6 октября 2014 года мир отмечал 100-летний юбилей одного из величайших путешественников современности – Тура Хейердала. Мало кто из нас не слышал о великом норвежском исследователе, ученом и путешественнике Туре Хейердале, который для многих был живым свидетелем развенчания научных мифов и доказательств самых невероятных гипотез.
Мы решили не проходить мимо такого события. Тем более, что сегодня для школьников путешественник – это кто-то из древности. Тот, кто открывал неизвестные земли и наносил их на карту. А сегодня путешественники – это кто? Что они ищут? Ведь на карте «белых пятен» больше нет.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_raboty.docx | 75.25 КБ |
hayrutdinov_rinat_tur_heyerdal.pptx | 2.82 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1
Школьная научно – практическая конференция
«Шаг в науку!»
ПРОЕКТ
Тур Хейердал. По следам знаменитого норвежца.
Автор: Хайрутдинов Ринат,
ученик 9 класса МОУ СОШ № 1
Руководитель: Брылёва Кира Андреевна,
учитель географии МОУ СОШ № 1
г.Петровск - Забайкальский
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………с. 3
Глава 1. Жизнь Тура Хейердала
Глава II. Путешествия и исследования знаменитого норвежца
2.1. Кон-Тики………………………………………………………….с.11
2.2. Десять секретов успеха экспедиции Кон-Тики………………..с.14
2.3. Другие исследования ……………………………………………с.20
2.3.1. Экспедиция на остров Пасхи ……………………………с.20
2.3.2. Лодки «Ра» и «Ра-II» ……………………………………..с.21
2.3.3. Тигрис …………………………………………….………с. 23
2.3.4. Последние путешествия …………………………………с.23
Заключение………………………………………………………..с.25
Литература и другие источники…………………………………..с.26
ВВЕДЕНИЕ
6 октября 2014 года мир отмечал 100-летний юбилей одного из величайших путешественников современности – Тура Хейердала. Мало кто из нас не слышал о великом норвежском исследователе, ученом и путешественнике Туре Хейердале, который для многих был живым свидетелем развенчания научных мифов и доказательств самых невероятных гипотез.
Мы решили не проходить мимо такого события. Тем более, что сегодня для школьников путешественник – это кто-то из древности. Тот, кто открывал неизвестные земли и наносил их на карту. А сегодня путешественники – это кто? Что они ищут? Ведь на карте «белых пятен» больше нет.
Цель нашего проекта - привлечение внимания к личности Тура Хейердала, как одного из величайших путешественников современности.
К 100-летию знаменитого норвежца этот вопрос приобретает особую актуальность.
В соответствии с целью был намечен ряд задач:
Объект исследования – Тур Хейердал.
Предмет исследования – исследовательская деятельность путешественника.
Гипотеза: если мы интересно и правдиво донесём информацию о Туре Хейердале до обучающихся школы, то на праздновании 100- летнего юбилея будет очень много участников.
Глава 1.
Тур Хейердал (6 октября 1914 г – 18 апреля 2002 г)
Тур Хейердал родился в небольшом городке Ларвик на юге Норвегии в семье Тура и Алисон Люнг Хейердал. Отец владел пивоварней. Мама работала в антропологическом музее. Мать мальчика, сторонница эволюционной теории Дарвина, рано пробудила интерес Тура к зоологии, поэтому еще в детстве у него был собственный зоо-музей в одном из помещений пивоварни отца.
В детстве Тур страшно боялся воды, потому что дважды чуть не утонул. Как он сам вспоминал впоследствии, если бы лет в 17 ему кто-нибудь сказал, что он будет плавать по океану на утлой лодчонке по нескольку месяцев, он счёл бы того человека безумным. Расстаться с этой боязнью он смог только в 22 года, когда, случайно упав в реку, нашёл в себе силы выплыть самостоятельно.
В 1933 году 19-летний Тур Хейердал поступил в университет Осло на естественно-географический факультет. Там он изучал зоологию и географию. В то же время Тур познакомился в Бергене с Бьёрном Крепелином, норвежским путешественником, жившим в период Первой мировой войны в Полинезии, на Таити. Бьёрн Крепелин, заслуживший уважение вождей острова Таити, собрал огромную коллекцию предметов и книг. Тур получил доступ к библиотеке Крепелина и самостоятельно изучал историю и культуру Полинезии (позже эта коллекция была приобретена у наследников Крепелина библиотекой университета Осло и передана в научно-исследовательский отдел музея Кон-Тики). Эта встреча оказала большое влияние на молодого студента, во многом определив выбор им карьеры исследователя и путешественника.
После семи семестров обучения и консультаций у экспертов в Берлине профессора́ зоологии Кристина Бонневи и Яльмар Брок разработали и организовали проект, который предусматривал посещение некоторых удалённых островов Полинезии и изучение того, каким путём туда могли попасть животные, населяющие острова в наши дни.
В декабре 1936 года, в сочельник, Хейердал женился на Лив Кушерон-Торп, с которой он познакомился незадолго до поступления в университет (она изучала там экономику). И именно с ней в начале 1937 года, сразу после женитьбы, Хейердал покинул Осло и отправился в своё первое длительное путешествие. Отплыв из Марселя, они пересекли Атлантический океан, прошли через Панамский канал и, пройдя по Тихому океану, прибыли на Таити. Один месяц Тур и Лив провели в доме таитянского вождя, где постигали науку выживания в естественных условиях. Затем они переехали на изолированный остров Фату-Хива (один из группы Маркизских островов), где провели целый год в отрыве от цивилизации.
Им казалось, что они смогут прожить в условиях девственно нетронутой природы, подобно Адаму и Еве, без особых сложностей. Однако со временем у Лив и у Тура стали появляться на ногах кровоточащие язвы, им необходимо было срочно показаться врачу, который, к счастью, нашелся на соседнем острове. Вылечившись, молодые люди возвратились на Фату-Хива, но через некоторое время, чувствуя растущую неприязнь со стороны местного населения, были вынуждены вернуться на родину.
О событиях, происходивших с Туром Хейердалом во время стоянки на Маркизских островах, рассказывает его первая книга «В поисках рая» (1938). С целью найти следы морских путешественников Тур Хейердал отправился в Канаду, где стал знакомиться с жизнью местных индейцев. Там его застала Вторая мировая война. Как истинный патриот, он желал сражаться с врагом и, в конце концов перебравшись в США, завербовался в армию.
После войны продолжил путешествовать. Каждое его плавание было исследовательской работой, в которой он либо отвергал, либо подтверждал различные теории.
В последующие годы Хейердал был занят многими экспедициями и археологическими проектами. Однако он остался наиболее известен своими морскими путешествиями на лодках. Много издал книг и статей. Огромный научный опыт оставил он человечеству.
Хейердал являлся активистом «Зелёной политики». Мировая известность Хейердала послужила причиной его встреч с известными политиками. Он даже выступил с докладом о значении охраны окружающей среды перед последним главой СССР Михаилом Горбачёвым. Хейердал ежегодно участвовал в присуждении Альтернативной Нобелевской премии в качестве члена жюри. В 1994 году Хейердал и актриса Лив Ульман были выбраны норвежцами для выполнения почётной обязанности открытия зимней Олимпиады в Лиллехаммере и предстали перед телевизионной аудиторией, насчитывавшей больше миллиарда человек. В 1999 году соотечественники признали его самым знаменитым норвежцем XX столетия. Он был награждён многочисленными медалями и премиями, а также удостоен одиннадцати почётных степеней университетов Америки и Европы.
В 1991 году 77-летний отец пятерых детей Хейердал в третий раз сочетался браком. Его избранницей стала бывшая Мисс Франции 1954 года Жаклин Бир. Много лет проживавший на итальянской Ривьере, Хейердал перебрался с супругой на Тенерифе.
Хейердал умер в возрасте 87 лет от опухоли головного мозга в имении Колла-Микери в итальянском городке Алассио, в окружении своей семьи — жены Жаклин, сыновей Бьёрна, Тура и дочерей Мариан и Беттины.
У него был рак. Узнав о своем окончательном диагнозе, Тур отказался от медицинской помощи, предпочтя провести последние дни в своем доме в Италии среди самых близких ему людей. Как потом рассказал его сын — Тур-младший, — когда Хейердала выписали из госпиталя, он собрал у себя родню: «Все, прощайте, я ухожу. Не волнуйтесь, мне хорошо, и со мной все будет в порядке». Он достойно жил и достойно ушел...
На родине ему ещё при жизни был установлен памятник, а в его доме открыт музей. 18 января 2011 в состав ВМС Норвегии вошёл современный фрегат «Thor Heyerdahl» (F312), названный в честь великого путешественника.
1.2 Семь фактов из жизни Тура Хейердал
Весь мир внимательно следил за тем, как Хейердал с группой отважных единомышленников пересекает Тихий океан, высаживается в Полинезии, проводит археологические раскопки на территории древней Месопотамии, ищет следы инков в Перу, отправляется в опасные путешествия по джунглям Боливии, бродит среди гигантских каменных статуй на острове Пасхи…
1. Тур Хейердал родился в 1914 году в рыбацком городке Ларвик на юге Норвегии. Страсть к путешествиям маленькому Туру привили родители, которые сами всерьез увлекались изучением этнографии и географии. Его мать, хозяйка городского краеведческого музея, всячески поощряла походы сына и его друзей по окрестным лесам. Мальчишки рисовали карты местности, учились стрелять из луков и готовить себе пищу на костре. Во время одного из таких походов 8-летний Тур заблудился. На его поиски немедленно снарядили целую экспедицию, но мальчик, проблуждав полтора дня по лесу, сам нашел дорогу домой. Да к тому же нарисовал подробную карту местности, по которой долгое время ориентировались заезжие рыбаки.
2. В 12-летнем возрасте Тур стал хозяином одного из залов музея своей матери — «историко-зоологической экспокомнаты» . Собственно, это была лишь маленькая пристройка, ранее служившая баней, но Хейердал буквально преобразил ее. С помощью друзей и под надзором матери Тур собрал уникальную коллекцию чучел животных, обитавших в этих местах. Да вот незадача -- однажды в «экспокомнату» пришел старый отшельник, который обнаружил в музее множество исторических несоответствий. И Тур напросился пожить на природе с ним. Они бродили по лесам, распознавали следы животных и ели муравьев. Позже Хейердал говорил, что отшельник научил его «тонко чувствовать природу и понимать разницу между добром и злом».
3. Поступив на зоологический факультет университета Осло, Тур Хейердал буквально с первого дня стал удивлять своих однокурсников. Например, отправляясь на выходные в «экспедицию», он спал в тонком спальном мешке прямо на снегу. Говорят, что однокашники даже заключали между собой пари, вернется ли Хейердал из своих путешествий. Всегда выигрывали те, кто утверждал, что Тур очень скоро появится на занятиях… Впрочем, университетская программа Туру довольно быстро наскучила. Тем более что он уже бредил дальними странствиями. В 1938 году Хейердал вместе со своей первой женой Лив отправился на острова Маркизского архипелага. Любопытно, что Лив так прониклась идеями Тура, что целый год прожила с ним на острове, которого не коснулась цивилизация. Все это время они прекрасно ладили с аборигенами, которых на Большой земле называли не иначе, как «дикарями» и «людоедами». Тогда Хейердалу и пришла в голову мысль о том, что индейцы из Южной Америки могли пересечь Тихий океан и добраться до Полинезии. В 1947 году Тур, твердо уверенный в своей правоте, прошел на плоту «Кон-Тики» от Перу до Полинезии, доказал свою теорию и стал знаменитым.
4. Тур был женат три раза, и каждый его брак был исполнен любви. «Я всегда женюсь по любви», -- шутил Хейердал. С первой женой Лив Кошерон-Торп Тур вступил в брак в 1936 году. У них родились два сына. Второй избранницей Хейердала стала Ивонн Дедекам-Симмонс, подарившая ему трех дочерей. В 1995 году Тур встретил свою последнюю любовь. Жаклин Бир была настоящей красавицей. Моложе Хейердала на 30 лет, она внесла в его жизнь «струю свежего ветра». Известная фотомодель, бывшая «Мисс Франция», снявшаяся в нескольких фильмах, Жаклин трогательно заботилась о своем супруге, сама стирала и гладила ему рубашки, выхаживала его, когда он болел, и была его «лучшей советчицей во всех начинаниях».
5. Хейердал и его жена Жаклин решили обосноваться на Тенерифе, облюбовав замок, считавшийся национальным достоянием. Местная мэрия пошла навстречу великому путешественнику и позволила ему поселиться в замке, где более 100 лет никто не жил. Местные власти хотели сделать из замка музей, но сочли, что у Хейердала это получится лучше.
6. Основная часть доходов Хейердала складывалась из гонораров от написанных им книг и чтений лекций. Рассказывают, что однажды во время лекции в одном из университетов Тур пожурил расшалившегося студента и попросил его либо покинуть аудиторию, либо рассказать что-нибудь о Латинской Америке. Несмотря на то что парень допустил не менее 30 неточностей, его увлеченный рассказ произвел такое впечатление на Хейердала, что они еще долгое время переписывались…
7. У Тура Хейердала было такое количество наград и званий, какого, наверное, нет ни у кого из современников. Он был почетным членом академий наук более чем 50 стран мира, его заслуги были отмечены докторскими степенями 20 университетов. Книги Хейердала «Путешествие на «Кон-Тики»» (1949), «Аку-Аку» (1957), «Ра» (1970), «Фату-Хива» (1975) издавались на 67 языках.
Тур Хейердал, которого называли современным викингом и реальным Индианой Джонсом, не прекращал работу буквально до последних своих дней и считал это главным рецептом молодости.
1.3 Отношение к России
В России, к которой Хейердал относился с особым чувством, у него было много друзей, но никто, наверное, не был так близок, как Юрий Сенкевич, — не только участник трех организованных Хейердалом путешествий — на обеих «Ра» и «Тигрисе», но и его друг. После того как со дня смерти Хейердала прошло какое-то время, редакция журнала попросила Юрия Александровича поделиться своими воспоминаниями. На вопрос о том, как произошло его первое знакомство с Туром — именно так он его называет вот уже не один десяток лет, — Юрий Александрович ответил, что впервые он познакомился с ним еще в детстве, когда прочел книгу «Путешествие на «Кон-Тики» и еще не мог и мечтать о том, что через много лет судьбе будет угодно свести его с ее автором.
Впервые Тура Хейердала Сенкевич увидел в 1969-м, после целой череды не совсем обычных событий. «Однажды в лабораторию Института медико-биологических проблем, где я тогда работал, пришел мой шеф Борис Борисович Егоров и заявил: «Юра, я тебя продал». «Кому это?» — опешил я. «Ты Хейердала знаешь? Так вот, он затевает какую-то экспедицию, то ли вокруг света, то ли еще куда, и ему нужен врач с экспедиционным опытом и знанием английского. Поплывешь?» — «Вообще-то моего согласия и не требовалось: все уже было решено «наверху». Хочешь не хочешь, а плыть-то надо. Но я, конечно, хотел! И начал готовить список медикаментов, а уже когда узнал, что в экспедиции будет семь человек, то, уже исходя из этого, взял справочник врача и прошелся прямо по алфавиту, запасаясь на все случаи жизни, исключив только гинекологию и детские болезни. В результате получился громадный мешок. Вскоре меня вызвал министр здравоохранения Петровский Борис Васильевич. В его кабинете я увидел незнакомого мне человека. «Вам предстоит очень серьезное дело, — сказал министр как бы в ответ на мой удивленный взгляд. — А потому мы, Юрий Александрович, поступим, как при космическом полете. Вы у нас будете основным, а вот этот товарищ — вашим дублером, на всякий случай...» Этого дублера я больше никогда не видел.
Сначала все было тихо, а потом вдруг завертелось с неимоверной скоростью. Срочно нужно было собирать документы, срочно нужно было ехать в Академию наук, где оформлялся мой выезд, — все срочно, срочно, срочно... Всучили мне на дорогу 200 долларов, не забыв приписать, что «с условием возврата», и буквально за 3 дня едва ли не «вытолкали» из страны. И полетел я в Каир, не успев даже с родителями попрощаться. Как потом выяснилось, наши так долго раскачивались, что Тур устал меня ждать и начал слать в СССР телеграммы: «Когда же вы пришлете врача? Ведь мне надо с ним познакомиться!». После второй последовал ответ, что, мол, экспедиция только в мае и чего ради так торопиться? Тогда он обратился с просьбой о содействии к норвежскому послу в Каире Петеру Анкеру. Анкер явился к нашему послу Виноградову и сказал: «Либо вы присылаете вашего врача, либо мы берем врача из Чехословакии». Но так как в 69-м еще были свежи в памяти пражские события, то «мы», конечно, никоим образом не могли позволить этим «смутьянам» занять наше место в Хейердаловой лодке.
...Когда самолет приземлился, меня встречал высокий, элегантный, седовласый Тур, в клубном пиджаке, с эмблемой «Кон-Тики». «Добрый день, Юрий!» — «Добрый день, мистер Хейердал»! — «А это что такое?» — он указал на мешок с лекарствами. «Это аптечка». — «Такой хватит на всю Скандинавию!» — добродушно улыбнувшись, сказал он. На следующее утро поехали мы к знаменитым пирамидам, возле которых и строилась лодка. Когда я увидел этот «стог сена», к тому времени уже почти преобразившийся в красавицу «Ра», то был просто потрясен. И мне предстояло на ней путешествовать через океан! Я бегал по палубе и радовался, как ребенок. Тур смотрел на мой восторг с умилением. Уже на второй день мы перешли на «ты». Он со всеми был на «ты», будучи значительно старше всех нас.
Тур любил Россию — и вовсе не за черную икру. Он слишком хорошо знал, что здесь он и понят, и принят — он был в Советском Союзе едва ли не национальным героем. Более того, во время второй мировой он, по его утверждению, остался в живых только благодаря советским солдатам. И, видимо, совершенно не случайно последний его проект был нацелен на Россию: Тур проводил раскопки на Азове, ища подтверждение еще одной своей гипотезы о том, что предки современных норвежцев были выходцами из причерноморских степей. Но завершить задуманное не успел...
Глава 2 Исследования и путешествия
2.1 Кон-Тики
Об этом путешествии уже сложены легенды и снят даже полнометражный, художественный фильм. Путешествие на Кон-Тики стало самым знаменитым путешествием Тура Хейердала. И о нём будут помнить ещё многие и многие годы, продолжать восхищаться мужеством, и бесстрашием этих романтиков, во главе которых был Тур Хейердал.
Путешествие на плоту Кон-Тики вдохновило многих людей на смелые поступки и стало визитной карточкой Тура Хейердала. Именно этот его переход по Тихому Океану принёс ему мировую известность, а уж потом и все остальные его, не без того замечательные приключения.
Кон-Тики это плот, сделанный из 9 бальзовых деревьев. Длина их от 10 до 14 метров. Деревья эти были срублены в джунглях Эквадора и привезены на его побережье. Кон-Тики имеет острый нос, который улучшал его качества и увеличивал скорость.
Строительство плота. Тур Хейердал и его команда срубили 9 самых больших деревьев, которые только могли найти и сняли с них кору, так как это делают индейцы.
В столице Перу Лиме они приступили к строительству своего плота. Власти Перу выделили им док в порту и рабочих этого дока, которые и проделали основную работу. Большие бальзовые брёвна были основой плота, сверху они положили ещё 9 бальзовых брёвен, но меньшего диаметра. Эти брёвна стали основой палубы, которую они застелили бамбуковыми циновками. Так же из бамбука была построена небольшая хижина, в центре палубы. Крыша хижины выполнена из банановых листьев.
Судно было собрано без единого гвоздя и все части его были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест - инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева, которое тонет в воде.
Власти не верили, что плот сможет дойти до островов Полинезии, и даже заключали пари между собой. Но люди, собравшиеся перед отплытием старались взять у команды автографы, в надежде, что плот всё таки сможет дойти до намеченной цели.
Плот получил название Кон-Тики, в честь имени бога солнца древних инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй стало появилось на парусе этого судна. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой.
28 апреля 1947 года плот Кон-Тики отплыл от перуанского порта Кальяо. Для того, чтобы это судно не мешало портовому движению, военно-морской буксир вытянул плот на 50 миль, вплоть до течения Гумбольдта. Дальше команда Тура Хейердала проследовала уже самостоятельно.
Экипаж Кон-Тики
Тур Хейердал (1914—2002) - руководитель экспедиции.
Эрик Хессельберг (1914—1972) - штурман и художник. Он нарисовал изображение бога Кон-Тики на парусе судна.
Бенгт Даниельссон (1921—1997) - исполнял обязанности кока. Он интересовался теорией миграции. Также помогал как переводчик, так как единственный из экипажа говорил по-испански.
Кнут Хаугланд (1917—2009) - радист.
Турстейн Робю (1918—1964) - второй радист.
Герман Ватцингер (1916—1986) - инженер технических измерений. Во время экспедиции вёл метеорологические и гидрологические наблюдения.
Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.
В пути. Недостатка в морепродуктах у них не было - за бортом открытый океан. Они готовили еду на примусе, который взяли с собой и поместили в деревянный ящик. Один раз кок задремал и загорелась бамбуковая стена хижины, но её смогли легко потушить. Еда, как и различное оборудование хранилось под палубой, между бамбуковыми циновками и бальсовым основанием. Всё необходимое было упаковано в картонные коробки, залитые асфальтом (битумом), чтобы в них не попадала влага.
Часть эксперимента заключалась в том, что двое членов экипажа не ели рыбу и другие морепродукты - для них была специальная диета, которую нужно было испробовать. Они питались американскими пайками, разработанными для военных, но ещё не были испробованы.
Если им хотелось свежей рыбы, то для этого нужно было просто закинуть крючок, за 20 минут до еды - и рыба гарантированно будет к обеду!
Так же они пробовали пить лимфатическую жидкость, полученную из гланд рыбы. Этим самым они хотели посмотреть возможность добычи питьевой воды в открытом море. Участники экипажа Кон-Тики взяли с собой чуть меньше тонны пресной воды, которую время от времени пополняли идущими тропическими дождями. Для поддержания солевого баланса, иногда они смешивали пресную воду с морской.
Они взяли с собой резиновую лодку, с которой снимали некоторые виды плота, а так же, если вдруг кому-то хотелось побыть вне команды, одному, то он мог сесть в эту лодку и плыть в ней, привязанный к плоту.
До того, как они достигли половины пути, они пережили две больших бури, одна из которых длилась 5 дней. Во время которого у них не было времени даже на съемку. Во время шторма был сломан парус, рулевое весла, а брёвна разошлись. Была разрушена палуба, но им удалось её починить. Так же они потеряли своего попугая.
Кон-Тики шёл со средней скоростью 80 км в день, рекордом их скорости был один день, за который они проделали 130 км.
Наконец появилась земля. Это был архипелаг Туамоту (Французская Полинезия). Пройдя ещё ряд островов, они доплыли до кораллового атолла Рарона и высадились на берег.
Брёвна плота выдержали. Они доказали, что на самодельном плоту из базальтовых брёвен можно вполне переплыть из Южной Америки к островам Полинезии. Именно так строили плоты древние инки. Они прибыли на остров 7 августа 1947 года.
Проделали путь длиной в 6980 км.
Путешествие на «Кон-Тики» заняло 101 день.
Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музее в Осло.
Тур Хейердал и его команда доказала теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами. Так же они доказали, что кокосовые орехи не могли переплыть океан сами и потом взойти, из-за морской воды орехи становятся не пригодными к всходам, а стало быть их завезли люди на острова.
На островах Полинезии они посадили семена различных растений, в знак того, что индейцы, приплывшие сюда многие годы назад, садили различные растения.
2.2. Десять секретов успеха экспедиции Кон-Тики Тура Хейердала.
Восхищаясь мужеством норвежского ученого, Redigo рассказывает о том, что сделал Хейердал, чтобы добиться успеха, и приправляет текст цитатами из его собственной книги.
«За бутылкой хорошего виски хозяин сообщил, что его интересует наша экспедиция. Он предложил нам финансовую помощь при условии, что мы напишем ряд статей для газет, а по возвращении выступим с докладами в ряде городов».
Тур Хейердал
В сумасшедшую идею Хейердала – «превращение» в индейцев и пересечение на плоту Тихого океана – поначалу не верил никто. Незнакомые люди крутили пальцем у виска, ученые мужи посмеивались, а друзья яростно отговаривали норвежца от безумной затеи. Однако настойчивость Хейердала не знала границ. Рассказывая о своей мечте десяткам скептичных исследователей, путешественников, моряков и простых обывателей, Тур не только не терял уверенности в себе, но и оставался в «профите», заводя множество новых знакомств.
Со временем у норвежца появились единомышленники, которые, в свою очередь, стали искать выходы на спонсоров и всех, кто мог оказать поддержку.
Тур Хейердал был сильно увлечен своей идеей путешествия через океан, и его не смущала армия скептиков.
«Я не хотел набирать экипаж из моряков, так как они вряд ли лучше нас были знакомы с плотами. Кроме того, мне не хотелось, чтобы в случае удачного исхода экспедиции ее успех приписали бы тому, что мы были более опытными моряками, чем древние строители плотов из Перу».
Тур Хейердал
Звучит странно – как это без моряков? Отправиться в открытый океан на три-четыре месяца, не имея на борту ни одного профи? Однако Тур Хейердал был убежден, что «морские волки» в его путешествии будут только обузой. Его опыт общения с бывалыми моряками показал, что они совершенно не смыслят в вождении плотов, хотя, безусловно, много знают о кораблях. Пригодились ли бы их умения в экспедиции? Вряд ли.
Тем не менее, в команде Хейердала все равно оказался человек, имеющий прямое отношение к корабельному делу. Им стал Эрик Хессельберг, художник, который совершил в юности несколько кругосветных плаваний (позже он стал знаменит; среди его друзей были Пикассо и Сименон). С еще одним участником экспедиции Тур подружился в норвежском доме моряков в Бруклине. Это был Герман Ватцингер, инженер, приехавший в Нью-Йорк изучать холодильные устройства. Его познания в метеорологии и гидрографии могли оказаться полезными во время путешествия. Также в команду были приглашены Кнут Хаугланд и Турстейн Раабю – связисты, участвовавшие во Второй мировой (Раабю прославился тем, что несколько месяцев передавал в Англию донесения о том, что происходило на борту немецкого линкора «Тирпиц»). С шестым участником экспедиции Хейердал познакомился в Перу – им стал Бенгт Даниельссон, рыжий швед, изучавший быт горных индейцев.
«Я разыскал дневники первых европейцев, ступивших на тихоокеанское побережье Южной Америки. В них было много рисунков и описаний больших плотов индейцев, связанных из бальзовых бревен. Все они имели прямоугольный парус, килевые доски и длинное рулевое весло на корме».
Тур Хейердал
Путешественник прекрасно понимал, что ему нужен был плот, похожий на те, которыми пользовались древние индейцы. Ни капли не современнее – иначе его эксперимент попросту не имел бы смысла. Проведя несколько недель в архивах библиотек и пообщавшись со знающими людьми, Тур Хейердал узнал, из чего ему надо строить плот. Требовалось найти бальзу – редкие деревья с очень прочной и легкой древесиной. Именно из бальзы инки выдалбливали себе каноэ и делали доисторические плоты.
«Эксперты, осматривавшие наш плот, не обещали нам ничего хорошего. Штормы или ураган смоют нас за борт, волны будут перекатываться через плот даже при самом легком бризе, а наша одежда, пропитанная соленой водой, постепенно разъест кожу и испортит все, что мы с собой возьмем».
Тур Хейердал
Посмотреть на плот, который собирался пересечь Тихий океан, хотелось всем – от адмиралов и журналистов до важных чиновников. Здесь-то путешественникам и пришлось пережить первый шторм – из язвительной критики и суровых прогнозов. Опытные морские волки камня на камне не оставили от «Кон-Тики», обсуждая его неуклюжесть и размеры. Одни считали, что плот слишком мал и не переживет ни одной бури, другие думали, что он, наоборот, слишком большой и разломится пополам на гребне первой мощной волны. Люди даже заключали пари на то, через сколько дней плот пойдет ко дну. На Хейердала как руководителя экспедиции выпала большая доля насмешек. Но, благодаря своему упрямству и удивительной психологической устойчивости, путешественник большую часть критики пропустил мимо ушей. Отступать уже некуда, считал норвежец, и друзья полностью его поддержали.
«В пути нам предстояло узнать, можно ли ловить в открытом море рыбу и собирать дождевую воду. Я считал, что мы должны были взять с собой тот фронтовой паек, который нам выдавался во время войны».
Тур Хейердал
Норвежец хотел с точностью до деталей повторить плавание индейцев, но все же решил не экспериментировать с едой. Он знал, что аборигены когда-то легко обходились во время плаваний сушеным бататом и вяленым мясом. Однако пользоваться древними «рецептами» в нынешней ситуации было рискованно. Если бы запас продуктов вдруг испортился, шесть взрослых мужчин могли просто умереть с голоду.
Большей частью провизии путешественников снабдил Пентагон. На плот были погружены несколько сотен коробок с консервами, покрытые сверху тонким слоем асфальта – чтобы не попала влага. Их запаса должно было хватить на четыре месяца. Кроме того, экипаж запасся большим количеством созревающих фруктов, кокосами, а также рыболовными снастями: нужно было понять, как обстоят дела с уловом посреди открытого океана. И рыбные «запасы» морских глубин не подвели. Во время плавания команда «Кон-Тики» с удивлением поняла, что добыча сама идет в руки. Каждое утро Хейердал и его компаньоны находили на палубе десятки летучих рыб, которые тут же отправлялись на сковородку (на плоту был небольшой примус). Океан кишел тунцами, скумбриями и рыбами-бонито. Приспособившись к морской рыбалке, друзья даже стали ловить акул, иногда затаскивая их на плот, просто схватив за шершавый хвост. Тем не менее, наши герои понимали, что выдержать долгое путешествие помог им именно запас консервов, которыми они могли питаться и в штиль, и во время штормов.
«В тропиках в знойные дни можно вливать в себя столько воды, что она польется через рот обратно, но вы по-прежнему будете испытывать жажду. Организму нужна не вода, а, как это ни странно, соль».
Тур Хейердал
На борт «Кон-Тики» перед отплытием к островам Полинезии было погружено полсотни контейнеров с 1100 литрами родниковой воды. Этого запаса легко хватило бы на несколько месяцев пути. Хотя уже через несколько недель путешественники почувствовали, что вода испортилась и стала противной на вкус.
Хейердал часто думал о том, как справлялись с жаждой его предшественники индейцы. Они хранили воду в сушеных выдолбленных тыквах и в толстых бамбуковых стволах. Пили воду из отверстий, после чего затыкали дырки крепкими пробками. Кроме того, аборигены владели секретами, с помощью которых выживали даже тогда, когда вода иссякала. Они «выжимали» пойманную рыбу, в результате чего выделялась жидкость, способная утолить жажду. Не прибегая к такому весьма экстравагантному способу, Хейердал и компания все же научились контролировать свои потребности в воде. Понимая, что организм требует соли (которую теряет во время потения), они смешивали пресную воду с морской. А вскоре научились пить и саму морскую воду – когда случайно узнали, что зерна овса почти полностью уничтожают ее неприятный соленый вкус.
«Наибольшую угрозу представляли для нас предательские завихрения течения к югу от островов Галапагос. Они могли быть роковыми для нас, если бы мы попали в них. Сильные морские течения могли подхватить наш плот и унести его к берегам Центральной Америки, швыряя во все стороны».
Тур Хейердал
Попав в начале пути в небольшой шторм и потратив несколько дней на то, чтобы научиться управляться с парусом и килем, путешественники в итоге довольно шустро понеслись в нужном направлении со скоростью 55-60 морских миль в сутки.
Сперва наши герои опасались любой крупной волны. Однако вскоре выяснилось, что тяжелый и массивный «Кон-Тики» легко справляется с неприятностями. Плот, словно гигантские санки, просто «въезжал» на гребень волны и таким же образом «сползал» вниз. Вода захлестывала посудину сотни раз в день, но тут же уходила сквозь щели в бревнах. Хейердал ради интереса посчитал, что ежедневно на корму обрушивалось почти 200 (!) тонн воды. Во время штормов эта цифра достигала 10 тысяч тонн воды в сутки. Однако плоту все было нипочем. Легкие, но очень прочные бальзовые бревна выдерживали любой натиск.
«Кнут и Турстейн были все время заняты своими промокшими батареями, паяльниками и различными радиосхемами. Понадобились весь их опыт и сноровка, полученные во время войны, для того чтобы маленькая радиостанция, невзирая на брызги и сырость, работала бесперебойно».
Тур Хейердал
Участников экспедиции перед началом путешествия не связывала долгая и крепкая дружба. Парни практически не были знакомы и знали лишь о профессиональных умениях друг друга. Все имели разные характеры. Провести больше трех месяцев в обществе одних и тех же людей – не шутка. Было ясно, что от любого рода конфликтов экипаж могут сберечь грамотное распределение обязанностей и постоянная занятость.
И проблем с этим не возникало – работа на плоту была всегда. Вахтенные дежурства сменялись рыбалкой, а рыбалка – приготовлением обедов. Обязанности кока путешественники выполняли по очереди. Кнут Хаугланд и Турстейн Раабю ежедневно стучали ключами Морзе, сам Хейердал старательно вел дневник наблюдений, записывая каждую мелкую деталь (основываясь на этих записях, он позже и написал ставшую известной книгу). Этнолог Бенгт Даниельссон взял с собой на плот 70 трудов по социологии и превратился в книжного червя. Герман Ватцингер постоянно возился с метеорологическими инструментами и прочими измерительными приборами. Эрик Хессельберг чинил паруса и делал смешные рисунки своих бородатых компаньонов и морских обитателей.
«Мы установили дружественные отношения с акулой, которая плыла за нами сегодня. Во время обеда мы ее кормили и совали куски прямо в пасть. Она вела себя, как собака, о которой с уверенностью нельзя сказать, злая она или ласковая».
Тур Хейердал
На борту плота во время путешествия находились не шесть, а семь участников экспедиции. Седьмым был зеленый попугай, которого притащил с собой Герман. Нахохлившаяся птица сидела в клетке и трещала по-испански, постоянно веселя окружающих. Вскоре попугай осмелел, начал разгуливать по плоту и подружился с радистами, регулярно забегая в их уголок. К сожалению, через пару месяцев пути птицу смыла за борт большая волна. Океан поглотил попугая за считанные секунды, и больше его никто не видел.
Однако у путешественников стали появляться новые друзья. В одном из отверстий в плоту поселился краб Юханнес: он жил неподалеку от рулевого весла и с нетерпением ждал, когда ему выдадут очередную порцию корма. Схватив клешнями печенье или кусок рыбы, краб уносился в нору, где быстро стрескивал угощение. С экипажем подружились и рыбы-лоцманы, которые следовали за «Кон-Тики» сотни километров и трогательно ждали, когда люди начнут мыть посуду, чтобы слопать остатки еды. Но самой неожиданной «приятельницей» Хейердала стала акула, приставшая к плоту на несколько дней. Путешественники подкармливали хищницу рыбой и едва ли не хлопали ее по бокам. Однако акула вскоре ушла, обидевшись на то, что друзья попытались схватить ее за хвост.
«Многие корабли в районе архипелага Туамоту попадались в ловушку подводных рифов и разбивались в щепки о кораллы. С моря нам не было видно коварной западни. Мы шли, следуя направлению волн, и видели лишь их круглые, поблескивавшие на солнце гребни, которые исчезали на пути к острову».
Тур Хейердал
Через 90 дней пути команда Хейердала начала ощущать приближение земли. Здесь экипаж поджидала целая полоса препятствий: чтобы добраться до земли, команде нужно было найти проход в стене острых, как бритва, коралловых рифов. Важно было не допустить жертв и не потерять плот – иначе успех экспедиции ставился под большой вопрос. Выбившись из сил в попытках пробиться сквозь риф, путешественники решили «оседлать» его во время прилива. Ухватившись покрепче за плот, они пережили несколько ужасных часов под ударами мощных волн. После чего сумели-таки перебраться через риф и вброд добраться до песчаного берега. Плот был спасен, а миссия выполнена! Впереди команду ждали танцы с туземцами, праздничные церемонии на Таити и торжественное возвращение домой – уже на пассажирском пароходе.
2.3. Другие исследования
2.3.1 Экспедиция на остров Пасхи
В 1955—1956 годах Т. Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. В научный штат экспедиции были включены Арне Шёльсвольд, Карлайл Смит, Эдвин Фердон и Уильям Маллой. Хейердал вместе с профессиональными археологами провели на острове Пасхи несколько месяцев, исследуя ряд важных археологических объектов. Основными в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению знаменитых статуй моаи, а также раскопки на возвышенностях Оронго и Поике. Экспедиция опубликовала два больших тома научных отчётов («Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана»); позже Хейердал дополнил их третьим — «Искусство острова Пасхи». Эта экспедиция заложила фундамент для многих археологических изысканий, которые продолжаются на острове и поныне. Популярная книга Т. Хейердала на эту тему «Аку-Аку» стала очередным международным бестселлером.
В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна» (Random House, 1989) Хейердал предложил более детализированную теорию истории острова. Основываясь на местных свидетельствах и археологических исследованиях, он высказал утверждение о том, что остров в самом начале был заселён «длинноухими» из Южной Америки, а «короткоухие» прибыли туда из Полинезии лишь в середине 16 века; они могли попасть на остров самостоятельно, или, возможно, были привезены в качестве рабочей силы. Согласно теории Хейердала, что-то произошло на острове в период между его открытием голландским адмиралом Якобом Роггевеном в 1722 году и визитом сюда Джеймса Кука в 1774 году. Если Роггевен встретил на острове и «совсем белых», и индейцев, и полинезийцев, проживавших в относительной гармонии и благополучии, то к прибытию Кука численность населения уже значительно сократилась, и состояло оно в основном из живших в нужде полинезийцев.
На основании устных преданий местных жителей и результатов раскопок Хейердал выдвинул предположение, что на острове произошло восстание «короткоухих» против правивших «длинноухих». «Длинноухие» выкопали оборонительный ров в восточной части острова и заполнили его горючими материалами. В ходе восстания, предполагает Хейердал, «длинноухие» подожгли ров и отошли за него, однако «короткоухие» нашли обходной путь, зашли с тыла и сбросили всех «длинноухих», кроме двух человек, в огонь. Радиоуглеродная датировка древесного угля, найденного при раскопках «земляной печи длинноухих», показала, что это было около трёхсот лет назад.
Позже команда Тура Хейердала вернулась на загадочный остров. Экспедиции на остров Пасхи в 1986-1988 годах имели пред собой две цели. Во-первых, Тур Хейердал хотел подтвердить теорию чехословацкого инженера Павла Павла, о том, что поваленные статуи острова Пасхи передвигались в вертикальном положении, или как говорили местные жители "шли" сами. С помощью веревок и не очень большого количества людей Туру Хейердалу удалось невозможное: впервые за 300 лет статуя "пошла". Тур применил тот же самый метод, который грузчики называют "кантовать", т.е. передвигать истукан в стоячем положении, поворачивая то в одну, то в другую сторону. Позднее в книгах "Тайна острова Пасхи" и "Загадки Тихого океана" Тур Хейердал попытался дать научное объяснение таким тайнам острова как "лежащие статуи", таинственным письменам ронго-ронго и многим другим.
Второй, не менее важной, задачей Хейердала было возродить практически вымершее дерево торомиро. Во время своей экспедиции на остров в 1956 году Тур взял несколько семян с умирающего дерева на острове Пасхи и посадил их в ботаническом саду Готтенбурга. И вот спустя десять лет была предпринята первая попытка вернуть деревья на остров и, хотя первые саженцы не выжили, но последующие посадки были успешны, и торомиро вернулись на остров.
2.3.2. Лодки «Ра» и «Ра-II»
В 1969 и 1970 годах Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан, выбрав отправной точкой своего плавания берег Марокко в Африке. Целью эксперимента была демонстрация того, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы на парусных судах, используя при этом Канарское течение.
Первая лодка, названная «Ра», спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта, была построена специалистами с озера Чад из папируса, добытого на озере Тана в Эфиопии, и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель «Ра» стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно.
На следующий год другая лодка, «Ра-II», доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом — лодка достигла Барбадоса, продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы. Несмотря на то что целью плавания «Ра» было всего лишь подтвердить мореходные качества древних судов, построенных из легкого камыша, успех экспедиции «Ра-II» был расценен как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет. Об этих экспедициях Туром Хейердалом была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.
Помимо основных аспектов экспедиции, Хейердал намеренно подобрал экипаж, в котором собрал представителей разных рас, нацинальностей, религий и политических убеждений, с тем чтобы продемонстрировать, как на таком маленьком плавучем островке люди могут плодотворно сотрудничать и жить в мире. Кроме этого, экспедиция собрала образцы загрязнения океана и представила свой доклад в Организацию Объединённых наций.
Экипаж «Ра»
Экипаж «Ра-II»
2.3.3. Тигрис
В 1977 году Тур Хейердал построил ещё одну тростниковую лодку, «Тигрис» (так по-английски звучит названиеТигра), задачей которой было продемонстрировать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией в лице современного Пакистана могли существовать торговые и миграционные контакты. «Тигрис» был построен в Ираке и отправился в плавание с международным экипажем из 11 человек на борту через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю. По прошествии примерно пяти месяцев плавания «Тигрис», сохранявший свои мореходные качества, был сожжён в Джибути 3 апреля 1978 года в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского рога.
2.3.4. Последние путешествия
В 1983—1984 годах Тур Хейердал обследовал также курганы, найденные на Мальдивских островах в Индийском океане. Там он обнаружил фундаменты и дворы, ориентированные на восток, а также скульптуры бородатых мореплавателей с продолговатыми ушными мочками («длинноухих»). И те и другие археологические находки согласуются с теорией о цивилизации мореходов, происходивших из современной Шри-Ланки, которая заселила Мальдивы и оказала влияние или даже основала древнюю культуру Южной Америки и острова Пасхи. Открытия Хейердала детально изложены в его книге «Мальдивская загадка».
В 1991 году Хейердал исследовал пирамиды Гуимар на острове Тенерифе и объявил, что они не могут быть просто горами булыжников, а действительно являются пирамидами. Он также выступил с мнением об астрономической ориентации пирамид. Хейердал выдвинул теорию, по которой Канарские острова в древности были перевалочным пунктом на пути между Америкой и Средиземноморьем.
О последнем проекте Хейердала рассказывается в его книге «В поисках Одина. По следам нашего прошлого». Хейердалом были начаты раскопки в Азове, городе неподалёку от Азовского моря. Он пытался отыскать следы древней цивилизации Асгарда, соответствующие текстам «Саги об Инглингах», автором которой был Снорри Стурлусон. В этой саге говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу (см. также «Дом Инглингов», «Мифические короли Швеции»). Хейердал предположил, что история, поведанная в «Саге об Инглингах», основана на реальных фактах.
Этот проект вызвал в Норвегии резкую критику со стороны историков, археологов и лингвистов и был признан псевдонаучным. Хейердал был обвинён в избирательном использовании источников и в полном отсутствии научной методологии в своей работе. В этой книге Хейердал основывает свои доводы на сходстве имён в норвежской мифологии и географических названий черноморского региона, — например, Азов и асы, удины и Один, Тюр и Турция. Филологи и историки отвергают эти параллели как случайные, а также как хронологические ошибки: например, город Азов получил своё имя спустя 1000 лет после того, как там, по утверждению Хейердала, поселились асы, жители Асгарда. Резкая полемика, окружавшая проект «В поисках Одина», во многом была типичной для взаимоотношений Хейердала и академических кругов. Его теории редко получали научное признание, тогда как сам Хейердал отвергал научную критику и сосредоточивался на опубликовании своих теорий в популярной литературе, предназначенной для самых широких масс.
Хейердал утверждал, что удины, этническое меньшинство в Азербайджане, были потомками скандинавов. В последние два десятилетия своей жизни он несколько раз ездил в Азербайджан и посещал церковь Киш. Его теория относительно Одина отвергалась научными кругами, однако была принята как факт евангелической лютеранской церковью Норвегии.
Заключение.
В данной исследовательской работе собран максимальный материал о жизни великого путешественника Тура Хейердала. И мы гордимся, что являемся его современниками. Собрав теоретический материал, мы выполнили первые две задачи, поставленные перед началом работы.
Теперь нам предстоит большая работа по подготовке и проведению юбилейного празднования Дня рождения Тура Хейердала.
Слайд 1
www.themegallery.com Хайрутдинов Ринат, ученик 9 класса МОУ СОШ № 1 Руководитель: Брылёва Кира Андреевна, учитель географии МОУ СОШ № 1 Научно – практическая конференция «Шаг в науку!»Слайд 2
ПРОЕКТ Тур Хейердал. По следам знаменитого норвежца.
Слайд 4
Цель: привлечение внимания к личности Тура Хейердала, как одного из величайших путешественников современности.
Слайд 5
Задачи: Изучить необходимый научный и публицистический материал о жизни и деятельности Тура Хейердала Проанализировать и систематизировать собранный материал. Создать информационные буклеты, презентации для классных часов, написать сценарий для празднования юбилея. Провести в школе мероприятия, предшествующие празднику (классные часы, викторины, конкурсы рисунков, стихов). Отпраздновать юбилей Тура Хейердала
Слайд 6
Объект исследования – Тур Хейердал . Предмет исследования – исследовательская деятельность путешественника. Гипотеза : если мы интересно и правдиво донесём информацию о Туре Хейердале до обучающихся школы, то на праздновании 100- летнего юбилея будет очень много участников.
Слайд 7
Тур Хейердал (6.10.1914 г. – 18.04. 2002 г) путешественник, археолог, антрополог, писатель Дом в Ларвике , в котором вырос Тур Хейердал
Слайд 8
Тур Хейердал и Лив Кушерон-Торп
Слайд 9
Экспедиция «Кон-Тики»
Слайд 12
Экспедиция на остров Пасхи
Слайд 13
Лодка «Ра»
Слайд 15
Экипажи Ра Тур Хейердал (руководитель экспедиции) Норвегия Норман Бейкер (штурман) США Абдулла Джибрин (эксперт по папирусу) Чада Карло Маури (кинооператор) Италия Юрий Сенкевич (врач) СССР Жорж Суриал (фотограф) Обьединеная Арабская республика Сантьяго Хенове́с (антрополог) Мексики Ра –II Тур Хейердал (руководитель экспедиции) Норвегия Норман Бейкер (штурман) США Карло Маури (кинооператор) Италия Кей Охара (кинооператор) Япония Юрий Сенкевич (врач) СССР Жорж Суриал (фотограф) Обьединёной Арабской республики Сантьяго Хенове́с (антрополог) Мексика Маданни Аит Уханни (химик-эколог) Марроко
Слайд 16
ТИГРИС
Слайд 17
Экипаж Тигриса Тур Хейердал (Норвегия) * Норман Бейкер (США) * Ханс Петтер Бён (Норвегия) * Норрис Брок (США) * Асбьёрн Дамхус (Дания) * Герман Карраско (Мексика) * Карло Маури (Италия) * Рашад Назир Салим (Ирак) * Юрий Сенкевич (СССР) * Тору Судзуки (Япония) * Детлеф Цольтцек (ФРГ)
Слайд 18
Тур Хейердал умер 18 апреля 2002 года в возрасте 87 лет
Слайд 19
www.themegallery.com Спасибо за внимание!
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Ночная стрельба
Позвольте, я вам помогу
Сверчок
Сказка "Узнай-зеркала"