Родителям, учителям хочется видеть своих детей весёлыми, бодрыми, счастливыми, а главное здоровыми! Добиться этого можно, если вести здоровый образ жизни и правильно питаться.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moloko_polezno_detyam.doc | 83.5 КБ |
Родителям, учителям хочется видеть своих детей весёлыми, бодрыми, счастливыми, а главное здоровыми! Добиться этого можно, если вести здоровый образ жизни и правильно питаться.
Пожалуй, самая удивительная пища в мире это та, которой животное кормит своих детенышей, - молоко.
Молоко превращает беспомощного львенка в мощного зверя. Огромный кит, как и крошечная морская свинка, вскормлен молоком.
Материнское грудное молоко – это единственная идеальная пища, защита от многих болезней.
Среди огромного множества пищевых продуктов и изделий, молоко является доступным современному человеку и обладает исключительной питательной ценностью. Это уникальный продукт, созданный самой природой и изначально пригоден для питания человека от его рождения и до глубокой старости. В большинстве стран мира основным и наиболее распространенным молочным продуктом является коровье молоко и молочнокислые изделия из него. В министерстве здравоохранения учеными педиатрами были высчитаны нормы потребления молока в различные периоды жизни ребенка. В приказе № 217 от 17 марта 2015 года Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам дошкольного воспитания и обучения детей» и санитарные правила №179 от 29 декабря 2014 года «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» указаны нормы потребления молока на одного ребенка в день. От 3 до 7 лет 500 миллилитров, в возрасте от 7 до 18 лет норма потребления снижается до 200-300 миллилитров в сутки.
В связи с этим, выполняя эти санитарные правила в рационе школьного питания 3 раза в неделю введены молочные блюда.
Данный проект - это организация работы по ознакомлению детей с ценностью и пользой молока и молочных продуктов, пониманию значимости молока в питании растущего детского организма.
Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую, интеграционную деятельность в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей
Введение
История молока столь же древняя, как и история самого человечества. Только появившись на земле, человек сразу же познал вкус молочных продуктов. Молоко употреблялось в пищу более 6000 лет назад, оно на протяжении веков являлось одним из самых распространённых и доступных для человека продуктов питания.
Известно, что молоко - чрезвычайно полезный продукт. В нем содержатся легкоусвояемые микроэлементы, аминокислоты, кальций, фосфор, а кисломолочные продукты являются источником необходимых для пищеварения бактерий. Но будут ли такими полезными молочные продукты, которые продаются в наших магазинах?
В Древнем Египте, Греции, Риме молоко называли «источником здоровья», «соком жизни», «белой кровью».
Современные врачи-диетологи также считают молоко важнейшим продуктом питания.
Знаменитый врач Гиппократ называл молоко лекарством, Авиценна утверждал, что молоко – это лучшая пища для людей, академик Павлов называл молоко пищей, приготовленной самой природой.
Актуальность исследования:
Укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию – одна из важнейших задач нашего общества. В настоящее время 58% жителей Казахстана испытывают витаминную недостаточность, и школьники не являются исключением. По данным ученых, лишь менее 5% детей, оканчивающих сегодня школу, можно считать здоровыми. При этом каждый второй школьник имеет те или иные проблемы с пищеварительной системой организма. Среди причин – несовершенство питания и дефицит молока в рационе питания учащихся, но нашему району не грозит дефицит молока, потому что по поручению акима области и акима района дети наших детских учреждений обеспечены молоком.
Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, молочные супы, творожные запеканки, сыр, бутерброды с маслом). В последнее время появились мнения о том, что молоко не только полезно, но и может быть вредно для организма человека. В данной работе мы попробуем разобраться с этим важным вопросом.
Цель: обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.
Задачи: Расширять кругозор детей о молоке и молочных продуктах.
· Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках) .
· Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
· Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
· Выявить вред и пользу молока и молочных продуктов.
· Формировать осознанное отношение к здоровому питанию.
· Привлечь родителей в работу проекта.
Методы исследования:
· Наблюдение.
· Поисковая работа (из различных источников информации) .
· Экспериментирование.
«Проблемная ситуация»
В последнее время появились мнения о том, что молоко не только полезно, но и может быть вредно для организма человека. В данной работе мы попробуем разобраться с этим важным вопросом.
Гипотеза: Молоко может быть полезно не всем и не всегда. Выявить вред и пользу молока и молочных продуктов.
«Здоровое питание - путь к отличным знаниям»
Основная часть.
Мы провели тестирование. В тестировании приняли участие ученики, родители начальных классов, учителя нашей школы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования мы выявили следующее:
Мы провели тестирование среди учащихся начальной школы. Опросом было охвачено 85 человек.
Анкета включала следующие вопросы:
Мы выяснили, что из 85 учащихся начальной школы только 19 назвали молоко среди своих любимых напитков, остальные дети отдают предпочтение газированным напиткам, чаю, компотам.
2. Любите ли вы молоко и чем оно полезно?
4. Какие молочные продукты вы знаете?
Для тех ребят, которые не любят молоко, хочу сделать рекламу :
С детства пьём мы молоко,
В нем и сила и тепло!
Ведь оно волшебное,
Доброе, полезное!
С ним расту я по часам
И совет хороший дам –
Вместо пепси, лимонада
Молоко пить чаще надо!
2.Вызывает тревогу тот факт, что дети не осознают важность значения молока и молочнокислых продуктов для растущего организма. В списке любимых продуктов молока у многих ребят нет.
С вопросом «Чем полезно молоко? » мы обратилась к нашей медсестре Нине Михайловне. Она нам объяснила, что полезно не только молоко, а все молочные продукты. Они помогают вырасти здоровыми. Молоко полезно для укрепления костей и зубов. Оно оказывает положительное влияние на память, укрепляет иммунитет. В лечебных целях следует употреблять парное молоко! Стакан молока в день - это проверенный веками рецепт долголетия!
1.Мы решили узнать как можно больше о пользе молока и молочных продуктов.
Пейте, дети, молоко,
Будете здоровы!
Не забудьте, что его
Вам дают коровы!!!
2. И не только коровы, работая над проектом, мы выяснили что, молоко, других животных тоже употребляет в пищу человек.
Молоко, каких животных употребляет человек в пищу?
Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова.
В Индии она считается священным животным.
В Испании употребляют овечье молоко.
В Аравийских пустынях молоко берут от верблюдов.
В Египте молоко дает буйвол.
В Перу молочным животным является лама.
В Тибете люди получают молоко от яка.
На севере - от северного оленя.
Во многих странах молоко людям дает коза.
В Казахстане молоко берут от верблюдов и лошадей.
Молоко сельскохозяйственных животных – ценный пищевой продукт. Молочные продукты просто необходимы для питания человека во все периоды его жизни, особенно для питания детей, пожилых людей и больных. Молоко содержит более двухсот компонентов!
Составляющие молока:
В молоке есть все, что нужно малышу: в нем есть вода, жир, сахар, белок, соли и витамины.
Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.
Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу!
Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов. А без них человек просто не может жить.
Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.
Белок – необходим для укрепления мышц, восстановления их для тяжелой работы.
Жир (молочный) - обеспечивает организм энергией.
Сахар – углерод (лактоза) – еще один источник энергии.
Лактоза необходима для работы сердца, печени, почек, питания головного мозга, деятельности нервной системы. Лактоза играет важную роль в формировании кишечной микрофлоры.
Минеральные соли – требуются для укрепления и формирования костей, хрящей, волос, ногтей и производства новой крови.
В молоке содержатся: фосфор, кальций, железо, медь, марганец, магний, хлор, йод и другие элементы.
Витамины (около 30): В2, А, С, Д.
Вода.
Полезные свойства молока
Первой пищей, которую человек получает с момента своего рождения, является материнское молоко. Благодаря материнскому молоку младенцы в первые месяцы жизни нормально растут и развиваются, не потребляя ничего другого. Этот факт служит прекрасным доказательством того, что молоко является полноценным и незаменимым продуктом питания.
Ценность молока заключается не только в том, что в нем содержатся все необходимые человеку вещества, но и в том, что все компоненты молока идеально сбалансированы и находятся в легкоусвояемой и доступной форме.
Задолго да нашего времени врачи назначали молоко для лечения различных болезней: туберкулеза легких, бронхита, плеврита, желудочно-кишечных заболеваний, цинги, холеры, нервных болезней. Применялось оно для очищения организма от вредных веществ. Правда, нужно отметить, что полезные свойства молока заметно снижаются при пастеризации (нагревании до 60 °С): в нем начинается разложение некоторых полезных веществ. Кипячение также изменяет химический состав. Поэтому в лечебных целях следует употреблять сырое, желательно парное молоко.
Белок молока является полноценным по содержанию аминокислот, в нем много такой важнейшей и незаменимой аминокислоты, как лизин.
Молочный жир является ценным источником энергии для человека.
Углеводы в молоке представлены в основном лактозой, менее сладкой, чем сахароза. Этот углевод является стимулятором нервной системы, служит профилактическим и лечебным средством при сердечно-сосудистых заболеваниях. Кроме того, в процессе всасывания в кишечнике лактоза образует молочную кислоту, которая подавляет гнилостную микрофлору и способствует лучшему перевариванию кальция и фосфора.
Биологическую ценность молока дополняют витамины, разнообразные ферменты, гормоны, антитела, антибиотики и другие биологически активные вещества, участвующие в работе различных систем организма (кроветворной, костной, двигательной, гормональной и др.).
Поэтому молоко используется для детского питания, как диетический и лечебный продукт, а также как защитный фактор для работающих на предприятиях с вредными для здоровья условиями труда.
Вред молока
Изучив имеющуюся информацию, мы пришли к выводу, что молоко может быть не только полезно, но в некоторых случаях и вредно для организма человека.
1) Молоко может принести вред здоровью человека, если его организм не переносит лактозу. Дело в том, что фермент, который расщепляет лактозу, у большинства млекопитающих вырабатывается только в младенческом возрасте, а затем его синтез резко падает. Однако у человека есть особая мутация, позволяющая вырабатывать этот фермент и, следовательно, переваривать молоко даже взрослым.
У некоторых людей этой мутации нет. Лактоза вместо того, чтобы давать человеку энергию, накапливается в кишечнике и перерабатывается кишечной микрофлорой – «бродит». Появляется метеоризм, несварение желудка, тошнота, часто – боли в животе.
Таким людям нужно всего лишь перейти на кисломолочные продукты, в которых лактоза практически отсутствует.
2) Ещё одна причина, по которой молоко может нанести вред - это качество молочной продукции. Большинству горожан доступно только молоко с больших молокозаводов, подвергшееся многократной обработке. О каких-либо биологически активных полезных веществах в таком молоке говорить трудно, и даже содержание витаминов в нем снижено настолько, что иногда витаминные препараты добавляют искусственно. С другой стороны, деревенское парное молоко часто не отвечает элементарным санитарным нормам. Лучшим выбором можно считать молоко от малых производителей и фермерских хозяйств, где, с одной стороны, присутствует санитарный контроль, а с другой – объемы производства небольшие и посредников мало. Однако и такое молоко нужно обязательно кипятить перед употреблением.
3) Чтобы молоко не нанесло вред организму, его нужно правильно употреблять. Молоко не стоит совмещать с другими продуктами в виде напитка. Молоко – это отдельная еда, и его нельзя употреблять с хлебом, сладкой выпечкой, а тем более запивать им еду. В таких случаях можно спровоцировать нарушения и сбои во многих органах и системах организма, так как молоко в сочетании с другими продуктами очень сильно затрудняет пищеварение.
Когда молоко попадает в желудок, под воздействием кислых соков оно сворачивается. Однако, в случае если в желудке на тот момент находится другая пища, частицы молока обволакивают ее и изолируют от желудочного сока. Тем самым, пока не переварится свернувшееся молоко, пища остается необработанной и начнет загнивать, а процесс пищеварения затягивается.
Практические опыты с молоком
Опыт 1. Чтобы определить качество покупного молока, мы провели следующий опыт.
Для придания молоку густоты в него могут добавить крахмал или муку. Для выявления наличия в молоке «посторонней» примеси проще всего добавить в него несколько капель йода. Молоко с примесью должно посинеть, а чистое молоко - пожелтеть.
Опыт с молоком с примесями. Результат опыта – молоко сине-серого цвета Опыт с качественным молоком. Результат опыта – молоко желтого цвета
Чтобы выяснить, как нужно правильно хранить молоко, чтоб не нанести вред своему здоровью, мы провели ещё опыты.
Опыт 2. Свежее молоко поместили в чистые банки, одну из которых плотно закупорили, а вторую оставили открытой. Быстро испортилось молоко, которое находилось в открытой банке. Это привело нас к выводу о том, что молоко киснет под воздействием воздуха, а точнее - микробов, содержащихся в воздухе.
Опыт 3. Чтобы определить, в каких условиях молоко лучше сохраняется, мы поставили молоко на хранение в следующих условиях: некипячёное при комнатной температуре, некипячёное в холодильнике, кипячёное при комнатной температуре, кипяченое в холодильнике.
Вот в каком порядке молоко скисало:
1. Некипячёное при комнатной температуре - на 2 день
2. Кипячёное при комнатной температуре - на 3 день
3. Некипячёное в холодильнике – на 5 день
4. Кипяченое в холодильнике – на 7 день
Делаем выводы:
1) Меньше всего хранится некипяченое молоко в комнате, так как микробы, способствующие его скисанию, не были уничтожены при термообработке (кипячении), а комнатная температура – наиболее благоприятные условия для их размножения.
2) Дольше всего хранится кипяченое молоко в холодильнике, так как большая часть микробов была уничтожена при кипячении, а температура воздуха в холодильнике способствует замедлению процессов скисания.
Опыт 4. Чтобы определить, в какой посуде лучше хранить молочные продукты, мы налили одинаковое количество молока в пластмассовую чашку, стеклянный стакан, алюминиевую кружку, глиняный горшок и оставили при комнатной температуре. Уже на следующий день молоко скисло в пластмассовой чашке, в кружке и стакане молоко скисло на вторые сутки, а в глиняном горшке – только на третьи.
Мы сделали выводы:
1) В пластмассовой посуде молоко хранить нельзя, т.к. оно быстро скисает, возможно потому, что пластмасса может выделять вредные вещества.
2) В глиняном горшке молоко хранится дольше, потому что глина – это наиболее экологически чистый материал.
Заключение
В результате работы над проектом мы расширили свои знания о молоке и молочных продуктах.
1Узнали, что молоко полезно для организма человека, однако для того, чтобы оно приносило пользу, необходимо перед приобретением обращать внимание на его качество, соблюдать условия хранения и употреблять отдельно, не смешивая с другими продуктами.
Молоко очень полезно и во всех детских учреждениях Казахстана молочное питание включено в горячее питание. На одного ребёнка по 200 граммов 3 раза в неделю. Дети обеспечены молоком, но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов.
2. Чтобы определить, подходит ли молоко Вам или нет, следует просто прислушиваться к своему организму, быть внимательнее. Если вы, выпив стакан молока, чувствуете себя прекрасно – то пейте его, и будьте здоровы! Если же употребление молока вызывает у вас дискомфорт, то переходите на кисломолочные продукты (кефир, творог), они не менее полезны.
Исследовательская деятельность позволила нам познакомиться с профессией доярки, фермера, скотника, пастуха. Мы побывали на экскурсии, на домашней ферме, увидели, как работает доярка и скотник. С результатами своего исследования мы познакомили ребят нашего класса и увлекли их данной темой.
О чем поет Шотландская волынка?
Алые паруса
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Филимоновская игрушка
Фильм "Золушка"