Над изучением масти лошадей тувинской (местной) расы работал известный в Туве публицист Даржа Вячеслав Кууларович. В его работе «Лошадь в традиционной практике кочевников» описан древний опыт общения тувинцев с лошадью. Вячеслав Кууларович изучал материальный мир, традиции, ритуалы, обычаи, мировоззрение традиционной культуры через «призму» коня. Эти работы стали основными источниками исследования названий масти тувинской (местной) расы лошадей.
Вложение | Размер |
---|---|
shag_v_budushchee.docx | 24.15 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средней образовательной школы с. Эрзин им. С. Чакар.
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Тема: Происхождение названий мастей тувинских лошадей и их перевод на русский язык
Научно-исследовательская работа
ученицы 10 «Б» класса
МБОУ СШ с. Эрзин им. С. Чакар
Ижигин Сайгыс Николаевны
Научный руководитель:
Байыр-оол Валентина Чоодуевна.
Содержание.
Цель: изучение названий масти лошадей и их перевод с тувинского на русский язык, опираясь на труд Вячеслава Даржа «Лошадь в традиционной практике кочевников».
Задачи:
А) на тувинском языке
Б) на русском языке
Состояние изученности.
Над изучением масти лошадей тувинской (местной) расы работал известный в Туве публицист Даржа Вячеслав Кууларович. В его работе «Лошадь в традиционной практике кочевников» описан древний опыт общения тувинцев с лошадью. Вячеслав Кууларович изучал материальный мир, традиции, ритуалы, обычаи, мировоззрение традиционной культуры через «призму» коня. Эти работы стали основными источниками исследования названий масти тувинской (местной) расы лошадей.
Результат работы.
А) Тувинско-русский словарь 1968 г.
Б) Русско-тувинский словарь 1980 г.
В) Древнетюркский словарь 1969 г.
Г) Словарь В. Даля
2. Проведены опросы с известными табунщиками кожууна Хайын С. К. и Хайын Э. С.
Научная новизна.
Данная исследовательская работа дает знания о том, что можно подробно и систематизировано описать коня в соответствии со сложившимися с давних пор традициями.
Методы исследования.
Актуальность.
Необходимость поиска животного и его опознания существовала всегда. Найти потерявшегося коня без помощи хозяина бывает очень сложно. Как же точно описать своего коня, чтобы его легко могли узнать окружающие и представители правоохранительных органов.
Сегодня зафиксировать образ и отдельные приметы лошади помогают технические средства – фотоаппарат или видеокамера, но к сожалению, они до сих пор доступны далеко не всем. Альтернативой фотоаппарату может выступать слово – описанной форме. Чтобы дать правильное описание масти лошади нужно знать название масти лошади, а если при потере лошади, например, нужно знать и русское название масти лошади, чтобы обратиться с заявлением о потере в правоохранительные органы, и правильно указать название масти лошади.
Описание лошади.
В традиционной тувинской культуре с давних времен была разработана простая и эффективная система устного описания лошади. Проблема заключается в том, что сегодня по мнению автора эти названия частично утеряны.
Вячеслав Даржа составил схему, позволяющую подробно и систематизировано описать коня в соответствии со сложившимися с давних пор традициями.
Описание делается по следующей схеме:
Название масти лошадей и их происхождение. Большое место в жизни кочевника занимает конь. Не случайно в тувинском языке имеется до сих пор имеется более сорока эпитетов только мастей коня. При попытке дать оное описание масти человек неизбежно сталкивается с определенными трудностями. Поэтому автор предпринял попытку объяснения происхождения названий мастей через выяснение этимологии слова. При этом основным источником информации на русском языке послужил «Толковый словарь живого великого русского языка» Даля (1989). Источниками информации на тувинском языке послужили:
-сведения, предоставленные информаторами (потомственными табунщиками западных, центральных и южных кожуунов Тувы)
-русско-тувинский словарь 1980г.
-тувинско-русский словарь 1968г.
Проблему перевода на русский язык вызывают масти, не имеющие аналогов в русском языке в связи с различными толкованиями того или иного термина. Например, тувинцы словом калдар называют лошадь любой масти, но у которой морда в местах вокруг рта имеет более светлую окраску. Мелдер – лошади с пятнами более светлого окраса. На русском языке похожих на калдар и мелдер Даль описывает следующим образом: «мухортый – гнедой с желтоватыми подпалинами у морды, ног и в пахах; караковый – темно-гнедой, почти вороной с подпалинами, с желтизной на морде и в пахах».
Тувинское название серой масти бора произошло от пор -- глина, пыль, либо от бору – волк. Поскакавший по высохшей глиняной почве табун лошадей выглядит одномастным, так как все лошади покрываются серой по цвету пылью.
Первоначальное название масти оле (сивый) связано с ол – мокрый, влажный, сырой. Сивый конь действительно выглядит как намоченный, мокрый. Во В. Далю сивый – темно-сизый, серый, седой, темный с сединой, с примесью белесоватого, либо пепельного. Что-то между чалой и серой.
В тувинском языке ой – низина, впадина, то есть место имеющее темный цвет на фоне ровной, однородной поверхности. К этой масти относятся лошади однородной окраски с более темной шерстью на спине.
Ой – с тувинского мышасто-пегая, по описанию масть, похожая на окрас полевой мыши. У полевой мыши волосы на основании темные, а на кончиках всегда более светлого цвета.
Кони, названные по-русски как саврасый и буланый, тувинцами были названы кула и ак-кула. В тувинском языке названия мастей кула и ак-кула произошли с названием масти диких ослов – куланов; на что указывает и
В. Даль: «Буланая и саврасая масти свойственны дикой лошади, кулану или тарпану».
Тувинцы масть коня с черной блестящей шерстью называют кускун кара – черный как ворон, вороной; а коня с шерстью глубокого матового окраса – дас кара, что означает черный как гриф. Большое белое пятно на лбу коня называют, лысиной. На русском подобного рода отметине больше соответствуют названия – беломордый, белолобый. Тувинцы коня с большим белым пятном на лбу называют калчан – лысый, плешивый. Чалую часть тувинцы называют кыр. Обозначение этой масти произошло по мнению автора от кырган – старый, седой, с проседью. Чалый конь действительно похож на седеющего. При этом переводится как:
У чалых лошадей более светлая шерсть расположена в виде вала, спускающегося от спины на бока.
Чубарый конь по-тувински шокар. Собственно, так называют масть лошади, у которой присутствуют темные пятна на светлом фоне.
Каурая масть в тувинском языке называется хоор – жечь, палить, калить. Хоорар – калить зерно в раскаленном котле, в результате получается зерно коричневато-желтоватого цвета. Следовательно, масть хоор означает цвета каленого цвета.
Специфики. Названия масти.
Тувинские названия мастей лошадей среди табунщиков, образ жизни которых наложил свою специфику на их словообразование. Так, средняя скорость передвижения табуна, колеблемая в пределах 30-55 км/ч, что крайне затрудняет любые разговоры между табунщиками, так как от гула копыт, лошадиного храпа и ржания, шума и ветра в ушах сопровождающих табун наездников, ничего не слышно. На скаку от постоянных толчков невозможно правильно произносить слова, особенно длинные, поэтому слышны только обрывки фраз и слов. Поэтому вне зависимости желания людей, все описания мастей на тувинском языке укорачивались, сокращались. Остаться в языке могли только короткие, как команды обозначения, такие как хоор, оле, кыр, кара, ала и так далее.
Названия мастей лошадей.
Русское название | Тувинское название | По Далю | Тувинцы различают |
Вороная | кара | Вороная – черная Вороная в караулках в черных масляных яблоках. Караковая – вороная подпалинами. Подваласая – караковая большими подпалинами. | Дас кара – черного матового цвета как гриф. Кускун кара – цвета блестящего вороньего крыла. |
Караковая | Калдар-кара | Караковый конь темно-гнедой, почти вороной, с подпалинами, с желтизной в пахах и на морде. | |
Мухортая (караковая) | Мелдер кара | Мухортый – гнедой с желтоватыми подпалинами у морды, у ног и в пахах. | Мелдер (калдар)-мухортую Мелдер (калдар-кара) темно-мухортую |
Гнедая | Доруг | Гнедой темно-рыжей шерсти или масти, с черным хвостом и гривой. | Кара-доруг – темно-гнедую; Кызыл-доруг – красно-гнедую Мелдер-доруг – мухорто-гнедую. |
Светло-бурая | Ак-хурен | Бурая – вся изкрасна-коричневая, хвост и грива потемнее | Хурен – бурую Шилги-хурен – рыже-бурую Ак-хурен – светло-бурую |
Рыжая | Шилги | Рыжая – коричневая | Хурен-шилги – буро-рыжую или темно-рыжую Кызыл-шилги – красновато-рыжую |
Игреневая | Шавыдар | Игреняя – рыжая, а на вид такая же или светлее, темноватый ремень по хребту | |
Каурая | Хоор | Каурый – конская масть, стан рыжеватый, хвост и грива такие же или светлее, а ремень потемнее | |
Чалая | Кыр | Чалая – сплошная смешанной масти, особенно белой и рыжей с темным хвостом и гривой | Кыр – чалую Ак-кыр – светло-чалую Кызыл-кыр – красно-чалую с пежинами Кыр-шокар – чало-пеструю |
Чубарая | Чубарая | Шокар | |
Солово-пегая | Сарала | Пегая - в больших белых пятнах Солово-печий –пятнистый в светлых пятнах | Ала- пегал, сарала –серо-пегая, карала –вороно-пегая, дорала- гнедая, хурен-ала –буро пегая, ояла –серо-пегая, хувала –булано-пегая |
Саврасая | Кара-кула | Саврасый рыжеватый стан с темным хвостом, гривой и ремнем по хребту | Кула – саврасая Ак-кула – светло-саврасая, кара-кула – темно-саврасая |
Буланая | Ой-сарыг | Буланая- желтоватая, изжелта, разных оттенков, но на вис черный или темно-бурый | Ой – буланый |
Соловая | Сарыг | Соловый – желтоватый, со светлым хвостом и гривой | Сарыг – соловая Оле-сарыг – солово-сивая |
Мышастая | Ой | Мышастая или голубая – пепельного цвета, грива и хвост, ремень по хребту - черные | Ой – мышастая Куске-ой – цвета лесной мыши, волосы в основаниях темные, а на кончиках желтые |
Серая | Бора | Серая шерсть, белая с примесью черного | Ак-бора – светло-серого, кок-бора –светлая в яблоках |
На основании проведенного исследования и полученных данных можно сделать следующие выводы:
Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:
А) развитие коневодства в кожууне и республике
Б) знание названий мастей лошадей на русском языке ускорит их поиск правоохранительными органами.
Литература.
Знакомимся с плотностью жидкостей
Снежная сказка
Соленая снежинка
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Дымковский петушок