Исследовательская работа Александры посвящена актуальной и достаточно востребованной в психологии теме «Лень – это добро или зло?». Несмотря на широкую распространенность лени в человеческом обществе, проработанность и освещенность в литературе, фольклоре, житейской психологии, научная психология нуждается в исследованиях данного явления, т.к. однозначного ответа на этот вопрос нет. В работе описываются причины, виды лени, а так же определены положительные и отрицательные стороны каждого вида лени, которые необходимо знать, как взрослым, так и детям для того, чтобы научиться управлять собой.
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_issledovatel_psiholoiya_tarusa_shkola1_zvezdareva.docx | 39.95 КБ |
Исследовательская работа Александры посвящена актуальной и достаточно востребованной в психологии теме «Лень – это добро или зло?». Несмотря на широкую распространенность лени в человеческом обществе, проработанность и освещенность в литературе, фольклоре, житейской психологии, научная психология нуждается в исследованиях данного явления, т.к. однозначного ответа на этот вопрос нет. В работе описываются причины, виды лени, а так же определены положительные и отрицательные стороны каждого вида лени, которые необходимо знать, как взрослым, так и детям для того, чтобы научиться управлять собой.
Содержание работы соответствует заявленной теме и излагается в соответствии с удачно составленным планом. В разделе «Введение» определена тема, объект, предмет цели работы, выдвинута гипотеза, а также
перечислены методы исследования. Выдвинутая гипотеза достаточна грамотно и убедительно подтверждается материалами работы. Работа сопровождается оригинальной презентацией.
Учитывая сложность предмета исследования, творческий подход и глубину анализа полученного материала, считаю, что работа заслуживает высокой оценки, так как может быть удачно использована на родительских собраниях и классных часах.
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
«Юный исследователь»
Направление: психология
Тема: «Лень»
Звездарева Александра
обучающаяся 4 В класса
МБОУ ТСОШ №1
имени Героя России
М. Г. Ефремова
Список использованной литературы: 12
Что такое Лень? Каждый знаком с ней не понаслышке. Вот и мне мама говорит, что я ленюсь, и что Лень до добра не доводит. Но я с ней не согласна, ведь я хорошо учусь, занимаюсь танцами, росписью по дереву. Да и на уроках нам рассказывали интересные факты о жизни знаменитых людей, например, Чарлз Дарвин был необыкновенным лентяем. В школе из-под палки его заставляли учить грамматику, часто он засыпал прямо на школьной парте. Занявшись наукой, Дарвин тоже никуда не спешил. Свои знаменитые труды он писал многие годы. Но в итоге попал во всемирную историю. Эйнштейн учителями считался отъявленным лодырем и тугодумом. А он стал нобелевским лауреатом. Лентяями слыли Ньютон, Архимед, Менделеев, Пикассо. Почему так? Мне стало интересно выяснить, что же все-таки представляет собой это явление – лень? Лень – это добро или зло? Я решила узнать, что думают по этому поводу мои одноклассники? Проведя опрос, я получила вот такие результаты: 50% моих одноклассников считают, что лень – это зло, 20% - что лень ничего плохого не приносит, 30 % затруднились ответить на этот вопрос. А как вы думаете, лень - это друг или враг? Большинство решило, что лень – это зло. Я решила исследовать эту тему.
Гипотеза: лень - это зло
Цель работы: выяснить, что приносит лень человеку пользу или вред
Задачи:
Методы исследования:
Изучая литературу, я столкнулась с тем, что научных работ непосредственно по этой тематике практически нет. Лень в России – это распространенное, но неизученное явление. Тогда я обратилась к толковым словарям.
В толковом словаре Ожегова С.И.[1] [с.427] дано следующее определение лени: «Лень – это отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью, праздности».
В толковом словаре Даля[2] «ЛЕНЬ - ж. неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к безделью, к тунеядству. || нареч. свойство или качество это в действии; не хочется, ленюсь» [с.127].
И вот что заметила. И в одном и другом определении есть выражение « склонность к безделью». А что такое безделье? Это значит находиться без дела, а без какого дела? Возможно, я не хочу сейчас рисовать, но я хочу петь. Это же не значит, что я бездельничаю.
Я предложила моим одноклассникам вот такую анкету. (Приложение 1)
Проанализировав результаты, я узнала, что лень у моих одноклассников проявляется по-разному и в разных направлениях?
В чем же причины лени?
И вновь я обратилась к специальной литературе. В книге Иголкиной Инны[3] « Руководство начинающего счастливчика, или Вакцина против лени» нашла много интересного. А чтобы лучше в этом разобраться, предлагаю вам включиться в изучение вместе со мной и начать с теста.
Встаньте прямо, руки разведите в стороны, ладони сожмите в кулак, большой палец оттопырьте вверх. Так нужно простоять десять минут.
Ну как? Удалось? Неважно, достояли вы до конца или нет, диалог с ленью у вас все ровно состоялся. Давайте выясним причины.
Помните свои ощущения? Что говорила вам лень?
-Есть ли среди вас те, кто подумал:
Да ну, стоять еще…
Причина лени в физической усталости, хроническом переутомлении.
-А кому лень шептала:
Зачем тебе это нужно? Этот ерундовый тест все ровно ничего серьезного не несет.
Причина лени в отсутствии заинтересованности в результате работы
-А есть ли те, кому лень сказала:
Стоишь, как статуя. Опусти руки и займись делом поважней. Посмотри телевизор, например.
Это отсутствие заинтересованности в процессе работы или отсутствие негативных последствий от невыполнения дела («Зачем лишний раз стараться, если ничего не случится?»).
-А кто услышал:
Ой, что-то так чешется нога, рука, спина.
Причина кроется в нехватке необходимых навыков, умений, способностей.
-А кому на помощь пришел телефонный звонок и вы подумали:
«Опять не вышло выполнить до конца. Ну ладно, в следующий раз обязательно получится...»
Это страхи, опасения
Приблизительно таким языком разговаривает с нами наша лень. Она многолика и способна сбить нас с пути. Насколько хорошо она нас знает, настолько мы в ее власти.
Отмечу, что в каждом индивидуальном случае все эти признаки одновременно не встречаются, но несколько «слабых мест» можно у себя обнаружить.
Посмотрите на слайд и подумайте, сможете ли вы сказать, какие причины лени какие зависят лично от вас и вызывают у вас лень, и те, за которые вы не отвечаете.
Наше собственное физическое и эмоциональное состояние, навыки, желание или нежелание работать зависят в первую очередь лично от нас, а не от обстоятельств. Однако, некоторые моменты, вызывающие лень, могут быть нам неподконтрольны.
В зависимости от того, где проявляется лень и что является причиной, психологи выделяют несколько видов лени.
Мыслительная лень – это когда не хочется думать.
Давайте подумаем умственная лень это хорошо или плохо. Ведь 70% моих одноклассников преследует умственная лень.
Представьте себе, что вы сидите на уроке и вам лень слушать объяснения учителя. Что произойдет? Вы не поняли тему, не сможете применить знания. Станете необразованным человеком. Это хорошо? Нет.
А представьте себе, что вы все дни напролет, без отдыха, учите уроки, читаете книги, энциклопедии, разгадываете кроссворды. Что произойдет с вашим мозгом? Он отключится. И это физиология человека, организм бережет силы. А это хорошо? Да.
То есть мыслительная лень с одной стороны друг, а с другой – враг. Нужно лишь уметь определять границы.
Физическая лень – это лень, возникающая в теле.
Давайте подумаем, что дает этот вид лени.
Все вы слышали лозунг: «Движение – жизнь» и понимаете его положительное значение. Но с другой стороны, представьте себе, что вам дали задание пробежать 100 км. Сможете ли вы без тренировки пробежать это расстояние? Конечно же нет, так как вы не зайчик из известной рекламы батареек, а живой человек, и нужно отдохнуть, чтобы зарядиться энергией.
Какой вывод можем сделать? Физическая лень тоже имеет и плюсы и минусы.
Эмоциональная лень – это лень, которая заключается в равнодушном отношении к людям и работе, которую выполняешь.
-Может быть, кто-то из вас может дать оценку этому виду лени?
-Все вы, наверное, слышали девиз: «Моя хата с краю, ничего не знаю».
Это девиз тех, в ком безразличие окончательно укоренилось. Хорошо ли это или плохо?
С одной стороны, проявляя безразличие к окружающим, человек черствеет, теряет способность к сопереживанию. А с другой стороны - это может сигнализировать о том, что вы занимаетесь не своим делом.
Поднимите руку у кого дома есть телевизор с пультом, стиральная машинка-автомат, пылесос?
Как вы думаете, кто это все изобрел? Лентяи, да лентяи. Такие лентяи придумывают различные способы, чтобы обойти ситуации, но при этом они изобретают полезные приспособления. Такой вид лени называется – творческая лень.
Как вы думаете, творческая лень нам нужна?
Бытует мнение, что все великие открытия сделаны были из-за лени. Принимая ванны, Архимед смог догадаться о гидростатическом законе, а, как известно, Менделееву во сне пришла таблица элементов.
Как ни парадоксально, но творческая лень не допускает безделья. Лень – двигатель прогресса. Так значит вот почему ученые такие как Эйнштейн, Ньютон, Пикассо стали великими людьми – они страдали творческой ленью.
А есть ли среди вас те, кто чрезмерно увлекается компьютерными играми, заняты чтением различных материалов в Интернете, болтовней с подругами и друзьями по телефону и в социальных сетях т.д.,,и вам кажется, что все нормально. В таком случае вы «заболели» патологической ленью.
Как вы думаете, помогает ли нам патологическая лень?
Нет, нет и еще раз нет - это лень, перешедшая границы допустимого.
Теперь я понимаю, за что ругают меня мои родители. Сложилось такое мнение, что лень – это зло, которое вызвано страхом «заболеть» патологической ленью.
Давайте подведем итог. Взвесив все за и против, можно с уверенностью сказать, что опасна только патологическая лень.
В своей работе я хотела изучить, какое влияние оказывает лень на человека. Проведя исследование, я узнала много интересных фактов, ставящих мою гипотезу под сомнение, а именно: однозначно утверждать, что лень – это зло нельзя. Значит, лень не так страшна, как ее малюют.
Лень чрезвычайно распространена в человеческом обществе. Она многолика. С одной стороны - лень – наш злейший враг, ибо, не будь лени, как много мы могли бы сделать и каких успехов добиться в жизни…
С другой - очевидно, что лень является защитным механизмом, предохраняющим человеческий организм от перегрузок, двигает технический прогресс и поэтому для нас полезна и благодетельна.
Нужно лишь только научиться видеть и чувствовать эти границы, а ведь это целое искусство. Оказывается, мы совершенно не умеем лениться. Все потому, что нас никто этому не учил. Как бы изменилась наша жизнь, если бы нас обучали этому искусству.
Ну вот, пожалуй, и все. Напоследок лишь пожелаю: «Будьте ленивы! Но ленивы искусно!»
Приложение 1
Постарайтесь определить степень выраженности лени в разных сферах жизни по 5-бальной системе в соответствие со шкалой и поставьте любой знак в соответствующую ячейку:
5 баллов – часто бывает лень;
4 балла – периодически лень;
3 балла – иногда лень;
2 балла – достаточно редко ленюсь;
1 балл – практически никогда не ленюсь.
11 | 22 | 33 | 44 | 55 | ||
1 | Учеба, познавательная деятельность | |||||
2 | Общественная работа, внеурочная деятельность | |||||
3 | Общение с друзьями, сверстниками, детьми | |||||
4 | Общение с родителями, родственниками | |||||
5 | Домашние дела | |||||
6 | Обязанности перед кем-либо, обещания | |||||
7 | Организация отдыха, развлечений | |||||
8 | Пассивный отдых (ничегонеделание): сон, телевизор и т.п. | |||||
9 | Самосовершенствование | |||||
1 | Активный отдых (спорт, выход на природу и т.п.) |
[1] 4. Ожегов С.: Толковый словарь русского языка. Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений/С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова,-28-е изд., перераб. – М.:ООО «Издательств «Мир и Образование»; 2014г. – 1376.
[2] 2. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. — 348, [4] с.: ил.
[3] 3. Иголкина И. Руководство начинающего счастливчика, или Вакцина против лени – М.: Астрель: АСТ, 2007
Свадьба в Малиновке
Медведь и солнце
Можно от Солнца уйти...
Чайковский П.И. "Детский альбом"
За чашкой чая