Цель проекта:
Выявить особенности влияния классической музыки на физическое здоровье школьников.
Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами классической музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям начальных классов, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своем здоровье и любит музыку.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_klassicheskaya_muzyka_i_zdorove.doc | 76 КБ |
ПРОЕКТ-ИССЛЕДОВАНИЕ |
ВЛИЯНИИ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА |
Учащиеся 6 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Рассказово |
г. Рассказово, 2017
Классическая музыка и здоровье человека
Введение
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным.
Сегодня перед школой стоит важная задача — создание условий для сохранения здоровья учащихся. В нашей школе с 2013 года действует программа «Здоровье. Здоровый образ жизни», направленная на сохранение, укрепление и развитие здоровья школьников. Мы считаем, что широкое использование в процессе обучения средств музыкального искусства является одним из способов улучшения психического состояния и физического здоровья школьников. Терапия музыкальным искусством может стать методом лечения школьных неврозов, улучшить состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и т.д.
Здоровье — самая важная ценность в жизни человека. «Береги здоровье смолоду...» — гласит русская народная пословица. Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимы всем. Это и обусловило актуальность темы данного проекта.
Цель проекта
Выявить особенности влияния классической музыки на физическое здоровье школьников.
Задачи проекта
Предмет исследования
Состояние здоровья младших школьников.
Гипотеза
Если духовно развивать человека средствами классического музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.
Методы исследования
Изучение и анализ литературы по теме проекта, наблюдение, экспертный опрос, тестирование, метод математической статистики.
База исследования
Средняя общеобразовательная школа № 3, учащиеся 4-х классов. Практическая значимость
Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами классической музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям начальных классов, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своем здоровье и любит музыку.
Текст проекта состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1
Музыка и здоровье
Замечательное искусство музыки вызывало восхищение в прошлые времена, вызывает восхищение и сегодня — у миллионов людей, населяющих нашу планету (см. Приложение 1).
Музыка способна создавать особое психоэнергетическое поле, передающее положительную энергетику творцов — слушателям. Эта энергетика обладает множественностью воздействия: она способна исцелять человека и возвращать к жизни, стимулировать его интеллект и оказывать психологическую помощь, вселять надежду и укреплять уверенность в себе.
Музыка спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы, а бодрая и ритмичная — улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, помогает подолгу не уставать. Мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды. Доказано, что человеческий организм воспринимает звуки даже в эмбриональном состоянии.
Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Духовная музыка (музыка религиозных культов) восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.
Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни в целом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы ее использования.
Глава 2
Сила воздействия классической музыки на человека
Изучив и проанализировав теоретический материал по теме проекта, мы выдвинули гипотезу: если человека духовно развивать средствами классического музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.
На первом этапе своей практической деятельности мы решили провести тестирование среди учащихся 4-х классов по оперативной оценке их самочувствия, активности и настроения до прослушивания музыки и после.
В своем исследовании мы использовали методику «Градусник» (экспресс-вариант методики САН). Способ проведения тестирования, тексты опросов, инструкция и оценка результатов представлены в книге Т.А. Барышевой и В.А. Шекалова «Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей» (см. Приложение 2).
Программа прослушивания длилась 8 минут и состояла из фрагментов музыкальных произведений, подобранных и предложенных учителем музыки:
В результате проведенного тестирования нами были получены данные, обработанные и представленные в таблицах (см.: Приложение 3).
Проанализировав полученные оценки функциональных состояний (САН) учащихся 4-х классов, можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате улучшение самочувствия отмечено у 16 учащихся, повысилась степень активность у 11, а положительное изменение настроения наблюдалось у 15 учащихся.
Таким образом, мы убедились сами и доказали одноклассникам, что классическая музыка благотворно влияет на здоровье человека.
На следующем этапе своей исследовательской работы мы решили провести обследование уровня заболеваемости учащихся 4-х классов (4-А, 4-Б — музыкально-экспериментального и 4-В — образовательного) нашей школы за 2016/20017 учебный год. Мы предположили, что уровень заболеваемости учащихся в классе с музыкальной поддержкой должен быть ниже, чем в обычном классе.
Мы обратились за помощью к медсестре школы. Она предоставила нам данные о заболеваниях. Принимались во внимание заболевания, связанные, в первую очередь, с дыхательной системой человека, поскольку именно они часто являются показателями качества иммунной системы, защищенности организма. Необходимые данные были обработаны и представлены в таблице.
Полученные результаты показали, что в классах с музыкальной поддержкой уровень заболеваемости ниже. Мы считаем, что это — влияние музыки, хотя не исключаем и влияния других факторов (двигательного, наследственного и т.д.).
Заключение
Изучив и проанализировав материалы по теме проекта, нами были сделаны следующие выводы:
3) терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времен и нашли научное подтверждение в наше время.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что духовное развитие человека средствами классического музыкального искусства благотворно влияет на состояние его здоровья, была подтверждена в ходе практической исследовательской деятельности. Полученные результаты тестирования и диагностика уровня заболеваемости учащихся 4-х классов подтвердили наше предположение.
Поскольку оздоровление организма при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как этого достигать, необходимы. Мы считаем, что нужно расширять возможности звучания настоящей музыки в нашей жизни и предлагаем рекомендации по использованию средств музыкального искусства для оздоровления организма, а также репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии (см.: Приложения 4, 5).
Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесет радость, здоровье и наслаждение.
Литература
Приложение 1.
О силе музыкального искусства
Кто музыки не носит сам в себе. Кто холоден к гармонии прелестной. Тот может быть изменником, лгуном. Темна, как ночь, и как Эреб, черна Его приязнь. Не верь такому.
У. Шекспир
Платон считал, что ритмы и лады музыки, «достигая глубин души, воздействуют на мысль, делая ее сообразной им самим»... Лучшая охрана государства, как считал Платон, — музыка, наиболее степенная и пристойно слаженная, скромная и простая, мужественная, а не женственная...
О воспитательной функции музыки высказывался и Аристотель: поскольку «музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Обучение музыке подходит самой природе для этого возраста».
Один из наиболее известных теоретиков музыки эпохи Возрождения Джо-зеффо Царлино писал в своем трактате: «Музыка возбуждает дух, управляет страстями, укрощает и унимает ярость, заставляет проводить добродетельно время и обладает силой порождать в нас привычку к хорошим нравам, особенно тогда, когда она употребляется в должных ладах и в меру» (Петрушин, 2000. С. 5-6).
Очень точно о назначении музыки сказал П.И. Чайковский: «Цель музыки — возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека».
Известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский считал: «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном. Прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе» (Рай-городский, 2004. С. 61).
Занятия музыкой развивают музыкальный слух, и у человека повышается чувствительность к улавливанию различных звуков. Эта способность может помочь летчикам, водителям, механикам по еле уловимым оттенкам звука работающего мотора определить, какие в нем случились неполадки. Студенты и школьники, обладающие развитым слухом и хорошим чувством музыкальной интонации, осваивают трудности произношения иностранного языка намного скорее, чем те, у кого музыкальный слух не развит.
Занятия пением положительно влияют на интонационное богатство речи, ее выразительность, тонкость и точность в передачи соответствующих настроений. Такое умение владеть голосом в принципе необходимо каждому человеку, но особенно учителям, преподавателям, лекторам — всем, кому приходится много говорить.
Пение в хоре, игра в оркестре или ансамбле развивают в человеке такую важную черту характера, как чувство коллективизма.
Общение с музыкой совершенствует духовную организацию человека и повышает его общую эмоциональность, что положительно сказывается на творческом потенциале личности.
В наше время обладание минимальными навыками и знаниями в области музыки является непременным условием для развития хорошего художественного вкуса, который, в свою очередь, во многом определяет суть самого человека. Если перефразировать изречение древних о друге, можно смело утверждать: «Скажи, какую музыку ты любишь, и я скажу тебе, кто ты».
Давно заметив неоспоримое влияние искусства на жизнь и здоровье, человек настойчиво обращался к нему в надежде на помощь. И искусство помогало ему, возвращая силы и душевное равновесие, делая жизнь достойной человека.
К культуре какой бы страны мы ни обратились, везде можно найти сведения о применении музыки для нормализации душевного состояния людей. В Китае и Индии, Египте и Древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали звуки музыки для врачевания.
Приложение 2
Рекомендации по использованию средств музыкального искусства в оздоровлении организма
Если у вас угнетенное депрессивное состояние или, наоборот, вы перевозбуждены, не можете уснуть или сосредоточиться, то не спешите принимать лекарства. Попробуйте выйти из этих состояний с помощью музыки.
Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из депрессивного состояния:
Этапы прослушивания музыкального материала при выходе из возбужденного состояния:
Слушая музыку, вы постепенно войдете в «музыкальный поток», и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону.
Рекомендации психотерапевтов:
Приложение 3
Репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии
Желаемое действие | Рекомендуемое музыкальное произведение |
Снятие нервного напряжения | ПЛ. Чайковский. «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года»; «Сентиментальный вальс». Ж.Бизе. «Пастораль»; «Старинная песенка». К. Сен-Санс. «Лебедь» из «Карнавала животных». К.В. Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». Д. Шостакович. «Романс» из к/ф «Овод». К. Дебюсси «Лунный свет» |
Снятие депрессивного состояния | Ф. Шуберт. Песня «Аве Мария». В А. Моцарт. «Рондо в турецком стиле». Ж. Визе. Хабанера из оперы «Кармен». Дж. Верди. Марш из оперы «Аида» |
Снятие головной боли и мигрени | М. Огиньский. Полонез. Ф.Мендельсон. «Весенняя песня». А. Дворжак. «Юморески» |
Повышение общего тонуса | П.И. Чайковский. Вальс из Серенады для струнного оркестра. В А. Моцарт. « Маленькая ночная серенада»; Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро». Ж. Визе. Увертюра к опере «Кармен» |
Расслабление, успокоение | НА. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя (без слов) из оперы «Садко». Э. Григ. «Утро» из музыки к драме «Пер Гюнт» |
Улучшение пищеварения | ПЛ. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица». Мелодичная музыка В А. Моцарта. Фортепианные концерты Ф. Листа |
Стимулирование творческого мышления | Фортепианная музыка А. Скрябина и Ф. Шопена. Симфоническая и фортепианная музыка С.С. Прокофьева. Музыка И.С. Баха |
Рождественский венок
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Ночная стрельба
Яблоко
Дымковский петушок