Глава I. Общие сведения о горловом пении. 4
Глава II.Тувинское горловое пение. 4
Стили и субстили тувинского горлового пения. 6
глава3. Практическая часть……………………………………………………………………………………….8
Вложение | Размер |
---|---|
gorlovoe_penie-_zhemchuzhina_tuvy.docx | 215.34 КБ |
Министерство образования и науки РТ
УО Дзун- Хемчикского кожууна
МБОУ Ийменская СОШ.
" Горловое пение- жемчужина Тувы."
Выполнила:
Ондар Айслана Адыг-ооловна,
ученица 9 класса
МБОУ Ийменская СОШ
Дзун-Хемчикского кожууна.
Руководитель:
учитель географии
МБОУ Ийменской СОШ
Монгуш Валентина Базыр-ооловна.
с.Ийме , октябрь 2018 год
Глава I. Общие сведения о горловом пении. 4
Глава II.Тувинское горловое пение. 4
Стили и субстили тувинского горлового пения 6
глава3. Практическая часть……………………………………………………………………………………….8
Для достижения цели мне необходимо было определить стоящие передо мной задачи:
Актуальность темы: «Тувинское горловое пение уникальный вид искусства, который требует особого внимания и развития у подрастающего поколения с детства»
Методы исследования – изучение и анализ литературы по данной теме, опрос жителей села Ийме.
Введение.
Первые письменные источники описания искусства горлового пения встречаются в литературе с середины 19 века. Естественно, что столь своеобразное искусство вызывало у европейцев, воспитанных в совершенно других музыкальных традициях, по меньшей мере - удивление. [1]
Вот как описал, например, услышанное в Туве горловое пение этнограф Е.К. Яковлев: «Своеобразное впечатление, производимое «пением без слов», не передается словами. Это пение называется горловым - «кумайлер» (т.е. «хоомейлээр») и слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает «извлекать какие-то странные урчащие хрипы из глубины внутренностей», непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой. [2]
За ним следует новый глубокий вдох и продолжение «таинственных звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулууре» - инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой пузырем, декой, до тех пор, пока они не обрываются певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя, без какого-либо тонического и ритмического конца, так что ко всему этому последованию «таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить название мелодии».
На сегодняшний день традиции горлового пения сохранились у многих народов, проживающих на территории России (Тыва, Алтай, Якутия, Хакасия, Горная Шория), известны своими мастерами Монголия и коренные народы Севера. Сегодня искусство горлового пения пользуется очень большой популярностью и активно развивается в немецкоязычных странах Европейского Союза (Германия, Швейцария, Австрия) и США. Научиться горловому пению могут и мужчины, и женщины, и взрослые, и дети.[1]
Глава I. Общие сведения о горловом пении.
Горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке и/или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири (Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам.), Монголии, Тибета и некоторых других народов мира.
Горловое пение характерно для культуры ряда тюркских (кроме тувинцев, также алтайцы, башкиры, хакасы), и монгольских (монголы, калмыки) народов. [4]
Глава II.Тувинское горловое пение.
По мнению большинства специалистов, тувинское горловое пение - хоомей - заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей.
У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение-«хоомей».В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие изолированными компактными группами на северо-западе МНР.В отличие от мелодического сольного двухголосия тувинцев, пение тувинских, монгольских или тибетских лам можно охарактеризовать как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое многоголосие.
Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность. [2]
Стили и субстили тувинского горлового пения. [3]
Во всех традиционных исполнениях тувинского сольного двухголосного пения, различают пять основных стилей: хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, каргыраа.
Со многими субстилями, являющимися производными от них, где каждый имеет свою резонансную зону, свой регистр, свой механизм звукоизвлечения, свой тембр (рис.)
В одном только стиле каргыраа можно насчитать семь общеупотребительных мелодий, кочующих из "одного субстиля в другой:
Столь же многолик и стиль хоомей, который включает следующие субстили:
а также субстили позднего происхождения:
Основные критерии разделения звукообразования этих стилей и субстилей описывались А.Н.Аксеновым исходя из способа звукоизвлечения, тембра, особенностей дыхания, отражающих звуковое своеобразие тувинского языка. Таковы, например, четыре мелодических стиля в описании Аксенова
Борбаннадыр .
Опорный остинатный звук, более мягкий и тихий, чем в стиле каргыраа, сходен по тембру с низким регистром бас- кларнета. Он извлекается тем же положением голосовых связок, что и в стиле каргыраа, но при ином положении губ, сомкнутых почти вплотную.
Стиль борбаннадыр требует от певца более мягкого и «бархатистого» исполнения. Для него характерно чередование исполнения на прерывистом и непрерывном дыхании, что и обусловило такое название стиля, означающее «петь с перекатом», борбацна (борбацнаар) — «перекатываться».
Борбаннадыр интонационно родствен стилю хоомей.
Сыгыт.
Стиль сыгыт можно считать, пожалуй, самым радостным, светлым и ярким в системе хоректээр. При сыгыте обычная песенная мелодия, звучащая в низком регистре, чередуется с двухголосным горловым пением. При этом на фоне низкого гортанного звука исполняется прерывистая звонкая свистящая в самом высоком регистре трель, напоминающая игру флейты. Отсюда и название стиля, вероятно, от сыгы- «свист».
Эзенгилээр .
по технике звукоизвлечения и по тембру звучания родствен стилю сыгыт; он специфичен только в мелодическом отношении. Опорный остинатный звук стиля эзенгилээр расположен в том же регистре средних звуков малой октавы, как и у стиля сыгыт, но в отличие от последнего в стиле эзенгилээр этот звук неподвижен на протяжении всей пьесы.
В стиле эзенгилээр, название которого можно перевести как «стременной », поют обычно во время верховой езды.
Каргыраа .
Стиль каргыраа считается сумрачным, суровым. Певец старается петь в самом низком регистре, на который он способен. Для каргыраа характерно преобладание низких остинатных звуков, временами напоминающих хрип, что и отразилось на названии стиля (каргыраа — «хрипеть»). [1]
Хоомей
Стиль хоомей, приближаясь, по существу, к пению, также выполняет переходную функцию, являясь специфическим произведением искусства, нередко выполняя функцию колыбельной песни в особом стиле опей хоомейи (колыбельный хоомей), для усыпления ребенка. При этом исполнитель сопровождает интонирование равномерным покачиванием своего тела из стороны в сторону. Его пение опирается на ключичное дыхание, словообразование легкое – на губах; занимает промежуточное положение между речью и пением, а когда исполнитель утомлен, например, качая ребенка, он только «увайкает» (баюкает) через нос
Этот сентиментальный плач-причитание (внешне напоминающий вой волка) трагического характера в основном исполняют мужчины. Он представляет собой медленное повторение одного звука, иногда чередование двух звуков без обертонов, находящихся друг от друга на расстоянии не менее терции. Звукоизвлечение — как бы между бычьим хоомеем и каргыраа.
По поводу причин возникновения стиля чыландык высказываются различные точки зрения. Одна из них — подражание пению птиц. Звук имеет гнусавый оттенок и действительно напоминает пение птицы своими короткими и частыми трелями. [3]
Глава3. Практическая часть
Исследовательскую работу провела с 15 по 29 сентября 2018 года. В начале работы провела социологический опрос среди жителей села Ийме Дзун-Хемчикского кожууна. В опросе участвовали 121 жителей села. В них входят 103 взрослых и 18 учащихся старших классов школы.
Во время опроса отвечали на вопрос «Кто из жителей села умеют петь горловым пением тувинцев? Каким видом горлового пения владеют?» Анализ изучения ответов опроса показал следующий результат. Из жителей села Ийме в настоящее время никто не обладает горловым пением, но есть знаменитые артисты Республики Тыва, которые родились в селе Ийме.
К ним относятся:
4.Тумат Чодураа Семис-ооловна-руководитель фольклорного ансамбля «Тыва кызы»
5.Тумат Эртине Андреевич - руководитель детского фольклорного ансамбля «Эртине»
6.Ондар Бады-Доржу Владимирович - художественный руководитель ансамбля «Алаш».
7.Тумат Олча Андреевна- руководитель фольклорного ансамбля «Оргаадай»
Среди учащихся школы из 44 учащихся никто не умеет петь горловым пением.
Заключение.
Собирая материал по теме «Горловое пение- жемчужина Тувы», я поняла, что эта тема очень актуальна в настоящее время. Горловое пение вызывает интерес у каждого, кто хоть раз слышал его. В результате опроса жителей села выяснилось, что в нашей селе Ийме родились и выросли многие знаменитые артисты, исполняющие горловое пение.
Я выполнила все поставленные перед собой задачи.
Все сведения я постаралась проанализировать, выделила различные стили в горловом пении тувинского народа.
Сочинение
Лавовая лампа
Про пингвинов
Рождественские подарки от Метелицы
Девчата