Каждый из нас, независимо от того, взрослый это человек или маленький ребенок, мальчик или девочка, очень индивидуален. Мальчишки играют в машинки, солдатиков и роботов, а девочки с материнской заботой укладывают любимую куклу в коляску. Но есть то, что, без исключения, любят и взрослые, и дети, и мальчики, и девочки. Это мультфильмы.
Такая любовь к мультикам не случайна. Взрослые любят мультфильмы за то, что, с одной стороны, они позволяют родителям отвлечь ребёнка на какое-то время, а самим родителям заняться своими делами, а, с другой стороны, несут не маловажную воспитательную, познавательную и развивающую функции.
Для детей же, мультфильм – это удивительная сказка: яркая, волшебная, незабываемая. Сказка, которая учит дружбе, общению и взаимному уважению; поясняет, что такое хорошо, а что плохо, и что добро всегда побеждает зло.
Актуальность моего исследования состоит в том, что сегодня показу юных зрителей открывается огромный мир мультфильмов. Смотреть их можно до бесконечности долго, выбирая жанры, сюжеты, героев. Но не все мультфильмы, как утверждают взрослые, оказывают положительное влияние на детскую психику и воспитание. Существует множество мнений о вреде и пользе современных мультфильмов и о том, сколько по времени и какие именно можно показывать мультфильмы детям для полноценного развития личности.
В своей работе я попыталась разобраться, как влияют мультфильмы на детскую психику.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Горхонская средняя общеобразовательная школа №73
671333 Заиграевский район с. Горхон ул. Железнодорожная 22
II районной научно-практической конференции
«Школа поиска и открытий -2017»
Тема исследовательской работы
«Мультфильмы в жизни детей»
Номинация: Гуманитарная (обществознание, психология)
Выполнила: ученица 6 класса
Михеева Надежда
Руководитель:
Сураева Мария Николаевна
учитель обществознания, ОБЖ
МБОУ Горхонская СОШ № 73
2017 г.
Содержание
Введение с. 3-4
1.1. История создания мультипликационных фильмов с. 4 -5
1.2. Польза и вред мультфильмов с. 5 - 8
1.3. Сравнение отечественных и зарубежных мультфильмов с. 8 - 10
Введение.
Каждый из нас, независимо от того, взрослый это человек или маленький ребенок, мальчик или девочка, очень индивидуален. Мальчишки играют в машинки, солдатиков и роботов, а девочки с материнской заботой укладывают любимую куклу в коляску. Но есть то, что, без исключения, любят и взрослые, и дети, и мальчики, и девочки. Это мультфильмы.
Такая любовь к мультикам не случайна. Взрослые любят мультфильмы за то, что, с одной стороны, они позволяют родителям отвлечь ребёнка на какое-то время, а самим родителям заняться своими делами, а, с другой стороны, несут не маловажную воспитательную, познавательную и развивающую функции.
Для детей же, мультфильм – это удивительная сказка: яркая, волшебная, незабываемая. Сказка, которая учит дружбе, общению и взаимному уважению; поясняет, что такое хорошо, а что плохо, и что добро всегда побеждает зло.
Актуальность моего исследования состоит в том, что сегодня показу юных зрителей открывается огромный мир мультфильмов. Смотреть их можно до бесконечности долго, выбирая жанры, сюжеты, героев. Но не все мультфильмы, как утверждают взрослые, оказывают положительное влияние на детскую психику и воспитание. Существует множество мнений о вреде и пользе современных мультфильмов и о том, сколько по времени и какие именно можно показывать мультфильмы детям для полноценного развития личности.
В своей работе я попыталась разобраться, как влияют мультфильмы на детскую психику.
Гипотеза работы: мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и детьми.
Цель работы: на основе работы с литературой и практических исследований выявить, какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного и иностранного производства на сознание детей, и узнать, какие мультфильмы принесут пользу ребенку.
Задачи работы:
3) провести анкетирование обучающихся 5 класса, с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев;
4) сравнить отечественные и зарубежные мультфильмы;
5) проанализировать результаты исследований, сделать выводы;
6) составить памятку «Как с пользой смотреть мультфильмы»
Объект исследования – учащиеся 5 класса.
Предмет исследования – мультфильмы отечественного и иностранного производства.
Во время выполнения работы использовались методы:
1.Теоретическая часть
1.1 История создания мультипликационных фильмов.
По одной из версий, французы, как родоначальники этого вида искусства, считают днем рождения мультипликации 30 августа 1877 года. Именно в этот день было запатентовано изобретение праксиноскопа французским художником и изобретателем-самоучкой Эмилем Рейно. Немногим ранее, 20 июля 1877 года, Эмиль Рейно представил доклад перед членами Французской академии и продемонстрировал праксиноскоп – аппарат, собранный из коробки из-под печенья и зеркального барабана, и позволяющий просматривать на прозрачной ленте фазовые картинки, создающие иллюзию движения фигур. Первый же мультфильм был создан в 1892 году, когда состоялся первый сеанс «световых пантомим», в оптическом театре Эмиля Рейно. Все свои «фильмы» Рейно рисовал, раскрашивал и монтировал сам, нанося изображения на длинные ленты, каждый сюжет состоял из нескольких сотен картинок.
Создание мультипликации - длительный, трудоемкий процесс. Но, несмотря на то, что сегодня все мультфильмы создаются во многих странах мира, не все их, оказывается, рекомендуется смотреть. Что же мы видим на экранах своих телевизоров? Почему же некоторые мультфильмы вызывают бурю радостных эмоций, волну подражания любимым героям и формируют хорошие эмоции ребенка, а другие наносят откровенный вред, делая детей злыми? Среди создателей мультфильмов существует два мнения те, кто копирует взрослую жизнь в мультфильмах, и те, кто создает именно детский мир с его собственными законами жизни. Современные дети все более тяготеют к подражанию взрослой жизни с ее агрессией и жестокостью, поэтому и предпочитают первый тип мультфильмов
Все дети выбирают мультики по принципу красочности, интереса и моды. А ведь много российских мультов создавалось на основе сказок. Советские мультфильмы по своей природе интересны сюжетом и заставляют мыслить. А каким образом дело обстоит с мультфильмами иностранными? Почти половина иностранных мультиков строится по старому, проверенному принципу: завязка - кульминация - развязка. Преступление - расследование - наказание. Поэтому главные темы американских фильмов - конфликты и преступления.
Большинство современных мультиков имеют следующие признаки:
1. Яркие, действие происходит очень быстро.
2.Простой понятный сюжет, повторяющийся во всех мультиках.
3.Значение речи для понимания мультика сведено к минимуму.
4.Мультик озвучен одинаковыми голосами переводчиков.
5.Много агрессии.
6.Однообразная музыка.
Имеются и более ранние версии создания анимационных фильмов, но полноценным мультфильмом их назвать нельзя. Они были только демонстрацией возможностей для камеры.
Первые мультфильмы представляли собой рисованные и раскрашенные от руки пантомимы продолжительностью до 15 минут. Уже тогда могло применяться звуковое сопровождение, синхронизированное с изображением.
Позднее, с появлением компьютеров, появилась и компьютерная анимация. В настоящее время, эти технологии так далеко шагнули, что неспециалисту порой сложно определить, что же он видит на экране – «живое» кино или анимированное.
Если говорить о нашей стране, то надо отметить, что в 1936 году в СССР была основана киностудия «Союзмультфильм», что дало огромный скачок отечественной мультипликации.
В 1958 году первые мультипликационные фильмы в Японии создают жанр «Аниме».
Анимация (animation) - производное от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно - "размножение").
1.2 Польза и вред мультфильмов.
Для юных зрителей открывается огромное множество мультипликационных фильмов с разнообразными жанрами и сюжетами. Всем давно известен тот факт, что мультфильмы имеют огромное влияние на нервную систему ребенка. Родители, педагоги, психологи задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребенка? Что выбрать для ребенка: зарубежные или отечественные мультики? Стоит ли позволять детям смотреть анимационные фильмы, полезны ли они? И сколько времени можно позволять проводить ребенку перед телевизором? Постараемся ответить на данные вопросы, учитывая мнения специалистов.
Для начала следует рассмотреть положительное влияние мультфильмов на ребенка.
Яркие, зрелищные, образные с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультфильмы, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Герои мультиков демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомленность крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультфильм – это эффективное средство воспитания ребенка, главное найти золотую середину. У просмотра «правильных» мультиков есть целый ряд положительных моментов:
А теперь рассмотрим негативное влияние мультфильмов на сознание ребенка, которые могут привести к неправильному формированию и развитию психики ребёнка.
▪ Агрессия и насилие на экране. Слишком подробные сцены драк с кровью, убийства (если главный герой агрессивен, он может наносить вред окружающим, и ребёнок может затем подражать мультяшной жестокости в своей жизни).
▪ Полная безнаказанность (если плохой поступок персонажа не наказывается, а даже приветствуется, у ребёнка может сформироваться ощущение вседозволенности.
▪ Нет чёткой границы между добром и злом (даже положительный персонаж может совершать плохие поступки ради благих целей).
▪ Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным и растениям может вызывать агрессию детей.
▪ Неправильное формирование инстинкта самосохранения (если герои могут по нескольку раз умирать и оживать на экране, то нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить такой подвиг).
Кроме того, не стоит забывать о том, что дети воспринимают информацию по-другому. Они не просто смотрят на экран, они погружаются в сказку, они как-бы попадают внутрь и переживают все события вместе с героями.
Часто родители обеспокоены нездоровой зависимостью своего ребенка от мультфильмов. Ребенок у телевизора ест и одевается, проводит перед экраном все вечернее время и отрывается от него только тогда, когда приходит пора ложиться спать. Обвинять ребенка в том, что он слишком много смотрит мультфильмы, попросту нельзя. Вероятно, родители уделяют ребенку слишком мало времени, если он нехватку общения с живыми людьми заменяет мультфильмами.
Итак, важным моментом является длительность просмотра. Нельзя резко в один день запретить ребенку смотреть мультфильмы. Это может привести к острому конфликту. Просто необходимо обратить внимание на ребенка и попытаться переключить его с поглощения мультфильмов на другие, более интересные занятия, например новые игры.
Итак, подводя итоги, следует отметить:
- Во-первых, утверждать, что мультфильм - абсолютное зло неправильно. Хороший мультфильм - это маленькая сказка, где животные умеют говорить, а добро всегда побеждает зло. Хорошие и позитивные истории могут научить ребенка многим добрым и полезным вещам. Родителям в этом случае остается только проследить, чтобы ребенок смотрел только «добрые» мультфильмы, которые несут в себе положительный заряд.
- Во-вторых, существует ряд признаков, которые характеризуют вредные для детской психики мультфильмы. Детям не следует смотреть истории, в которых главные герои ведут себя агрессивно, наносят вред окружающим, калечат или убивают других персонажей. Вредны для малыша и те мультфильмы, в которых отклоняющееся поведение героев никем не наказывается, не говорят, что так делать нельзя. В итоге у маленького ребенка расшатываются эталоны допустимого и неприемлемого поведения, хорошего и плохого поступка. Вредно на психику ребенка влияют и мультфильмы, в которых главные герои неуважительно относятся к животным, людям и растениям. Положительные персонажи детских историй должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные персонажи — уродливыми.
- В-третьих, в просмотре ребенком мультфильмов нет ничего ужасного, если время пребывания перед телевизором и сюжет строго контролируется взрослыми. Но следует помнить, что никакой мультфильм не заменит живого общения ребенка с родителями.
И главное – нельзя показывать ребенку мультфильм, который не видели его родители!
1.3. Сравнение Отечественных и зарубежных мультфильмов.
Если спросить у наших родителей: «что такое мультики?»,- то у каждого из них возникнут хорошие воспоминания о беззаботном детстве, родительском доме. Многие из них и сейчас останавливаются у телевизора, когда видят полюбившихся с детства персонажей. Рассмотрев признаки «полезных и вредных мультфильмов», теперь сравним героев и то, чему учат мультфильмы отечественного и зарубежного производства.
«Самый маленький гном» - мультфильм о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий вручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят… Есть в этом мультфильме замечательный образ одного «спасателя».
«Волшебный мешочек» - у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: «Раз тебе хочется озорничать – озорничай! Ни слова от меня не услышишь. Но сначала наполни этот мешочек камешками». Ура! Да здравствуют проказы! Но оказывается, камешек можно положить в мешочек, только если доброе дело сделаешь. Есть известный духовный закон: когда нет в тебе любви и милосердия, твори дело милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце.
Понаблюдав за малышом, который смотрит мультфильм, можно увидеть эмоции и переживания на его лице. Он смеется вместе с героем, хмурит бровки, сопереживает, жалеет его, повторяет слова знакомой песенки. Добрые мультфильмы имеют огромное воспитательное значение. Они научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций, избавят от детских страхов. В них маленький зритель найдет еще одно подтверждение того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует.
Возьмем для примера еще мультфильм «Ниндзя-Черепашки». Главные герои Черепашки постоянно противостоят плохому, но они столько убивают, что задумываешься, а, правда, они такие хорошие?
Вы, конечно, видели эпизод из «Шрека» (когда взрывается птичка от пения трольши). Дети в этот момент всегда смеются. А ведь это, не просто сцена красивого убийства, это – пример смерти. Главная положительная героиня наших сказок не может быть такой, она не может быть жестока, не может убивать. Во многих мультиках неизменно присутствуют монстры и мутирующие люди. В них стреляют, взрывают, убивают, летают на непонятных машинах, самолетах и космических кораблях. Назвать эти сказки добрыми, к сожалению, не получается. Эти мультики рассчитаны абсолютно на другую аудиторию, они несут в себе элементы совершенно другой культуры, навязывая подсознательно эти ценности детям. Они не учитывают наши национальные и культурные особенности.
Но нельзя сказать, что все американские мультфильмы губительны для сознания детей. Например, «Король Лев» - полнометражный мультфильм, главный герой которого – маленький львенок Симба, теряет своего любящего и любимого отца из-за зависти
своего злого дяди. Очень трогательный сюжет, заставляющий переживать вместе с героями, как юных зрителей, так и их родителей.
Практическая часть.
Мне было интересно узнать, как относятся к мультфильмам ребята нашего класса. Для этого мы провели анкетирование по следующим вопросам:
Результаты анкетирования показали, что практически все дети в возрасте 11 лет с одинаковым интересом смотрят и отечественные, и иностранные мультфильмы. Положительным моментом является то, что 50% детей смотрит мультфильмы вместе со своими родителями.
Заключение.
Таким образом, достигнута поставленная цель работы, из которой следуют выводы:
А главное, что никакие мультфильмы не заменят живого общения.
Памятка.
В связи с этим, я предлагаю следующие рекомендации по выбору мультфильмов:
Мультфильмы должны:
1) Учить любить животных. Героями мультфильмов часто бывают животные.
2) Учить дружить.
3) Помогать изучать окружающий мир
4) Учит выполнять свои обязанности. Поэтому герои должны примером показывать как нужно выполнять те или иные действия.
5) Отказаться от просмотра мультипликационных сериалов. У мультфильма должен быть сюжет, желательно на основе взаимодействия коллектива.
6) Смотреть мультфильмы не более 2-х часов в неделю.
7) Пересказывать маме и папе содержание мультфильма.
8) Читать произведения, по которым поставлены мультфильмы (например, прочитал В. Носова «Незнайка и его друзья» - посмотрел мультфильм, поставленный по мотивам рассказа)
Список используемой литературы
Приложение I
2. В какое время ты предпочитаешь смотреть мультики?
3. Какие мультфильмы ты предпочитаешь смотреть?
Рисунок 1
4. Какими качествами нравятся эти герои?
3 человек - смешной, 1 человек – хорошие, 3 человек – умные, 3 человека – добрые, 1 человек – справедливый, 1 человек – интересный, 3 человека – большие уши, 2 человека – всем помогает, по 1 человеку – маленькая, крутая, классный, смелый, летает.
5. Смотрят ли родители мультфильмы вместе с тобой?
Рисунок 2
Рисунок 6
6. Запрещают ли тебе родители смотреть какие-либо мультфильмы?
8
Слайд 1
МБОУ «Горхонская средняя общеобразовательная школа № 73» Исследовательская работа Мультфильмы в жизни детей Выполнила: ученица 6 класса Михеева Надежда Руководитель: учитель обществознания Сураева М.Н.Слайд 2
Актуальность моего исследования состоит в том, что сегодня показу юных зрителей открывается огромный мир мультфильмов. Смотреть их можно до бесконечности долго, выбирая жанры, сюжеты, героев. Но не все мультфильмы, как утверждают взрослые, оказывают положительное влияние на детскую психику и воспитание. Существует множество мнений о вреде и пользе современных мультфильмов и о том, сколько по времени и какие именно можно показывать мультфильмы детям для полноценного развития личности. В своей работе я попыталась разобраться, как влияют мультфильмы на детскую психику. Гипотеза работы: мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и детьми.
Слайд 3
Цель работы: на основе работы с литературой и практических исследований выявить, какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного и иностранного производства на сознание детей, и узнать, какие мультфильмы принесут пользу ребенку. Задачи работы: 1) изучить историю мультипликации; 2) выяснить какую пользу и вред может принести выдуманный мир мультипликации; 3) провести анкетирование обучающихся 5 класса, с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев; 4) сравнить отечественные и зарубежные мультфильмы; 5) проанализировать результаты исследований, сделать выводы; 6) составить памятку «Как с пользой смотреть мультфильмы» Объект исследования – учащиеся 5 класса. Предмет исследования – мультфильмы отечественного и иностранного производства.
Слайд 4
История создания мультипликационных фильмов Первый мультфильм был создан в 1892 году, когда состоялся первый сеанс «световых пантомим», в оптическом театре Эмиля Рейно. Все свои «фильмы» Рейно рисовал, раскрашивал и монтировал сам, нанося изображения на длинные ленты, каждый сюжет состоял из нескольких сотен картинок. Создание мультипликации - длительный, трудоемкий процесс. Но, несмотря на то, что сегодня все мультфильмы создаются во многих странах мира, не все их, оказывается, рекомендуется смотреть.
Слайд 9
Часто родители обеспокоены нездоровой зависимостью своего ребенка от мультфильмов. Ребенок у телевизора ест и одевается, проводит перед экраном все вечернее время и отрывается от него только тогда, когда приходит пора ложиться спать. Обвинять ребенка в том, что он слишком много смотрит мультфильмы, попросту нельзя. Вероятно, родители уделяют ребенку слишком мало времени, если он нехватку общения с живыми людьми заменяет мультфильмами. Итак, важным моментом является длительность просмотра . Нельзя резко в один день запретить ребенку смотреть мультфильмы. Это может привести к острому конфликту. Просто необходимо обратить внимание на ребенка и попытаться переключить его с поглощения мультфильмов на другие, более интересные занятия, например новые игры.
Слайд 11
Чтобы убедиться, что мои размышления правильные, я сделала опрос пятиклассников. Задав им несколько простых вопросов. Вот что у меня получилось.
Слайд 12
Смотришь ли ты мультфильмы? Смотрите ли Вы мультфильмы? В какое время Вы смотрите мультфильмы?
Слайд 13
4 . Какие качества нравятся в этих героях? 3 человека - смешной, 1 человек – хорошие, 3 человека – умные, 3 человека – добрые, 1 человек – справедливый, 1 человек – интересный, 3 человека – большие уши, 2 человека – всем помогает, по 1 человеку – маленькая, крутая, классный, смелый, летает.
Слайд 16
Памятка. В связи с этим, я предлагаю следующие рекомендации по выбору мультфильмов: Мультфильмы должны: 1) Учить любить животных. Героями мультфильмов часто бывают животные. 2) Учить дружить. 3) Помогать изучать окружающий мир 4) Учит выполнять свои обязанности. Поэтому герои должны примером показывать как нужно выполнять те или иные действия. 5) Отказаться от просмотра мультипликационных сериалов. У мультфильма должен быть сюжет, желательно на основе взаимодействия коллектива. 6) Смотреть мультфильмы не более 2-х часов в неделю. 7) Пересказывать маме и папе содержание мультфильма. 8) Читать произведения, по которым поставлены мультфильмы (например, прочитал В.Носова «Незнайка и его друзья» - посмотрел мультфильм, поставленный по мотивам рассказа)
Слайд 17
Заключение Мультфильм – это эффективное средство, решения благородных задач воспитания ребёнка. Общение с «голубым экраном» не должно превышать 1,5 часов в день. Никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка со взрослыми. Мультфильмы являются очень важной частью в развитии и понимании окружающего мира ребёнком, а родители должны помочь разобраться, где «хороший» мультик, а где «плохой». Продолжаем смотреть «хорошие» мультики и учиться добру и уважению ко всему миру.
Слайд 18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Шелковая горка
Иван Васильевич меняет профессию
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Сказки пластилинового ослика
Убунту: я существую, потому что мы существуем