Педагогическая конференция по профилактике поведения
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.12 КБ |
СЛАВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МБОУ «БОЛЬШАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Педагогическая конференция
Тема «Профилактика асоциального поведения в начальной школе»
Выступление учителя:
Басова В.А.
24 января 2015 год
Профилактика асоциального поведения
(выступление на педконференции)
То, что дети - наше будущее, истина банальная. Только вот каким станет это будущее?
Слабое здоровье, множество нерешенных социальных проблем превращают самую незабываемую и яркую страницу в жизни любого человека - детство - в мрачную полосу безрадостного существования, в бесконечную борьбу за выживание. Усyгyбляют положение окружающие сегодня ребенка жестокость, насилие, криминальные разборки, социальная нестабильность в обществе, сумасшедшая индустрия развлечений и повсеместная реклама сомнительных ценностей.
В условиях кризиса cовpeмeннoго общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению. Вот почему проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более актуальной.
Асоциальное Поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.
Асоциальное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания педагогов начального образования. Эта тема заставила более углубленно изучить асоциальное поведение учащихся начальной школы, а именно в моем классе.
Цель выступления: ознакомить с работой в классе по профилактике асоциального поведения детей.
В классе 25 уч. из них 11 девочек и 14 мальчиков. Во втором классе я столкнулась с асоциальным поведением учащихся. Слайд класса 2
Начиная с 1 класса в план работы входили методики по социальной адаптация детей, мониторинги, анкетирование, коррекционные занятия. Работа проводится с учетом возрастных особенностей младшего школьника. Все работы проводятся в игровой форме и большинство методик это рисунки, как более доступный вид работы для этих детей.
Что проводилось –1. изучение семьи ребенка по рисуночному тесту «Моя семья» 1 класс. Слайд 3
Целью данной методики является выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачей теста является выявление особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений на основании выполнения рисунка семьи.
Внимательно рассмотрев рисунок, психолог обращает внимание на детали. На основании детального рассмотрения рисунка, можно определить следующие характеристики.
Во-первых, определяется уровень художественного мастерства ребенка.
Во-вторых, определяется внутреннее состояние ребенка. О напряженности, скованности во время теста говорит сильный нажим карандаша. А наличие на рисунке ярких цветов, изображений больших размеров говорит о внутреннем благополучии, раскованности и спокойствии ребенка.
В-третьих, определяются особенности внутрисемейных отношений. Эта характеристика является главной. Я выясняла, к кому из родителей ребенок психологически более расположен, кто ему больше нравится, кто из членов семьи вызывает у ребенка негативные эмоции.
16% (4 из 25) учащихся показали особое отношение к семье, то есть ребенок рисовал себя выше всех, что показывает о большом внимании к ребенку со стороны взрослых. Это показатель для дальнейшего ознакомления отношений в этих семьях, т. к. ребенок привык, что ему ни в чем не отказывают. У него создается искусственное чувство превосходства. И во 2 классе он у меня попал в группу «риска». Стал проявлять свои желания и в классе. «Это я не хочу». Если работа требует большего внимания, то ученик начинает отказываться от ее выполнения и соглашается выполнить ее дома.
Следующим этапом работы является отношение ребенка к школьным правилам и к школе. ( 2 класс)
Анкета «Знаешь ли ты правила школьника?» показала, что 83% (15 уч. из 18 опрошенных) знают правила и знают как вести себя на перемене и на уроке, но в реальности правила не выполняются. Поэтому это повод присмотреться к этим детям, почему они не выполняют те правила, которые знают. (Это может быть желание показать себя лучше чем я есть на самом деле. 17% (3 уч. из 18) говорят о том, правила нарушают все, умалчивая о своем поведении. В дальнейшем это и привело к асоциальному поведению. (Нет оценки своему поведению, оценивается поведение других.) слайд 4
2 класс
Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию
Выше среднего, средний – 76%
Ниже среднего – 16%
Низкий – 8%
Выше среднего, средний – 72%
Ниже среднего – 20%
Низкий – 8%
Арт-терапия - это эмоциональный настрой: говорит о настроении, с которым дети приходят в класс и отношение к учебному процессу. В1-3 классах проводится.
Каждый цвет имеет свою интерпретацию. По моим наблюдения более 82% учащихся используют положительную цветовую гамму. Черный и коричневый цвета используют 12% уч.(3 из 25). Эти цвета указывают на замкнутость и отстраненность ребенка от коллектива и работы. Для хорошего настроя использую эмоциональный настрой: улыбнитесь друг другу; подарите улыбку; поздоровайтесь плечиками и т. п. в конце занятий прошу показать настроение цветом и оно меняется.
Изучение по анкета «Хорошо ли ребенку в школе» проведенная во 2 и 3 классе, показала, изменения произошедшие за год. Цель: определить, хорошо ли ребенку в школе.
Из 20 опрошенных во 2 классе - 45% (9 из 20) учащихся проявляют тревожность связанную с учебным процессом. Эти же учащиеся имели низкую степень уверенности в своих силах. Работа, проводимая в классе по проектным задачам помогает учащимся в приобретении уверенности в своих знаниях и силах, а так же групповая работа в классе и парная работа «Помощь друга». Учащиеся выполняли рисунки «Школа моей мечты» слайд
10% (2 из 20) уч. имели проблемы в отношениях с одноклассниками (это прибывшие учащиеся). Для сплочения коллектива проводила больше совместных экскурсий-поездок, различных акций. Слайд
Проведённая повторно эта методика в 3 классе показала, что тревожность, связанная с учебным процессом осталась у 32% (8 из 25).
12% (3 из 25) - низкая уверенность в своих силах, знаниях. Слайд
4% (1 из 25) – отстраненность от коллектива, низкая самооценка. Ребенок проявляет агрессию по отношению к другим, из-за низкой самооценки. Ведется работа с этим ребенком, похвала, спокойный тон, стимул в выполнении заданий, нахождение положительного в поведении. Это ребенок требующий особого внимания, а в дальнейшем может привести и к асоциальному поведению. Ведется индивидуальная коррекция и работа с родителями.
Социометрия проведенная в 3 классе (т.к. дети более осмысленно делают свой выбор) проводилась с целью изучения межличностных отношений в коллективе, оценку индивидуальных качеств. слайд
Выявила «звезд» - детей которым больше доверяют и отдают предпочтение.
Звезд – (3 из 22) – 14% уч.
Среднее количество выборов – это «предпочитаемые». 33% (8 из 22)
Следующая группа – «пренебрегаемые»- 50 % (11 из 22)
«Изолированные» - те которые не набрали ни одного выбора. Таких нет.
Значит, моя дальнейшая работа будет направлена на сплочение коллектива.
В этом направлении проводятся экскурсии, акции и т. п. слайд фото
Провожу родительские собрания по темам направленным на вовлечение родителей в работу класса и взаимоотношения «детей и родителей».
Проводила работу по определению качеств человека. В первом классе это использование цветов. Цель: определить умение детей оценивать свои качества и качества других, положительные и отрицательные.
Во 2 и 3 классе дети писали на рисунке кистей рук: на левой плохие свои качества на правой хорошие. И в 1 классе и во 2-3 классах дети отличают качества, но в 3 классе 1 ученик самокритично везде написал только отричательные качества и оценил себя, как плохим ребенком.
В 3 классе детям трудно было написать хорошие качества. Они не могли подобрать слова для определения хороших качеств к себе. Ученик вообще написал у меня нет плохих качеств я хороший.Это показывает, что дети задумываются над своими качествами и дают им оценку.
По опросу «Тебе нравится в школе» 3 класс ответили: 80 % (18 из 22) – да
14% (3 из 22) - нет
6 % (1 из 22) – иногда.
Конечно это не вся работа проводимая по профилактике асоциального поведения и она будет продолжена с учетом возрастных особенностей учащихся в направлении на сплочение коллектива и чтобы ребенок чувствовал комфортно и уверенно в школьном учреждении.
Прекрасная химия
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Повезло! Стихи о счастливой семье
Круговорот воды в пакете
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики