Проект ученика 10 класса на тему "Основы формирования скоростно-силовых качеств у детей, занимающихся баскетболом"
Вложение | Размер |
---|---|
basketbol.docx | 52.55 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Приваленская средняя общеобразовательная школа» Азовского немецкого национального муниципального района Омской области
Основы формирования скоростно-силовых качеств у детей, занимающихся баскетболом
Работа ученика 10 класса
Вагнера Александра
Руководитель проекта
Сивков Владимир Александрович
Привальное
2019 г.
Глава 1. Теоретические основы формирования скоростно - силовых качеств у детей, занимающихся баскетболом………………………………………………….5
Глава 2. Методические основы формирования скоростно-силовых качеств у детей, занимающихся баскетболом…………………………………………………………...17
Заключение…………………………………………………………………………….19
Список использованной литературы……………………………………………….20
Баскетбол – игра, которая имеет огромнейшую популярность и известность во всех уголках Земного шара Она характеризуется разнообразными движениями и действиями: бег, ходьба, остановки, повороты, броски,прыжки,ловля и ведение мяча, осуществляемые в борьбе с противниками .Быстрая и динамичная игра , со сменяющаяся темпами и ритмами. Весьма большое количество движений в игре благоприятствует для становления и укрепления ЦНС, улучшению обмена веществ, (метаболизма опорно-двигательного аппарата, ) деятельности всех функциональных систем организма человека. Эта игра является способом проведения активного отдыха, досуга для большого количества людей, в частности для лиц, занимающихся умственной деятельностью.[22]
Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команд, подчинение своих действий одной общей задаче.
Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой баскетболистов различают по позициям:
Центрфорвард – должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью, чтобы навязать борьбу под кольцом противника;
Крайний нападающий – это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперские качества, умение оценить игровую ситуацию и атаковать смело и решительно;
Защитник должен быть предельно быстрым, подвижным и выносливым.
Разыгрывающий игрок- игрок, обладающий высокой скоростью, ориентацией на площадке, видением партнеров и противников, быстротой реакции.
Отличительной чертой современного баскетбола является высокая подвижность игроков, объясняемая увеличением быстрого прорыва, удельного веса, и прессинга(игрового давления на противника), увеличением тактических и технических возможностей игроков при максимально быстром темпе действий и большой физической нагрузке. Специальная и общая выносливость в совокупности
скоростно-силовыми качествами определяют физическую подготовленность баскетболистов.
Баскетболист во время игры совершает достаточно большое количество прыжков, позволяющие получить владение мячом при подборе, перехватить мяч при передаче и броске в кольцо, точно выполнять броски в прыжке. Отсюда следует вывод, что в тренировочных занятиях игроков нужно уделять большое внимание формированию скоростно-силовых способностей (прыгучести , метанию).
В наше время в научно-методической литературе можно найти ряд рекомендаций по вопросам формирования скоростно-силовых качеств, но там не представляется возможным отыскать эффективные средства и методы.
Поэтому определяемые наиболее эффективные методы и средства могут улучшить ведение учебно-тренировочных занятий и могут быть рекомендованы для более широкого применения в практической и методической работе преподавателями физической культуры и тренерами спортивных школ [16].
Проблема исследования - состоит в разрешении влияния формирования скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов лет или сможет ли воздействие использоваться, благодаря комплексу специально подобранных упражнений.
Цель исследования - разработка комплекса упражнений для развития скоростно-силовых качеств у детей, занимающихся баскетболом.
Представляется наиболее целесообразным образом, выделить две группы типов подготовки по преимущественной направленности: аналитическую и интегральную. К первой группе типов относятся физическая , тактическая , техническая, теоретическая , психологическая, подготовки, а ко второй – игровая, соревновательная и. ситуационно- проблемная.
Современный баскетбол – это атлетическая игра, характеризующаяся очень большой напряженностью игровых действий и ситуаций, высокой двигательной активностью, требующая от игрока мобилизации скоростно-силовых качеств максимальной и функциональных возможностей [8,22].
Ряд задачи физической подготовки: увеличение функциональных возможностей разностороннее формирование и укрепление здоровья и двигательных навыков баскетболистов.
Данные задачи физической подготовки вытекают из общих задач отечественной системы физического воспитания и конкретизируются специфическими особенностями вида спорта. Направленность физической подготовки баскетболиста на выполнение следующих задач:
В процессе общей и специальной физической подготовки производится решение этих задач.
ОФП создает предпосылки для более эффективного проявления специальных физических качеств и способностей, обеспечивает разностороннее формирование и развитие игрока в этом виде спорта. Данная подготовка имеет специфическую направленность: способность к переносу тренировочного эффекта с простых подготовительных упражнений на основные двигательные действия ,а также укрепление систем и органов спортсмена применительно к требованиям баскетбола.
СФП играет большую роль в формировании и развитии двигательных способностей баскетболиста и находится в прямой зависимости от особенностей техники, тактики игры, показателей соревновательной нагрузки и психической напряженности. Осуществляется она в тесной мере с овладением и совершенствованием навыков и умений в баскетболе с учетом условий и характера использования игроком этих навыков в соревновательной обстановке.
Специальная и общая физическая подготовка взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга .В полной мере зависят данные виды подготовки от особенностей игры, , а с другой – определяют настоящие возможности действий игрока на соревнованиях. Необходимо также учитывать, что важный фактор психологического плана является высокий уровень физической подготовленности баскетболиста, а именно : это фактор дает уверенность в борьбе, способствует проявлению наиболее высоких волевых качеств в максимально затрудненных условиях игровых ситуаций.
Основа физической подготовленности баскетболиста -функциональные возможности и способности. Уровень их развития и сформированности конкретно наблюдается в спортивной работоспособности: способности игрока выполнять специфическую для него работу в течение длинного промежутка времени, достаточного для получения и выявленияустойчивых сдвигов[15].
Воспитание силы. Современный атлетический баскетбол устанавливает высокие требования к развитию силовых способностей игрока, в значительной мере определяющим высоту прыжков, быстроту выполнения отдельных приемов и элементов, скорость перемещения и имеющим огромное значение для проявления выносливости и ловкости. В игре это физическое качество проявляется в сочетании с быстротой и частотой движения в рамках конкретного двигательного навыка или умения,а также какого-либо двигательного действия, соответствующего правильной технике игры в баскетбол.
По характеру и условиям проявления мышечной силы принято отличать собственно силовые (например, в статических режимах и медленных движениях) способности. Важную роль в баскетболе имеют скоростно-силовые способности. По данным изученной литературы, в баскетболе около 70-75% движений имеют акцент на скоростно-силовой характер. Однако при передвижениях и перемещениях в защитной стойке, отборе и вырывании мяча и других, так называемых, жестких действиях необходимы и важны очень внушительные статические усилия. Силовая подготовка игрока должна быть разнообразной, разносторонней и развивать силу мышц в разных режимах. Большую значимость имеет взрывная сила, которая отражается в способности проявить большую силу в минимально короткое время. Эту разновидность силы баскетболисты используют в прыжках, длинных передачах, быстрых прорывах.
Существуют два понятия силы «абсолютная» и «относительная». Абсолютная сила – это вид силы, который проявляет человек в каком-либо движении безотносительно к собственному весу. А относительная – это значение силы, приходящееся на 1кг веса тела игрока. Отсюда следует отношения, по формуле:
Абсолютная сила / собственный вес = относительная сила.
Сила мышц обеспечивается разнообразностью двигательной деятельности игроков. Она зависит от определенных биомеханических характеристик движения, таких как, (длины рычагов, включения в работу наиболее крупных мышц) и величины напряжения, развивающую работающие мышцы.
Такая характеристика, как величина напряжения определяется физиологическим поперечником мышцы, частотой нервных импульсов, включением в работу определенного количества двигательных действий, посылаемых к мышце, и синхронностью усилий всех двигательных единиц, принимающих участие в работе.
Воспитание и формирование силовых способностей баскетболиста должно быть направлено на:
-умение концентрировать рабочее усилие на определенном участке движения.
Упражнения, развивающие силу и влияющие на организм , делятся на: глобальные- предназначаются для развития большинства крупных групп мыщц тела баскетболиста, и на локальные, направленные на развитие групп мышц , принимающих участие в отдельно взятом движении [32].
Правила, рекомендованные для целевого подбора упражнений со штангой и другими отягощениями:
Для формирования и становления взрывной силы в практике тренировки распространенность имеют такие упражнения в динамических скоростных режимах: толкания, броски ногами набивных мячей в длину; перетягивание, выталкивание или вытеснение партнеров из размеченного на площадке пространства(например, центральный круг); выхватывание(отбор) мячей из рук противника; также могут включаться в тренировочный процесс, элементы вольной борьбы и самбо.
Прыгучесть - одна из важнейших комплексных скоростно-силовых способностей баскетболист. Это способность предельно максимально высоко выпрыгивать при выполнении бросков в прыжке, при игре у щита на подборе, при спорных мячах на вбрасывании и т.д.
Специфическими особенностями прыгучести являются:
Воспитание быстроты (скоростных способностей). Быстрота- физическое качество понимаются как способность выполнять максимальное количество движения в минимальный момент времени. Принято выделять элементарные и комплексные формы быстроты. К элементарным формам будут относиться : время простой реакции , время сложной реакции, частота движений и время одиночного движения [40]. Простая реакция спортсмена – это ответ определенным движением на заранее известный, не проявляющийся сигнал (например, старт в беге, прыжок при взбросе спорного мяча). Для нашей игры характерны проявления более сложных реакций, к примеру, реакция на движущийся объект (мяч, партнер) и реакция выбора, принятие решения из нескольких возможных вариантов, наиболее логичное для данной ситуации. Квалифицированные игроки добиваются значительно высокого степени развития быстроты, как простой, так и сложной реакции за счет формированию умения предусмотреть , предвидеть ситуации и среагировать на подготовительные действия , а не на само движение.
В игре, как правило, требуется всецелостное проявление всех форм и видов быстроты, так как они являются составными частями большинства двигательных действий игроков и могут проявляться в быстроте передвижений при выполнении отдельных технических элементов с мячом и без мяча и их комплексов, в быстроте и частоте смены одних приемов другими. Характерной особенностью и отличительной чертой развития быстроты в баскетболе является необходимость проявления ее в непрерывно сменяющихся игровых ситуациях, при наличии таких факторов (сопротивление противника, психологическая напряженность, утомление).
Умение противостоять утомлению и способность быстро увеличивать скорость - от них зависит окончательный результат.
Скоростные способности являются фоном, на котором проявляются такие игровые компоненты игры, как быстрота выполнения дриблинга, бросков, передач, тактика ведения игры.
Для развития и формирования сложных реакций применяются упражнения, в которых необходимо реагировать на движущийся объект (мяч, партнер), появляющийся внезапно, меняющий скорость движения ,его направление, и изменяющиеся игровые ситуаций. Например, сигналом для начала отскока в быстрый прорыв(начало новой атаки) может являться мяч, отскочивший от щита.
Высокой частотой движений овладевают при выполнении кратковременных упражнений (15–20с) в высоком темпе с таким расчетом, чтобы к концу выполнения, с появлением утомления, скорость не снижалась.
Быстрота начального стартового ускорения и дистанционная скорость являются основами быстроты в баскетболе, так как на их фоне проявляются другие стороны этого физического свойства, например, быстрота передач, ведения и обводки, выполнение элементов быстрого прорыва и прессинга. Добиваться увеличения скорости перемещения можно не только воздействуя на скоростные способности и возможности игрока, но и развивая силовые способности, формируя и совершенствуя технику движений.
Основными средствами воспитания быстроты в баскетболе являются скоростные упражнения, выполняемые с предельной или даже предельно максимальной скоростью. Приведем ряд методических приемов, которые могут способствовать развитию этого качества:
Воспитание выносливости. Для современного баскетбола характерны высокие соревновательные и тренировочные нагрузки, темп игры, выполнение технических приемов на большой скорости с сопротивлением противника, использование активных систем защиты и нападения, быстрого прорыва и прессинга. Длительный соревновательный период, высокая напряженность турниров и отдельных матчей требует высокого развития выносливости, т.е. способности противостоять накопившемуся в результате прошедших соревнований утомлению.
Поэтому нужно развивать выносливость баскетболистов. Игрок, обладающий достаточной выносливостью, на протяжении длительного времени сохраняет высокую спортивную форму, проявляет высокую двигательную активность как в одном матче, так и на протяжении соревнований, показывает более стабильную и эффективную технику, отличается быстрым тактическим мышлением, более результативен и стабилен в игре.
Для баскетболиста важна как общая, так и специальная выносливость. Развивать их необходимо последовательно в соответствии с этапами круглогодичной тренировки. На этапе ОП подготовительного периода поличного цикла следует преимущественно заниматься общей выносливостью, что предполагает формирование всех физических качеств и создание необходимой базы аэробных и анаэробных возможностей.
Основными средствами совершенствования аэробных возможностей являются плавание, кроссы, гребля, ходьба на лыжах и различные циклические упражнения, которые необходимо выполнять с малой, средней и переменной интенсивностью, с постепенным увеличением объема.
Монотонная работа утомляет, и баскетболисты не всегда охотно ее выполняют. Форма тренировки, которой отдают предпочтение, является фартлек – бег с равной скоростью в большом объеме в лесу или по пересеченной местности. Для развития общей выносливости применяются равномерный, непрерывный, повторный и переменный методы. Благодаря им решаются следующие задачи:
Чередование аэробных и анаэробных процессов является отличительной чертой проявления функциональных способностей баскетболистов в игре. В момент высокой двигательной активности обостряются анаэробные процессы, способствующие накоплению кислородного долга. Сила аэробных процессов, как правило, определяет быстроту восстановления и утерю кислородного долга.
Скоростно-силовые способности – это своеобразные соединения собственно-силовых и скоростных способностей. Данные качества определяются как способности развивать предельное мышечное напряжение в короткий период времени. В основе скоростно-силовых способностей и качеств заключаются функциональные возможности нервной и мышечной систем, которые способствуют совершению действий, требующие максимальной быстроты движений наряду со значительными мышечными напряжениями.
К скоростно-силовым способностям относят:
Характеристика быстрой силы: непредельное напряжение мышц, проявляющееся в упражнениях, которые выполняются со высокой скоростью, не доходящей до максимального значения. Характеристика взрывной силы: двигательное действие достигает максимальных показателей силы в короткий промежуток времени [16,14].
Скоростно-силовые качества могут проявляться при дифферентных режимах мышечных сокращений и способствуют быстрому движению тела в пространстве. Часто используемым их выражением считается так называемая
«взрывная» сила, то есть за минимальный промежуток времени происходит развитие максимальных напряжений – прыжок. Существует 2 вида
прыгучести : общая прыгучесть- способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть – способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основной составляющей в тренировке прыгучести, то есть сочетание разбега и прыжка.
Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств. Она определяет скорость движения в заключительной фазе отталкивания. Начальная скорость взлета напрямую зависит от быстроты отталкивания.
Скорость и сила - главные составляющие прыжка.
Для выполнения прыжка нужно владеть высокоразвитой ловкостью, которая особенно необходима в полетной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок - ключевой элемент во многих разновидностях спорта, в частности в игровых видах спорта.
Обычно, когда от человека требуется проявления наивысшей скорости, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление (напряжение, вес и инерцию собственного тела и пр.). В этих случаях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека.
Связь между силой и скоростью в ряде движений с различным внешним сопротивлением будет зависеть от индивидуальных особенностей человеческого организма. Если повышается уровень максимальной силы, то в зоне больших и внешних сопротивлений это приводит и к росту скорости движений. Если же внешнее отягощение невелико, то рост силы практически не сказывается на росте скорости.
Добиться высокого проявления уровня предельной скорости очень не просто и тяжело, но данная задача по повышению силовых возможностей имеет решение. Для повышения уровня скорости важно и нужно применять
комплекс силовых упражнений. Их эффективность тем значительнее, чем большее сопротивление приходиться преодолевать во время движений.
К примеру, результаты показателей прыжка в высоту или длину с места главным образом зависят от относительной силы ног (а именно этот показатель является одним из ключевых при отборе детей в группы начальной подготовки, также как и тест, прыжок в длину с места, в секцию баскетбола).
Как уже нам было известно, прыгучесть является важной составляющей для игры в баскетбол. Польза, приносимая игроком для команды, прямо пропорционально зависит от показателя прыгучести. Прыжки применяются в игре как при отталкивании одной ногой, так и двумя ногами в различных игровых ситуациях. Это демонстрируется при подборе мяча под кольцом. При условии, что игрок может высоко прыгать и умеет правильно выбрать позицию у кольца во время борьбы под щитом, то можно сделать вывод, что он осуществит подбор и получит владение мячом. Данными способностями обладал один из игроков «Чикаго Буллс» Дэннис Родман. Как показывают статистические данные, он неоднократно занимал первое место по подборам мяча. С учетом того, что Родман и не является игроком высокого роста, он забирал подбор у более высокорослых игроков, чем сам.
Еще прыгучесть используется при осуществлении бросков по кольцу, так как все профессиональные игроки делают это в прыжке. Броски по кольцу могут выполняться ,с одной стороны, с места – при вертикальном отталкивании (либо с отклонением тела назад) толчком двух ног(или одной, в зависимости от предпочтения игрока) , с другой стороны - в движении – отталкивание может быть двумя ногами, но в большинстве случаев одной ногой (в зависимости от игровой ситуации). С помощью высокого отталкивания при выполнении броска по кольцу игрок получает
преимущество , так как у соперника возникает сложность выполнять против него игровые действия в защите.
Такой феноменальной прыгучестью обладал знаменитый Майкл Джордан. «Воздушный», «летающий» - так называли Джордана. Действительно, Майкл (ростом 1,98см) не раз «опровергал» законы земного притяжения: его «полеты» длились, казалось, бесконечно долго. Спортсмен мог, например, забросить мяч в кольцо, оттолкнувшись от линии штрафного броска. Он мог «перевисеть» в воздухе одного, двух игроков, а затем спокойно сделать бросок по кольцу. Наибольшим эффектом в баскетболе обладает «бросок сверху» или «слэм-данк» – это разновидность броска, когда баскетболист, высоко выпрыгнув над кольцом укладывает мяч в корзину сквозь дугу кольца, с помощью одной или двух рук. Не всегда можно противодействовать такому броску, так как бросок выполняется высоко над уровнем кольца и мощно вкладывается в него.
Также скоростно-силовые способности могут использоваться в игре при блокировании мяча во время броска по кольцу. Для этого игроку необходимо умение высоко выпрыгивать, дабы суметь применить на практике этот технический элемент в ходе игры. В Национальной баскетбольной ассоциации лучшим по блокированию мяча (блок-шотам)на протяжении длительного периода времени являлся Хаким Оладживон. Его средняя статистика по данному компоненту составляет 3,1 блок-шота за отдельно проведенную игру.
Большое количество прыжков за игру выполняется игроком на фоне усталости. Иногда баскетболист делает подряд несколько прыжков из-под прессинга соперника, когда необходимы невероятные усилия для этого. Все это предъявляет большие требования к прыгучести баскетболистов [8,9].
Учитывая актуальность вопроса развития скоростно-силовых качеств в баскетболе[34], перед работой были поставлены следующая задача: разработать методы тренировок для развития скоростно-силовых качеств учащихся, занимающихся баскетболом.
В работе мы изучили литературные источники отечественных авторов, затрагивающие проблемы физической подготовки баскетболистов, а также формирования физических качеств учащихся.
Изучение литературных источников позволило нам конкретизировать и получить научные взгляды, методические положения, данные педагогических наблюдений по вопросам оптимизации обучения.
Проведенный анализ и обобщение научно-методической литературы позволили нам сформулировать рабочую гипотезу и определить основные цель исследования, а также исходя из цели выявить задачи для их решения.
Наряду с взглядами ученых-педагогов в спортивно-игровых видах спорта мы изучили работы из области смежных наук: биомеханики, физиологии, биологии, теории и методики физической культуры и спорта, педагогики, психологии, спортивной медицины, теории и методики тренировки в других видах спорта.
на отдельные способности, для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. Чаше всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных играх).
Скоростно-силовые способности и качества - основа для многих игровых видов спорта. Их развитие требует тщательного выбора форм, методов, средств для учебно-тренировочного процесса. От эффективности выбранной методики будет напрямую зависеть результат работы тренера- педагога и обучающихся. Отсюда следует, что необходимо изучить большое количество упражнений и методик, знать, как сочетать нагрузки и отдых.
При выборе форм и методов совершенствования скоростно-силовых качеств педагог должен акцентировать внимание на изучении учебно- методической литературы. Опираясь на литературные источники он осуществляет подборку упражнений для составления комплекса по формированию вышеизложенных качеств.
Ключевым для баскетбола будет упор на упражнения для развития скорости, силы и прыгучести, так как данный вид спорта импульсивный и очень подвижный ,с большой динамикой в перемещениях и передвижениях.
/Киев, Олимпийская литература, 2008.
1998.
ФиС, 2007.
2007.
М.,2010.
2006.
пособие/ Е.Р.Яхонтов. 3-е изд., стер.: СПБ ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу,- СПБ-Олимп СПБ, 2007.
Три коробки с орехами
Крутильный маятник своими руками
Лиса Лариска и белка Ленка
Ребята и утята
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)