Популяризация народного календарно-обрядового праздника Масленица в нашей школе.
Вложение | Размер |
---|---|
Широкая масленица. | 68.5 КБ |
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 7 ОАО «РЖД»
Творческий проект
на тему
«ШИРОКАЯ
МАСЛЕНИЦА»
Выполнен
коллективом учащихся
5 и 7 классов
Бурлаковой Анастасией,
Коровниченко Еленой,
Кравчуком Аркадием,
Никанюк Дарьей
Научный руководитель:
Позднякова Елена Юрьевна
Волгоград
2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ 4
3. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 5
3.1. Уроки технологии 5
3.2. Уроки русского языка 6
3.3. Уроки литературы 7
3.4. Уроки изобразительного искусства 11
3.5. Внеурочная деятельность 15
4. ВЫВОДЫ 16
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Первый этап работы – погружение в проект
На уроках в школе наши учителя довольно часто говорят об истории нашего города и России, о народных праздниках и обрядах, о соединении религии и язычества. Мы задумались над проблемой сохранения древних традиций в наше время. Нам стало интересно: возможно ли создать такое изделие о праздновании масленицы, которое было бы понятно, доступно и близко любому человеку, проживающему в России.
Объектом проектной деятельности стала Масленица - последний календарно-обрядовый праздник перед Великим постом.
Предметами проекта стали пластилин, цифровой фотоаппарат и ноутбук с программой Windows Live Movie Maker.
Актуальность проекта заключается в том, что позволяет использовать применяемую нами технику для создания мультфильмов по любому школьному предмету и на любую тему.
Второй этап работы – организационный
Прежде всего, мы определили, кто примет участие в работе над проектом. В группу вошли 4 человека: Бурлакова Анастасия, Никанюк Дарья, Коровниченко Елена и Кравчук Аркадий, хотя в ходе работы над проектом у них были многочисленные помощники.
Также важно было из многочисленных древнерусских праздников остановиться на таком ярком событии, которое было бы интересно и понятно в наше время.
Целью данной работы явилась популяризация народного календарно-обрядового праздника Масленица в нашей школе.
Задачи проекта:
1) познакомиться с обрядами, как характерными приметами языческой Руси;
2) выяснить особенности обрядов зимних месяцев года и определить возможности демонстрации этих обрядов одноклассникам;
3) научиться выполнять фильмы с помощью программыWindowsLiveMovieMaker;
4) написать сценарий и создать мультипликационный фильм о проведении Масленицы.
Третий этап работы – решение задач
Используя в качестве отправных точек первоначальные сведения из разных предметов школьного курса, мы занялись поисками источников информации, которые могли бы расширить и углубить наши знания о народных праздниках. Это были словари, славянские календари, сборники обрядов, жанровые и народные песни.
Обязанности распределились следующим образом: Коровниченко Елена и Кравчук Аркадий подбирали литературу и компьютерное обеспечение, Бурлакова Анастасия и Никанюк Дарья составили сценарий мультфильма. Для воплощения идеи в жизнь потребовалось выполнить многочисленные фигурки людей, предметов интерьера, сделать чучело Масленицы. Все девочки лепили фигурки из пластилина и изготавливали декорации. Бурлакова Анастасия фотографировала каждый кадр фильма.
Для того чтобы в фильме было отражено максимально возможное количество исторических деталей, мы сверялись с литературными источниками. Коровниченко Елена указывала на технические ошибки в распределении фигур по планам, а также подбирала музыкальные фрагменты для озвучивания фильма. Поиск осуществлялся в интернете среди музыкальных произведений в формате mp3.
На уроках технологии мы познакомились с видами тканей. Нам рассказали, какие ткани издавна изготавливали на Руси. Выбор направления проектной деятельности был сделан тогда, когда во второй четверти учебного года на уроках технологии было предложено заняться изучением натуральных нитей и тканей. Мы познакомились с льняными и хлопчатобумажными нитями, со способами их размещения в тканях и с сочетаниями нитей разного цвета в изделиях из льна и хлопка, использовавшихся в традиционных русских народных костюмах.
Затем было занятие, посвященное русскому костюму. Мы узнали, что народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия “красный” и “красивый” были в народном представлении однозначны.
Мы обратили внимание на разнообразие цветов и отделок. Наиболее распростра-ненными были такие элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный. Красный цвет в народном костюме был одновременно символом земного плодородия и самого солнца, а белый – цвет чистоты, радости и божественной силы.
Старинные вышивки имеют глубокий символический смысл. В них зашифрованы древние славянские мифы – о происхождении мира, самого человека, тайны рождения и смерти и т.д. Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он бессознательно продолжается и до сегодняшних дней.
Своеобразный русский народный костюм с вышивкой в миниатюре мы попытались сделать своими руками. Изделие, выполненное из натуральных тканей, называлось кукла-оберег.
Наконец, на уроках технологии, посвященных кулинарии, мы учились печь блины. Один из использовавшихся нами рецептов - «Блины праздничные».
5 стаканов пшеничной муки, 4 стакана молока, 1,5 стакана сливок, 200 г сливочного масла, 6 яиц, 50 г дрожжей, 2 столовые ложки сахара, 1 столовая ложка соли.
Приготовить опару их трех стаканов муки, трех стаканов молока и дрожжей. Поставить в теплое место. Когда тесто подойдет, размешать его деревянной ложкой, влить остальное молоко, всыпать муку, перемешать. Вновь поставить в теплое место.
Когда тесто подойдет еще раз, добавить яичные желтки, растерев их с растопленным сливочным маслом, сахаром, солью, перемешать. Взбить сливки, добавить яичные белки и еще раз взбить. Перемешать с тестом, поставить в теплое место на 20 минут. Выпекать обычным способом.
Занятия по русскому языку проходили с использованием фрагментов сказок, фольклора. Один из уроков был посвящен пословицам и поговоркам русского народа. Здесь нас ждало много открытий.
Пословицы и поговорки живут в народной речи веками. Они относятся к малым жанрам устного народного творчества. В краткой, меткой и образной форме они отражают жизнь, историю, запечатлевают события. Родились они в глубокой древности. Некоторые поговорки сейчас кажутся нам бессмысленными, так как появились они очень давно. Так, наши предки носили одежду с длинными рукавами, закрывающими ладони рук, поэтому для работы и нужно было засучивать рукава, так как, не подобрав рукавов, делать это было невозможно. Отсюда выражения: «засучить рукава», «спустя рукава».
Со своим учителем русского языка и литературы мы останавливались на прямом и переносном смысле пословиц и поговорок. Нам предложили объяснить переносный смысл пословиц:
Я про сапоги, а он про пироги. |
О толковании прямого и переносного смысла пословицы «Не выноси сор из избы» мы прочитали впоследствии у В. И. Даля в его предисловии («Напутное») к «Пословицам русского народа»: «...странно и превратно иногда понимаются и толкуются, даже осуждаются наши пословицы: ...„Не выноси сору из избы“ — объявлена бессмыслицею, потому что нельзя же, хоть изредка, не выметать сору, и хороша-де будет изба, коли из нее никогда сору не выносить... „Не выноси сору“, как и всякая иная неискаженная пословица, в которой заключается притча, пряма и права, в прямом и переносном смысле: дело право, только гляди прямо. В переносном: не носи домашних счетов в люди, не сплетничай, не баламуть: семейные дрязги разберутся дома, коли не под одним тулупом, так под одной крышей. В прямом: у крестьян сор никогда не выносится и не выметается на улицу: это, через полуаршинные пороги, хлопотно, да притом сор стало бы разносить ветром и недобрый человек мог бы по сору, как по следу, или по следку, наслать порчу. Сор сметается в кучку, под лавку, в печной или стряпной угол; а когда затапливают печь, то его сжигают. Когда свадебные гости, испытывая терпение невесты, заставляют ее мести избу и сорят вслед за нею, а она все опять подметает, то они приговаривают: „Мети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в печь, чтоб дымом вынесло“.
Учитель русского языкапредложила определить, пословицы это или поговорки:
Хороша кашка, да мала чашка. |
В своих последующих изысканиях мы встретились с неожиданным объяснением пословицы «Первый блин – комам». Большинство людей думают, что пословица «Первый блин кома(о)м» значит неудачно сделанное дело, которое делаешь в первый раз! Но здесь смысл несколько иной. Масленица – древний славянский праздник.Самый разгульный и весёлый: проводы зимы, обновление природы. При чём же тут Масленица? – можете спросить Вы.
Очень – очень давно, во времена язычества, масленица называлась комоедица. Этот праздник нёс в себе очень много смыслов. Самый главный - встреча весны. Но также это был праздник почитания бога плодородия и скотоводства Велеса. По мнению славян, хозяином мира был медведь. Славяне верили, что произошли от этого красивого, умного, огромного животного. В те времена русичи называли медведей «комы». В комоедицу первый блин относили в лес, «чтоб проснувшийся хозяин поел, людей не тревожил». Поэтому пословица звучит, как «Первый блин - комАм», то есть – медведям!!! В комоедицу Михайло Потапыч был главным персонажем. Существовала даже игра в пробуждение медведя!
На уроках литературы мы читали русские народные сказки, действующие лица которых использовали уже не употребляющиеся в повседневной речи слова. Нам даже удалось придумать свою собственную сказку. Правда, героями были современные ребята. В конце осени нам увлекательно рассказывали о народных праздниках, обрядах, приметах, гаданиях, колядовании. Очень многое мы услышали впервые.
Трава, деревья, реки, камни – всё окружающее казалось человеку в древние времена живым. Он наделял их умом, чувствами, речью. Весь мир казался населённым добрыми и злыми духами. Славяне верили, что в каждом доме живёт домовой, что он друг семьи, её покровитель. Обычно его представляли в образе маленького старичка, обросшего шерстью, с большими ушами, доброй улыбкой и лукавыми глазами. Думали, что он живёт за печкой, греется у огня. Считалось, что домовой помогает по хозяйству, смотрит за домом, огородом, бережёт и охраняет скот. Домового «кормили», оставляя на ночь ужин. Ведь если его не покормить, он рассердится. Тогда по ночам не станет покоя, шум помешает отдыху, начнет гибнуть скот.
При появлении гостя или нового жильца надо попросить домового, чтобы он не обижал его, посчитал своим, принял приехавшего под своё покровительство. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастьях, караулит дом и двор, в противном случае он бьёт и колотит неубранную посуду, кричит, топает. Иногда тревожит по ночам жителей дома, стаскивает их с места, которое считает своим, начинает душить во сне. Если к добру – то во время удушья, или когда бывает впечатление, что кто-то навалился на вас, вы нащупываете нечто пушистое.
Домовые с удовольствием скрипят и хлопают дверьми, любят топать, шуршать, находиться за спиной, прятать различные предметы, деньги. Если что-то положили и не можете найти, обратитесь к своему домовому: «Домовой, домовой, поиграл и отдай, что взял!». Любит домовой играть и подшучивать: стаскивает одеяло ночью со спящего; разбудить домочадцев он пытается с 3-4 часов ночи. Тем, кого любит, завивает волосы и бороду в косы, а если не любит - щиплет до синяков. Домовой не любит ленивых.
Бывали случаи, когда люди встречались с домовыми. Если домовой шалит или как-то напоминает о себе, надо его задобрить: оставить на ночь в чашку воды на столе и кусочек хлеба и сказать: «Егорушка (или Фимушка), прими подарок и не сердись! Оберегай, охраняй и в обиду домочадцев не давай». Больше среди ночи он беспокоить не будет. Задабривают домовогообычно 1 раз в месяц, в первых числах.
При переезде в новую квартиру на первую ночь нужно оставить вина, горбушку хлеба, которую надо посолить и воткнуть ребром серебряную монету и поставить на стол или сервант со словами: «Хозяин–батюшка, сударь-домовой, меня полюби, да, пожалуйста, моё добро береги, моё угощенье прими и вина отпей из полной чаши». Поднести к печке кошку и сказать: «Дарю тебе, домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор».
Наши предки думали, что домовой - это дух умершего главы рода – пращура. Его называли также «щура» или «чура». Поэтому, когда злые духи угрожали людям, они просили защиты и говорили: «Чур меня, чур меня!» Эти слова и сейчас часто произносят дети, играя, не задумываясь о том, что они обозначают.
Кроме домового, по представлениям славян, был еще и хозяин леса – леший, косматый, зеленый, с остроконечной головой, увенчанной рожками. Ноги его подобны козлиным, а на пальцах рук длинные когти.
Леший любит качаться на деревьях. Он свищет, ухает, хохочет, пугает людей, умеет подражать голосам животных и птиц. Ему подчиняются все лесные обитатели. Да и сам он может обернуться любым зверем или птицей. В народном фольклоре сохранилось много рассказов о лешем. Леший создан, так же, как и домовой, но, встречаясь с ним в лесу, надо быть очень осторожным. Лешего трудно назвать «другом» человека. Встреча с ним обычно не сулила ничего хорошего. Он мог заморочить голову, заблудить, завести в глухомань. Мог напугать. С другой стороны, он охотно делает добро. Были случаи, когда лешие предупреждали об опасности. Но вообще лешие, как и домовые, большие любители поиграть и похулиганить. Тем, кто живёт рядом с лесом, чтобы уберечь дом от лешего, надо изнутри с правой стороны входной двери повесить ветку орешника и ели, тогда он не сможет войти в дом. Если же всё-таки случилось так, что вы в лесу «закружились» и заблудились, выверните одежду на изнанку, и вы благополучно вернетесь домой. Лешего, как и домового, можно задобрить: пообещать ему первую добычу на охоте, положить для него на пень хлеб или что-то другое из кушанья.
Если леший властвовал в лесу, то хозяином рек, озёр и болот был водяной. Голова у него косматая, вся в тине, с выпуклыми зелёными глазами, живот толстый. Закидывает рыбак сети, а рыба не ловится. Это водяной всю рыбу распугал, думал рыбак. Чтобы его задобрить, топили славяне в реке, озере или болоте то овцу, то корову, то лошадь. Для защиты от всей этой нечисти славяне носили амулеты-обереги. По их представлениям, они защищали людей от бед и злых духов. На амулетах из металла, дерева и глины изображали солнце, огонь, воду, растения.
Религия – это вера людей в сверхъестественные существа (богов, духов, души) и поклонение им.Кроме верований в духов верили в богов. Славяне были язычниками, то есть поклонялись богам природы. Славяне считали, что боги внешне похожи на людей. Главные их боги жили на небе и самым сильным из них считалось Солнце. Солнце славяне называли Даждь-бог. Каждый день, по поверьям, выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца. Своими лучами-стрелами он прогоняет ночь, рассеивает туман, весною плавит лёд и снег. Под лучами солнца луга зеленеют, расцветают цветы. Солнце греет и кормит человека. Но когда Солнце сердится на людей, то день за днём, не переставая, посылает свои огненные стрелы на землю. Тогда сохнут ручьи, мелеют реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.
Другим богом, от милости которого зависела жизнь славян, был Велес. Это покровитель скота и бог богатства. Свой бог был у ветра и бури. Его называли Стрибогом.
Но самым главным богом считался Перун, вызывавший гром и посылавший на землю молнии. Этот бог распоряжался войной и миром, поэтому был самым почитаемым у дружинников. Славяне думали, что наказанных бог грозы поражает огненными стрелами – молниями. Чтобы задобрить опасного бога, славяне приносили ему в жертву животных, людей, сжигая их на огне. Им казалось, что с дымом они поднимаются высоко вверх, до самого божества. Сытно наевшись,Перун пошлёт людям удачу в делах, победу в войне. Его считали также покровителем воинов – княжеской дружины.
Славяне вырезали изображения богов из дерева, реже – из камня. Статуи устанавливались в святилищах под открытым небом, иногда в храмах.У славян для каждого бога был свой день в году. Это – праздник для бога. В такие дни в честь богов приносили жертвы, молились или, напротив, веселились, пели, играли.
Трудной и долгой была для крестьянина зима. Именно поэтому хотелось с размахом отметить редкие зимние праздники. В крестьянском земледельческом календаре почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие важнейшие для язычника ритуалы воспринимались все менее серьезно и постепенно превращались в детские игры.
Вот как проходил год русского крестьянина. В день зимнего солнцестояния (25 декабря) надо было помочь солнцу набрать силу – потому крестьяне жгли костры, катали горящие колеса, символизирующие светило. Чтобы зима была не слишком суровой, лепили снежную бабу, изображавшую зиму, и разбивали ее снежками.
Январь называли в народе январь-просинец: увеличивается день, становится светлее, еще не подошло время земледельческих работ, поэтому было много народных праздников.На Рождество христово, Святки, Крещение Господне на Руси колядовали.Колядовать начинали дети, молодые парни и девушки: ряженные в вывернутые полушубки и жутковатого вида маски, они ходили от дома к дому, распевая нескончаемые колядки, получая за это от хозяев монетки, обновки, дешевые украшения. Посыпали снег крашеным мелом, разбрасывали цветные лоскуты - в знак грядущего цветения полей. Вот как совершался обряд колядования.
Вот какие колядки пели наши предки:
Я Коляда, гостья жданная,
Гостья в каждый дом желанная,
Кажный год издалека прихожу,
Прямо с неба по золотым
Мосточкам перехожу.
Всем, кто меня встретит,
Да приветит, добра пожелаю,
Да во всем помогаю.
Мы малешеньки – колядовщики.
Мы пришли прославлять,
Хозяев величать!
Житья вам сто лет,
Всегда здравьица!
А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужинистая;
Ему из колоса – осьмина,
Из зерна ему – коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И жильем, и бытьем,
И богатством!
У Ивана во дворе три терема стоят,
Коляда, коляда,
Как во первом терему сам светел месяц взошел,
Коляда, коляда,
Во втором терему красно солнышко взошло,
Коляда, коляда,
А в третьем терему часы звездочки взошли,
Коляда, коляда.
Месяц – хозяин, солнышко – хозяйка, звезды – их дети.
Счастье да любовь! Хлеб да соль! Да совет на долгий век!
Во время Святок особенно часто гадали молодые девушки, т.к. считалось, что все нагаданное в эти дни должно обязательно сбыться. Особую роль в гаданиях выполняли различные предметы: юбка, башмак, пояс, игла, гребень, зеркало, кольцо. Про такие гадания подробно написано в поэме В.А.Жуковского “Светлана”:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи, под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном,
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой;
Серьги изумрудны…
В каждом стихе Жуковского передаются разные гадания.
Девушка снимала обувь с ноги и бросала через ворота на улицу, потом выходила глядеть: в какую сторону лёг носком, в ту сторону и замуж идти. Если валенок лежал обращённым к домашним воротам, девушке ещё предстояло оставаться дома.
2. “Снег пололи”.
Девушки выходили из дома со скатертью. Брали её за края, всыпали в неё снег. Скатерть раскачивали из стороны в сторону с приговоркой:
Полю бел снег среди поля,
Залай, залай собаченька,
Дознай, дознай суженый.
По услышанному лаю гадали о будущем. Хриплый лай означал суженого старика, толстый – вдовца, звонкий, приятный- молодого жениха.
Кучу зерен пересчитывали. Давали курице немного поклевать, после этого зёрна пересчитывали. Если их остаток оказывался парным, то есть делился на 2, девушка считала, что в грядущем году выйдет замуж.
Растопленный воск капали в блюдо с водой и по застывшим фигурам судили о будущем. Если выльется фигура, похожая на венец – идти замуж. В стихах сказано, что для гадания годился только воск белый, полученный от пчёл нового роя.
Гадания продолжаются до Крещения. Этот праздник (Крещение) православные христиане отмечают 19 января. Он был установлен в честь крещения Иисуса Христа в водах священной реки Иордан.
Уроки изобразительного искусства в нашей школе всегда проходят очень интересно. Нам показывают красочные презентации, часто звучит музыка. Один из уроков проводили вместе учителя литературы, музыки и изобразительного искусства. Нам рассказали о том, как веселились наши предки: о забавах на снежных и ледяных горках, о ярмарках, балаганах, каруселях, фокусниках, скоморохах, о Петрушке. Мы рассматривали картины, посвященные народным обрядам, слушали частушки, колядки и плясовые наигрыши, рассказывали стихи.
До возникновения литературы вместе с формированием человеческой речи появились разнообразные формы устного словесного творчества, т. е. фольклор. Он дошел до нас из глубочайшей древности. С появлением письменности, а затем литературы фольклор не исчез. Он существовал и развивался параллельно с литературой. Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гуляния и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы.
Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года. Календарно-обрядовые песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда. В рождественских песнях рисуется Коляда, которая ходит по дворам, ищет хозяина, одаривает его всякими благами. С подобными образами — Масленицы, Весны, Троицы — мы встречаемся во многих календарных песнях. Песни упрашивают, призывают к добру эти странные существа, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.
Любили на Руси праздник Проводов Зимы, потому и праздновали широко – в народе и по сей день сохраняются поговорки «не все коту масленица», «не житье, а масленица». И вот почему: сама по себе масленичная неделя не однородна. Если в первые три дня крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать запрещалось, т.к. начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок - узкой и широкой масленицы, а каждому дню масленичной недели было дано свое имя.
Первый день (понедельник) – встреча Масленицы.
Второй день (вторник) - заигрыши.
Третий день (среда) - лакомка.
Четвёртый день (четверг) - разгул, разгуляй, перелом, широкий четверг.
Пятый день (пятница) – тещины вечеринки.
Шестой день (суббота) – золовкины посиделки.
Седьмой день (воскресенье) – проводы, прощенный день, или прощенное воскресенье.
1. Понедельник - день встречи: невестки, жившие в доме свекра и свекрови, посещали родных. Их отпускали к родителям с самого утра.
В этот день обычно возводились ледяные горы, сооружались качели, балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами. Проводились прогулки на санях, народ потешался над ряжеными и скоморохами. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.
Дети устраивали снежные горки,ходили по домам и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост редьки хвост!» Кричали до тех пор, пока хозяева не выносили им всякого старого тряпья. Они шли с ним за деревню и жгли костры, приговаривая: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
На первый день Масленицы люди ходили друг к другу в гости, но блины не выносили, чтоб не вынести свое богатство. Лишь детям разрешалось обходить дома и выпрашивать блины: «Подайте широкой Масленице!» В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: «Честные наши родители, вот для вашей души блинок».
2. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день встречи, очень жизнерадостны.
А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали.
С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов, звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».
На второй день Масленицы устраивали различные игры. Катались на санях, коньках, ледянках, рогожах.
3. Среда-лакомка открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
С этого дня начинались всевозможные развлечения: катания на санях, народные гуляния, представления. В деревянных балаганах давали представления артисты-скоморохи во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых розвальнях, украшенных лентами, распевали песни и частушки.
В этот день зять приходил «к тёще на блины». На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, анекдотов: «Придет зять, где сметанки взять?»А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался.
Так что Масленица была разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: «Хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!»
Люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Именно русские блины были символом этого праздника. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.
4. Четвёртый день называют «широким четвергом», или разгуляем. На этот день приходилась середина масляной гульбы. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ участвовал во всевозможных потехах: ледяных горах, катаниях на лошадях, балаганах, качелях, кулачных боях, шумных пирушках.Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного города, на конские бега, катание по улицам. В снежных городках под защитой ряженых укрывали чучело Марены. Углем рисовали лицо - нос, рот, брови и последними - глаза (обязательно закрытыми). Марена – богиня смерти, и она не должна смотреть в глаза живым.
На этот день приходилась середина игр и веселья. Именно тогда проходили жаркие кулачные бои – кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было бить лежачего, бить ниже пояса или бить по затылку. Биться можно было «стенка на стенку» или «один на один». Велись и «охотницкие бои» для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием наблюдали такие бои и члены императорских фамилий. Для этих случаев это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно.
5. Пятница — тёщины вечерки.На тёщины вечеринки зятья угощают своих тёщ блинами. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тёщу, а потом утором присылал нарядных зватых. Чем больше было зватых, тем тёще более оказывалось почестей.
Зятья посещали тещу, которая пекла блины и устраивала настоящий пир.Если зять посещал тещу в среду, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» - приглашали на блины. Являлся так же и дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, за это он получал свой подарок.
Теща обязана прислать все необходимое для выпечки блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.
Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
В этот день молодожены нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы.
6. Суббота — золовкины посиделки. В субботний день молодые невестки принимали у себя родных мужа, старались накрыть богатый стол и всячески угодить своей новой родне. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок. Также этот день являлся поводом для того, чтобы посидеть в кругу родственников и друзей.
7. Прощёное воскресенье - главный день масленичной недели. В этот день обычно люди шли в храм, просили у всего мира (прихожан) прощения. С этой же целью в прощенное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.
Сжигание чучела – обрядовое действо. Для этого заранееженщины создают и наряжают большое чучело марены, причем обязательно отдельно от мужчин. Надевают на чучело принесенные с собой старые вещи, которыеуже не понадобятся никогда, чтоб отправить с ними в обрядовый огонь старые беды. Все желающие могли навесить на чучело веревочки, лоскутки, платочки, звездочки из дерева, ниток, бумаги. В эти предметы мысленно вкладывали все то, от чего хотели избавиться в наступающем году, все то, что мешает двигаться вперед.
К вечеру вокруг чучела Масленицы затевались игры. Завершался праздник сожжением чучела. Когда сжигали Масленицу, то приговаривали: «Пора Масленице со двора съезжать»! Пепел развеивали над полями, чтобы в этом году был урожай.
Прощёный день, пожалуй, самый весёлый день во всей неделе. Родные обязательно приходят к старшему в роде. Все – от мала до велика – просят друг у друга прощения, кланяются в ноги. В ответ надо говорить: «Бог простит, и я прощаю». Люди спешили повеселиться, потому что завтра все это станет недоступным – Великий пост продлится семь недель, до самой Пасхи.
На масленицу пели песни.
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Масленица, Масленица,
Блинами попеканщица,
Приходи раненько,
Встретим хорошенько-
Сыром, маслом и блином
И румяным пирогом.
На Масленицу много играли. Приведем пару примеров.
1. Катание. Катались всю неделю, начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины катали детей - для того, "чтобы лен долгий, хороший вырос". Праздничная форма катаний - "наперегонки".
2. Сожжение чучела зимы. Сожжение Масленицы - в последний день. "Хлам" и дрова на костер собирали по деревне. Участники обряда: дети, женщины, старухи. Жгли на поле берещенники, солому, веники, корзины с сеном, снопы, бочки, колеса, часто укрепляя на высоких кольях, жердях, стволах сухих деревьев (сосен).
"Чучело" - пук соломы в платке, завязанном "по-бабьи", и кофте - ставили на дрова, сложенные "колодцем", и внутри зажигали огонь. С заранее подготовленным чучелом озоровали на неделе, подводя под окна и пугая, и лишь затем сжигали. К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, плясали (часто также встречается упоминание о пляске на перекрестках). У костра кричали: "Прощай, Маслена ерзовая!", "Гори-гори, Масленица, чтобы не погасла! Куды дым, туды блин, туды Масленка!" и прощались друг с другом.
Зажигание костров могло объединяться с катаниями: сооружали ворота, оборачивали их соломой и зажигали, через них проезжали на лошадях.
Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей». Характеризуя масленичные песни, можно отметить, что в них Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.
Кравчук Аркадий познакомился с компьютерными программами, с помощью которых создаются фильмы, и освоил программу WindowsLiveMovieMaker для последующего использования.Так, на урок изобразительного искусства в конце февраля мы приготовили небольшой ролик, сделанный специально к Масленице. Для него мы использовали репродукции картин Б. Кустодиева и русскую народную песню «Блины».
Более трех недель внеклассные занятия были посвящены работе над проектом. Наша группа изучала историю вопроса о праздновании Масленицы на Руси и делилась полученными знаниями с ребятами.
Более тысячи лет назад, когда христианство насаждалось на Руси насильственным путем, наши предки, не желая расставаться со своими языческими богами, старались сохранить традиции в новой вере.После принятия христианства праздник на Руси сохранился. Все ритуалы, которые исполнялись в языческой Руси на Масленицу, совершенно неизменно перешли и в Русь православную. Наиболее прижились к празднику обряды, посвященные Богу Солнца: катание по улицам подожженного колеса, жжение костров, приготовление блинов - все это символы верховного бога Ярило.
Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. С языческих времен даром богу Перуну и другим языческим богам был жертвенный хлеб, а впоследствии - блины. Этим символом солнца провожали зиму и встречали весну. Православная церковь, не в силах побороть эту традицию, вынуждена была узаконить Масленичную неделю перед началом Великого Поста.
В XIXвеке катание с городских гор было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка. В деревнях, где балаганов не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богатые люди щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.
При подготовке к проведению масленичной недели в нашей школе мы подготовили классный час, на котором рассказали о различных народных праздниках и обрядах. Для того чтобы объединить и показать все то, что нам удалось узнать о праздновании Масленицы, мы взялись за создание мультипликационного фильма, где большая часть героев - из пластилина. Для работы нам потребовались пучок соломы, цветные нитки, ножницы, белая бумага, картон, 2 набора пластилина, фотоаппараты, ноутбук с программой MicrosoftMovieMaker и различные подручные средства.
На последнем этапе нашей работы мы соединили все полученные результаты. Бурлакова Анастасия и Никанюк Дарья написали сценарий, согласно которому велась работа над фильмом.
Сценарий фильма «Широкая масленица»
Действующие лица:
Масленица
Жители деревни (мужчины, женщины, дети)
Аркадий Кравчук обработал фотографии, присвоив каждой порядковый номер. Затем потребовалось ввести коллекцию фотографий в окно программы и создать титульный и конечный слайды. В итоге изображения были совмещены со звуком.
Результат работы был продемонстрирован на классном часе, а затем - в вестибюле школы непосредственно перед праздником Масленицы.
Мы познакомили вас с ходом выполнения длительного межпредметного проекта «Широкая масленица». Считаем, что заявленная цель достигнута, ведь созданный нами фильм с удовольствием смотрела вся школа.
Для выполнения поставленной цели мы изучили древнерусские обряды, связанные с зимними месяцами года. Мы освоили компьютерную программу для создания фильмов, написали сценарий и воплотили его в жизнь.
Проект «Широкая масленица» - это самостоятельно выполненный нами комплекс действий, в котором мы создали творческий продукт. Результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Фильм, как результат выполненного проекта - конкретный результат, готовый к использованию на уроках, в школе и во внеурочной деятельности, в реальной жизни. Ход работы над фильмом обсуждался блоггерами сообщества нашей школы в интернете.
Нам понравилось работать по методу проектов, т.к. работа была ориентирована на нашу групповую самостоятельную деятельность, она предполагала необходимость соединения полученных в учебной деятельности знаний, умений применять знания из различных областей.
Научившись выполнять данный вид работы, мы смогли создать аналогичный проект о женщинах для учительниц нашей школы и уже создаем фильм о железнодорожных специальностях для профориентации школьников.
Простые летающие модели из бумаги
Свинья под дубом
Есть в осени первоначальной...
Снежный всадник
Какая бывает зима