Исследовательский проект
«Коврик Татами для занятий дзюдо»
Работу выполнила учащаяся 8 класса Сат Саглаш. Руководителем работы является Осинцева Яна Александровна, учитель физической культуры.
В современной молодёжной среде проявляются случаи употребления табака, алкогольных напитков, малоподвижный образ жизни, и как следствие, ухудшение здоровья. Поэтому необходимо искать пути и возможности воздействия на личность с целью формирования здорового образа жизни. Критическое ухудшение здоровья детей и подростков, всего населения – одна из основных проблем современности. Занятия восточными единоборствами считаются очень распространенным в среде современных подростков способом самовоспитания. Увлечение подростков единоборствами связано не только с возможностью развития у себя физических и волевых качеств, но и с возможностью приобщиться к культуре Востока, в которой сильный акцент делается на формирование социально-одобряемых ценностей и мотивов поведения.
Цели исследования: Создание проекта «Коврик Татами для занятий дзюдо» с целью формирования и развития познавательной активности и ценностного отношения к здоровью; создание условий для сплочения школьного коллектива и развития творческих способностей учащихся.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения дзюдо, определить основные особенности данного вида спорта.
2.Воспитание ценностного отношения к здоровью.
3.Развитие интереса и привлечение одноклассников, педагогов и родителей к участию в данном проекте.
4.Использовать проект как мотивационный инструмент повышения качества обучения.
5.Изготовить макет коврика для проведения занятий по Дзюдо
Методы исследования: метод анализа и обобщения литературных источников, анкетирование, беседа, анализ результатов, создание макета
Результаты: Изучена справочная и научная литература, информация, представленная на интернет-сайтах, «история создания ковриков «Татами»
Проведен тест-опрос среди учащихся школы в возрасте от 10 до 17 лет.
Для создания макета потребовались следующие материалы: старые сумки, нитки, иголки, ножницы и рис. Демонстрация приемов и упражнений одноклассникам.
Вывод: Для того чтобы дети занимались спортом, они должны знать о нем как можно больше. Многим ребятам трудно начать заниматься самим, им нужна поддержка друзей и семьи. Познакомив с проектом ребят, я надеюсь, привлекла большее количество людей для занятий данным видом спорта.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 142 КБ |
Введение
Здоровье – самая большая для человека ценность. Чтобы вырастить жизнелюбивого и здорового человека, необходим особый образ жизни – здоровый. В современной молодёжной среде проявляются случаи употребления табака, алкогольных напитков, малоподвижный образ жизни, и как следствие, ухудшение здоровья. Поэтому необходимо искать пути и возможности воздействия на личность с целью формирования здорового образа жизни. Критическое ухудшение здоровья детей и подростков, всего населения – одна из основных проблем современности. Одной из причин такой ситуации является то, что в последние годы с экранов телевидения демонстрируется пьянство, насилие, разврат, «герои» фильмов употребляют наркотики. Негативные телепередачи, видеофильмы, свободный доступ в приобретении табачных изделий, наркотиков, алкогольных напитков губительно влияет на здоровье учащихся. В школах, осуществляя план физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, учителями проводятся беседы о режиме дня школьников, значении оздоровительных мероприятий для укрепления растущего организма.
Актуальность: Занятия восточными единоборствами считаются очень распространенным в среде современных подростков способом самовоспитания. Увлечение подростков единоборствами связано не только с возможностью развития у себя физических и волевых качеств, но и с возможностью приобщиться к культуре Востока, в которой сильный акцент делается на формирование социально-одобряемых ценностей и мотивов поведения. И если в обычной физкультурно-спортивной деятельности происходит интенсивное физическое и волевое становление личности, то при занятиях восточными единоборствами происходят изменения в картине мира, в ценностно-мотивационной структуре личности, что является важнейшим элементом социализации в подростковом возрасте.
Цель: Создание проекта «Татами» с целью формирования и развития познавательной активности и ценностного отношения к здоровью; создание условий для сплочения школьного коллектива и развития творческих способностей учащихся.
Задачи:
Методы исследования:
1. Метод анализа и обобщения литературных источников.
Практическая значимость привлечение большего количества людей для занятий данным видом спорта.
I. Теоретические основы изучения истории возникновения Дзюдо
История появления дзюдо
Дзюдо́ - (дословно — «Мягкий путь»; в России также часто используется название «Гибкий путь»)— японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе джиу-джитсу, японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано.
Датой рождения дзюдо считается день основания первой школы дзюдо в 1882 году. Дзюдо довольно быстро стало широко известным не только в Японии, но и в других странах. Своему развитию в России и СССР дзюдо обязано в первую очередь Василию Сергеевичу Ощепкову. Он провёл детство и юность в Японии и был одним из первых европейцев, сдавших экзамен на мастерскую степень дан. В 1917 году ему был присвоен 2-й дан. В 1930-х годах Ощепков активно развивал дзюдо в нашей стране.
После смерти Ощепкова в 1937 году его ученики на основе дзюдо разработали новый вид борьбы— самбо.
Дзюдо как вид спорта
Начиная со времени создания дзюдо, Дзигоро Кано пропагандировал его как полезный для укрепления здоровья спорт.
Дзюдо является олимпийским и паралимпийским видом спорта.
Первоначально в соревнованиях по дзюдо не использовалось разделение на весовые категории. Первые предложения по разделению на весовые категории были сделаны во время X Олимпийских игр 1932 года в Лос-Анджелесе. Во время игр Дзигоро Кано и 200 студентов, изучающих дзюдо, провели показательные выступления и демонстрацию приёмов дзюдо.
Созданный в СССР и популярный в России и во всём мире, сходный с дзюдо, вид борьбы— самбо— отличается от дзюдо формой для занятий, правилами спортивных соревнований, более низкой стойкой спортсменов и ковром, на котором проходят схватки (в самбо он круглый и более мягкий, чем татами в дзюдо). В настоящее время самбо не является олимпийским видом спорта.
Впервые соревнования по дзюдо среди мужчин прошли на летней Олимпиаде 1964 года в Токио. В 1988 году дзюдо было впервые включено в программу Паралимпийских игр в Сеуле. На Олимпийских играх 1988 года впервые были проведены женские показательные выступления по дзюдо, а спустя 4 года соревнования по дзюдо среди женщин были включены в официальную программу летних Олимпийских игр 1992 года в Барселоне.
Особенности дзюдо:
Кодекс дзюдоиста
Дзюдо хранит вековые традиции и остается наследником самурайского кодекса чести. Дзюдо воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям. Основатель борьбы, Дзигоро Кано, рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности. Он считал, что дзюдо – не столько защита без оружия, сколько философия повседневной жизни.
Кодекс чести дзюдоиста включает в себя такие качества, как:
При поступлении в школу ученик дает клятву:
Техника, пояса и ранги дзюдо
Дзюдо, наряду с греко-римской борьбой, вольной борьбой и самбо, входит в четвёрку наиболее популярных в мире видов спортивной борьбы. Дзюдо базируется на двух главных принципах: взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса, а также наилучшее использование тела и духа. В настоящее время развиваются традиционное дзюдо и спортивное дзюдо. В спортивном дзюдо делается больший акцент на соревновательную составляющую, а в традиционном дзюдо внимание уделяется вопросам самообороны и философии. Три главных технических раздела дзюдо составляют: упражнения в парах, свободные захваты, соревнования.
Занятия дзюдо проходят на татами (квадратном коврике), дзюдоисты занимаются босиком. В качестве тренировочной одежды используются — дзюдоги. Дзюдоги состоит из куртки, штанов и пояса. Классическое дзюдоги белого цвета, но в международных соревнованиях участники одеты в дзюдоги белого и синего цветов. В России дзюдоги часто называют кимоно.
В Японии для определения степени дзюдоиста используют 5 цветов поясов: белый, коричневый, чёрный, красно-белый, красный. Цвета поясов могут различаться в зависимости от страны и федерации дзюдо. В Европе 9 цветов поясов: белый, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, коричневый, чёрный, красно-белый, красный. В зависимости от квалификации дзюдоиста, ему может быть присвоена ученическая степень (кю) или мастерская (дан) степень. Зона соревнований по дзюдо состоит из матов, или татами, длиной 2 метра, шириной 1 м, соединенных между собой в 14 метровый квадрат с тремя специальными зонами. Внутренняя зона или зеленая зона - 6 метровый квадрат. Он опоясан 1-метровой красной зоной, или опасной зоной, которая предупреждает "дзюдока", что он почти вне зоны. Наружная зона, или зона безопасности, шириной в 3 метра. Эта зона вне границ.
Две полосы - синяя и белая - находятся посередине зоны поединка. Четыре метра в сторону отмечаются места, где "дзюдока" должен стоять вначале и в конце каждой схватки.
Таким образом, занятия дзюдо позволяют развивать двигательную активность и в целом способствует физическому совершенствованию и укреплению здоровья школьников, активно и гармонично развивая в первую очередь опорно-двигательную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма. При этом у детей формируются специфические умения и навыки, необходимые как для дальнейших занятий спортом, так и важные в повседневной жизни (навыки самостраховки, гибкости, координации, привитие здорового образа жизни и т. д.), что необходимо для физического развития как девочек, так и мальчиков. Помимо этого, занятия в спортивной секции позволяют развивать личностные качества детей — самостоятельность, целеустремленность, уверенность в себе, волю, лидерство.
II. Особенности реализации практического этапа.
Я начала заниматься спортом со второго класса, так же как и мой старший брат. В городе Абакан, где я училась до 2018 года, имеются все возможности для занятий спортом: детско-юношеская спортивная школа «Тори», множество детских спортивных секций в школе. Я посещала кружок «Дзюдо» На мой взгляд, дзюдо оказывает положительное влияние на физическое и психическое здоровье, эмоциональное состояние человека. В связи с переездом в п.Иракинда в апреле 2018 года, занятия по дзюдо прервались. МБОУ «Иракиндинская средняя общеобразовательная школа» расположено в промышленной зоне Муйского района, где сосредоточено крупное предприятие: ПАО «Бурятзолото» рудник «Ирокинда». В связи близостью к промышленным объектам школы отмечается общая неблагоприятная экологическая обстановка. Большую роль в пропаганде здорового образа жизни в школе играет спортивный клуб «ШБК Иракинда», основным направлением которого является баскетбол.
Четвертого октября у нас состоялся классный час «Человек привычки – человек воли», на котором я вызвалась выступить с сообщением «Моя полезная привычка – Дзюдо». Я познакомила ребят с историей возникновения дзюдо, кто его основатель, какую форму носят дзюдоисты, Кодекс чести дзюдоистов, правила поведения дзюдоистов в повседневной жизни. Первоначально, я не увидела интереса в глазах моих одноклассников, поэтому я решила на практике показать какой это интересный и увлекательный вид спорта.
Я изучила справочную и научную литературу, информацию, представленную на интернет-сайтах, «историю создания ковриков «Татами» и преступила к созданию макета коврика «Татами».
Я провела тест-опрос среди учащихся нашей школы в возрасте от 10 до 17 лет. В опросе приняли участие 22 человека.
Таким образом, были получены следующие данные 36% (8 человек) ребят регулярно занимаются спортом, 18 % (4 человека) – занимаются спортом только на уроках физической культуры и 45% (10 человек) дополнительно посещают кружок внеурочной деятельности «Спортивный час». Анализируя данные опроса, можно предположить, что в целом ребята ориентированы на здоровый образ жизни, они понимают, что спорт дает человеку здоровье, и занимаются спортом для того, чтобы быть сильными, выносливыми и здоровыми. Исходя из результатов опроса, мы можем предположить, если ребят нашей школы познакомить с таким видом спорта как дзюдо, то большинство из них заинтересуется им и вместе со мной начнут изучать простые приемы данного вида спорта. А в будущем, я надеюсь, в Иракиндинской школе начнет функционировать кружок «Дзюдо».
Для занятий дзюдо необходимо иметь специальный спортивный инвентарь: коврик-Татами, длиной 2 метра, шириной 1 м, соединенных между собой в 14 метровый квадрат с тремя специальными зонами. Внутренняя зона или зеленая зона - 6 метровый квадрат. Он опоясан 1-метровой красной зоной, или опасной зоной, которая предупреждает "дзюдока", что он почти вне зоны. Наружная зона, или зона безопасности, шириной в 3 метра. Эта зона вне границ. Две полосы - синяя и белая - находятся посередине зоны поединка. Четыре метра в сторону отмечаются места, где "дзюдока" должен стоять вначале и в конце каждой схватки. Упражнения общего характера, подготовительные упражнения, тренировка на развитие силы мышц могут осуществляться практически везде. Специальная же подготовка и соревнования невозможны без соответствующего татами. Прежде чем сделать макет коврика, я изучила историю его создания (кстати, раньше коврики делали из рисовой соломы).
Татами быстро и легко укладывается в нужную конфигурацию и так же легко разбирается, легко чистится и моется; в случае повреждения нет необходимости менять коврик целиком, достаточно заменить повреждённый модуль. Этот коврик-пазл идеально подходит для занятий не только в спортивном зале, но и дома.
Работа над Татами настолько проста и легка, что о материале я долго и не задумывалась. Для того, чтобы сделать макет коврика, мне потребовались самые простые материалы: старые сумки, нитки, иголки, ножницы и рис.
После создания макета, я продемонстрировала некоторые простые приемы и упражнения своим одноклассникам, а они попробовали повторить их. Но для того, чтобы выполнить их правильно, необходимы длительные тренировки. Мы с ребятами решили обратиться к администрации школы с просьбой приобрести Татами, чтобы иметь возможность проводить учебные поединки, где проверяются правильность и степень усвоения приемов.
Из своей работы я сделала вывод, что для того чтобы дети занимались спортом, они должны знать о нем как можно больше. Многим ребятам трудно начать заниматься самим, им нужна поддержка друзей и семьи, значит, единомышленники нужны не только мне. Познакомив с проектом ребят, я надеюсь, привлекла большее количество людей для занятий данным видом спорта.
Список литературы:
1. Дзюдо // Журнал о единоборствах и самообороне // Статьи. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.v8mag.ru.
2. Информационный сайт дзюдо. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.judoinfo.com.
3. Минаев Б. Гений дзюдо. Изд-во п/а «высокое чтиво», 2005 г.
4. Официальный сайт Российской федерации дзюдо. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.judo.ru.
5. Сайт международной федерации дзюдо. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ijf.org.
6. Соколов К. Духовные основания борьбы.
7.Шулика Ю. А. Дзюдо: базовая технико – тактическая подготовка для начинающих. Изд-во «Феникс», 2006 г.
Приложение №1
Тест-опрос «Что спорт значит для Вас?»
10 осенних мастер-классов для детей
Рождественский венок
Пейзаж
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"