В нашем посёлке светлая, уютная, современная школа. Но стоит отметить, что одноклассники очень часто болеют простудными заболеваниями, такими как ОРВИ и ОРЗ. Кроме того, быстро устают и совсем не активны на уроках, а иногда даже возникают конфликты со своими сверстниками и с взрослыми. Когда мы целый день в школе - чувствуется усталость. Однажды, когда в классе чистили и кушали апельсины, вдыхали аромат этого фрукта, настроение у всех улучшилось. Нас это заинтересовало. И мы решили узнать всё, что связано с ароматами и как они воздействуют на организм человека. Мы считаем, что эта проблема актуальна, так как выполнение огромных требований и тяжелая учебная нагрузка зачастую становятся причинами нашего плохого самочувствия, проблем со здоровьем и настроением. И тогда мы предположили, что восстановить силы и улучшить настроение можно при помощи простых ароматов, созданных своими руками.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_aromatov_na_psihofizicheskoe_sostoyanie_shkolnikov.docx | 754.14 КБ |
муниципальный этап
исследовательских работ «Первые шаги»
ВЛИЯНИЕ АРОМАТОВ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ
исследовательская работа
Авторы работы: Пацкова Юлия,
ученица 7 класса
Губина Анастасия,
ученица 6 класса
МБОУ СОШ
г.п. Коммунистический
Руководитель: Пацкова
Надежда Александровна,
учитель биологии
МБОУСОШ
г.п. Коммунистический
ХМАО -Югра
г.п. Коммунистический
2014
Введение
Способность человека ощущать запахи, ароматы – один из даров природы. Мы живем в мире запахов и ароматов. Нам нравится и запах леса, и аромат цветов, и удивительная свежесть воздуха после дождя. Эти ароматы создают ощущение уюта и комфорта, успокаивают, повышают настроение и работоспособность, вызывают положительные эмоции. Некоторые же запахи, наоборот, нас раздражают, так как напоминают неприятные события или людей. Запах – это ощущение, которое возникает при попадании частиц пахучего вещества на обонятельные рецепторы. Принято считать, что запахи делятся на приятные и неприятные. К неприятным относят вещества, которые вызывают у человека отвращение, а приятные запахи или ароматы, наоборот, вызывают положительные реакции. Они получили свое распространение в виде различных видов парфюмерии. Немаловажно их значение и в современной научно-медицинской деятельности. Исследования показали, что запахи могут излечивать и предупреждать болезни, повышать работоспособность человека, восстанавливать его силы. Так, например, ароматы растений нормализуют настроение, снимают усталость, улучшают память, укрепляют сон, они способны отрегулировать многие процессы в организме. Вдыхая ароматизированный воздух, человек получает ценные биологически активные регуляторы. Ароматерапия приятна и легка в применении, дает постоянный положительный и стабильный результат, способствует восстановлению механизмов саморегуляции и стабилизирует биоритмы человека.
В нашем посёлке светлая, уютная, современная школа. Но стоит отметить, что одноклассники очень часто болеют простудными заболеваниями, такими как ОРВИ и ОРЗ. Кроме того, быстро устают и совсем не активны на уроках, а иногда даже возникают конфликты со своими сверстниками и с взрослыми. Когда мы целый день в школе - чувствуется усталость. Однажды, когда в классе чистили и кушали апельсины, вдыхали аромат этого фрукта, настроение у всех улучшилось. Нас это заинтересовало. И мы решили узнать всё, что связано с ароматами и как они воздействуют на организм человека. Мы считаем, что эта проблема актуальна, так как выполнение огромных требований и тяжелая учебная нагрузка зачастую становятся причинами нашего плохого самочувствия, проблем со здоровьем и настроением. И тогда мы предположили, что восстановить силы и улучшить настроение можно при помощи простых ароматов, созданных своими руками.
В связи с этим возникает проблема исследования – помогут ли приятные запахи школьнику повысить работоспособность и настроение?
Следовательно, целью исследования является: изучение влияния растительных запахов на психофизическое состояние (самочувствие и настроение) учащихся нашей школы.
Гипотеза исследования – сборы трав и ароматические масла, при правильном применении, окажут благоприятное воздействие на организм школьника, улучшат его состояние.
Объект исследования сбор различных трав и ароматических масел, оказывающие влияние на самочувствие и настроение.
В соответствии с проблемой, объектом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1.Изучить литературу по выбранной теме и выяснить значение ароматерапии для человека.
2.Исследовать влияние ароматов освежающей и гармонизирующей смесей на психофизическое состояние учащихся нашей школы на (самочувствие и настроение).
3.Разработать вопросы анкеты и провести опрос среди участников эксперимента.
4.Проанализировать результаты, сформулировать выводы и разработать рекомендации.
В результате этого, для решения поставленных задач и проверки гипотезы были выбраны методы исследования: теоретические - изучение литературы и ресурсы Internet, работа со словарем - раскрытие смысла понятий, а также наблюдение, исследование, анализ.
Исследование проводилось в три этапа:
первый этап – изучение литературы.
второй этап – практическая часть.
третий этап – обобщение материала, выводы.
Для проверки гипотезы, мы изучили литературу по влиянию запахов на настроение и здоровье людей, провели практическую работы, анкетирование учащихся и преподавателей нашей школы, сделали вывод. Исследования проводились в январе –феврале 2014 года на базе школы п.Коммунистический Советского района Тюменской области. При выполнении работы использовалась методика Шелпаковой Н.А. «Химический эксперимент в школе и дома», учебное пособие – Тюмень.изд-во ТюмГУ,2000г.
Предполагаемый результат - создание ароматической подушечки-сувенира, которая окажет влияние на самочувствие и настроение учащихся и педагогов нашей школы в течение всего рабочего дня.
I.Обзор литературы
1.1 Определение и классификация запахов.
Запах – это ощущение, которое возникает при попадании частиц пахучего вещества на обонятельные рецепторы. Принято считать, что запахи делятся на приятные и неприятные. Следует отметить, что если на присутствие приятных запахов человек может не отреагировать, то неприятных запахов всегда пытается избегать.
Классификация запахов:
По качественности ощущения шведский ботаник К.Линней выделил семь основных видов запахов:
- ароматические (красная гвоздика);
- бальзамические (лилия);
- амброзиальные (мускус);
- луковые (чеснок);
- псиные (валериана);
- отталкивающие (некоторые насекомые);
- тошнотворные (падаль).
Приятные запахи делятся на семейства, которые в свою очередь подразделяются на женские и мужские. (Таблица 1)
Классификация ароматов. Таблица 1
№ | Название семейства | Пол | Примеры ароматов |
1 | Шипровые | женские и мужские | шалфей, лаванда |
2 | Цитрусовые | женские и мужские | лимон, мандарин, грейпфрут, бергамот |
3 | Цветочные | женские | фиалка, гвоздика, роза, лилия, нарцисс |
4 | Цветочно-восточные | женские | жасмин, мандарин, мускуса, янтарь, абрикоса |
5 | Фужерные или Папоротниковые | женские и мужские | лаванда, герань |
6 | Фруктовые | женские | яблоко, абрикос, мандарин, ананас. |
7 | Зеленые | женские | розмарин, лаванда, сосна, можжевельник и гиацинт |
8 | Ориентальные или Восточные | женские и мужские | янтарь, ваниль, дерево, смолы |
9 | Морские, Озоновые, Океанические | женские и мужские | брызги волн, воздуха в горах, природные стихии |
10 | Пряные | женские и мужские | имбирь, корица, гвоздика, лаванда |
11 | Амбровые или Лавандовые | мужские | лавандовые масла, лавандовые растения |
12 | Кожаные | мужские | можжевельник, экстракт березовой коры в виде смолы |
13 | Древесные | мужские и женские | сандаловое дерево, розовый куст, кедр |
1.2 Применение ароматов в парфюмерии.
Душистые вещества, то есть органические соединения, которые обладают приятным запахом, имеют широкое применение в парфюмерии. Чудесная цветочная вода, благоухающие душистые вещества, так же как драгоценные камни в странах Востока когда-то были признаком богатства. Много веков назад арабы уже знали различные способы получения душистых веществ из растений и выделений животных. В парфюмерных лавках восточных базаров торговцы предлагали огромный выбор изысканных ароматов. Они даже обеспечивали каждого из своих постоянных покупателей смесью душистых веществ, приготовленной специально для них, с учетом их индивидуальных особенностей. В средневековой Европе духи не употребляли. После античных времен они снова появились только в эпоху Возрождения. Но уже при дворе Людовика XIV дамы расходовали их в изобилии, чтобы заглушить неприятный запах, исходящий от тела, так как мыться было не принято. В России зарождение парфюмерии относится к середине 19 века.
В настоящее время, парфюмерия – это совокупность изделий, которая применяется для приятной ароматизации чего-либо. Обычно парфюмерные изделия представляют собой жидкие растворы пахучих веществ. Входящие в парфюмерные изделия ароматические вещества, могут быть как натуральными, так и искусственного происхождения. К наиболее популярным видам парфюмерии относятся духи, одеколон, туалетная вода, дезодоранты, освежитель воздуха. Различаются они концентрацией ароматических веществ: духи – 15-20% и более; туалетные духи – 10-20%; туалетная вода – 4-10%.
1.3 Сохранение запахов.
Для того чтобы сохранить запах используют различные вещества, которые замедляют испарения легколетучих компонентов и способны увеличивать продолжительность сохранения запаха.
Примеры фиксаторов в парфюмерии:1.Перуанский бальзам – смола, которую набирают из насечки, сделанной на коре вечнозеленого бальзамового дерева.
2.Амбра – воскообразное вещество, которое образуется в кишечнике кашалота и регулярно выбрасывается им. Живущее стаями животное освобождается от амбры, а драгоценное вещество собирают на поверхности моря или побережье Индийского океана или австралийских морей. Амбра обладает приятным мускусным запахом.
Стойкость аромата также зависит от особенностей кожи конкретного человека. На различных участках кожи, у разных людей аромат сохраняется по-разному и поэтому может держаться неодинаковое количество времени.
1.4 Воздействие запахов.
Чуть только аромат проскользнул в воздухе, человек начинает вспоминать о счастливых, волнующих и прекрасных мгновениях жизни… или совершенно наоборот, он представляет что-то ужасное, вследствие чего ему очень хочется уйти от запаха. Давно известно, что обонятельный импульс доходит до мозга намного быстрее, чем болевой и что в человеческом мозге отделы, которые обеспечивают восприятие запахов, тесно связаны с зонами, ответственными за возникновение эмоций. Это говорит о том, что при восприятии запаха могут зарождаться как положительные, так и отрицательные эмоции, воспоминания и определенные ассоциации. Таким же образом, приятные запахи (розовая вода, ванилин) способствуют улучшению самочувствия человека, а неприятные могут оказывать угнетающее влияние, вызывать различные отрицательные реакции вплоть до тошноты, рвоты и обморока. Они способны изменять температуру кожи, вызывать отвращение к пище или отказ от нее, обострять чувствительность нервной системы, вести к подавленности и раздражительности. Учёными-физиологами было установлено, что запахи могут вызывать разнообразные реакции в функции дыхания, изменять его ритм, действовать на возбудимость мышц и нервную систему. И, поэтому, ароматы имеют лечебные свойства и являются основой ароматерапии.
1.5 Ароматерапия.
Ароматерапия – использование растений и летучих веществ, в том числе эфирных масел, для физического и психологического оздоровления, а также для лечения.
Название ароматерапии было предложено в 1920-х годах французским химиком и парфюмером Рене Мари Гаттефосом. Но этим методом натуральной медицины пользовались еще в Древнем Египте, Риме, Греции и Китае. Еще первобытные люди заметили действие различных ароматов, когда подкладывали в огонь те или иные растения. Ведь растения обладают мощной, доброй энергетикой, способной исцелять и оберегать от внешних воздействий. Все методы ароматерапии очень быстро вводят ароматы в систему кровообращения человека, которая разносит целебные молекулы по всему организму. Ароматерапия нормализует психическое состояние человека, улучшает циркуляцию крови, уравновешивает процессы, протекающие в организме, и тем самым повышает его сопротивляемость вредным внешним воздействиям. В настоящее время формируется научная ароматерапия, как профессиональная медицина.
1.6 Лечебные свойства растений
Апельсин - бессонница, невроз, нарушение пищеварения.
Бергамот - угревая сыпь, ангина, высокая температура, депрессия;
Гвоздика - зубная боль, переутомление, плохозаживающие раны;
Герань - гастрит, диабет, нервное перенапряжение;
Кипарис - потливость, нервное перенапряжение;
Кориандр - ревматизм, невралгия, депрессивные состояния;
Лаванда - варикозное расширение вен, укусы насекомых, ожоги, грипп, простуда, страхи, стресс;
Лимон - астма, ангина, бородавки, аллергия, мигрень, анемия;
Мандарин - бессонница, переутомление, депрессивные состояния, растяжения;
Можжевельник - гипертония, угревая сыпь, бессонница, стресс;
Мята - грипп, ревматизм, простудные заболевания, зубная, головная боль;
Пихта - простудные заболевания, ангина, стресс, воспаление дёсен;
Роза натуральная - варикоз, герпес, угри, невроз, стресс;
Розмарин - лишний вес, стресс, переутомление, перхоть, выпадение волос;
Сосна - мышечные боли, простуда, пневмония, стресс, перхоть;
Шалфей - желудочные колики, простуда, потливость, угри, воспаление десен, невроз;
Эвкалипт - мигрень, ревматизм, герпес, ангина, ожоги, укусы насекомых, утомление.
II.Материалы и методика
При изучении влияния запахов на человека использовалась научно-популярная литература, материалы СМИ и ресурсы Internet.С целью выяснения влияния ароматов на психофизическое состояние человека был проведён эксперимент – ароматизация воздуха в кабинете биологии с последующим опросом учащихся 6-11 классов и педагогов. Эксперимент проводился на базе нашей школы, в нём приняли участие 110 человек. Кроме того, при выполнении работы применялись методы анкетирования и анализа данных; метод сопоставления полученных результатов и составление диаграмм для их иллюстрации.
Каждый день мы сталкиваемся с разнообразными запахами и ароматами. Но задумываемся ли мы о том, как они могут на нас повлиять, какое они имеют значение, и почему одни запахи расслабляют, а другие раздражают и как они влияют на учебный процесс. Ответы на интересующие нас вопросы мы решили найти методом проведения практической работы по данной теме.
Практическая работа: «Влияние ароматов на психоэмоциональное состояние учащихся»
Методика проведения эксперимента
Для ароматизации помещения мы использовали две смеси: гармонизирующую и освежающую. Гармонизирующая смесь состоит из корочек апельсина, мускатного ореха, корицы, масла лаванды. Освежающая смесь из сбора трав и гвоздики. В целях насыщения воздуха соответствующими ароматами в помещении мы распылили смесь с помощью дозатора. Перед ароматизацией, помещение кабинета проветривалось в течение 15 минут. Подготовка к проведению опыта проходила на большой перемене.
Смесь с освежающими нотами
1. Корочки апельсина – 20 г.
2. Мускатный орех – 1г.
3. Корица – 2 г.
4.Масло лаванды -5 капель
5. Спирт – 100 мл.
6. Дистиллированная вода – 50 мл.
Смесь с гармонизирующими нотами.
Для проведения эксперимента мы провели анкетирование учащихся и педагогов.
( приложение)
Вывод: проведённый эксперимент показал, что запах в кабинете понравился и благотворительно повлиял на настроение учащихся и педагогов. Это значит, что взятые компоненты в смесях повышают настроение и самочувствие. Наша гипотеза подтвердилась.
Практическая работа «Создание ароматической подушечки-сувенира».
Цель: Создать ароматическую подушечку-сувенир с использованием натуральных сушеных трав и цитрусовых.
Компоненты душистых веществ: сбор луговых и лесных трав (душица, зверобой, мята, шиповник, лист малины, лист земляники лесной, лист клубники садовой, лист смородины садовой), гвоздика, корица, майоран; цитрусовые: апельсин.
Оборудование: кусок холщевой ткани, нитки, иголка, декоративная фурнитура.
III.Результаты исследования и выводы.
Умственная активность и работоспособность во многом зависит от окружающих ароматов. Знаменитый английский поэт Байрон отмечал, что всегда чувствует прилив вдохновения, если рядом запах трюфелей. Авиценна писал о розовом масле как о повышающем возможности разума и увеличивающем скорость мышления, физиолог Д.И.Шатенштейн в 1939 году научно обосновал и доказал в эксперименте, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции, особенно на работоспособность. Выполнив работу, мы также можем сказать, что ароматы имеют немаловажную роль в жизнедеятельности школьников. Они способствуют концентрации внимания, повышению работоспособности школьника и влияют на восстановление утраченных в течение дня сил, приводят в тонус.
Изменение запаха в кабинете ощутили все участники эксперимента. Причём на вопрос «С чем ассоциируется этот запах?», были получены самые разнообразные варианты ответов: запах цветов, весны и лета, дома, каникул. Такое разнообразие подтверждает индивидуальность каждого человека и его восприятий. Несколько участников эксперимента отмечали у себя различные расстройства: заболела голова, переутомление, отсутствие концентрации внимания. Следует иметь в виду, что эксперимент проводился после 3 урока, и некоторые уже имели различные расстройства.
После 40 минут ароматерапии большинство опрошенных респондентов ответили, что их внутреннее состояние изменилось, причём в основном в лучшую сторону. Отмечено также, что после процесса ароматизации, многие были довольны запахом и имели желание ощущать этот аромат во время учебной деятельности.
Таким образом, каждый человек индивидуален в восприятии запаха и обязательно найдется тот аромат, который улучшит его психическое и физическое состояние. А на основе проведённых исследований, мы бы хотели дать некоторые рекомендации по использованию ароматических смесей (освежающие или гармонизирующие) на уроках в классных комнатах и дома при выполнении домашних заданий:
1.Каждому человеку прислушаться к самому себе, почувствовать какой аромат подходит ему и использовать его как помощника улучшить свое состояние.
2.Администрации школы можно рекомендовать проведение ароматерапии в школе, в специально отведенном для нее месте, например, комната отдыха, комната релаксации. Ароматерапия поможет успокоиться, повысить настроение, укрепить уверенность в себе, а также восстановить силы от школьной суеты. Есть и недостатки этого метода, отдельным учащимся ароматы не нравились, они отмечали появление головной боли, утомление. Исходя из этого, мы рекомендуем проводить обработку помещения до занятия – за 20 минут. И было бы полезно проводить такие курсы аромапрофилактики в школе в пик респираторных заболеваний и эпидемий гриппа, так как растительные смеси могут поддерживать и усиливать иммунную реакцию.
IY.Заключение
Восстановить силы и поднять дух можно при помощи простых ароматов. Мы создали ароматическую подушечку-сувенир, действие которой опробовали на себе: в течение недели она находилась на рабочем столе. К концу учебного дня у нас снижалась работоспособность, но аромат, исходящий от подушечки, в частности запах цитрусовых приводил в тонус, а аромат смеси трав придавал бодрость и помогал восстановить силы.
Мы решили продолжить работу и проверить, помогает ли использование растительных запахов в классах предотвратить или уменьшить заражение учащихся простудными инфекциями.
За аромотерапией, как можно предполагать, большое будущее, так как применение ароматов очень широк и не ограничивается медицинской сферой. Если перед началом занятий в школах классы наполнить тонизирующим умственную деятельность ароматом, а по окончании, чтобы снизить усталость, - успокаивающим, то возможно, это оказало бы школьникам бесценную помощь: нам стало бы легче учиться по новым программам, мы меньше бы уставали.
Y.Список литературы.
4. Ричард Аксел, Линда Бак. Аргументы и факты № 41. «Премия за запахи», 2004
Интернет ресурсы: http://aromaniya.net
YI.Приложение
Вопросы анкеты «Влияние ароматов на психофизическое состояние человека»:
1. Ощутили ли вы необычный запах в кабинете?
2. Какой это запах?
3. Нравится ли вам этот запах?
4. Какое у вас было настроение до того как зашли в класс?
5. Изменилось ли ваше состояние и как?
6. Хотели бы вы всегда ощущать данный запах в рабочей обстановке?
Разноцветное дерево
Волшебные звуки ноктюрна
Знакомимся с плотностью жидкостей
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Цветок или сорняк?