Исследовательская работа посвящена тому, как сохранить зрение учащихся и определить факторы, влияющие снижение зрения. Презентация к работе и приложения.
Вложение | Размер |
---|---|
beregite_zrenie_s_detstva.doc | 808 КБ |
beregi_zrenie.pptx | 1.5 МБ |
Берегите зрение с детства!
Выполнил: Михайлов Артем,
ученик 3 «а» класса,
МБОУ СОШ№ 2
Руководитель: Мишурина Н.К.
2019 год.
Содержание
Введение | 3 |
| 4-7 |
| 7-8 |
| 8-9 |
Заключение | 10 |
Литература | 11 |
Приложение | 12-15 |
Введение
Моя бабушка любит смотреть передачи о здоровье. В одной из передач «О самом главном» говорили про зрение. Врачи на примере обыкновенного стекла показывали зрителям, как может видеть человек. Мне стало любопытно. Сначала все смотрели на прозрачное стекло, а потом это стекло замазали краской и сказали, что вот так видят люди с плохим зрением. Смотреть на это мутное стекло, прямо скажем, неинтересно и неприятно.
Придя в школу, я поделился своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Наталья Кузьминична сказала, что проблемы со зрением сейчас у многих, особенно у детей школьного возраста. Я обратил внимание на то, что, действительно многие дети ходят в очках.
Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить?
Появилась необходимость более подробно рассмотреть данный вопрос.
Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Использованы соответствующие методы исследования:
Объект исследования: глаза как органы зрения.
Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.
Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.
Разберемся вместе, дети:
Для чего глаза на свете?
Почему у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Глаза у Вари — карие,
У Васи с Верой — серые,
У маленькой Аленки
Зеленые глазенки.
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко —
Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно —
Ничего вокруг не видно.
И чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Если хочешь ты в кино —
Тоже зрение нужно.
Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.
Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!
Наталия Орлова
Человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств. У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания - кожа. Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.
Я поподробнее познакомился с органами зрения.
Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.
- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?
Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.
Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит? Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин». Количество меланина определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента создает темные глаза (черные, карие и светло-карие), а меньшее количество формирует светлые (зеленые или голубые). Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на темный. Это связано с накоплением меланина в радужной оболочке.
В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик.
Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества. Подбирая материал в Интернете, я нашёл интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Мне захотелось их провести и поделиться выводами с одноклассниками.
Опыт № 1:
Я посадил на стул свою старшую сестру Лейлу, направил на нее настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются.
Делаем вывод:
Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.
Опыт № 2:
Сделал трубочку из картона. Поднес ее к левому глазу. Поднял правую руку и держал ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрел одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.
Результат:
Мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.
Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.
Опыт № 3:
Зашёл в темную комнату и попробовал увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась, и я смог разглядеть нужную мне вещь.
Делаю вывод: связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.
2.Причины ухудшения зрения
Изучив строение глаза, я понял, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы.
Но мне хотелось знать причины ухудшения зрения и как его сохранить.
Я отправился за помощью к нашему школьному врачу Нине Петровне Шагенян.
Нина Петровна подробно ответила на мои вопросы о причинах ухудшения зрения.
Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания - таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения.
Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина - неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).
Изучив литературу, побеседовав с врачом, я понял, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и мне стало интересно: а знают ли об этом мои одноклассники? Решил провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса. (Приложение 2)
На основе полученных результатов мы с Натальей Кузьминичной решили, что ребятам нашего класса необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения.
Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Это заставило детей более внимательно отнестись к своему зрению. В результате мы с одноклассниками и учителем решили выработать правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение.
Правила.
Следует отметить, что наши правила оказались верными, о чем подтвердила школьный врач, Нина Петровна.
Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные:
В сети «Интернет» я нашёл электронную физминутку, которую можно проводить во время урока, чтобы наши глазки отдохнули.
С помощью взрослых создан буклет «Берегите зрение с детства!
(Приложение 3)
Заключение
Проведя исследование, я выяснил причины ухудшения зрения, научился бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.
Таким образом, выдвинутая мной гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.
Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.
Литература
Приложение 1
Результаты проверки зрения
Количество детей | 1 класс начало учебного года (сентябрь 2017г.) | 2 класс начало учебного года (сентябрь 2018 г.) | ||
норма зрения | нарушение зрения | норма зрения | нарушение зрения | |
25 учеников | 21 | 4 | 19 | 6 |
Приложение 2
Анкета «Как я забочусь о своих глазах»
Вопросы | ДА | НЕТ |
1. Всегда читаю сидя. | 15 | 10 |
2. Делаю перерывы во время чтения. | 13 | 12 |
3. Слежу за посадкой при письме. | 10 | 15 |
4. Делаю уроки при хорошем освещении. | 20 | 5 |
5. Делаю гимнастику для глаз. | 9 | 16 |
6. Часто бываю на свежем воздухе. | 20 | 5 |
7. Употребляю в пищу растительные продукты. | 14 | 11 |
8. Смотрю только детские передачи по телевизору. | 11 | 14 |
9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел. | 20 | 5 |
10. Каждый год проверяю свое зрение у врача | 5 | 20 |
Приложение 3
Буклет
Упражнения для глаз
1. Упражнение "Бабочка". Голова неподвижна, работаем только глазами. "Рисунок" должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок не перенапрягайте, следите за состоянием!
Взгляд переводим в такой последовательности: в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол. А теперь наоборот: в нижний правый, в верхний левый, в нижний левый и в верхний правый угол.
Никогда не щурьтесь, никогда не открывайте глаза очень широко! Все это создает напряжение, которое противопоказано!
2. Упражнение для глаз "Восьмерка". Глазами опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.
3. Упражнение "Большой круг". Выполняем круговые движения глазными яблоками. Голова остается неподвижной. Представьте перед собой циферблат золотого цвета. Этот цвет способствует восстановлению зрения. Медленно ведите взгляд, отмечая каждую цифру на воображаемом циферблате. Сначала в одну сторону, затем в другую.
Правила
Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте - до 1.5-3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана.
То есть для экрана с диагональю 72 см расстояние до телевизора должно составлять не менее 3.5 метров. Если комната не позволяет так далеко отодвинуться, нужен телевизор поменьше.
Знакомство ребенка с компьютером начинается не ранее 7 лет.
Если известно, что в семье есть отягощенная наследственность, то следует проявлять твердость. Если с этим все спокойно, то рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет - около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1.5 часов в день с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз.
Обучение чтению, рисованию и занятие другими малоподвижными видами деятельности должно обязательно сменяться активными мигательными упражнениями на свежем воздухе.
В первом классе многократно возрастает зрительная нагрузка, ребенок испытывает постоянный пресс в условиях плохой освещенности и невозможности сменить позу на неудобной мебели.
При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см.
Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева. Чем младше ребенок, тем более строгими должны быть полиграфические требования к книгам, которые включают следующее: неяркий фон, буквы не должны быть белыми на черном или цветном фоне, шрифт только с засечками, большие поля, прописные буквы не менее 4 мм (в 3-4 классе допускается 3.5 мм).
Фаворит - морковь. Кроме морковки, рекомендуют чернику, хурму, курагу, помидоры, облепиху, рябину.
Слайд 1
Берегите зрение с детства! Автор: Михайлов Артем ученик 3«А » МБОУ СОШ№2 Руководитель: Мишурина Н.К. Исследовательская работаСлайд 2
Какое у вас зрение?
Слайд 3
Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз Задачи: Изучить литературу по теме. Выяснить причины ухудшения зрения. Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению. Создать буклет «Берегите зрение!» Методы исследования: Подбор и анализ литературы. Беседа. Практические опыты. Анкетирование. Объект исследования: глаза как органы зрения Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению
Слайд 4
Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.
Слайд 5
Разберемся вместе, дети: Для чего глаза на свете? Почему у всех у нас На лице есть пара глаз?
Слайд 6
Органы чувств
Слайд 8
Строение глаза сетчатка радужка роговица хрусталик зрительный нерв зрачок
Слайд 9
Продукты, улучшающие зрение
Слайд 10
Зрачок регулирует количество света. Если света недостаточно – он автоматически расширяется, если достаточно – сужается. Опыт № 1 Опыт № 2 Глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.
Слайд 12
Что портит наше зрение?
Слайд 13
Вопросы ДА НЕТ 1. Всегда читаю сидя. 15 10 2. Делаю перерывы во время чтения. 13 12 3. Слежу за посадкой при письме. 10 15 4. Делаю уроки при хорошем освещении. 20 5 5. Делаю гимнастику для глаз. 9 16 6. Часто бываю на свежем воздухе. 20 5 7. Смотрю только детские передачи по телевизору. 11 14 8. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел. 20 5 9. Каждый год проверяю свое зрение у врача 5 20 Как я забочусь о своих глазах
Слайд 14
Правила для сохранения зрения
Слайд 15
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
"Разделите так, как делили работу..."
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Алые паруса
Сказка "Узнай-зеркала"