Данная работа призвана послужить правдой о войне, которая должна быть в памяти молодого поколения. Содержание информации о событиях, происходящих в жизни фронтовиков.
Вложение | Размер |
---|---|
unikalnyy_eksponat_2.docx | 653.62 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат среднего общего образования»
с. Самбург Пуровского района
Уникальный экспонат
Рукопись ветерана Великой Отечественной войны
Новикова Михаила Владимировича
Номинация
Исследовательская работа на тему
«Подвигу народа жить в веках»
Автор работы:
Неркаги Виолетта Ивановна, ученица 11а класса
Руководитель:
Зинченко Галина Ачувна,
учитель родного языка и литературы
Самбург, 2018г.
Уникальный экспонат
Рукопись ветерана Великой Отечественной войны
Новикова Михаила Владимировича
Я хочу рассказать об одном из экспонатов нашего музея, который донёс до нас часть истории нашей страны. Это ксерокопия рукописи, которую подарил музею ветеран Великой Отечественной войны Михаил Владимирович Новиков. С чувством волнения я беру в руки этот документ и читаю. Мне захотелось узнать о человеке, который передал в дар музею частичку своей истории. Новиков Михаил Владимирович был призван в армию ещё до войны. Прочитав рукопись, я открыла для себя новые странички о войне, о её героях: как воевал лейтенант Новиков, чем жил, что помогло ему устоять перед врагом и защитить свою Родину, свою семью. Я поняла, что я не вправе молчать о том, что узнала. Мне захотелось рассказать о той страшной войне, о том, как герой дневника пережил её, что испытал, чтобы дошли до нашего молодого поколения мысли и думы простого солдата, который выполнял свой священный долг. Автор – сам Новиков Михаил Владимирович – ветеран Великой Отечественной войны, прошедший в звании старшего лейтенанта все тяготы фронтовой службы, переживший боевые действия. Человек, проживший непростую жизнь, много повидавший, бережно хранивший в памяти имена, события, из которых сложилась судьба русского солдата. Своими воспоминаниями не только о себе, но и о людях, стране, времени он хочет поделиться с читателями – с теми, кому будет интересно «пережить» с ним минуты радости и горя, стать свидетелем интересных и страшных эпизодов жизни боевого лейтенанта, не раз стоявшего на краю смерти, трижды тяжело раненного, награждённого орденами и медалью. Все, что он видел, чувствовал как участник этой страшной войны – на страницах этой рукописи.
Актуальность моей работы состоит в том, что, изучая историю своей Родины, трудовые подвиги старших поколений, историю рукописи, молодое поколение имеет возможность прикоснуться к высоким идеалам, которые помогут определить свою гражданскую позицию. За последние годы в нашей стране сделано немало для того, чтобы увековечить бессмертный подвиг всех фронтовиков, победивших в страшной войне немецкий фашизм. Известны имена миллионов советских солдат, сражавшихся с врагами на фронте. Судьбы живых и павших участников Великой Отечественной войны открывают новые страницы великого подвига нашего народа. Узнавая о судьбах участников войны, мы узнаем больше о том времени, о его людях, о том, какой была война. Данная работа отражает судьбу ветерана Великой Отечественной войны Михаила Владимировича Новикова, в рукописи которого показаны до мельчайших деталей исторические события и участие в них простых людей. Очень важно показать учащимся, что победа стала возможной благодаря вкладу каждого солдата, каждого труженика тыла. Таких судеб миллионы и рассказ о каждой из них является не только предметом поисковой работы краеведов, но и патриотическим долгом всех, кто может этому содействовать. И это работа призвана послужить правдой о войне, которая должна быть в памяти нашего народа. Содержание информации рукописи, представление сообщения о событиях, происходящих в мире фронтовиков. Сведения о боевых действиях, сообщаемых в тексте путём описания. Впечатления фронтовиков от боевых операции, оценка военного положения, соотношения, соотношение сил, оценка боевого духа советских солдат. В тексте рукописи выделены единицы анализа как сведения автора об их отношении собственной жизни, как ценности самосохранения, товарищам службе, как ценности взаимопонимания, поддержки. Наша тема всегда будет актуальна, так как в наши дни большое внимание уделяется патриотическому воспитанию, только через самые значительные странички нашей истории мы можем привить любовь к Родине.
Объектом исследования является рукопись участника Великой Отечественной войны Новикова Михаила Владимировича.
Предметом исследования избрана степень полноты, достоверность информационного потенциала рукописи.
Целью исследования является история рукописи и определение ценности как исторического источника.
Для достижения данной цели в работе мы поставили следующие задачи:
• Проанализировать особенности рукописи как исторического источника.
• Выявит специфику отражения фронтовой повседневности на страницах рассматриваемой рукописи.
• Проследить боевой путь и рассказать действия тех мест.
• Определить значимость данного экспоната для нашего музея.
Перед нами рукопись ветерана Великой Отечественной войны Новикова
Михаила Владимировича, которая незримой нитью протянута из прошлого в будущее, нерасторжимо связав многие поколения узами святой исторической памяти. Рукопись фронтовика является ценным историческим документом, обладающим информационным материалом. Необходимость изучения рукописи вызвана тем, что подрастающее поколение порой забывают значимые факты из истории, атак же иногда не знают, кому же они обязаны своей мирной счастливой жизни. Источниковедческий анализ информативности и достоверности рукописи позволяет изучить содержание рукописи как исторического феномена, исследовать значимость источника. В тексте рукописи выделены такие единицы анализа как суждения автора об его отношении к мирной жизни как общечеловеческой ценности. В описаниях пространства фронтовой повседневности преобладают сообщения о боевом и техническом обеспечении войск, об устройстве жилья. Рукописи говорится противоборстве человеческого организма со стрессовыми ситуациями. Рукопись подтверждает, что большинство солдатам удавалось адаптироваться к экстремальной обстановке войны. Наше исследование имеет свою практическую значимость, прежде всего для уроков истории, внеклассных мероприятий, приуроченных к дням боевой славы. Восстановив историю одного экспоната, мы сможем раскрыть новые страницы о той войне, которую не имеем право забыть.
Новизна работы заключается в применении метода анализа, способствующего тщательному прочтению рукописи, более глубокому пониманию его роли и места в общем источником комплексе по истории Вели кой Отечественной войны. В своей работе я использовала метод анализа, позволяющий мне отобрать всю нужную информацию и провести данное исследование.
Сотрудник районного краеведческого музея Евдокия Константиновна Колесникова вела поиск участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., призванных из Пуровского района. Согласно данным, полученных ею из Ямало-Ненецкого окружного военного комиссариата, в списках значился Новиков Михаил Владимирович, 1917 года рождения, призванный в Красную Армию в 1939 году из Пуровского района. Старейший краевед искала, уточняла информацию о его месте жительства. Она неоднократно обращалась в Администрацию села Самбург, в школьный музей, но данных по интересующему её вопросу не было. И лишь случай позволил найти этого человека.
В один прекрасный день на имя директора школы пришла бандероль, на котором значился обратный адрес:
Вскрыв бандероль, Анна Мячеславовна Муравьёва обнаружила в нем рукопись и письмо, в котором Новиков Михаил Владимирович сообщал, что случайно как-то сидя в парке г. Краснодаре, услышал в разговоре слово «Самбург». Он обратился с вопросом к отдыхающему, завязался разговор. От совершенно незнакомого человека он узнал, что школа, в котором он когда-то работал, действует до сих пор, чему был удивлен и рад. И решил отправить ксерокопию рукописи, так мы узнали о судьбе первого директора нашей школы.
Перед нами рукопись ветерана Великой Отечественной войны Новикова Михаила Владимировича, которая незримой нитью связывает прошлое и будущее, соединяя многие поколения узами святой исторической памяти. Рукопись фронтовика является ценным историческим документом, обладающим огромной информационной ценностью. Необходимость изучения рукописи вызвана тем, что подрастающее поколение порой забывает такие значимые факты из истории и не помнит, кому же она обязана своей мирной счастливой жизнью.
В тексте рукописи выделены такие единицы анализа, как суждения автора о его отношении к мирной жизни как общечеловеческой ценности, к собственной жизни как ценности самосохранения, к товарищам как ценности поддержки. О боевом сообщении и техническом обеспечении войск, об устройстве жилья, о санитарно-гигиенических условиях, несении караульной службы, обслуживании боевой техники. Рукопись подтверждает, что большинству солдатам удавалось адаптироваться к нечеловеческой, экстремальной обстановке войны.
Описание рукописи
Рукопись написана черными, частично синими чернилами; записи обведены ручкой. В рукописи имеются зачеркнутые слова, почерк разборчив. Лист с небольшим надрывом с левой стороны. Запись с двух сторон, на каждом листе по две страницы. Листы отксерокопированы. Бумага тонкая, чернила поблекли. Рукопись включает в себя отдельные части, каждая из которых имеет собственную нумерацию страниц. Общий объем рукописи превышает сто тридцать четыре рукописных листа. Каждый лист насчитывает сорок строк и двести тринадцать знаков. С первой страницы рукописи по девяносто пятую описывается период жизни Михаила Владимировича Новикова на Севере и затрагиваются события, которые разворачивались на …
Оборонительных операциях:
29 июня занимали оборону недалеко от станции Резекне. 5 июля 1941 года подошли к старой границе южнее станции Себеж.
Наступательных операциях:
В одну из ночей зачитали нам приказ о десантировании. За всю ночь мы прошли километров 12-15, и заняли деревню Тыновку. После Тыновки второй батальон 9-й воздушно-десантной бригады занял деревню Горбачи, Ключи. В конце марта 1941 года 214-я и 9-я воздушно-десантные бригады захватили станцию Буда. Наутро был передан приказ о наступлении. 6-ому стрелковому полку следовало форсировать реку Ловать, и двигаться в западном направлении. За день на том берегу реки Ловать было выведено из строя 4 ДЗОТа, что обеспечило им дальнейшее продвижение.
А также в боях местного значения:
Бой проходил в районе д. Малиновка в 20 км от Двинска.
Всю зиму 1942 года находился в лесу (полевая застава), охраняли дороги на подходе к штабу батальона.
Краткие сведения об авторе рукописи
Новиков Михаил Владимирович родился 9 июня 1917 году в деревне Покровка Тевризского района Омской области. Родители: отец – Владимир Герасимович, мать – Агафья Силантьевна Новиковы. Окончил Тарскую школу. С 1933-го по май 1937 года работал заведующим начальной школы в деревне Андреевка Тевризского района. В июне 1937 года, находясь в отпуске, поехал в г. Салехард. Поскольку у него на руках имелась справка, что он работал заведующим школой, то в окружном отделе народного образования приняли его на работу заведующим школой-интерната п. Самбург. Приехал в Самбург с караваном судов, который вел теплоход «Анастас Микоян». С 1937-го года по 1939-й год работал в Самбурге.
Прохождение службы в Вооружённых Силах Союза ССР
Сентябрь 1939 год – город Уфа, 290-й стрелковый полк-наводчик противотанкового орудия.
Ноябрь 1939 год - учеба в Тюменском пехотном училище.
Июнь 1941 года – окончил училище, получил звание лейтенант и направлен в город Двинск, Латвия 201-й воздушно-десантной бригады.
В 1941 году назначен помощником командира 12-й роты, прикреплен к 4-ому взводу.
Переведен командиром отдельного пулеметного взвода. Позже назначен заместителем командира батальона по строевой части 1-й гвардейской воздушно-десантной дивизии 6-го Гвардейского полка. В декабре 1942 года принял командование второго батальона.
На излечении по ранению
Приняли в госпиталь ГАР-33 (госпиталь легко раненых) деревни Куженчика на Можайском шоссе. Пролежал в ГАР-33 почти 3 месяца. 7 апреля 1943 г. М.В. Новиков получил осколочное ранение правого плеча и осколочное ранение правого голеностопного сустава с повреждением костей. Автор рукописи был трижды ранен. 3 ноября 1943 года был уволен из армии по ранению.
Имеет боевые награды
Воинское звание
Страницы с 95 по 134 описывают послевоенные годы жизни нашего автора, кроме этого, есть записи о годах жизни его верной спутницы жизни – Новиковой Аллы Павловны.
Из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны Михаила Владимировича Новикова
Первые дни войны
… 22 июня 1941 года в Ленинграде узнал о войне с Германией. 22 июня немцы предприняли попытку бомбить Ленинград, объявлялась воздушная тревога. 24 июня 1941 года я прибыл в Двинск. В городе стрельба, горели склады. Я вернулся обратно на вокзал. В это время стоял пассажирский поезд на Ригу – выехали. Километров через 20 я и еще один лейтенант вышли из поезда, и пошли искать свои части. По дороге шло много мужчин в военной форме, но без оружия. Видят, что мы командиры, спрашивают разрешения пристроиться. Говорю лейтенанту: «Формируй взвод, составь списки». Подходит еще младший лейтенант: «Формируй второй взвод». Утром 25 июня подъезжает военный и кричит: «Я майор такой-то, формируй полк, все ко мне». Подхожу, докладываю: «Лейтенант Новиков, сформировал роту». В это время подходит старший политрук, предъявляет майору документы и говорит: «По приказу командующего Прибалтийским военным округом всех парашютистов вернуть в свои части». Я подошел к старшему политруку, показал свое направление, он говорит: «Это моя часть». Так я пришел в батальон, меня назначили помощником командира 12-й роты, прикрепили к 4-ому взводу, где командиром взвода был младший лейтенант Старков. 26-27 июня 1941 года для меня был первый бой и знакомство с немцами. Всё происходило как на учениях. Пытался нас атаковать истребитель «Мессершмитт-109», но мы открыли огонь из всех видов оружия. Немцы строчат с автоматов по нашему левому флангу так, что солдаты и подняться не могут. Здесь я впервые увидел убитых немцев. Их было 6-8 человек. Я или кто другой помог их убить, не знаю, только они мне понравились очень. Длинные волосы, подворотнички чистые, одеты в комбинезоны, внизу на брюках металлические застёжки, банка с противогазом и автоматы с рожками, заполненные патронами. Это была передовая немецкая часть. Их завозили или выбрасывали с парашютами. Бой проходил в районе дер. Малиновка в 20 км от Двинска. Так получилось, что мне пришлось взять руководство боем на себя. Подошёл подполковник танковых войск: «Кто здесь старший?» Показывают на меня: «Танковая бригада номер такой-то прибыла в ваше распоряжение». Я говорю: «На опушке леса, метрах в 800, немцы. Надо атаковать». Спрашиваю: «Сколько танков?». Оказалось, шесть штук Т-5 и Т-27 с 37-мм пушками. Только отъехали от леса, один танкист еще с башни закричал: «За Родину, за Сталина!» Немцы открыли такой сильный артиллерийский огонь, что места живого нет, всё кругом горит и рвётся. Подходит со связью младший лейтенант, спрашивает: «Кто здесь старший?» Артиллерийский гаубичный полк прибыл в ваше распоряжение». Говорю: «Соедините меня с командиром». Спрашиваю: «Сколько орудий?» «Тридцать шесть». Мне нужно, чтобы вы открыли огонь по опушке леса, там немецкие окопы и артиллерийская батарея». Даёт команду: «Батарея, огонь!» Затем дивизион и весь полк – огонь!». Немцы отошли, и мы без потерь заняли опушку леса и два склада. В них оказались под замком 140 пленных. Это наши военные, которые прибыли в Двинск на формирование и были без оружия. Сколько было благодарностей… 5 июля 1941 года мы подошли к старой границе южнее станции Себеж километров 8. Подошли к речке, разделись. Глубина была по горло, одежду - кто в руках, кто на плащ-палатке несли, перешли к пограничникам. Часам 12 ночи подошли к станции Опочка. Все строения сожжены. Но пути восстановлены. Нам подали товарняк. Эшелон нас привёз на формирование западнее Великих Лук. Расположились в сосновом бору, я приказал было строить землянки. Нас быстро сняли из леса и товарняком отправили в Великие Луки. А через два дня на то место, где мы начали строить землянки, немцы совершили массированный налёт авиации. И лес, и землю – все смешали, осталось только чистое место. Снова подали товарные вагоны. На этот раз нас доставили в Ивановскую область, в г. Тейково для формирования. Разместили в сосновом бору, недалеко от города. Снова начали копать землянки размером барака на 120 человек (рота).
О прыжках с парашютом
9-я воздушно-десантная бригада находилась рядом с аэродромом, где базировались 4-моторные бомбардировщики – ТБ-3, иногда прилетали самолёты «Дуглас», ПС-84. Парашютисты выстраивались с одной стороны самолёта, упираясь один другому в спину, дверь открывалась, и прыгали один за другим. Вспоминаю свой первый прыжок. Первый прыжок совершали с парашютом ПД-6(парашют десантный, падение 6 метров в секунду). Самолёт был ПС-84. Мы выстроились в колону по одну, первым был лейтенант Петров, вторым – политрук Зозуля, а третьим – я. Смотрю, Петров улыбается, Зозуля совсем почерневший стоит, виду не показывает, что боится. Я посмотрел вниз на землю, ну, думаю, останется от меня одна лепешка. Шла такая внутренняя борьба – прыгать или не прыгать. Подали команду приготовиться, все взялись за кольца. Одели резинку на руку. Дали команду: «Пошёл!» Сзади напирали на передних к двери, не давали никому выйти из строя. Помню, когда шагнул за дверку, то летел головой вниз, ноги вверху. Затем ничего не помню. Мне потом рассказывали, что я летел метров 4000 затяжным прыжком, в бессознательном состоянии. Но, видимо, на ветру стал приходить в сознание, слышу, как мне кто-то будто говорит, как во сне: «Дёргай кольцо!». Сначала тихо, затем громче: «Дёргай кольцо!». И во весь голос: «Дёргай кольцо!». Сработал рефлекс, выработанный на тренировках: я дернул кольцо, да так сильно, что выдернул весь тросик. Как раскрывался парашют – я не видел. При этом меня встряхнуло сильно и ударило лямками. И тут такая волна радости. Как на седьмом небе, кажется, сейчас бы снова полетел прыгать. При этом забыл, как на тренировках учили держать ноги, туловище, только вижу внизу речушку, повар с открытым котлом возится. Кричу, чтоб закрыл котел, вижу, повар испугался, бегает кругом и не знает, что делать. В метрах пяти от котла я приземлился, правую ногу выставил вперед и получил растяжение сухожилия. Подъехала легковая машина и скорая помощь, я похожу к машине и докладываю: «Лейтенант Новиков совершил первый боевой прыжок!». Майор вышел из машины, пожал мне руку и сказал: «Предайте командиру батальон, что я объявил вам благодарность». Пополнение поступало медленно. К августу мы совершили кто два, кто три прыжка. Аэродром был рядом, стояли бомбардировщики ТБ-3. В воздухе они страшно ревели, 4 мотора, а скорость - не больше 240 км. в час. Точную дату не помню, когда нам объявили тревогу, срочно погрузили в самолеты человек 200, вооружение – пулеметы и автоматы. Куда их увели, мы не знали, позже через участников выяснили, что повезли в г. Орёл. Успели высадить в аэропорту, но немцы в это время заняли г. Орёл. Отряд участвовал в тех боях, некоторые вернулись обратно на формирование в город Тейково. Мы в это время были переброшены из Тейково в аэропорт Люберцы. Из Люберцы нас отправили обратно в г. Тейково для прохождения службы.
Меня перевели командиром отдельного пулемётного взвода. Мы не имели опыта ведения войны. Приходилось с большими трудностями его приобретать. Бывало, немцы открывают огонь из всех видов оружия, а наши - залегли и никто не сделает даже выстрела. Еще действовал страх, что заметят, откуда стреляют, да еще убьют. Это очень дорого обошлось в плане человеческих жертв. В начале 1942 года подготовка к выброске в тыл была закончена, нас погрузили в эшелон и направили в сторону Калуги. Доехали до взорванного железнодорожного моста, переправились на другой берег реки Оки. Снова подали состав, отправили нас в Калугу. Прыгать мы должны были километрах в 20-30 от г.Калуги, с зимних аэродромов. Немцы, видимо, уже хорошо были осведомлены, стали бомбить наш аэродром. Бомбили утром и вечером. Наши истребители летали по кругу. Но в бой не ввязывались. Немцы имели полное превосходство в воздухе – применялись двухмоторные штурмовики-истребители «Мессершмидт». Выстраиваясь в замкнутый круг. Оберегая один другого, отбомбили аэродром и ближайшие поселения. Немцы отбомбились. Улетели обратно. Говорили тогда, что наши Пе-2 (Петляковы) поднялись. Улетели бомбить их аэродромы, но больше сюда не возвратились. Командование вынуждено было перенести место выброски: из Калуги отправили нас под Москву, в Люберцы, на аэродром ЦАГИ.
Приказ о десантировании
В одну из ночей зачитали нам приказ о десантировании. Линии фронта перелетели благополучно, взяли с собой связку лыж с парашютом. Нам дали команду: «Приготовиться», потом команда «Пошёл». Все выпрыгнули, я еще проверил, все ли прыгнули, и сам вывалился через бомбовой люк. Раскрыл парашют хорошо, приземлился в снег, глубина – до метра. Собрал парашют, стал подавать сигнал фонариком. Ко мне подошли 3 бойца из нашего взвода. Вышли к дороге, пошли по ней, метрах в ста стоял стог сена. Там были немцы. Немцы, увидев нас, открыли огонь из автоматов, а мы даже ни одного выстрела не сделали. Спасло нас то, что дорога была ниже поверхности снега на полметра, и мы по дороге уползли обратно. Теперь уже было ясно, что идти надо в другую сторону. К утру нашли пачку с лыжами, сделали отметку - лыжу поставили, и сами взяли по две пары лыж. В километре от деревни был лесок, решили там замаскироваться. Часа в 3-4 дня появились немецкие штурмовики-истребители. Построились в круг и стали бомбить населенные близлежащие пункты, их было 12-15 штук. В деревнях было много подожженных домов. Стемнело, нам дали команду двигаться в колонне. За всю ночь мы прошли километров 12-15 и заняли деревню Тыновку. С другой стороны деревни въехали два немца. Один из них, как потом оказалось, поляк. Отличился лейтенант Чуйков. Он из нагана убил немца, а поляк сдался в плен. После Тыновки наш второй батальон 9-й воздушный десантной бригады занял деревню Горбачи. Немцы пытались удержать деревню, им для этого даже подбросили 3 танка. А у нас было только одно противотанковое орудие. Танки прорвались до середины деревни, а в центре был овраг, забитый снегом метра на 2,5, и танки застряли. В этом бою отличился командир роты младший лейтенант Волчанский. Он из противотанкового орудия подбил танк, с других двух танков сбежали танкисты, правда, в этом бою младший лейтенант Волчанский погиб. Одновременно с боями за Горбачи велся бой за деревню Ключи. Это было довольно большое село. Больше сотни дворов. Штурмовал его другой батальон, окружил. На помощь из Горбачей им перебросили роту лейтенанта Батенко. Немцы предприняли атаки с воздуха. Были самолеты одномоторные «Юнкерс -52» с неубирающимися шасси. Они издавали страшно жуткий звук, аж душу выворачивало. Бросали бомбы с пикированием. Делали в день 2-3 залета по 10-15 самолетов. Дня через три полеты прекратились, видимо, немцы убедились, что наших не выбить из Ключей. Мы вернулись в Горбачи, немцы предприняли попытку взять Горбачи обратно. Без боя подошли к крайнему сараю, без боя захватили наших спавших солдат и начали развивать наступление вглубь деревни. В окружении оказался дом, где находился штаб батальона. Адъютант командира батальона выбежал с автоматом из дома, сразил несколько немцев, командир батальона капитан Плотников был ранен. Дотемна наши вели бой за Горбачи. Победа была за нами.
Полевая застава
Я всю зиму 1942 года находился в лесу, охраняя дороги на подходе к штабу батальона. Немцы часто пытались пройти к штабу, но каждый раз мы отбивали их на подступах. Нам дали новую команду – идти на соединение с частями Западного фронта. Я уже был исполняющим обязанности командира роты. Конец марта, самая распутица, а мы идем по воде в валенках. В это время 214-я Воздушно-десантная бригада и 9-я воздушно-десантная бригада захватили станцию Буда. Охраняли мы мостовую переправу через болота. В эти дни интенсивно стали подбрасывать помощь боеприпасами и людьми с Западного фронта. В ночь на 2 мая 1942 года наш самолёт Р-5 перелетел линию фронта, приземлился в огороде какой-то деревни Калужской области. На следующий день нас снова посадили в самолет, и мы полетели в сторону Москвы. Приземлились в районе железнодорожной станции Голицыно. Меня приняли в госпиталь ГПР-33 (госпиталь легкораненых) деревни Куженчика на Можайском шоссе. На этом мой первый период войны закончился. Верховный главнокомандующий Сталин издал приказ: всем участникам парашютного десанта 1942 года предоставить отпуск: солдатам – 15 дней, офицерам – месяц. И я съездил в отпуск в Омскую область, Тевризский район, где жили жена и родители. Вернулся я в Тейково на формирование в указанный срок, а наш 4-ый воздушно-десантный корпус сформировали и отправили под Сталинград. А здесь начали новое формирование – 1-й гвардейской воздушно-десантной дивизии 6-го Гвардейского полка. Меня назначили заместителем командира батальона по строевой части. Командиром батальона был старший лейтенант Савин. Через два дня пришел приказ принять мне в командование второй батальон. Заместителем по строевой части был майор, а я – старший лейтенант. Я попросил командира полка, чтобы майора отозвали, а заместителем я поставил одного из командиров роты. Это был старший лейтенант Орловский. Позже, после моего ранения, он стал командиром батальона. Батальон был численностью 750 человек: 52 офицера, три стрелковые роты, минометная рота (шесть 82-мм минометов), пулеметная рота (12 станковых пулеметов системы Максим), батарея противотанковых орудий (6 пушек 45-мм), хозяйственный взвод и медпункты во главе с фельдшерами, в каждой роте - санинструктор.
О смене частей на передовой
Познакомили его с высоткой. Царинный подобрал 40 человек, вооружены только автоматами и по 2 гранаты на каждого. Задача: подползти к высотке полукругом, затем забросать гранатами. Начало операции – 4 часа утра. Мы все сидим и ждем, когда начнется операция. Немцы даже ни одного выстрела не сделали. На высотке взорвалось сразу 40 гранат, все было в огне и светло от взрывов. Мы заняли высотку. На высотке были хорошо оборудованы огневые точки для пулеметов, блиндажи для солдат. Наутро был передан приказ о наступлении. Нашему 6-му стрелковому полку следовало форсировать реку Ловать и двигаться в западном направлении. Наша рота слева быстро заняла населенный пункт на берегу речки. Но из-за сильного огня противника была остановлена. Дал команду – установить станковые пулеметы и вести непрерывный огонь по левому берегу реки, самим окопаться. Использовать подполья в сгоревших домах, кое-где – и русские печи как укрепления. Подготовили окоп для пушки, стрелять разрешил только тогда, когда обнаружил амбразуры ДЗОТа. За день на том берегу реки Ловать было выведено из строя 4 ДЗОТа, что обеспечило нам дальнейшее продолжение.
Форсирование реки Ловать
В бою за форсирование реки Ловать первый и третий батальоны понесли большие потери, такие, что из двух батальонов один даже не сформировали полностью. За форсирование реки Ловать меня наградили орденом Александра Невского. После Ловати я еще командовал месяца полтора, пока меня не ранило. Потерь в батальоне не было, мы занимали оборону и на рожон не лезли. Ночью немцы оставили свои позиции, и отошли километров на 15 на новые, а мы с батальоном переправились по льду через реку Ловать. Немцы оставили много мин. Когда вошли в лес, сразу же обнаружили мину. Мне пришлось ее разминировать.
Снайперское мастерство
У нас была создана группа снайперов во главе с лейтенантом. Уходили на позиции и возвращались поздно вечером. Выходили снайперы через день, каждый себе готовил позицию. Учили не торопиться, осмотреться, убедиться, не наблюдают ли за тобой, только после этого вести стрельбу. В лесу на сосне установили станковый пулемет. С этой сосны был хороший обзор деревни Жуково, находившейся в руках немцев. Иногда из пулемета обстреливали деревню. Что удивительно, немцы почти не применяли артиллерию, зато из шестиствольных минометов вели ежедневную стрельбу. Не было ни одного случая прямого попадания в наши сооружения, снаряды взрывались рядом, но вреда не наносили. Блиндаж командного пункта был сделан в лесу – толщиной в три бревна, перекрытие из четырех бревен, между стенками еще засыпалась земля (раньше это был немецкий командный пункт). Мы вынуждены были перенести командный пункт в другое место, и сделали его более прочным. А немец все-таки снарядом попал в блиндаж и разрушил его, правда, в нем уже никто не жил. Мы тоже каждое утро обстреливали позиции немцев из кочующих минометов. Позиция временная – раз отстреляли и переходили на другое место. Шел бой, мы с Кобылко залезли на сосну – высота метров 20, видно далеко, хорошо для корректировки огня. Во время боя над моей сосной разорвался снаряд, и меня ранило.
Госпиталь
(Из истории болезни: В бою 7 апреля 1943г. М.В. Новиков получил осколочные ранения правого плеча и бедра, обоих голеней, проникающее ранение грудной клетки и осколочное ранение правого голеностопного сустава с повреждением костей).
В 1943 году я прошел пять госпиталей. Только тогда дошло до меня, что, видимо, сильно я ранен. В течение трех месяцев я никого не помнил – ни врачей, ни медсестер. Я лежал в брезентовой палатке. Было тепло, хотя на дворе всего лишь апрель. Позже я выяснил, что у меня было крупозное воспаление легких – последствие ранения в правое легкое. Меня перевели в госпиталь на Валдай. Запомнил, ведь в песне какой-то звучит «колокольчик Валдая». В Валдае мне говорят: «Вам операцию ноги сделали, вы должны ходить, хотя бы на костылях». В истории болезни не записано, что осколок от мины вытащили, я говорю: «Мне врач сказал, что нужны рентген ноги и повторная операция». Меня понесли на рентген, подтвердилось, что нужна операция. Врач сказал: «Ну, тогда поедете дальше в тыл». Это было в начале 1943 года. Видимо, моё самочувствие было плохим, сам не помню, где я находился май, июнь, июль, август, до 13 сентября 1943 года, когда меня привезли в город Кострому на реке Волге, в эвакогоспиталь №1901(бывшая хирургическая больница).
Уволен из армии по ранению
Направили в распоряжение Московского военного округа. Предлагали работу военруком средней школы в Москве, но я решил ехать в Омск. 3 ноября 1943 года был уволен из армии по ранению. Когда прибыл в Омск, у меня спрашивали в облвоенкомате: «Куда поедете? Вы из армии отчислены» Ответил: «Поеду домой, в Тевриз». На этом эпопея войны для меня закончилась, это было в начале 1944 года. Военкомат направил меня работать военруком Тевризской средней школы.
Заключение
Из рукописи я узнала о тяжёлом военном времени. Это были страшные суровые годы, которые оставили свой отпечаток в жизни каждого человека. Рукопись рассказывает нам о неизвестных страницах войны, о тех событиях, которые не освещаются подробно на уроках истории. Искренность отдельных зарисовок, касающихся солдатских невзгод, которые выпали на долю лейтенанта Новикова – все это, несомненно, является достоинством рукописи. Из всего вышесказанного мы пришли к следующему выводу: рукопись представляет особую ценность, так как вызывает блеск в глазах у школьников. Оказывает эмоциональное воздействие, вызывая у посетителей музея чувство приобщения к событиям Великой Отечественной войны, чувство сопричастности. Текст рукописи является своеобразным дополнением к нашим уже имеющимся экспонатам о войне, она делает картину нашего представления более полной, развернутой. Оказывается, рукопись, лежащая под стеклом, может рассказать многое не только о тех местах и о тех людях, которые сражались рядом с героем рукописи. Таким образом, по рукописи ветерана, хранящейся в школьном музее, мы узнали о его участии в боях. Герой нашей работы решил, что о нем должны знать в далеком суровом краю, где когда-то он начинал свою трудовую деятельность.
Хорошо бы создать печатный каталог рукописных материалов участников боевых действий, которым смогут воспользоваться читатели библиотеки, специалисты музеев, архивов. Хотелось бы, чтобы завещание самого автора исполнилось.
Использованная литература:
1.Волостнов Н.И. «Гвардия в огне» Волго – Вятское книжное из-во,1979 год
2.Волостнов Н.И. Документальная повесть «Уходили добровольцы в десант» Волго – Вятское книжное издательство,1983 год
3. Рукопись ветерана Великой Отечественной войны Новикова Михаила Владимировича
Приложение
Фотография из книги Н.И Волостнова «Уходили добровольцы в десант»
Учитель биологии Нирка Г.Н. в гостях у Новикова М.В.
М.В.Новиков фото из архива школьного музея
Лягушка-путешественница
Привередница
Два морехода
Весёлые польки для детей
"Разделите так, как делили работу..."