Цель работы: провести исследование на предмет какосферы, а именно определить уровень представления о степени выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуации по опроснику Томаса у учащихся 8-11 классов, и проанализировать результаты. Привести рекомендации по избеганию стресса в школе.
Вложение | Размер |
---|---|
kakosfera_v_srede_obitaniya-_shkola.docx | 163.47 КБ |
Направление проектной работы:
«Какосфера» в среде обитания школа
Выполнила:
Кравченко Алиса
МБОУ лицей №1
п. Нахабино
10-А класс
Научный руководитель:
учитель биологии
Лукуткина Ольга Анатольевна
«Какосфера» в среде обитания- школа
Цель работы: провести исследование на предмет какосферы, а именно определить уровень представления о степени выраженности тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуации по опроснику Томаса у учащихся 8-11 классов, и проанализировать результаты. Привести рекомендации по избеганию стресса в школе.
Литературный обзор:
Факторы «Какосферы» в школе.
Каждый человек стремится к тому, что бы стать личностью образованной и свободно мыслящей. И что бы этого достичь он непрерывно развивается, занимается саморазвитием и общается, совершенствуется в способности выражать свои мысли. Благодаря мощной технике и успехам научного мышления, радио и телевидению, человек может мгновенно говорить в любой точке нашей планеты с кем угодно, так же как и получать необходимую ему информацию, откуда угодно. Но все же главным источником информации в наше время остается школа. Школа обязана создать человека заинтересованого, привить ему какие то личностные качества и научить выживать в социуме, то есть сделать так чтобы свободно мыслящему человеку было хорошо,чтобы он чувствовал себя единым целым ,такое состояние биосферы называется «наосферой».Но если посмотреть на то как человек распоряжается этими данными то мы видим и проблемы в социуме,и грозное глобальное потепление ,и соответственно оскудение ресурсов. Мы видим ,противоположность ноосферы –какосфера.Впервые этот термин употребил Г.А.Заварзин,как антипод наосферы.Какосфера –это область дисгармоничного развития .В ней нарушены сбалансированые связи.
Первым фактором ,свидетельствующем о какосфере является нарушение целостности командной работы. Каждый обучающийся стремиться либо превзойти своих однокласников либо просто боится получить плохую отметку и невыгодно выглядеть в глазах окружения,с последующем получением стресса и различных заболеваний, влияющих на уровень обучаемости в школе. То есть выживание становится ключевым в существовании каждой популяции (или в нашем случае школы)в межпопуляционной борьбе.
Школа также представляет собой определенную популяцию с характерными чертами. Внутри школы мы также видим как и в любой другой популяции такие факторы как «выживание приспособленных», «борьба за существование» (второй фактор).Они привели к представлению о примате особи над популяцией.Так мы видим что ребенок уже не стремится к тому что бы повысить качество жизни,а лишь выживает и совершенствуется в своей самозащите.Главной задачей ученика стало получение хорошей отметки и уже не важно каким он это путем сделает и какие последствия это будет иметь.Здесь,можно употребить такой термин какократии как доминирование негодяев.Кто же такой негодяй в школе?Это человек негодный к общественным отношениям,а не просто не способный к выполнению своих обязонностей,то есть обучению.Мы можем заметить,что если в классе существует хоть один такой негодяй то его поведение быстро передается остальным и он начинает доминировать над остальными, его уважают и боятся. Ценности обучающихся начинают меняться и теперь дети ценностями,которых являются знания начинают быть ресурсами негодяев.Как следствие мы видим что ребенок ,желающий обучаться не может найти поддержку и в результате идет по более легкому пути, переходит на сторону негодяев. Это свидетельствует о том, что примат вызывал интерес индивидуумов к безоглядному использованию таких ресурсов, как интернет, в целях получения хорошей отметки и избежание труда. В результате ,чего он усугубил отрицательные свойства какосферы.
Третьим фактором ,в школе является режим труда,который тоже ведет к какосфере. Мы можем заметить,что нагрузка в школе со временнем повышается ,так ребенок обучающийся ,к примеру в восьмом классе каждый день имеет по шесть уроков. Следовательно ,готовить на следующий день ему придется тоже шесть уроков в среднем он застрачивает на выполнение домашней работы по 2 и 2,5 часа в день,приходит со школы он в 14:00 часа дня ,быстро кушает и убегает на какие либо занятия,которые заканчиваются обычно в 18:00 ,после чего ребенок делает домашнее задание и ложиться спать.Итак ,это был типичный день восьмиклассника.Надо заметить ,что ребенок очень мало находится в раслабленной обстановке и имеет мало свободного времени в течение дня ,которое он мог бы посвятить либо приобретеннию хобби ,либо общению со сверстниками и прогулке на свежем воздухе.Что просто необходимо в наше время.Время,когда все чаще усиливается распростронение генетических заболеваний ,когда почти каждый человек ,живущий на Земле ,имеет гору хронических заболеваний: наиболее типичными из них является гастрит и стресс,также мы можем отметить учащение различных сердечно-сосудистых,онкологических и генетических заболеваний,вызванные постоянным пребыванием в загрязненной среде,употреблением некачественных продуктов питания и неправильным режимом –тоже факторы какосферы.
Итак, чтобы лишить школы ,выполненния основной ее функции:воспитание свободно мыслящего и образованного человека,нужно лишь поменять ценности обучающихся,создать постоянную потребность современного обучающегося в дополнительном авторитете,замена живого общение виртуальным ,приоритет выживания,а не совершенствования уровня жизни.
Так, как же понизить уровень какосферы в школе?
Как я считаю, вы можете это понять если сравнить то что мы имели раньше ,когда сдача экзаменов для выпускников был своеообразным праздником ,а не стресс и волнение.
Итак ,почему же сейчас мы наблюдаем возрастающий уровень стресса?Во многом ,эта проблема связана с воспитанием подрастающего поколения.Сейчас все реже встречаются,такие качества в человеке как любовь к Родине,забота о ней,утрачено чувство ответственности и долга перед родителями,семьей,коллективом,обществом и Отечеством.Как не грустно это осозновать ,но такая серьезная переоценка ценностей произошла под большим влиянием западной культуры. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безграничного моря аудио- и видеопродукции, улицы, где большую часть времени проводит ребёнок, во много раз превзошла влияние школы и других общественных институтов. Да и не в каждой семье учат умению сострадать, быть доброжелательными, приветливыми, заботливыми, внимательными к окружающим. И как результат – в нашем обществе наблюдается распространение таких явлений, как равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, его символике.
Поэтому,я считаю,что просто необходимо переоценить роль школы в жизни человека. И начинать воспитание в школе нужно со следующего:
1.Повысить уровень самооценки ученика.
Так как ученик,который уверен в себе и своих действиях не боится работать на уроке и получить плохую отметку.Он точно уверен ,что сможет ее исправить ,выучив материал.Ученик же ,который имеет низкую самооценку вряд ли будет что либо делать.Он будет постоянно не уверен в своих силах,у него не будет ни малейшего желания учить материал и в чем то разбираться ,потому что нет правильной мотивации.
2. Способность и готовность выражать собственное мнение и чувства, а также слушать и понимать других.
Необходимо,чтобы ребенок умел выслушивать других,если этого не будет то у других детей может просто пропасть желание отвечать на уроке.Ведь,зачем отвечать и работать , если это все равно не будет оценено по заслугам.
3.Выполнение ролевых функций отличника упражнение на развитие навыков:
Как меня воспринимают другие в этих ролях?
Какие качества и способности ценят студенты у родителей,преподавателей, товарищей?
Что значит дружба и как ученики могут считаться с интересами других людей?
4.Способность к правильному самоутверждению (без насилия).
Человек умеющий отстаивать свои права без лишней агрессии,адекватно выражая свои мысли,чаще будет пользоваться уважением среди одноклассников.А еслион еще и сможет соотносить свои и чужие интересы ,выделяя наиболее важное .То можно предположить ,что у него не будет проблем в социуме.
5 . Приобрести навыки совместной работы в группе по разрешению конфликтов.
Л. Балкер иллюстрирует это рисунками с изображением двух осликов, как некую модель. Проблема будет решена, если появится потребность к сотрудничеству, подумают, как быть. А это может произойти лишь в том случае, если люди доверяют друг другу и не сомневаются в том, что другой видит не только свои желания и потребности, но и желания, и потребности противоположной стороны
Рис. 2.4. Как нам договориться?
6. Развить способность к открытости и критическому мышлению во время конфликта и способность изменить свое мнение сообразно новой информации.
Это не легко. Даже взрослые вступают в конфликт со своей точкой зрения и очень неохотно отказываются от нее. Важно научиться слушать оппонента и осуществлять критику и самокритику, быть готовым сомневаться и ошибаться.
7.Развить способность к творческому решению конфликта.
Обсуждение необычных, даже нереальных предложений может привести к разрядке напряженности и нахождению приемлемого решения,развивая у ученика способность мыслить и работать в коллективе. Важно, что ученики сами находят решение, а его им не навязывают извне.
На основании этих данных мы решили провести соответствующую исследовательскую работу и изучить поведение во время конфликта учащихся восьмых,десятых и одинадцатых классов по опроснику К.Томаса.
Практическая работа:
Исходя из этих данных мы можем сказать, что в каждом классе своя статистика, психоэмоциональное состояние школьников меняется с возрастными особенностями. Анализируя данные, собранные с помощью опросника Томаса у 100 учеников лицея, можно выявить интересную закономерность: 1)Приспособление и компромисс всегда преобладает
2) сравнивая 8 и 9 класс, мы видим что соперничество и избегание возрастает в процентах
3) сравнивая 9 и 10-11 класс, мы видим, что соперничество и избегание остается неизменным, но резко возрастает сотрудничество
На эти факторы влияет взросление, меняющийся характер, а так же меняющаяся школьная нагрузка, душевное равновесие школьников и конфликты с учителями/однокласниками
Рекомендации выхода из приближающегося конфликта.
Предупреждению конфликтов способствует коммуникативная компетентность преподавателя. Вот некоторые способы:
1. Подчеркнутая внимательность и уважение к личности обучающегося. 2. Апелляция к достоинствам ученика. 3. Разряжающие конфликт шутка, юмор. 4. Компромисс. 5. Обращение к ученику с просьбой об услуге. 6. Может быть неожиданная реакция на конфликт.
При этом установка ученика на сопротивление теряет смысл, а сам ученик попадает в состояние растерянности. Напряжение падает, и ученик идет на согласие с преподавателем, т. к. предмет конфликта теряет значимость. Преподаватель должен понять всю ситуацию в целом, быстро решить ее.
Алгоритм разрешения конфликта: «преподаватель — обучающийся» :
1. Не удивляться поведению школьника
2. Предоставить свободу выбора школьников
3. Освежить предметный и социальный результат того, что совершено студентом
4. Предъявить иной способ поведения
5. Инициировать самосознание школьников
6. Защита от внешних оскорблений
7. Неожиданные решения, которые могут нарушать логику этого алгоритма, но приводят к желаемому результату.
Вызывает интерес способы профилактики и разрешения конфликта по материалам курса «Педагогическое мастерство», с учетом психологического состояния другого человека, а именно:
1 .использование невербальных средств общения (прикосновение, улыбка, использование имен ласкательных, добрых слов, при общении нужно подойти к студенту)
2. анализ конфликтной ситуации, ее причинно-следственной связи, предугадывание последствий
3. использование юмора
4. компромисс
5. третейский суд (книга, третье лицо)
6. ультиматум (требование, сопровождаемое угрозой при его не исполнении: «если Вы не..., то я...», «если..., то я буду вынуждена предпринять меры по отношению к Вам»)
Вывод: Проделав работу, мы ближе сумели познакомиться с определением «какосферы». Смогли наглядно определить психоэмоциональное состояние обучающихся 8-11 классов и уровень представления о соответствующих формах поведения в конфликтных ситуации по опроснику Томаса.
Исходя из этих данных мы можем сказать, что в каждом классе своя статистика, психоэмоциональное состояние школьников меняется с возрастными особенностями. Анализируя данные, собранные с помощью опросника Томаса у 100 учеников лицея, можно выявить интересную закономерность: 1)Приспособление и компромисс всегда преобладает
2) сравнивая 8 и 9 класс, мы видим что соперничество и избегание возрастает в процентах
3) сравнивая 9 и 10-11 класс, мы видим, что соперничество и избегание остается неизменным, но резко возрастает сотрудничество
На эти факторы влияет взросление, меняющийся характер, а так же меняющаяся школьная нагрузка, душевное равновесие школьников и конфликты с учителями/одноклассниками
Проанализировав собранный материал, установили, что какосфера может представляться и как социальная среда. В школе закладываются определенные навыки, которые влияют на его поведение после школы. Приобретая вредные социальные навыки, человек вынужден постоянно устранять вредные и опасные последствия собственной деятельности, поскольку поврежденная человеком природная среда этого сделать в полном объеме уже не может.
Список литературы:
Г.А. Заварзин / Антипод ноосферы Г.А.Заварзин //Вестник Российской академии наук.-2003.-Т.73,N7.-Библиогр.:9 назв. .
Заварзин Г.А. Какосфера .Философия и публицистика /Г.А. Заварзин .-M.:Ruthenica,2010.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекопознания СПБ.2001 г.
Леонтьев А.Н. Деятельность .Сознания.Личность.М.;1975 г.
Краткий психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского.Н.Г.Ярошевского М.,1990
Как напиться обезьяне?
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Проказы старухи-зимы
Что такое музыка?
Груз обид