В выполняемой работе отмечается новизна подхода. Школьница исследовала особенности речи обучающихся МБОО Старомайнской СШ № 1 , провела экспертный социологический опрос.
В проектной работе указаны ссылки на используемые источники.
Вложение | Размер |
---|---|
itog1.odp | 2.37 МБ |
Слайд 1
Исследовательский проект на тему: "Современная речь школьника" Тематика: Русский язык Автор исследовательской работы: Орлова Дарина. Руководитель проекта: Ерахтина Наталья Анатольевна.Слайд 2
С.Я. Маршак сказал, что мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас. Меня заитересовали его слова и я решила исследовать речь своих ровесников ,чтобы изучить её особенности и причины употребления в ней большого количества жаргонизмов
Слайд 3
Цель исследования: Изучение особенностей речи подростков, причин употребления в ней большого количества жаргонизмов. Объект исследования : Речь подростков
Слайд 4
Задачи исследования: 1)изучение работ, посвящённых исследованию речевого портрета в современной лингвистике; 2)анализ слов современного школьника и выявление его особенностей; 3)представление особенностей речевого поведения школьников. Гипотеза: Я предположила, что речь современного школьника имеет свои особенности и отличается от речи старшего поколения.
Слайд 5
Введение Работа посвящена исследованию особенностей речевого портрета современного школьника. Школьники – это возрастная группа, которая представляет наибольший интерес. Актуальность темы исследовательской работы о бусловлена тем, что молодежная речь является одним из составляющих компонентов процесса развития языка. Школьники быстрее всех реагируют на изменения в языке. Все это актуализирует проблему изучения речевого поведения современной молодежи.
Слайд 6
1.1. «Речевой портрет» в современной науке В последнее время наиболее актуальным представляется изучение языковой личности человека, который принадлежит к определенной социально-возрастной группе (студент, школьник и т.д.) Вследствие этого в науке органично вошло такое понятие, как «речевой портрет». По мнению С.В. Леорды, «речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность. Создание речевого портрета возможно по отношению к любой сфере общения. Объектом изучения могут стать и герои литературных произведений. В литературе речевой портрет является средством создания художественного образа. Таким образом, понятие«речевой портрет» не ново в науке. При описании речевого портрета говорящего рассматриваются языковые и речевые особенности. Одним из самых важных моментов в характеристике речевого портрета является анализ наиболее ярких элементов (слов, выражений).
Слайд 7
1.2. Языковая личность и речевой портрет Именно в последнее время в науке сформировалось особое направление, которое изучает языковую личность с точки зрения описания ее речевого портрета. Термин «языковая личность» получает в современной науке различные определения. В отечественной науке термин был впервые употреблён В. В. Виноградовым в работе «О художественной прозе».Языковая личность – это личность, которая обладает знанием языковой системы, законов речевого поведения. В основе разграничения понятий «языковая личность» и «речевой портрет» лежит, прежде всего, необходимость различения языка и речи.
Слайд 8
1.2. Языковая личность и речевой портрет Понятия «языковая личность» и «речевой портрет» взаимосвязаны, по мнению В.В. Виноградова. Таким образом, опираясь на мнение многих исследователей, можно сделать вывод,речевой портрет является фундаментом для становления языковой личности.
Слайд 9
2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника Анализ языкового материала позволил нам создать речевой портрет обучающейся средней школы №1, характеризующий возрастные особенности речи на лексическом уровне. В ходе исследования было обнаружено, что для слов современных школьников особенно свойственны единицы таких форм речи как жаргон и слова-паразиты. По мнению С. И. Ожегова «Жаргон-это речь какой-либо группы, объединенной общими интересами .
Слайд 10
В лексике жаргона школьников представлены слова, тематически связанные со следующими тремя сферами: сферой школы, сферой досуга, сферой быта. В ходе исследования нами было выявлено, что обучающиеся школы используют в своей речи слова всех сфер: 1. Слова сферы школы(очумелые ручки – учитель труда) 2. Сфера отдыха(музон– музыка) 3. Сфера быта(крылья – руки, лыжи- ноги)
Слайд 11
Но используя в своей речи слова, обучающиеся школы не всегда знают значения того или иного понятия; наиболее часто сленг используется как средство общения со сверстниками, в кругу друзей, на улице, и является необходимой частью устной речи школьной молодёжи.
Слайд 12
ВЫВОД: Таким образом,результат исследования говорит о том, что язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Цветущая сакура
Весёлые польки для детей
Тупое - острое
10 осенних мастер-классов для детей