Без традиции нет культуры.
Без культуры нет воспитания.
Без воспитания нет личности.
Без личности нет народа.
Г.Н.Волков.
Введение.
История – это прошлое человечества. Не только человечества в широком смысле этого слова, но и каждого народа, нации в отдельности.
Быт народов-кочевников до сих пор вызывает большой интерес у учёных и простых людей, туристов.
Работа посвящена изучению традиционного жилища народов Севера и тюрского народа.
Жилище - один из важнейших и в то же время трудных предметов для изучения. Жилые постройки каждого народа представляют собой сложный культурно-бытовой комплекс. Они связаны с различными сторонами его жизни: с природно-климатическими, преобладающими занятиями и направлением хозяйства, уровнем развития техники, имущественных и классовых отношений, формами семейного быта, общественными традициями, эстетическими представлениями, а в прошлом и с религиозно-магическими верованиями. Все это в той или иной степени влияет на тип, размеры, внешний вид, интерьер и художественное оформление жилища
Тема моей исследовательской работы :Сравнительная характеристика жилище ненцев и жилище казахов.
Цель: Познакомить с жилищем Чум и Юрта .Найти сравнение
Предмет исследования: Юрта – национальное жилище казахов.
Чум- национальное жилище ненцев
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (а именно: наблюдение, классификация, обобщение).
Задачи:
изучить литературу о быте, ненецкой и казахских культур
Изучить строение чума и юрты
сравнить полученные сведения
Актуальность работы в том, что знакомство с народными промыслами помогает глубже узнать о национальных традициях, культуры не только своего народа, но других народов так как народные промыслы - это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим
Гипотеза: Наша страна очень многонациональна. И все люди должны с уважением относиться к культуре народов, рядом с которыми живём. Знать и иметь представление о быте и традициях разного народа. .
Проблема: В прошлом году в нашей семье было открытое мероприятие под названием «Давайте дружить» мероприятие было направленно на ознакомление казахской культуры и традиции. В иллюстрации был показан макет «Чума» и макет «Юрты» Меня заинтересовал один фактор что наше жилье с чем то схоже с казахским. Эту идею я решила отразить в научно-исследовательской работе.
Основная часть.
1.Информация о чуме.
Есть гнездо у каждой птицы,
Есть гнездо у человека,
Чум-гнёздышко моё родное...
Л.Лапцуй
В Энциклопедическом словаре: чум (= шалаш) – конический шалаш из жердей, покрываемый берестой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространенная по всей Сибири от Уральского хребта до берегов Великого океана, у финских, тюркских и монгольских племен. Историки жилища признают эту форму первым опытом искусственно создаваемого жилья, к которому человек обратился от полых, дуплистых деревьев и пещер. Такое жилище можно построить где угодно.
Итак что же такое чум? Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством . Способ установки, транспортировки жилища, последовательность разборки являются наиболее оптимальными в условиях тайги и тундры. На Ямале люди с древних времен живут в чумах По ненецкий он называется «мя» . Коническая форма является наиболее удобной, так как с крутой поверхности чума снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно легко собрать и разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Главный элемент чума – шест. Его готовят долго и тщательно, поэтому он служит тундровикам не одно десятилетие Обычно чум оленеводов — ненцев состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты. От числа шестов (и их длины) зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум. Размеры чума также зависят от материальных возможностей хозяйства и от численности членов семьи. Чум довольно быстро собирается и разбирается, что важно во время перекочёвок с короткими остановка.
Установка чума.
Устанавливали чум у ненцев женщины по строго установленным правилам. Место установки чума определяет мужчина. Чум устанавливают так. Вначале глава семьи указывает место для будущего чума. Затем это место расчищается. Взрослые и дети распрягают оленей.. На равном растояний от очага устанавливают два основных шеста(макода)Их нижние концы втыкают примерно под углом 45 градусов. Определяют центр жилища. Здесь сооружают очаг. По обе стороны от него укладывают доски пола
Очажный лист – это символ очага, домашнего тепла, семьи и центральная часть всего чума.. Под лист зимой обязательно подкладывают два бревна, чтобы снег не таял. По окружности размещают остальные шесты. Перпендикулярно центральному шесту располагаются горизонтальные жерди на которых устанавливается стержень с крючком для котла.В центре чума находится печь которая служит источником тепла и для приготовления пищи. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум. Шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Для покрытия чума нюки сшиваются в сплошные полотнища, они сшиты нитками из оленьих сухожилий. Нюки – двойные, мехом и внутрь, и наружу. Зимой для покрытия чума требовались шкуры 60-70 оленей. Нюки – вещь ценная, и относятся к ним бережно, летом обязательно выбивают, чистят, просушивают, ремонтируют, упаковывают и складывают на нарты до следующей зимы.
Существует варианты чума в зависимости от времени года, назначения, особенностей конструкции.
Зимний чум – сырей мя. Это традиционный чум.
Летний чум – таӈы мя. Имеет туже конструкцию, но отличается покрытием. Покрытием летнего чума служат мюйко – старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия, сейчас покрывают брезентом. В комплект летнего чума входит полог, сшитый из легкой ткани (ситца). Им закрывают спальные места от комаров и гнуса. Летний чум ставят на продуваемых ветрами местах, на возвышенности.
Глава II. Информация жилище казахов Юрта.
Первыми передвижными жилищами были на колоссах и появились они уже в эпоху бронзы.Это были прототипы –Юрты. О юртах на колесах упоминает венецианец Барборо путешевствовавший в кыпчагской степи в 15 веке. «У этого народа употребление повозки на колесах. Впечатляет из книги Марко Поло: «Какие преогромные шатры я увидел поставленные на колеса. Узрел я обширные дома с окошками и прикрытыми войлочными занавесками очень красивыми и искустными. От всего этого кружится голова
Основным занятием казахов являлись экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство, что предопределило тип кочевого жилища, которым является юрта. В энциклопедическом словаре Ю́рта — переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников В. современном казахском языке юрта называется киіз үй, что в буквальном переводе — «дом из кошмы».
Юрту еще называют дом без фундамента или по другому дом без углов.
Ее можно отнести к большому достижению материальной культуры казахского народа: она легко перевозится на лошадях и верблюдах, быстро ставится и разбирается, войлочное покрытие не пропускает дождь, летом это жилище сохраняет прохладу, а зимой - тепло.
Казахская юрта состоит из двух частей.1 часть деревянный каркас и 2 часть войлочное покрытие. Деревянный остов состоит из раздвижных решеток который на казахском называется Кереге обода Шанырак купольных жердей и дверной рамы которое по казахски звучит-Есык. Все детали для строительства юрты заготавливаются заранее.решетчатые стены делают из долговечной березы или ивы. Деревянные решетки Кереге это перекрещивающиеся прутья в самом начале устанавливают именно их.длина каждого кереге около 3 метров.Юрта средних размеров обычно состоит из 5- 6 таких створчатых стенок. Но есть в истории известные 24 створчатые юрты в переводе с тюрского они называются – Орда (или Алтын Орда) это большие юрты ханской ставки. В местах соприкосновения прутья скрепляются через сквозные отверстия кожаными ремешками или сухожильными нитками. Таким образом кочевники обходились без гвоздей. Кереге крепко связывается веревками, потом наступает очередь купола- Шанырак-это круг образующий потолок юрты он также делается из березы или черного тальника. В шанырык выходил дым из отверстия очага одновременно он служил и окном а на ночь закрывался войлочным покрытием –Тондык. Кереге и шанырак соединяют согнутыми длинными палками по окружности обода выдалбливают сквозные отверстия. Внешним покрытием юрты служит войлок.Он изготавливается из лучших сортов овечьей шерсти осенней стрижки так как он самый плотный.Вся работа по сборке и разборки юрты у казахов возлагалась на слабый пол – женщин. Казахскую юрту обычно могут установить две- три женщины и справлялись они с этим делом всего за один час. Казахская юрта всегда устанавливалась на открытом солнечном месте. Это было связано с тем что вся хозяйственная и бытовая деятельность кочевника связана по времени с круговоротом солнца. Дверь юрты располагалась строго на юг.Пространство около входа предназначалось для хозяйственных целей. Правая часть считается женской половиной . На женской половине размещают хозяйственный инвентарь(посуда и т. д) Раньше каждый казах имел свою юрту ведь это же его дом. Завидные свойства юрты это сохранять тепло компактность при транспортировке. Даже снаружи богатая казахская юрта выглядела очень нарядно, так как для ее крепления использовались тканые орнаментированные шерстяные ленты. На зиму юрты утепляли: накрывали двойными кошмами, обкладывали снегом, обставляли снопами камыша, окапывали землей.
Заключение
Каждый человек должен интересоваться своей духовной и материальной культурой, то есть обычаями, традициями, языком, происхождением, фольклором своего народа, историей своего края, этнографией, охранять природу, чтобы потом, через какое-то время, всё это передать своим потомкам. В нашей исследовательской работе «сравнительная характеристика жилище ненцев и казахов» можно найти сведения о том из чего изготавливается чум, и юрта чем они покрываются. Найти и сранить . Работая над проектом, мы узнали о многих любопытных национальных жилищах. Какую функциональную нагрузку несет каждая её деталь в чуме и юрте. В наше время традиционные национальные жилища, в частности юрты, в современном обществе можно увидеть крайне редко.Ставят юрты только на национальные праздники и на свадебные и погребальные мероприятия. Однако, с другой стороны, отдельные казахские семьи на сегодняшний день строят большие дома в виде юрты.
А у народов Севера тундровое население до сих пор проживает в чуме, потому что лучше традиционного жилища в суровых условиях тундры, не придумано никакое другое жилище. Существенных изменений в чуме с начала двадцатого века (кроме электричества, железной печки, сотовой связи) не произошло. Тундровики как жили в чуме, так и будут жить, пока существует традиционная отрасль – оленеводство. В наших культурах есть очень очень много схожего.
Мудрецы говорят, что не зная своей родной культуры, истории своего родного народа и своих предков никогда не сможешь узнать ни языка, ни жизни, ни культуры людей других народов. Проделанная исследовательская работа позволяет сделать вывод о том, что настоящая работа актуальна и интересна. Исследования в этом направлении могут быть продолжены.
Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ Школа с. Белоярск.
Исследовательская –деятельность «Сравнение чума с казахской юртой»
Выполнила :Ледкова Ксения
Руководитель:Абышева А.А
2017г
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 30.91 КБ |
Без традиции нет культуры.
Без культуры нет воспитания.
Без воспитания нет личности.
Без личности нет народа.
Г.Н.Волков.
Введение.
История – это прошлое человечества. Не только человечества в широком смысле этого слова, но и каждого народа, нации в отдельности.
Быт народов-кочевников до сих пор вызывает большой интерес у учёных и простых людей, туристов.
Работа посвящена изучению традиционного жилища народов Севера и тюрского народа.
Жилище - один из важнейших и в то же время трудных предметов для изучения. Жилые постройки каждого народа представляют собой сложный культурно-бытовой комплекс. Они связаны с различными сторонами его жизни: с природно-климатическими, преобладающими занятиями и направлением хозяйства, уровнем развития техники, имущественных и классовых отношений, формами семейного быта, общественными традициями, эстетическими представлениями, а в прошлом и с религиозно-магическими верованиями. Все это в той или иной степени влияет на тип, размеры, внешний вид, интерьер и художественное оформление жилища
Тема моей исследовательской работы :Сравнительная характеристика жилище ненцев и жилище казахов.
Цель: Познакомить с жилищем Чум и Юрта .Найти сравнение
Предмет исследования: Юрта – национальное жилище казахов.
Чум- национальное жилище ненцев
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (а именно: наблюдение, классификация, обобщение).
Задачи:
изучить литературу о быте, ненецкой и казахских культур
Изучить строение чума и юрты
сравнить полученные сведения
Актуальность работы в том, что знакомство с народными промыслами помогает глубже узнать о национальных традициях, культуры не только своего народа, но других народов так как народные промыслы - это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим
Гипотеза: Наша страна очень многонациональна. И все люди должны с уважением относиться к культуре народов, рядом с которыми живём. Знать и иметь представление о быте и традициях разного народа. .
Проблема: В прошлом году в нашей семье было открытое мероприятие под названием «Давайте дружить» мероприятие было направленно на ознакомление казахской культуры и традиции. В иллюстрации был показан макет «Чума» и макет «Юрты» Меня заинтересовал один фактор что наше жилье с чем то схоже с казахским. Эту идею я решила отразить в научно-исследовательской работе.
Основная часть.
1.Информация о чуме.
Есть гнездо у каждой птицы,
Есть гнездо у человека,
Чум-гнёздышко моё родное...
Л.Лапцуй
В Энциклопедическом словаре: чум (= шалаш) – конический шалаш из жердей, покрываемый берестой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространенная по всей Сибири от Уральского хребта до берегов Великого океана, у финских, тюркских и монгольских племен. Историки жилища признают эту форму первым опытом искусственно создаваемого жилья, к которому человек обратился от полых, дуплистых деревьев и пещер. Такое жилище можно построить где угодно.
Итак что же такое чум? Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством . Способ установки, транспортировки жилища, последовательность разборки являются наиболее оптимальными в условиях тайги и тундры. На Ямале люди с древних времен живут в чумах По ненецкий он называется «мя» . Коническая форма является наиболее удобной, так как с крутой поверхности чума снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно легко собрать и разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Главный элемент чума – шест. Его готовят долго и тщательно, поэтому он служит тундровикам не одно десятилетие Обычно чум оленеводов — ненцев состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты. От числа шестов (и их длины) зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум. Размеры чума также зависят от материальных возможностей хозяйства и от численности членов семьи. Чум довольно быстро собирается и разбирается, что важно во время перекочёвок с короткими остановка.
Установка чума.
Устанавливали чум у ненцев женщины по строго установленным правилам. Место установки чума определяет мужчина. Чум устанавливают так. Вначале глава семьи указывает место для будущего чума. Затем это место расчищается. Взрослые и дети распрягают оленей.. На равном растояний от очага устанавливают два основных шеста(макода)Их нижние концы втыкают примерно под углом 45 градусов. Определяют центр жилища. Здесь сооружают очаг. По обе стороны от него укладывают доски пола
Очажный лист – это символ очага, домашнего тепла, семьи и центральная часть всего чума.. Под лист зимой обязательно подкладывают два бревна, чтобы снег не таял. По окружности размещают остальные шесты. Перпендикулярно центральному шесту располагаются горизонтальные жерди на которых устанавливается стержень с крючком для котла.В центре чума находится печь которая служит источником тепла и для приготовления пищи. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум. Шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Для покрытия чума нюки сшиваются в сплошные полотнища, они сшиты нитками из оленьих сухожилий. Нюки – двойные, мехом и внутрь, и наружу. Зимой для покрытия чума требовались шкуры 60-70 оленей. Нюки – вещь ценная, и относятся к ним бережно, летом обязательно выбивают, чистят, просушивают, ремонтируют, упаковывают и складывают на нарты до следующей зимы.
Существует варианты чума в зависимости от времени года, назначения, особенностей конструкции.
Зимний чум – сырей мя. Это традиционный чум.
Летний чум – таӈы мя. Имеет туже конструкцию, но отличается покрытием. Покрытием летнего чума служат мюйко – старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия, сейчас покрывают брезентом. В комплект летнего чума входит полог, сшитый из легкой ткани (ситца). Им закрывают спальные места от комаров и гнуса. Летний чум ставят на продуваемых ветрами местах, на возвышенности.
Глава II. Информация жилище казахов Юрта.
Первыми передвижными жилищами были на колоссах и появились они уже в эпоху бронзы.Это были прототипы –Юрты. О юртах на колесах упоминает венецианец Барборо путешевствовавший в кыпчагской степи в 15 веке. «У этого народа употребление повозки на колесах. Впечатляет из книги Марко Поло: «Какие преогромные шатры я увидел поставленные на колеса. Узрел я обширные дома с окошками и прикрытыми войлочными занавесками очень красивыми и искустными. От всего этого кружится голова
Основным занятием казахов являлись экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство, что предопределило тип кочевого жилища, которым является юрта. В энциклопедическом словаре Ю́рта — переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников В. современном казахском языке юрта называется киіз үй, что в буквальном переводе — «дом из кошмы».
Юрту еще называют дом без фундамента или по другому дом без углов.
Ее можно отнести к большому достижению материальной культуры казахского народа: она легко перевозится на лошадях и верблюдах, быстро ставится и разбирается, войлочное покрытие не пропускает дождь, летом это жилище сохраняет прохладу, а зимой - тепло.
Казахская юрта состоит из двух частей.1 часть деревянный каркас и 2 часть войлочное покрытие. Деревянный остов состоит из раздвижных решеток который на казахском называется Кереге обода Шанырак купольных жердей и дверной рамы которое по казахски звучит-Есык. Все детали для строительства юрты заготавливаются заранее.решетчатые стены делают из долговечной березы или ивы. Деревянные решетки Кереге это перекрещивающиеся прутья в самом начале устанавливают именно их.длина каждого кереге около 3 метров.Юрта средних размеров обычно состоит из 5- 6 таких створчатых стенок. Но есть в истории известные 24 створчатые юрты в переводе с тюрского они называются – Орда (или Алтын Орда) это большие юрты ханской ставки. В местах соприкосновения прутья скрепляются через сквозные отверстия кожаными ремешками или сухожильными нитками. Таким образом кочевники обходились без гвоздей. Кереге крепко связывается веревками, потом наступает очередь купола- Шанырак-это круг образующий потолок юрты он также делается из березы или черного тальника. В шанырык выходил дым из отверстия очага одновременно он служил и окном а на ночь закрывался войлочным покрытием –Тондык. Кереге и шанырак соединяют согнутыми длинными палками по окружности обода выдалбливают сквозные отверстия. Внешним покрытием юрты служит войлок.Он изготавливается из лучших сортов овечьей шерсти осенней стрижки так как он самый плотный.Вся работа по сборке и разборки юрты у казахов возлагалась на слабый пол – женщин. Казахскую юрту обычно могут установить две- три женщины и справлялись они с этим делом всего за один час. Казахская юрта всегда устанавливалась на открытом солнечном месте. Это было связано с тем что вся хозяйственная и бытовая деятельность кочевника связана по времени с круговоротом солнца. Дверь юрты располагалась строго на юг.Пространство около входа предназначалось для хозяйственных целей. Правая часть считается женской половиной . На женской половине размещают хозяйственный инвентарь(посуда и т. д) Раньше каждый казах имел свою юрту ведь это же его дом. Завидные свойства юрты это сохранять тепло компактность при транспортировке. Даже снаружи богатая казахская юрта выглядела очень нарядно, так как для ее крепления использовались тканые орнаментированные шерстяные ленты. На зиму юрты утепляли: накрывали двойными кошмами, обкладывали снегом, обставляли снопами камыша, окапывали землей.
Заключение
Каждый человек должен интересоваться своей духовной и материальной культурой, то есть обычаями, традициями, языком, происхождением, фольклором своего народа, историей своего края, этнографией, охранять природу, чтобы потом, через какое-то время, всё это передать своим потомкам. В нашей исследовательской работе «сравнительная характеристика жилище ненцев и казахов» можно найти сведения о том из чего изготавливается чум, и юрта чем они покрываются. Найти и сранить . Работая над проектом, мы узнали о многих любопытных национальных жилищах. Какую функциональную нагрузку несет каждая её деталь в чуме и юрте. В наше время традиционные национальные жилища, в частности юрты, в современном обществе можно увидеть крайне редко.Ставят юрты только на национальные праздники и на свадебные и погребальные мероприятия. Однако, с другой стороны, отдельные казахские семьи на сегодняшний день строят большие дома в виде юрты.
А у народов Севера тундровое население до сих пор проживает в чуме, потому что лучше традиционного жилища в суровых условиях тундры, не придумано никакое другое жилище. Существенных изменений в чуме с начала двадцатого века (кроме электричества, железной печки, сотовой связи) не произошло. Тундровики как жили в чуме, так и будут жить, пока существует традиционная отрасль – оленеводство. В наших культурах есть очень очень много схожего.
Мудрецы говорят, что не зная своей родной культуры, истории своего родного народа и своих предков никогда не сможешь узнать ни языка, ни жизни, ни культуры людей других народов. Проделанная исследовательская работа позволяет сделать вывод о том, что настоящая работа актуальна и интересна. Исследования в этом направлении могут быть продолжены.
Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ Школа с. Белоярск.
Исследовательская –деятельность «Сравнение чума с казахской юртой»
Выполнила :Ледкова Ксения
Руководитель:Абышева А.А
2017г
Два морехода
Сочинение
Медведь и солнце
Как нарисовать небо акварелью
Заяц-хваста