Тема проекта "Путь к здоровью" актуальна во все времена. Будущее, как в России, так и во всём мире, безусловно за молодым поколением. Но страна быстро "стареет". В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья, как взрослых, так и детей - меньше двигаются, потребляют большее количество пищи, подвергаются стрессам, имеют вредные привычки, количество наследственных заболеваний растёт.
Автор проекта считает, что не все школьники знают, что входит в здоровый образ жизни. что значит придерживаться этого образа жизни. В проекте раскрываются основные компоненты здорового образа жизни, личным примером автор пытается заинтересовать и привлечь школьников к занятиям спортом.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Путь к здоровью». Автор: Барсегян Э. А. | 71.42 КБ |
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Российская Федерация
г. Пыть-Ях
«Путь к здоровью»
Автор:
Барсегян Эдгар Ашотович
ХМАО-Югра, г.Пыть-Ях
МБОУ СОШ №5, 3 «г» класс
Научный руководитель:
Белова Ольга Викторовна
учитель начальных классов
г.Пыть-Ях, МБОУ СОШ №5,
г.Пыть-Ях
2015
Путь к здоровью
Барсегян Эдгар
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Пыть-Ях
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5, 3 «г» класс
Аннотация
Цель: пропаганда ЗОЖ школьника как средство сохранения и укрепления здоровья детей.
Задачи:
- изучить проблему ЗОЖ школьника;
- актуализировать проблему здоровья;
- изучить представление о ЗОЖ в специальной литературе;
- способствовать повышению информированности учащихся о здоровом образе жизни;
- содействовать формированию личной ответственности за собственное здоровье;
- способствовать заинтересованности в посещении спортивных секций;
- определить основные направления пропаганды ЗОЖ школьника.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
2. Осознание необходимости здорового образа жизни.
3. Увеличение числа учащихся, занятых во внеурочное время в кружках и секциях.
4. Правильная организация своей жизнедеятельности.
5. Повышение интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Срок реализации проекта: среднесрочный (март – декабрь 2015 г.)
Участники проекта: учащиеся 3 «г» класса (2 «г»- 2014-2015 учебный год) СОШ №5, дети старшего дошкольного возраста МДОАУ «Ёлочка», жители города, мои родители.
В ходе выполнения работы использовались следующие методы и приемы: изучение источников информации, анкетирование, беседы, дискуссии, создание слайдовых презентаций, составление диаграмм.
По результатам работы можно сделать выводы:
Путь к здоровью
Барсегян Эдгар
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Пыть-Ях
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5, 3 «г» класс
План исследований
Актуальность проблемы
Тема моего проекта актуальна во все времена. Будущее, как в России, так и во всем мире, безусловно, за молодым поколением. Но страна быстро «стареет». В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья, как взрослых, так и детей – меньше двигаются, потребляют большее количество пищи, подвергаются стрессам, имеют вредные привычки, количество наследственных заболеваний растёт. Хотя вопросам сохранения и укрепления здоровья всегда уделяется пристальное внимание.
Гипотеза
Я считаю, что не все школьники знают, что входит в здоровый образ жизни и придерживаются его. Необходимо раскрыть основные компоненты здорового образа жизни, заинтересовать их в занятии спортом (на личном примере).
Этапы работы над проектом:
Погружение в проблему. Изучить, собрать информацию о ЗОЖ в специальной литературе, Интернете.
Организация и осуществление деятельности.
- Подготовить анкету о ЗОЖ, провести анкетирование учащихся 2 «г» класса, анализ анкет.
- Определить структурные компоненты здорового образа жизни, которые необходимо осветить подробнее (по результатам анкетирования).
- Подготовить доклады и выступить в классе «Что такое ЗОЖ», «Зачем и как правильно питаться», «Восточное единоборство - дзюдо».
- Выступить перед воспитанниками подготовительных групп в детском саду «Ёлочка». Рассказать о ЗОЖ, о правильном питании (вреде чипсов, сладких напитков). Привлечь к занятиям в спортивных секциях футбола, дзюдо (на личном примере).
- Разработать буклеты о ЗОЖ, правильном питании, о боевом искусстве Дзюдо.
- Распространить буклеты в ДОУ, классе, на улице.
1 день – 20 апреля - представление презентации о ЗОЖ одноклассникам на классном часе. Мероприятия в рамках данного проекта планируются проводиться до 30.12.15 года.
Путь к здоровью
Барсегян Эдгар
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Пыть-Ях
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5, 3 «г» класс
Научная статья
Здоровье - не всё,
но все без здоровья – ничто.
Сократ.
Здоровье является одним из компонентов человеческого счастья, важнейшей ценностью жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Здоровье зависит от множества факторов. Здоровье на 50% определяется образом жизни, на 20% – экологическими; на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья.
Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья любого человека.
Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями, школой и, конечно, перед нами - детьми. Мы сами должны и можем сохранять и укреплять свое здоровье. Для этого мы должны вести здоровый образ жизни. Формирование здорового образа жизни с раннего детства является фундаментом хорошего здоровья.
В процессе школьного периода наблюдается:
1.Возрастающая учебная нагрузка в школе.
2.Занятия в учреждениях дополнительного образования.
3.Уменьшение контроля со стороны родителей.
4.Становление личности ребенка и формирование собственных взглядов на правильный образ жизни.
5.Влияние сверстников на поведение, предпочтения и устремления.
6.Половое созревание и связанное с ним поведение.
7.Психологическая ранимость ребенка в критические переходные периоды, в том числе в подростковом возрасте.
Здоровый образ жизни – это деятельность человека по укреплению своего здоровья и профилактике различных заболеваний.
Основные компоненты ЗОЖ
Правильное питание
Правильное питание в жизни человека имеет немаловажную роль. С пищей человек получает все важнейшие вещества для работы, роста и развития организма.
Питание должно быть полноценным, умеренным, сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, вреден избыток и недостаток калорий.
Питание при этом должно отвечать определенным требованиям: максимальная натуральность; соответствие особенностям организма. Основную функцию выполняют углеводы, жиры и белки, при их помощи человек пополняет затраченную энергию. Большую роль имеют витамины и минералы, они так же нужны для развития и роста организма.
Необходимо больше употреблять фруктов, овощей, круп, ягод и др. Нужно максимально отказаться от «вредных» продуктов – лимонад, чипсы, сухарики, полуфабрикаты и т.п.
Рациональный режим дня
Все виды нагрузок, психические, умственные, мышечные, а также прием пищи, должны чередоваться с отдыхом, который помогает восстановить резервы организма. Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна.
Потребность во сне составляет в 10-12 лет – 9-10 часов. Не зря говорят – «Выспался, будто вновь родился». Главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день. Установлено, что недосып даже в 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние. Сон нужно оберегать от яркого света, шума, разговоров. Воздух в комнате должен быть свежим.
Оптимальная физическая нагрузка
Главным условием обеспечения жизни является движение. Это связанно с тем, что все системы организма подчинены двигательной деятельности. Двигательная активность помогает поддерживать иммунитет на высоком уровне, что сказывается на количестве заболеваний. Физическая подготовленность благоприятно влияет на умственную работоспособность.
Любой ребенок, даже самый «неспортивный», должен заниматься физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику рекомендуется посещать спортивную секцию и выделять время на подвижные игры на свежем воздухе.
От физической нагрузки зависит наша работоспособность. Человек, который занимается спортом, виден издалека, он интенсивный, энергичный, всегда готовый к действиям.
Различные виды спорта порождают в человеке различные качества, например, выносливость, пластичность, быстроту, лёгкость в движении и ещё многие другие качества.
Занятия спортом не только развивают в человеке характер, но и способствуют развитию костно - мышечной, кровеносной, дыхательной и нервной систем.
Дзюдо
(в переводе с японского "мягкий путь") — японское боевое искусство, соединяющее в себе самооборону без оружия, философию, вид спортивного единоборства.
Дзюдо возникло в 1882 году в Японии, благодаря японскому мастеру боевых искусств Дзигоро Кано. В основе дзюдо лежит дзюдзютцу, представляющее из себя различные стили единоборств, распространённых на Японских островах.
Главным отличием в дзюдо от бокса, каратэ и других боевых искусств является то, что основные приемы основаны не на ударах, а на бросках, болевых приемах, удержаниях и удушениях. В дзюдо ценится не физическая сила, а разнообразие технически выполняемых действий. Дзюдо основано не на грубой силе, а на использовании движений противника, и его силы против него самого.
Если сравнивать дзюдо с другими видами спорта, например: волейбол или футбол, ну то есть командные виды спорта, то здесь не сидят на скамейке запасных, здесь всегда на татами.
Дзюдо учит сдержанности, великодушию, терпению, а также уважению к силе. Учитель (сенсей) постоянно напоминает своим ученикам, чтоб они не применяли свои знания (приемы) на сверстниках, исключение является лишь самооборона.
Пояс для дзюдоиста - как оружие для самурая. Для дзюдоиста «оби» (пояс) – это не просто завязка для кимоно (костюм для занятий), а нечто гораздо большее. Спортсмены относятся к нему очень бережно и уважительно, как к большой ценности, даже как к члену семьи. Пояс хранится отдельно от других вещей в почетном месте. И потерять пояс - значит опозориться на всю жизнь. Это то же самое, что потерять оружие для самурая.
Признак отличия мастерства в дзюдо – цвет пояса. Систематику получения пояса ввел Дзигоро Кано. До него не было четкой градации. Посторонним было не понятно, кто есть ученик, кто есть мастер.
Есть разные теории появления цветов. Самой красивой является теория о новичке, который сначала надел белый пояс и стал заниматься как физически, так и духовно. Он так долго занимался, что он стал желтым от пота. А уровень мастерства значительно повысился.
Потом спортсмен стал заниматься на природе, и пояс от трения с зеленью и природой стал зеленым. Уровень же его мастерства поднялся еще на одну ступень.
Далее спортсмен перешел к спаррингам с партнерами. Во время серьезных боев на пояс попадали капли крови, и он становится красным (или коричневым).
С годами пояс всё темнел, пока не превратился в черный, а уровень мастерства достиг крайних точек совершенства.
Через годы изнурительных тренировок rспортсмену пришла мудрость. Он понял, что главное – не физическая сила, а духовность. Пояс снова стал белым. Это значит, что дзюдоист достиг финишного этапа и возродился духовно. Прошел полный круг развития, и мастер снова стал новичком.
Цветность пояса показывает степень готовности его владельца, уровень подготовки.
По рангу различают пояса ученические (КЮ) и мастерские (ДАН).
КЮ состоит из 6 категорий. Низшая шестая (6КЮ) – первая учебная ступень, а высшая первая категория (1КЮ) – последняя, шестая, учебная.
ДАН состоит из 10 ступеней. Самая низкая – 1 ДАН, а самая наивысшая – 10 ДАН.
Ученические пояса дзюдо по порядку:
6-4 КЮ – белый,
3-1 КЮ – коричневый.
Мастерские пояса состоят из:
1-5 ДАН - черный;
6-8 ДАН – красно-белый;
9-10 ДАН – красный пояс.
Для дзюдоистов высших ДАНов приемлемо во время тренировок надевать черный пояс. Не допускается носить пояс несоответствующего ранга. Это значит выражать неуважение к другим дзюдоистам и к традициям дзюдо.
Те кто занимаются этим стилем единоборств приобретают такие черты характера как дисциплина, настойчивость, уважение. Большую роль в духовном совершенствовании имеет система тренировок, например, работа в парах способствует развитию психологической гибкости, коммуникабельности и взаимопомощи. Важным является то, что эти качества закрепляются в ходе телесных практик. Занятия дзюдо положительно сказываются на умственных способностях — необходимо запоминать сложные приёмы, тактически мыслить в ходе поединка, генерировать творческие нестандартные идеи и т.д.
Дзингоро Кано следующим образом формулирует духовную ценность дзюдо: "Я считаю, что тот, кто будет изучать дзюдо у хорошего учителя, тот будет ценить свою родину, любить её дела и вещи, возвышать свой дух и сможет воспитать в себе мужественный, деятельный характер".
Наставления:
Соотнесение своих возможностей с возможностями противника;
Овладение инициативой в поединке;
Тщательное обдумывание, а затем решительное действие;
Умение вовремя остановиться;
"Одержав победу — не заносись; потерпев поражение — не сгибайся; благоденствуя, не теряй бдительности; попав в опасное положение, не пугайся и иди вперёд избранным путём".
В этом виде спорта тренируются и участвуют в соревнованиях не только мальчики, но и девочки.
Занимаясь дзюдо ребенок сможет постоять за себя, легко выберется из опасной ситуации, сложившейся на улице или школе. Ребенок становится более внимательным ко всему, что его окружает. Дзюдо воспитывает уверенность в себе!!! У ребенка занимающегося дзюдо повышается выносливость, которая пригодится в дальнейшем по жизни.
Закаливание
Школьники часто пропускают занятия из-за простудных заболеваний.
Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды, важная часть физической культуры, профилактических и реабилитационных мероприятий.
Закаливание необходимо для того, чтобы повысить устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.
Основные эффекты закаливающих процедур:• укрепление нервной системы,• развитие мышц и костей,• улучшение работы внутренних органов,• активизация обмена веществ,• невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.
Средства закаливания просты и доступны. Главное не бояться свежего воздуха. При закаливании следует придерживаться таких основных принципов:
• проводить закаливающие процедуры систематически, постоянно
• увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно,
• начинать закаливание в любом возрасте,
• не допускать переохлаждения,
• избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце,
• правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов,
• закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями
Основные факторы закаливания — природные и доступные «Солнце. Воздух и Вода».
Правила личной гигиены
Чистота тела также влияет на обеспечение хорошего здоровья человека. В эту группу входят все основные гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, чистота постельного и нательного белья, использование только личных предметов гигиены и т.п.
1. Умывайтесь утром и вечером, используйте средства личной гигиены.
2. Чистите зубы не менее 3 минут. Ваша зубная щетка не должна быть слишком мягкой.
3. Всегда мойте руки перед едой, после прогулки и туалета.
4. Имейте всегда чистый носовой платок или одноразовые салфетки.
5. Для еды пользуйтесь только своей посудой, не берите грязных тарелок, ложек, чашек.
6. Для питья воды используйте одноразовые стаканчики. Не оставляйте использованные стаканчики, выбрасывайте их в мусорное ведро.
7. Следите за чистотой своей одежды, обуви.
8. Не ходите в одной и той же обуви на улице, в школе и дома. Дома носите мягкую домашнюю обувь, для спортивных занятий используйте спортивную обувь.
9. Помогайте учителю и дежурным в поддержании порядка в классе, помогайте родным в домашней уборке.
10. Соблюдайте режим дня!
Отказ от вредных привычек
Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и наносят вред здоровью, и даже смерть. Курение убивает 6 человек в минуту.
Вред телевизора для ребенка.
Вред заключается в длительности просмотра, расстоянии до экрана телевизора и в том, что смотрят дети.
Время просмотра – 2-3 года – не более 15 минут, 3-5 - не более 30 минут, 5-7 лет – примерно 1 час, после 7 лет – полтора часа.
Во время просмотра организм ребенка чрезмерно утомляется, он становиться вялым, его реакция замедляется. Могут возникать неконтролируемые страхи, ухудшается внимательность. Может стать излишне возбудимым, агрессивным. Могут наблюдаться головные боли, нарушения сна.
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
-сидячее положение в течение длительного времени;
-воздействие электромагнитного излучения монитора;
-утомление глаз, нагрузка на зрение;
-перегрузка суставов кистей;
-стресс при потере информации.
Продолжительность работы за компьютером в день:
Дошкольники – 7-10 минут, 8-10 лет – 45 минут, 11-13 лет – 90 минут, 14-16 лет – 135 минут, взрослые – 6 часов.
Сейчас многие школьники пользуются мобильными телефонами.
Минусы сотовой связи:
Благоприятная психологическая обстановка в семье
Добрые дружеские отношения между всеми членами семьи являются основой психического здоровья школьника.
Для того чтобы быть здоровым нужно вести здоровый образ жизни, соблюдать множество различных правил. Здесь я рассмотрел самые основные компоненты, которые проще всего соблюдать, а вернее они основные, на них и лежит основа смысла здорового образа жизни.
Анкета «Здоровый образ жизни» Приложение 1.
Анализ анкетирования.
Было проведено анкетирование моих одноклассников с целью выяснить их представление о ЗОЖ, придерживаются ли они его. В анкетировании приняли участие 20 человек. Им было предложено ответить на 16 вопросов. Были получены следующие результаты:
Отсутствие вредных привычек - 5
Личная гигиена - 12
Оптимальный двигательный режим - 8
Рациональное питание - 14
Закаливание - 11
Положительные эмоции - 5
Занятия физической культурой и спортом - 16
Владение навыками безопасного поведения – 9.
Составлены диаграммы. Приложение 2.
По этим результатам видно, что не все ребята имеют четкое представление о ЗОЖ, его компонентах, не достаточно уделяют времени спорту, закаливанию. Поэтому вопросы о ЗОЖ, его компонентах, правильном питании были мною подготовлены и представлены моим одноклассникам в виде презентаций и сообщений.
Кроме этого, если младшие школьники имеют недостаточное представление о ЗОЖ, то, вероятно, и дошкольники имеют недостаточно знаний. Поэтому были подготовлены выступления перед дошкольниками детского сада «Ёлочка»:
Такие же буклеты были распространены в нашей школе среди учащихся и на улице прохожим.
Мною была подготовлена и представлена одноклассникам на классном часе презентация «Путь к здоровью».
Подведение итогов.
В ходе подготовки и реализации проекта я тщательно проработал тему «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ». Одноклассники и дети – дошкольники проявили интерес к данной теме, задавали вопросы, заинтересовались буклетами. У них сформировались основные понятия, компоненты ЗОЖ.
Некоторые одноклассники попросили более подробно рассказать о секции дзюдо. Я пригласил заинтересованных одноклассников посетить наши занятия дзюдо, соревнования по дзюдо.
Практическая значимость моего проекта –
Вывод: тема здорового образа жизни актуальна во всех возрастах. И взрослые, и дети должны вести здоровый образ жизни, чтобы всегда оставаться красивым, бодрым, позитивным и здоровым.
Реализованные мероприятия ( май-октябрь)
В сентябре на базе ФСК «Атлант» в рамках Всероссийской акции «Моя спортивная школа» была представлена секция дзюдо. В это учебном году еще три одноклассника записались в секцию дзюдо, в которой я занимаюсь.
Работа по проекту будет продолжена. Планируем организовать спортивные зимние игры и состязания с родителями «Спортивная семья – здоровая семья». Провести повторное анкетирование с целью: изменилось ли представление детей о ЗОЖ. Одноклассники еще подготовят презентации о видах спорта, обсуждения фильмов о спорте.
Приложение 1.
Анкета «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Дорогой друг!
_____________________________________________________________________________
Просим принять участие в изучении отношения к своему здоровью.
Внимательно прочтите вопросы и возможные варианты ответов.
Выберите наиболее подходящий ответ и подчеркните его.
Часто Редко Не болею
Да Нет Иногда
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
От родителей от друзей в школе из передач ТВ
Из книг через интернет
Спорт Литература Музыка Техника Компьютер
Другое____________________________________________________________
Да Нет Не знаю
Постоянно От случая к случаю Не занимаюсь
Да Нет Не знаю
Да, занимаюсь Нет Редко Не считаю нужным
Да Нет Не знаю
Гамбургеры Фрукты Кока-Кола Сухарики («кириешки»)
Чипсы Каши Супы Овощи Мясо Колбаса Компот
Да Нет Не всегда
Да Нет Не всегда
Вредно для здоровья Полезно для здоровья Не знаю
16. По-вашему мнению, здоровый образ жизни – это…? (подчеркните всё, что считаете нужным)
-Отсутствие вредных привычек
-Личная гигиена
-Оптимальный двигательный режим
-Рациональное питание
-Закаливание
-Положительные эмоции
-Занятия физической культурой и спортом
-Владение навыками безопасного поведения
СПАСИБО!
Приложение 2.
Как нарисовать портрет?
Весенняя гроза
Галка в чужих перьях
Прекрасная арфа
Северное сияние