В материале рассказывается о значении принадлежности человека к определенному тухуму.
Вложение | Размер |
---|---|
tuhumno_-_rodstvennye_otnosheniya_moego_sela.docx | 30.27 КБ |
Тухумно-родственные отношения моего села
«Дерево держится корнями, а человек – тухумом».
Народная мудрость
Тухум – это одна из древних форм кровно-родственных объединений горцев. По традиции, каждый дагестанец, каждая семья в Дагестане относится к какому-нибудь тухуму (роду). В каждом горном ауле люди группировались в тухумах.каждый тухум имеет свое название и своего главу. Главой тухума обычно считался старший по годам или горец, отличившийся своей храбростью, честностью, мудростью и красноречием. Принадлежность к определенному тухуму имело большое значение для человека. Каждый горец знал, что, находясь в тухуме, он защищен от посягательств со стороны членов другого тухума, что ему всегда окажут помощь и поддержку.
Кищинцы говорят: «Там, где крепче тухумы, крепче и джамаат (сельская община).» Кищинцы слово «тухум» в разговоре иногда заменяют другими однозначными словами: жинс, кьам, узи-урши. Как указано в «Памятниках обычного права Дагестана XVII-XIX в.в» наиболее известными раньше тухумами в с. Кища были: Виштайла, Каабан и Нуградин. Но установить потомков этих тухумов сегодня не представляется возможным, потому что через несколько поколений людей, прошедших через революцию, войны, тухумные связи ослабевали и стирались. До настоящего времени в Кищах сохранились названия различных тухумов: Х1ясбулти, К1уц1ли, Жях1ни, Къат1у, Ччямму, Мамма, Кьяцни, Бялла, Дабиш, Г1усман, Гейзни и другие. В горах родители обязаны знакомить детей со своей генеологией. В нашем селении дети должны были помнить в прощлом своих родственников принадлежащих тухуму до 6-ого колена: узи, узикьар, кьариган, гариган, суриган, туриган. Но в настоящее время у нас помнят в лучшем случае родственников до 4 колена. У кищинцев сущуствуют следующие названия степеней родства: отец – атта, мать – аба, сын – урши, дочь – рурси, брат – уцци, сестра – руцци, дедушка – хулаата, бабушка – атталааба, дядя – аттала уцци, тетя – абала руцци, прадед – аттала-аттала-атта, прабабушка – абала-абала-аба.
Сведения о тухумах, которыми мы распологаем, очень незначительны, поэтому, я думаю, наш долг восстановить все недостающие звенья нашей родословной для будущих поколений, чтобы они знали о своем происхождении, о своих корнях, родственниках. Название тухума «Дабшни» (один из больших тухумов села) произошло от прозвища «Дабиш». Тухум расположен в основном в нижней части селения. Издавна их основным занятием было скотоводство и овцеводство. В тухуме насчитывается около 190 человек. Согласно преданию основатель этого тухума Кьасум переехал в с. Кища в начале XIX в. из селения Мекеги. Тухум очень дружный. Это проявляется особенно при проведении религиозных праздников, свадебных торжеств и на похоронах.
Еще одним из многочисленных тухумов нашего села является «К1уц1ли», занимавшиеся земледелием. Расположен в основном в верхнем квартале села. Этот тухум средний по своему влиянию в джамаате. Название произошло от слова «к1уц1ул» (ложка). Может, из-за черпания чего-то. Тухум один из самых больших в селении Кища. Все живут теперь врасбрось, к сожалению. Насчитывается около 250 человек. Издавна мастерицы этого тухума и тухума «Жях1ни» славились на всю округ по изготовлению и выделке тканей из местного натурального сырья: шерсти, конопли и ворса. Особого умения достигли мастерицы по изготовлению и выделке «пача» - материала на шерстяной и хлопковой основе, прозванной в народе «Кищинской шотландкой». Образцы сохранились и по сей день с краеведческом музее с. Кища. Одежда из «пача» пользовалась широкой популярностью. В частности на это указывается в книге «Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX в.в». Жители села Мулебки покупали десятки метров так называемой «Кищинской шатландки», и все мулебкинцы ходили в одеждах из кищинского «пача». При этом покупательная способность была настолько велика, что большинство мулебкинцев за «пачой» отправлялись в село Кища.
Почти у всех кищинских тухумов одним из основных занятий было земледелие. Этого занятия особо придерживался Тухум «Кьяцни» (козы). Они известны как тухум, у которых было много пахотных земель. Для работы на своих земельных участках представители этого тухума нанимали батраков или сдавали землю в аренду своим сельчанам или выходцам из других сел. О происхождении названия этого тухума информатор Курбанов Магомед сообщил следующее: одна из прародительниц тухума сказала про своего сына Магомеда: «Мой сын, как горный козел, любит лазить по скалам и утесам». С этого момента тухум прозвали «Кьяцни» (козы).
В отличие от других сел Дахадаевского района у кищинцев имеются прекрасные и обширные пахотные земли. По преданию, кищинские земледельцы в конце XIX – начало XXв.в обеспечивали зерном семь селений Сюргинского наибства Даргинского округа. Старики рассказывают, что приезжие за зерном и ткацкими изделиями, в частности кубачинцы, говорили, что шум кищинских деревянных кура (лопат) в период молотьбы слышен был в Кубачах. После этого они отправлялись покупать зерно в Кища.
Урожай считался обильным, если получали 800-900 кг зерна от земли в 30 барха (1 барха – 0,1 га; 30 барха – 3 га). Некоторые земледельцы получали хорошие урожаи. До сих пор в народе говорят о том, что некто из тухума «Ккямай» умудрился собрать с 10 посеянных сях1 пшеницы около 30 барха. Крестьянин, удивленный и обрадованный невиданным урожаем, разрубил топором барху под предлогом, что «меня Аллах вознаградил стольким зерном, что мне больше его не потребуется до конца своих дней».
Жях1ни (жинс) занимались, как уже отмечалось, сукноделием и скотоводством. Разводили в основном овец. Жях1ни жили в квартале «сана» (солнечная сторона) – место, где много солнца. Их назвали так потому, что много болтали. В селении на кого-то из «жях1ни» говорили «гъайла уркура», т.е. телега разговора. Теперь тоже они живут в основном в одном квартале. В тухуме около 120 человек. Из этого тухума вышел один из первых учителей – кищинец Ибрагимов Багаудин Ибрагимович. Он работал во многих школах Дахадаевского района. Его педагогический стаж составляет 50 лет. За большой вклад в развитие образования села и района и за добросовестный творческий труд Ибрагимов Б.И. был удостоен звания «Заслуженный учитель ДАССР», а затем – «Заслуженный учитель РСФСР». Он также удостоился медалей «За трудовую доблесть» и «Ветеран труда», награжден многими Почетными грамотами Министерства образования ДАССР и РСФСР.
Бялла (жинс) расположен в средней части селения. В основном они занимались скотоводством. Имели мало земель, поэтому скот содержали только на общинных землях. Происхождение названия тухума неизвестно, но напрминает что-то о бедном.
Название следующего тухума «Г1усман» произошло от имени основателя этого тухума Г1усмана. Жители говорят, что тухум имеет свои исторические корни от национальности «кумыки». Сами они занимались куплей-продажей. Из этого тухума были также сапожники. Люди плохо относились к этому тухуму. По этому поводу была даже поговорка «Упаси, Аллах, от тухума османов». Несмотря на это, они не выделялись богатством, но у них всегда был запас на черный день. Тухум этот небольшой, расположен в центральной части села, но теперь разбросан. В тухуме насчитывается где-то 70-80 человек.
Наибольшей поддержкой и взаимопомощью отличается тухум «Х1асбулти», название которого произошло от имени давнишнего главы тухума. В этом тухуме довольно дружеские отношения друг с другом. Стараются брать в жены или выдать замуж за свой тухум. Как и другие тухумы они занимались земледелием и скотоводством. Тухум «Х1асбулти» довольно большой. Представителей этого тухума насчитывается 150-200 человек. Наиболее известным представителем этого тухума является участник Великой Отечественной войны, ныне покойный Сулейманов Гасбал Гаджиалиевич. Он прошел всю войну, участвуя в сражениях при освобождении Ростова, Северного Кавказа, Крыма и Польши. Участвовал приразгроме Японии. За проявленное мужество был награжден орденом «Красной звезды», орденами Отечественной войны I и II степеней и еще 10 памятными и юбилейными медалями. При форсировании реки Одер был тяжело ранен в область груди. Сулейманова Гасбала не стало в 2015 году.
Одним из уважаемых в джамаате тухумом являлся «Ччямму», проживавшие в верхней части села. Они считались владельцами самых лучших пахотных земель. Кроме земледелия, где они собирали большие урожаи, этот тухум занимался сукноделием и ковроделием. В настоящее время их насчитывается 100-120 человек. Представители этого тухума отличались неподкупностью и принципиальностью.
Большую роль в социально-экономическом развитии села сыграл тухум «Г1яйнилавхъа». Представители этого тухума в разные годы занимали руководящие должности села. Много лет они возглавляли колхоз и были представителями Сельского Совета. И в настоящее время члены этого тухума принимают активное участие в общественной и политической жизни села. Наиболее известными людьми этого тухума являлись ныне покойный Магомедов Айнилав, который ряд лет был первым секретарем РК КПСС Дахадаевского района, и Исаев Курбаната – руководил колхозом XVI партсъезда. При нем колхоз добивался хороших производственных показателей.
Одним из древних в селении тухумов является тухум «Мамма». Они выделялись от других главным образом наличием скота, прежде всего овец. Основателем этого тухума является Мамма. В годы Советской власти представители этого тухума часто работали в молочно-товарных фермах (МТФ), добиваясь хороших результатов труда. Род известен чабанами и животноводами. Тухум в основном расположен в нижнем квартале с. Кища и насчитывает порядка 90 человек.
Вышеуказанные все тухумы являются многочисленными. Такое положение они сохраняют и сегодня. Отношения между тухумами всегда были дружескими. Примеров выселения людей из джамаата на почве конфликтов между тухумами никогда не было. По словам информаторов выделялись от других только два тухума – «Ччямму» и «Х1асбулти» . Они вели себя высокомерно по отношению к представителям другого тухума. Возможно, причиной такого поведения было их материальное благополучие. В других тухумах такого не наблюдалось.
Тухумы в Кищах были дружны, но в случае убийства родственника, за родней убитого сохранялось право кровной мести. Некоторые тухумы старались хоронить своих родственников отдельно от других. Даже в настоящее время такой похоронный обряд сохранился. На кладбищах предпочитают хоронить родственников рядом друг с другом. Собственных кладбищ ни у одного тухума не было, одна общая земля джамаата. В отношении похорон и погребенья тоже выделяют два тухума «Ччямму» и «Х1асбулти». Например, кладбище «Ччямму» находится возле их домов, где они и проживали.
В каждом тухуме есть уважаемые люди. Однако, младшим членам тухума принято советоваться со старшими, выполнять их указания и поручения. Все тухумы без исключения были в ответе перед джамаатом за каждого своего представителя. Тем самым тухум стремился воспитать детей в соответствуюшем духе. По нашим традициям, о порядочности, искренности, воспитанности человека можно узнать по его отношению к своему тухуму. Как говорили наши деды : «Кто любит свой род, тот любит и свой народ». Любить свой народ – значит знать и уважать своих родственников и родственные связи своего тухума. Это значит знать и соблюдать добрые традиции и обычаи тухума. Это значит беречь честь своей фамилии и честь своего тухума.
В настоящее время, в условиях наступления массовой культуры, индивидуализма и стремлении к богатству, мы теряем духовно-нравственные ценности наших предков. Наблюдается тенденция изменения кровно-родственных отношений и ослабление внутритухумных связей. Во избежание серьезных последствий каждый родитель должен передавать своим детям генеологичские данные своего рода , чаще говорить об истории происхождения их тухума. А также учить детей чтить и не забывать добрые традиции, которые укрепляют родственные отношения между членами одного тухума: дружно и рядом строить дома с родственниками; рядом занимать и вместе обрабатывать плодородные земли, помогать членам своего тухума и поддерживать их во всем. Таким образом, нужно каждому из нас стараться удержать тухумно-родственные связи. Ведь тухум объединял людей, сплачивал их, придавал человеку надежность и уверенность, вселял в него надежду на помощь и поддержку в преодолении любых жизненных трудностей и препятствий.
Хотелось бы, чтоб каждый знал и помнил своих предков. Хотелось бы, чтоб каждый горский джамаат был силен тухумами. А сильный тухум в настоящее время может решить многие проблемы, возникающие перед горным аулом, в том числе и духовно-нравственные.
Этот древний-древний-древний мир!
В поисках капитана Гранта
Весенние чудеса
Ель
Ах эта снежная зима