Исследовательская работа о Соборе Спаса Нерукотворного Образа Зимнего дворца
Вложение | Размер |
---|---|
menkina.doc | 657 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 84
Петроградского района Санкт-Петербурга
Собор Спаса Нерукотворного Образа: страницы истории
Выполнила
учащаяся 10 «а» класса
Менькина Надежда Андреевна,
Руководитель:
Обухович Владимир Владимирович
Санкт-Петербург
2017
Содержание
Введение………………………………………………………………….… 3
Глава 1. Зимний дворец и Собор Спаса Нерукотворного Образа………5
Образа………………….………………………….……………………………….5
1.2 Зимний дворец и Собор Спаса Нерукотворного Образа во время пожара 1837 года………………….………………………….…………………...9
Глава 2. Значение Собора Спаса Нерукотворного Образа в жизни Российской империи………………….………………………….……………...12
2.1 Особенности положения Собора Спаса Нерукотворного Образа…12
2.2 События истории Собора Спаса Нерукотворного Образа…………13
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….17
Приложения……………………………………………………………….18
Введение
Актуальность исследования Собор Спаса Нерукотворного Образа Зимнего дворца состоит в его исторической, религиозной и художественной значимости для Санкт-Петербурга, а также для истории императорской семьи. Однако при этом Собор Спаса Нерукотворного Образа и особенности его истории, как правило, менее известны среднестатистическому горожанину, чем другие помещения Зимнего дворца. Данную проблему призвано решить настоящее исследование.
Собор Спаса Нерукотворного Образа Зимнего дворца не раз становился объектом специальных исследований. Чаще всего собор исследовался как одна из частей Зимнего дворца (В.М. Глинка, Ю.М. Денисов, М.В. Иогансен и др. «Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий[1]). Также отправными точками исследований становилась личность отдельных личностей, связанных с собором (А. Берташ, В.А. Цыганков «Дернов Александр Александрович»[2]). Кроме того, Собор Спаса Нерукотворного Образа исследуется в статьях, посвящённых истории Зимнего дворца[3] [4] и Санкт-Петербурга в целом[5]. Отдельные факты об истории собора можно найти в документах[6] и дневниках[7].
Таким образом, историческим и художественным особенностям Собора Спаса Нерукотворного Образа посвящён большой объём литературы. Однако сложно найти исследования, дающие целостный краеведческий анализ собора. Таким образом, изучение данной проблематики сохраняет свою актуальность.
Цель исследования – выстроить хронологию событий, связанную с историей возведения Собор Спаса Нерукотворного Образа Зимнего дворца, а также изучить значение собора в жизни Российской империи
Исходя из цели работы, предусматривается решение следующих конкретных задач:
Образа в контексте истории Зимнего дворца (раздел 1.1)
Спаса Нерукотворного Образа после пожара 1837 года (раздел 1.2)
Образа (раздел 2.1)
Образа (раздел 2.2)
Глава 1. Зимний дворец и Собор Спаса Нерукотворного Образа
Образа
В первые годы существования Петербурга шло освоение территорий восточнее Адмиралтейства. По просьбе адмирала Апраксина Фёдора Матвеевича было простроен дом на берегу реки Невы. В 1711 году место нынешнего дворца занимали пышные особняки знати, имевшей отношение к флоту[8].
Первый Зимний дом «голландской архитектуры» был построен деревянным с черепичной крышей по проекту архитектора Доменико Трезини для Петра I. В 1718 году перед его фасадом прорыли канал, будучи ставшей Зимней канавкой. Этот дворец Пётр называл «своей конторой». Специально к свадьбе Петра и Екатерины Алексеевны из деревянного построения был перестроен в двухэтажный каменный дом. Второй Зимний дворец был построен по проекту Георга Иоганна Маттарнови в 1721 году[9].
Третий Зимний дворец появился в результате перестройки и расширения второго дворца по проекту Трезини. Его фрагменты Кваренги позже сохранил и включил в состав Эрмитажного театра, что было обнаружено в ходе реставрации внутри театра. Теперь здесь экспозиция Эрмитажа «Зимний дворец Петра первого». Четвертый Зимний дворец строился с 1733 по 1735 гг. по проекту Бартоломео Франческо Растрелли на месте бывшего дворца Фёдора Апраксина, выкупленного для императрицы. Растрелли использовал стены палат Апраксина, возведенных Ж.-Б. Леблоном. Новый дворец гораздо наряднее предыдущих дворцов. Затем для Елизаветы Петровны и её двора был построен вознесли деревянный пятый Зимний дворец. Архитектором стал Бартоломео Франческо Растрелли[10].
При дворах русских правителей всегда существовали храмы. Эта традиция сохранилась и в создании Зимнего дворца. Так, церковь существовала при третьем Зимней дворце, 19 октября 1735 года её освятил архиепископ Феофан (Прокопович). При создании четвёртого Зимнего дворца Б.Ф. Растрелли разместил придворную церковь на том же месте – в юго-восточной части второго этажа, на месте церкви, существовавшей в третьем дворце[11].
Нынешний Зимний дворец – шестой по счету (см. Приложение 1). Он также строился по проекту Б.Ф. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны. Годы строительства – 1754-1762 гг. Стиль дворца – елизаветинское барокко, отличающееся своим богатством и пышностью[12]. Указом 16 июня 1754 года Елизавета Петровна постановила следующее: «Понеже в Санкт-Петербурге наш Зимний дворец не токмо для приёму иностранных министров и для отправления при Дворе во учреждённые дни праздничных обрядов по великости Нашего Императорского достоинства, но и для умещения Нам с потребными служительми и вещьми доволен быть не может, для чего Мы вознамерились оный Наш Зимний дворец с большим пространством в длине, ширине и вышине перестроить; на которую перестройку по смете потребно до 990 тысяч рублёв, какой суммы, расположа оную на два года, из наших соляных денег взять невозможно. Того для повелеваем Нашему Сенату сыскать и Нам представить, из каких доходов такую сумму по 430 и 450 тысяч рублёв на год взять к тому делу возможно, считая с начала сей 1754 и будущий 1755 годы, и чтобы сие учинено было немедленно, дабы не упустить нынешнего зимнего пути для приготовления припасов к тому строению»[13].
14 октября 1753 года, ещё до начала постройки нового Зимнего дворца, состоялась нового Собора Спаса Нерукотворного Образа, однако его отделка долго не начиналась. Только через шесть лет Б.Ф. Растрелли подал чертеж «лепному и живописному убранству» в стиле барокко. Купола расписывали итальянцы К. Цукки и Ф. Мартини, алтарную часть – Д. Венерони, лепниной занимался Дж.Б. Джани. Кроме того, Ф.Б. Растрелли составил проекты иконостаса, сени и кафедры, которые воплощали в жизнь резчики И. Дункер и Л. Роллан. Образа в трехъярусном иконостасе исполнил И.И. Бельский с братьями и И.Я. Вишняков. Также примечательны изображения Евангелистов в парусах храма и плафон «Воскресение Христово» в притворе, написанные Ф. Фонтебассо. 6 апреля 1762 состоялось освящение построенного Зимнего дворца архиепископом Новгородским Димитрием. К этому моменту собор ещё не был завершён, потому вместо него была освящена Воскресенская церковь, построенная временно. Освящение же главного собора дворца произошло через год, 12 июля 1763. Архиепископ Гавриил освятил храм. Среди первых святынь собора примечателен украшенный золотой ризой с бриллиантами Образ Спасителя, написанный в 1693 году Ф.Ф. Ухтомским. В 1764–1765 гг. проходили работы по замене купола на плоский потолок, который украсил живописью А. Перезинотти и И. Бельский. Вскоре в собор из Московской Оружейной палаты перевели несколько золотых крестов и сосудов, принадлежавших в XVII веке русским царям, позолоченные кресты-мощевики (в том числе крест, которым митрополит Филарет благословил на царство Михаила Романова) и серебряный крест с частью Ризы Господней, Животворящего Древа и Тернового Венца Спасителя[14].
В связи с торжественными службами, проводимыми в соборе, 10 января 1768 архиепископ Новгородский Димитрий для частного обихода освятил в северо-западной части дворца малую придворную церковь Сретения Господня (примечательно, что первый Сретенский храм появился в Зимнем дворце при Екатерине I). Лепкой новый храм также украсил Джани[15].
В царствование императора Николая I (1825-1855) Зимний дворец приобрёл свой окончательный облик. Для поднятия престижа главной императорской резиденции Николая I приказал расширить парадную часть дворца. Так, Николай I воплотил в жизнь идею Александра I о создании портретной галереи в память о победе над Наполеоном[16]. 25 декабря 1827 года состоялось торжественное освящение Галереи. Это событие было описано в журнале «Отечественные записки»: «Галерея сия освящена была в присутствии императорской фамилии и всех генералов, офицеров и солдат, имеющих медали 1812 года и за взятие Парижа. Кавалеры сии пешей гвардии были собраны в Георгиевской зале, а конной гвардии в Белой... Государь Император изволил дать указания мест к хранению впредь... знамён лейб-гвардии полков. Они поставлены в обоих углах у главного входа под надписями достопамятных мест... на коих некогда развевались с немерцаемою славой. ...Все нижние чины, здесь собранные, допущаемы были в галерею, где они прошли пред изображениями... Александра и генералов - водивших их неоднократно на поле чести и побед, пред изображениями доблестных военачальников своих, деливших с ними труды и опасности...»[17]
В 1828 году к работам в Зимнем дворце был привлечен О. Монферран, совмещавший работу по постройке Исаакиевского собор и создание новых апартаментов царской резиденции. В 1833-1834 годах рядом с Главной дворцовой лестницей он построил два зала, завершившие формирование главной анфилады парадных залов Зимнего дворца, - Фельдмаршальский и Петровский залы[18].
1.2 Зимний дворец и Собор Спаса Нерукотворного Образа во время пожара 1837 года
В декабре 1837 года Зимний дворец охватил пожар (см. Приложение 2). Пожар, начавшийся в Фельдмаршальском зале, продолжался три дня. В этот момент из дворца выносили произведения искусства и складывали их около Александровской колонны. После пожара восстановлением Зимнего дворца руководили архитекторы А.П. Брюллов и В.П. Стасов[19]. Дворец был восстановлен быстро и без серьёзных внешних изменений: уже к 1839 году работы были закончены и в восстановленных парадных залах состоялся торжественный приём. Одним из небольших изменением стало уменьшение количество скульптур на крыши[20] (см. Приложение 3).
А. де Кюстин писал о восстановленном дворце: «Это была феерия... Блеск главной галереи в Зимнем дворце положительно ослепил меня. Она вся покрыта золотом, тогда как до пожара она была окрашена в белый цвет... Ещё более достойной удивления, чем сверкающая золотая зала для танцев, показалась мне галерея, в которой был сервирован ужин»[21].
Новшеством в строительной практике того времени стало широкое применение металла при восстановлении дворца. Множество металлических конструкций, сложных элементов новой системы отопления, заменившей печное, водопровода, металлические детали архитектурных украшений были изготовлены для дворца на петербургском Александровском заводе. Возглавлявший его инженер М.Е. Кларк, используя новейшие достижения современной технической мысли, блестяще решил ряд сложных технических проблем, возникших в ходе работ. Так, М.Е. Кларк разработал и впервые применил в Зимнем дворце систему без опорного перекрытия с помощью металлических ферм и балок, к которым подвешивались потолки из медных листов. Эта система позволила создать перекрытия в таких больших залах, как Гербовый и Большой Тронный[22].
Восстановление Большого Тронный зала, главного зала Зимнего дворца, завершающего Большую парадную анфиладу, особенно примечательно. Первоначально Тронный зал был создан Кваренги в царствование Екатерины II. Освящение зала состоялось 26 ноября 1795 года, в день Святого Георгия Победоносца, покровителя русского государства и воинства, что дало залу второе название – Георгиевский. Зал полностью погибло во время пожара. При восстановлении В.П. Стасов оформил зал в строгом классическом стиле. Именно здесь в присутствии государя и высших сановников проходили важнейшие государственные акты и официальные церемонии[23].
После пожара 1837 года Сретенская церковь была восстановлена В.П. Стасовым на прежнем месте и освящена 1 февраля 1839 митрополитом Киевским и Галицким Филаретом. В период восстановления дворца службы шли в походной церкви в Шепелевском доме. В иконостас вернули спасённые от огня иконы, а на стенах разместили новые образы, над которыми работал академик Т.А. Нефф. Золоченый барочный орнамент в малой церкви выполнил И. Дылев, скульптуры – И. Герман, плафон по рисунку Т.А. Неффа – Н.А. Майков. В конце XIX века в ризницу малой церкви поместили золочёный серебряный крест с мощами Трёх Святителей и частицей Животворящего Древа из афонского монастыря Пантакратор[24].
Двухъярусный иконостас восстановленной Сретенской церкви создал В. Бобков. Так, отмечалось: «Алтарь отделён от храма деревянным двухъярусным столярной работы с позолотою иконостасом. Царские врата - сквозные резные, а северные и южные глухие. Образа в Царских вратах: Благовещения и евангелистов. По иконостасу с правовой стороны Царских врат — образ Сретения Господня, с левой - путешествие Божией Матери с Предвечным Младенцем и Иосифом в Египет»[25]
Восстановлением Собора Спаса Нерукотворного Образа также руководил В.П. Стасов, которому получено было восстановить «с возможной точностью… в прежнем виде», хотя необходимых чертежей сохранилось очень мало. Значительную часть убранства выполнили не из дерева, а из папье-маше скульпторы Д. Аджом и Ю. Штрейхенберг, кариатиды и статуи – В. И. Демут-Малиновский и П. В. Свинцов. Золоченый иконостас, сень и кафедру вырезал по рисункам мастер П. Кретан. Иконы были в основном взяты прежние, живопись в плафоне возобновил П.В. Басин, Евангелистов на парусах написал Ф. А. Бруни, роспись «под лепку» – П. Медичи. В храме было повешено прежнее серебряное паникадило, дополненное и отремонтированное Дж. Банистером. 25 марта 1839 митрополит Московский Филарет в присутствии императорской семьи освятил восстановленный собор[26] (см. Приложение 4).
В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые надстроил специалист в области колокольного дела протоиерей А. А. Израилев[27] (См. Приложение 5).
Глава 2. Значение Собора Спаса Нерукотворного Образа в жизни Российской империи
2.1 Особенности положения Собора Спаса Нерукотворного Образа
В Собор Спаса Нерукотворного Образа было собрано много святынь и ценных художественных произведений. Так, Мальтийский орден подарил Павлу I десницу Св. Иоанна Предтечи, древнюю икону Филермской Божией Матери (по преданию, икону написал Евангелист Лука; ныне она назодится в Черногории) и золотой ковчег с частью Ризы Господней. В 1850 греческий монастырь Влатес поднес императрице Александре Феодоровне часть Чаши Господней с Тайной вечери в серебряной оправе. Александр I подарил храму Острожское Евангелие 1580 года издания. Кроме того, в соборе хранилась левая рука мч. Марина, ковчежцы с мощами свт. Спиридона и вмч. Георгия, с мощами ап. Иоанна Богослова, с мощами киево-печерских угодников, а также ряд икон начала XVII века из имущества Романовых, редкая плащаница 1602 года[28].
Примечательно, что посторонние люди в собор обычно не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 октября, в праздник переноса мальтийских святынь, проходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 26 ноября, в Юрьев день[29].
Кроме того, из настоятелей Собор Спаса Нерукотворного Образа обычно выбирались императорские духовники. Одним из наиболее известных является духовник Екатерины II Иоанн Иоаннович Панфилов (служил в 1777–1794)[30].
2.2 События истории Собора Спаса Нерукотворного Образа
Собор Спаса Нерукотворного Образа главным образом использовался во время особо торжественных случаев, в повседневной жизни императорская семья обычно молилась в Сретенской церкви[31]. Однако Собор Спаса Нерукотворного Образа играл важную роль в жизни императорской семьи: здесь проходили венчания, крестины и панихиды[32]. Так, 9 мая 1793 года в Соборе Спаса Нерукотворного Образа прошло миропомазание будущей жены Александра I Луизы Марии Августы Баденской, ставшей в Православии Елизаветой Алексеевной. На следующий день состоялось обручение с великим князем Александром Павловичем, а 28 сентября 1793 года также в Соборе Спаса Нерукотворного Образа обвенчались[33].
Также в Соборе Спаса Нерукотворного Образа состоялось венчание дочери Павла I Екатерины Павловны с Георгом-Фридрихом-Петром Ольденбургским, младшим сыном герцога Петра Ольденбургского и принцессы Фредерики Вюртембергской. Примечательно, что брак вызвал неоднозначную реакцию современников[34]. Так, указанная выше императрица Елизавета Алексеевна писала: «Его внешность малоприятна, при первом впечатлении даже чрезвычайно неприятна, хотя русский мундир его несколько приукрасил; зато все очень хвалят его характер. Он образован, имеет собственное мнение, и, кроме того, между ними обоими явная симпатия, что является решающим в браке. Я бы никогда не поверила, что он может возбудить любовь, но великая княжна уверяет, что как супруг он нравится ей, а внешность не играет для нее никакой роли. Я нахожу это очень разумным»[35]. Французский посланник граф де Коленкур писал: «Принц мал ростом, некрасив, худ, весь в прыщах и говорит невнятно». Однако были и положительные мнение. Так, граф А.В. Кочубей отмечал: «Происхождение жениха самое почётное, ибо он, как и император, принадлежит к Голштинскому дому. Он показался мне исполненным здравого смысла и познаний. Он уже обратил на себя внимание в качестве ревельского генерал-губернатора, он всеми силами старается усвоить русский язык… главная его забота – снискать благорасположение своей новой родины»[36]. Сардинский посланник Жозеф де Местр написал о будущем браке: «Он неравный, но тем не менее, благоразумный и достойный Великой княгини. Во-первых, всякая принцесса, семейство которой пользуется страшной дружбой Наполеона, поступает весьма дельно, выходя замуж даже несколько скромнее, чем имела бы право ожидать… ее желание заключается в том, чтобы не оставлять своей семьи и милой ей России, ибо принц поселяется здесь, и можно представить, какая блестящая судьба ожидает его!..»[37]. Тем не менее в январе 1809 года состоялось обручение, а 18 апреля 1809 года – венчание в Соборе Спаса Нерукотворного Образа. В конце августа супруги отправились в Тверь из-за назначения Георга Ольденбургского генерал-губернатором Тверской, Ярославской и Новгородской провинций[38]. Семейное счастье молодожёнов отмечал, в частности, Карамзин: «Полубогиня Тверская все так же любезна. Герцог Ольденбургский есть умный и весьма приятный человек: я рад его знакомству. Они живут здесь в совершенном счастии семейственном»[39]. Однако 1812 году Георг Ольденбургский умер.
Пример отпевания в Соборе Спаса Нерукотворного Образа мы находим в дневниках Д.А. Милютина[40]. Он писал: «В Большой Церкви Зимнего дворца отслужена в присутствии государя панихида по умершем генерал-адъютанте Витовтове, который пользовался особой милостью государя как потому, что 14 декабря 1825 года командовал гвардейским саперным батальоном, с которым явился одним из первых на защиту дворца и царской фамилии, так и потому, что был начальником штаба гвардейского корпуса, когда нынешний государь был корпусным командиром. Витовтов был человек малообразованный, но добрый, честный и здравого ума. Он многие годы сошёл со сцены и жил в Москве в постоянных страданиях от водянки»[41].
Заключение
В результате проведённого исследования осуществлена попытка реконструкции истории Собора Спаса Нерукотворного Образа.
Примечательно, что собор был основан раньше нынешнего Зимнего дворца, а освящён позже (см. задачу 1 и раздел 1.1).. Храм понёс существенные утраты во время пожара в Зимнем дворце 1837 года, однако был восстановлен почти в прежнем состоянии В.П. Стасовым (см. задачу 2 и раздел 1.2).
О значимости Собора Спаса Нерукотворного Образа свидетельствует, в частности, богатые подарки и пожертвования храму от императорской семьи (см. задачу 3 и раздел 2.1), а также торжественные венчания, крестины и панихиды, проходившие в храме (см. задачу 4 и раздел 2.2).
Список литературы:
Православная энциклопедия. – М.: Церк.-науч. центр «Православная энциклопедия», 2007. – Т. XIV. – С. 438-440.
/ В.М. Глинка, Ю.М. Денисов, М.В. Иогансен и др.; под общ. ред. Б. Б. Пиотровского. — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1989. — 560 с.
нему [электронный ресурс] – Режим доступа: http://guida-spb.com/zimnij-dvorets.html, свободный. – Загл. с экрана. – На рус. яз.
Петербурга [электронный ресурс] – Режим доступа: http://encspb.ru/object/2805561029?lc=ru, свободный. – Загл. с экрана. – На рус. яз.
дворец [электронный ресурс] – Режим доступа: http://know-it-all-1.narod.ru/winter_history.html, свободный. – Загл. с экрана. – На рус. яз.
«Захаров», 2016. — Т. 1. – 512 с.
– СПб.: Изд. С.-Петерб. епарх. историко-стат. ком., 1873. – Вып. 3.
Прокофьева, М. Скуратовская, С. Аннина. – СПб.: БХВ-Петербург, 2016. – 320 с.
Господня при Императорском Зимнем дворце [электронный ресурс] // Энциклопедия Санкт-Петербурга [электронный ресурс] – Режим доступа: http://encspb.ru/object/2805467476, свободный. – Загл. с экрана. – На рус. яз.
Приложения
Приложение 1
Главный фасад Зимнего дворца (наше время)
Приложение 2
Пожар в Зимнем дворце (17 декабря 1837 год)
Приложение 3
Зимний дворец в XIX веке
Приложение 4
Собор Спаса Нерукотворного Образа
Приложение 5
Купол Собора Спаса Нерукотворного Образа
[1] Глинка В.М., Денисов Ю.М., Иогансен М.В. и др. Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий / под общ. ред. Б. Б. Пиотровского. Л., 1989. 560 с.
[2] Берташ А., Цыганков В.А. Дернов Александр Александрович // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. XIV. С. 438-440.
[3] Зимний дворец [электронный ресурс] // Санкт-Петербург и гиды по нему. URL: http://guida-spb.com/zimnij-dvorets.html (дата обращения: 01.02.2017.)
[4] Зимний дворец. Страницы истории [электронный ресурс] // Зимний дворец. URL: http://know-it-all-1.narod.ru/winter_history.html (дата обращения: 02.02.2017.)
[5] Собор Спаса Нерукотворного Образа с Церковью Сретения Господня при Императорском Зимнем дворце [электронный ресурс] // Энциклопедия Санкт-Петербурга. URL: http://encspb.ru/object/2805467476 (дата обращения: 30.01.2017.)
[6] Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 3 СПб., 1873. С. 361
[7] Милютин Д.А. Дневники.1873—1882. М., 2016. Т. 1. 512 с.
[8] Зимний дворец [электронный ресурс] // Санкт-Петербург и гиды по нему. URL: http://guida-spb.com/zimnij-dvorets.html (дата обращения: 01.02.2017.)
[9] Там же
[10] Там же
[11] Собор Спаса Нерукотворного Образа с Церковью Сретения Господня при Императорском Зимнем дворце [электронный ресурс] // Энциклопедия Санкт-Петербурга. URL: http://encspb.ru/object/2805467476 (дата обращения: 30.01.2017.)
[12] Зимний дворец [электронный ресурс] // Санкт-Петербург и гиды по нему. URL: http://guida-spb.com/zimnij-dvorets.html (дата обращения: 01.02.2017.)
[13] Цит. по: Зимний дворец [электронный ресурс] // Прогулки по Петербургу. URL: http://walkspb.ru/zd/zimniy.html (дата обращения: 30.01.2017.)
[14] Собор Спаса Нерукотворного Образа с Церковью Сретения Господня при Императорском Зимнем дворце [электронный ресурс] // Энциклопедия Санкт-Петербурга. URL: http://encspb.ru/object/2805467476 (дата обращения: 30.01.2017.)
[15] Там же
[16] Зимний дворец. Страницы истории [электронный ресурс] // Зимний дворец. URL: http://know-it-all-1.narod.ru/winter_history.html (дата обращения: 02.02.2017.)
[17] Цит. по: Зимний дворец [электронный ресурс] // Прогулки по Петербургу. URL: http://walkspb.ru/zd/zimniy.html (дата обращения: 30.01.2017)
[18] Зимний дворец. Страницы истории [электронный ресурс] // Зимний дворец. URL: http://know-it-all-1.narod.ru/winter_history.html (дата обращения: 02.02.2017.)
[19] Зимний дворец [электронный ресурс] // Энциклопедия Санкт-Петербурга. URL: http://encspb.ru/object/2805561029?lc=ru (дата обращения: 31.01.2017.)
[20] Зимний дворец [электронный ресурс] // Санкт-Петербург и гиды по нему. URL: http://guida-spb.com/zimnij-dvorets.html (дата обращения: 01.02.2017.)
[21] Цит. по: Зимний дворец [электронный ресурс] // Прогулки по Петербургу. URL: http://walkspb.ru/zd/zimniy.html (дата обращения: 30.01.2017)
[22] Зимний дворец. Страницы истории [электронный ресурс] // Зимний дворец. URL: http://know-it-all-1.narod.ru/winter_history.html (дата обращения: 02.02.2017.)
[23] Там же
[24] Собор Спаса Нерукотворного Образа с Церковью Сретения Господня при Императорском Зимнем дворце [электронный ресурс] // Энциклопедия Санкт-Петербурга. URL: http://encspb.ru/object/2805467476 (дата обращения: 30.01.2017.)
[25] Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 3 СПб., 1873. С. 361
[26] Собор Спаса Нерукотворного Образа с Церковью Сретения Господня при Императорском Зимнем дворце [электронный ресурс] // Энциклопедия Санкт-Петербурга. URL: http://encspb.ru/object/2805467476 (дата обращения: 30.01.2017.)
[27] Там же
[28] Собор Спаса Нерукотворного Образа с Церковью Сретения Господня при Императорском Зимнем дворце [электронный ресурс] // Энциклопедия Санкт-Петербурга. URL: http://encspb.ru/object/2805467476 (дата обращения: 30.01.2017.)
[29] Там же
[30] Там же
[31] Зимний дворец [электронный ресурс] // Прогулки по Петербургу. URL: http://walkspb.ru/zd/zimniy.html (дата обращения: 30.01.2017.)
[32] Собор Спаса Нерукотворного Образа с Церковью Сретения Господня при Императорском Зимнем дворце [электронный ресурс] // Энциклопедия Санкт-Петербурга. URL: http://encspb.ru/object/2805467476 (дата обращения: 30.01.2017.)
[33] Зимний дворец [электронный ресурс] // Прогулки по Петербургу. URL: http://walkspb.ru/zd/zimniy.html (дата обращения: 30.01.2017.)
[34] Прокофьева Е., Скуратовская М., Аннина С. Принцессы Романовы. Царские дочери. СПб., 2016. С. 158-162.
[35] Цит. по: Там же
[36] Цит. по: Там же
[37] Цит. по: Там же
[38] Там же
[39] Цит. по: Там же
[40] Милютин Д.А. Дневники.1873—1882. М., 2016. Т. 1. 512 с.
[41] Там же. С. 380.
Просто так
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Любимое яичко
Весёлые польки для детей
Разноцветное дерево