В данной работе рассказывается о жизни наших земляков - жителей Саратовской области Ртищевского района сёл Лопатино, Ундольщино, Степановка и Рюмино в годы ВОВ.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа. Тема: «Наши земляки – участники фронта и тыла». Материал о жителях Саратовской области Ртищевского р. | 55.16 КБ |
prilozhenie_1.docx | 457.69 КБ |
prilozhenie_11.docx | 678.97 КБ |
prilozhenie_10.docx | 842.97 КБ |
Большой краеведческий Форум
«Отечество. Саратовский край в истории России»
Секция «Поиск» направление: «Великая Отечественная война»
Тема: «Наши земляки – участники фронта и тыла»
Авторы: Данильчева Кристина Александровна, 8 класс;
Савина Виктория Вадимовна 7 класс.
МОУ «Лопатинская основная общеобразовательная школа
Ртищевского района
Саратовской области»
Руководители:
Оськина Елена Евгеньевна -
учитель истории
и обществознания,
Нестерова Надежда Николаевна –
учитель ОБЖ.
Лопатино 2019 год
Аннотация
Тема исследовательской работы: «Наши земляки – участники фронта и тыла». Выбранная нами тема является актуальной, т.к. в последнее время большое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения, а говорить о патриотизме не зная истории своей семьи, истории малой Родины, не имея представления о таких понятиях, как ветераны, труженики тыла просто невозможно. Актуальность данной темы ещё заключается в том, что годы войны все дальше уходят от нас, и меняется наш угол зрения на нее. Мы последнее поколение, которое может пообщаться с тружениками тыла. Свойство наших дней – открытие правды о вещах, казалось бы, давно известных. Сказанное всецело и полностью относится к истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Поэтому актуальность заключается еще и в стремлении сохранить память о земляках – участниках Великой Отечественной войны, погибших и оставшихся в живых, о тружениках тыла, которые пока ещё живут рядом с нами, необходимостью формирования в молодом поколении патриотизма и чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков. Задумавшись о том, что мы знаем о жизни наших земляков во время Великой Отечественной войны, вспоминая известные нам данные, пришли к выводу, что знания наши очень скудные, поверхностны и ограничены. В своей работе мы захотели рассказать о жизни наших земляков в период тяжелого лихолетья, их вкладе в общую Великую Победу. Конечно, же многих уже нет в живых, но они оставили свой след не только в сердцах родных, их судьбы тесно переплетались с историей России. Данная исследовательская работа содержит все необходимые структурные элементы для подобных работ, а именно введение, основную часть, выводы по проведённому исследованию, заключение, список использованной литературы, приложения.
В работе чётко обозначены цель и задачи. Выдвинута гипотеза, определены методы исследования. Считаем, что поставленная цель и задачи выполнены, гипотеза доказана. Исследовательская работа имеет большую практическую значимость, а именно может использоваться в качестве учебного пособия на уроках истории, классных часах и внеклассных мероприятиях, так как эта работа является примером личного вклада простых людей - не героев, в историю Отечества.
Работа выполнена в виде реферата, потому, что с помощью такой формы деятельности мы смогли собрать воедино всю полученную информацию, проанализировать и систематизировать её. При написании работы опирались на материалы документальной литературы, архивные и статистические данные, интернет - ресурсы, рассказы земляков, документы и фотографии хранящиеся в семейных архивах.
Таким образом, изучив весь собранный материал, мы узнали много нового не только о своих земляках, о том, что пришлось им пережить, но и об истории родного края и Отечества. События, которые мы изучали на уроках, классных часах и общешкольных мероприятиях стали гораздо ближе и понятнее. Мы выполнили все задачи, которые ставила перед собой. Гипотеза доказана.
Оглавление:
Стр.
Введение …………………………………………….. 4
Основная часть …………………………………………….. 6
1.Глава. Земляки – участники ВОВ . ……………………………………………. 6
2.Глава. Труженики тыла . …………………………………………….. 10
3.Глава. Наша дань памяти ……………………………………………… 13
Исследовательская часть ……………………………………………… 14
Заключение ……………………………………. ……….. 15
Список литературы ……………………………………………… 16
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
22 июня 1941 года, началась самая страшная и кровопролитная война в истории человечества, унёсшая жизни миллионов людей. Это событие оставило неизгладимый след в истории нашего народа, однако, свойство человеческой памяти таково, что многие события постепенно забываются.
Нам, родившимся в начале 21 века трудно представить, прочувствовать все тяготы и страдания тех военных лет. Но знать об этих событиях мы должны.
Мы живем в сложное, но интересное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. А этого нельзя допустить. Знание своей истории всегда было потребностью общества. Ведь, как известно, без знания и памяти прошлого нет будущего.
Дмитрий Сергеевич Лихачев в «Письме о памяти» написал: «...Память - преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» - это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки» (6). Действительно, пока в человеке жива память, в нем будет жить стремление к благим деяниям, желание увековечить то, что дорого и близко его сердцу. Эту простую истину следует помнить. История страны начинается с истории родного края и находится в неразделимой связи с историей людей, проживающих в ней.
Только нужно не упустить момент и успеть расспросить, записать, изучить историю жизни людей, которые уже недолго будут рядом с нами. Поэтому мы решили выполнить исследовательскую работу «Наши земляки – участники фронта и тыла» и провести систематизацию материала.
Цель работы: создать книгу памяти на основе судеб земляков, на долю которых выпал период Великой Отечественной войны.
Задачи:
-собрать и проанализировать воспоминания, документы, необходимые источники и литературу связанные с данной темой;
- рассмотреть вклад наших односельчан в Победу;
-систематизировать полученные сведения.
Предмет исследования: вклад наших односельчан в Великую Победу.
Объект исследования: наши земляки – участники ВОВ, труженики тыла.
Методы исследования: теоретические и практические.
I. Теоретические:
- изучение материалов музеев , информационных источников, фотографий и документов;
- систематизация;
- обобщение.
II. Практические:
- поиск;
-опрос;
- описание;
- сопоставление;
- анализ;
- осмысление.
Практическая значимость исследования:
В рамках школьного курса истории Великой Отечественной войне отводится совсем немного времени, и учащиеся имеют отрывочные представления о героях войны, поэтому создаваемый проект имеет большую значимость и предполагает осуществление патриотического воспитания молодого поколения путём вовлечения школьников, родителей, общественности в совместные мероприятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, поиск новой информации.
Результаты исследований могут быть использованы при проведении уроков истории, уроков Мужества, тематических классных часов и внеклассных мероприятий, в краеведческой работе. А также собранный материал может быть интересен не только тем, кто непосредственно знаком с этими людьми, но и другим людям, так как это является частью истории нашего Отечества.
Гипотеза: наши земляки внесли весомый вклад в Великую победу, а значит в историю нашего Отечества.
Основные этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
Выбор и утверждение темы. Формулировка цели и задач проекта, выдвижение рабочей гипотезы. Определение этапов работы.
2 этап – Основной
Сбор информации об участниках войны, тружениках тыла, описание проанализированных данных, создание Книги Памяти.
3 этап – Заключительный
Сопоставление выводов с целями и задачами. Предоставление результатов работы. Знакомство учащихся, молодежи и жителей села с судьбами земляков, на долю которых выпала Великая Отечественная война.
Образовательный продукт данного исследования – Книга Памяти.
Никто не забыт, и ничто не забыто,
И в жизни течет все своим чередом.
И подвигом вашим то счастье добыто,
От нас, вам достойным, наш низкий поклон.
1.У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком.
Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь.
Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить. Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего».
На рассвете 22 июня 1941 г. германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю. Открыли огонь тысячи артиллерийских орудий. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики. Началась Великая Отечественная война советского народа, продолжавшаяся 1418 дней и ночей.
Эта роковая весть стала известна в нашем селе утром 22 июня, ближе к обеду. - Отечество в опасности! Эти слова, прозвучавшие по радио пробудили в душах земляков патриотический порыв. Мужчин стали забирать на фронт, многие уходили добровольцами. Всего ушло 151 человек, а вернулись лишь 32 человека, с подорванным здоровьем, ноющими ранами.
В историю Великой Отечественной войны навечно вписано имя нашего земляка, уроженца д.Степановка, кавалера Золотой звезды Маркелова Николая Григорьевича (Приложение 1 ). Сверстников Николая провожали на службу, а его в армию не брали. На Дальнем Востоке, куда он приехал после окончания рабфака не хватало учителей, и его от призыва освободили. Но Николая это не устраивало, не раз и не два заявлялся он в военкомат и высказывал там свои претензии и наконец убедил военкома: «А что, армии вот такие и нужны: настойчивые, образованные. Готовь вещмешок, рядовой Маркелов. Авось, в капитаны выйдешь.(2)
С 1941 года Н. Г. Маркелов служил в морской пехоте Тихоокеанского флота. За высокие показатели в боевой и политической подготовке в годы Великой Отечественной войны он имел ряд поощрений от командования, был награждён нагрудным знаком «Отличный стрелок». Участник советско-японской войны 1945года.
Старший сержант, парторг 355-го отдельного батальона 13-й бригады морской пехоты Тихоокеанского флота.
9 августа 1945 года Советские Вооружённые Силы на Дальнем Востоке перешли в наступление против японских войск. Войска 1-го Дальневосточного фронта во взаимодействии с Тихоокеанским флотом начали Харбино-Гиринскую наступательную операцию.
По плану десантной операции, разработанному генерал-майором Василием Прокофьевичем Трушиным, 355-му отдельному батальону 13-й бригады морской пехоты, в котором служил парторг старший сержант Маркелов, отводилась ведущая роль. Морские пехотинцы должны были первыми высадиться на берег, захватить плацдарм в районе порта Сейсин (ныне Чхонджин, КНДР) и удерживать его до подхода основных сил десанта.
Вместе с командиром батальона майором М. П. Бараболенко Маркелов провёл большую работу по подготовке подразделений к предстоящей операции. Каждый день с личным составом проводились занятия по изучению обороны противника, отрабатывались приёмы рукопашного боя, действия штурмовых групп при атаке дотов, дзотов и других вражеских укреплений.
В ночь на 14 августа батальон погрузился на эсминец и тральщик. Утром генерал Трушин выслал первый эшелон десанта, корабли ворвались в бухту. Десантники быстро высадились на берег и с ходу атаковали противника. Прокладывая дорогу гранатами, огнём автоматов и пулемётов, они уничтожали один очаг сопротивления за другим.
Опомнившись от первого удара, японцы из района завода фирмы «Мицубиси» пошли в контратаку. Морские пехотинцы встретили огнём японские цепи, а затем пошли в рукопашную. В первой же схватке Маркелов уничтожил ножом и гранатами трёх японцев.
Во второй половине дня японцы бросили в бой отряд курсантов морской школы. Тогда на помощь десантникам пришли корабли. Постоянно меняя галсы, эсминец и тральщик прямой наводкой били по целям противника, его дотам и дзотам. Когда же противник стал брать верх, экипажи кораблей высадились на берег и пришли на помощь батальону.
Старший сержант Маркелов находился в первой роте. В ходе боя рота вышла к подножию господствующей над городом высоты. Четыре крупнокалиберных пулемёта противника прижали пехотинцев к земле, атака захлебнулась.
Парторг батальона предложил командиру роты свой план действий, который тут же был одобрен. Используя кустарник и складки местности, Маркелов с рядовым Куцым пробрались в тыл противника, подползли к вражеским пулемётам и забросали их противотанковыми гранатами. Захватив у японцев пулемёт, Маркелов открыл огонь по убегавшим в тыл солдатам противника и всех уничтожил. Рота по сигналу Маркелова поднялась в атаку и без потерь захватила высоту.
В течение всей ночи на 15 августа японцы предпринимали настойчивые попытки вернуть утраченные позиции. Они подползали к занятым ротой окопам, забрасывали их гранатами, кидались на десантников с ножами. Однако десантники не только отбили все атаки врага, но и сами предприняли ночные вылазки, в ходе которых захватили несколько дзотов.
Батальон выполнил боевую задачу, обеспечил высадку основных сил десанта. 16 августа Сейсин был освобождён от противника].
За отвагу и героизм, проявленные в боях за освобождение корейского города и порта Сейсин (Чхончжин), 14 сентября 1945 года Николаю Григорьевичу Маркелову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Послевоенные годы
После войны Н. Г. Маркелов продолжил службу на флоте. В 1947 году он окончил Смоленское военно-политическое училище, в 1953 году — Ленинградский высший военно-педагогический институт. В 1960 году Николай Григорьевич окончил Военно-политическую академию им. В. И. Ленина. С 1966 капитан 1-го ранга — в запасе. Это очень высокое на флоте звание. Работал в морской школе ДОСААФ. Жил в Киеве, но каждое лето старался приехать в родные места – деревню Степановку и обязательно посещал с.Красная Звезда, где он закончил 7 классов. При встрече с учащимися школы всегда говорил: «Я всегда занимался физкультурой и спортом, поэтому я хорошо натренирован. Как и положено военному».
Умер Николай Григорьевич Маркелов 22 декабря 2004 года на 87 году жизни; похоронен в Киеве на Лесном кладбище.
Савина Виктория: «Еще один уроженец деревни Степановка - Сухов Николай Петрович (Приложение 2 ), родился в 1909 году – это мой прапрадедушка. В 1941 году поступил в ряды Красной Армии, он ушёл на фронт вместе со многими другими односельчанами. На фронте он был командиром сапёрного отделения. 8 мая 1945 г. он вместе с друзьями-однополчанами пошёл на очередное задание. Задание оказалось последним –взорвалась мина. Сухов Николай Петрович был смертельно ранен – он ослеп от осколка, повреждена правая кисть. Благодаря сайту «Мемориал» мы узнали, что он был доствлен в госпиталь, где скончался от ран 13 июня 1945г. Он захоронен в Восточной Пруссии, Гумбинненском округе, Гильзитском районе, городе Нойкирхе.
У него остались жена и четверо детей. Самая младшая дочь – Зоя Николаевна Савина – это моя прабабушка, никогда не видела своего отца, потому что родилась 1 февраля 1942года, когда он уже был на войне, но она бережно хранит его фотографию. Николай Петрович был настоящим защитником Отечества, он пожертвовал своей жизнью, спасая страну от гибели. Родные очень гордятся своим защитником и считают его настоящим героем».
Данильчева Кристина: «Одним из участников Великой Отечественной войны является мой прадедушка, Гордеев Анатолий Афанасьевич (Приложение 3). К сожалению, я его никогда не видела, потому что он умер, когда я еще не родилась. Анатолий Афанасьевич родился 15.05.1922 в селе Лопатино Кистендейского района Саратовской области ( в наше время уже Ртищевского района). Он был пчеловодом. В 1941 году моему прадедушке исполнилось 19 лет и его призвали в ряды Советской Армии. В нашей семье сохранилось очень мало информации о нем и фотографий, потому что его дом где жил мой дедушка сгорел. И так же сгорели все альбомы с фотографиями, медали и ордена, которых было очень много, как и почетных грамот.
О моем прадедушке мне рассказала моя бабушка Гордеева Елизавета Григорьевна, она являлась прадедушке невесткой, а так же еще свои «детские воспоминания» о своем дедушке рассказала мне моя мама Данильчева Татьяна Сергеевна. По их рассказам мой прадедушка был сильным и бодрым человеком.
Мне стало очень интересно кем был по званию мой прадедушка и где воевал, т.к этого никто не знал, потому что он не любил об этом рассказывать, и когда его спрашивали о войне он сильно волновался и плакал.
Я начала поиск в интернете, и нашла такую информацию.
В документе №1 говорится и подтверждается, что мой прадедушка находился в Курской области Шебекинского района в с. Марыни, и 12.06.1942 г он пропал без вести. Его вычеркнули из списка.
В документе №2 говорится и подтверждается, что мой прадедушка попал в плен не позднее 12.09.1941 и находился в лагере Рославль. И так же вместе с документом №2 идет документ №3, который так же подтверждает, что прадедушку вычеркнули из списка «живых», но не только его из этого списка вычеркнули, осталось всего несколько человек в этом отряде, и это всего один отряд или же один список, а там их миллионы. Миллионы солдат отдали жизнь за свою Родину, за своих родных, за нас и наше будущее, а ведь мы их совсем не знаем.
В документе №4 говорится, что моего прадедушку захронили в Латвии Салдусский район, потому что никто не знал где он и, что он находился в плену.
В документе №5 говорится и подтверждается, что он жив и находится в госпитале «ЭГ 3087». И так же в этом документе подтверждается, что он был рядовым и служил в пехотных войсках. А так же в документе №6 есть точное подтверждение самая первая строка.
В документе №7 говорится и подтверждается, что прадедушка действительно был освобожден из плена и документ №8 список, который это подтверждает, и так же мы видим, что помимо русских солдат были украинцы.
В документе №9 говорится и подтверждается, что мой прадедушка служил и находился в городе Харьков этот город находится на территории Украины.
В документе №10 опять же показывается список, то что он пропал и попал в плен.
В документе №11 так же говорится, что был освобожден из плена.
В документе №12 говорится, что он был жив и участвовал в войне.
Документ №13 и документ №14 подтверждается и говорится, что у моего прадедушки есть Орден Отечественной войны 2 степени.
Когда мой прадедушка вернулся с войны он еще прожил около пятидесяти лет. И так же занимался пчеловодством. Каждый год он ходил на парад 9 мая, и возвращался оттуда очень грустный, потому что ему было больно слышать слова о войне. Он вспоминал своих товарищей, как его пытали, как при нем умирали его же друзья и просто незнакомые люди. На парад 9 мая он не любил одевать медали и ордена, потому что ему не нравилось это, он считал это хвальбой перед другими людьми. Он говорил: «А чем здесь хвалиться? Мне кажется не чем. Да, люди получали медали, но зачем ими хвалиться перед другими? Разве настоящего солдата, человека славят его медали и ордена? Настоящего солдата славит верность, храбрость, справедливость, сила, трудолюбие».
Моя мама помнит даже где находились эти медали и ордена, она говорит: «Они лежали в шкафу в синем мешочке вместе с почетными грамотами и книгами. Он всегда разрешал мне их трогать».
От бабушки я узнала, что у прадедушки было много шрамов на спине после пыток. Он их никому не показывал и не разрешал об этом спрашивать.
А когда бабушка спрашивала его о войне, он ничего не говорил, а по его щекам катились слезы. Единственное, что он сказал это про реку, что она была алого цвета, она была наполнена кровью убитых людей. Еще так же я знаю, что он имел звание старшего лейтенанта. Это все, что знают и помнят мои родные о нем.
Я горжусь, что одним из людей, защитивших мир, счастье, моё детство, был мой прадедушка. Мы не вправе забывать их, ветеранов, отстоявших свободу и независимость нашего народа. Но мы должны не только помнить их, а быть достойны их подвига. Не допускать повторения войны. Нужно объединять все добрые силы на Земле. На это не жаль потратить жизнь, даря людям мир».
Великая Отечественная война создала смертельную угрозу всему нашему народу и каждому человеку в отдельности. Тем самым она вызвала огромный морально-политический подъём, энтузиазм и личную заинтересованность большинства людей в победе и быстрейшем окончании войны. Это стало основой массового героизма на фронте и трудового подвига в тылу.
2. Война изменила прежний трудовой режим. Увеличивался рабочий день, вводились обязательные сверхурочные работы. Положение тружеников было крайне тяжелым. Преданность Родине и самоотверженный труд колхозников были продемонстрированы в эти годы лихолетья. Трудовые подвиги саратовских крестьян, как и рабочего класса, совершались в условиях личного горя и материальных лишений. «Дадим больше хлеба, мяса, масла, овощей стране и фронту», - заявляли колхозники области в своих резолюциях. «Мы будем работать в 2-3 раза больше, чем мы работали в мирной обстановке, работать будем день и ночь, чтобы полностью обеспечить фронт продовольствием». Вклад Саратовской области в дело разгрома врага был неоценим. "Всё для фронта, всё для победы!" - этим лозунгом жили земляки.
На сегодняшний день в селе Лопатино в живых осталось 10 тружеников тыла. Это:
Людям старой закалки, прошедшим войну на фронтах и в тылу, никогда не забыть, чего она стоила женщине. Но они не сломились, жили и тянулись к свету, и всегда работали - много и самоотверженно, не мирясь с судьбою и жизненными трудностями.
Дивеева Мария Петровна:
«Я родилась в 1919 г. Когда началась война мне было 22 года. Я была уже замужем. Дети были маленькие: Рае 2 года, а Шуре 3 года. Утром, как обычно, мы поехали на работу в Кистендей. На работу ездили всегда с песнями, весело было. Когда приехали на место, там нам и сказали, что началась война. Когда вернулись с работы, мужчин увезли в райцентр. Моего мужа тоже забрали на войну. Я осталась одна с ребятишками. Мы в колхозе всякую работу выполняли, не делили её на мужскую и женскую. Помню я лес пилила, а детей с мамой оставляла. Очень голодно было в войну. Продуктов и так не хватало, а нужно было ещё для общего сбора сдать. Хлеба было очень мало. Тяжело жили». (Приложение 4).
Калинкина Надежда Павловна:
«Когда началась война мне 13 лет было. Вместе со своими подругам в колхозе вручную снопы вязали, солому скирдовали, а зимой трудились на ферме. Доярки вставали в 4 утра, вручную доили по 15–18 коров. Мы никогда не признавались, что устали или что нам тяжело, потому что знали, что своим трудом мы помогаем фронту, своим родным.
Старшую сестру – Анастасию, отправляли на рытье окопов в Лысогорский район, когда вернулась домой рассказывала : «Рыли очень глубоко, больше 3-х метров, а ширина — 6. Земля, очень тяжёлая и плотная, плохо поддавалась лопате, а копать было нужно, чтобы не прошли вражеские танки. Один раз в день нас там кормили горячим обедом, но иногда поесть не получалось. Однажды в небе видели немецкий самолёт, который пролетел мимо».
Мне тоже пришлось покидать родной дом во время войны. Меня и ещё двух девушек из деревни Ундольщино послали на лесозаготовки. Жили в бараках с трёхэтажными нарами. Никаких бытовых условий, правда, была баня-землянка, но пользовались ей редко. Норма-3 кубометра древесины на одного человека, а мы с пилой никак справиться не могли. Деревья толстые, на улице морозы стояли крепкие. Питание -400 грамм хлеба в день и похлёбка.
Радио в деревне тогда ещё не было, и о Победе мы узнали только утром 10 мая от бригадира. Из нашего села на войне погибли 40 человек, а многие кто вернулись были искалеченными».
(Приложение 5).
Погодина Любовь Егоровна:
«Когда война началась я была совсем девчонкой, всего-то 13 лет. Помню, как председатель сельсовета пронёсся по дороге с криком: «Война! Война!» Сразу всех мужчин забрали. В Рюмино 36 человек с войны не вернулось. Помню такой случай, мы на току зерно лопатили, мимо шли солдаты попросили водички попить. А мы молоденькие были застеснялись, испугались.
Мальчишки в войну с 14 лет на тракторах работали, а девчонки вручную снопы вязали, солому скирдовали. У нас школа только до 4 класса была. Было два учителя. Одного учителя, Грищенко, забрали на войну прямо из школы. Я хорошо училась, в 5 класс в Кистендей пошла, но было трудно ходить. Холод, одежды тёплой не было и я бросила школу». (Приложение 6 ).
Косарева Любовь Петровна:
«Мне 12 лет было, когда объявили о начале войны. Всех мужчин забрали, с каждого двора. Остались только женщины, старики и мы, дети. Моего брата взяли на фронт. Потом он пропал без вести.
Было очень страшно и голодно, ели что придётся. У кого бала корова можно было выжить. А у кого не было, совсем туго приходилось.
Было много эвакуированных. Особенно евреев. Одну семью помню, они были очень бедные. Фамилия их Перцовы, отец Моисей, мать Сара, дети: Ася, Лёва, Броня. Люди помогали им кто чем мог.
Другая семья наоборот была богатая. Приехали на своих лошадях, много всего привезли.
Зимой в избе холодно было, топить было нечем. Собирали все прутики, даже кресты с могил забирали. По нашему селу проходили отряды бойцов. Их по всем домам размещали. У нас 15 человек стояли. Помогали им как могли, мама дала им носки, варежки старые. Это было в 43 году. Жили они у нас неделю. Ютились на печке и на полу. У нас у самих есть нечего, а они просят: «Хозяйка, свари похлёбки», как откажешь? Не знаю откуда взяли они селёдку, а наша кошка её утащила и съела. Хорошо, что какой-то солдат это видел, а то подумали бы, что это мы её съели. Однажды в 3 часа ночи скомандовали им подъём. И они в лютый мороз пошагали в Кистендей на станцию. Работали мы на ровне со взрослыми с 12-ти лет. Руками пшеницу пололи. На коровах работали. Лошадей почти не было всех угнали на фронт.
Моего будущего мужа, Косарева А.П., забрали на фронт когда ему было 19 лет в 1942году. Он был ранен четыре раза, но слава богу легко. После ВОВ он попал на Японскую войну. Домой вернулся только в 1947 году. Отец его погиб. Мать осталась одна с семью детьми. После войны жили очень тяжело, но все равно лучше чем в войну». (Приложение 7 ).
Таким образом, труженики тыла обеспечивали фронт всем необходимым для победы в Великой Отечественной войне.
«В истории вряд ли можно найти пример, когда тыл был бы так тесно связан с фронтом, когда народ был бы столь близок к своей армии, как у нас... Красная Армия и весь наш народ слиты в одно целое. И как бы ни повышались требования фронта к тылу, к народу, - он их выполнит. Советский народ поставил своей целью, своей священной обязанностью - дать фронту всё, чтобы обеспечить победу Красной Армии... При таком настроении народа, при такой его воле к победе, кто же может сомневаться, что фашизм буде разбит", - писал М.И. Калинин.
3. Дорогой ценой заплатили наши земляки за Победу. В нашем селе, области, районе чтят память земляков. Начиная с первых лет послевоенного времени ветераны, вернувшиеся с войны 9 мая обязательно собирались все вместе, что бы почтить память погибших однополчан и своих земляков (Приложение 8). К сожалению, в нашем селе не осталось в живых ни одного ветерана ВОВ, но есть 10 тружеников тыла.
Ежегодно 9 мая вот уже в течении 33 лет (с момента его установления) у памятника «Погибшим землякам от односельчан» расположенного в нашем родном Лопатино, проходит торжественный митинг (Приложение 9). Наша школа ведёт большую работу по патриотическому воспитанию. Каждый год мы проводим акции «Навести и помоги ветеранам», готовим праздничный концерт для тружеников тыла, детей войны и жителей села, посвящённый Дню Победы. А также своими руками делаем поздравительные открытки (Приложение 10).
В 2018 году 9 мая нашей школой было организовано шествие по улицам села «Бессмертный полк» (Приложение 10).
Советский народ спас весь мир от «коричневой чумы». О губительности войн справедливо сказаны слова: «Война убивает всех, кто принимает в ней участие, даже тех, кто остаётся в живых».
И чтобы не повторилась такая ужасная война, мы должны сделать все, что в наших силах.
Исследовательская часть
Перед тем как приступить к изучению данной темы и написанию Книги Памяти, был проведен социологический опрос учащихся школы (5-9 классы) молодежи и жителей села в форме анкетирования:
Были получены следующие результаты:
1 вопрос: «Что я знаю о жизни своих родных и близких в годы Великой Отечественной войны?», «Хотели бы узнать больше?»
Результаты опроса: Всего опрошено 100 человек. В семьях знают о родственниках, участниках Великой Отечественной войны – 52% респондентов, не знают – 48%. Хотели бы узнать больше – 93% опрошенных.
2 вопрос «Есть ли в Вашей семье какие-либо реликвии военных лет (памятные вещи), которые вы бережно храните, и передается из поколения в поколение?
Хранят семейные реликвии военных лет – 16% опрошенных респондентов.
3 вопрос «Интересовались ли вы подробностями участия Ваших родственников в Великой Отечественной войне?
4 вопрос «Считаете ли Вы проблему написания Книги Памяти актуальной в настоящее время?».
Данные исследования показали: в интервью приняли участие 100 жителей. 93% респондента ответили, что проблема написания Книги Памяти является актуальной и важной для жителей села. 7 человек (7%) посчитали эту проблему не представляющей большого значения для села, аргументировав свой ответ тем, что в настоящее время знания о прошлом не являются актуальным.
По результатам опроса учащихся, жителей сел Лопатино, Степановка, Ундольщино и Рюмино, можно сделать следующие выводы:
- большинство взрослого населения знают, что их родственники воевали в годы Великой Отечественной войны, не имеют представление об этом в основном некоторые школьники и молодые люди.
- Небольшое количество семей хранит реликвии военной поры (фотографии, награды, похоронки, письма и прочее). У остальных либо затерялись, либо их и не было.
93 % респондентов уверены в необходимости создания Книги памяти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. И каждые сутки она уносила, в среднем, 14104 жизни советских людей. Каждый час погибало 588 человек, каждую минуту - 10, каждые 6 секунд - один человек. Вот какая страшная арифметика! Но и эти цифры сегодня требуют уточнения.
Шагнувшие в третье тысячелетие ветераны войны, труженики тыла - это живая история, это бесценная устная повесть о горьких военных годах тех, кто испытал радость жизни и трагедию своего народа в ушедшем столетии.
Мы хотим, чтобы каждый подросток и взрослый, задумался, пропустил через свое сознание и помнил, какой ценной завоевана свобода и независимость нашей страны. Мы, молодое поколение обязаны уважать и чтить память наших земляков – ветеранов Великой Отечественной войны.
Ведь именно им мы обязаны своей жизнью.
Нашему поколению с каждым днём становится всё сложнее и сложнее узнать из воспоминаний очевидцев, как это было, так как ветеранов с каждым годом становится всё меньше и меньше. Мы являемся последним поколением, которое видит их живыми. Поэтому, мы должны как можно больше записать воспоминаний, рассказов, написанных либо самими ветеранами, либо со слов – детьми и внуками. Как бы нам ни хотелось, но в нашей работе мы не могли рассказать о всех земляках - участниках и тружениках Великой Отечественной войны, поэтому мы и решили начать работу над созданием Книги Памяти (Приложение 12). Это многотомная неизданная книга, «эпохальная быль» - послание нам, сегодняшним, которую мы должны сохранить и передать потомкам.
Вклад наших земляков участников войны и тружеников тыла в победу был значительным, свидетельством и доказательством тому является наша работа.
Считаем, что поставленная цель и задачи выполнены. Гипотеза доказана.
Память Победы – это боль, и гордость, и радость, и слезы, и скорбь – всё, что не сосчитать и не измерить, так же, как героев и жертв Великой Отечественной войны.
На стене фотографии с тыла и фронта,
Это нашей судьбы бесконечная нить.
Ах, как хочется вам, чтобы ваши потомки
Дух войны лишь по книгам смогли ощутить.
Использованная литература
1. Д.П. Ванчиков. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Исторический очерк. Издательство Саратовского университета, 1976г.
2. Научно-популярное издание. Алексей Алексеевич Громов, Иван Алексеевич Кузнецов. Ртищево – перекрёсток России. Саратов. Приволжское книжное издательство, 1997.173с.
3.Ильин Б.И. Патриотическое движение Саратовского крестьянства в годы Великой Отечественной войны.
4. Учёные записки Саратовской областной спортивной школы. Вып.1.
5. Фролов Д.Ф. Единство тыла и фронта.
7. wikirtishchevo.shoutwiki.com
8. http://www.podvignaroda.ru/
9. http://www.obd-memorial.ru/
10. http://www.pamyat-naroda.ru/
13. http://www.pomnite-nas.ru/
15. Интервью тружеников тыла и родственников участников ВОВ.
16. Фото и документы семейных архивов.
Приложение 1
Маркелов Н.Г.1990 г
Описание | Николай Григорьевич Маркелов | |||||
Источник | газета «Путь Ленина» от 20 октября 1967 года | |||||
Время создания | 1940-е годы | |||||
Рождение: | 15 сентября 1917 | |||||
Смерть: | 22 декабря 2004 (87 лет) | |||||
Партия: |
| |||||
| ||||||
Военная служба | ||||||
Годы службы: | 1939—1966 | |||||
Род войск: | ВМФ | |||||
Звание: |
| |||||
Часть: | 355-й отдельный батальон морской пехоты | |||||
Сражения: | Советско-японская война | |||||
| ||||||
Семья | ||||||
Мать: | Анастасия Яковлевна (ум. 07.1977) | |||||
| ||||||
Награды | ||||||
Могила Н. Г. Маркелова на Лесном
кладбище в Киеве.
Н. Г. Маркелов беседует с Краснозвездинскими
школьниками (1983 год).
Н.Г.Маркелов с выпускниками Краснозвездинской школы. 1988 год. Вторая слева на право в первом ряду Оськина И.Н.-директор МОУ «Лопатинская ООШ Ртищевского района Саратовской области.
Парторг Маркелов
Описание | фото Н. Г. Маркелова |
Источник | |
Время создания | 1940-е годы |
Значок «Отличник Военно-морского флота» — за отличную боевую и политическую подготовку
Приложение 11
Приложение 10
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Хитрость Дидоны
Усатый нянь
В поисках капитана Гранта