Начни
Вложение | Размер |
---|---|
npk_otklonenie.docx | 39.01 КБ |
issledovatelskaya_rabota_prava_i_obyazannosti_rebenka_v_shkole_i_doma.doc | 90 КБ |
sotsialnyy_proekt.doc | 136 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чыраа-Бажинская средняя общеобразовательная школа»
Дзун-Хемчикского кожууна
Исследовательская работа на тему:
Пути устранения отклоняющегося поведения учащихся в условиях сельской школы"
Секция гуманитарных наук
Выполнила: Ховалыг Чинчи Романовна, ученица 9 класса
Руководитель: Монгуш Х. А., учитель истории и обществознания
Содержание
2. Отклоняющееся поведение подростков……………… …..5- 8 стр.
2.1. Подростковый возраст как наиболее чувствительный к возникновению отклоняющегося поведения……………….. …….5-8 стр.
2.2.Исследование причин отклонения (социальный опрос)……8 - 13 стр.
3. Заключение……………………………………………………..... ..13 стр.
4. Литература……………………………………………………......14 стр.
5. Приложение………………………………………………………...15 стр
Я выбрала эту тему, потому что она очень меня заинтересовала. Здесь можно узнать много о своей стране, причинах отклоняющегося поведения подростков и пути его нормализации, а также о мнении молодежи и взрослых людей о современных подростках. Но я думаю, что проблемы семьи, подростков, отклоняющегося поведения бы ли и останутся на все времена. Ведь на сегодняшний день, мне кажется, в нашем обществе существуют следующие проблемы:
- курение;
- алкоголизм;
- нарушение общественного порядка;
- хулиганство;
- токсикомания и наркомания ;
- мелкое воровство;
- нарушение правил режима в школе, прогулы, отказ от выполнения заданий;
Девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут, или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.
Необходимым условием успешного воспитания детей является знание причин, породивших отклонения от норм в поведении. Их нужно искать, прежде всего, в условиях воспитания, в среде пребывания ребенка. Наиболее распространенные причины возникновения осложненного поведения: недостатки семейного воспитания, педагогическая запущенность, противоречия в личностном развитии подростков. Огромное значение в формировании отклоняющегося поведения имеют также личностные особенности подростка.
Но, тем не менее, в настоящее время проблема изучения отклоняющегося поведения подростков становится все более актуальной. Распространение наркомании, токсикомании, алкоголизма, рост числа преступлений среди несовершеннолетних, представляет серьезную проблему для общества
Цель исследования - разработать проблемы изучения отклоняющегося поведения для учащихся старше 14 лет МБОУ Чыраа-Бажинская СОШ.
Объект исследования — отклоняющее поведение в молодежной среде.
Предмет исследования — способы борьбы с отклоняющим поведением в молодежной среде.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 10 человек — учащиеся 8-10 классов в возрасте от 14 лет и старше. База исследования: МБОУ Чыраа-Бажинская СОШ.
Глава 2. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
2.1. Подростковый возраст как наиболее чувствительный к возникновению отклоняющегося поведения
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и для самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются "критическими периодами детства".
Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет, характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности.
Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные. В результате авторитет родителей и учителей может значительно ослабиться или утрачиваться навсегда.
Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома.
Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.
Л.С. Выготский подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.
Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Шпрангеру, – это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие – есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.
Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека – любовь и ее проявления в подростковом возрасте.
Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие "серьезная игра". Примером "серьезной игры" могут служить занятия спортом и участие в юношеских организациях, выбор профессии и подготовка к ней, игры любовного характера (флирт, кокетство).
В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса "Кто я" может быть найдено только путем столкновения с действительностью.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие.
Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как "не о ребенке". Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание. Самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм.
Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование – более сложным. Введены новые программы компьютеризации обучения. Все это требует развития интеллекта и способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов и распад подростковых организаций и ничего почти не созданного взамен этого, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой .
2.2.Исследование причин отклонения
В чем причина отклонении в поведении? (Мнение детей и подростков).
Ответить на вопрос «Почему появляются трудные дети?» можно на основе комплексного анализа, который должен включать в себя «внутреннюю» часть — опрос самой молодежи по проблемам отклоняющегося от нормы поведения и тем мерам, которые необходимо использовать, чтобы свести к минимуму наличие таковых, а также «внешнюю» часть, включающую в себя опрос родителей, специалистов, работающих с детьми и подростками с девиантным поведением, и представителей различных специальных институтов, решающих проблемы организации воспитательно-профилактической работы с трудными детьми.
Мы предложили учащимся самим ответить на вопросы о том, какое поведение они считают отклоняющимся от нормы и какие формы данного поведения распространены в молодежной среде. Было опрошено 20 детей и подростков.
В ходе исследования выявлены различия в ответах представителей женского и мужского пола.
Молодые люди считают, что отклоняющееся от нормы поведение - это такое, за которое можно получить юридическое наказание (80% опрошенных). Неуважение к педагогам, неповиновение, отказ от учебной и трудовой деятельности, конфликты считали нормой, которая обусловливается складывающимися со взрослыми отношениями.
Девушки (10 % опрошенных) в качестве критерия отклоняющегося от нормы поведения называли оценку этого поведения взрослыми. Различные виды девиантного поведения могут быть нормой в одной ситуации и отклонением от нее в другой, т. е. фактор взаимоотношения со взрослыми определяется в качестве критерия девиации.
Среди юношей по распространенности видов девиантного поведения
1 место заняли прием алкоголя и курение в общественных местах;
2 место - нарушение общественного порядка;
3 место - хулиганство;
4 место - токсикомания;
5 место - мелкое воровство.
Оценка распространенности видов девиантного поведения у девушек представляет иную картину:
1 место - нарушение правил режима в школе, прогулы, отказ от выполнения заданий;
2 место - принятие алкоголя и курение в общественных местах;
3 место - проституция;
4 место - употребление наркотических веществ;
5 место - нарушение общественного порядка.
На вопрос о причинах девиантного поведения ответы распределились следующим образом:
- желание обратить на себя внимание - 10% опрошенных;
- желание завоевать авторитет - 5%;
- отсутствие значительных материальных возможностей родителей - 30%;
- просто так от скуки - 7%;
- масса свободного времени - 42%.
Среди других ответов звучали довольно тревожные мотивы, характеризующие низкий уровень нравственности и культуры детей и подростков, наличие желания любой ценой иметь деньги, без разбора в средствах.
Группа вопросов, касающаяся родителей, еще раз подтвердила нерешенность на современном этапе развития общества проблемы отношений «отцов» и «детей», нежелание большой части родителей заниматься проблемами своих детей и большую самостоятельность и практически полную бесконтрольность, которую получают очень многие дети в своих семьях. Немаловажное воздействие на социальное становление ребенка оказывает не всегда положительный в поведенческом плане пример родителей, когда срабатывает естественное: «Им можно, а почему мне нельзя?»
На вопрос о том, к кому и куда дети и подростки обратятся за помощью, если у них возникнут проблемы, 50% опрошенных назвали друзей, 28% - родителей, 25% - учителей, практически никто не захотел обращаться к юристам, в центры помощи молодежи и т. д. Существование телефона доверия у 20% опрашиваемых детей и подростков вызвало удивление. Это говорит о слабой информированности нашей молодежи об организациях и ведомствах, оказывающих помощь детям и подросткам, имеющим проблемы и трудности. На вопрос о том, куда и за какой помощью можно обратиться, практически все опрашиваемые ответить не могли.
Среди мер, которые используются для предупреждения и исправления отклоняющегося от общепринятых норм поведения, главным образом назывались три группы мер: юридические, педагогические и медицинские.
На вопрос «На чем основывается высказываемое вами мнение?» ответы распределились следующим образом:
1 место - собственное мнение;
2 место - сообщения в средствах массовой информации;
3 место - мнение друзей и знакомых.
Таким образом, проведя анализ и изучив мнение детей и подростков по проблемам отклоняющегося от норм поведения и мер его социальной профилактики и реабилитации, мы видим явную тенденцию к росту девиантного поведения и его омоложение. Обнаруживаются качественные изменения в устоявшихся формах отклоняющегося от норм поведения в ответ на социальную нестабильность и кризисное состояние нашего общества.
Незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, с другой, - вот те основные причины, которые и провоцируют порой наших детей на девиацию.
В ходе исследования выявлено противоречие между стремлением детей и подростков получить помощь по различным вопросам и незнанием, где и как эту помощь получить.
Причины появления трудных детей, которые назвали сами дети, заставляют педагогов, психологов, медиков, родителей задуматься о том, как наиболее эффективно организовать систему воспитательно-профилактической работы с трудными детьми. По мнению авторов, эта система в первую очередь должна включать:
• создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);
• создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;
• создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;
• организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой прежде всего с детьми и подростками группы риска и их семьями;
• создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т. д.);
• организацию детского досуга;
• информационно-просветительскую работу.
Наибольшие трудности в работе педагогов наблюдаются с теми детьми, которые не хотят учиться, прогуливают уроки и не дают учиться другим, срывая уроки и мешая учителю их вести;
- на втором месте (42%) - грубые дети, дерзящие учителю, сквернословящие в общении с одноклассниками и учителем;
-достаточно большое количество учителей (24%) испытывают трудности с детьми, которые постоянно лгут: им невозможно доверять (можно «попасться на удочку»);
- некоторые учителя (45%) отмечают, что испытывают трудности с теми детьми, которыми не занимаются родители. Это дети, родителям которых нет до них никакого дела;
- небольшое количество специалистов отмечает, что им трудно работать с интерактивными детьми, курильщиками, агрессивными детьми; с подростками 13-14 лет, а также с детьми, которые не умеют себя вести.
И только трое учителей из опрошенных отметили, что не испытывают никаких трудностей в работе с детьми.
Очень многие педагоги отмечают, что имеется тенденция к снижению уровня культуры, интеллектуального уровня детей, к отсутствию элементарных навыков социального поведения. Отмечают также увеличение числа детей с физической и психической патологией.
Почему же все-таки ребенок становится трудным? Каковы причины, вызывающие отклонение в поведении?
Большинство педагогов (65%) считает, что основная причина девиантного поведения детей определяется экономической, политической и социальной ситуацией в стране, т. е. нестабильностью экономики, неуверенностью в завтрашнем дне, незаинтересованностью государства в обучении и воспитании детей, в их будущем.
На втором месте по значимости (43%) отмечают влияние ситуации в семье. Сюда включают: недостаток внимания, контроля со стороны родителей за детьми; негативный пример, который дают родители детям; низкий уровень жизни, нищета в семьях, безработица и пьянство родителей; снижение интеллектуального уровня родителей.
Кроме этих причин достаточно часто указывают на негативное влияние средств массовой информации (особенно телевидения), видеофильмов; влияние плохой компании; отсутствие у детей целей в жизни, идеалов и ценностей, а также уменьшение количества бесплатных кружков и спортивных секций.
Все опрошенные педагоги говорили о необходимости в ходе организации воспитательно-профилактической работы с детьми и подростками учитывать специфику и особенности тех районов, в которых протекает наша жизнедеятельность.
Каково мнение родителей о трудном ребенке?
Семья является естественной средой, созданной для воспитания и формирования определенного образа жизни детей.
Микросреда семьи является индикатором поведения ребенка. Исследование отношений родителей к проблемам трудного ребенка позволяет выявить основные направления воспитательно-профилактической работы с этими детьми.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование по вопросу причин появления трудных детей, воспитание в школе предусматривает :
- целенаправленную работу по нравственному просвещению ( уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.) ;
- актуализация всех источников нравственного опыта школьников ( учебная, общественно- полезная , внеклассная работа, отношения между учащимися в классах, отношение детей и родителей, отношения учитель – ученик, учитель – родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы ;
- введение нравственных критериев в оценку всех видов деятельности и проявления личности школьника;
-оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на различных этапах с учетом пола учащихся.
Безусловно, в истории различных государств бывали периоды, когда социальные условия создавали почву для всевозможных и нарастающих проявлений отклоняющегося поведения. И общество, и государство стремятся принять меры к ограничению особо опасных форм отклоняющегося поведения, в частности законодательно ужесточая ответственность за это. Но все-таки в каждом конкретном случае выбор остается за самим человеком.
Литература:
Приложение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чыраа-Бажинская средняя общеобразовательная школа»
Дзун-Хемчикского кожууна
Исследовательская работа по теме:
«Права и обязанности ребенка в школе и дома».
Выполнила: Монгуш Долбан М, ученица 10 кл
Руководитель: Монгуш Херелмаа А,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Чыраа-Бажинская СОШ»
с.Чыраа-Бажы, 2015 год
Содержание
1.Введение 3
2.Права ребенка в школе и дома
Глава 1. Права детей во всём мире
1.1. Правовая защита детей. 3
1.2. Международные документы о защите прав детей. 5
Глава 2. Права ребенка в школе 6
Глава 3. Права ребенка дома 8
3. Заключение 9
4. Литература
5.Приложение
Введение
Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и полностью раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования в России. Мало помощи со стороны государства - считается, что предмет «Права человека» не относится к обязательной для преподавания в школе программе. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Конечно, тема прав ребенка в современном обществе актуальна, и я решила провести исследование в этом направлении.
Целью моей работы является исследование уровня знаний детей о своих правах, и определение степени соблюдения прав ребёнка в школе и дома.
Для раскрытия поставленной цели, я определила следующие задачи:
1. исследовать причины защиты прав ребёнка в современном обществе;
2. выяснить, знают ли учащиеся о своих правах в школе, и как они соблюдаются;
3.выяснить степень осведомлённости учеников о своих правах дома и уровне их соблюдения.
Методами моего исследования являются:
Глава 1. Права детей во всём мире.
1.1. Правовая защита детей.
«...Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит», говорил Януш Корчак.
Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем
На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В первобытнообщинном обществе оно не особенно отличало отношения животных к своим детенышам. После, долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, а потом как к взрослым, и приучали их к взрослой жизни. Фактически, ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого. В настоящее время ребенок, из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а следовательно нуждаются в особенной, усиленной защите, которая должна исходить первоначально от родителей. Детство - неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Начиная с пренатального периода, на психическое и физическое развитие ребенка влияет, та социальная среда, в которой он на данный момент находится. Ребенок не может ни физически, ни психически существовать без взрослого, его мысли, чувства и переживания производны от мира взрослых. Общество не может познать себя, не поняв мир детства, не осознав, насколько этот мир влияет на жизнь каждого отдельно взятого субъекта. Человек выращивает Человека. Отсюда следует обязанность (а не право) родителей задать человеческую программу развития: научить развитым в социуме словесным способам общения (писать, читать, слушать, мыслить на различных языках), обучить жизнедеятельности в социальной среде (пользование техникой и освоение технологий), демонстрировать человеческие алгоритмы адаптации (ум и мудрость) и создать возможность реализации личной индивидуальности.
Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем
К сожалению, правовая культура детей и их родителей низкая. Сложная экономическая ситуация обязывает государство обратить особое внимание на проблемы детей. Оно должно способствовать интеллектуальному и культурному развитию личности, но все родители без исключения реализуют свое право установить тип семейных отношений (а значит тип среды обитания будущего ребенка), решить, когда быть ребенку, как с ним обращаться и какую жизнь ему жить.
1.2. Международные документы о защите прав детей.
Среди международных документов по защите прав детей можно выделить два основных и наиболее значимых – это Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка.
Декларация прав ребенка была принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. В преамбуле данного нормативного документа сказано: «…принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет, Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство»[1].
Правам ребенка (им согласно документу является человеческое существо в возрасте до 18 лет) в Конвенции посвящено 54 статьи. Их принято делить на несколько групп:
Возможности реализации прав ребенка в различных регионах и государствах, конечно, неодинаковы. Но все государства, подписавшие конвенцию, обязаны выполнять ее положение в соответствии с ее «духом и буквой». А дух конвенции о правах ребенка можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».
Глава 2. Права ребенка в школе.
Для выяснения степени уровня знаний школьников, некоторым учащимся были заданы следующие вопросы:
Своим главным правом и обязанностью школьники считают - Право на образование.
Вторым по значимости правом школьника – учащиеся определяют Право на свободу мысли, а важной обязанностью – Обязанность получать образование. Далее в равной мере девятиклассники выделяют Права на общение и свободное выражение своего мнения.
Следует заметить, что никто из опрошенных не определил своей обязанностью – выполнять Устав школы!
По итогам опроса учащихся мы сделали выводы, что учащиеся не осведомлены об уставе нашей школы, поэтому мы (в 8-11 классах) провели разъяснительную работу об этом школьном документе.
Учащимся были заданы следующие вопросы:
1. Если бы у Вас была возможность вносить изменения в устав школы, какие права и обязанности учеников и учителей Вы бы добавили?
2. Каким образом можно ознакомить учащихся со школьным уставом? (Приложение 4,5).
Часть учеников затрудняется ответить на этот вопрос. Из этого следует, либо они готовы принять любой устав, либо им всё равно, какие права и обязанности должны быть у учеников и учителей.
Таким образом, можно сделать вывод, что школьники не имеют полного представления о своих правах и обязанностях.
Поэтому я решила ознакомить учащихся основными документами, где зафиксированы наши права и обязанности – это Конституция РФ и Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».
Глава 3. Права ребенка дома
Семья – это важнейший институт общества, основа и опора государства, отвечающий за социализацию новых поколений. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в своей семье. Семья - это маленький мир, в котором мы растем, совершенствуемся и учимся всему самому важному. Сердце начинает наполняться приятным теплом, украшая лицо счастливой улыбкой, когда ты понимаешь, что есть в мире такое местечко, где тебя любят и всегда ждут. И как же это прекрасно, когда в твое семье все всегда хорошо!
Забота родителей о ребенке заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей, материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т.п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т.д., то есть в обеспечении разнообразных интересов детей.
Некоторые права детей дома:
Обязанности родителей (законных представителей):
Что будет, если нарушишь Закон? Закон предусматривает, что в зоне ответственности за судьбу ребенка находяться: семья, школа, общество, органы власти. Наказания родителей, предусмотренные Законом:
Главные защитники прав ребенка – родители. Но родители не всесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без помощи общества, государства.
Все чаще взрослые не задумываются о том, что надо создавать семью, надо воспитывать ребенка. И никакие законы пока не в состоянии заставить взрослых, чтобы в каждой семье рос хотя бы один ребенок.
Но это не главная беда. Хуже всего, когда многие мамы и папы не дают детям кушать, ругают, бьют или вообще отказываются от своих детей и отправляют их в интернаты или Дома ребенка. Дети сами по себе нуждаются в заботе и защите, а дети, у которых нет мамы или папы, - особенно. Вот недавно я видел по телевизору, как приемные родители заграницей издеваются над детьми, кормят их кетчупом, не выпускают на улицу гулять, запирают в темном и сыром подвале. Как же потом эти несчастные дети будут воспитывать своих детей? Вырастут ли они добрыми и хорошими людьми? Не знаю, но одно знаю точно: таких родителей надо наказывать, потому, что никакой ребенок не может прожить без семейного тепла и ласки, у него обязательно должны быть не только хорошие папа и мама, но и государство, которое поможет ему, вырасти здоровым, умным, сильным и, главное, самым счастливым ребенком на свете!
А для этого нужно, чтобы дети знали о своих правах, учились жить по закону, уважали закон и выполняли его. Поэтому Конвенцию о правах ребенка надо обязательно изучать в школе, как мы изучаем таблицу умножения по математике или алфавит на уроках русского или английского языка.
Государство обязано выделять необходимые денежные средства на нужды образования, здравоохранения, создание бытовых удобств, на питание, культуру детей. Органы местного самоуправления призваны обеспечивать работу школ, детских поликлиник и больниц, домов детского творчества, стадионов и других учреждений. Реализуя новую демографическую политику, государство не обязывает граждан к рождению детей, они самостоятельно принимают данное решение, автоматически беря на себя все обязательства по содержанию и воспитанию детей. Просмотрев статистику 2010 по 2014 гг можно сделать вывод: основной причиной неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей (ненадлежащий уход за малолетними, побои, оставление их без медицинской помощи и питания, антисанитарные условия проживания, грязное белье и одежда) является пьянство родителей и в основном матерей.
Заключение
Тема прав ребенка в современный период актуальна. Подобрав и изучив литературу по этой теме, проводя устные и письменные опросы в нашей школе, я пришла к выводам:
Цивилизованное общество, каким является человеческое общество XXI века, не может себе позволить нарушения прав ребенка. В первую очередь, необходимо сохранение ответственного отношения к браку, основанного на взаимном уважении партнеров. Обдуманно вступив в брак, в дальнейшем такие родители будут любить, и уважать свих детей. С целью охраны нравственного, физического здоровья детей также необходимо укреплять институт семьи. Всем известно, что нигде ребенку не может быть так комфортно, как в семье. Но в реальности не все семьи одинаково благополучны. Сложившаяся практика позволяет сделать вывод, что на законодательном уровне недооцениваются последствия неисполнения родителями своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей. Неисполнение обязанностей чаще всего объяснялось злоупотреблением алкоголя, поэтому, я считаю, необходимо законодательно установить серьезные меры правового воздействия к таким родителям.
Литература
1. А.В.Клименко., В.В. Румынина. Обществознание: учеб.пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы.-10-е изд.,М.:Дрофа, 2010.-507с.
2. А.М. Арбузкин. Основы государства и права. (Пособие для поступающих в вузы). М.: Изд.отдел УНЦ ДО МГУ, 1998.-256с.
3. Устав МБОУ Чыраа-Бажинская СОШ
4. Позднеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 кл.М.: ВАКО, 2010.-304с.
5. Конституция (основной закон) Российской Федерации. М., 1992.
6. Интернет.
7. Закон РФ “Об образовании”. (В редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ)
Приложение
[1] Зимненко Б.Л. О применении норм международного права судами общей юрисдикции. Справочное пособие. – М.: Статут, Российская академия правосудия РАП, 2005. – 540 с. – С. 159.
Кожуунный этап республиканского конкурса «Я - гражданин России» среди образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, детских и молодежных общественных организаций в Республике Тыва
Cоциально-ориентированный проект
«Я - гражданин России»
«Начни с себя»
Выполнила: Сарыглар Шончалай Омаковна.
Руководитель проекта: Монгуш Херелмаа А, учитель истории и обществознания.
2014 год
2014 год
Проект «Начни с себя» разработан и проводится учащимися 9-х классов, администрацией МБОУ Чыраа-Бажинская СОШ при поддержке администрации сельского поселения Чыраа-Бажинский.
Он включает в себя мероприятия по пропаганде здорового образа жизни (отказ от вредных привычек, занятия в спортивных секциях, правильное питание, соблюдение режима труда и отдыха и т.п.).
Проект рассчитан на год. В нём принимают участие ученики 1-11 классов, их родители и педагоги школы.
В процессе подготовки программы действий участники проекта делятся на рабочие группы:
1. аналитический центр – сбор и обработка информации;
2. лекторская группа и агитбригада - пропаганда здорового образа жизни;
3. редакторы – подготовка материалов для бюллетеней, плакатов, выступлений.
Цель проекта:
Формирование и развитие социальных навыков здорового образа жизни подрастающего поколения.
Задачи проекта:
География проекта
Данный проект был реализован в МБОУ Чыраа- Бажынской СОШ и на территории села Чыраа- Бажы Дзун- Хемчиского кожууна.
Перспективы проекта.
Ожидаемые результаты.
Критерии эффективности.
В процессе подготовки программы действий участники проекта делятся на рабочие группы:
1. аналитический центр – сбор и обработка информации;
2. лекторская группа и агитбригада - пропаганда здорового образа жизни;
3. редакторы – подготовка материалов для бюллетеней, плакатов, выступлений.
Ожидаемые результаты.
Схема сотрудничества.
Утверждаю____________________
Монгуш Э.О
директор школы
План
мероприятий Акции «За здоровый образ жизни» в МБОУ Чыраа-Бажинской СОШ
Дзун-Хемчикского кожууна
20 сентября 2013 – 15 ноября 2014г.
№ п/п | Мероприятия | Класс | Место проведения | Ответственный |
1. | Митинг и марш протеста «Нет вредным привычкам!» | 5-11 Учителя, техперсонал школы | Школьный двор | .Ондар Сайын Куулар Айслана Зам.дир. по ВР |
2. | Открытие Акции «За здоровый образ жизни» | 5-11 | Школьный двор | Директор школы |
3. | Анкетирование учащихся | 5-11 | Куулар Сурунчап Донгак Чайзат. | |
4. | Выступление агитбригады 9-х классов | 7-11 | Зам.дир по ПП Классные руководители | |
5. | Соревнования в рамках Малых Олимпийских игр | 2-3 | Стадион с.Чыраа-Бажы | Учителя физической культуру. |
6. | Видеолекторий «Здоровью – да! Вредным привычкам – нет!»:
| 5-7 8-10 11 | Фойе школы | Монгуш Айдын-кыс Кл. руководители Кл. руководители |
7. | Массовый праздник «Зимушка-зима» | 1-11 | ||
7.1 | Кожуунный футбол | 9-11 | Стадион | Кл. руководители Учителя ФК |
7.2 | «Весёлые старты» | Родители | Спортзал | Родительский комитет |
7.7 | «Зимние забавы» | 10-11 | Футбольное поле | Кл. руководители |
8. | Заседание лектория правовых знаний «Алкоголизм – отягчающее обстоятельство преступления» | 11 | Фойе школы | Зам.дир по Вр и ПП. |
9. | Закрытие Акции «За здоровый образ жизни» | 5-11 | Фойе
| Учителя физической культуры |
План реализации проекта.
этап | действия | результаты |
Октябрь | Опрос по теме «Здоровье – это наследственное или приобретённое качество человека?» | Принятие решения о разработке социального проекта «Начни с себя» |
Ноябрь-декабрь |
|
|
январь |
|
|
Февраль – октябрь | Дальнейшая работа по реализации проекта «Начни с себя». |
.
Бюджет проекта.
№п/п | Статья расходов | Сумма |
1. | Изготовление плакатов | 80-00 |
2. | Канцтовары | 200-00 |
3. | Изготовление бюллетеней, анкет | 200-00 |
4. | Призы для мероприятий | 920-00 |
Итого: | 1500-00 |
Реализация проекта.1 стадия.
В настоящие время в нашей стране проблема курения среди молодежи стоит особенно остро. Статистика говорит о том, что около тридцати процентов мальчиков впервые берут в руки сигареты в возрасте 13-14 лет. Среди девочек эта цифра меньше, но она увеличивается с каждым годом. Психологи утверждают, что основной причиной того, что ребенок становится курильщиком, становится пример родителей, давление сверстников или реклама.
Изучили нормативно-правовую базу, существующую по данной проблеме;
.Изучили проблему курения в мире, стране и в нашем селе, школе;
В нашей школе было проведено добровольное анонимное анкетирование школьников чтобы выявить знают ли они что-то о табаке, алкоголе, наркотиках.
Опираясь на анкетные данные, на наблюдения за обучающимися в процессе работы, и общения с ними, что из всех опрошенных ребят около 82% уже знакомы со вкусом тех или иных вредных привычек.
На диаграмме хорошо видно: количество не пробовавших алкогольные напитки или табак, всего 18%. Однако количество ребят знакомых с табаком заметно выделяется. Половина опрошенных курят, курили, или пробовали курить сигареты.
К сожалению, очень часто возможность попробовать или употреблять сигареты имеется «благодаря» тому, что сигаретная продукция имеется в свободной продаже, об этом свидетельствуют рассказы и реплики самих детей.
По результатам еще одного исследования (анонимное анкетирование) дети, имея личные денежные средства, свободно покупают табачную продукцию на территории сельского поселения сумона Чыраа- Бажынский, в котором и проживают. Анонимное анкетирование так же было проведено и среди нас, активистов школы. Приложение 2 Результаты анонимного анкетирования.
Результаты исследования не оставляют сомнений в актуальности проблемы табакокурения в нашей школе.
Кроме того, осуществляется продажа сигарет в магазинах, находящихся на территории села Чыраа- Бажы. И многие ребята на переменах выходят на улицу для того чтобы покурить и делают это почти на каждой перемене.
.Рассмотрели проблему на Совете старшеклассников и ресурсное обеспечение проекта;
Актуальность поднятого вопроса рассмотрена в интервью с главой сельского поселения сумона Чыраа-Бажинский Сарыгларом Опар-оолом Хунаяновичем и директором школы Монгуш Эдуард Омаковичем. Встречу нам помог организовать директор школы Монгуш Эдуард Омакович.
Опар- оол Хунаянович поддержал нашу инициативу и сделал ряд предложений на этот счет. В ходе беседы, глава сельского поселения предложил нам еще активнее принимать участие в жизни села, и сделать эти встречи регулярными, поскольку он тоже хочет быть в курсе событий.
Активная жизненная позиция главы и директора нашей школы не оставила нас равнодушными. Мы обсудили все нюансы предстоящего проекта, а так же обсудили еще ряд вопросов, имеющих большое значение для села и школы.
Члены Совета старшеклассников поделились с директором школы идеей о создании социально – ориентированного проекта, направленного на решение актуальной проблемы.
.Разработали план мероприятий по пропаганде здорового образа жизни;
Провели деловую игру в 5-6классах «Суд над сигаретой» 3раза;
.Провели конкурс сочинений «Я говорю сигарете – нет!»
Соревнования в рамках Малых Олимпийских игр (футбол, вольная борьба, баскетбол среди учителей, веселые старты среди родителей)
Массовый праздник «Зимушка-зима» и Дни здоровья. Особого внимания заслуживают акции «За здоровый образ жизни», в рамках которой прошли митинги, марш-протест, привлечено в реализацию проекта около 20 человек.
Обращение.
Уважаемые жители с. Чыраа-Бажы Дзун-Хемчикского кожууна!
К Вам обращаются учащиеся 9-х и 10-го классов МБОУ Чыраа-Бажинской СОШ – участники социального проекта «Начни с себя».
Мы крайне обеспокоены проблемой подросткового курения. Проведя ряд мероприятий в рамках школы, мы поняли, что вопрос требует пристального внимания широкой общественности. С этой целью и с целью профилактики курения мы проводим акцию «МЫ - за здоровый образ жизни!».
Приглашаем всех, кому не безразлично здоровье будущего поколения, кто обеспокоен данной проблемой, поддержать нашу инициативу и принять участие в акции «МЫ - за здоровый образ жизни!», которая состоится 16 марта в 10 часов на территории МБОУ Чыраа-Бажинской СОШ.
Надеемся на сотрудничество и поддержку нашего проекта.
Учащиеся 9-х и 10-го классов МБОУ Чыраа-Бажинской СОШ.
Организовали конкурс плакатов среди 5-11 классов;
Разработали Конвенцию некурящих в нашей школе (Приложение)
Предложили организовать школьный конкурс «Самый здоровый класс»
Проводили рейды по местам курения в школе, приняты меры к нарушителям на Совете старшеклассников
Разработан эскиз рекламного щита «ЗОЖ»
По данным повторного анкетирования, число курильщиков сократилось на четверть (11 человек).
Мы считаем, что проведение этих мер необходимо. Данная работа является вкладом (пусть небольшим) в решении проблемы курения, но нам необходима помощь и поддержка правоохранительных органов, административного аппарата и всего взрослого населения.
ПРИЛОЖЕНИ
Преамбула.
Мы, учащиеся, учителя и родители МБОУ Чыраа-Бажинской СОШ понимая и полностью осознавая, какую огромную опасность несет здоровью детей курение, разработали и утвердили Конвенцию в защиту прав некурящих. Мы, люди, проповедующие здоровый образ жизни и категорически отвергающие курение, призываем всех участников присоединиться к нам, тем самым обеспечить себе и своим детям здоровое и светлое будущее.
Структура Конвенции:
Глава I. Права некурящих учеников.
Глава II. Права учителей.
Глава III. Права родителей.
Глава IV Школа – гарант конвенции.
Глава I. Права учащихся.
Некурящие ученики имеют право:
Ст.№1: Дышать чистым, не содержащим никотин, воздухом, т.е. не быть пассивным курильщиком.
Ст.№2: Находиться в общественных местах, не содержащих табачного дыма
Ст.№3: На охрану здоровья от пагубного влияния сигаретного дыма.
Ст.№4: Предлагать администрации школы, органам ученического самоуправления, органам местного самоуправления принятия законных дисциплинарных и административных взысканий к курящим в общественных местах.
Ст.№5: Выходить с инициативой, высказывать предложения, участвовать в составлении программ борьбы за здоровый образ жизни в любые органы ученического и общешкольного самоуправления.
Ст.№6: Участвовать в разработке социальных проектов по борьбе с курением, пропаганде здорового образа жизни.
Ст.№7: Организовывать и участвовать в акциях, беседах о вреде курения, пропаганде здорового образа жизни.
Ст.№8: Анонимно, через службу доверия получить квалифицированную помощь по проблеме отказа от курения, борьбы с курильщиками.
Ст.№9: Использовать школьные, местные средства массовой информации в деле борьбы с курением.
Ст.№10: Поощрение органами ученического самоуправления по итогам соревнования «Класс года» каждую четверть.
Ст.№11: Каждый ребёнок имеет право на защиту от всех форм рекламы табачных изделий и на все виды поддержки.
Глава II. Права учителей.
Любой учитель имеет право:
Ст.№1: Дышать чистым , не содержащим никотин, воздухом, т.е. не быть пассивным курильщиком.
Ст.№2: Находиться в общественных местах, не содержащих табачного дыма.
Ст.№3: Имеет право на охрану здоровья от пагубного влияния табачного дыма.
Ст.№4: Выходить с инициативой, высказывать предложения, составлять программы борьбы с курением, пропаганды здорового образа жизни. Выступать по этим вопросам на собраниях, совещаниях, педсоветах.
Ст.№5: Оказывать всемерную помощь отдельным учащимся, кл. коллективу в борьбе с курением, пропаганде здорового образа жизни, разработке социальных проектов.
Ст.№6: Сотрудничать с родителями, муниципальными и общественными организациями, правоохранительными органами в деле борьбы с курением, пропаганде здорового образа жизни.
Ст.№7: Использовать различные педагогические технологии во внеклассной работе с учащимися по пропаганде здорового образа жизни, борьбе с курением.
Ст.№8: Частично использовать резерв программного учебного времени для пропаганды борьбы с табакокурением в соответствии со спецификой своего предмета.
Ст.№9: Использовать школьные местные средства массовой информации в деле борьбы с курением.
Ст.№10: Предлагать администрации школы, ученическим органам самоуправления, органам местного самоуправления, специализированному подразделению ОВД (ПДН) принятие законных дисциплинарных и административных взысканий к курящим в общественных местах.
Глава III. Права родителей.
Родители имеют право:
Ст.№1: Дышать чистым, не содержащим никотин, воздухом, т.е. не быть пассивными курильщиками.
Ст.№2: Проживать в жилых помещениях, не повергаясь вредному воздействию табачного дыма.
Ст.№3: Находиться в общественных местах, не содержащих никотинового воздуха.
Ст.№4: Сотрудничать с педагогами, ученическим самоуправлением, органами местного самоуправления, органами местной власти, специализированным подразделением ОВД (ПДН) в деле борьбы с курением, пропаганде здорового образа жизни.
Ст.№5: Использовать в соответствии с Семейным Кодексом в воспитательных и профилактических целях в семье все законные формы и методы борьбы с курением и пропаганде здорового образа жизни (в том числе использовать моральные и материальные ограничения).
Ст.№6: Имеют право получить квалифицированную, консультативную помощь педагогов, психологов, сотрудников правоохранительных органов, местного самоуправления по проблеме табакокурения.
Ст.№7: Пропагандировать свой положительный опыт борьбы с курением через родительские собрания, конференции, средства массовой информации.
Глава IV. Школа – гарант конвенции.
Ст.№1: Школа обязуется создать условия для формирования здорового образа жизни. Предоставлять возможность посещения бесплатных кружков, спортивных секций с целью максимальной занятости детей в свободное время.
Ст.№2: Школа обязуется проводить целенаправленную профилактическую работу по пропаганде здорового образа жизни в борьбе с табакокурением.
Ст.№3: Школа обязуется оказывать поддержку и помощь каждому курильщику при отвыкании от никотиновой зависимости.
Заключение.
Данная конвенция открыта для присоединения к ней любого человека, класса, любой другой группы людей. Конвенция вступает в силу после принятия на общешкольной конференции. Конвенция подлежит ежегодно ратификации. Один экземпляр хранится у директора школы, другой – в Совете старшеклассников.
Снежная книга
Позвольте, я вам помогу
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Свадьба в Малиновке
Сказка "Узнай-зеркала"