Исследовательская работа по теме "Права человека"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_pravam_cheloveka.doc | 198 КБ |
I. Введение
Актуальность исследования
Конституционные права и свободы личности, их содержание и конституционное закрепление, гарантии реализации и защиты - основной показатель уровня демократизма любого общества. В современной России имеется много проблем, связанных с нарушениями конституционных прав и свобод личности. Одна из причин этого явления заключается в низкой правовой культуре российских граждан, не знающих своих конституционных прав, свобод и обязанностей, не умеющих и порой не желающих их защищать. Одним из условий решения этой проблемы является изучение конституционных прав и свобод личности всеми гражданами Российской Федерации.
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года положило начало формированию нового этапа развития российской государственности на основе принципов демократического и правового государства, высшей ценностью которого выступает человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что каждый должен знать свои права. Человек – это свободная и самостоятельная личность, которая, зная все свои права, становится упорнее, смелее, индивидуальнее, нежели была раньше.
Цели моего исследования:
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
Объект исследования: Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека, Гражданский, Уголовный, Семейный кодексы РФ.
Предметом исследования являются права и свободы человека и гражданина по Конституции России, деятельность Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае
Методы исследования:
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы для повышения правовой грамотности учащихся и в работе «Школы правовых знаний» для детей и их родителей.
Апробация: основные положения работы были представлены на занятиях «Школы правовых знаний» учащимся 7-9 классов и размещены на школьном сайте http://www.rebschool1.ucoz.ru
Новизна работы заключается в том, что были изучены и проанализированы документы и деятельность Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае и представителя (доверенного лица) по Ребрихинскому району Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае.
II. Основная часть
1. Классификация прав и свобод
В Конституции закреплены наиболее значимые и важные для человека, общества и государства права и свободы, в связи, с чем их называют основными. Они являются важнейшим условием достойного и свободного существования человека, гарантирует возможность полноправного участия человека и гражданина в политической жизни, а также являются предпосылкой для удовлетворения его базовых материальных и духовных потребностей. Именно в этом проявляется их ценность, как для отдельного человека, так и для всего общества.
С учётом сферы реализации конституционные права и свободы объединяют в следующие группы:
Несмотря на представленную классификацию, все конституционные права и свободы обладают одинаковой юридической силой, в равной мере значимы для каждого гражданина и подлежат одинаковой защите со стороны государства.
2. Права и свободы человека и гражданина в России
Право на жизнь (ст.20 Конституции России)
Право на жизнь является важнейшим личным правом человека, приобретаемым им в силу факта его рождения. Конституционное содержание права на жизнь состоит в недопустимости произвольного лишения жизни. Смертная казнь впредь о её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. На протяжении длительного времени в Российской Федерации смертная казнь не применяется, несмотря на наличие такого вида наказания в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Таким образом, содержание права на жизнь в Российской Федерации носит практически абсолютный характер и не подлежит ограничению.
Реализация и защита права на жизнь имеет конкретные временные пределы (начало и конец жизни). Согласно части 2 статьи 17 Конституции России основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В связи с этим право на жизнь связывается с фактором рождения человека. Смерть человека наступает в результате гибели организма как целого.
Добровольный уход из жизни человека (эвтаназия) в связи с наличием неизлечимого заболевания в России запрещен.
Достоинство личности (ст. 21 Конституции России).
Охрана государством достоинства личности закреплена в Конституции России, предусматривающей, что никто не может быть основанием для умаления достоинства личности.
Достоинство личности рассматривается с двух сторон. С одной стороны, достоинство личности – один из важнейших конституционных принципов, положенный в основу правового статуса личности, а также регулирующий взаимоотношения человека и государства. С этой позиции закрепление за человеком прав и свобод и их реализация являются проявлением принципа достоинства личности.
С другой стороны, достоинство личности является самостоятельным субъективным правом человека. Достоинство личности предполагает определённую оценку со стороны общества и самооценку личностью своих моральных и интеллектуальных качеств. Государство обязано защищать достоинство личности от рождения и до смерти вне зависимости от каких-либо обстоятельств. При этом личность в ее взаимоотношениях с государством является равноправным субъектом, который может защищать свои права всеми незапрещенными способами, в том числе оспаривая решения и действия государства в лице его органов.
Требования защиты достоинства личности в широком объеме содержатся в отраслевом законодательстве. В частности, граждане вправе требовать от редакции средства массовой информации опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации (статья 43 Закона Российской Федерации» О средствах массовой информации»).
Федеральный закон «О полиции» запрещает сотруднику полиции прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняется боль, физическое или нравственное страдание (ст.5 Федеральный закон «О полиции»)
Гражданский кодекс Российской Федерации содержит ряд юридических механизмов защиты достоинства личности. Так, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Наряду с опровержением таких сведений гражданин вправе требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением (статья 152 Гражданского кодекса России).
Серьезной проблемой, связанной с защитой чести и достоинства личности, в последнее время выступает распространение оскорбляющей информации в Интернет. Для защиты чести и достоинства человек должен представить в суд доказательства распространения в Интернете порочащих сведений. В данном случае достаточно эффективной формой защиты нарушенных прав может выступать обращение к нотариусу для обеспечения доказательств, включая заверение нотариусом соответствующей Интернет-страницы, на которой содержится порочащая информация.
Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции России)
Право на свободу означает, что человек может действовать в соответствии со своей волей, без каких-либо ограничений. Личность имеет право выбора, который не должен нарушать и ущемлять права и свободы иных лиц.
В указанной статье Конституции речь идет о личной свободе индивида, что подчеркивается связью свободы с личной неприкосновенностью. Свобода и личная неприкосновенность предполагает недопустимость ареста, заключения под стражу и содержания под стражей лица без соответствующего судебного решения. При этом до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержании на срок более 48.
Таким образом, свобода и личная неприкосновенность являются важной гарантией от государственного произвола и беззакония в отношении человека.
Личная неприкосновенность гарантируется отраслевым законодательством. К примеру, Уголовный кодекс Российской Федерации закрепляет целый ряд составов преступлений, направленных на защиту свободы и личной неприкосновенности граждан, как физической (например, причинение вреда здоровью, побои и т.д.), так и психической (например, истязание в форме причинения психических страданий).
Вред, причиненный личности в результате незаконного физического и психического воздействия, может быть возмещен в гражданско-правовом порядке (см. главу 59 Гражданского кодекса Российской Федерации)
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23,24 Конституции России)
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени предполагает запрет любых форм произвольного вмешательства в частную жизнь со стороны государства, а также гарантирует защиту со стороны государства от такого вмешательства третьих лиц.
В статье 24 Конституции России в развитие данного права закреплено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» обработка персональных данных, в том числе и сведений жизни лица, включая их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение, может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных (ст. 60 Федерального закона «О персональных данных»). При этом операторы персональных данных и третьи лица, получающие доступ к персональным данным, должны обеспечивать конфиденциальность таких данных.
Нарушение неприкосновенности частной жизни влечет ответственность, вплоть до уголовной, за незаконное собирание либо распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (ст. 137 Уголовного кодекса Российской Федерации)
Защита чести и доброго имени гражданина осуществляется посредством требования, в судебном порядке опровержения порочащих его честь и достоинство сведений. Граждане также обладают правом требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных распространением порочащих их честь и достоинство сведений ( ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации)
Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции России)
Конституция России устанавливает право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права возможно только на основании судебного решения.
Реализация данного права означает, с одной стороны, обязанность государства защищать тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений от неопределенного круга лиц.
С другой стороны, государство, устанавливает механизм ограничения данного права, прежде всего, в деятельности органов государственной власти. Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено,
что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускается на основании судебного решения и только при наличии информации о противоправных деяниях. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов.
Неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции России)
Неприкосновенность жилища заключается в том, что никто не может проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Исключение возможно только в случаях, установленных федеральным законом, или по решению суда.
Право определять и указывать свою национальную принадлежность (ст. 26 Конституции России) Конституция России в статье 26 закрепляет право каждого на определение и указание своей национальной принадлежности. Национальность – это принадлежность лица к этнической группе, характеризуемая родным, особенностями быта, традициями
обычаями, культурой, религией, родством и другими признаками, позволяющими лицу идентифицировать себя. Конституция Российской Федерации закрепляет принцип национальной самоидентификации – определение национальной принадлежности связывается не столько с национальностью родителей, сколько с осознанием лицом своей принадлежности к определенной этнической общности, к людям духовно связанным общим языков и культурой.
Важной гарантией реализации права определять и указывать свою национальную принадлежность является конституционный принцип равенства всех перед законом и судом независимо от расы, национальности и языка.
Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения творчества (ст. 26 Конституции России)
Язык является средством общения между людьми, обмена мыслями, информацией, взаимного понимания.
Конституция Российской Федерации закрепляет, что государственным языком в Российской Федерации является русский язык. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки, которые могут применяться в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях республик.
Право на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства (ст. 27 Конституции России)
Конституционное право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства означает беспрепятственное перемещение лиц, законно находящихся на территории российского государства.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином России его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом в Российской Федерации введен регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства.
Гражданин Российской Федерации обязан регистрироваться по новому мету жительства не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока зарегистрироваться по месту пребывания.
Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничением или условием реализации прав и свобод граждан Российской Федерации.
Конституция России также гарантирует каждому свободу выезда за пределы Российской Федерации, а для граждан Российской Федерации – право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции России)
Свобода совести и свобода вероисповедания основаны на светском характере российского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и раны перед законом.
Гарантией свободы совести и свободы вероисповедания в России является то, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергать принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или не участию богослужению, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, обучении религии.
Свобода мысли и слова (ст. 29 Конституции России)
Свобода мысли и слова предполагает право индивида беспрепятственно формировать свои убеждения и мнения, придерживаться их, право на свободный отказ от них, а также право на свободное выражение своих мнений и убеждений, право на общение в устной и письменной форме, включая право воздержаться от общения, право на свободный выбор языка общения. Принуждение к выражению своих мнений и убеждений не допускается. Важность свободы мысли и слова предопределена тем, что данная свобода является необходимым условием реализации иных конституционных прав личности, прежде всего в политической сфере.
В тоже время свобода слова не носит абсолютного характера. В Российской Федерации не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Также запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Каждый имеет право на объединение (ст. 30 Конституции России)
Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, установленным действующим законодательством, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (статья 3 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
В политической сфере наиболее значимым видом общественного объединения выступает политическая партия, создаваемая в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества. Членство в политической партии является добровольным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции России)
Граждане Российской Федерации вправе собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Порядок реализации данного конституционного права детально регламентирован Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Возможность свободного проведения публичных мероприятий представляет гражданам широкие возможности для формирования и выражения своих мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам государственной и общественной жизни. Таким образом, ценность свободного проведения публичных мероприятий предоставляется тем, что позволяет гражданам защищать и реализовывать широкий спектр иных конституционных прав.
Важно обратить внимание на то, что российское законодательство устанавливает именно уведомительный характер проведения публичных мероприятий. Для их проведения не требуется принятия отдельного решения органами государственной власти и органами местного самоуправления, достаточно самого факта надлежащего уведомления органа государственной власти и органа местного самоуправления.
Право граждан российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст.32 Конституции России)
Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей основывается на конституционном принципе суверенитета народа, в соответствии с которым единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Реализация данного права осуществляется через комплекс других прав граждан, закрепленных в Конституции России:
Важнейшей формой участия граждан в управлении делами государства, а также высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граждан является свободным и добровольным.
Активное избирательное право ( право избирать) у граждан Российской Федерации возникает с 18 лет. Реализации права быть избранным (пассивное избирательное право) зависит от уровня выборов. Так с 18 лет гражданин вправе быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования. По достижении возраста 21 года (в отдельных субъектах также 18 лет) – быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления. Депутатом Государственной Думы Российской Федерации может быть избран гражданин по достижении 21 года. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет.
Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство на территории иностранного государства.
Важный механизм участия в управлении делами государства связывается с доступом на государственную службу. Данное право означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой и без какой-либо дискриминации.
На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалифицированным требованиям, предъявляемым законодательством.
Право общаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции России)
Граждане вправе общаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностным лицам. Обращения граждан подаются в форме предложений, заявлений и жалоб.
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, а также излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Рассмотрение обращения осуществляется в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34 Конституции России)
Экономическая система Российской Федерации выстраивается на основе ряда конституционных принципов, характеризующих соответствующую систему в качестве рыночной. Важным элементом рыночной экономической системы является свобода экономической деятельности, предполагающая право граждан свободно заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью.
Субъектами предпринимательской деятельности являются граждане Российской Федерации, действующие без образования юридического лица, а также объединения граждан, зарегистрированные в установленном порядке.
По общему правилу способность гражданина самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью возникает с 18 лет, то есть с совершеннолетия.
Устанавливая свободу экономической деятельности, государство в целях защиты добросовестных участников экономических отношений запрещает ту экономическую, деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Право частной собственности (ст.35 Конституции России)
Право частной собственности является одной из основ конституционного строя Российской Федерации и составляет основу рыночной экономики.
Конституция России закрепляет, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. При этом принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Свобода труда (ст.37 Конституции России)
Закрепленная в Конституции России свобода труда означает право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также запрет принудительного труда. Таким образом, свобода труда проявляется в потенциальной возможности трудоустройства гражданина и выбора им сферы приложения своих трудовых способностей. Однако действующая Конституция России не гарантирует само трудоустройство человека. Государство лишь обеспечивает содействие в трудоустройстве, а также принимает меры по защите от безработицы.
В целях защиты своих прав работники наделяются правом на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Неотъемлемым элементом свободы труда является право на отдых, являющееся важнейшим социальным благом, необходимым условием жизнедеятельности человека. Право на отдых возникает с момента заключения трудового договора и состоит в ограничении продолжительности рабочего времени. Рабочая неделя у рабочих и служащих не может превышать 40 часов. Всем трудящимся гарантированы дни еженедельного отдыха, выходные и праздничные дни, отпуск представляется работникам продолжительностью 28 календарных дней, имеются отпуска для отдельных категорий работников большей продолжительности.
Защита материнства, детства и семьи (ст.38 Конституции России)
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Семейный кодекс Российской Федерации запрещает осуществление родительских прав в противоречии с интересами детей. В свою очередь, трудоспособные дети, достигшие возраста 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Трудовое законодательство также закрепляет ряд гарантий трудовых прав женщин. В частности, запрещается отказывать в заключение трудового договора женщинам по мотивам, связанных с беременностью или наличием детей. Для беременных женщин не может устанавливаться испытание при приеме на работу. Женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию. По заявлению женщины ей предоставляется отпуск с выплатой государственного пособия.
Российское законодательство также предусматривает ряд мер материальной поддержки материнства и детства. Соответствующие меры социальной поддержки установлены, прежде всего, Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Эффективной мерой материального стимулирования семей является выплата материнского (семейного) капитала женщинам при рождении второго ребенка (в настоящее время размер материнского (семейного) капитала составляет 409 тысяч рублей).
Право на социальное обеспечение (ст.39 Конституции России)
Конституция России, закрепляет право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.
Конституционными формами социального обеспечения выступают государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.
К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обеспечения, что в определенной мере снижает ценность права на социальное обеспечение.
Право на трудовую пенсию при наличии других предусмотренных законодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин – по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина составляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионера, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.
Право на жилище (ст.40 Конституции России)
Конституционное право на жилище предполагает гарантированную законом возможность для каждого быть обеспеченным постоянным жильем, возможность стабильного пользования имеющимися жильем, неприкосновенность жилища, право на улучшение жилищных условий, а также обеспечение для проживающих в жилых домах, жилых помещениях здоровой и безопасной среды обитания.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В то же время Конституция Российской Федерации и действующее законодательство не закрепляют обязанность государства обеспечивать жильем всех граждан. Граждане за свой счет или с привлечением государственных субсидий вправе покупать, менять, арендовать, строить своими силами или с привлечением подрядных организаций жилье. Исключение составляют малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилье. Им жилье предоставляется бесплатно или за достойную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Предоставление жилья малоимущим и иным установленным законом категориям граждан осуществляется по договорам социального найма.
Важной гарантией конституционного права на жилище является недопустимость произвольного лишения жилища.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41 Конституции России)
Охрана здоровья граждан – это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского характера, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Важной конституционной гарантией права на охрану здоровья является запрет на сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
Право на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции России)
Каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В сфере охраны окружающей среды граждане вправе:
для получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
Право на образование (ст.43 Конституции России)
Право на образование занимает центральное место среди культурных прав человека. Без права на образование не могут быть в полной мере реализованы конституционное право на пользование достижениями культуры, а также свобода культурного, научного и технического творчества.
Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях. При этом получение основного общего образования является обязательным. Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечивать получение детьми основного общего образования.
Получение высшего профессионального образования может осуществляться бесплатно на конкурсной основе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Свобода творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни (ст.44 Конституции России)
Участие в культурной жизни предполагает:
3. Деятельность уполномоченного по правам человека в Алтайском крае.
4 ноября 2002 года был принят закон «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае». В соответствии с ним, 28 февраля 2003 года краевой Совет народных депутатов избрал Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае. Сегодня в Алтайском крае эту должность занимает Юрий Александрович Вислогузов. Таким образом, история нового государственного правозащитного института в крае насчитывает 13 лет.
Омбудсман (общепринятое международное название должности уполномоченного по правам человека) – достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на защиту прав граждан и осуществляющее контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, иными государственными органами и организациями, органами местного самоуправления без права изменения принятых ими решений.
Чтобы узнать какими основными функциями обладает Уполномоченный, я обратилась к представителю Ю.А. Вислогузова в с. Ребриха Филонову Евгению Сергеевичу.
Основными функциями Уполномоченного по правам человека являются:
В 2010 году к Уполномоченному поступило 2264 обращения, содержащих индивидуальные и коллективные жалобы на нарушения прав конкретных лиц. Их количество по сравнению с 2009 г практически не изменилось. 774 гражданина побывали на личном приёме у Уполномоченного и сотрудников аппарата. Таким образом, юридическую, консультативную и практическую помощь получили более пяти тысяч человек. В 2010 году на первое место вышла жилищная проблема (353 заявлений). Из обозначивших свой социальный статус можно определить наиболее активные категории заявителей – пенсионеры и инвалиды (17%), граждане, находящиеся под следствием и осужденных (15%), работающих граждан (5%).
Количество обращений по тематике на 01.01.2011 в сравнении с 2010 г.
Категория тематики обращений | количество | За аналогичный период прошлого года | +(-) |
Вопросы ЖКХ | 353 | 240 | +113 |
Вопросы землепользования и садоводства | 37 | 55 | -18 |
Вопросы образования | 5 | 18 | -13 |
Вопросы уголовно-исполнительного права | 122 | 91 | +31 |
Гражданское право | 27 | 6 | +21 |
Гражданство, регистрация, вопросы миграции | 75 | 94 | -19 |
Жалобы на правоохранительные органы | 238 | 328 | -90 |
Здравоохранение, медицинское обслуживание | 47 | 48 | -1 |
Обжалование судебных постановлений | 174 | 213 | -39 |
Права детей | 186 | 129 | +57 |
Права потребителей | 26 | 21 | +5 |
Социальная защита | 282 | 296 | -14 |
Трудовые права | 162 | 197 | -35 |
Просмотрев анализ поступивших обращений, можно сделать вывод о том, что нарушение конституционных прав граждан по-прежнему остается достаточно обыденным и распространенным явлением. И, похоже, никогда не прекратятся жалобы на задержку выплаты работникам заработной платы и обязательных пособий. Выделяют большое количество жалоб на нарушение жилищных и других социальных проблем, а также жалоб, связанных с охраной здоровья и получением образования и многие другие. Теперь, хочется сказать, какие нарушения прав присутствуют в Ребрихинском районе, то есть, там, где я живу. Первой из проблем является вопрос жилищного законодательства и ЖКУ (1), вторая – жалобы на действия (бездействия) должностных лиц (2), третья – обжалование судебных постановлений (1), права детей (2), трудовые права (2). Несмотря на определенные усилия со стороны органов исполнительной власти, ситуация остаётся весьма сложной. Недостойные условия жизни, экологию и здоровье позволяет сделать вывод о том, что нарушения законодательства в этой сфере не только не уменьшается, но скоро может принять привычный характер. Это выражается в нарушении санитарных, строительных норм и правил и других. Мне кажется, прежде чем говорить о правовом государстве, надо задуматься над проблемами в отдельных городах и районах.
Размышляя о правах человека, мне захотелось провести небольшое исследование среди своих одноклассников и ровесников. Для этой цели я использовала тест: «Зачем человеку права?» В анкетном опросе среди молодежи приняли участие 32 человека. Учащаяся молодежь от 15 до 30-х лет.
В тесте каждый должен был ответить «да», «нет» или «не знаю» на вопросы:
1. Нужны ли правовые знания в повседневной жизни?
2. Нарушаются ли Ваши права
З. Умеете ли Вы защищать свои права?
4. Знаете ли Вы, в какие органы обращаться при нарушении Ваших прав?
5. Заинтересованы ли Вы в получении дополнительной информации о правах и свободе человека и гражданина, нормативных актах РФ и органов местного самоуправления?
6. Какой путь получения дополнительной информации по правовым вопросам для Вас наиболее предпочтителен?
7. Назовите права человека, предписанные Конституцией Российской Федерации.
Результаты опроса
На первый вопрос анкеты: «Нужны ли правовые знания в повседневной жизни?» большинство участников опроса (100%) ответили, что правовые знания нужны.
На второй вопрос анкеты: «Нарушаются ли Ваши права?» большинство участников опроса (65%) ответили, что права не нарушаются; 10,5% участников опроса считают, что их права нарушаются; 20% респондентов затруднились с ответом.
На третий вопрос анкеты: «Умеете ли Вы защищать свои права?» большинство участников опроса (80%) ответили, что свои права защищать не умеют; 5% участников опроса считают, что умеют защищать свои права; 15% респондентов затруднились с ответом.
На четвертый вопрос анкеты: «Знаете ли Вы, в какие органы обращаться при нарушении Ваших прав?» Знают, в какие органы обращаться при нарушении прав 23% учащихся; 56% учащихся не знают, в какие органы обращаться при нарушении прав, затруднились ответить 32%.
На пятый вопрос анкеты: «Заинтересованы ли Вы в получении дополнительной информации о правах и свободе человека и гражданина, нормативных актах РФ и органов местного самоуправления?» Большинство участников опроса (78,13%) ответили, что в дополнительной информации нуждаются, 12% не нуждаются; и не ответили на вопрос 20%.
На шестой вопрос анкеты: “Какой путь получения дополнительной информации по правовым вопросам для Вас наиболее предпочтителен?”
На первом месте (37,50% респондентов) - встречи-консультации с правоведами;
На втором месте (34,38%) — лектории с участием специалистов по правовым вопросам;
На третьем месте (31,25%) - чтение законодательных документов;
На четвертом месте (18,75%) — дни информации по правовой тематике.
На седьмой вопрос анкеты: “Назовите права человека, предписанные Конституцией РФ” были указаны:
1.право на жизнь, 2.право на образование, 3.право на свободу слова, 4.право на бесплатное медицинское обслуживание, 5.свобода выбора вероисповедания, 6.избирательное право, 7.право на имущество (собственность), 8.право на труд, 9.право на свободу мысли, 10.право на неприкосновенность личной жизни, 11.свобода выбора национальности, 12.свобода выбора политических убеждений, 13.право на жилище.
III. Заключение.
Конституционные права и свободы личности, их содержание и конституционное закрепление, гарантии реализации и защиты – основной показатель уровня демократизма любого общества. В современной России имеется много проблем, связанных с нарушениями конституционных прав и свобод личности. Одна из причин этого явления заключается в низкой правовой культуре российских граждан. Одним из условий решения этой проблемы является изучение конституционных прав и свобод личности всеми гражданами России.
И в заключении хочется сказать, какими бы правами не обладал человек, сколько бы ни нарушались эти права, человек должен оставаться добрым, справедливым, быть личностью в глазах других людей, и достойным гражданином своего государства. И сколько бы люди не создавали комиссий, организаций по пресечению нарушений прав человека, все равно все зависит от них самих, как они поставят себя перед людьми, как они будет добиваться своих целей, так никто не посмеет посягнуть на их права. И я надеюсь, что в скором времени вся молодежь будет просвещена в правовой сфере – это должна быть вполне осознанная необходимость работы, так как нужно стремиться к тому, чтоб наша страна достигла высокого уровня развития, а без правовых знаний это невозможно.
Рисуем "Осенний дождь"
Новый снимок Юпитера
Подарок
Как нарисовать черёмуху
Девчата