Актуальность темы определяется все более возрастающим интересом к различным аспектам обычаев и традиций бурятского народа. в наше время все больше людей обращается к своим истокам, ищут свои родовые стойбища, определяют свою родовую принадлежность. И это очень правильно.
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_i_znachenie_konovyazi.docx | 873.17 КБ |
Научно – практическая конференция
исследовательских работ младших школьников.
Секция «Краеведение»
Выполнил: Балданов Дондок,
Руководитель: Балданова Д.Д.,
учитель начальных классов
Оглавление.
1. Введение…………………………………………………………………стр 2
2. Актуальность , тема, задачи…………………………………………...стр 2
3. Основная часть…………………………………………………………..
А) Особенности коновязя…………………………………………..….стр 3
Б) Вот что поведала моя бабушка…………………………………….стр 3
В) Самбаев Баясхалан ахай рассказал…………………….…………стр 4
Г) В поисках коновязи по поселку………………………….………..стр 5
Д) Опрос – анкетирование моих ровесников…………….………….стр 5
4. Заключение. …………………….………………………………..…..стр 6
5. Литература……………………...…………………………….……..стр 7
1
Введение
В современном мире очень важной задачей каждого народа является гармоничное взаимодействие с мировыми культурами, современной цивилизацией и одновременное сохранение собственного уникального своеобразия. Актуальность темы исследования определяется всё более возрастающим интересом к различным аспектам обычаев и традиций бурятского народа. В наше время всё больше людей обращается к своим истокам, ищут свои родовые стойбища - бууса, определяют свою родовую принадлежность. И это очень правильно, человек, находя свои корни, становится более устойчивым, уверенным, хозяином своей жизни. Ведь всё живое на земле имеет свои корни. У каждого человека, родившегося на этой земле должно быть своё древо, «древо жизни». Одним из символов «древа жизни» является Сэргэ – коновязь. Работая над исследованием, я разговаривал с родителями, с жителями своего села, с одноклассниками. Кто- то знал, а кто- то просто слышал о Сэргэ. И я поставил перед собою цель: изучить особенности и значение сэргэ (коновязи).
Объектом исследования является коновязь - сэргэ , как один из элементов традиционной культуры бурятского народа.
Предмет исследования - особенности, значение сэргэ в жизни агинских бурят.
Задачи исследования:
- изучить литературу по данной теме;
- раскрыть понятие «сэргэ» (коновязь);
- выявить её значение в жизни людей;
- взять информацию у своей бабушки, старожила Самбаева Баясхалан;
- провести анкетирование среди своих одноклассников;
- сделать выводы по исследованию.
2
Методы исследования:
наблюдение, анкетирование, интервьюирование (устный опрос респондента), классификация, анализ, синтез.
Основная часть
Во все времена непременной принадлежностью бурятского двора была
«сэргэ» – коновязь в виде вкопанного в землю столба, высотой 1,7 – 1,9 м из берёзового или соснового ствола. Коновязь служила предметом особого
почитания. Наличие её во дворе свидетельствовало о богатстве и достоинстве
хозяина, а её отсутствие – о безлошадности и бедности. Сэргэ -символ, объединяющее три мира. На вершине столба наносились обычно три кольцевых зарубки. Верхняя зарубка предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей, средняя - для лошадей обычных земных людей, мужчин и главы семейства - отца и его сыновей, нижняя - для лошадей представителей подземного мира. Сэргэ имеет множество символических значений: это моя земля, это место имеет хозяина, а также означает гостеприимство, дружелюбие, братство, надежность, постоянство и чистоту намерений. Красиво и ладно сооруженная коновязь означала глубокое уважение к лошади своего гостя.
Со слов моей бабушки Жанчиб узнал, что встречать гостя был быть самый младший из мужчин, приняв повод обеими руками, помогал спуститься, придерживая стремена, а затем под руки вводил в юрту. Сэргэ перед юртой означал призыв «Добро пожаловать».
3
Отсутствие коновязи, как символа гостеприимства, не украшало хозяев. Путники не останавливались и не входили в юрту. Сэргэ сооружался мужчине в связи с особыми случаями в жизни. При появлении мальчика в семье отец водружал сэргэ, в знак уважения продолжателя рода. Когда сын приводил невестку в дом, то родители после свадьбы ставили им новую юрту и устанавливали на юго-западной стороне от входа в юрту, с мужской стороны жилища новую сэргэ. В старину говорили: «пока стоит сэргэ - жива семья и его род». Нельзя было разрушать сэргэ; пока оно само не придет в негодность. Вместо них устанавливали новую коновязь. Нужно сказать, что особенной чертой бурятских жилищ являлось то, что каждая юрта была обращена - на юг. Южная сторона считалась солнечной и благополучной. В передней части усадьбы в южном направлении от жилища обязательно устанавливали коновязь - сэргэ. Отцовское сэргэ остается у младшего сына, так как он наследует отцовскую землю. Сэргэ является не только приспособлением для привязи лошадей, но имеет ритуально-символическую значимость. Коновязный столб водружается при образовании молодой семьи, постройке новой юрты как знак, характеризующий жизненность усадьбы новой семьи. И еще она говорит, что «Хун шубуун уг гарбалтай, хуhан модон сэргэтэй хори буряад зон".
У Самбаева Баясхалан ахай стоит сэргэ. Он говорит, что по настоянию Бабу – ламы мы возвели этот сэргэ:
4
Говорит, что он сам любит мастерить из дерева. С тех пор он делает лук для стрельбы , стрелы, то есть пришло еще какое – то мастерство, и в дальнейшем его сыновья тоже пошли по стопам своего отца. Старший сын Даши - мастер на все руки, средний Дылык– передовой чабан, и на его стоянке есть сэргэ, а младший сын Жугдур присматривает за престарелыми родителями. И еще Баясхалан ахай рассказывает, что сейчас устанавливают сэргэ перед въездом в населенные пункты, очень много сэргэ в селах Бурятии, также у нас в Могойтуе. Но они современные, высокие, художественно декорированы. Оказалось, они и есть у нас в поселке Агинское, с символом 8 родов агинских бурят.
Интересно мне было, узнать где ещё установлены сэргэ в поселке. И я увидел во дворе Госконюшни.
Трудно было разглядеть, в чьём дворе стоит сэргэ, и с этой целью я решил провести анкетирование среди своих одноклассников. Из 94 учащихся знают о Сэргэ 47 человек, имеют - 5 человек, у родственников или у
5
знакомых есть – 7 человек (5 – на стоянке, 1 – у дедушки и бабушки, 1 – в деревне у дяди. А остальные 47 человек, вообще, не имеют представления. Это говорит о том, что мы мало знаем о наших обычаях и традициях.
Когда мы проводили анкетирование, наша учительница Цыбегмит Дамдиновна рассказала, что в селе Шибертуй в Бурятии, почти у каждого
двора стоят по две сэргэ и при этом с уличной стороны. Жители этого села объяснили, что один «отцовский», а другой означал, что их сын женатый.
Также в ходе практического исследования я узнал следующее. В нашем селе Ушарбай имеется ..дворов. Из них Сэргэ имеют 5 семей. Две поставили её, когда построили новый дом, как символ гостеприимства. Две поставили по случаю женитьбы сына, как символ создания новой семьи, нового дома и залог будущего благополучия и счастья молодой семьи. Одну для обряда шаманизма. Водружение Сэргэ имеет свой ритуал: собираются старейшины рода и с восходом солнца, побрызгав молоком, ставили её на заранее определённое место. В ямку клали зерно, овечью шерсть. А после водружения обязательно завязывали хадак.
Заключение.
Сэргэ было известно многим группам бурят, но в каждом районе отмечаются вариации в количестве сэргэ, в форме навершия коновязного столба и разные толкования этих различий. Тем не менее, существует общее мнение о том, что сэргэ несет знаковую функцию Мирового древа и служит символом гармонии во вселенной, но и вполне конкретным обозначением центра определенной семейно-родственной территории. Сэргэ как Мировое древо и хранилище духов предков обеспечивает связь между мирами - в ответ на мольбы и жертвоприношения людей нисходит божья (небесная) благодать. Посредниками здесь выступают духи предков.
6
Итак, в ходе своего исследования я сделал следующие выводы:
1) Сэргэ у дома олицетворяет благосостояние хозяина и его гостеприимство.
2) Сэргэ ставят, когда сын приводит в дом невестку.
3) Сэргэ ставят на родовых стойбищах - бууса, где буряты-шаманисты совершают подношения духам, предкам , своему роду.
Таким образом, являясь неотъемлемой частью традиционной культуры, столб сэргэ до сегодняшнего дня считается у бурят одним из самых уважаемых и почитаемых объектов-символов. Гармонично взаимодействует с мировыми культурами, современной цивилизацией, человек должен сохранить уникальное своеобразие собственной культуры. А это значит, знать свои обычаи и традиции, почитать их, уважать своих предков.
Литература.
- Сайт Бурятии.
- Галданова Г.Р. « Сэргэ как феномен традиционной культуры бурят», Улан –Удэ, 2000.
- Герасимова К.М., Галданова Г.Р, Очирова Г.Н «Традиционная культура бурят».
7
Денис-изобретатель (отрывок)
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Ёжикина Радость
10 осенних мастер-классов для детей
Два морехода