Выбор темы моей исследовательской краеведческой работы не случаен. Земли, где сейчас расположены микрорайоны Салтыковка и Никольское, до середины 19 века принадлежали князьям Долгоруким, а с конца XIX века здесь строила и снимала дачи московская интеллигенция – писатели и артисты, художники и ученые. Все это не может не наталкивать на мысль о том, что любая непримечательная теперь своим названием улица, может хранить в себе весьма интересную историю о ее жителях.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.31 МБ |
Слайд 1
МБОУ «Школа №17» «Улица с секретом» Муниципальный конкурс «Моей любимой Балашихе» Номинация – «Улица моего родного города» Участник – Суровцев Дмитрий, 10 класс Руководитель – Николаева О.И. Балашиха 2016 г.Слайд 2
Выбор темы моей исследовательской краеведческой работы не случаен. Земли, где сейчас расположены микрорайоны Салтыковка и Никольское , до середины 19 века принадлежали князьям Долгоруким, а с конца XIX века здесь строила и снимала дачи московская интеллигенция – писатели и артисты, художники и ученые. Все это не может не наталкивать на мысль о том, что любая непримечательная теперь своим названием улица, может хранить в себе весьма интересную историю о ее жителях. В прошлом году я не раз побывал на виртуальных выставках Третьяковской галереи. Меня заинтересовали картины И.Левитана. Я не раз слышал о том , что художник жил в Салтыковке. Сюда он перебрался после покушения на императора Александра II . Царским указом 1879 года еврейским семьям было запрещено жить в Москве. На полотнах автора были изображены пейзажи, дачные домики, пруды и даже полустанок после дождя – все это такое родное моему взгляду, это все то, что я вижу каждый день по дороге в школу. У меня появилась мысль – интересно, а где жил художник и можно ли сейчас узнать те самые пейзажи родной Салтыковки Так началась моя аналитическая и поисковая работа по поиску мест, запечатленных на картинах. Мне пришлось познакомиться с различной литературой о своем городе, прочитать книгу Н.И.Артемьева «Салтыковка», найти статьи в ра йонных газетах.
Слайд 3
Улица с секретом. Дача, где разместилось семейство Левитанов, предположительно находилась в конце нынешней Пионерской улицы, на границе с Никольским, где раньше был переезд через железную дорогу. Левитан был беден, почти нищ и скрывался от людей. Он брал лодку, заплывал на ней в тростники на дачном пруду и писал этюды, - в лодке ему никто не мешал». На какой именно пруд мог ходить Левитан? Получается, что либо на ныне заболоченный, либо на Церковный (через железную дорогу, к Никольской церкви). Еще одно увлечение Левитана того периода – поезда. В девять вечера проходил последний поезд из Москвы, дачники дожидались и его. Художник наблюдал за происходящим из кустов, выйти к роскошной публике он боялся. Как-то в августе увидел вечернюю платформу после ливня и родилась картина. Эта картина «Вечер после дождя» (другое название «Салтыковская платформа»). Картина не сохранилась. Рисунок пером «Платформа. Приближающийся поезд», который можно считать эскизом несохранившейся картины.
Слайд 4
Читая воспоминания Константина Паустовского о Исааке Левитане, невольно обращаешь внимание на то, как он описывает время проведенное в Салтыковке, о том как беден был Левитан, как ему хотелось убежать, спрятаться от всех, может быть по этому на его картинах того времени пребывания на улице Пионерской нет людей, а исключительно пейзажи…
Слайд 5
Оказывается на улице Пионерской, в конце XIX века снимали дачу сестра Исаака Левитана и ее муж. К сожалению сам дом не сохранился. Но надо отметить, что в Салтыковке сохранилась особая аура творчества, особенно в осенний период. Наверное, именно эти впечатления легли в основу картин Исаака Левитана. Несомненно мне стало весьма любопытно на каких именно картинах (…и есть ли они вообще ) это великого художника запечатлена знакомая мне улица. В тогда еще дачном посёлке Салтыковка под Москвой, через который проходит железная дорога на Нижний Новгород (улица Пионерская выходит как раз к железнодорожному полотну) был написана картина « Вечер после дождя». «Может быть это как раз один из видов с моей улицы???» - задавал я себе вопрос и продолжил поиск полотен художника и его биографии на сайте Третьяковской галереи.
Слайд 6
В Салтыковке Левитан вместе с братом, сестрой и зятем обосновался на небольшой дачке вблизи переезда и полустанка, а с современной улицы Пионерской можно выйти к небольшой речушке Чечёра – может быть на этом месте и была написана «Золотая осень» Левитана? Ведь буквально гуляя там в выходные, я нашел практически полное совпадение с пейзажем на картине..
Слайд 7
Действие происходит в Салтыковке. Я узнал. У моего зятя, шапочного мастера, там своя дача... Хорошее место Салтыковка... Сорок рубликов дам... Больше не стоит даже на любителя красот деревенской природы... Нажить, пожалуй, и не придется" (Иван Евдокимов, "Левитан"). Так продал первую свою картину известный впоследствии художник И.Левитан
Слайд 8
"Березовая роща". Исследователи полагают, что написана она именно в Салтыковке.Солнца в ней и впрямь!
Слайд 9
И еще раз Паустовский: «Лето кончилось. Все реже был слышен голос незнакомки. Как-то в сумерки Левитан встретил у калитки своего дома молодую женщину. Ее узкие руки белели из-под черных кружев. Кружевами были оторочены рукава платья. Мягкая туча закрыла небо. Шел редкий дождь. Горько пахли цветы в палисадниках. На железнодорожных стрелках зажгли фонари. Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик, но он не раскрывался. Наконец он раскрылся, и дождь зашуршал по его шелковому верху. Незнакомка медленно пошла к станции. Левитан не видел ее лица, - оно было закрыто зонтиком. Она тоже не видела лица Левитана, она заметила только его босые грязные ноги и подняла зонтик, чтобы не зацепить Левитана. В неверном свете он увидел бледное лицо. Оно показалось ему знакомым и красивым». Этой же осенью Левитан написал "Осенний день в Сокольниках". Всмотритесь! Это же та самая девушка, которая встретилась Левитану на одной из улиц нашего с Вами города.
Слайд 10
Все же жаль, что тот дом, где жил Иссак Левитан не сохранился до наших дней, но сохранились и Храм и улица и речка и все это бессмертно будет жить на его полотнах. Все выполнены как будто вчерне, в наброске. Глядя на них, становится спокойно, а в душе поселяется тревожная нежность. Теперь я хожу по улице Пионерской и каждый раз представляю художника, который испытывал здесь полное счастье в уединении с природой.
Слайд 11
Ссылки, использованные в работе: Виртуальная прогулка по Третьяковской галерее - http://www.tretyakovgallery.ru/ru/exhibitions/virt/ Международный творческий коллективный журналистский проект – Литературно-публицистическое издание - http://lesreflets.burtai.ru/semenova-1.htm - Статья Ю.Семеновой «Возвращаясь к Левитану» Реутовское Информагентство -http://www.reut.ru – статья «Творческие тайны Исаака Левитана»
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Разноцветное дерево
Цветущая сакура
Философские стихи Кристины Россетти