Направление – культурное наследие.
Название темы «Надочажная цепь».
Актуальность и выбор темы, определен, следующими факторами: Сохранение культурных ценностей, ведь культура – это то, что остается когда все забыто.
Цель нашего исследования: изучить комплексно систематическое значение надочажной цепи в жизни осетинского народа.
В звязи с этим в ходе исследования мы решили следующие задачи:
1. Ознакомиться с жанрами осетинского фольклора: героический эпос «Нартские сказания», песня, предание.
Каждая глава в моей работе была для меня закрытой дверью. В ходе своей работы мне пришлось искать ключи для их открытия, так я нашел первый ключ в фольклорных жанрах осетин. В одном из сюжетов нартских сказаний говорится:
«Нарты строили общенартовский дом». Здесь на вопросы Нартов о том, хорош ли дом, отвечает Сырдон. Сказал им сырдон: «Хорош дом, но в середине пусто»,тогда стали нарты раздумывать, и первым догадался Сослан:
— Ведь у нас в доме над очагом еще цепь не висит,
значит дом поистине пустой в середине, — сказал он.
Тогда сковали нарты тяжелую надочажную цепь, и когда
она была готова, приладили ее, как полагается, в середине дома над очагом».
Второй ключ я начал искать в веровании, в религии. Здесь я узнала то, что, в религии цепь не пользуется большим почетом, но только не у осетин. Для горцев цепь, висящая над очагом, имеет статус святой реликвии, и клятва на ней, не менее священна, чем на Библии.
По традиционным представлениям в мифологическую эпоху с ударами грома на землю падали надочажные цепи.
Некоторые из них хранились в святилищах исцеляя своей магической силой страдания больных.
Причина такого отношения к простой надочажной цепи кроется в том, что в ней, по мнению осетин, заключен дух ее легендарного создателя Сафы.
Сафа - бог меча и всякого оружия. Еще совсем недавно осетины, укладывая своих детей спать, произносили слова: «Сафа, помилуй моих бедных детей, укрепи их жизнь твоей твердой силой навсегда. Храни их от нечистых и злых сил».
Следующий ключ мы нашли в разделе языкознания – этимология.
Я обратился к самым известным этнографам-языковедам и вот что я узнал:
Выдающийся русский ученый, языковед Всеволод Миллер писал: «Что касается имени Сафа, то оно для меня совершенно темно».
По мнению Бориса Алборова – первого Советского профессора на Северном Кавказе, Сафа являлся божеством грома и молнии и его земного заместителя - домашнего очага.
В. И. Абаев считал, что Сафа типологически является весьма древним божеством, прототипом которого была скифская богиня Табити, которую Геродот отождествлял с греческой богиней домашнего очага Гестией. После христианизации стал называться Safa, т.е. Савва, гр. Sabbas, по имени Саввы Освященного (родом из Каппадокии, умер в 532 г.). Основанный им монастырь близ Иерусалима был широко известен в восточной церкви и привлекал много паломников. Но это было всего лишь, мнение профессора в связи с фонетической схожестью.
Следующий ключь я нашла в традициях и обычаях. Существовали разные обряды, я о них более подробно остановился в докладе, но одним из ярких обрядов, где непосредственно надочажная цепь играла большую роль – это свадьба.
Заключение:
В заключении хочу сказать следующее:
Я не скажу, что Осетия лучше других уголков земли, а осетины лучше других народов, поскольку глубоко уважаю другие нации и народности. Однако пусть никто не упрекает меня в том, что родной осетинский народ мне ближе всех и что я люблю его больше. Я перестану уважать любого –кто станет утверждать, что одинаково относится ко всем народам и никогда не выделяет из их числа своего народа.
Великий гуманист Коста Хетагуров писал:
Люблю я целый мир, люблю людей бесспорно,
Люблю беспомощных, обиженных, сирот,
Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? –
Тебя, родной аул и бедный наш народ.
Каждый человек обязан любить прежде всего свой народ, свою малую Родину, лелеять её и способствовать её процветанию. Но вместе с тем он должен с уважением относиться и к другим народам.
ВЫВОДЫ: НЕ НАДО ЗАБЫВАТЬ ТУ МНОГОГРАННУЮ КУЛЬТУРУ, КОТОРАЯ ДАНА НАМ ПРЕДКАМИ: САРМАТАМИ, СКИФАМИ, АЛАНАМИ ИБО МЫ ИХ ПОТОМКИ ГОРДЫЕ ОСЕТИНЫ.
Вложение | Размер |
---|---|
oglavlenie.docx | 2.07 МБ |
Хитрый коврик
Разлука
Свинья под дубом
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Кто грамотней?