Словообразование
Вложение | Размер |
---|---|
pril_2.ppt | 2.37 МБ |
Слайд 2
«Увлекательная этимология».
Слайд 3
Еще в 1806 году Н.Яновский дал следующее определение этимологии: "Словопроисхождение, словопроизведение; истинное произведение начала слов или изъяснение точного оных смысла". Как вы думаете, какое из слов данного определения является переводом с греч. e tymon?
Слайд 4
Обратите внимание на второй вариант темы нашего урока « Тайны русских слов». Какое слово завораживает в ней? Может быть, «тайны»? Попробуйте назвать несколько ассоциаций на это слово. А есть ли у кого-нибудь из Вас среди этих ассоциаций слово «детектив»? Не знаю почему, но именно эта ассоциация навела меня на мысль пригласить Вас сегодня в детективное агентство.
Слайд 5
А мы смело открываем двери и входим в детективное агентство «Зри в корень». Как Вы понимаете слово «зри»? Слово «корень» имеет несколько значений. Какое из предложенных подходит к нашему выражению? А что, с Вашей точки зрения, обозначает выражение, вынесенное в название нашего агентства?
Слайд 6
Слово «корень» многозначное. Выберите из предложенных значений то, которое соответствует нашей теме: Подземная часть растений. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса. Корень уравнения. В словах (в языкознании: основная, значимая часть слова). Начало, источник, истоки чего-нибудь.
Слайд 7
В каждой науке есть свой первооткрыватель. Это Александр Христофорович Востоков. У нас есть «фоторобот» этого человека. Цель задания: Алгоритм выполнения задания: Цель: Развивать наблюдательность, умение увидеть «невидимое», научиться создавать характеристику человека по его внешним данным. Опишите представленный портрет. Предположите, каким мог быть этот человек, обращая внимание на взгляд, лоб, подбородок, овал лица. Сравните свои предположения с вариантами других учеников. Отметьте, какие вероятные качества Вы упустили, а какие отметили с особой точностью. Охарактеризуйте свое ощущение при выполнении данного задания. Правда ли говорят, что «глаза – зеркало души»?
Слайд 8
Хотите узнать немного больше об этом удивительном человеке? Давайте призовем на помощь Интернет и царицу науки Книгу. С их помощью Вы можете ответить на вопрос: Какой вклад внес А.Х.Востоков в развитие этимологии? Это будет Вашим домашним заданием. Задание может быть выполнено в следующих вариантах: Благодарственное письмо А.Х.Востокову из далекого будущего. Ода «На день открытия великой этимологии». Свой вариант В помощь интересующимся
Слайд 9
Давайте перелистаем странички истории… Остров Сааремаа (Эзеле), город Аренсбург (впоследствии Кингисепп, ныне Курессааре), что на берегу Рижского залива. 16 марта 1781 года. В немецкой семье Остенеков появился на свет мальчик. Счастливые родители назвали новорожденного Александром. Могли ли они тогда предполагать, что их сын в недалеком будущем поменяет свою фамилию Остенек на Востоков, станет считать себя русским и войдет в историю мировой науки как выдающийся русский ученый-филолог, хотя предрекали ему иное будущее, готовили к другой карьере. Но самым любимым занятием А.Х. Востокова было сравнивать, сопоставлять слова разных языков, находить в них общее и различное. Это очень увлекательное занятие. Сколько любопытного можно обнаружить! Вы когда-нибудь пробовали сопоставлять слова разных языков? Конечно, чтобы этим заниматься, необходимо знать языки. Но если вы учитесь в серьезном учебном заведении, то изучаете даже не один, а несколько языков, в том числе, может быть, и древние: латинский, старославянский. Вот вам и карты в руки. В архиве рукописей А.Х. Востокова хранится небольшая тетрадь (всего восемь листов), на которой его рукой написано: "Коренныя и первообразныя слова языка славенского". Догадываетесь, что это за слова, которые исследователь назвал коренными и первообразными? Значит, не все слова интересовали А.Х. Востокова, а состоящие только из корня, наиболее древние, первообразные. Вдумайтесь, какое емкое определение для слов - первообразные. Это и первыми образованные (потом от них будут создаваться производные, образовываться гнезда родственных слов, а первообразные озаглавят их, станут вершинами словообразовательных гнезд) и как бы передающие первый образ, т.е. тот признак, который послужил основанием для наименования.
Слайд 10
А мы с Вами продолжим знакомство с детективом агентства «Зри в корень» и постараемся вместе с ним заглянуть «внутрь» слов. Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. Этимология изучает историю и происхождение слова, и представляет собой важный раздел истории языка, не зная которой мы можем лишь описывать факты, предметы, почти совершенно их не объясняя. Наука же объясняет их.
Слайд 11
Однако установление «исходного» значения слова не исчерпывает задач этимологического исследования. В своём развитии слова обычно подвергаются различным изменениям. Меняется, в частности, звуковой облик слова. Например, древняя форма заутра в современном русском языке звучит как завтра . Восстановление более древней формы нередко позволяет прояснить этимологию слова. Именно так обстоит дело со словом завтра. Само по себе оно непонятно в этимологическом отношении. А вот форма заутра всё ставит на своё место: заутра – завтра – это время, которое последует за утром.
Слайд 12
Цель задания: Алгоритм выполнения задания: Цель задания: познакомиться с этимологическими словарями, научиться, используя сравнительно-фонетический анализ, выделять из представленных слов слова, образованные путем изменений на фонетическом уровне. Познакомьтесь с этимологическими словарями, например, с «Историко-этимологического словарем современного русского языка» П.Я.Черных, «Кратким этимологическим словарем русского языка» Н.М.Шанского и Т.А.Бобровой, «Школьным этимологическим словарем русского языка» этих же авторов; «Этимологическим словарем русского языка» Г.П.Цыганенко. Внимательно рассмотрите построение статей в этих словарях. Какую информацию они в себе несут? Сравните слова современного языка и первоначальные, т.е. те слова, от которых образовались данные. Отметьте те из них, в образовании которых наблюдаются фонетические изменения. Выпишите 5-10 найденных Вами слов.
Слайд 13
1. Даны слова: болото, владыка, влажный, волосатый, волость, излечение, локоть, обладать, поладить, увлечение. Среди них имеются три слова, восходящие к одному и тому же общеславянскому корню. Найдите их. Помощь Цель задания: Содержание задания: Цель: проследить «родословную» слов вплоть до его этимологического рождения, научиться аргументировать родство слов посредством сравнительно-исторического анализа. 2. Сгруппируйте следующие слова по словообразовательным гнездам: лукавый, излучина, лучевой, лучезарный, лукоморье, лучина, лукошко, лучистый, получка, лучник, случай, лучше. Помощь
Слайд 14
Владыка (бладыка) Владеть (обладать) Волость – власть (область)
Слайд 15
Лук – растение Лука – изгиб, пространство в излучине реки (укр., болг.), хитрость, изворотливость (др.-русск.) Лукать – бросать, метать, целиться, попадать (укр., болг.) Луч – луч (ст.слав.), заря (болг.), лучина, щепка (укр.), свет (словен.)
Слайд 16
Цель задания: Содержание задания: Цель: сравнить морфемную структуру слов с современной и исторической точки зрения. Произведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точки зрения: упрек, неодолимый, обычный, приятный, намек. Помощь
Слайд 17
Упрек / у-прек = переч-ить, по-перек Не-одол-им-ый / не-о-дол-им-ый = доля,часть / делить – то, что нельзя разделить, чем нельзя овладеть Обыч-н-ый / щ-быч-н-ый = об-выч-н-ый, корень тот же, что и в слове при-выч-к-а Прият-н-ый / при-я-т-н-ый = корень тот же, что и в словах вз-я-ть, при- (н)я-ть Намек / на-мек = с-мек-а-ть, ку-мек-а-ть
Слайд 18
Вы более тесно познакомились с тем, чем занимается этимология. Вы исследовали происхождение слов, исторические процессы, происходящие внутри слов. Попробуйте составить синквейн со словом «этимология». Алгоритм составления синквейна: 1 строка – существительное («этимология») 2 строка – 2-3 прилагательных, ассоциирующихся у Вас с этим существительным 3 строка – 2-3 глагола 4 строка – существительное, являющееся для Вас антонимом к данному понятию (можно ситуативное) 5 строка – фраза, отражающая наше понятие Если кто-то из Вас еще не встречался с составлением синквейнов, то может быть данный пример поможет Вам понять суть выполнения задания. Тайга Хвойная, зелёная, необъятная Растёт, завораживает, дарит Щедра сибирская тайга Берегите!
Слайд 19
На свете существует много различных игр. А вот можно ли играть в этимологию? Оказывается, можно. Такую игру придумали ученые-лингвисты, преследуя развлекательную, юмористическую цель, поскольку давали заведомо ложно-этимологическое толкование слов русского языка, отсюда и необычное название «псевдоэтимология». Возьмем для примера слово левша . Оно образовалось от прилагательного левый + ша и означает «человек, который все делает левой рукой». Но можно дать и шутливое толкование: к существительному лев прибавить суффикс -ш-, образовалось слово левша в значении «самка льва». Таким же образом можно объяснить следующие слова: завтра кать – «мечтать о будущем», за страх ованный – «запуганный», кол ики – «шприцы», суп ермен – «любитель супов», болван ка – «глупая женщина», банк омет – «подметающий банк», сол ярий - «место добычи соли».
Слайд 20
Цель задания: Алгоритм выполнения: Цель задания: составить свой «псевдоэтимологический» словарь. Оглянитесь вокруг себя. Составьте список предметов, явлений, которые Вас окружают. Можете подобрать к ним имена прилагательные, глаголы. Попытайтесь вглядеться в записанные слова с иной, непривычной для Вас точки зрения. Может быть, брюква превратится для Вас в штанину, а вилка – в небольшой загородный дом. Запишите свои определения предметов. Выберите наиболее удачные и интересные с Вашей точки зрения. Запишите составленные Вами словарные статьи по алфавиту. Если желаете, можете оформить получившийся словарик. Подойдите к его составлению творчески. Может быть, в нем будут иллюстрации?
Слайд 21
БАРЫНЯ – заведующая баром. БЕЗВРЕМЕНЬЕ – отсутствие часов. БЕСКОЗЫРКА – игра без козырей. БОЛТОВНЯ – гайка. БРЮКВА – штанина. ВЕРХОГЛЯД – астроном. ГРАФИН – муж графини. ДАЧА – взятка. ДЕСНИЦА – болезнь дёсен. ИЗВЕРГ – действующий вулкан. ИЗВЕСТНЯК – популярный человек. КАЗНА – место казни. СВИНЕЦ – самец свиньи. СЕКРЕТАРША – хранительница секретов.
Слайд 22
Этимология наука сложная и многогранная. Она всегда требует к себе творческого подхода. Здесь нельзя, выучив несколько определенных правил, ждать готовых ответов на все вопросы. Во многих случаях этих ответов еще нет, их еще предстоит получить будущим исследователям. Этимология – наука, в которой есть место открытиям и находкам. Она долго еще будет притягивать к себе тех, кто вдумчиво относится к слову, интересуется его историей, стремится понять и объяснить те изменения, которые в нем происходят.
Слайд 23
Содержание задания: Вспомните содержание урока. Отметьте, какие задания для Вас оказались сложными, какие – простыми и неинтересными. Подберите эпитеты к каждому из заданий. Вспомните свои цели, которые Вы ставили в начале урока. Каких из них Вы достигли? Что помогло Вам реализовать Ваши цели? Может быть, это были какие-то личные качества? А над чем Вам предстоит еще поработать? Разделите лист бумаги на две половинки. В левую запишите те навыки и умения, которыми Вы, с Вашей точки зрения, уже обладаете, а в правую – те, которых Вам еще не хватает. Если есть записи в правой части листа, значит, Вам есть к чему стремиться, значит, впереди есть цель! Успехов Вам!
Рисуем акварельное мороженое
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Снегири и коты
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью