Исследовательские работы учащихся
Вложение | Размер |
---|---|
Профессиональное самоопределение выпускников основной школы | 89.11 КБ |
Влияние компьютерных игр на агрессию подростков | 136.62 КБ |
Направление: «Социально-гуманитарные науки»
Секция: «Социология и психология»
Профессиональное самоопределение
выпускников основной школы.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….……….…....3
Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения школьников………….……………………………………..……………………………..5
Глава 2. Исследование, направленное на выявление самоопределения школьников в профессиональной деятельности….......…………………………………….…………10
Заключение……………………………………………………………………….………15
Список литературы ……………………………………………………………….…….16
Приложение………………………………………………………………………...…….17
.
Введение.
Выбор профессии влечет за собой определенное будущее и является основой для дальнейшей жизни. Но выбрать профессию не так уж просто. Выбор профессии сводится к ответу на вопрос: «Как сделать счастливыми 1/3 суток моей жизни?». Еще в XVI в. Френсис Бэкон говорил, что счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями. Если же Вы будете заниматься нелюбимым делом, то будете несчастны .В России на сегодняшний день насчитывается более 7 тыс. видов профессий, а в мире – более 40 тыс. Поэтому отыскать дело всей своей жизни в таком разнообразии нелегко.
Большинство детей в раннем возрасте задумываются над тем, кем они желают стать, когда вырастут. Но на протяжении жизни этот выбор часто меняется. Точное определение с выбором профессии ждут от обучающихся, оканчивающих основную школу. Это происходит потому, что после девятого класса подростку предстоит сделать выбор, куда идти учиться дальше: в 10 класс по определенному профилю, поступить в профессиональное училище или техникум, или же начать трудовую деятельность. Выбор сложен, но очень важен для дальнейшего развития всей жизни школьника.
В гимназии, в помощь выпускникам основной школы в первом полугодии введен курс «Психология и выбор профессии», который предполагает изучение особенности собственной личности и склонностей в выборе профессии, а так – же знакомство с миром профессий в целом. Многие выпускники уже четко знали, кем они желают стать в бедующем, но некоторые окончательный выбор еще не сделали. И нам стало интересно, насколько профессиональное предпочтение будущих выпускников совпадает с их психологическими особенностями. Итакцелью нашей работы является: определить, совпадают ли профессиональные предпочтения выпускников основной школы с их психологическими особенностями.
Задачи:
1. Раскрыть понятия профориентация выпускников основной школы;
2. Изучить психологические особенности профессионального самоопределения;
3. Провести диагностическое исследование;
4. Выявить совпадает ли выбор профессии школьников с особенностями их психологического развития.
Объект исследования: профессиональное самоопределение выпускников основной школы.
Предмет: психологическая составляющая профессионального самоопределения школьников.
Гипотеза: Психологические особенности выпускников основной школы совпадают с выбором их профессиональной деятельности.
Для подтверждения гипотезы нами были использованы методы:
-теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
- анализ;
- наблюдение;
- опрос;
- анкетирование.
Исследовательская работа имеет две основные главы, всего 16 страниц, приложение. Исследование проводилось с учащимися гимназии г. Заозерного. Выборка респондентов: 30 учащихся 9 классов.
Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения школьников.
Профессиональное самоопределение это - осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков.Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Профессиональная ориентация включает в себя:
1) Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
2) Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
3) Психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.[1]
Профориентация школьников имеет большое значение для будущего успеха ученика, позволяет точно определить задатки и способности детей. Период трудовой активности в жизни ограничен, а непродуктивная безрадостная деятельность оборачивается не только личным несчастьем, она отражается и на всем обществе. Поэтому задача профессионального самоопределения найти кратчайшие и наиболее эффективные пути формирования профессионального мастерства, а также предотвратить возможные ошибки в выборе профессионального занятия.
Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Завершая обучение, выпускникам необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и не успев стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос выпускник должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях которые она предъявит к нему и о способах достижения профессионального мастерства в избранной области.[2]
В гимназии курс по профориентации веден как электив для обучающихся 9 классов. На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами мы создаем поле выбора профиля обучения и формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.Данный курс ориентирован на организацию помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении, на формирование способности к целеполаганию и развитию социальной компетентности.
Период окончания основной школы у обучающихся совпадает со старшим подростковым возрастом. В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.
Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л.И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.[3]
Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.
Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.
В эмоциональной сфере сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, экзальтация сменяется депрессией. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние “Я”. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. Старший школьник может быть уже способен к глубоким “взрослым” переживаниям, серьезным и устойчивые чувствам. При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.
Меняются взаимоотношения со взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.
Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями.
Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д.[4] Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности. Например, родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.Работа является притягательной лишь тогда, которая встречает внутренний отклик, а значит, отвечает нашим склонностям. Нередко деятельность может нравиться своими результатами, приносимой пользой, признанием в обществе, социальным статусом и другими благами, которые она дает.Но подлинная склонность всегда означает расположенность и к самому процессу деятельности, когда работа не просто средство достижения каких-нибудь целей, но и сама по себе становится привлекательной.
Склонность выступает как безотчетное стремление к занятиям того или иного рода, как потребности в активности определенного вида, т.е. как латентное состояния напряжения, нуждающееся в соответствующей разрядке.[5]
При этом, не значит, что деятельность по склонности всегда легка и приятна. Часто человек вынужден проявлять силу воли, готовность пожертвовать чем-нибудь ради успеха деятельности и самой возможности заниматься ею. Деятельность по склонности – это тот же труд, но труд в удовольствие себе и другим. В склонности рождается предназначение.
Нередко склонность отождествляется с предпочтением определенного рода занятий. Может показаться, что профессия выбрана по склонности, но быстро наступающее разочарование говорит об обратном. Предпочтение - это социально обусловленный выбор профессии, который может основываться на том, что модно, престижно, гарантирует высокий доход или статусность.
Если процесс обучения неправильно построен (вследствие например его монотонности, чрезмерных требований, предъявляемых к ученику) или предпочтение социально-желательной деятельности перевешивает факт природных склонностей, то происходит утрата склонности и предназначения.
Некоторые профессии требуют совпадения нескольких видов склонностей, т. е. направленности личности. Это создает трудности в определении своего истинного призвания. Например, профессия врача-педиатра требует склонности к медицине и к работе с маленькими детьми. Профессия учителя требует склонности к преподаванию и профильному предмету.
Поэтому при выборе профессии должны учитываться все факторы: склонности, умения, желания, особенности выбранной сферы деятельности ее востребованность и актуальность.
Глава 2. Исследование, направленное на выявление самоопределения школьников в профессиональной деятельности.
Для того, чтобы выяснить, насколько предпочтения школьников в выборе будущей профессии совпадают с их психологическими особенностями выпускникам были заданы три основных вопроса, на которые не все смогли дать точный ответ. Первое, что нас интересовало, какое образовательное учреждение выберут выпускники для дальнейшего обучения. 30 % планируют поступать в техникум, после окончания 9 классов, 70 % собираются поступать в высшие учебные учреждения, окончив 11 классов. Данные представлены в круговой диаграмме.
Следующим вопрос был о выборе направления своей деятельности, в какой сфере в целом планируется дальнейшая профессиональная деятельность. За основу классификации мы взяли классификацию американского психолога Дж. Холланд (Holland) который выделил шесть профессиональных областей: реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический.
Исходя из результатов опроса, 33% испытуемых намерены посветить себя профессиям реалистического типа, к которым относятся технические специальности, служба и т.д. В социальной сфере готовы трудиться 43%, Офисную среду предпочли 20% и предпринимательской деятельностью готов заняться 1 испытуемый, что составило 4%. На диаграмме показаны результаты.
И последний вопрос, который был задан выпускникам: «Какую профессию вы выберете в будущем?» Самыми популярными оказались типичные профессии. Выбор представлен в диаграмме.
Следующим этапом нашей работы было проведение диагностических исследований, которые выявляли психологические особенности испытуемых и относились бы к профессиональному самоопределению. Для этого мы отобрали три, часто встречающиеся при профориентации обучающихся диагностики: определение типа темперамента Айзенка, определение профессионального типа личности Дж. Холланд (Holland) и ДДО Климова. Эти диагностики модифицированы непосредственно для учащихся 9 классов, их можно посмотреть в приложении.
Темперамент в значительной мере влияет на профессиональную деятельность, если рассматривать индивидуально, в каждом конкретном случае. Данный анализ будет представлен ниже. В целом данные по двум следующим диагностикам более точны. Итак, при определении профессионального типа личности, у большинства испытуемых результат показал более одного варианта, но общая картина представленная на диаграмме отличается от выбора самих выпускников.
Анализируя данные видно, что объективная диагностика вывила явные несовпадения. Если при анкетировании выпускники совсем не называли артистической и интеллектуальной направленности, то исследование показало достаточно большой процент предрасположенности к данным видам деятельности: 17% и 10% соответственно. Социальное направление выбирали 43%, а предрасположенность есть только у 22%. Похожий результат в реалистическом (33% выбора, против 17% объективного результата) и офисном направлениях (20% выбора, против 8% объективного результата). При этом, к предпринимательской деятельности склонны 26% испытуемых, против их выбора в 4%.
Данные по дифферинциально-диагностическому опроснику Климова близки по значениям с предыдущей методикой. За основу взята иная классификация, но она легко проходит в параллели с профессиональным типом личности Дж. Холланда. По Климову, выделяют пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда — «техника», «человек», «природа», «знак», «художественный образ».
Сопоставляя с выбранными профессиями, где практически отсутствуют профессии творческого характера, в целом хорошо видно несоответствие большого процента такого предмета труда, как художественный образ, к которому относятся творческие профессии.
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу необходимо произвести сравнительный анализ данных анкетирования и психологической диагностики. Для этого, все результаты, на каждого респондента были внесены в таблицу, которую можно найти в приложении. Сопоставив результаты, мы составили данные по каждому в отдельности, и вывели среднее значение. Процентные значения отличаются, поскольку у респондентов результаты диагностических исследований порой показывали несколько равнозначных данных по одному тесту, что вполне допустимо, поскольку наши психологические особенности многогранны, и зачастую не помещаются в жесткие рамки субъективных оценок. Данные представлены в таблице.
№ | ФИО | Совпадает с выбором | Не совпадает |
А.В.В. | 33% | 67% | |
Б.Е.А. | 66% | 34% | |
В. М.В. | 66% | 34% | |
Г.Д.Е. | 100% | 0% | |
Г. Н. В. | 34% | 66% | |
Е.П. А. | 34% | 66% | |
Ж .И. И. | 66% | 34% | |
К. А. А. | 75% | 25% | |
К.В.А. | 25% | 75% | |
К. А. В. | 60% | 40% | |
К.Я. Г. | 50% | 50% | |
К.А. В. | 34% | 66% | |
К.Д. А. | 75% | 25% | |
М. Е.А. | 66% | 34% | |
М. Д.А. | 66% | 34% | |
М.В.С. | 33% | 67% | |
М. И.А. | 75% | 25% | |
Н. П.С | 25% | 75% | |
П. К. А. | 50% | 50% | |
П. Е.А. | 34% | 66% | |
П. Е.А. | 34% | 66% | |
Р.А. В. | 60% | 40% | |
Р. М.П. | 100% | 0% | |
Р. А. А. | 66% | 34% | |
С. А.А. | 50% | 50% | |
С.Э. И. | 25% | 75% | |
С. К.О. | 33% | 67% | |
Т. Н.А. | 25% | 75% | |
Ф.Н.П. | 50% | 50% | |
Ш.В.В. | 34% | 66% | |
ВСЕГО | 51 % | 49 % |
Итак, проведя анализ сопоставленных данных видно, что психологические особенности выпускников основной школы всего в 51% совпадают с выбором их профессиональной деятельности, что говорит сомнительном подтверждении нашей гипотезы.
Заключение.
Выбор профессии – такая же вечная тема, как любовь. И последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника жизни. Едва ли когда-нибудь будут созданы программы, позволяющие и в том, и в другом случае сделать безошибочный выбор. И это хорошо. Потому что решение, принятое за человека, навязанное, подсказанное, пусть из самых лучших побуждений, а не выстраданное, будет вызывать отторжение, если только человек не полностью лишен воли и способен отвечать за свои поступки. Есть ли шанс сделать такой выбор, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы»? Есть. Для этого надо иметь исходные данные. Как без них решить задачу? Данные, которые необходимо учитывать при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры – это, в первую очередь, психологические особенности человека. И внутренняя жизнь человека, и ее внешние проявления строятся по определенным законам, которые изучает и описывает психология. Незнание этих законов не освобождает нас от наказания, которое иногда кажется слишком суровым: человек, ненавидящий свою работу, способен отравить жизнь не только себе, но и окружающим.
Практическая значимость работы заключается в подтверждении необходимости создания дополнительных условий для профессионального самоопределения выпускников основной школы. Но даже в этих условиях сделать правильный выбор сложно, это видно из результатов нашего исследования. Всего 51% обучающихся 9 класса объективно оценивают свои психологические особенности и способности, сопоставляя их с дальнейшим профессиональным выбором.
Исходя из результатов работы, можно сделать вывод, о необходимости расширения направлений работы в профориентационном просвещении школьников и их родителей. Необходимости дополнительного привлечения соответствующих органов и структур, работающих в данной сфере.
Список литературы.
[1]Интернет источник http://www.edu.ru
[2]Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки (Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов)Уч.-метод.пос.для ВУЗов и курсов повыш.квалиф., Москва, "Генезис", 2006, 208 с.
[4]И. Ю. Кулагина «ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА. От задержки психического развития до одаренности» Учебное пособие для студентов и преподавателей
[5] Интернет источникhttp://brainmod.ru/magazine/article-how-to-choose-profession/
Тема: «Влияние видеоигр на агрессию подростков»
Тип работы: исследовательский реферат
Секция: «Исторических и общественных наук»
Тезисы
Данное исследование имеет своей целью выявить влияние видеоигр на агрессию подростков. Основное задачи, решавшиеся в ходе исследования, это анализ современной литературы о видеоиграх и их классификации, видах и жанрах, наиболее распространенных в подростковой среде. А также раскрытие понятия агрессия, причины ее возникновения, мотивы, виды, особенности агрессии подросткового возраста.
Гипотеза исследования: видеоигры не оказывают значительного влияния на агрессию подростков.
Исследование проводилось среди учащихся 8, 10 классов МБОУ СОШ №169. В исследовании приняли участие 29 респондентов. Для опроса участников эксперимента использовалась анкета и Методика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.
В результате исследования, помимо других вопросов, были выявлены предпочитаемые жанры видеоигр. 11 человек предпочитают шутеры и экшен,14 РПГ и ролевые игры,10 стратегии и пошаговые игры,9 симуляторы и 7 человек любят интерактивное кино и квесты. Все подростки, участвующие в опросе, ответили, что испытывают безразличие при виде сцен насилия в видеоиграх.
При анализе результатов опросника Басса-Дарки, среди не играющих в компьютерные игры 9 человек, 4 имели индекс агрессивности выше нормы, что составляет 44%. Индекс враждебности выше нормы у 5 человек из 9 не играющих, что составляет 56%. Таким образом, около половины не играющих в видеоигры участников имеют высокий уровень агрессии.
В свою очередь всего у трех из 20 играющих уровень индекса агрессивности выше нормы, что составляет всего 15%. А индекс враждебности выше нормы у 4 человек из 20, в процентном отношении это 20%.
В итоге, исходя из результатов исследования, был сделан вывод об отсутствии влияния видеоигр на агрессию подростков. Агрессия, ее развитие и формирование проходит множество стадий и имеет массу причин, но видеоигры не являются решающим фактором в ее формировании и проявлении.
Список использованной литературы.
Печатные издания:
Интернет источники:
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….……….….........................4
Глава 1. Теоретические основы влияния компьютерных игра на агрессию подростков..…….…..5
Глава 2. Исследование, направленное на выявление влияния компьютерных игр на агрессию подростков…………………………………….….......…………………………………….……….10
Заключение……………………………………………………………………….…………………..14
Список литературы ……………………………………………………………….………………….15
Приложение………………………………………………………………………...……………….16
Введение.
Подростковый возраст самый сложный психологический и биологический процесс жизни человека, в этом возрасте человек формирует свои интересы, взгляды на мир, своё отношение к тому или иному, и конечно же закрепляет свой характер и стиль поведения. Одна из самых важных человеческих черт, ярко проявляющихся в этот период, является агрессия. Она повсюду, она нас окружает, она живёт в каждом.
Именно в подростковом периоде агрессия играет одну из самых важных ролей. Сейчас тема актуальна как никогда, почти каждую неделю, если даже не день, мы натыкаемся на новости о немыслимо жестоких вещах которые делают подростки и дети. Смотря на всё это общественность, СМИ и прочие структуры ищут крайних в поступках подростков. Виновником «как ни странно» оказываются видеоигры, мол, они же жестокие, воспитывают поколение насильников и убийц. Видеоигры ли играют такую особую роль в агрессии подростков ?
Объектом исследования является агрессия подростков.
Предметом исследования являться влияние видеоигр на агрессию подростков.
Цель исследования: Выявить влияние видеоигр на агрессию подростка.
Задачи исследования:
Проблема данной темы заключается в том, что общество не хочет адекватно смотреть на агрессию подростков, списывая всё на видеоигры, тем самым не разрешая истинные причины.
Я предлагаю свою гипотезу по данной теме. Я считаю, что видеоигры не оказывают значительного влияния на агрессию подростков.
Исследовать данную тему, мы будем с помощью следующих методов:
-теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
- практическое исследование с помощью опросников и анкет..
Агрессия подростков их часть, такая же как любовь или страх. Нельзя защитить ребёнка от агрессии, даже родители, подающие хороший пример не смогут защитить его от реального мира в котором её очень много. Игры - это искусство. Искусство влияет на человека по-разному, и говорить что во всей злобе ребёнка виновато оно глупо. Искусство может вдохновить человека на поступок, но оно никогда не будет решающим фактором. Это очень важно понять.
Глава 1. Теоретические основы влияния компьютерных игра на агрессию подростков.
Видеоигра — компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса (геймплея), связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра[1].
В настоящее время в ряде случаев вместо компьютерная игра может использоваться видеоигра, то есть данные термины могут употребляться как синонимы и быть взаимозаменяемыми. В компьютерных играх, как правило, игровая ситуация воспроизводится на экране дисплея или обычного телевизора (в этом случае компьютерные игры одновременно являются и видеоиграми), но в то же время компьютерная игра может быть звуковой, телетайповой и др.
Компьютерные игры могут создаваться на основе фильмов и книг; есть и обратные случаи. С 2011 года компьютерные игры официально признаны в США отдельным видом искусства.
Компьютерные игры оказали столь существенное влияние на общество, что в информационных технологиях отмечена устойчивая тенденция к геймификации для неигрового прикладного программного обеспечения.
История компьютерных игр развивалась достаточно медленно. Компьютерные игры берут свое начало в 50-ые года двадцатого века. Сегодня игровая общественность до конца не определилась, кто является их первоначальным создателем.
1975 год стало годом проявления интереса к компьютерным играм со стороны общественности. Уильям Кроутер создает игру, которая является прообразом приключенческого жанра и называет ее ColossalCaveAdventure. Данная игра распространяется моментально через сеть ArpaNET.
В 80-е годы в связи с заметным удешевлением домашних компьютеров (спасибо IBM), ранок компьютерных игр стал быстро расти. Сейчас можно сказать, что именно в 1980-х наступила эпоха компьютерных игр. Начинания с 90-х бум компьютерных игр стал только набирать обороты, а индустрия расти и расти. В первом десятилетии 21-го века игровая индустрия идет вперед семимильными шагами. Ежегодно выпускаются тысячи игр, расходящиеся по всему миру миллионами копий, а оборот составляет десятки миллиардов долларов. Наиболее успешные игровые проекты собирают сотни миллионов долларов от продаж.
Мы хотим выделить основные жанры компьютерных игр:
Появление персональных компьютеров породило огромное количество мифов, касающихся как пользы, так и вреда от их использования. Современные дети проводят много времени за компьютером, главным образом играя в компьютерные игры. Существует много мнений о том, что компьютерные игры оказывают влияние, в том числе и отрицательное, на подростков. Большое количество ученых исследователей утвердились во мненинии, что агрессия подростков имеет прямую связь с видеоиграми, но так ли это, мы сможем ответить только изучив понятие агрессии.
Не смотря на, без преувеличений, великую историю развития видеоигр, всё же главная цель исследования, это выяснить влияют ли они на агрессивное поведение подростка. Для этого необходимо раскрыть составляющие понятия агрессия.
Агрессия (лат. aggressio — нападение):мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт[2].
Как рождается агрессия?
Агрессия кажется естественной, ведь она показатель животного начала в человеке. Фрейд, в частности, объяснял явление агрессивного поведения бессознательным влечением каждого человека к смерти и разрушению. Но люди не только биологические, а еще и социальные существа, разумные, культурные и цивилизованные.
Много думают что если ребёнок воспитывается в культурном обществе, то он научится сдерживать инстинктивную агрессию и переводить ее в конструктивное русло. Но это глубокое заблуждение
Рождаясь невинным и изначально мирным существом, малыш учится действовать агрессивно, глядя на родителей и других людей. Ни один человек от рождения не знает обидных слов, психологически болезненных приемов, действий, причиняющих страдание другим. Этому всему люди учатся.
Уберечь ребенка от обучения агрессии невозможно, ведь она повсюду, увидеть ее не составляет труда, для этого даже не нужно выходить из дома, достаточно включить телевизор. Совершенно изолировать ребенка от общества невозможно, это означало бы лишить его жизни.
Так что же может вызвать агрессию у подростка?
Ребенок быстро понимает, что агрессивное поведение позволяет эффективнее и быстрее заполучать желаемое, агрессия помогает манипулировать людьми, заставляет их бояться, уважать, слушаться. Так, уважение среди сверстников можно заслужить, всегда помогая им в трудную минуту, а можно заставить себя уважать (а по факту – бояться), однажды удачно подравшись с кем-то из них.
И у взрослых людей мотивы агрессивного поведения преимущественно остаются такими же: достижение цели или удовлетворение потребностей во власти, престиже, уважении и достижение прочих благах.
Все мотивы агрессивного поведения можно разделить на группы:
1.Враждебные. Такие мотивы обусловлены негативными чувствами: злостью, ненавистью, завистью, гневом, эмоциональным срывом.
2.Авторитарные. Суть этих мотивов – жажда власти, стремление доминировать и подчинять.
3.Гедонистические. Гедонистическая агрессия является средством получения удовольствия.
4.Психические и психопатологические: переутомление, бессонница, стресс, неврозы, психозы, другие психические отклонения и заболевания.
5.Защитные. Когда мотивом поведения является самооборона, агрессия выступает как защитный механизм психики и инстинкт самосохранения. Такую агрессию можно назвать «доброй силой». Также доброй называют ту агрессию, которая осуществляется ради защиты другого человека или людей от постороннего агрессор.
Но есть и Биологические признаки – Гармоны.
Обычно подобные изменения в поведении встречаются в 14-16 лет. В организме подростка начинается серьезная перестройка, происходит гормональный бум. И если не направить сына или дочь в нужное русло, не занять чем-то серьезным, ребенок начнет проявлять свое «Я».
Причина первая, почему он решит это сделать – неправильное восприятие мира. Подростковый возраст – это время, когда у школьника начинает формироваться своя модель поведения. Он уже не тот маменькин сынок, коим был до этого. И есть два направления, в которые могут перерасти отношения с взрослыми. Он либо начинает уважать людей, которые старше и умнее, либо проявляет агрессию по отношению к ним. Кстати, агрессия у подростка может быть обычной реакцию на точно такое же поведение других людей.
Поиски себя и своего места в жизни – самое сложное во взрослении. Белое и черное, добро и зло. В этот период подростки делят мир на две части. И для них нет золотой середины. Максимализм присущ каждому человеку, но в данном случае он слишком явно выражен. Школьник не желает воспринимать мир таким, каков он есть, и пытается изменить себя, свое окружение. И если родители оказываются не идеальными, а у них есть свои пороки, ребенок отталкивает их.
Вторая причина, почему проявляется агрессия подростков – это повышенное сексуальное влечение. Именно в этот период у девочек и мальчиков появляется интерес к противоположенному полу. Им трудно контролировать и сдерживать себя.
Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, следует так же тщательно разбираться в предлагаемых исследователями видах агрессии.
Агрессию можно описать на основании трех шкал:
- физическая – вербальная;
- активная – пассивная;
- прямая – не прямая.
Их комбинации дают восемь возможных категорий агрессии. Например: вербальная – активная – непрямая (распространение клеветы); физическая – пассивная – непрямая (отказ освободить место).
- враждебная – причинение вреда;
- инструментальная, для которой нанесение ущерба не является самоцелью, она направлена на осуществление других желаний, например, принуждение или самоутверждение (характерна для детей и подростков).
3. По вариантам реализации:
- конструктивная (проявление агрессивных побуждений в социально приемлемой форме с позитивным эффектом, способствует изменению каждого члена группы и формированию деловых отношений).
- деструктивная (прямая, связана с нарушением морально-этических норм и правил поведения, препятствующая развитию межличностных отношений и разрушающая их).
- дефицитарная (характеризуется отсутствием достаточной реализации агрессивных побуждений при дефиците соответствующих поведенческих навыков, что проявляется, в частности, в игнорировании окружающих и ограничении социальных контактов).[3]
Итак, делая вывод по теоретической части моего исследования можно уверенно говорить, что агрессия очень сложное понятие, изучением которой, ученые занимаются и по сей день. Проявление подростковой агрессии имеет ряд причин, биологических и социальных. Нас же интересует конкретный вопрос, влияют ли видеоигры на агрессию подростков. На данный вопрос мы постараемся ответить во второй главе исследования.
Глава 2. Исследование, направленное на выявление влияния компьютерных игр на агрессию подростков.
Исследование проводилось среди учащихся 8, 10 классов МБОУ СОШ №169. В исследовании приняли участие 29 респондентов. Для опроса участников эксперимента использовалась анкета и Методика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.
Первые два вопроса, на который отвечали учащиеся, есть ли у вас дома компьютер? И Играешь ли ты в компьютерные игры? Результаты представлены в диаграмме №1. У 2 «нет», у 27 респондентов дома есть ПК. На второй вопрос, играешь ли ты в компьютерные игры? 9 человек ответили «нет», 20 «да».
Третий вопрос который мы задали был, как вы проводите свободное время ? 6 Человек ответили что читают литературу,9 смотрят ТВ,6 Играют в видеоигры и 22 человека ответили что общаются с друзьями.
Четвёртый вопрос указывал где играют ученики.25 Человек играют дома.4 человека играют в интернет-кофе или у друзей,в школе никто не играет.
Пятый вопрос выяснял сколько ученики проводят время за видеоиграми.6 человек уделяют играм 30-1час,5 человек уделяют 1.5-2 часа,9 человек уделяют 2.5-3 часа и 4 человека проводят за видеоиграми более 3 часов.
На шестом вопросе учащиеся отвечали, какие чувства у них вызывают видеоигры .19 человек ответили что вызывает интерес,9 что азарт,4 что сопереживания главным героям и 2 что что-то другое.
В седьмом вопросе мы узнавали любимые жанры видеоигр.11 человек предпочитают шутеры и экшен,14 РПГ и ролевые игры,10 стратегии и пошаговые игры,9 симуляторы и 7 человек любят интерактивное кино и квесты.
В восьмом вопросе ученики отвечали, пытаются ли они подражать героям видеоигр.
2 человека ответили, что иногда,4 что редко и 20 человек, что никогда не пытаются им подражать.
На девятом вопросе был задан вопрос, какие чувства вы испытываете при виде сцен насилия в видеоиграх. Все опрашиваемые ответили безразличие .
Анализируя данные психодиагностического исследования по методике Басса – Дирки мы разделили респондентов на две группы, те кто играет в видеоигры и не играющих. езультаты представлены в диаграмме.
Смотря на диаграмму, и соотнося количество играющих и не играющих сразу видно, что показатели агрессии находятся примерно на равных При детальной проверке, даже те кто в основном общается с друзьями и компьютер для них, не более чем, средство для работы, гораздо агрессивнее играющих.
Количественные показатели таковы:
Среди не играющих в компьютерные игры, а их 9 человек, у 4 из них индекс агрессивности выше нормы, что составляет 44%. Индекс враждебности выше нормы у 5 человек из 9 не играющих, что составляет 56%. Таким образом, около половины не играющих в видеоигры участников имеют высокий уровень агрессии.
В свою очередь всего у трех из 20 играющих уровень индекса агрессивности выше нормы, что составляет всего 15%. А индекс враждебности выше нормы у 4 человек из 20, в процентном отношении это 20%.
В итоге, исходя из результатов исследования, можно сделать вывод об отсутствии влияния видеоигр на агрессию подростков. Агрессия, ее развитие и формирование проходит множество стадий и имеет массу причин, но видеоигры не являются решающим фактором в ее формировании и проявлении.
Заключение.
"Что наша жизнь? Игра!" - сказал когда-то Шекспир. Знал ли великий драматург, что уже через несколько столетий наши современники перевернут эту фразу, и игра плотно войдет в нашу жизнь, в жизнь подростков форме видеоигр? Проводя анализ использованной литературы, мы изучили понятие компьютерных игр, раскрыли многообразие их видов и форм. Особенно популярными среди современных подростков являются такие жанры игр, как РПГ, ролевые игры, шутеры, стратегии. Говоря об агрессии, следует четко разводить понятия агрессии и агрессивности. Под агрессией понимаются любые действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность же это личностное свойство, проявляющееся в готовности к агрессии, а также как черту характера, как одну из важнейших характеристик действий и поступков, которые определяют и устанавливают взаимоотношения между людьми. В своем исследовании мы рассматриваем понятие агрессия.
Исследовательская часть работы была основана на анкетировании, составленным нами и стандартизированной диагностической методике «Опросник состояния агрессии» авторы А. Басс и А. Дарки. Наша гипотеза подтвердилась: видеоигры не оказывают решающего влияния на агрессию подростков.
Не игры делают человека агрессивным и даже не один из показанных в анкете видов досуга. Что же действительно развивает в человеке такое качество, как агрессия, совсем другой вопрос. Я же хотел по фактам рассказать почему общество заблуждается в своих утверждениях о пагубном влиянии видеоигр на подростков и людей. И в целом , ладно бы всё закончилось на играх , но ведь если посмотреть общество винит всё вокруг, искусство, религии , но никогда не смотрит на себя. Нужно адекватно смотреть на вещи и делать выводы из своих взглядов, как например это сделал я. Человек это многогранных механизм, который сложен в своём строении, и, если мы будем применят один и тоже метод излечения болезни на всех, это не будет панацеей. Топтаться на одном месте и обвинять одну вещь в проблеме всех людей как минимум глупо и ни к чему хорошему не приводит, тем более когда даже обвинители не знают суть самого вопроса и проблемы. Что же касается агрессии, то по работе видно, что люди, не зависимо от того, играют они видеоигры, не играю, всё равно склонны к агрессии, кто то в меньшей степени, кто то в большей. Это и показывает что она есть в каждом, просто это часть человека, абсолютно такая же нормальная как и другие качества и чувства человека. Да, агрессия может принести проблемы, но и безмерная любовь редко когда кончалась хорошо. Дело только в том, как мы сами будем себя ограничивать.
Список использованной литературы.
Печатные издания:
Интернет источники:
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
1.Есть ли у тебя дома компьютер (нужное подчеркнуть)? Да / нет
2.Играешь ли ты в компьютерные игры (нужное подчеркнуть)? Да / нет
3.Сколько времени в день ты уделяешь компьютерным играм?
а) 30 минут — 1 час в) 2,5 — 3 часа
б) 1,5 — 2 часа г) более 3 часов
4.Как вы проводите свое свободное время?
5.Если ты играешь в компьютерные игры, то где это происходит?
6.Какие чувства вызывает у тебя компьютерные игры?
a. Интерес
b. Азарт
c. Сопереживание героям игр
d. Что еще __________________________________
7.Какие компьютерные игры у тебя любимые? Выбери варианты.
8.Стараешься ли ты подражать героям компьютерных игр?
9.Компьютерные игры, в которых бывают сцены жестокости, вызывают у тебя:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФОРМ АГРЕССИИ А.БАССА И А. ДАРКИ
АДАПТАЦИЯ А.К. ОСНИЦКОГО
Опросник для выявления важных показателей и форм агрессии:
1. Использование физической силы против другого лица - ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ.
2. Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань) - ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ.
3. Использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.п.) - КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ.
4. Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов, - НЕГАТИВИЗМ.
5. Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости - РАЗДРАЖЕНИЕ.
6. Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред, - ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ.
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
да = 1, нет = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68;
нет = 1, да = 0: 9 и 7.
да = 1, нет = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63;
нет = 1, да = 0: 26, 49.
да = 1, нет = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
нет = 1, да = 0: 11, 35, 69.
да = 1, нет = 0: 4, 12, 20, 28;
нет = 1, да = 0: 36.
да = 1, нет = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.
да = 1, нет = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
да = 0, нет = 1: 33, 66, 74, 75.
да = 1, нет = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73;
да = 0, нет = 1: 33, 66, 74, 75.
да = 1, нет = 0: 5, 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.
Индекс враждебности включает в себя 5-ю и 6-ю шкалы, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7-ю.
Суммарные показатели:
(“1”+ “2” + “3”) : 3 = ИА - индекс агрессивности;
(“6” + “7”) : 2 = ИВ — индекс враждебности.
Нормой агрессивности по данному опроснику является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности — 6,5 — 7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
БЛАНК ОПРОСНИКА
Инструкция. Вам предлагается список утверждений, на которые вы должны ответить, относится к вам данное утверждение - (+) или не относится - (-).
Утверждения
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Компьютерная_игра
[2] Агрессия // Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков и В. Зинченко. — Олма-пресс, 2004.
[3] Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии [Текст] / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2001. № 1. С. 60-71.
Снежная сказка
Эта весёлая планета
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Две снежинки
Просто так