"Андрей-воробей", "жалоба-говялоба" и....
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_shkolnyh_prozvishch.doc | 127 КБ |
prozvishcha.ppt | 471.5 КБ |
7-я Республиканская научно-практическая конференция
учащихся общеобразовательных школ
«Языковое образование в полиэтническом регионе»
Секция: культурология
Исследовательская работа
Классификация школьных прозвищ
Никитина Анастасия Александровна,
МОУ Красногорская гимназия, класс 10 А, с. Красногорское УР
Научный руководитель: Поздеева Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ Красногорской гимназии
Ижевск
2011
Оглавление
Введение | С.3-6 |
Глава 1. Из истории прозвищ | С.7-9 |
Глава 2. Роль прозвищ в детской и подростковой среде | С. 11- 14 |
Глава 3. Опыт классификации школьных прозвищ | С.15-17 |
Заключение | С.18-20 |
Литература | С.21 |
Введение
Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, и утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как ни хитри и ни облагораживай свое прозвище... ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица.
Н.В. Гоголь «Мертвые души»1
Андрей – воробей, Светка – конфетка, Ленка – пенка, Антошка – картошка… у кого из нас не было в детстве прозвищ? Обидные и не очень, яркие и быстро забываемые, необычные, лишенные смысла и понятные. Прозвища занимают особое место в жизни человека, а особенно ребенка. Это часть, если хотите, культуры народа.
Прозвище – название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству. Такое определение дает данному слову автор «Словаря русского языка» С.И.Ожегов2. Можно добавить, что прозвища – это, как правило, экспрессивные образования. Это могут быть названия с целью охарактеризовать поведение, моральные или интеллектуальные свойства человека. Прозвища школьников – разряд имен собственных, который до сих пор не привлекал внимания ученых. Нас же, школьников, прозвища очень интересуют, у всех они есть или были.
Из книги А.В. Суперанской и А.В. Сусловой «Современные русские фамилии» я узнала, что в старые времена прозвища были равнозначны современному слову фамилия.
Так, в украинском языке слово «прозвище» употребляется вместо слова «фамилия», которое не вошло в украинский литературный язык, и поэтому украинские фамилии в большей степени, чем русские, сохранили свою прозвищную форму. А в русском языке в результате неоднократных переписей населения фамилии отделились от прозвищ.
Прозвища могут меняться в лучшую или худшую сторону в зависимости от образа жизни человека. Давая человеку новое прозвище, окружающие стараются выразить свои чувства и эмоции. Яркость прозвищ, точность и злободневность способствуют их живучести.
Прав был Н.В. Гоголь, когда писал: «...уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины России, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а все сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уж потом, какой у тебя нос или губы, – одной чертой обрисован ты с ног до головы»3.
Актуальность:
- прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка.
- возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.
-исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.
- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.
3 Гоголь Николай Васильевич. Мертвые души. Том 1. М., 1998.
Тема исследовательской работы: «Классификация школьных прозвищ»
Объект – прозвища
Предмет – школьные прозвища среди учеников Красногорской гимназии.
Цель работы – определение назначения школьных прозвищ и изучение их появления.
Задачи:
Гипотеза:
Я считаю, что
Методы исследования:
Были исследованы следующие источники:
1. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.
2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983.
3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.,1984.
4. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. – М.,1984.
5. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.
6. Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. – М.,1984.
7. Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. – М., 1980.
Кроме этого, мною использованы следующие интернет-ресурсы:
Глава 1.
Из истории прозвищ
Когда впервые появились прозвища? Точного ответа на этот вопрос нет. Наверное, тогда, когда человек научился говорить. Прозвища – явление древнее. У древнего человека было два имени: одно настоящее, которое старались как можно реже произносить вслух, боясь, что злые силы могут воспользоваться им и навести порчу, второе для общего пользования, которым человека не называли, а “прозывали” – отсюда и название явления прозвище.
Антропологи гораздо более подробно, чем психологи, исследовали имена. Известны данные о системах именования, в которых "подлинное" имя скрывается из опасения, что враг человека может обрести власть над ним, если узнает его настоящее имя - а это убедительно демонстрирует ту степень, в которой имя человека отождествляется с ним самим.
Антропологи отмечают, что выбор имени отчасти определяется описательными или эмпирическими чертами именуемого предмета или индивида и особенностями самой системы именования. Важно осознать и пророческую роль имени, будь то имя, выбранное для человека ответственными лицами и официально зарегистрированное, или прозвище, влияние которого может сказываться всю жизнь.
В тех обществах, где заклеймены определенные этнические группы и характерные для них имена, имя само по себе обретает эмоциональную нагрузку.
Люди, которые страдают от клейма своего имени, умеют более или менее успешно его переносить. Благодаря работам американского психолога Э. Гофмана нам известно, как им это удается. Вопрос о том, насколько открытые Гофманом правила задействованы в процессах примирения с неблагозвучным именем, остается открытым для эмпирических исследований.
Так что такое прозвище?
Прозвище- 1. название вещи, предмета, нарицательное имя; 2. прозванье, проименование, фамилия человека, придаточное имя, которое носит вся семья; иногда, прозванье значит добавочную к семейному, родовому прозванью кличку; 3. имя, которое приложили кому-то в шутку или по какому-либо случаю4.
Прозвище- название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству5.
Прозвище – название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной черте, свойству6.
Признаки:
Отделить стихию словесную от бытовой невозможно, они неразрывны, они составляют единое целое. И лучше всего иллюстрируют это единство прозвища...
Насмешливый, сатирический оттенок этого фольклорного жанра вызывает у темпераментного человека бурный и совершенно напрасный протест: прозвище закрепляется за ним еще прочнее. Бывали случаи, когда люди переезжали в другую волость, чтобы избавиться от прозвища, — тоже напрасно! А один умник решил однажды перехитрить всех, придумал себе новое (разумеется, более благозвучное) прозвище и тайком начал внедрять его в жизнь, надеясь таким путем избавиться от старого. Увы, из этого ничего не вышло, прежнее прозвище оказалось более жизнестойким.
Самоирония – всегдашний признак более развитого ума. Юмор глушил обиду, а иной раз и совсем освобождал человека от клички. Так, мужичок, получивший в наследство прозвище «Балалайкин», заканчивая выступление на
4 Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». Том 3. Москва, издательство «Русский язык», 1998.
5 Ожегов С.И. «Словарь русского языка». 19 издание, исправленное. Москва, «Русский язык, 1987.
6 (С.И, Ожегов и М.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка». 4 издание, дополненное . Москва, 2005года).
колхозном собрании, спросил: «Еще потренькать, аль на место сесть?» Таких людей уважали, а уважаемого человека даже и за глаза называли по имени-отчеству. Юмор, ограждающий достоинство, нельзя, однако, путать с шутовством и самоуничижением, когда человек в задоре артистического самооплевывания то и дело называет себя по прозвищу.
Образная сила, заключенная в русских прозвищах, не щадила не только отдельных людей, но и целые государства, земли и страны. Сатирический оттенок в таких прозвищах был ничуть не сильнее, чем в прозвищах, данных своим краям и губерниям. Архангельцев, к примеру, издавна обзывали моржеедами, владимирцев - клюковниками, борисоглебцев - кислогнездыми* (*Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым. С.-Петербург, 1841, т. 1). Вятичане были прозваны слепородами за то, что в 1480 году, придя на помощь устюжцам, слишком поспешно открыли сражение против татар. С рассветом вдруг обнаружилось, что били они своих же, которым пришли на выручку. Вологжане прозваны телятами, брянцы - куралесами. Новгородцев называли то гущеедами, то долбежниками. Муромцы были прозваны святогонами за то, что в ХШ веке выгнали из своего города епископа Василия. Уезды, волости и отдельные селения также весьма редко не удостаивались собственных прозвищ.
На стыке XIX и XX веков многие крестьянские прозвища преобразовывались в фамилии.
Многие люди, уезжая из родных мест, меняли не только фамилии, но и имена. Происходило это по разным, иногда грозным, социальным причинам.
Обычно прозвища давали по психологическим признакам, но не реже и по внешнему виду. В деревне Коргозере Вожегодского района рассказывают об интересной истории неких Коча и Нидили (неделя). Коч якобы провожал Нидилю с гуляния домой и вздумал поприставать к ней, за что она столкнула его вместе с гармонью в реку. Кочем прозвали его за густую копну волос, а ее - Нидилей за длинный рост.
Часто кличка, особенно в семьях, имеет доброжелательный оттенок и не обижает. Как правило, подвергаются осмеянию недостатки, причем не только реальные, но и возможные, при этом возникают клички по какой-нибудь характерной черте, свойству. Прозвища могут быть уважительными, если отмечается деятельность того или иного человека (Ярослав Мудрый, Иван Грозный).
Глава II.
Роль прозвищ в детской и подростковой среде
Среди детей наиболее распространены словесные формы унижения достоинства: оскорбительные слова, реплики, фразы, обращения, клички и прозвища.
Часто кличка, особенно в семьях, имеет доброжелательный оттенок и не обижает. Как правило, подвергаются осмеянию недостатки, причем не только реальные, но и возможные, при этом возникают клички по какой-нибудь характерной черте, свойству.
В основе кличек и прозвищ лежит сравнение, обусловленное мотивацией их употребления. Родители прибегают к сравнениям по признакам: мягкий, пушистый, добрый, красивый, вкусный. Главный мотив – выразить свою любовь к детям. Дети же чаще находят сравнения по признакам: некрасивый, злой, неряшливый, трусливый. Близки к кличкам и оценочные слова-характеристики (неряха, лодырь, грязнуля), но они носят временный характер.
Возможно, беспощадная критика, заложенная в большинстве кличек, служит стимулом для размышлений, самоанализа и самооценки, то есть для преодоления ребенком того или иного качества.
В психолого-педагогической литературе причины присваивания кличек рассматриваются как способ самоутверждения и психологической разрядки, защитная реакция, инструментальная агрессия (обзывают, чтобы достичь какой-нибудь цели), честолюбивые мотивы, стремление выделиться, желание поддержать лидера, когда он преследует кого-то (проявление мнимого коллективизма), чтобы прикрыть свою беспомощность, стремление унизить другого, чтобы почувствовать силу.
Одни дети с помощью кличек утверждаются в жизни, другие испытывают чувство дискомфорта. Клички травмируют ребенка, ранят его душу, могут влиять на развитие личности, вызывать комплекс неполноценности. У тех детей, которых постоянно обзывают, нередко вырабатываются тревожность, беспокойство. Придумывание кличек и прозвищ можно отнести к этической категории насилия, так как оно сопровождается подчинением воли одного человека воле другого.
Пример детской жестокости, гонений на одного из своих сверстников представляет собой история Лены, описанная в повести известного детского писателя В.К. Железникова «Чучело». В школе небольшого городка, где поселились Лена и ее дедушка, одноклассники девочку не приняли. Они постоянно подвергали ее насмешкам, придумав для нее обидную кличку – Чучело. У самих организаторов гонений тоже были клички: Лохматый, Рыжий, Железная Кнопка... Дело дошло до того, что дедушка принимает решение уехать из городка и тем самым избавить внучку от недетских издевательств.
Приведем примеры штатных ситуаций, давших «жизнь» прозвищам:
Ситуация 1: Эй, толстая дура (Батон, тетя Булочка и т.п.)!
Знакомая ситуация с детьми, имеющими избыточный вес.
Ситуация 2: Слепая курица (Очкарик, Крот)!
Эпизод, затрагивающий детей и подростков, страдающих миопией разной степени.
Ситуация 3: Комар
У одного из учеников третьего класса была фамилия Комаров. Из-за этой фамилии мальчика одноклассники постоянно называли «Комар». Сначала Валера (так звали мальчика) обижался, а потом привык и откликался, когда к нему так обращались его сверстники.
Очевидно, что для появления прозвища нужна какая-то отличительная черта. Обычно это внешность, фамилия, манера поведения или увлечение. На самом деле, причин для возникновения прозвищ может быть и намного больше, и всё проследить просто невозможно. Какие-то прозвища вообще трудно поддать логическому анализу, а некоторые появляются после какого-нибудь всем запомнившегося случая.
В старших классах прозвища появляются реже, чем в младших. Видимо, учащиеся становятся серьезнее и более терпимо настроены по отношению к одноклассникам.
Собирая материал, к концу второго дня работы с респондентами, пришла к выводу, что у части школьников прозвищ нет, а у других их число в одно и то же время доходит до десяти. И не всегда прозвища употребляются в разных местах, иногда в одном и том же коллективе. Почему у одних ребят одно и то же прозвище держится на протяжении всей школьной жизни, а у других часто одно прозвище сменяет другое? Там, где дружные отношения в классе, выше успеваемость, там меньше прозвищ: сказывается общий культурный уровень.
Радует то обстоятельство, что таким «богатым» на клички классом стал только один класс - 6 «А» ( большая часть – мальчики, проблемы с культурой поведения отдельных лиц).
В процессе изучения этой темы пришла к выводу, что у детей 5 – 8 лет прозвищ нет. Тогда что такое Андрей – воробей, Архип – старый гриб? По – моему, это рифмованные прозвища, т. е. маленькие дразнилки, как прозвища. Но если прозвище закрепляется надолго, то дразнилка исполняется только в отдельных случаях и за конкретным лицом не закрепляется.
Прозвище отличается меткостью, едкостью - подростковый возраст дает о себе знать. А вот детские дразнилки безобидны, часто доброжелательны и просто поддевают шуткой слабое место ребенка.
Дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифме. Поэтому они могут состоять из 1-2 слов, из целых рифмовок или даже стихов. Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечается какой – нибудь недостаток или слабость человека, которые и выставляются на осмеяние. Очень точно, быстро, остроумно подмечаются внешние признаки явлений.
Конечно, дразнилки – издевки заставляют детей устыдится своих «изъянов»: жадности, вранья, воровства, ябедничья, замыкания. Тут уж ничего не поделаешь - с этими недостатками дети умеют вот так «бороться». Если не поделишься со сверстниками вкусной конфетой, тебя окружат и несколько раз выкрикнут:
Жадина – говядина,
Соленый огурец,
Простая шоколадина.
На горшке вареная,
Сосисками побитая,
Чтоб не была сердитая
Или
Жадина – говядина,
Соленый огурец,
На полу валяется,
Никто тебя не ест.
Такой урок пойдет « жадине» впрок следующий раз постыдится и угостит товарищей, если захочет, чтобы от него не отворачивались.
Глава III.
Опыт классификации школьных прозвищ
Материал для исследования собирала, опрашивая знакомых, друзей, одноклассников из учащихся 5 – 11 классов. Кроме этого, беседовала с некоторыми учителями о причинах происхождения непонятных мне прозвищ.
Всего опрошено 32 учащихся пятых – одиннадцатых классов. Было записано 70 прозвищ. Хотя допускаю, что не все прозвища были собраны.
У меня получилась следующая классификация:
1. Прозвища, образованные от имени (12):
Шурик, Пушкин (Александр)
Валик (Владислав)
Серый (Сергей)
Сонька-Монькамана (Софья)
Марик (Марина)
Вася (Василина)
Маринуся (Марина)
Ростикс (Ростислав)
Валдис (Владислав)
Кирз (Кирилл)
Винни – Пух (Иван)
Баллончик (Балобанов)
Мерзля (Мерзляков)
Смол (смольников)
Филиппок (Филиппов)
Чух-чух-чухловин (Чухло
вин)
Бурена (Бурова)
Корепок (Корепанова)
Фуфик (Фефилов)
Филя (Филиппова)
Пыхтейка (Пыхтеева)
Кушнарь (Кушнаревский)
Смайлик (Смольников)
Вано (Иванов)
Ляпиха (Ляпина)
Матуш (Матушкин)
Щерба (Щербаков)
Павленчик (Павленко)
Буш (Бушмакин)
Донз (Данилов)
Князь Владимир Красно
солнышко (Князев)
Люцифер (Луценко)
Чума (Чумаков)
Мимик (Мышкин)
Пономарь (Пономарев)
Ян Жижка (из истории
Средневековья)
Сало (комплекция)
Моргун (нервный тик – постоянно моргает глазами)
Горшок (стрижка)
Шашлык под майонезом (комплекция + прическа)
Помидор (красное лицо)
Ржавый (цвет волос)
Пудель (кудрявые волосы)
Вера страшный комикс (внешность + брекиты)
Жихаренок (крупный)
Хомячок (за пухлые щечки)
Пряник (комплекция)
Бараш (кудрявые волосы)
Ланка-Обезьянка
Аленка-Шмаленка
Лариска-Крыска
Сонька-Монька
Мощная (по брату, прозвище которого из-за его крупной комплекции - Ваня Мощный)
Рыба (по брату)
Пожарник (отец пожарный)
Винни (ник)
ОМГ (ник)
Донецкая (ник)
7. Прозвища различного происхождения(10):
Фин (по ситуации)
Татар (по характеру)
Лыжник (по поступкам)
Гонщик (по поступкам)
Строитель (по поступкам)
Энштейн, Ботан ( отличник)
Пароша (по стихотворению)
Камикадзе (шустрый)
Макарон (по ситуации)
Подведя итог социологического опроса, я выяснила, что чаще встречаются прозвища, образованные от фамилии.
Понятно, что эта классификация очень приблизительна.
Некоторые учащиеся не могли или не захотели объяснить происхождение своих прозвищ.
Заслуживает внимания и то, почему у части школьников прозвищ нет, а у других их число доходит до трех, и не всегда эти прозвища употребляются в одном значении. Почему у одних ребят прозвище держится на протяжении всей школьной жизни, а у других часто одно прозвище сменяет другое? Почему многие вообще не имеют прозвищ?
Проанализировав прозвища, побеседовав с учителями, пришла к выводу, что там, где дружные отношения в классе, хорошая успеваемость, там нет и прозвищ: сказывается общая культура детей.
Заключение
Прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству».
Прозвище – явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвище забывается. Но там, где люди постоянно общаются друг с другом, прозвища могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами.
До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления ребенка в семье. Например, в древности (до принятия христианства) у русских были личные имена Медведь, Волк, Заяц, Короб, Ждан, Меньшой и т. п. После принятия христианства подобные имена могли даваться как прозвища: Медведь – крупному сильному человеку, Волк – одинокому и в какой-то мере хищному, Заяц – человеку небольшого роста, трусливому, Короб – плотному, норовящему все копить. Бывали также прозвища по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии.
Прозвища не всегда отражают негативное отношение к человеку, к его поведению, они могут выражать и позитивное, если в человеке нравятся какие – либо манеры, черты характера, особенности речи. Но конечно, есть и обидные прозвища, которые унижают человека. Вот с этими прозвищами и необходимо бороться. Если прозвище неприятно человеку, и вы знаете это, то нужно называть его настоящим именем. Также прозвища бывают и ласкательными для того, чтобы проявить свою любовь, заботу об этом человеке, похвалить его за какие-то успехи.
Как правило, прозвище появляется у человека в подростковый период. Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей, служащие индикатором социальных отношений в мире детей и подростков.
Функции, которые они выполняют при этом:
- поддразнивание и унижение;
- движение лидеров микросообщества;
- выделение из группы отвергнутых людей;
- различение детей с одинаковыми именами;
- подчеркивание преемственности по родовой линии;
- проявление симпатии.
Проследив источник возникновения прозвищ, я заметила, что большинство из них даются по смысловым значениям: по фамилиям; по внешнему виду; по характеру; по рифмовке с фамилией; по истории; от личных имён носителей .
В каком возрасте даются прозвища?
Большее количество прозвищ оказалось у учащихся 6 «а» класса, которые почти все имеют прозвища или даже несколько.
Из вышеперечисленного следует, что в возрасте 10 -12 лет прозвища даются чаще всего, чем в возрасте 16 лет. Прозвища исчезают по следующим причинам:
1. Дети становятся взрослее, серьезнее.
2. Меньше обращают внимания на физические недостатки сверстников.
3. Уважительнее относятся друг к другу.
4.Хотят уважительного отношения к себе, соответственно понимают эмоциональное состояние человека, которого называют не по имени, а по прозвищу.
В течение скольких лет бытуют прозвища?
Прозвища часто функционируют с 1 – 11 класс.
В последние десятилетия большое влияние на подростков оказывают средства массовой информации. Поэтому прозвище могут дать за сходство с героем популярного сериала (Милко, Катя Пушкарева), персонажем книг (Завулон, Гарри Поттер, Сталкер), компьютерных игр и кино (Кенни, Саймон, Шварцнеггер, Рембо).
Таким образом, прозвища – категория вечная. По сути она показывает социальный статус того субъекта, который это прозвище носит. Как правило, прозвища характерны:
Со временем прозвища могут исчезать, но, на мой взгляд, они позволяют человеку бороться с теми недостатками, которые отражены в данном прозвище. Или способствовать сознательному изменению социальной роли своего носителя.
Литература
1. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989.
2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983.
3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.,1984.
4. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. – М.,1984.
5. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976.
6. Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. – М.,1984.
7. Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. – М., 1980.
Слайд 1
Исследовательская работа Классификация школьных прозвищ Никитина Анастасия Александровна, МОУ Красногорская гимназия, класс 10 А, с. Красногорское УР Научный руководитель: Поздеева Ирина Владимировна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ Красногорской гимназииСлайд 3
Актуальность: - прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка - возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка, углубить знания по русскому языку в целом
Слайд 4
-исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой - работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ
Слайд 5
Тема исследовательской работы: «Классификация школьных прозвищ» Объект – прозвища Предмет – школьные прозвища среди учащихся Красногорской гимназии Цель работы – определение назначения школьных прозвищ и изучение их появления.
Слайд 6
Задачи: Изучить понятие, признаки, принципы происхождения прозвищ. Узнать историю происхождения прозвищ. Классифицировать школьные прозвища младших и старших подростков в МОУ Красногорской гимназии. Определить причины, по которым даются прозвища, сгруппировать данные прозвища в соответствии с причинами возникновения
Слайд 7
Гипотеза: Прозвища, в основном, характерны для младшего подросткового возраста На наличие прозвищ влияет общая культура класса Прозвища показывают социальный статус подростков
Слайд 8
Методы исследования: анализ литературы, Интернет- ресурсов; социологический опрос среди учащихся 5-11 классов; анализ результатов социологического опроса и их классификация; наблюдение;
Слайд 9
Были исследованы следующие источники : 1. Голанова Е.И. Как возникают слова. – М., 1989. 2. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.,1983. 3. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.,1984. 4. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. – М.,1984. 5. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.,1976. 6. Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. – М.,1984. 7. Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. – М., 1980.
Слайд 10
Прозвище - название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству Признаки: название, прозвание присваивается человеку дается по какой-нибудь характерной черте, свойству
Слайд 11
Причины происхождения прозвищ: способ самоутверждения и психологической разрядки; защитная реакция, инструментальная агрессия (обзывают, чтобы достичь какой-нибудь цели); честолюбивые мотивы, стремление выделиться; желание поддержать лидера (проявление мнимого коллективизма); стремление унизить другого, чтобы почувствовать силу;
Слайд 12
Функции прозвищ: поддразнивание и унижение; выдвижение лидеров микросообщества; выделение из группы отвергнутых людей; различение детей с одинаковыми именами; подчеркивание преемственности по родовой линии; - проявление симпатии;
Слайд 13
Классификация прозвищ: 1. Прозвища, образованные от имени (11) 2. Прозвища, образованные от фамилии (25) 3. Прозвища, подчеркивающие внешние черты(12) 4. Прозвища, рифмующиеся с именем (4) 5. Прозвища по родственникам (3) 6. Прозвища по ник(3) 7. Прозвища различного происхождения(9)
Слайд 14
Прозвища исчезают по следующим причинам: 1. Дети становятся взрослее, серьезнее. 2. Меньше обращают внимания на физические недостатки сверстников. 3. Уважительнее относятся друг к другу. 4. Хотят уважительного отношения к себе, соответственно понимают эмоциональное состояние человека, которого называют не по имени, а по прозвищу.
Слайд 15
Спасибо за внимание.
Три коробки с орехами
Мать-и-мачеха
Флейта и Ветер
Ручей и камень
Хитрый коврик