Цель исследовательской работы – выяснить влияние компьютерных игр на подростка и разработать рекомендации для родителей по профилактике компьютерной зависимости подростка.
Исследования подтверждают, что причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Дети и подростки в силу психолого-педагогических особенностей являются наиболее подверженными компьютерной зависимости.
При написании работы были использованы следующие методы исследования:
Мы провели исследование среди учащихся 7, 8 ,9 классов и выявили, что 35% наших респондентов являются зависимыми от компьютерных игр. Зависимость от компьютерных игр связана с такими факторами, как пол и уровень развития коммуникативных способностей. Планируем обратить внимание общественности на полученные результаты исследования через классные часы, родительские собрания и педсовет.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 133 КБ |
ЯНАО, Пуровский район, г.Тарко-Сале,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Секция информатика
Исследовательская работа
на тему:
«Влияние компьютерных игр на подростка»
Подготовил: ученик 8 А класса,
Мазилов Илья Александрович
Руководитель: Сажинова Татьяна Юрьевна, учитель информатики МБОУ «СОШ №1» г. Тарко-Сале
2015 г
Содержание
Аннотация……………………………………………………………………………………....3
Введение ………………………………………………………………………………………..5
Теоретическая часть
играми…………………………………………………………………...………….……9
Практическая часть
Заключение……………………………………………………………………….……………14
Список литературы…………………………………………………………….……………...15
Приложение……………………………………………………………………………………16
Аннотация
Цель исследовательской работы – выяснить влияние компьютерных игр на подростка и разработать рекомендации для родителей по профилактике компьютерной зависимости подростка.
Исследования подтверждают, что причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Дети и подростки в силу психолого-педагогических особенностей являются наиболее подверженными компьютерной зависимости.
При написании работы были использованы следующие методы исследования:
Мы провели исследование среди учащихся 7, 8 ,9 классов и выявили, что 35% наших респондентов являются зависимыми от компьютерных игр. Зависимость от компьютерных игр связана с такими факторами, как пол и уровень развития коммуникативных способностей. Планируем обратить внимание общественности на полученные результаты исследования через классные часы, родительские собрания и педсовет.
Краткая аннотация
Исследования подтверждают, что причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Дети и подростки в силу психолого-педагогических особенностей являются наиболее подверженными компьютерной зависимости.
В данной работе сделана попытка исследовать зависимость от компьютерных игр в подростковом возрасте в зависимости от пола подростка и уровня развития коммуникативных способностей.
Введение
Компьютерные игры как социокультурный феномен повседневности относится к числу актуальных проблем современной науки, так как представляют собой уникальный продукт развития техники и самосознания современной личности, сведение в единое целое, казалось бы, несводимых друг к другу элементов человеческой культуры: понятий добра и зла, жизни и смерти, развлечения и обучении и т.п. Причем, соединение противоположностей не является в данном случае чем-то абсурдным и фантастичным. Напротив, игра содержит в себе все необходимые предпосылки для естественного развития личности и культуры общества.
Цель исследовательской работы – выяснить влияние компьютерных игр на подростка. Исходя из поставленной цели, мы выдвинули следующие задачи:
Проблемные вопросы исследовательской работы:
1. Как компьютерные игры влияют на подростка?
2. Как выявить компьютерно-игровую зависимость у детей и подростков?
3. Как оградить ребенка от компьютерно-игровой зависимости?
На основании поставленных целей и задач мы выдвинули следующие гипотезы:
зависимость от Интернета
Роль игры в жизни ребенка
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Ролевые игры учат ребёнка основам трёх очень важных видов человеческого общения - ролевого, делового и дружеского. Соответственно через игру ребенок учится искать компромисс, конструктивно сотрудничать, примерять на себя разные роли, через возникающие симпатии учится дружить с другими детьми.
Если взрослые не организуют игру и досуг ребёнка, её будет "организовывать" то, что он видит, т.е. массовая теле- и видеопродукция, компьютерные игры. В результате многие дети начинают играть в "людей-пауков", роботов-убийц и т.п. персонажей. Определяя содержание детских игр, поток массовой видео- и компьютерной продукции создаёт эмоционально-смысловую основу представления о мире, как арене борьбы "наших" и "чужих" - борьбы, где жестокость и холодный расчёт приносят успех, где сильный всегда прав, обмануть и убить врага всегда похвально, где часто нет места ни любви, ни сопереживанию, ни благородству, ни даже элементарной порядочности.
Результаты такого влияния отсрочены по времени, потому что только в подростковом возрасте можно увидеть последствия - агрессия, отсутствие норм морали и т.д. Ещё одно последствие того, что с детьми мало играют, состоит в "непроработанности" эмоциональных впечатлений - страха, возмущения, обиды и других. Непереработанные и "непереваренные" впечатления оседают в душе ребёнка грузом проблем и приводят к появлению "необъяснимых" страхов и слёз, вспышек агрессии и жестокости, истерического возбуждения или апатии.
Таким образом, основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Дети и подростки в силу психолого-педагогических особенностей являются наиболее подверженными компьютерной зависимости.
Влияние компьютерных игр на детей и подростков
В данном параграфе мы рассмотрели определение компьютерных игр и их классификацию компьютерных игр по жанрам и их влияние на подростка.
Компьютерная игра - игра, в которой соперником человека выступает компьютерная программа [4].
Компьютерная игра — компьютерная программа или часть компьютерной программы, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра [6].
Выделяют множество различных жанров компьютерных игр. Изучив литературу по данному вопросу, мы выделили несколько жанров компьютерных игр и представили их характеристику в таблице 1 [7].
Таблица 1. Жанры компьютерных игр
Жанры | Характеристика | Положительное влияние |
Action | В играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи холодного и огнестрельного оружия, для достижения определённых целей на данном уровне, обычно, после достижения заданных целей игрок, переходит на следующий уровень. | Развивает скорость внимание, быстроту мышления, учит быстро принимать решения. |
Симуляторы | При помощи компьютера как можно более полно имитируется физическое поведение и управление каким-либо сложным объектом технической системы. | В основном являются обучающими |
Стратегии | Игры, требующие планирования и выработки определенной стратегии для достижения некоей конкретной цели. | Развивают стратегическое мышление. |
Приключения | Игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром. | Развивают внимание, память. |
Логические | В играх данного типа игрок использует логику и ум, чтобы пройти тот или иной уровень. | Развивают память, внимание, логическое мышление. |
Ролевые | Игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. | Повышается общий уровень образования, коммуникативные навыки, появляется привычка работать в команде. |
Компьютерные игры оказывают не только положительное влияние, но и отрицательное. Так же не редкость, а это даже в последнее время становится «нормальным» явлением, что в играх проявляется жёсткость: убийства, кровь. Это даёт толчок на повторение детьми эпизодов в игре: убийств, телесных повреждений и т. д.
Вред компьютерных игр состоит в том, что они могут "поглотить" ребенка в компьютерную реальность. Дети из-за игр не могут отличить настоящую реальность от компьютерной.
Компьютерные игры приводят людей к психологическим проблемам: несложившаяся личная жизнь, неудовлетворенность собой, и, как следствие, потеря смысла жизни и нормальных человеческих ценностей. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с этим связано. Такие люди становятся нервными, агрессивными, психически неустойчивыми.
Компьютер является источником электромагнитного излучения. Сидячее положение в течение длительного времени приводит к искривлению позвоночника, которое может впоследствии привести к нарушению работы внутренних органов. Изображение на экране дисплея складывается из светящихся и мерцающих точек, что приводит к ухудшению зрения, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление и т.п. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими [2].
Итак, влияние компьютерных игр на подростка неоднозначно. Поэтому запрещать играть в компьютерные игры не нужно, но следить в какие игры играет ребенок и сколько времени проводит за играми необходимо.
Компьютерная зависимость как результат
увлеченностью компьютерными играми
Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.
Компьютерная зависимость - форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь – идеальный выход.
Выделяют четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр: 1) легкой увлеченности; 2) увлеченности; 3) зависимости; 4) привязанности. На стадии легкой увлеченности человеку начинает нравиться сама игра, компьютерная графика в ней, звук, сам факт имитации реальной жизни. На стадии увлеченности игра принимает систематический характер. Когда игроки становятся "заядлыми", возникает стадия зависимости, происходят изменения в самооценке и самосознании. Последняя стадия характеризуется угасанием активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом. Это самая продолжительная стадия, которая может длиться всю жизнь [8].
Психологи выделяют следующие причины возникновения компьютерной зависимости:
Факторы, способствующие привыканию ребенка к компьютерной игре:
Признаки компьютерной зависимости
Практическая часть
Исследование компьютерной зависимости среди подростков
В рамках исследовательской работы мы предложили 78 учащимся 7-ых, 8-ых, 9-ых классов МБОУ «СОШ №1» г. Тарко-Сале пройти два теста (приложение 1, 2), составленных С.А. Кулаковым, В.А.Буровой, выявляющие компьютерную зависимость.
Проведенные нами тесты показали следующие результаты:
Из представленных ниже диаграмм видно, что девушки реже подвержены компьютерной зависимости, т.к. в дошкольном возрасте их основным видом деятельности была сюжетно-ролевая игра (например, дочки-матери, больница, коты-воители и т.п.).
5% юношей оказались игроманами, 40% подвержены компьютерной зависимости, что стало следствием того, что в дошкольном возрасте они «не доиграли» в сюжетно-ролевые игры и пытаются это компенсировать в подростковом возрасте через компьютерные игры.
Через игру дети учатся общаться с людьми, формируются коммуникативное, ролевое, деловое и дружеское общение. Поэтому, как правило, у таких детей нет проблем с общением в реальной жизни и, следовательно, нет острой необходимости в «виртуальных» играх.
Мальчики в компьютерных играх выплескивают свою агрессию, которой по природе заложено больше, чем у девочек. Также в компьютерных играх они самоутверждаются, т.е. могут быть, кем захотят (супергероями, военными и т.п.).
Наши наблюдения и опрос показали, что подросткам интереснее играть в групповые игры, через социальные сети, локальные сети, чем поодиночке. Поэтому, играя в сети Интернет с друзьями, у детей развивается не только компьютерная зависимость, но и зависимость к Интернету.
В связи с полученными результатами мы разработали рекомендации для родителей по профилактике компьютерной зависимости подростка:
Рекомендации детям и подросткам:
Заключение
В рамках исследовательской работы мы рассмотрели литературу по теме «Влияние компьютерных игр на подростка». Выявили: что такое компьютерная игра, какое положительное и отрицательное влияние она оказывает на подростка. Установили причины возникновения компьютерной зависимости и факторы, способствующие привыканию ребенка к компьютерной игре.
В результате нашего исследования мы выяснили, что молодые люди больше подвержены компьютерной зависимости (45%), чем девушки (27%). Это обусловлено тем, что в дошкольном возрасте девушки чаще играют в сюжетно-ролевые игры, чем молодые люди, в результате чего девушки лучше приспособлены к жизни, у них развита потребность общения в реальной жизни, которое может реализовываться также и по средствам социальных сетей, следовательно, нет высокой потребности в компьютерных играх. Высокий процент компьютерной зависимости у мальчиков обусловлен тем, что в дошкольном возрасте они «не доиграли» в сюжетно-ролевые игры, благодаря которым формируются конструктивные навыки общения, ролевое и дружеское общение. Возможно, сейчас эти молодые люди пытаются компенсировать недостаток этого общения через групповые компьютерные игры.
На основании полученных результатов мы предложили родителям и детям рекомендации по борьбе с компьютерной зависимостью.
Анализируя анкету, изучив влияния компьютерных игр на подростков, мы пришли к выводу, что будет неверно, если мы полностью исключим компьютерные игры из нашей жизни, так как в компьютерных играх, как и в любом явлении нашей жизни, можно увидеть не только отрицательные, но и положительные стороны. Так, например, с помощью некоторых игр можно развивать такие познавательные процессы, как память, внимание, мышление или лучше отреагировать отрицательные эмоции через игру, чем в жизни использовать вербальную агрессию или физическую.
Список литературы
Приложение 1
Тест №1
За каждый ответ «а» прибавьте к результату 3 балла, за ответ «b» - 2 балла и за ответ «c» - 1 балл.
Результаты:
8-12 баллов - у вас нет ярко выраженных симптомов зависимости
13-18 баллов - возможно, вы зависимы от игр
19-24 балла - скорее всего, вы являетесь игроманом
Приложение 2
Тест №2
Результаты:
Ответ «да» не менее, чем на 4 вопроса, показывает, что возможно, вы зависимы от компьютерных игр и Интернета.
За чашкой чая
Рисуем акварельное мороженое
Солдатская шинель
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Колумбово яйцо