исследовательская работа по ОБЖ
Вложение | Размер |
---|---|
dvigatelnaya_aktivnost.doc | 335 КБ |
МБОУ «Московская СОШ им.А.П. Кыштымова»
Исследовательская работа
«Двигательная активность - показатель здоровья»
Автор: Бадина Светлана
Ученица 7 класса
Руководитель:
Анциферов Александр Сергеевич
2017 год
Содержание:
Введение………………………………………………………………..2
Оздоровительные эффекты двигательной активности………………3
Изучение проблемы формирования здорового образа жизни
обучающихся…………………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………..7
Приложение…………………………………………………………….9
Список использованной литературы…………………………………14
Введение
Спорт играет большую роль в жизни детей. Занятие спортом укрепляет здоровье, воспитывает характер, делает человека сильным и выносливым, закаляет организм. Я считаю, что спортом, в разных его направлениях, будь это утренняя гимнастика, подвижные виды спорта, или даже шахматы, необходимо заниматься каждому ребенку. Кроме того, я думаю, занятия спортом поднимают настроение.
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности. Укрепление здоровья молодых людей и подростков является приоритетной проблемой здравоохранения. В связи с ухудшением экологической обстановки, социальных условий жизни, невысокого уровня благосостояния ухудшается здоровье населения. Известно, что здоровье человека на 50% зависит от индивидуального образа жизни. Особенно несоблюдение правил здорового образа жизни сказывается на состоянии здоровья молодых людей и подростков. А отклонение в здоровье от нормы в молодом возрасте в дальнейшем может привести к развитию серьезных заболеваний. Вести неправильный образ жизни – значит, наносить вред своему здоровью. Следовательно, здоровью своих будущих детей, то есть здоровью будущих поколений.
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни обусловлена тем, что при наличии сегодняшнего выбора досуга дети не активно проявляют интерес к занятиям физической культурой и спортом. Темп современной жизни и высокий уровень компьютерных технологий, зачастую поглощают все свободное время детей и подростков, заставляя часами и сутками сидеть без движения перед экранами. Снижается иммунитет, учащаются заболевания, искривляются позвоночники. Вместо того, чтобы заниматься спортом, играть на свежем воздухе в активные игры или кататься на велосипеде, ребенок сидит по нескольку часов подряд перед экраном монитора или с телефоном иногда неподвижно застыв в одной позе.
Цель исследования изучение проблемы формирования здорового образа жизни, привлечение внимания учащихся к необходимости занятиями физической культурой и спортом.
Предмет исследования: образ жизни учащихся школы.
Гипотеза состоит в том, что большинство школьников ведет малоподвижный образ жизни, спортом не занимается, у некоторых имеются вредные привычки, что приводит к ухудшению состояния здоровья.
Задачи:
Оздоровительные эффекты двигательной активности
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.
Как известно, двигательная активность несет в себе как огромный оздоровительный потенциал, так и способна причинять разрушительное действие. Увеличение количества и качества здоровья под влиянием физической нагрузки происходит естественным путем за счет стимуляции жизненно важных функций и систем организма.
Рассмотрим несколько определений понятия двигательная активность:
Двигательная активность - это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Проще говоря, двигательная активность - суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений (локомоций). Двигательная активность измеряется в количестве израсходованной энергии в результате какой-либо деятельности (в кал или Дж за единицу времени), в количестве выполненной работы, например, в количестве сделанных шагов, по затратам времени (число движений за сутки, за неделю);
Двигательная деятельность (активность) - совокупность двигательных актов;
Двигательная деятельность человека - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека.
Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений.
Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во время и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Важный принцип был сформулирован более чем 2000 лет назад Гиппократом: " Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь".
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состоянию его костной, мышечной и сердечнососудистой системы. Она связана с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль.
Значение двигательной активности для здоровья человека.
Трудно даже перечислить все положительные явления, возникающие в организме во время разумно организованных физических упражнений. Воистину - движение это жизнь. При возникновении гиподинамии (недостаток движения), а также с возрастом появляются негативные изменения в органах дыхания. Снижается амплитуда дыхательных движений. Особенно снижается способность к глубокому выдоху. В связи с этим возрастает объём остаточного воздуха, что неблагоприятно сказывается на газообмене в лёгких. Жизненная ёмкость лёгких также снижается. Всё это приводит к кислородному голоданию. В тренированном организме, наоборот, количество кислорода выше (при том, что потребность снижена), а это очень важно, так как дефицит кислорода порождает огромное число нарушений обмена веществ. Значительно укрепляется иммунитет. В специальных исследованиях, проведённых, на человеке показано, что физические упражнения повышают иммунобиологические свойства крови и кожи, а также устойчивость к некоторым инфекционным заболеваниям. Кроме перечисленного, происходит улучшение целого ряда показателей: скорость движений может возрастать в 1,5 - 2 раза, выносливость - в несколько раз, сила в 1,5 - 3 раза, минутный объём крови во время работы в 2 - 3 раза, поглощение кислорода в 1 минуту во время работы - в 1,5 - 2 раза и т.д.
Большое значение физических упражнений заключается в том, что они повышают устойчивость организма по отношению к действию целого ряда различных неблагоприятных факторов. Например, таких как пониженное атмосферное давление, перегревание, некоторые яды, радиация и др. В специальных опытах на животных было показано, что крысы, которых ежедневно по 1 - 2 часа тренировали плаванием, бегом или висением на тонком шесте, после облучения рентгеновскими лучами выживали в большем проценте случаев. При повторном облучении малыми дозами 15% нетренированных крыс погибало уже после суммарной дозы 600 рентген, а тот же процент тренированных - после дозы 2400 рентген. Физические упражнения повышают стойкость организма мышей после пересадки им раковых опухолей.
Стрессы оказывают на организм сильнейшее разрушительное действие. Положительные эмоции наоборот способствуют нормализации многих функций. Физические упражнения способствуют сохранению бодрости и жизнерадостности. Физическая нагрузка обладает сильным антистрессовым действием. От неправильного образа жизни или просто со временем в организме могут накапливаться вредные вещества, так называемые шлаки. Кислая среда, которая образуется в организме во время существенной физической нагрузки окисляет шлаки до безвредных соединений, а затем они с лёгкостью выводятся.
Как видите, благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично! Это и понятно. Ведь человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную активность. Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма!
Казалось бы грамотно организованные физупражнения должны принести нам особо впечатляющие результаты. Однако, почему-то мы не замечаем, чтобы спортсмены жили намного дольше обычных людей. Шведские учёные отмечают, что лыжники их страны живут на 4 года (в среднем) дольше простых людей. Также часто можно услышать советы типа: почаще отдыхайте, поменьше напрягайтесь, побольше спите и т.п.
Физические упражнения приводят к возникновению очень интересного и полезного эффекта в организме. Во время нагрузки обмен веществ значительно ускоряется, но после неё - начинает замедляться и, наконец, снижается до уровня ниже обычного. В целом же у тренирующегося человека обмен веществ медленнее обычного, организм работает экономичнее, а продолжительность жизни увеличивается.
В современном понимании здоровье - это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической подготовленности, функционального состояния организма, который и является основой физического и психического благополучия.
Уровень здоровья соответствует определенному уровню физического состояния. Поэтому очевидно, что конечной целью занятий физической культурой является достижение высокого уровня физического состояния, гарантирующего стабильное здоровье.
Малоподвижный образ жизни, отсутствие достаточной физической нагрузки вызывают атрофию мышечной и костной ткани, уменьшение жизненной емкости легких, а главное - нарушение деятельности сердечно- сосудистой системы. В какой то момент человек теряет свободу движения. Свобода движений определяется амплитудой движений в суставах и функциональным состоянием мышц. И здесь замыкается порочный круг: чем меньше совершается движений, тем они труднее; чем они труднее, тем меньше человек двигается, чем меньше человек двигается, тем меньше у него потребность в движениях.
Для создания условий поддержания своего здоровья на необходимом уровне нужна физическая (двигательная) активность. Человек должен сам выработать в себе постоянную привычку заниматься физической культурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из основных частей индивидуальной системы здорового образа жизни.
Самое благоприятное время для ее выработки - подростковый возраст, когда еще нет больших жизненных проблем, и для воспитания в себе необходимых физических качеств практически нет объективных препятствий. Нужны только желание и упорство в достижении поставленной цели.
Изучение проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся
В своём исследовании я использовала следующие методы: изучение литературы, поиск информации в Интернете, проведение интервью, анкетирование, анализ полученной информации.
Ход эксперимента и его результаты.
В нашем исследовании приняли участие 23 ученика, которым предлагалось заполнить анкету, отметив свои ответы на вопросы на специально приготовленном бланке. (Приложение 1),вопросы касались образа жизни ребят, в том числе и здорового образа жизни. Для достоверности результатов анкета проводилась анонимно.
На вопрос « Как вы оцениваете состояние своего здоровья?» 76,5% отметили как хорошее, 17.6%-удовлетворительное, 5.9% затруднились ответить. В результате медицинского осмотра в первую группу здоровья включены 35% учащихся класса, 65% включены во вторую группу здоровья. Результаты представлены в диаграммах 1, 2.
На вопрос «Как Вы относитесь к здоровому образу жизни? Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?» (диаграмма 3) 76% ребят ответили, что это необходимо, 12% считают, что частично, а 6% этот вопрос вообще не волнует.
На вопрос о возможных действиях по сохранению здоровья ребята ответили по-разному.
На вопросы об употреблении ПАВ (психоактивных веществ): алкоголя- ребята отвечали следующим образом (диаграмма 4): 47% -не пробовали ни разу, 47% - пробовали один раз, 6% - изредка употребляли. Об употреблении табака: - 59%- ни разу не пробовали, 35% - один раз пробовали, 6% - изредка. (диаграмма 5).
Причины употребления ПАВ называют разные: из любопытства – 18%, за компанию – 6%, под давлением сверстников – 24%, чтобы казаться взрослым – 6%, чтобы снять напряжение – 12% (диаграмма 6).
На вопрос «Как долго днем бываете на улице, на свежем воздухе?» 82% ребят ответили, что чаще всего бывают больше 2 часов, 18% - не более 0.5 часа или вообще не выходят на улицу.
На вопрос «Как Вы чаще всего проводите свободное время?» 47% ребят ответили, что занимаются в спортивной секции, 35% - проводят время с друзьями, 17.6% - помогают по дому, 11.8% - смотрят телевизор, 23.5% - играют в компьютерные игры. (Диаграмма 7).
По результатам интервью 30% ребят 7 класса считают, что здоровье - это “спорт”, 25% считают, что здоровье - это “здоровое питание”, 35% говорят, что “здоровье – это гигиена”,10%- «соблюдение режима дня».(Диаграмма 8).
На вопрос “Что нужно делать, чтобы быть здоровым?” 54% опрошенных ответили: “Заниматься спортом”, 26% посоветовали не пить, не курить, остальные 20% считают , что нужно соблюдать режим дня (Диаграмма 9).
Последним вопросом я пыталась выяснить, что каждый из опрошенных готов сделать для сохранения своего здоровья. Самое большее количество ребят (43%) готовы заниматься спортом, 15% согласны делать “все, что нужно”, возможно, не зная при этом, а что же на самом деле нужно, 12% готовы для сохранения здоровья проводить закаливание, 13% - отказаться от курения и приема алкоголя, правильно питаться - 17% (Диаграмма 10) .
В ходе исследования было выявлено, что большая часть детей, все же занимается спортом, но я не увидела систематичности. Я советую, исходя из личного опыта, попробовать начать именно регулярно заниматься спортом. Для того чтобы:
Так же меня не оставили равнодушной те ребята, которые не занимаются спортом и он им не нравится. Я думаю, что на моем примере они заинтересуются и пересмотрят свое отношение к спорту в лучшую сторону.
Заключение
Таким образом, какой бы ни была наша медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек всегда сам творец своего здоровья! Необходимо с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, правильно питаться, закаливаться.
Обращает на себя внимание тот факт, что представления о составляющих здоровья разрозненны, не систематизированы.
Гипотеза о том, что большинство школьников ведет малоподвижный образ жизни подтвердилась, но спортом занимается 47% опрошенных, у некоторых имеются вредные привычки (6% опрошенных) , 65% учащихся 7 класса входят во вторую группу здоровья (дети имеющие небольшие проблемы со здоровьем и сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям), что подтверждает снижение уровня здоровья школьников. Я советую, исходя из личного опыта, попробовать начать регулярно заниматься спортом.
Приложения
Анкета по проблемам здорового образа жизни (Приложение 1)
Уважаемые учащиеся! Просим Вас анонимно ответить на вопросы, изложенные в анкете. Просьба быть искренними и правдивыми. Подчеркните вариант ответа, который совпадает с Вашим мнением или впишите свой ответ на вопрос.
1. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
А) хорошее,
Б) удовлетворительное,
В) плохое,
2. Как Вы относитесь к здоровому образу жизни? Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни? Возможен один вариант ответа.
А) да, нужно придерживаться принципов здорового образа жизни,
Б) нет, можно хорошо прожить и без этого
В) частично,
Г) эта проблема меня пока не волнует.
3. Что Вы делаете, чтобы сохранить здоровье? Возможно несколько вариантов ответа.
А) занимаюсь спортом, посещаю спортивные секции, ДЮСШ,
Б) соблюдаю режим дня,
В) полноценно питаюсь,
Г) отказываюсь от вредных привычек,
Д) соблюдаю санитарно-гигиенические нормы,
Е) не делаю ничего, у меня и так все нормально,
Ж) другое___________________________________________________________
4. Употребляете ли Вы алкоголь?
А) ни разу не пробовал(а), Б) один раз пробовал(а), В) изредка, Г) часто, Д) постоянно.
5. Употребляете ли Вы наркотики или токсические вещества?
А) ни разу не пробовал(а), Б) один раз пробовал(а), В) изредка, Г) часто, Д) постоянно.
6. Употребляете ли Вы табак (Курите сигареты и т. п.)?
А) ни разу не пробовал(а), Б) один раз пробовал(а), В) изредка, Г) часто, Д) постоянно.
7. Каковы основные причины курения, употребления алкоголя или наркотиков, если Вы что-то употребляли?
А) из любопытства, стремления к новым ощущениям,
Б) за компанию,
В) под давлением сверстников,
Г) получаю от этого удовольствие,
Д) чтобы казаться уверенным,
Е) чтобы казаться взрослым,
Ж) способ «убить» время,
З) под влиянием рекламы,
И) чтобы снять напряжение от жизненных трудностей, семейных проблем.
8. Как долго днем бываете на улице, на свежем воздухе?
А) чаще всего больше 2 часов,
Б) около часа,
В) не более 0,5 часа или вообще не выхожу на улицу
9. Как Вы чаще всего проводите свободное время?
А) занимаюсь в спортивной секции
Б) провожу время с друзьями,
В) читаю книги,
Г) помогаю по дому,
Д) преимущественно смотрю телевизор,
Е) играю в компьютерные игры
Спасибо за участие!
Диаграмма №1
Диаграмма №2
Диаграмма №3
«Как Вы относитесь к здоровому образу жизни? Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?»
Диаграмма №4 Употребление ПАВ (употребление алкоголя)
Диаграмма № 5 Употребление табака
Диаграмма № 6 Причины употребления ПАВ
Диаграмма № 7 «Как Вы проводите свободное время?»
Результаты интервью «Здоровье – это…»
Результаты интервью “Что нужно делать, чтобы быть здоровым?”
Литература:
Большая медицинская энциклопедия - т 5.- М. - 1977
Виленский Н. Я.. Физкультура и здоровье студента. - М., 2007. - с. 59-72
Физическая культура студента : учебник / под. ред. В.И.Ильинича. – М. : Гардарики, 2001. – 448 с.
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений/ Л.Д. Назаренко. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 240 с.
Учебно-методическое пособие: Оптимальная двигательная активность. http://window.edu.ru
Википедия. Свободная энциклопедия. Гиподинамия //ru.wikipedia.org
Можно от Солнца уйти...
Четыре художника. Осень
У меня в портфеле
Именинный пирог
Знакомые следы