественных отношений. Люди с более развитым интеллектом, как правило, добиваются больших успехов в жизни и имеют большее количество талантов, чем те, у которых он менее развит. Осознанность поступков, рационализаторское мышление, способность к концентрации внимания, планированию и критической оценке информации. . Он может совершенствоваться на протяжении всей человеческой жизни. 1.2 Виды интеллекта . Существует несколько видов интеллекта человека : Логический - логически размышлять над ситуацией. Вербальный- отвечает за общение, речь Пространственный- визуальное восприятие Музыкальный- восприятие музыки Физический- физическая деятельность Социальный- общение, коммуникабельность Эмоциональный- чувства, эмоции Духовный- желание самосовершенствоваться. Творческий- развитие навыков
Слайд 6
1.3 Способы развития интеллекта Может показаться, что описанные методики и интеллект не имеют ничего общего. Но не стоит предполагать заранее. Именно в необычности и кроется эффективность упражнений. Особенное преимущество заключается в повседневном использовании данных методов. В своей работе я хочу рассказать о некоторых самых простых способах, которые подойдут для всех и помогут развивать интеллект : 1. Отдых. 2.Записи 3. Тихая обстановка 4. Игры для развития 5. Общение 6. Чтение 7. Обучение 8. Самообразование
Слайд 7
2. Практическая часть, анкетирование. Мне было интересно узнать, знают ли учащиеся 8-9 классов (29 человек)– Что такое интеллект? Для этого мы провели анкетирование по следующим вопросам: 1.Что такое интеллект? (Приложение 1) 2. Хорошо ли вы запоминаете информацию? (Приложение 2) 3 . Развиваете ли вы свой интеллект? (Приложение3
Слайд 10
Результаты анкетирования показали , что все 100% участников анкетирования знают, что такое интеллект; практически все учащиеся 76% плохо запоминают информацию. Целенаправленно развитием интеллекта занимается несколько человек, которые составляют 10 % от опрошенных учащихся.
Слайд 11
2.1. Разработка рекомендаций для развития интеллекта у учащихся. 1. Чтобы запомнить небольшие по объему числа, названия чего-либо, формулы, фамилии, номера телефонов и пр., нужно многократно повторять их в течение 10-20 секунд, любым способом: вслух, про себя, записать несколько раз, думая о них, сосредоточив на них внимание. 2. В основе эффективного и быстрого запоминания лежат ассоциации. Ассоциирование – это такое связывание одного элемента с другим. 3. Для эффективности запоминания больших объемов учебного материала предлагается весь требующий запоминания материал перед началом работы разделить на части таким образом, чтобы на каждую часть нужно было затратить 15-20 минут при первом повторении. После этого можно приступать к повторению этих частей
Слайд 12
3. Заключение Таким образом, достигнута поставленная цель работы, из которой следуют выводы: что значение интеллекта в жизни человека очень велико. Интеллект как форма психического отражения представляет собой способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Это отражение того, что было в прошлом опыте. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Из всего выше сказанного я сделала вывод: интеллект объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а так же внимание, волю и рефлексию. Используйте все направления и развивайте свой интеллект.
Слайд 13
5. Литературные и электронные источники 1. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология: Материалы советско-финского симпозиума. М.: Наука. С. 98-130. 1986 2. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. № 1. С. 111-131. 1995 3. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1, 2. М.: Педагогика. 1982 4. Виноградов А.Г. Проявление творческой интеллектуальной активности в связи с особенностями организации понятийного знания. Дисс .... канд. психол. наук. Киев: Киев. ун-т. 1990 5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. Т. 3. М.: Педагогика. 1983 6. Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии. // Вопросы психологии. № 2. 1980С. 53-64. 7. Степанова Е.И. Структура интеллекта взрослых. М.: НИИ ООВ. 1979 8. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. № 5. С. 121-128. М., 1990.
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Ель
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Рисуем пшеничное поле гуашью
Весенняя сказка