Данная работа посвящена одной из актуальных проблем: сохранению здоровья. Автор провела исследование по выявлению адаптационного потенциала взрослых и саршеклассников и сравнила полученные результате. в ходе исследования сделан вывод и даны рекомендации.
Вложение | Размер |
---|---|
sravnenie_adaptatsionnogo_potentsiala.docx | 84.58 КБ |
Администрация города Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26»
Школьная научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Сравнение адаптационного потенциала взрослых и старшеклассников.
Выполнила: Осорова Ирина,
ученица 10А класса МАОУ «СОШ № 26»
Научный руководитель: Гомбоева Людмила Михайловна,
учитель биологии высшей категории
МАОУ «СОШ №26»
г. Улан-Удэ,
2016
Оглавление
1 Введение.
2 Теоретическая часть
2.1. Что такое "адаптационный потенциал"? Формы адаптационных перестроек
2.2. Уровень здоровья по биологическому возрасту
2.3. История развития учения о здоровье человека
3 Практическая часть:
3.1. Оценка адаптационного потенциала учащихся 10А класса
3.2 Оценка адаптационного потенциала у взрослых
3.2. Определение биологического возраста.
4 Заключение и выводы
1. Введение.
Человек – единственный биосоциальный вид на планете Земля - интегрирован в окружающую среду обитания. Как известно, от уровня адаптации зависит здоровье человека, его жизнь, физическое и социальное благополучие. Число абсолютно здоровых детей и подростков по данным медицинской статистики составляет всего 3–8 %, до 59–62 % возросло число хронически больных учащихся. За время обучения 70 % функциональных расстройств переходят к окончанию школы в стойкую хроническую патологию.
Актуальность исследования. Сохранение и целенаправленное формирование здоровья детей, молодёжи в современных условиях развития России сверхзначимо, поскольку связаны напрямую с проблемой демографической безопасности государства.
Цель работы: определить уровень здоровья подростков и взрослых по адаптационным показателям (на примере учащихся 10А класса МАОУ СОШ №26 и их родителей).
Задачи исследования:
1. Собрать, изучить, проанализировать разнообразные источники по теме исследования;
2. Определить биологический возраст и адаптационный потенциал подростков и взрослых;
3. Сравнить показатели, полученные в ходе исследования и сделать вывод
Объект исследования: здоровье учащихся старшего школьного возраста и взрослых.
Предмет исследования: изучение адаптационных возможностей (адаптационный потенциал) учащихся 10А класса МАОУ СОШ № 26.
Гипотеза исследования: знание собственных адаптационных возможностей может способствовать изменению отношения старшеклассников к собственному здоровью.
Для получения данных по адаптационному потенциалу и степени старения у испытуемых использовали следующие методики: методы функциональной диагностики сердечно-сосудистой системы; расчёт индекса адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы по формуле Р.М. Баевского, вычисления БВ (биологического возраста) и СС (степени старения).
2. Теоретическая часть. 2.1. Что такое "адаптационный потенциал"? Формы адаптационных перестроек.
В качестве интегрального критерия здоровья все чаще рассматривают адаптационные возможности организма, которые отражают степень его динамического равновесия со средой. Именно адаптация напрямую связана с тем фоном, который, в конечном счете, определяет риск развития заболеваний, а значит и уровень здоровья. Следовательно, подход к количественной оценке адаптационных возможностей организма может представлять ключевой момент, от которого зависит радиальная оценка здоровья.
Одним из необходимых условий сохранения и развития человеческого потенциала, как на индивидуальном, так и на социальном уровне является устойчивость человеческого развития.
Концепция устойчивого развития была сформулирована на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Первоначально эта концепция была ориентирована на решение глобальных проблем выживания человечества на фоне взаимодействия природы и общества. История самого термина “устойчивое развитие” фактически началась с Декларации Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.), а также с работ Римского клуба, когда была отчетливо осознана и обозначена проблема негативных последствий техногенных трансформаций социоприродных систем. Созданная в результате Международная комиссия при ООН по окружающей среде и развитию поставила задачу сформировать соответствующую программу, для названия которой было предложено понятие “устойчивое развитие”, которое было закреплено как термин на упомянутой Конфереции ООН в Рио-де-Жанейро.
Неустойчивый мир и мир неустойчивых явлений – это принципиально не одно и то же. Заметим, что неустойчивость некоторых явлений может придавать устойчивость миру, в котором они имеют место. Во-вторых, вспомним, что “устойчивое развитие” – это неточный перевод английского sustainable development (“поддерживаемое развитие”). И, в-третьих, вспомним также, что в своей основе концепция устойчивого развития была ориентирована на равновесную конволюцию двух подсистем – человечества и окружающей среды. А в этом случае и sustainable development, и устойчивое развитие суммарной системы (человечество – природа) может обеспечиваться, прежде всего адаптационными процессами – адаптивным взаимодействием подсистем и актуализацией адаптационных возможностей внутри каждой подсистемы в отдельности.
Как отметили Г. Николис и И. Пригожин, “основным источником, позволяющим обществу существовать длительное время, обновляться и находить самобытные пути развития, являются его адаптационные возможности”. Сопрягая это высказывание с нашими предшествующими рассуждениями, естественно сделать вывод, или, скажем осторожнее, предположить, что актуализация адаптационных возможностей – необходимое (а при определенном рассмотрении и достаточное) условие устойчивого человеческого развития. Назовем эти возможности адаптационным потенциалом. При такой номинации к дальнейшим подобным исследованиям вполне логично будет привлекать концепцию человеческого потенциала, поскольку в ее ключевом тезисе “сохранение, реализация и развитие человеческого потенциала” заключен практически тот же смысл, что и в тезисе “устойчивое человеческое развитие”. Таким образом, получается, что адаптационный потенциал можно считать одним из компонентов, или, точнее, одной из проекций, человеческого потенциала, – такой же, как интеллектуальный потенциал, популяционный потенциал, личностный потенциал и т.п. – все определяется плоскостью рассмотрения, на которую проецируется представление о человеческом потенциале.
В заключение предложим итоговое “размышление о понятии”: устойчивое человеческое развитие возможно тогда и только тогда, когда человечество максимально реализовывает свой адаптационный потенциал. Разные люди обладают различными способностями приспосабливаться к условиям внешней среды, труда, отдыха. От индивидуальных возможностей адаптационных систем организма зависит уровень здоровья, а значит и те формы двигательной активности, которые могут быть рекомендованы в качестве средства оздоровления. Главенствующую роль здесь играет, безусловно, сердечно-сосудистая система. Чтобы оценить адаптационные возможности своей сердечно-сосудистой системы, можно воспользоваться простой классификацией (Баевский Р. М., 1987). Оценка адаптационного потенциала осуществляется по формуле:
АП=0,08(В)-0,06(П)+0,006(ИБ)+0,002(ЧП)+0,012(САД)+0,3(ЭКГ)-1,47.
2. 2 Уровень здоровья по биологическому возрасту.
Что представляет собой биологический возраст человека?
Биологическим возрастом человека называют понятие, которое отображает степень физиологического развития его тела. Другими словами, это индикатор, который показывает, насколько вы молоды с точки зрения вашего здоровья, работоспособности и состояния всего организма и отдельных органов. При этом нужно понимать, что биологический возраст далеко не всегда совпадает с реальным. То есть по паспорту человеку может быть уже шестьдесят лет, но на деле он будет чувствовать себя на сорок.
Для проведения массовых обследований различных групп населения с целью выявления групп риска развития того или иного заболевания, ухудшения здоровья в результате чрезвычайных климатических обстоятельств, профессиональных факторов и т.д. достаточно перспективным является использование расчетных методов, претендующих на обобщенную, интегральную оценку здоровья людей. Данные методы относятся к скринингом, они достаточно «быстрые», дешевые и нетрудоемкие.
В качестве общей оценки здоровья человека используется такое Понятие, как «биологический возраст». Нетрадиционном понимании биологический возраст (БВ) отражает рост, развитие, созревание, старение организма. Расчетные методы определения БВ базируются на статистическом анализе некоторых нормативных параметров, достаточно линейно связанных с развитием — старением организма человека.
Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. В антропологии и педиатрии широко используются методы определения БВ, основанные на оценке костного возраста, зубного возраста, полового развития, общего морфо-функционального развития.
Для растущего организма значительное опережение и отставание биологического возраста по отношению к календарному может интерпретироваться как признак снижения уровня здоровья человека и служить основанием для более глубокого обследования состояния человека в специализированном медицинском учреждении.
Предполагается, что по мере старения взрослых людей функциональные возможности и резервы организма снижаются. Для данной группы людей возрастная норма интегральной оценки функционального состояния рассматривается как состояние здоровья. В том случае, когда индивидуальная оценка соответствует величинам, характерным для возраста, большего, чем возраст обследуемого (биологический возраст превышает календарный), можно говорить о снижении уровня здоровья.
Ученые полагают, что число прожитых человеком лет мало говорит о его настоящем возрасте. Ведь все решает совершенно другой возраст - биологический.
3.3 История развития учения о здоровье человека.
К 2017 году валеологии как научному направлению, поставившему в центр своих научных интересов индивидуальное здоровье, исполняется 37 лет. В 1980 году И.И.Брехман впервые высказал идею о необходимости выделения здоровья индивида в качестве предмета исследования, в 1982 году четко оформил ее в виде методологической статьи, а в 1987 году выпустил первую монографию по проблеме. Пережив период непризнания (главным образом, со стороны гигиенистов), сегодня валеология стала “модной”. Ей посвящены тысячи публикаций и несколько десятков монографий, термин “валеология” известен врачам, педагогам, психологам и психиатрам, специалистам по физическому воспитанию и др.
Появившись в медицине, валеология быстро перешагнула рамки медицинской науки и стала метанаукой, сформировав несколько научных направлений со своими собственными предметами исследования. В медицине - это механизмы индивидуального здоровья, возможности управления этими механизмами, в педагогике - закономерности вовлечения личности в процесс собственного здравостроительства. Именно это обстоятельство - наличие своего предмета исследования - явилось основанием для выделения медицинской и педагогической валеологии в самостоятельные научные дисциплины.
На стадии оформления находится и психовалелогия. В то же время “мода” на валеологию имеет и свои негативные стороны. Вал публикаций по валеологии приобретает характер цунами. И, как при цунами, разрушается многое из того, что уже создано, оставляя после себя завалы “информационного мусора”. Во всяком случае, можно говорить о том, что многие положения научной валеологии вульгаризируются, что вызывает обоснованное недоверие к ней серьезных ученых.
Уже сейчас можно предвидеть критическую ситуацию, способную задержать развитие науки о здоровье, коей и является валеология. Появились претенденты на звание «основоположников» валеологии. Профессионалы высокого класса в своей области, они, тем не менее, вторгаясь в проблемы новой науки, используют некорректные, а то и просто неверные формулировки: “валеология человека”, “валеология питания”, “валеология гигиенической культуры”, “валеология - медицина здоровья”, “валеология - наука о здоровом образе жизни”, “валеология - информационный фонд деятельности по оптимальному удовлетворению основных жизненных потребностей человека”, “валеология - наука о профилактических оздоровительных основах медицины” и т.д.
Из последних публикаций мы узнаем, что валеология родилась тогда, когда было сформулировано учение о “норме”, началось изучение процессов адаптации и здоровья мигрантов на Крайнем Севере, было проведено выездное заседание Ученого Совета ВНИИФК в г. Салавате и т.д. При этом, как оказывается, И.И.Брехману принадлежит лишь термин “валеология”. Полагаем, что не следует посягать на приоритет того, кто уже не может его отстоять.
Приведенные примеры заблуждений в представлениях об основных понятиях валеологии во многом зависят от недостатков в определении методологии и сущности здоровья.
На сегодняшний день основные положения науки об индивидуальном здоровье можно представить следующим образом:
• Дефиниция: валеология - теория и практика формирования, сохранения и укрепления здоровья индивида.
• Предмет исследования валеологии: индивидуальное здоровье, его механизмы, возможности управления ими.
• Объект валеологии: индивиды, находящиеся во всем диапазоне здоровья.
Теоретические основы:
Методы валеологии: диагностика уровня здоровья, прогнозирование и управление здоровьем индивида.
3. Практическая часть.
3.1. Оценка адаптационного потенциала учащихся 10А класса.
Для того, чтобы оценить свой адаптационный потенциал, нужно знать следующие показатели: пульс и артериальное давление в покое, массу и длину тела, возраст, состояние ЭКГ. Эти данные подставляются в формулу:
АП = 0,08(В)-0,06(П)+0,006(ИБ)+0,002(ЧП)+0,012(САД)+0,3(ЭКГ)-1,47.
где АП - адаптационный потенциал системы кровообращения в баллах ( от 1 до 4 );
В – возраст (1- до 25 лет, 2- от 26 до 40 лет, 3 – старше 40 лет)
П – пол (М=1, Ж=2)
ИБ – индекс Брока – соотношение массы тела с ростом в кг.
ЧП - частота пульса ( уд./мин.);
САД - систолическое ( верхнее ) артериальное давление ( мм.рт.ст. );
ЭКГ – электрокардиограмма: степень изменения в баллах (1 – нормальная, 2 – умеренная, 3 – не резко выраженные, 4 – резко выраженные)
Чем выше полученная величина, тем слабее адаптационные возможности.
Результаты исследований:
№ | Ф.И. | пол | ИБ | ЧП | САД | ЭКГ | АП |
1 | Аврамченко З. | м | 0,366 | 52 | 118 | 2 | 0,67 |
2 | Ровинский В. | м | 0,369 | 95 | 132 | 1 | 0,43 |
3 | Дубровин Д. | м | 0,329 | 64 | 127 | 1 | 1,1 |
4 | Очиров М. | м | 0,357 | 96 | 115 | 1 | 0,66 |
5 | Расчупкин Д. | м | 0,394 | 84 | 136 | 3 | 1,09 |
6 | Емельянов А. | м | 0,411 | 81 | 122 | 2 | 0,78 |
7 | Иванюшкин Д. | м | 0,409 | 57 | 124 | 2 | 0,79 |
8 | Ганнов А. | м | 0,351 | 65 | 119 | 1 | 0,41 |
9 | Жигмитов Т. | м | 0,380 | 92 | 107 | 1 | 0,83 |
10 | Салимзянов Д. | м | 0347 | 81 | 132 | 3 | 1,19 |
11 | Побоков М. | м | 0,426 | 87 | 142 | 2 | 1,03 |
12 | Мухин Д. | м | 0,354 | 119 | 117 | 3 | 1.08 |
13 | Бабуев Н. | м | 0317 | 90 | 135 | 2 | 0,95 |
14 | Мирошниченко В. | м | 0,505 | 79 | 117 | 1 | 0,41 |
15 | Листопадова С. | ж | 0,389 | 82 | 139 | 4 | 0,68 |
16 | Эрдынеева Д. | ж | 0,362 | 85 | 108 | 2 | 0,59 |
17 | Казаченко Ю. | ж | 0,321 | 89 | 109 | 3 | 0,93 |
18 | Дондупова Д. | ж | 0,327 | 83 | 107 | 1 | 0,24 |
19 | Щербакова Т. | ж | 0,304 | 83 | 99 | 3 | 0,73 |
20 | Власова Н. | ж | 0,335 | 79 | 107 | 1 | 0,23 |
21 | Осорова И. | ж | 0,287 | 83 | 120 | 2 | 0,69 |
22 | Хмелева Д. | ж | 0,321 | 84 | 104 | 2 | 0,50 |
23 | Ошорова С. | ж | 0,289 | 80 | 108 | 2 | 0,51 |
24 | Алемасова Д. | ж | 0,313 | 85 | 109 | 2 | 0,56 |
25 | Мангутова М. | ж | 0,363 | 83 | 106 | 2 | 0,53 |
26 | Котова А. | ж | 0,319 | 83 | 114 | 2 | 0,99 |
27 | Амосова Д. | ж | 0,306 | 90 | 106 | 2 | 0,54 |
«Адаптационный потенциал у взрослых»
№ | пол | ИБ | ЧП | САД | ЭКГ | АП |
1 | М | 0,444 | 70 | 120 | 1 | 0,89 |
2 | Ж | 0,545 | 87 | 120 | 2 | 0,89 |
3 | М | 0,538 | 90 | 120 | 2 | 0,96 |
4 | М | 0,514 | 80 | 120 | 1 | 0,83 |
5 | Ж | 0,333 | 75 | 110 | 1 | 0,66 |
6 | Ж | 0,579 | 80 | 120 | 2 | 0,88 |
7 | М | 0,488 | 75 | 118 | 2 | 0,49 |
8 | Ж | 0,418 | 74 | 115 | 2 | 1 |
9 | Ж | 0,458 | 85 | 145 | 2 | 1,08 |
10 | М | 0,457 | 66 | 120 | 1 | 0,58 |
11 | М | 0,470 | 71 | 145 | 2 | 1,05 |
12 | М | 0,339 | 83 | 132 | 2 | 0,90 |
13 | М | 0,376 | 65 | 120 | 1 | 0,56 |
14 | М | 0,478 | 71 | 136 | 1 | 0,62 |
15 | М | 0,455 | 80 | 125 | 2 | 0,91 |
16 | М | 0,372 | 77 | 139 | 1 | 0,75 |
17 | М | 0,402 | 85 | 141 | 2 | 0,79 |
18 | М | 0,438 | 92 | 149 | 2 | 1,28 |
19 | М | 0,494 | 73 | 129 | 1 | 0,70 |
20 | Ж | 0,277 | 83 | 120 | 2 | 0,81 |
21 | Ж | 0,290 | 67 | 110 | 1 | 0,66 |
22 | Ж | 0,385 | 60 | 116 | 1 | 0,43 |
23 | Ж | 0,285 | 87 | 144 | 2 | 1,15 |
24 | Ж | 0,274 | 75 | 106 | 2 | 0,67 |
25 | Ж | 0,325 | 87 | 133 | 3 | 1,32 |
26 | Ж | 0,323 | 61 | 119 | 1 | 0,50 |
27 | Ж | 0,315 | 90 | 137 | 2 | 1,07 |
В ходе исследования у старшеклассников получены следующие результаты: уровень адаптации удовлетворительный (0 - 1 балл) - 22 человека, напряжение механизмов адаптации (1 – 2 балла) - 5, неудовлетворительная адаптация (2 – 3 балла) - нет , срыв механизмов адаптации (3 -4 балла) – нет.
Средний показатель адаптационного потенциала по классу – 0,70
Средний показатель у девочек - 0,64, у мальчиков – 0,81
Средний показатель по данным медицинской статистики – 0,87
В ходе исследования у родителей получены следующие результаты :
Средний показатель адаптационного потенциала у взрослых – 0,80
Средний показатель у женщин – 0,79 и у мужчин – 0,80.
3.2. Определение биологического возраста.
Определение биологического возраста на исследуемой группе осуществлялось по тесту.
Насколько вы молоды, определите с помощью теста.
1)Беспокоят ли вас головные боли?
А) да
Б) нет
В) иногда бывает
2)сколько раз вы сможете присесть за один подход?
А)5 раз
Б)10 раз
В) 15 раз и более
3)Выпиваете ли вы в день 2 литра воды?
А)Я пью чай и кофе
Б)Я могу выпить 0,5-1 литр
В)Да, я выпиваю 2 литра каждый день
4)Наклонитесь и попробуйте достать ладонями до пола, какой результат у вас получится?
А) руки достают до колен
Б) я могу кончиками пальцев достать до пола
В)мои ладони полностью ложатся на пол
5) Измерьте свой пульс, сколько ударов в минуту делает ваше сердце. Результат запишите. Далее, сделайте 10 приседаний и снова измерьте свой пульс. На сколько изменились показания?
А)Пульс увеличился на 40 единиц
Б) показатели увеличились на 20 ед
В) сердцебиение стало чаще всего на 10 ед
6)Заведите правую руку снизу за спину, а левую сверху за голову так,чтобы сцепить руки в замок. Какой результат у вас получился.
А)Могу с трудом завести руки за спину
Б)Не могу сцепить руки в замок
В)легко могу соединить руки
7)Проверяем упругость кожи. Необходимо ущипнуть себя в течение 5 секунд с тыльной стороны руки, какой результаты вы получили?
А)кожа приобрела прежний вид через 10-15 секунд
Б)кожа стала ровной через 5-7 секунд
В)кожа стала прежней за 3 сек
8)Бывают ли у вас головокружения ?
А) да,постоянное,когда резко встаю или иду на улице
Б)иногда бывают, если покружиться
В)нет, у меня такого не бывает
Результаты исследования.
№ | ФИ | Дата рождения | Биологический возраст |
1 | Аврамченко З | 04.01.01 | 17 - 20 лет |
2 | Алемасова Д | 30.09.00 | 17 - 20 лет |
3 | Амосова Д | 04.10.00 | 20-30 лет |
4 | Бабуев Н | 01.09.00 | 17 - 20 лет |
5 | Власова А | 05.04.00 | 17 - 20 лет |
6 | Ганнов А | 29.11.00 | 17 - 20 лет |
7 | Дубровин Д | 29.08.00 | 17 - 20 лет |
8 | Емельянов А | 17.01.00 | 17 - 20 лет |
9 | Жигнитов Т | 20.11.00 | 17 - 20 лет |
10 | Иванюшкин Д | 1.11.00 | 17 - 20 лет |
11 | Казаченко Ю | 22.03.00 | 17 - 20 лет |
12 | Котова А | 04.06.00 | 20-30 лет |
13 | Листопадова С | 04.07.00 | 20-30 лет |
14 | Мангутова М | 06.08.00 | 20-30 лет |
15 | Мирошниченко В | 13.09.00 | 20-30 лет |
16 | Мухин Д | 22.05.00 | 20-30 лет |
17 | Осорова И | 11.06.00 | 17 – 20 лет |
18 | Ошорова С | 21.02.00 | 20-30 лет |
19 | Очиров М | 19.04.00 | 20-30 лет |
20 | Побоков М | 05.01.00 | 17 - 20 лет |
21 | Расчупкин Д | 07.10.00 | 17 - 20 лет |
22 | Ровинский В | 20.05.00 | 17 - 20 лет |
23 | Салимзянов Д | 07.07.00 | 17 - 20 лет |
24 | Хмелева Д | 16.10.00 | 17 - 20 лет |
25 | Щербакова Т | 02.04.00 | 20-30 лет |
26 | Эрдынеева Д | 26.01.01 | 20-30 лет |
27 | Дондупова д | 20.10.00 | 17-20 лет |
«Биологический возраст у взрослых»
№ | Дата рождения | Биологический возраст |
1 | 20.04.75 | 40-50 лет |
2 | 28.11.76 | 40-50 лет |
3 | 24.05.77 | 40-50 лет |
4 | 24.05.76 | 40-50 лет |
5 | 18.05.72 | 20-30 лет |
6 | 11.07.73 | 40-50 лет |
7 | 09.06.71 | 17-20 лет |
8 | 30.11.74 | 40-50 лет |
9 | 05.12.74 | 40-50 лет |
10 | 02.02.71 | 20-30 лет |
11 | 13.09.76 | 40-50 лет |
12 | 15.05.71 | 40-50 лет |
13 | 30.04.72 | 20-30 лет |
14 | 04.06.74 | 20-30 лет |
15 | 09.08.76 | 40-50 лет |
16 | 17.03.75 | 40-50 лет |
17 | 22.03.73 | 40-50 лет |
18 | 31.12.72 | 40-50 лет |
19 | 25.09.74 | 20-30 лет |
20 | 04.05.73 | 40-50 лет |
21 | 11.12.77 | 20-30 лет |
22 | 27.09.71 | 17-20 лет |
23 | 30.01.77 | 40-50 лет |
24 | 11.06.74 | 20-30 лет |
25 | 26.03.73 | 40-50 лет |
26 | 05.02.76 | 20-30 лет |
27 | 06.11.72 | 40-50 лет |
По результатам исследования получен средний биологический возраст – 19 лет, разница между календарным и биологическим возрастом составляет – 2 года. Это свидетельствует о степени старения исследуемой группы.
По результатом исследования получен средний биологический возраст у взрослых- 37 лет, разница между календарным и биологическим возрастом составляет – 3 года Это свидетельствует о том, что взрослые ведут активный и здоровый образ жизни.
Заключение и выводы:
Приведённые методики можно использовать для проведения массовых обследований различных групп населения с целью выявления групп риска развития того или иного заболевания, ухудшения здоровья в результате чрезвычайных климатических обстоятельств, профессиональных факторов и т.д. Данные методы относятся к скринингом, они достаточно «быстрые», дешёвые и нетрудоёмкие.
По результатам проведенного исследования сделаны следующие выводы:
Средний показатель у женщин – 0,79 и у мужчин – 0,80
3. При определении биологического возраста оказалось, что у подростков разница между календарным и биологическим возрастом в среднем – +2 года. Это приводит к тому, что степень старения у подростков намного выше, чем средние показатели (2,34) и считается неудовлетворительной. А при определении биологического возраста у взрослых показало, что разница между календарным и биологическим возрастом в среднем – (-3) года.
4. Полученные данные говорят о том, что школьники хуже приспосабливаются к условиям окружающей среды, и, возможно, окружающая среда влияет на них сильнее, чем на старшее поколение.
5. Гипотеза подтверждена. И хотя мы не имеем данных по достоверности, но интервьюирование показало, что знание собственных показателей здоровья (адаптационного потенциала, биологического возраста и др.) может способствовать изменению отношения старшеклассников к собственному здоровью с тенденцией на его сбережение.
Литература
1. Апанасенко Г.Л. О возможности количественной оценки уровня здоровья человека // Гигиена и санитария, 1985, N 6 с.55-58.
2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979, 298 с.
3. Безматерных Л.Э., Куликов В.П. Диагностическая эффективность методов количественной оценки индивидуального здоровья \\ Физиология человека. 1998, т.24, №3, с.79-85.
4. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. -Л., Наука, 1987, с.125.
5. Валеология человека (сост. В.П.Петленко), С.-П., 1996, "Петроградский и Ко", т.т. 1-5
6. Войтенко В.П. Здоровье здоровых (введение в санологию). -Киев, Здоровья, 1991, с.246.
7. Минцер О.П. Новая философия здоровья \\ Мат.симп. «Здоровье в гармонии». – Киев, 1993. –с.15-16.
8. Петленко В.П. Здоровая Россия. Программа валеологичессого возрождения. Мат. IV Нац. конгресса по проф. мед. и валеологии, С.-П., 1997, "Зеленый мир", с.5-8.
9. Сидоренко Г.И., Захарченко М.П., Беляев Е.Н. и др. Проблемы гигиенической донозологической диагностики в современной профилактической медицине // Методологические и методические проблемы оценки состояния здоровья населения. С.-П., 2-4 июня 1992 г., с.4-6.
10. Смирнов И.Н. Здоровье человека как философская проблема \\ Вопросы философии. –1985.- № 7. –с.89.
Смекалка против Змея-Горыныча
Заколдованная буква
Калитка в сад
Попробуем на вкус солёность моря?
В поисках капитана Гранта