Село Косогоры возникло на рубеже 16-17 вв. В 1863 году в нем насчитывалось 516 дворов с населением 2571 человек.
Название села ландшафтного характера, состоит из двух слов – косые горы. Оно указывает, что село расположено на гористой местности, у склона горы.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shabaykin.docx | 173.85 КБ |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»
Исследовательский проект
на тему:
«Утраченное творение»
Выполнил: Шабайкин Александр
ученик 3 класса В
МОУ «СОШ №8», г.о. Саранск
Руководитель:
Пронина Ольга Сергеевна
учитель начальных классов
САРАНСК
2017Г.
Введение
На уроке окружающего мира наш учитель нам рассказывала о знаменитом на весь мир туристическом маршруте по древним русским городам – Золотом кольце России. Она объяснила нам, что во всех городах Золотого кольца России бережно сохраняются замечательные памятники истории и культуры.
После этого урока, нам стало интересно…а есть ли в наших родных селах такие памятники культуры? Имеют ли они историческую и культурную ценность?
Мы решили провести исследование и ответить на все интересующие нас вопросы.
Поставили перед собой цель – познакомиться с историей возникновения Никольской церкви в селе Косогоры Большеберезниковского района
Задачи:
Объект исследования - Никольская церковь в селе Косогоры Большеберезниковского района.
Предмет исследования – история возникновения Никольской церкви.
Итак, в ходе своего исследования мы изучили многообразный и неповторимый мир села Косогоры. Изучили литературу по данному вопросу, узнали информацию у взрослых и в Интернете. Познакомились с историей села, узнали историю возникновения Никольской церкви. Провели опрос жителей села Косогоры, и узнали их мнение по ряду вопросов, которые касаются нашей темы.
История села
Хороша деревенька родная,
Позади нее сказочный лес.
Красота в нем почти неземная,
Сосны, ели стоят до небес.
В 15 километрах, на северо-западе от Больших Березников, на речке Семилейке расположено эрзянское село Косогоры, одно из старейших в среднем Присурье.
Исторические документы свидетельствуют, что оно возникло на рубеже 16-17 вв. первопоселенцами были выходцы из деревни Кергуды. Присурье манило переселенцев своими природными условиями: лесами, водными угодьями, лугами. О богатстве Мордовского Присурья писали: «Стада лосей сами бегут навстречу, птица сама падает с неба, а рыбы здесь сколько душе угодно».
Располагая хорошими земельными, лесными, водными угодьями, способствовавшими развитию земледелия, животноводства, ремесел, населенный пункт становился одним из самых крупных в Саранском уезде. В 1863 году в нем насчитывалось 516 дворов с населением 2571 человек.
Косогоры, находясь, на больших путях между Симбирском и Саранском, были свидетелями больших исторических событий. Во время крестьянских войн отряды Степана Разина и Емельяна Пугачева проходили через эти места. Косогорцы принимали в них участие. Они были активными участниками всех трех революций.
Село Косогоры имеет рядовую форму поселения. Сначала строился один ряд, потом напртив этого ряда возникал второй. С течением времени в селе образовались две параллельные улицы и один ряд на склоне горы за речкой Семилейкой.
Название села, Косогоры ландшафтного характера, состоящая из русских слов — косые горы. Оно указывает, что населенный пункт обосновался на гористой местности у склона горы.
В 1878 году в Косогорах была открыта школа. Учил грамоте сельских ребятишек местный священник Н.А.Лебедев.
Мирный труд сельчан был прерван войной. Из села на фронт было призвано более 460 человек, из них 251 не вернулись с полей сражений. Общими усилиями фронт и тыл ковали победу над врагом. Многие фронтовики награждены орденами и медалями. В селе установлен памятник воинам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.
С 1951 года по 2001 год в селе существовал колхоз «Луч правды».
В 1960 году школа стала средней. Она размещается в каменном двухэтажном здании, пущенном в эксплуатацию в 1968 году при директоре В.В.Карпушкине.
В настоящее время в селе нет колхоза. В 2010 году закрыли среднюю школу. Безработные сельчане уезжают на заработки. С каждым годом уменьшается численность населения.
Но мы, подрастающее поколение, верим, что наше село всегда будет жить, процветать и дарить нам незабываемые минуты счастья и радости.
История возникновения Никольской церкви
В 1904-1911 годах в место старой деревянной церкви в Косограх была построена большая, красивая, каменная церковь. Церко. Ее назвали Никольской, в честь престольного праздника Святого Николая Чудотворца. В строительстве церкви принимали участие все жители села под руководством местных мастеров. Установление крестов было великим праздником. Собирались жители со всех окрестных деревень. Приезжали высшие церковные чины, служили службу.
Архитектором церкви был приезжий, по национальности русский.
Стиль церкви — шатровый-купольный.
К этому времени в соседних селах церкви уже были и жители села посещали церки соседних деревень. Село было большое и у жителей давно возникло большое желание построить свою церковь.
Было такое решение, чтобы построить церковь на месте старого кладбища. Внешних прихнаков, что это бывшее кладбище никаких не было. Помнили об этом старожилы.
В 1986 году рыли водопроводную траншею в 10 метрах от церкви. Вместе с землей были подняты наверх очень много останков и старинных украшений. Потом все это собрали и захоронили уже на новом кладбище, отслужили молебен.
Финансирование строительства возглавил зажиточный крестьянин — Сарайкин Каменик Иванович — он был инженер-самоучка. Имел свой кирпичный завод. Кирпичи готовились из местного материала, и он соответствовал по тем временам мировым стандартам. Вес 1 кирпича — 4 кг., состав раствора до сих пор не известен. Каменик Иванович все это держал в секрете. Кирпич не мокнет, не крошится, до сих пор сохранил первоначальную форму и окраску.
Мечтой всей его жизни было - это постоить школу или церковь. По настоянию отца он стал строить церковь. Так как в то время им ближе была религия, чем грамотность (из воспоминаний дочери каменщика — Жарковой (Сарайкиной)Прасковьи Камениковны).
Раствор для кладки готовили на яичных желтках. Жители села, обычно, ночью несли яйца и складывали в ящик у церкви. Это было подаянием. Не принято было, чтобы их видели, об этом должен был знать только Бог.
Прочный кирпич для нового храма готовили из местных природных материалов, а воду использовали только чистую, родниковую. В строительстве церкви принимали участие все жители села под руководством местных мастеров.
Церковь состояла из шатра и купола. На них установлены кресты. Установление крестов было великим праздником.
Обычно собирались жители со всех окрестных сел и деревень. Приезжали высшие церковные чины — служили молебен. Крест устанавливали на блоки, и с помощью канатов по команде поднимали наверх. Среди строителей были два местных мастера — отец и сын. Отец доверил установление креста на основание купола своему 18- ти летнему сыну. Это считалось великой честью. Высота церкви была 36 метров без креста. Высота креста 5 метров. Парень полез на купол. От высоты или же от страха, у него закружилась голова. Он спрашивает у отца, в какое из оснований установить крест ( хотя там было одно основание). Отец парня понял, что сын может погибнуть, и полез сам устанавливать крест. Это ему удалось. Сын после этого помешался ( стал душевно больным).
На церкви было установлено 9 колоколов разной величины. Самый большой колокол весил 15 пудов (240 кг). Звонил этот колокол от случая к случаю. Осенью и зимой — в ненастную погоду, чтобы не заблудились люди. При эпидемиях звонил постоянно, предупреждая людей об опсном заболевании. Звон колокола был слышен на расстоянии 25-30 километров.
Внутри церкви в центре висела большая люстра, подаренная зажиточным крестьянином в дар. Тоже подаяние, имя его не известно. В люстре размещалось около 60 свечей. Внутренние стены и потолки были расписаны маслом. В стены встроено 3 камина. Храм получился очень красивым. Во всей округе не было такого. Старожилы рассказывают, что по внутренней отделке и убранству сельская церковь была похожа на церковь в Посопе. Как внешний, так и внутренний вид церкви поражал своей красотой. На службу направляли достойных священников, которые пользовались большим авторитетом среди прихожан.
Открытие церкви состоялось в 1911 г. Первым священником, в то же время он работал директором начальной средней школы, был Лебедев Николай Александрович. Он был по национальности русским. Вероятно, по воспоминаниям старожилов он был культурным и образованным. Но очень сторгим и требовательным. Был он высокого роста, красивым на лицо.
В годы коллективизации церковь была закрыта, но прихожане долго оберегали свой храм и не давали разрушать. В 1934 году церковь была разграблена, растащена вся церковная утварь. По словам очевидцев, властям никак не удавалось снять церковный колокол. Тогда предложили это сделать осужденному с таким условием, что если он сбросит колокол, то его не посадят в тюрьму. Ему это удалось. Когда упал колокол, то он вошел в землю на 1,5 метра. Один из маленьких колоколов сохранился до сих пор. Сначала он служил жителям с.Косогоры, висел на пожарной каланче. Потом в 1991 году взяли в Краеведческий музей в Б-Березники. А теперь висит на колокольне Боль шеберезниковского храма.
Запрещено было держать иконы дома, запрещались такие обряды, как крещения и венчания. Люди это делали тайком, они все верили в Бога, но это было запрещено на долгие годы.
Со второй половины 80-х годов 20 века начался новый процесс восстановления храмов.
В Мордовии около двух сотен церквей построены и восстановлены с участием республиканских властей. Это принципиальная позиция руководства. Церковь — краеугольный камень для сохранения села, для формирования молодого поколения.
Попытки восстановления былой красоты
Сказать о том, что жители нашего села верят в Бога — нельзя. Но уважение к церкви имеют огромное. Ведь когда-то церковь и религия людей сформировала и держала в духовно — нравственном русле. Много поколений слишком долго воспитывались вне церкви. Переделать себя за один день невозможно. Но процесс идет — к церкви становишся ближе и ближе. Бесконечно важно, что процесс идет по инициативе снизу, люди сами начинают собирать средства, пожертвования.
И вот в с.Косогоры была повторная попытка открыть Никольскую церковь в 1995 году. У жителей села было большое желание восстановить прежнюю красоту Никольского храма. Но пожертвования жителей села не хватило, чтобы отреставрировать церковь, а государство не оказало встречной помощи. Приезжали в наше село несколько священников, но долго не задерживались, так как нет условий. Церковь не отапливалась, на зиму прихожане откруывали молельный дом, но скаждым днем прихожан все уменьшалось и уменьшалось.
В итоге, у нас теперь нет и молельного дома, куда бы могли собрираться верующие. Очень обидно, что в нашем селе все рушится, а не строится. В настоящее время нет и колхоза. Люди безработные уезжают на заработок в другие города. С каждым годом уменьшается численность населения. Отсутствует рождаемость, школу закрыли.
Бог поможет! Найдется спонсор, который поможет отстроить нашу Никольскую церковь.
Заключение
Итак, поставленные перед нами цель и задачи были достигнуты. В заключении хочется сказать…Очень обидно, что в нашем селе все рушится, а не строится. В настоящее время нет и колхоза. Люди безработные уезжают на заработок в другие города. С каждым годом уменьшается численность населения. Отсутствует рождаемость, школу закрыли. Бог поможет! Найдется спонсор, который поможет жителям и добавит средства для восстановления нашей Никольской церкви.
Притча о гвоздях
Как Снегурочке раскатать тесто?
Зимняя сказка
Госпожа Метелица
Три способа изобразить акварелью отражения в воде