Старообря́дчество, староверие, древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.
Старообрядчество неразрывно связано с расколом церкви, т.к. именно из-за раскола появились старообрядцы.
Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. Значение Раскола в русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную точку духовных противоречий и смут, завершившихся в начале XX века разгромом русской православной государственности.
Непосредственным поводом для Раскола послужила так называемая «книжная справа» - процесс исправления и редактирования богослужебных текстов. В русской православной церкви с течением времени накопилось много различий, отступлений от канонов, особенно от Греческой церкви, ибо вся религиозная литература писалась и печаталась на древнегреческом языке. С течением времени в русских церковных книгах обнаруживается много ошибок, разночтений, о которых с упрёком говорили иерархи восточной церкви Москве, а так же некоторые различия в проведении церковных обрядов.
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_i_obychai_sovremennyh_staroobryadtsev.doc | 187 КБ |
traditsii_i_obychai_sovremennyh_staroobryadtsev.ppt | 455.5 КБ |
7-я Республиканская научно-практическая конференция
учащихся общеобразовательных школ
«Языковое образование в полиэтническом регионе»
Секция: культурология
Исследовательская работа
Традиции и обычаи современных старообрядцев
(на материале полевых исследований в дер. Багыр Красногорского района)
Яговкина Ирина Дмитриевна,
МОУ Красногорская гимназия, класс 10 Б, с. Красногорское УР.
Научный руководитель: Поздеева Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ Красногорской гимназии
Ижевск
2011
Оглавление
Введение | С.3-4 |
Глава I. Старообрядцы | С.5-12 |
Глава II. История старообрядцев Красногорского района | С.13-17 |
Глава III. Религиозные обряды старообрядцев (крещение, венчание, отпевание) | С.18-21 |
Глава IV. Традиционная одежда старообрядцев | С.22-23 |
Заключение | С.24-25 |
Источники и литература | С.26 |
Приложение | С.27 |
Введение
У каждого человека есть своя «малая Родина». Для нашей небольшой семьи Яговкиных – это старообрядческая деревня Багыр, уютно расположившаяся северо-восточнее от районного центра с. Красногорского. Деревня Багыр является родиной моей мамы – Яговкиной (в девичестве - Перминовой) Галины Евдокимовны. Значительная часть моего детства прошла в этом населенном пункте, да и сейчас мы всей семьей часто бываем там.
Перминовы, Навалихины, Крысовы, Лузянины, Смольниковы – самые распространенные фамилии жителей дер. Багыр. Фактически все жители относят себя к старообрядцам – филипповцам.
Тема моего исследования: Традиции и обычаи современных старообрядцев (на материале полевых исследований в дер. Багыр Красногорского района).
Объект исследования – старообрядчество.
Предмет исследования – традиции и обычаи старообрядцев в деревне Багыр.
Цель работы: определение значения старообрядческих традиций и обычаев в жизни современных багырцев.
Задачи:
Гипотеза:
Считаю, что в настоящее время утрачиваются традиции и обычаи старообрядчества.
Для достижения поставленных задач были избраны следующие методы исследования:
Были исследованы следующие источники:
1. Гончаров А.Н. Старое не значит плохое// Победа, - 2005. – 29 марта. – с. 3.
Гончаров А.Н. Староверы// Победа. – 2004. 17 декабря. – с. 4.
Гончаров А.Н. Старообрядцы XXI века// Победа. – 2006. – 21 февраля. – с.3.
2. Константинова Т. И.Ф. Каптерев о патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче
3. Ивонин Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность.
4. Шумилов Е.Ф. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство XVI – начало XX века – с. 36.
5. С. А. Токарев «Религия в истории народов мира», Москва 1965
6. «История СССР», том I с древнейших времён до 1861 г., Москва, 1956.
7. «Христианство», энциклопедический словарь, том I, Москва, 1993.
8. «Большая советская энциклопедия», том 18,20, Москва, 1970.
Сетевые ресурсы:
1. http://www.lestvitsa.ru/texts/51/zolotareva-k-a-likhacheva-l...
2. http://www.sedmitza.ru/text/436332.html(так)
3. По материалам сайта Нижегородской епархии http://www.nne.ru/
4. http://serafim-voskresnet.ru/raskol-17vek-7.html#raskol
Кроме этого, был собран полевой материал – опрос жителей дер. Багыр разных возрастов.
ГЛАВА I. Старообрядцы
Старообря́дчество, староверие, древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.
Старообрядчество неразрывно связано с расколом церкви, т.к. именно из-за раскола появились старообрядцы.
Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. Значение Раскола в русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную точку духовных противоречий и смут, завершившихся в начале XX века разгромом русской православной государственности.
Непосредственным поводом для Раскола послужила так называемая «книжная справа» - процесс исправления и редактирования богослужебных текстов. В русской православной церкви с течением времени накопилось много различий, отступлений от канонов, особенно от Греческой церкви, ибо вся религиозная литература писалась и печаталась на древнегреческом языке. С течением времени в русских церковных книгах обнаруживается много ошибок, разночтений, о которых с упрёком говорили иерархи восточной церкви Москве, а так же некоторые различия в проведении церковных обрядов.
За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой сфере, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и другие меры по установлению общей богословной системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия». Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы.
Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие считали, что русская церковь сохранила «древлее благочестие» и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Другие члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф.М. Ртищев), к которым позднее присоединился Никон хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных церквей Украины и России (вопрос о об их объединении, в связи с нарастанием освободительной борьбы украинского народа против польских поработителей, приобрел в это время важное значение) и укрепление их связей с восточными православными церквями.
При поддержке Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление русских богослужебных книг по современным греческим образцам и изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время служб «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды, изменили имя Иисуса на Иисуса, земной поклон заменили поясным, Движение во время крестного хода вокруг алтаря по солнцу заменили стали ходить против солнца).
Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону религии, эти изменения получили значение большого события. К тому же выяснилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха. Первыми за «старую веру» выступили некоторые члены «Кружка ревнителей благочестия»: Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Неронов и другие идеологи Раскола подверглись жестоким преследованиям.
Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, что привело к возникновению движения, названного Расколом. Часть низшего духовенства, видевшая в сильной патриаршей власти лишь орган эксплуатации, выступая за «старую веру», протестовала против увеличения гнета со стороны церковной верхушки.
К Расколу примкнула и часть высшего духовенства, недовольная централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством и отстаивавшая свои феодальные привилегии некоторые монастыри. Призывы сторонников «старой веры» получили поддержку и в среде высшей светской знати. Но наибольшую часть сторонников Раскола составляли крестьяне. Усиление феодально-крепостнического гнета и ухудшение своего положения народные массы связывали и с нововведениями в церковной системе.
Раскол защищал старину, отрицал нововведения, проповедовал принятие мученического венца во имя «старой веры», во имя спасения души, и в то же время резко обличал в религиозной форме феодально-крепостническую действительность. Народные массы, становясь на защиту «старой веры», выражали этим свой протест против феодального гнета, прикрываемого и освящаемого церковью.
Массовый характер движение Раскола приобрело после церковного собора 1666-1667 гг., предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъемом в стране антифеодальной борьбы; движение Раскола достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины. Идеологами раскола стали представители низшего духовенства, порвавшие с господствующей церковью, а церковные и светские феодалы отошли от Раскола. Главной стороной идеологии Раскола и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения «старой веры» и спасения души) от зла, порожденного «антихристом».
Государство долгое время преследовало старообрядцев. Репрессии против них расширились после смерти Алексея, в царствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 году было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 году по приказу царя Федора был сожжен виднейший вождь раскола Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший любую деятельность раскольников. Они проявляли исключительную духовную стойкость, отвечали на репрессии акциями массового самосожжения, когда люди горели целыми родами и общинами.
Оставшиеся старообрядцы внесли своеобразную струю в русскую духовно-культурную мысль, многое сделали для сохранения старины. Они были более грамотными, чем никониане. Старообрядчество продолжило древнерусскую духовную традицию, предписывающую постоянный поиск истины и напряженный нравственный тонус.
Старообрядчество в Удмуртии никогда не представляло из себя единого целого. Оно распадалось на течения: поповцев и безпоповцев. Поповское направление ( туда входили: Аввакумовщина или ануфреевщина, Софонтиефщина или стариковщина, дьяковщина или лысенковщина) складывается из самостоятельных церквей, возникших в начале XIX века. Беспоповское направление, отвергающее церковную иерархию и богослужения, делится на множество толков и согласий:перекрещенцы, Нетовщина, Андреевщина, Федосеевщина.
В настоящее время старообрядчество переживает не самые лучшие годы. Это находит свое выражение в: сокращении численности старообрядческих общин, отходе от церкви молодежи, ослаблении фанатизма и замкнутости, · нарушении традиционных запретов, изменении некоторых религиозных представлений, характерных для старообрядцев в прошлом. За последние годы стала наблюдаться тенденция к спаду религиозной активности старообрядчества. Этот спад нашел свое выражение в снижении посещаемости верующими молитвенных собраний, уменьшении числа совершаемых обрядов. В настоящее время уже с точностью можно сказать, что старообрядчество количественно уменьшилось. Хотя сейчас староверов по самым оптимистичным подсчетам насчитывается всего от миллиона до четырех. Заметно сократилось количество беспоповских согласий и толков. Немногочисленные оставшиеся верными «Старой Вере» старушки молятся по домам. Весьма сократилось древлеправославие в целых исторических областях – Поморье, Карелии, Боровской округе, на Дону и на Тереке. По статистике каждый год исчезает один из малоизвестных толков какого-нибудь из старообрядческих согласий. Ю.М. Ивонин в своем труде «Христианство в Удмуртии: история и современность» отмечает, что существенно сократилось староверие среди карел, коми-зырян, коми- пермяков и некоторых других, некогда склонных к «старой вере» народов. Не обошел этот процесс и удмуртов. Численность старообрядцев значительно сократилась. Но о начавшемся спаде религиозной активности старообрядческого населения в республике можно говорить лишь с конца 1950-х и начала 1960-х годов. Исследования в Удмуртской республике показали, что в половом и возрастном отношении старообрядцы Удмуртии почти не отличаются от православных верующих. Их основную массу составляют пожилые люди, в своем абсолютном большинстве – женщины. Молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет встречаются как исключение. Следует заметить, что отход от «старой веры» молодежи осознают и сам руководители старообрядческих общин. Об этом заговорили давно, в конце 50-х годов. Еще совсем недавно весьма показательным для характеристики старообрядцев в Удмуртии являлся тот факт, что среди них очень мало людей со средним и неполным средним образованием. Староверы в своей основной массе являлись неграмотными и имели образование в объеме 1 – 4 классов. Но в последнее время данная характеристика отодвигается на второй план. Одним из наиболее существенных признаков распада старообрядчества является отход от религии молодежи. Молодое поколение, выросшее и воспитанное в старообрядческих семьях, решительно порывает с религией. Нередко даже дети священников и наставников становятся неверующим. Религиозность среди юношей и молодых мужчин встречается лишь в качестве исключения. Среди девушек и молодых женщин считаю себя верующими лишь небольшая часть. Характерно, что сами верующие не строят иллюзий относительно будущности старообрядчества. Они единодушно признают, что молодежь почти полностью отошла от религии и что на моления ходят одни старики и старухи. Как и у православных верующих, религиозная активность проявляется главным образом во время крупных праздников – пасхи, рождества, крещения. В обычные дни богослужение посещает лишь небольшая часть членов религиозной общины. Если в XIX веке староверы все еще славились своим «начетничеством», практически поголовной грамотностью, то нынешние успехи старообрядцев в духовном просвещении в общем-то невелики. Еще сравнительно недавно, в первые годы Советской власти характерной чертой старообрядчества являлось строгое соблюдение всех религиозных правил и обрядов. В настоящее время многие старообрядцы, считая себя верующими, не соблюдают элементарных религиозных предписаний. Среди современных верующих трудно найти людей, соблюдающих посты, разве только среди пожилых женщин. Многие верующие не посещают регулярно богослужения и даже не молятся. Серьезные изменения претерпели и религиозные представления верующих. Как уже упоминалось выше, у части старообрядцев (преимущественно молодежи) от всего религиозного комплекса сохранилось только вера в бога. Существует мнение, что старообрядчество представляет собой необычайно консервативное религиозное направление, которое мало изменилось со времени своего появления. Возникновению подобного взгляда немало способствовали сами старообрядцы, которые всячески подчеркивали свою приверженность к «древнему благочестию», к русской старине, решительно выступая против всевозможных новшеств и нововведений, против западноевропейских (как, впрочем, и вообще любых) заимствований. Между тем трехсотлетняя история старообрядческого движения убедительно свидетельствует о том, что оно не оставалось неизменным в различные исторические эпохи, а изменялось в соответствии с основными требованиями духа времени. Тщательный анализ истории старообрядческого движения убеждает в том, что консерватизм старообрядчества представляет собой скорее внешнюю оболочку, чем внутреннее свойство. Старообрядцы довольно чутко реагировали на различные изменения социально-экономического характера, происходившие в России. В самом деле, как объяснить, например, то факт, что старообрядцы, защищавшие старые обряды и обычаи, решительно осуждавшие всякие новшества, оказались между тем в самой гуще развития капиталистических отношений в России. Характерно, что протестантизм и сектантство также аппелировали к «старине», во времена раннего христианства. Все это заставляет более осторожно подходить к оценке старообрядческого движения, которое к тому же было весьма разношерстным по своему социальному составу, распадалось на множество всевозможных толков и согласий и со времени своего возникновения проделало довольно значительную эволюцию, в ходе которой некоторые течения полностью отошли от идейного знамени раскола, за которое в свое время фанатичные сторонники «старой веры» погибали на кострах или в ссылках. Характерной чертой старообрядчества в прошлом было резкое противопоставление «истинно верующих христиан» (т.е. старообрядцев) «миру», в котором якобы воцарился антихрист. «Истинно верующие» следуя заветам протопопа Аввакума, воздерживались от какого бы то ни было общения с «мирским» - представителями «мира» антихриста – в еде, питье и молитве. Современное старообрядчество делает главный упор на то, чтобы оградить верующих от влияния окружающей действительности, держать их в состоянии духовной, а отчасти и физической изоляции. Религиозный фанатизм старообрядчества за годы Советской власти сильно ослабел. Фактически не осталось такого уродливого явления, как запрещение верующему старообрядцу есть и пить из одной посуды с инаковерующими (даже если он старообрядец другого согласия), а тем более с неверующими. Этот обычай, подчеркивающий религиозную исключительность старообрядчества, представляет собой фанатичный пережиток прошлого, особенно нетерпимый в наши дни. Еще в ХХ веке среди некоторой части старообрядчества все еще сохранились самые дикие нравы и обычаи, невежество, бескультурье, вера в заговоры и магические обряды. Руководители отдельных старообрядческих общин запрещади учиться, читать газеты и книги, слушать радио, смотреть кино, ходить в театр, обращаться за медицинской помощью к врачу. В некоторых общинах подлежали запрету бритьё, ношение современного платья, употребление чая, кофе и т.п.
На рубеже XX – XXI в.в. фактически исчезли принципиальные различия между старообрядчеством и официальной церковью, но по-прежнему сохранились традиции и обычаи религиозного характера, которых, в основном, придерживаются люди более пожилого возраста.
Глава II. История старообрядцев
Красногорского района
Глазовский уезд был одним из центров старообрядчества, особенно движения «беспоповцев». Еще с конца XVII века здесь действовали тайные скиты старообрядцев. Один из последних был разогнан в 1880 году.
Особенно много старообрядцев на севере Удмуртии, в районах, прилегающих к Пермской и Кировской областям. Красногорский район, в прошлом – Святогорскую волость, можно смело назвать «староверским». По статистическим данным на 01.01.2006 гг. в Красногорском районе проживало 11862 чел., среди них 7273 русских, а по исследованиям краеведа Анатолия Гончарова, старообрядцев приблизительно 80 % по рождению, а истинно верующих всего лишь 5 %.
А. Н. Гончаров считает, что первые старообрядцы появились на территории Красногорского района в конце XVIII века - начале XIX века.
Приписано было к приходу 50 селений, 360 дворов, 1390 человек мужского полу (женщин тогда особо не учитывали). В это время здесь проживали 1968 русских, 2512 удмуртов и 1714 старообрядцев – беспоповцев.
Затем в Святогорской волости открыли еще несколько церквей. Характерно, что тут был и храм «единоверцев» - движения, призванного примирить господствующую православную церковь со старообрядцами. Его построили в 1904 году в деревне Осипинцы.
Революция 1917 г. ударила по представителям всех религиозных течений. Почти все храмы были закрыты, служители культа под разными предлогами репрессированы. Не стали исключением и старообрядцы. В 30-е годы в Красногорском было сфабриковано громкое дело – арестовали более двадцати жителей различных деревень, в основном Багыра – служителей культа и «странствующих монахов». Нескольких 70 – летних стариков приговорили к расстрелу, остальных подсудимых – к длительным срокам заключения или ссылки.
И только в последние десятилетия старообрядчество постепенно начало возвращать утраченные позиции.
Интересно, что в Красногорском районе проживают староверы сразу двух самостоятельных направлений этой веры – «поповцы» и «беспоповцы». Сюда они заселились по двум направлениям – с Вятки пришли «поповцы» нынешней Белокриницкой митрополии, с Камы – «беспоповцы». И у каждого есть свои молельные дома.
Кстати, у красногорских старообрядцев есть и свое обособленное кладбище. Прежде оно находилось возле деревни Ново-Чурино, ныне исчезнувшей. Со временем это кладбище оказалось фактически в лесу и слишком далеко от проезжей дороги. Поэтому в 2003 году старообрядцы открыли новое кладбище, рядом с Красногорским, вблизи от асфальтовой дороги Красногорское - Глазов. Собрали субботник, очистили место, поставили плетеную ограду.
Интересно и то, что молельный дом красногорские старообрядцы-беспоповцы получили благодаря существованию в селе православной церкви имени Покрова Богородицы. Когда ее в «перестроечные годы» вернули верующим, старообрядцы пошли к главе районной администрации – нам тоже помещение необходимо. Глава администрации Михаил Иванович Матушкин решил никого не обделять и выделил старообрядцам помещение под молельный дом, недалеко от своего. И вот уже свыше десяти лет тут собираются старообрядцы. Дом имеет центральное отопление, поэтому верующие оплачивают коммунальные услуги. Необходимую сумму собирают с красногорцев, а также жителей Кокмана, Валамаза, Коровкинцев, Артыка, по списку из более 50 семей. Кроме того, каждый может пожертвовать на содержание молельного дома посильную для него сумму.
В повседневной жизни главную роли играют «духовники» и «духовницы». Это благословение получают на общем сходе наиболее авторитетные мужчины или женщины. Духовники сначала проходят своеобразный испытательный срок. За ними закрепляется кадило, они ведут службу на коллективных молениях.
Долгое время звание духовница имела Прасковья Васильевна Перминова, простая деревенская женщина, кстати, неграмотная.
После ее смерти (2000 г.) своего духовника в Красногорском не было, эту роль выполнял старик, приезжавший из Игринского района, что создавало немало проблем. Затем духовницей была Иллариона Смольникова, бывший повар детсада.
К Красногорским старообрядцам-беспоповцам относятся также жители деревень Багыр, Прохорово - настоящих староверческих мест, а исчезнувшие деревни беспоповцев Бурово, Нов. Беляево, Нефедово . Увидишь тут рослого, крепкого мужчину с окладистой бородой и сразу безошибочно скажешь – вот старовер! Да и женщины из старообрядцев тоже не мелкие, видна в этих людях особенная стать.
«Поповцы» живут в населенных пунктах, примыкающих к Кировской области: в селе Курья, деревне Мухино, а прежде обосновывались в ныне исчезнувших поселениях: Осипинцы, Сухие, Заимки, Полянцы, Котляки, Самушенки, Севостьянцы, Рябиновцы, Герасимовцы.
Самые распространенные фамилии старообрядцев-поповцев нашей местности - Фетисовы, Ожмеговы, Сухих, Брыляковы, Лысковы, и некоторые другие.
Несколько лет назад курьинские старообрядцы создали молельный дом, отремонтировав старую квартиру, принадлежащую школе. Один – два раза в год сюда приезжает священник из Ижевска.
Церкви старообрядцев – самостоятельная интересная история. Как известно, в 1800 году часть раскольников подчинилась официальной православной церкви на условии сохранения своих традиций и обрядов. Так и возникли «единоверцы».
До революции «поповцы» имели на территории нынешнего Красногорского района минимум одну церковь. Та, что находилась в селе Осипинцы (Осипинском). Иоанно-предтечинская единоверческая церковь – деревянная, на два престола – построена в 1903 – 1904 годах на средства вятского купца
А. Я. Терешкина. Какое отношение имел купец к Осипинцам – неизвестно, такой фамилии сейчас в районе нет. Освятил начало строительства священник Иоанн Бармин. Можно предполагать, что он и трудился здесь в дальнейшем. Поначалу эта церковь подчинялась Курьинской, а с 1906 года стала самостоятельным единоверческим приходом, в который входили деревни Гаинская, Коробовская, Карпушатская, Комаровская, Луговская. Все, за исключением Гаинцев, уже не существуют. От церкви в Осипинцах остался большой парк, украшением которого являются могучие кедры. Их посадил служивший здесь священник. Его имя, увы, забылось, хотя в перечне документов из книги о храмах Удмуртии есть ведомости о зарплате служивших тут людей, дореволюционная переписка с епархией. К сожалению, эти документы никто из красногорских краеведов не изучал.
В 1936 году церковь в Осипинцах была закрыта, ее здание передано под школу. Сейчас в бывшем селе нет ни одного строения, только парк с пустым местом от снесенной церкви.
В соседнем селе Курья церковь находилась на месте нынешнего дома культуры. Точнее – разобранная церковь стала домом культуры. Сейчас это добротное помещение, использовавшееся как спортзал школы, передано русской православной церкви.
Еще церкви были в Заимках, Самушонках. Некоторые старики вспоминают, что их там крестили в детстве. Возможно, тут существовали молельные дома, но точных сведений об этом не находится.
Корни багырских староверов идут от староверов Поморен Архангельской области Даниловского монастыря Филиппого согласия
Данил и Филипп были братья, а когда произошел раскол церкви Филипп ушел с Никоном,а Данил остался старой веры. У царя к Никону были привелегии, поэтому по отношению к Даниилу и к его сторонникам было отрицательное отношение, из-за этого начались гонения староверов. И чтобы сохранить веру они уходили в леса.
Первая образовавшаяся деревня в нашем районе «Старая деревня» (в последствии Новочурино) и Ефремово. Предки из села Сосновки образовали Багыр. Существует две версии, почему деревню назвали Багыр:
1название произошло от ключа (ключ течет из из Новочурина в Багыр) и в этом ключе нашли багор.
2 у землепроходцев была собака Багырка, собака искупалась в ключе поэтому так назвали и ключ и деревню.(Перминова Секлетинья Федоровна 1931г 4кл ).
Политика укрупнения, проводимая Советской властью, к сожалению, не пощадила так называемых «неперспективных деревень», в т.ч. и староверских. В настоящее время наибольшее число старообрядцев проживает в Прохорово, Курье, Коровкинцах, Красногорском, Багыре.
Глава III. Религиозные обряды старообрядцев
(крещение, венчание, отпевание)
Все традиции и обряды старообрядцев, в основном, носят религиозный характер, поэтому речь в данной главе пойдет о традициях и обрядах, связанных с крещением, венчанием и отпеванием.
-обряд крещения
Крещение происходит заранее в назначенный день до восхода солнца. Ребенка крестят в кипуне или пруду, крестит пападия (главная бабушка), а воспринимает ребенка восприемная мать (женщина, родственница). При крещении пападия окунает младенца три раза с головой. Исключение делается только для больных грудных детей, которых зимой крестят в деревянной кадушке-дуплянке. Старообрядцы считают, что именно трехпогружательное крещение очищает крестящего младенца от первородного греха.
Родители ребенка в обряде не участвуют. Младенца заносят в дом, одевают в заранее приготовленный новый крестик на светильне. Крест является символом веры и оберегом от нечистой силы и поэтому крест необходим любому, особенно детям. Также младенцу надевают льняную рубашку и завязывают пояс из той же ниточки что и на крестике, читают молитву. После крещения 8 дней нельзя мочить ребенка водой, родители 8 дней не спят вместе. Домочадцам нельзя курить, пить спиртное, чай, нельзя браниться. По истечению 8 дней дом освящают чистой водой и моют ребенка.
Одним из важных моментов крещения является имянаречение. Имя выбирают по святцам, его дают священник, наставник или повивальная бабка: мальчику по дню крещения, а девочке за неделю до и после рождения. Святой, имя которого выбрано для ребенка становится его покровителем. (Перминов Василий Иосифович 1957 среднее)
-обряд венчания
О сватовстве договариваются родители, зачастую жених с невестой не знают друг друга. До сватовства устраивают смотрины, в дом невесты приходят родители жениха и близкие родственники с той и другой стороны. На смотринах смотрят, как невеста справляется с хозяйством, какая рукодельница. Сватов садят на лавку у порога. Молодых выпроваживают в сени для разговора. Если девушка понравится парню, то он оставляет головной убор на лавке, а если не понравится – брал с собой. После того, как молодые договорятся, молодых усаживают за стол. Девушка несет самовар, это говорит о том, что она согласна выйти замуж и за чаепитием назначают день свадьбы. Примерно через 2 недели после сватовства родители жениха идут дарить невесту, дарят отрез покупной ткани, в то время считалось дорогим подарком. В этот день договариваются о дне свадьбы и количестве гостей с той и другой стороны. В день свадьбы по невесту приезжает: жених, дружка, тысячка, сваха, родители жениха и гости.
Первый день свадьбы проходит в доме невесты. В доме на стены вешают льняные с вышивкой стеновые полотенца, из домотканного холста. На столы стелют белые скатерти с вышивкой, поверх цветные многоремизного качества. Дружка и тысячка проводят свадьбу и развлекают гостей. После полуночи невесту увозят в дом жениха, выходя из саней, невеста должна встать на подушку или половик, которые постелет свекровь. По половику она должна дойти до самого крыльца, где молодых встречают с хлебом – солью, затем провожают спать в приготовленную комнату.
Второй день проходит в доме жениха. Приезжают коробейники (гости со стороны невесты) привозят приданое невесты. Их встречают жених, дружка, тысячка, родители и сваха. Никто из гостей не заходит в дом пока не выкупят сундук, а молодая жена за всем происходящим наблюдает из окна. После выкупа коробейников садят за стол, и молодушка угощает их лепешками – это первый стол. Гости мешают готовить лепешки, лазят на крышу, затыкают трубу, отбирают квашню, а жених ее выкупает.
За вторым застольем молодым дарят подарки, после чего гости кидают деньги с мусором, молодушка метет пол, а жених собирает деньги. В тюльку дров вбивают монеты, а жених колет дрова, после чего идут по воду на ключ, гости же мешают набрать воды. Ведра с водой ставят у дверей, гости кидают в воду монетки, а молодые их угощают напитком.
Третье застолье – чайное. После чего невесте заплетали косы, это говорило о том, что она мужняя жена. В этот день приглашают брачных (духовные лица). На кухне возле икон, ставят молодых. Невесте на голову одевают венец. Брачные читают молитву, а родители благословляют молодых, молодожены кланяются в пояс. Со своими родителями невеста прощается в доме и три дня не выходит на свет. В гости к родителям молодая жена приезжает по большим праздникам и только со своим мужем. (Бурова Анна Егоровна 1961 средне спец).
- обряд отпевания
Доски на домовище (долбленый гроб – делают без гвоздей, вытесывая из большой колоды) готовят заранее, возможно сам покойный. Крест на могилу делается из дерева существует 2 версии почему.1т.к. Господа Бога распяли на деревянном кресте 2когда будет потоп люди на деревянных крестах спасутся, а на железных утонут.
Мужчины не должны брить бороду, а женщины стричь волосы (считается грехом - раньше не отпевали). Также нельзя показывать волосы в молельном доме(считается что ангел не сядет на непокрытую голову)они прячутся под платок повязанный складочками у висков и завязывается 1 узелок под подбородком
Обрядовую одежду шьют специально назначенные люди, 2 человека. Вся обрядовая одежда белая, из домотканого холста или покупной (бязь).
Одежда для мужчин: длинная рубаха с рукавами, штаны, подвязанные светильней (толстая льняная нить), шапочка и саван с капюшоном, онучи и лапти на ноги. Надевается крест на новой светильне.
Одежда для женщин: длинная рубаха до пят с рукавами, саван с капюшоном, на голове колпачок, завязаны сзади, поверх его косичка, на ноги онучи и лапти. Надевается крест на новой светильне и пояс.
Готовое домовище ставят ногами к востоку, под голову кладут веники или паклю. Все покрывают нижицей (белая простыня). Покойного моют и наряжают. Мужчину моет духовник, женщину – духовница. Покойного накрывают верхницей (такая же что и нижица). В руки вкладывают лестовку и пеленают свевальником. Перед тем как закрыть гроб, прощаются с покойным близкие, родственники и знакомые, гроб закрывают. Затем говорят «Вечная память», жгут свечи, при этом три раза гроб проносят под маятницей и ставят ногами к выходу.
Перед тем, как увести на кладбище накрывают поминальный обед, с благословения духовного лица. Стелют на стол скатерть белого цвета. первыми едят молящиеся бабушки и духовное лицо. Первым на стол подается хлеб (раньше хлеб не резался его ломали),затем ложки и соль. На стол носят по два одинаковых блюда по обе стороны стола. Обязательно готовят 12 или 14 блюд: окрошка, уха, различные каши, рыба (режется на 2 части), кисель, сладкие блюда (малина в сиропе, изюм в сиропе),мед и квас (пьют из одной кружки). Причем молящиеся бабушки и дети до 7 лет едят из ребячей посуды (едят первыми), а все остальные родственники из мирской.
Раньше староверов хоронили в лесу, это было связано с гонениями (староверов не пускали на общие кладбище). Перед тем как гроб отпускали в могилу его освещал отче (духовник).
Дом, в котором жил умерший, хронят 40 дней (не включают радио, телеви-
зор, не пьют спиртного, не устраивают праздники).
На кладбище прощаются, троекратно перекрестившись и поклонившись, развернуться нужно через правое плечо. (Перминова Нина Трофимовна 1957г.средне спец).
Глава IV. Традиционная одежда старообрядцев
Говоря о традициях и обрядах, следует сказать и об одежде старообрядцев.
Традиционная одежда женщин сарафан, на который идет 4 метра, как правило темного цвета ткань. Кофта из 3 метров в праздник светлая (белая, однотонная), в будни - темная. Всегда с длинными рукавами.
У мужчин: штаны темных цветов, рубашка в праздник светлая(белая), в будни темная.
Специальные пояса ткали мастерицы, на некоторых были вышиты молитвы, на некоторых узоры. Ткали пояс и для мужчин и для женщин.
Свадебный старообрядческий костюм состоит из белой рубашки с длинными рукавами. Рукава рубашки украшены вышивкой, поверх рубахи надевается сарафан. В первый день свадьбы борошник, во второй – косоклинный. Сарафан черного, темно – синего или коричневого цвета. Поверх сарафана надевается фартук с вышивкой, того же цвета что и рубашка. На фартуке завязывается пояс с ровными концами. На голове обязательно «старская шаль» (большой платок с кистями). На ногах высокие, хромовые ботинки, спереди на шнурках. Сарафан, рубашку и фартук шили из домотканого холста. С начала XX века из покупной такни, в основном из сатина. Девочка, а затем уже девушка начинала готовить себе приданое, так как на второй день она должна поменять около 10 костюмов. Также в приданое готовились полотенца, скатерти и чистые новины.
В мужской костюм жениха входит: рубашка (косоворотка) с длинными рукавами, ворот и рукава украшены вышивкой. Рубашку надевают поверх брюк и подвязывают поясом. Брюки в основном темных цветов. На голову надевают картуз, на ноги сапоги, в которые заправлялись сапоги. (Навалихина Степанида Сергеевна 1954г 8 кл).
Повседневной обувью раньше были лапти, их плели и плетут из липового лыка прели с двойной подошвой, некоторые умелые мастера заужали носок, придавая лаптю элегантность. В наше время в лаптях человека провожают в последний путь, при этом подошву уже плетут не двойную, а одну. (Яговкина Галина Евдокимовна 1957 среднее).
Заключение
Современное общество очень динамично, мобильно и интегрировано. Тесное взаимодействие во всех сферах общественной жизни стирает грани между народами, языками, культурами. Старообрядчество не исключение в этом ряду. Оно тоже претерпевает влияние современного общества. Перед ним в настоящее время стоит не мало проблем: снижение посещаемости верующими молитвенных собраний; уменьшение числа совершаемых обрядов; в нарушении традиционных запретов и в изменении некоторых религиозных представлений; отход от религии молодежи; и, пожалуй, самая острая проблема – утрата культуры старообрядцев. Из этого следует, что вследствие наличия достаточно большого количества проблем старообрядчество в настоящее время переживает кризис.
В нашей гимназии учатся дети и подростки из дер. Багыр.
Из беседы с ними я сделала вывод, что традиции строго соблюдаются только людьми пожилого возраста. Мои собеседники отметили, что хотя они крещены по старообрядческому обычаю, но моления, посты, другие религиозные ритуалы не соблюдают. Традиционная старообрядческая одежда исчезла из повседневной жизни жителей деревни. Их родители соблюдают, и то не в чистом виде, только, в основном, обряды крещения и отпевания.
Кроме того, в настоящее время очень ярко наблюдается проблема нарушения традиционных запретов и даже, их стирание. Сегодня старообрядцы практически ничем не отличаются от простого человека любой другой веры. Все это может привести к тому, что в скором будущем и сами старообрядцы просто «исчезнут», о них будут знать только историки. Сохранившие свою религиозную активность старообрядцы понимают, что «старая вера» находится в кризисном состоянии, но они пытаются нащупать выход из такого положения. Это выражается в частности, в том, что они стремились и стремятся сплотить и объединить по возможности более широкий круг тех староверов, которые твердо стояли на религиозных позициях. Если рассмотреть жизнь современных старообрядческих семей, то обращает на себя внимание еще одно обстоятельство, которое может оказать влияние на дальнейшую судьбу «старой веры» в Багыре и в Удмуртии в целом. Речь идет о воспитании подрастающего поколения, о желании некоторого числа верующих воспитывать своих детей в духе «древнего благочестия». Правда, о массовом проявлении подобных настроений в наши дни говорить не приходиться, ибо большинство старообрядцев относится к этому делу довольно безразлично. Но старообрядцы пытаются привлечь все большее число молодежи, хотя бы за счет организации летних лагерей старообрядцев, проводимых уже в течение последних 5 – 7 лет.
Некоторые старообрядческие общины, по-прежнему пытаются строго контролировать давление на семьи верующих с тем, чтобы в них сохранялась прежняя обрядность. При этом наставники и священники внушают мысль – это своеобразный религиозный ритуал, что любой поступок в доме – это определенное культовое действие. Отсюда и своеобразие в поведении старообрядцев, которое сохранилось до сих пор. Оно проявляется в ношении бороды, особой прически и т.д. Подводя итог, можно утверждать, что в настоящее время существует не мало проблем у старообрядцев, и современное старообрядчество вследствие этого находится в кризисном состоянии.
В ходе работы были исследованы научные работы, периодические материалы
районной газеты «Победа», собраны полевые материалы – беседы с жителями
или выходцами из дер. Багыр.
Было выяснено, что, в основном, традиции и обычаи старообрядцев носили
и носят религиозный характер, что собственно связано с историей раскола.
Старообрядчество дер. Багыр принадлежит к филипповцам – беспоповцам, оно
достаточно компактно и обособленно проживает. Жители деревни стараются
соблюдать религиозные обряды крещения, венчания, отпевания, но вместе с
тем исчезла фанатичность в отправлении указанных обрядов. В основном, при
держиваются «старых обычаев» люди пожилого возраста.
Как и в целом по России старообрядчество испытывает кризисные явле
ния, связанные, в первую очередь, с нежеланием молодежи буквально соблю
дать традиции и обычаи этой социальной группы: нежелание посещать моле
ния, соблюдать религиозные и этические ограничения. Исчезают ограничения и
в ношении традиционной старообрядческой одежды, ее заменили изделия со
временной легкой промышленности.
Вместе с тем, данная работа имеет практическую ценность, в первую очередь,
для жителей нашего района, т.к. рассматривает конкретные краеведческие про
блемы, «открывает» страницы местной истории.
Литература
1. Гончаров А.Н. Старое не значит плохое// Победа, - 2005. – 29 марта. – с. 3.
Гончаров А.Н. Староверы// Победа. – 2004. 17 декабря. – с. 4.
Гончаров А.Н. Старообрядцы XXI века// Победа. – 2006. – 21 февраля. – с.3.
2. Константинова Т. И.Ф. Каптерев о патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче
3. Ивонин Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность.
4. Шумилов Е.Ф. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство XVI – начало XX века – с. 36.
5. С. А. Токарев «Религия в истории народов мира», Москва 1965
6. «История СССР», том I с древнейших времён до 1861 г., Москва, 1956.
7. «Христианство», энциклопедический словарь, том I, Москва, 1993.
8. «Большая советская энциклопедия», том 18,20, Москва, 1970.
Сетевые ресурсы:
1. http://www.lestvitsa.ru/texts/51/zolotareva-k-a-likhacheva-l...
2. http://www.sedmitza.ru/text/436332.html(так)
3. По материалам сайта Нижегородской епархии http://www.nne.ru/
4. http://serafim-voskresnet.ru/raskol-17vek-7.html#raskol
Полевые материалы
Слайд 1
Исследовательская работа Традиции и обычаи современных старообрядцев (на материале полевых исследований в дер. Багыр Красногорского района) Выполнила: Яговкина Ирина Дмитриевна ученица 10 класса Б МОУ Красногорской гимназии Руководитель: Поздеева Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ Красногорской гимназииСлайд 2
Тема моего исследования: Традиции и обычаи современных старообрядцев (на материале полевых исследований в дер. Багыр Красногорского района)
Слайд 3
Актуальность исследования- состоит в том чтобы определить сохранились ли традиции старообрядчества в современном обществе
Слайд 4
Объект исследования – старообрядчество
Слайд 5
Предмет исследования – традиции и обычаи старообрядцев деревни Багыр
Слайд 6
Цель работы : определение значения старообрядческих традиций и обычаев в жизни современных багырцев
Слайд 7
Задачи : изучить понятие «старообрядчество» и его происхождение. изучить историю появления старообрядцев на территории современного Красногорского района, и в частности, деревни Багыр. определить какие традиции и обычаи существовали раньше. собрать информацию о сохранении традиций и обычаев старообрядчества в наше время. Задачи : изучить понятие «старообрядчество» и его происхождение. изучить историю появления старообрядцев на территории современного Красногорского района, и в частности, деревни Багыр. определить какие традиции и обычаи существовали раньше. собрать информацию о сохранении традиций и обычаев старообрядчества в наше время. Задачи : изучить понятие «старообрядчество» и его происхождение. изучить историю появления старообрядцев на территории современного Красногорского района, и в частности, деревни Багыр. определить какие традиции и обычаи существовали раньше. собрать информацию о сохранении традиций и обычаев старообрядчества в наше время. Задачи : изучить понятие «старообрядчество» и его происхождение. изучить историю появления старообрядцев на территории современного Красногорского района, и в частности, деревни Багыр. определить какие традиции и обычаи существовали раньше. собрать информацию о сохранении традиций и обычаев старообрядчества в наше время.
Слайд 8
Гипотеза: считаю, что в настоящее время утрачиваются традиции и обычаи старообрядчества
Слайд 9
методы исследования: изучить имеющуюся литературу по традициям старообрядчества; провести опрос среди разных возрастных групп населения деревни Багыр; проанализировать собранный полевой материал для решения поставленных задач; методы исследования: изучить имеющуюся литературу по традициям старообрядчества; провести опрос среди разных возрастных групп населения деревни Багыр; проанализировать собранный полевой материал для решения поставленных задач; Методы исследования: изучить имеющуюся литературу по традициям старообрядчества; провести опрос среди разных возрастных групп населения деревни Багыр; проанализировать собранный полевой материал для решения поставленных задач;
Слайд 10
Литература 1. Гончаров А.Н. Старое не значит плохое// Победа, - 2005. – 29 марта. – с. 3. Гончаров А.Н. Староверы// Победа. – 2004. 17 декабря. – с. 4. Гончаров А.Н. Старообрядцы XXI века// Победа. – 2006. – 21 февраля. – с.3. 2. Константинова Т. И.Ф. Каптерев о патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче 3. Ивонин Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность. 4. Шумилов Е.Ф. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство XVI – начало XX века – с. 36. 5. С. А. Токарев «Религия в истории народов мира», Москва 1965 6. «История СССР», том I с древнейших времён до 1861 г., Москва, 1956. 7. «Христианство», энциклопедический словарь, том I, Москва, 1993. 8. «Большая советская энциклопедия», том 18,20, Москва, 1970. Сетевые ресурсы: 1. http://www.lestvitsa.ru/texts/51/zolotareva-k-a-likhacheva-l 2. http://www.sedmitza.ru/text/436332.html(так) 3. По материалам сайта Нижегородской епархии http://www.nne.ru/ 4. http://serafim-voskresnet.ru/raskol-17vek-7.html#raskol
Слайд 11
Старообрядчество, староверие, древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций русской православной традиции, отвергающих церковную реформу 1650-х — 1660-х патриарха Никона и царя Алексея Михайловича
Слайд 12
Раскол – отделение во второй половине XVII века от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников
Слайд 13
Повод: «книжная справа» - процесс исправления и редактирования богослужебных текстов.
Слайд 14
введение мер по установлению общей богословной системы Ликвидировались местные различия в церковно-обрядовой сфере, устранялись разночтения и исправлялись богослужебные книги исправление русских богослужебных книг по современным греческим образцам Церковная реформа предусматривала:
Слайд 15
двоеперстие было заменено троеперстием во время служб «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды изменили имя Иисуса на Иисуса земной поклон заменили поясным Движение во время крестного хода вокруг алтаря по солнцу заменили стали ходить против солнца
Слайд 16
Патриарх Никон – инициатор церковной реформы Протопоп Аввакум сторонник старых православных традиций
Слайд 17
Раскол поддержали представители разных сословий и слоев населения
Слайд 19
Формы старообрядчества
Слайд 20
Проблемы современного старообрядчества: снижение посещаемости верующими молитвенных собраний; уменьшение числа совершаемых обрядов; изменение некоторых религиозных представлений; отход от религии молодежи.
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Лиса Лариска и белка Ленка
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Ералаш
Бородино. М.Ю. Лермонтов