Работа выполнена в номинации "История в одном экспонате" для Всероссийского конкурса среди активистов школьного музейного движения.
Вложение | Размер |
---|---|
vserossiyskiy_konkurs_sredi_aktivistov_shkolnogo_muzeynogo_dvizheniya.docx | 33.29 КБ |
Всероссийский конкурс среди активистов школьного музейного движения
ГБУ ДО РД «Малая академия наук Республики Дагестан»
МКОУ «Андыхская СОШ им. М.А.Магомедова» Шамильского района РД
Номинация «История в одном экспонате»
Тема: «Находка Накитлинского могильника»
Автор: Мусалмагомедова Асият Мусалмагомедовна, 8 класс, Андыхская СОШ Шамильского района РД.
Руководитель: Газалиева З.М, учитель русского языка и литературы Андыхской СОШ Шамильского района РД.
Ссылки в #МузеиРДШ
Вот уже более тридцати лет в Андыхской СОШ им. Мусы Магомедова функционирует один из лучших школьных музеев района. Он состоит из 5 разделов: историко-краеведческий отдел, отдел боевой и трудовой славы, истории школы и ТОКСа, музей традиционной культуры народов Дагестана, музей-кабинет народного писателя Дагестана Мусы Магомедова. Много сил и энергии потратили члены кружка краеведения, да и все школьники в поисках историко-археологических, геологических, природных материалов, которые ныне экспонируются во всех 5 залах музея. Здесь экспонируются многочисленные документы, фотографии, письма, личные вещи, труды, награды известных земляков. Сейчас в фондах музея хранится около 2500 экспонатов. Наш музей посещают не только учащиеся, но и жители близлежащих селений, гости, приезжие, научные работники.
Наибольшей популярностью у посетителей пользуется историко-краеведческий отдел с уникальными археологическими материалами, найденными на территории бывшего Тлурутлинского участка Аварского округа.
Среди них внимание всех привлекает так называемая находка Накитлинского могильника. Она представляет собой своего рода коллекцию из женских украшений и кухонной утвари (керамических изделий).
Дело в том, что наши предки верили, что человеку в загробной жизни потребуются те же вещи, которыми он пользовался при жизни. Поэтому клали в могилу украшения, сосуды, оружие и т.д.
В Накитлинском могильнике, который фигурируется в книге известного дагестанского археолога О.М. Давудова «Археологическая карта Дагестана» под номером 986, нашими краеведами в раскопанном ящике найдены бронзовые украшения: 3 бронзовых браслета, 3 бронзовых кольца, серьги и 2 миниатюрных кувшина и другие части (остатки) неизвестных изделий.
Накитлинский могильник с каменными ящиками находится на южной окраине села НакитльХунзахского района. Как описано в книге, здесь в 1957, 1966гг. работали известные ученые-археологи А.П. Круглов и М.И. Исаков. Они нашли «в раскопанном ящике бронзовую трубочку и пластинчатый браслет с незамкнутыми концами[1].
По мнению ученых, эти находки характерны для периода средней бронзы, т.е. конца III – первой половины II тысячелетия до н.э.
«Этот период дальнейшего изменения характера материальной культуры, углубления специализации ремесел, расширения связей со степными пленами.
Эпоха характеризуется наличием культур катакомбной на севере Дагестана, северокавказской вдоль Сулака, манасской катакомбной на побережье Каспийского моря, памятников типа Гинчи-Гатинкале в горном и предгорном Дагестане[2].
В этот период в горных районах Дагестана получают распространение так называемые скальные поселения, расположенные на труднодоступных, крутых горных склонах или плоских вершинах скальных кряжей. Они характеризуются ступенчатым расположением каменных построек по склону.
На поселения горного типа уже существовала сложившаяся в основных чертах каменная архитектура в виде прямоугольных (20-40 м.2) сооружений с углубленными в скалу или в земляной склон основаниями. Стены их возводили из хорошо подогнанных камней без использования скрепляющего раствора. Помещения имели плоскую кровлю, образованную системой блок, перекрытых каменными плитами и засыпанную сверху плотно утрамбованной землей.
«…Могильники располагались за пределами поселений. Основными погребальными сооружениями являются каменные скрепы овальной и четырехугольной форм с коллективными, реже парными и индивидуальными захоронениями.
На памятниках этого круга выявлены разнообразные керамические изделия, кремневые и бронзовые орудия труда, бронзовые украшения, предметы вооружения»[3].
Основываясь на сходстве погребальных сооружений и погребального обряда, своеобразие керамики, металлических украшений, а также на характере архитектуры скальных и горно-долинных поселений, памятники периода средней бронзы горного Дагестана и горной Чечни объединяются в особую археологическую культуру, названную Гинчинской.
Учитывая то, что Накитлинский могильник по прямой отделен от поселения Гинчи (около селения ТидибШамильского района) примерно 15км. и, исходя из сходности найденного погребального инвентаря и склеповых сооружений, мы относим найденный погребальный материал к гинчинской культуре.
Племена гинчинской культуры, к котором мы относим и проживавших около Накитли, пользовались набором керамики, характерный в основном для горных районов.
Наряду с гладкостенной, широко входила в их быт и посуда с грубо обмазанной жидкой глиной туловом, появившаяся в конце раннебронзовой эпохи.
Основными формами посуды были миски, банки, горшки с вздутым туловом, кружки, чашки, кувшины.
Отличной особенностью гинчинской культуры в Горном Дагестане является массовое присутствие своеобразной круглодонной посуды[4].
Найденные нами в Накитлинском могильнике кувшины представляют собой миниатюрные кувшины с цилиндрическим, чуть расширяющимся к устью коротким горлом и одной ручкой из грубой глины красно-желтого цвета. Высота кувшинов 9см., ширина тулова 6см., ширина устья 4см.
Культуру среднебронзового века Горного Дагестана отличает своеобразие женских украшений. Большую группу украшений составляют булавки из бронзы, использовавшиеся для прикрепления женского головного убора, а также закалывания одежды. Различные варианты бронзовых булавок найдены в могильнике Гинчи: с головками в виде спиральных завитков, а также дисков и полукружий с отверстиями. Наиболее распространены и широко использовались разнообразные височные подвески из бронзовых стержней и лент, изогнутых в полтора оборота. Разновидностью этих же украшений являются характерные в основном для Горного Дагестана пластинчатые подвески в виде лопастей и свернутого лаврового листа. Среди других принадлежностей женского головного убора известны также спиральные пронизки, изготовленные из бронзовой проволоки или ленты. Женщины гинчинской культуры носили бронзовые многовитковые браслеты, свернутые в 1,5 – 4,5 оборота.
Как сказано выше, в том же каменном ящике Накитлинского могильника найдена коллекция украшений, состоящая из бронзовых браслетов, серег и колец.
1) 2 браслета представляют собой массивные бронзовые многовитковые браслеты со змеиными головками на обеих концах.
2) 1 бронзовый браслет небольшого размера, очевидно, детский, что доказывает на захоронения нескольких человек.
3) Пара простых серег без украшений.
4) 3 крупных перстня из бронзы без камней.
К сказанному следует добавить, что на территории Тлурутлинского (Бакдабского) участка, к которому относится и Накитлинский могильник, находятся многочисленные археологические памятники, не изученные до сих пор и не занесенные в Археологическую карту Дагестана. Так в 1960г. учителем Андыхской средней школы Садуевым Магомедом найдено захоронение в местечке Нахацутарах в 2км. от с .Андых к западу с женскими украшениями бронзового периода (бронзовые браслеты, перстни, ожерелье, подвески и т.д.). Найденный материал передан в Республиканский объединенный историко-архитектурный музей им. Тахо-Годи и ныне экспонируется в отделе археологии.
Спустя 40 лет, в 2000г., при строительстве дома Абдулвахидова Махмуда в местечке Чанкалахур (восточная окраина села) найдена катакомба с захоронениями людей бронзовой эпохи. Наряду с человеческими костями здесь найдены скрепленные друг к другу миниатюрные глиняные сосуды (раги), бронзовые украшения, конные седельные украшения из бронзы и т.д. Позже выяснилось, что территория, где построен этот дом, представляет собой сплошной могильник. Найденный погребальный инвентарь был отправлен в адрес института археологии РАН с сопроводительным письмом на имя директора этого учреждения, нашего земляка Р.М. Мунчаева. О дальнейшей судьбе этой находки ничего не известно.
Сегодня остро стоит вопрос об охране и использовании памятников истории и культуры нашей республики.
Постоянно идут сигналы об уничтожении. Появились так называемые «черные археологи», которые с металлоискателями раскапывают памятники в поисках древностей. Их вывозят из страны и торгуют ими.
В печати появилась заметка о нанесении твердым предметом ударов по стенам единственного сохранившегося в Дагестане, а теперь может быть и на Северном Кавказе, христианского храма X – XI вв. около с. Датуна (Датунский храм) в поисках несуществующего золота, якобы спрятанного в стенах храма[5].
Безраздельно преобладает у нас сбор вещей с целью наживы или для украшения своих квартир. То и другое на практике превращается в разнузданный грабеж (и местными жителями и приезжими) культурных ценностей республики, которые по большому счету являются историко-культурным достоянием его народов, свидетельством древности его культуры, основной его национальной гордостью. По нашим данным небезызвестный Накитлинский могильник, являющимся археологическим памятником республики, подвергается постоянным грабительским нашествиям. По рассказам жителей села, приезжают совершенно неизвестные лица, разрушают могилы, забирая с собой найденные вещи. Работа Центра охраны памятников остается неэффективной, органы не принимают мер для пресечения подобных преступлений.
Вместе с тем необходимо создавать и укреплять школьные музеи. Они должны жить как первичные ячейки научного сбора и хранения исторического материала, как массовые посты охраны археологических и историко-архитектурных памятников.
Выводы:
1. Таким образом, погребальный обряд населения Горного Дагестана в рассматриваемый период соответствует языческому обряду: вытянутые на спине захороненные в каменных ящиках в сопровождении инвентаря, а также коллективные захоронения.
2. Материал, найденный нами в Накитлинском могильнике, доказывает высокую духовную и материальную культуру жителей данного региона в рассматриваемый период.
3. Сегодня весьма актуален вопрос об охране и использовании памятников истории и культуры нашей республики от лиц, посягающих на них.
4. На страницах печати и в научной прессе мы поднимаем голос о юридической ответственности за посягательство на памятники истории и культуры.
Справочная литература.
1. А.И. Абакаров, О.М. Давудов. Археологическая карта Дагестана. Москва. 1993г.
2. М.Г. Гаджиев, О.М. Давудов. История Дагестана. Махачкала. 1996г.
3. Н.П. Милонов, В.И. Ашурков. Историческое краеведение. Учебное пособие. Москва. 1975г.
4. Б. Гаджиев. Тропа дагестанского краеведа. Махачкала. 1994г.
5. Р.М. Магомедов. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала. 1986г.
6. Журнал «Дагестан». Статья О.М. Давудова «Телескоп дагестанской археологии». 2007г., №6, стр.29.
7. М.Г. Газалиев. Газета «Истина». Статья «Куда мы идем?», 2005, №41.
[1] А.М. Абакаров. О.М. Давудов. Археологическая карта Дагестана. Москва. 1993г.
[2]В.Г.Гаджиев. С.А.Мусаев. История Дагестана. Хронология. Махачкала.2005г., стр.18.
[3]А.И.Абакаров. О.М.Давудов. Ахреологическая карта Дагестана. Москва. 1993г., стр.48.
[4]М.Г.Гаджиев. О.М.Давудов и др. История Дагестана. Махачкала. 1996г., стр.72.
[5]М.Г.Газалиев. Куда мы идем…? Статья в газете «Истина», №41, 2005г.
Рисуем зимние домики
Золотая хохлома
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Кто чем богат, тот тем и делится!
Лепесток и цветок