Автор работы проводит исследование среди родителей, педагогов , обучающихся по вопросу важности сохранения семейных ценностей, формирования семьи, как малой социальной группы.
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_cheloveku_semya_.docx | 158.29 КБ |
Районный конкурс проектных работ «Первые шаги»
Исследовательский проект
Автор проекта: Кудрявцева Ирина Андреевна
Тема проекта: Зачем человеку семья?
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ п. Малиновский»
ученица 11 класса
Руководитель: Баранова Лариса Владимировна, преподаватель истории и обществознания.
Оглавление
1 | Введение | Страница 3-5 |
2 | Цель и задачи проекта | |
3 | Актуальность, новизна проекта | |
4 | Содержание проекта | Страница 5-8 |
5 | Результаты работы над проектом | Страница 8-10 |
6 | Выводы | Страница 10-11 |
7 | Заключение | Страница 12 |
8 | Список используемой литературы | Страница 13 |
9 | Приложения | Страница14-20 |
Введение
Семья – это малая группа. История семьи уходит в далекое прошлое. Еще в древности сформировались определенные параметры семьи. В социологии существует большое количество определений, которые даются слову «семья». Базовую ячейку общества характеризуют как исторически конкретную систему между родителями и детьми, а также супругами, внутренними связями которой являются родственные и брачные отношения. Семью считают устойчивым объединением, представители которого не только находятся между собой в родственных отношениях, но и связаны взаимной ответственностью, общностью быта. В современном обществе очень сильно изменилось отношение к семье. Все больше женщин воспитывают детей без мужского участия, мужчины не торопятся брать на себя ответственность за семейный быт. Многие молодые люди предпочитают поддерживать связи на уровне интимно- дружеских отношений, пренебрегая существующими устоями. Многие социологические исследования показывают, как изменилось отношение к семье. Появились однополые семьи, семьи, состоящие из одного родителя. Все это наводит на вопрос: « А нужна ли семья современному человеку?», почему он, так старательно старается нарушить сложившиеся за многие тысячелетия устои.
Цель: определить значимость семьи для современного общества.
Задачи:
1. Теоритически обосновать материал по данной проблеме;
2. Составить вопросы для проведения анкетирования;
3. Анкетирование среди обучающихся, родителей, педагогов;
4. На основе анализа мониторинга сформировать выводы и предложения;
5. Довести результаты исследования до сведения респондентов.
Актуальность проекта:
Семья - остается одним из главных социальных институтов общества. В семье человек развивается, воспитывается, перенимает и учится передавать жизненный опыт. Семейные традиции положены в основу жизненных ценностей человека. Изменение отношения к семье, ведет к искажению сформировавшихся жизненных ценностей. Поэтому данная тема становится актуальной:
Во-первых - теряется авторитет семьи;
Во вторых - изменяются приоритеты семейных ценностей;
В-третьих –современное общество не должно ломать сложившиеся семейные устои, может только дополнить их, разнообразить.
В семье протекает большая часть жизни человека . закладываются его основы взаимоотношения с окружающей действительностью, семья- как малая ячейка общества остается актуальной всегда.
Новизна проекта:
Автор не просто проводит исследование , но и предлагает меры по повышению значимости семьи и семейных ценностей, предлагаются методы и формы проецирования семьи и семейных ценностей для разных возрастных категорий обучающихся.
Гипотеза исследования: нужна ли семья современному человеку, или эта форма стала не актуальна.
Объект исследования:
Обучающиеся, родители, педагоги МБОУ «СОШ п. Малиновский»
Предмет исследования:
Семья – как объект социологического исследования
Место и сроки проведения исследования: территория городского поселения Малиновский, январь - март 2018 года.
Характеристика района исследования: в городском поселении Малиновский проживает 2.541 человек. Среди проживающих большая часть населения в возрасте от 40- 75 лет. В Малиновской школе обучаются 340 человек это более 100 семей. Среди семей 66% - это неполные семьи, 27% семей где присутствует один родитель- мать, две семьи где есть отец, но нет матери. Семьи с одним ребенком-22%, семьи с двумя детьми- 52%, многодетные семьи-19%. По статистике среди молодежи происходит не более трех регистраций браков в год, большинство молодежи предпочитают жить гражданским браком. В городском поселении работает Дом культуры, Спортивный комплекс, плавательный бассейн, кафе- бар , имеется спортивный корд. Работает библиотека , детский сад, то есть все условия для гармоничного существования как детей, так и родителей.
Анализ используемой литературы: в ходе работы над проблемой использованы данные Социального паспорта СОШ п. Малиновский, данные учетных записей Администрации городского поселения Малиновский. В работе « Основы семейной жизни» , автор И.В. Гребников дается анализ истории создания семьи, развития семейных отношений, формирование семейных традиций. Л.Б. Шнейдер в своей книге « Семейная психология», рассказывает об основах семейных отношений, характеризует различные ситуации семейного быта. При работе над проблемой использовались интернет ресурсы, словари Ожегова и Даля.
Работа над проектом и анализ результатов позволяют не только сделать выводы, но и внести предложения по формированию семейных ценностей в общеобразовательной организации, то есть в социуме, это делает проект социально значимым.
Содержание проекта
Этапы работы над проектом
Подготовительный | Изучение литературы по теме. Планирование методов и этапов работы над проектом |
Апробирующий ( практический) | Составление описательной части, проведение анкетирования |
Аналитический | Подведение итогов проекта, составление схем, таблиц, работа над презентацией проекта в школе. |
При работе над проектом использовались следующие методы:
Теоретические:
Практические:
Ожидаемые результаты: сформированность положительных качеств в отношении семьи и семейных отношений. Внедрение в воспитательный процесс различных форм и методов работы, в рамках семейного воспитания обучающихся, создание системности в данном направлении.
Теоретическая часть
Определение семьи.
Для работы над исследованием необходимо обозначить толкование семьи. В словаре Ожегова семья представлена как Группа живущих вместе близких родственников. Даль утверждает, что семья- совокупность близких родственников живущих вместе. С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.
Виды семей.
В различных источниках по-разному трактуются параметры семьи и семейных отношений. Виды семей изменяются с течением исторического периода, экономической ситуации, социологических аспектов.
Патриархальная. Основные обязанности главы семьи лежат на плечах мужчины.
Матриархальная. Основными обязанностями главы семьи занимается женщина.
Демократическая (партнерская). Обязанности делятся поровну или члены семьи занимаются ими по очереди.
Нуклеарная – ведением домашнего хозяйства занимаются двое взрослых людей.
Расширенная – помимо двух взрослы людей с ведением домашнего хозяйства помогают справляться ближайшие родственники.
Моногамная. Один мужчина состоит в браке с одной женщиной.
Полигамная. Брак заключается одновременно между некоторым количеством людей: полигиния – один мужчина со многими женщинами; полиандрия – одна женщина со многими мужчинами.
Бездетная - дети отсутствуют.
Малодетная - один ребенок.
Среднедетная - два ребенка.
Многдетная - не меньше трех детей.
Полная - воспитанием ребенка занимаются оба родителя.
Неполная - воспитанием ребенка занимается только один родитель.
Авторитарная - воспитание детей строится на безоговорочном авторитете родителей.
Либеральная - ребенок самостоятельно выбирает, какой личностью он хочет стать.
Демократическая- в самоопределении ребенка играют роль как его собственные желания, так и предпочтения родителей.
Функции семьи.
Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:
репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства — главная функция семьи;
воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
хозяйственно-бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:
духовно-нравственная - развитие личности каждого члена семьи;
социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.
Сущность современной семьи и брака
В последние годы в России отмечается значительный рост числа неполных семей. К этой категории относятся те, в которых одного или нескольких детей воспитывает один из родителей. Выделяют 3 типа неполных семей:
- один из родителей ушел или умер, а второй не вступил в повторный брак;
- одинокий человек официально усыновил ребенка;
- незамужняя женщина воспитывает ребенка одна вне брака.
Специфическим видом неполных являются смешанные семьи, в которых воспитываются приемные или усыновленные дети. Статистика показывает, что в современном обществе таких семей становится все больше. Выделяются следующие типы смешанных семей:
- женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;
- мужчина с детьми женится на женщине без детей;
- и мужчина, и женщина имеют детей от предыдущих браков.
Одной из наиболее распространенных проблем смешанных семей является проблема взаимодействия детей и неродных родителей (мачех и отчимов). По данным Л.Е. Шнейдер, отчимы оценивают себя в роли отца несколько ниже, чем отцы по крови, они занимают более пассивную позицию по отношению к ребенку, считая его менее счастливым, чем другие дети. Исследования, посвященные изучению положения мачехи в семье, в литературе практически не представлены, хотя эта ситуация брачно-семейных отношений достаточно известна и описана в фольклоре (злая мачеха и безвольный отец во многих русских и зарубежных сказках), накладывающем определенный отпечаток современную на общественную оценку социальной позиции мачехи.
Результаты работы над проектом
Для проведения социологического исследования : «Зачем человеку семья» составлены вопросы анкеты
1)По-вашему мнению, зачем человеку семья?
2)Является ли "неполная семья" нормой в наше время?
3)В каком возрасте лучше всего жениться/выходить замуж?
4)Кто в семье должен быть главным?
5)Какая из ценностей важнее всего для семьи?
6)От чего зависит семейное счастье?
Мы провели опрос, в котором приняли участие 30 человека в возрасте от 16 до 50 лет, на основе полученных результатом мы сделали следующие выводы:
1.При ответе на вопрос : « Зачем человеку семья?» были предложены варианты ответов:
-для продления рода;
-для получения воспитания;
-чтобы спокойно встретить старость;
-для поддержки и помощи на протяжении детства и юношества;
-для организации досуга, взаимообогащения интересов;
-для формирования индивида как личности.
При опросе обучающихся 9-11 классов, педагогов и родителей мы получили следующие результаты:
Вариант | 9-11 класс | Педагоги, родители |
Для продления рода | 18% | 90% |
Для получения воспитания | 21% | 100% |
Чтобы спокойно встретить старость | 11% | 40% |
Для поддержки и помощи на протяжении детства и юношества | 19% | 90% |
Для организации досуга, взаимообогащения интересов | 12% | 97% |
Для формирования индивида как личности | 19% | 97% |
2. Является ли неполная семья нормой в наше время:
Респонденты | Неполная семья является нормой в наше время | Неполная семья не должна доминировать в наше время. |
Педагоги, родители | 45% | 55% |
Обучающиеся 9-11 классов | 60% | 40% |
3.В каком возрасте лучше всего жениться/выходить замуж?
Респонденты | 18 -22 года | 23-30 лет | 31-35 лет | Возраст не имеет значения, важно обоюдное согласие |
Обучающиеся 9-11 классов | 15% | 30% | 6% | 49% |
Родители педагоги | 14% | 50% | 12% | 24% |
4. Кто в семье должен быть главным?
Респонденты | муж | жена | дети, старшее поколение ( бабушки и дедушки) | равноправие |
Обучающиеся 9-11 классов | 21% | 19% | 20% | 46% |
Родители педагоги | 16% | 12% | 13% | 60% |
5. Какая из ценностей важнее всего для семьи?
Респонденты | Любовь | Доверие | Взаимопонимание | Уважение |
Обучающиеся 9-11 классов | 100% | 80% | 100% | 90% |
Родители педагоги | 100% | 97% | 100% | 100% |
6.От чего зависит семейное счастье?
Варианты ответов | Обучающиеся 9-11 классов | Педагоги , родители |
От взаимопонимания и уважения | 90% | 99% |
От любви и привязанности | 70% | 93% |
От доверия и взаимной поддержки | 97% | 100% |
Выводы
В ходе работы над проектом мы провели анкетирование 30 респондентов, среди которых 15 обучающихся и 10 педагогов, 5 родителей. У каждого поколения свои взгляды на семейные ценности и важность семьи для общества и для человека. Получив результаты анкетирования, мы пришли к выводу:
Таким образом, семья – является необходимым социальным измерением в котором человек развивается, формируется, получает первый социальный опыт.
Заключение.
В ходе работы над исследованием мы пришли к выводу, что значимость семьи как малой ячейки общества должна поддерживаться как на государственном уровне, так и на образовательном. Большинство обучающихся при ответе на вопросы старались спрогнозировать будущее своей семьи, анализируя традиции и функции своей семьи. Многие рисовали портреты своей идеальной семьи, и лишь 5% обучающихся посчитали, что жить без семьи просто, так как это свобода.
Для более успешного формирования семейных ценностей, мы предлагаем создание системного подхода в воспитательном и образовательном процессе школы.
Ступени образования | Подходы для реализации семейных ценностей |
Начальная школа | В рамках программы «Духовно- нравственного развития и образования обучающихся» проведение классных часов: « Моя семья и ее традиции»; « История моей семьи»; « Мои семейные реликвии» Проведение творческих, спортивных мероприятий : « Национальности в моей семье»; « Мама, папа, Я- спортивная семья.»; « Семейное древо». |
Средняя школа | Введение курсов: « Азбука семьи», « Родословная моей семьи». |
Старшая школа | Введение курса: «Этика и психология семейной жизни» |
Считаем что, данные методы и формы будут способствовать положительной мотивации обучающихся, повысят их ценностное отношение к семье, ее традициям, браку.
Список используемой литературы:
1.Гребенников И. В. Основы семейной жизни: Учебн. пособие. М. : Просвещение, 1991.45-49.стр [2]
2.Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.:
3. Социальный паспорт МБОУ «СОШ п. Малиновский»;
4. Статистические материалы Администрации городского поселения Малиновский.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница.
Приложения
Приложение 1.
Диаграмма: 1.
Зачем человеку семья?
Диаграмма 2.
Является ли неполная семья нормой в наше время?
Диаграмма 3.
В каком возрасте лучше всего жениться/выходить замуж?
Диаграмма 4.
Кто в семье должен быть главным?
Диаграмма 5.
Какая из ценностей важнее всего для семьи?
Диаграмма 6.
От чего зависит семейное счастье?
Приложение 2.
Календарно - тематический план программы
«Семья – основа государства»
Категория учащиеся 10-11 классов.
№ | Темы мероприятий | Форма проведения | Привлекаемые социальные партнеры | Дата проведения |
Раздел 1. « Родной семьи открою тайники» 17 часов. | ||||
1 | Понятие – семья. Исторические признаки семьи. | Медиалекторий | - | 5 сентября |
2 | Исторические этапы становления семьи. | Медиалекторий | - | 12 сентября |
3 | История формирования семейных отношений у древних славян. | Медиалекторий | - | 19 сентября |
4 | Культура семейных отношений на Руси IX-XVI века. | Круглый стол | Сотрудники ДК «Орфей» | 26 сентября |
5 | Семейные ценности в эпоху Петра I Екатерины II. | Защита мини - проектов | - | 3 октября |
6 | Индустриальное общество и семейные ценности. | Медиалекторий | - | 10 октября |
7 | XX век и новые подходы к понятию -семья. | Дискуссия | Администрация городского поселения | 17 октября |
8 | Семейные ценности и XXI век. | Медиалекторий | - | 31 октября |
9 | Русские, советские писатели и поэты о семейных ценностях. | Круглый стол | Библиотека г.п. Малиновский | 7 ноября |
10 | Образ семьи в фильмах советских и российских режиссеров. | Беседа | ДК «Орфей» | 14 ноября |
11 | Традиции семейного воспитания у народов России. | Защита мини - проектов | Библиотека г.п. Малиновский | 21 ноября |
12 | Истории возникновения праздников: День Семьи. Любви и Верности. День матери, День Отца. | Ролевая игра | ДК «Орфей» | 28 ноября |
13 | Виды семей. | Медиа лекторий | - | 5 декабря |
14 | Понятие многодетная семья. | Беседа | - | 12 декабря |
15 | Семейный этикет. | Беседа | - | 19 декабря |
16 | Семейный герб. | Защита мини - проектов | - | 22 декабря |
17 | Традиции моей семьи. | Игра- викторина | 26 декабря | |
Раздел 2. «Основы семейной жизни» 18 часов. | ||||
1 | Понятие «брак» | Медиа лекторий | - | 12 января |
2 | Основа семьи любовь. | Беседа | Библиотека г.п. Малиновский. | 16 января |
3 | Готовность юноши и девушки к вступлению в брак. | Беседа | Пионерская больница №2 | 23 января |
4 | Брак по расчету. | Круглый стол | - | 30 января |
5 | Брачный контракт. | Беседа | Администрация городского поселения (юрист) | 6 февраля |
6 | Семейный Кодекс. | Медиа - лекторий | - | 13 февраля |
7 | Понятие «гражданский брак» | Медиа - лекторий | Администрация городского поселения (юрист) | 20 февраля |
8 | Семья строится на доверии. | Беседа | - | 27 февраля |
9 | Интимная сторона супружеской жизни. | Беседа | Пионерская больница №2 | 6 марта |
10 | Кто в доме хозяин? | Ролевая - игра | - | 13 марта |
11 | В семье растет малыш. | Медиалекторий | Пионерская больница №2 | 20 марта |
12 | Семейный бюджет. | Ролевая - игра | - | 23 марта |
13 | Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру. | Занятие-размышление | - | 3 апреля |
14 | Алкоголь, наркомания, или правила здорового образа жизни | Медиалекторий | - | 10 апреля |
15 | Вредные привычки и крах семейных отношений. | Беседа | Пионерская больница №2 | 17 апреля |
16 | СПИД - как уберечь себя и семью. | Беседа | Пионерская больница №2 | 20 апреля |
17 | Пирамида семейных ценностей. | Игра - викторина | ДК «Орфей» | 24 апреля |
18 | «Семья будущего» | Защита мини - проектов | 27 апреля |
Рисуем подснежники гуашью
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Рисуем "Осенний дождь"
Мост Леонардо
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?