Во 2 классе на уроке литературного чтения, во время изучения жанров устного народного творчества, меня заинтересовала одна пословица: «Медведь одну лапу сосёт, да всю зиму сыт живет». И я задалась вопросом, правда ли это? Или это выдумки народа, сложившиеся за века исторической жизни. Разрешите представить мою исследовательскую работу «Сосёт ли медведь лапу зимой?».
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа «Сосёт ли медведь лапу зимой?» | 2.34 МБ |
medved-itogo.doc | 102.5 КБ |
retsenziya_k_issled.rabote.doc | 35.5 КБ |
Слайд 1
Автор работы: Елисеева Татьяна, ученица 3 класса МБОУ СОШ №8 г. Поронайска Научный руководитель Курденкова Валентина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №8 г. ПоронайскаСлайд 2
Научно-исследовательская работа Поронайск « Сосёт ли медведь лапу зимой? »
Слайд 3
На уроке На свете так много интересного, не понятного и не известного! А так хочется больше узнать, понять, найти! Дети часто задают вопрос: ПОЧЕМУ ?
Слайд 4
Сосёт ли медведь лапу зимой? Умеет ли лиса ловить рыбу? Зачем ежу яблоки? Какой зверь бегает быстрее всех?
Слайд 5
Объект исследования: медведь Предмет исследования: Образ жизни медведя, его питание и привычки Цель работы: Изучение жизни бурого медведя Задачи: изучить литературу по теме исследования. выявить знания учащихся по данной проблеме изучить образ жизни медведя, его питание, привычки и роль в жизни человека выяснить связь «медведь – лапа»
Слайд 6
Методы: Подумать самостоятельно Получить информацию: из книг, от учителя биологии, научного сотрудника музея, инспектора заповедника Посмотреть в Интернете Гипотеза исследования : Если ме6дведь голоден зимой, то он сосет лапу в берлоге. Практическое применение : 1. Уроки окружающего мира; 2. Кружок «Юный исследователь»; 3. Публикации: Научный журнал «Юный ученый» Сайт «Алые паруса»
Слайд 7
Научная классификация медведя Царство: Животные Тип: Хордовые Подтип: Позвоночные Класс: Млекопитающие Отряд: Хищники Семейство: Псообразные Род: Медвежьи Вид: Бурые медведи
Слайд 8
Медведи всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличное обоняние. Охотятся вечером или на рассвете Описание внешнего вида
Слайд 9
Бурые медведи – величественные стражи лесов. Места его обитания можно встретить во всех уголках нашей планеты. Так как бурый медведь находится под угрозой полного исчезновения, он занесен в Красную книгу. На Сахалине медведи обитают в елово-пихтовых и лиственничных лесах, по заросшим вейником и бамбуком вырубкам и гарям. Держится медведь обычно одиночно, самка — с медвежатами разного возраста. Особенности жизнедеятельности
Слайд 10
4. Медведи имеют очень хорошую реакцию и могут очень быстро бегать. На коротких дистанциях "косолапые" могут развивать скорость в 55 км/ч, это на 20 км/ч больше, чем показатель физически подготовленного мужчины . ЭТО ИНТЕРЕСНО 1 . Медведи достаточно умные существа — некоторые особи кладут камни в медвежьи ловушки, что позволяет достать приманку и безопасно ее съесть. 3. Чтобы узнать возраст медведя, ученые подсчитывают количество колец на срезе его коренного зуба. Происходит это в лабораторных условиях при помощи микроскопа. 2 . Бурый медведь был символом Олимпийских игр в Москве в 1980 году, а полярный медведь - символом зимних Олимпийских игр в г. Сочи в 2014 году.
Слайд 11
Социологический опрос 1. Кто такой медведь? 2. Чем питается медведь зимой? 3. Сосет ли медведь лапу зимой?
Слайд 12
РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
Слайд 13
Чем питается медведь? Характер питания медведей меняется в зависимости от сезона и доступности кормов.
Слайд 14
Интервью с научным сотрудником краеведческого музея «Поронайский Третьяковой Натальей Викторовной
Слайд 15
Интервью со инспектором заповедника «Поронайский» Василенко Олегом Геннадьевичем биолог-охотовед Фото Василенко О.Г. «Берлога медведя»
Слайд 16
Узнала много нового и интересного о медведе, о его роли и значении природе и в жизни человека Сосать лапу могут совсем маленькие медвежата, у которых еще сохранились подобные рефлексы, таким образом они успокаивают себя Моя гипотеза неверна: медведи зимой от голода не сосут лапу в берлоге. Зимой медведи причмокивают языком и облизывают болезненную зудящую кожу на лапах. В дальнейшем хотелось бы узнать о причине раннего пробуждения медведей из спячки?
Слайд 17
Литература 1 Бидер Р. «Медведь». Издательство: Юнайтед Пресс , 2011. 2. Брагин А. «Обо всем на свете». Издательство: АСТ, 2008. 3. Гальперштейн Л.Я. «Моя первая энциклопедия: Науч.поп. издания для детей». Издательство: Росмэн , 2010. 4. Герасимов В.П. «Животный мир нашей Родины». Издательство: Просвещение, 1985. 5. Джексон Т. «Кто есть кто в мире животных». Издательство: Эксмо, 2006. 6. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Издательство: АСТ, 2004. 7. Детская всемирная энциклопедия. Издательство: Фактор, 2010. 8. Интернет-ресурсы: http//: ru.wikipedia.org http://www.pro-medved.ru http://www.ohoter.ru http://images.yandex.ru Спасибо за внимание!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Поронайск
Научно-исследовательская работа
«Сосёт ли медведь лапу зимой?»
Автор научно-исследовательской работы:
учащаяся 3 класса:
Елисеева Татьяна Юрьевна.
Руководитель научно-исследовательской работы:
Курденкова Валентина Ивановна,
учитель начальных классов,
первая категория.
г. Поронайск
2016 г.
Содержание
1. Введение. . . . . . . . . . . . 3
2. Основная часть. . . . . . . . . . . 4
2.1 Научная классификация. . . . . . . . 4
2.2 Описание внешнего вида. . . . . . . . 4
2.3 Особенности жизнедеятельности. . . . . . . 5
2.4 Это интересно. . . . . . . . . . 6
3. Описание исследования . . . . . . . . . 7
3.1 Социологический опрос . . . . . . . . 7
3.2 Результаты. . . . . . . . . . 7
3.3 Мои исследования. . . . . . . . . 7
4. Заключение. . . . . . . . . . . 8
5. Список использованной литературы. . . . . . . . 9
Приложение. . . . . . . . . . . 10
1. Введение
1.1. Постановка проблемы.
Во 2 классе на уроке литературного чтения, во время изучения жанров устного народного творчества, меня заинтересовала одна пословица: «Медведь одну лапу сосёт, да всю зиму сыт живет». И я задалась вопросом, правда ли это? Или это выдумки народа, сложившиеся за века исторической жизни.
Разрешите представить мою исследовательскую работу «Сосёт ли медведь лапу зимой?».
1.2. Актуальность.
Наверное, каждый человек хотя бы хоть один раз в жизни задумывался над тем, что существует много фразеологизмов, связанных с медведем. Например, «шкура неубитого медведя», «медвежья услуга», «медведь на ухо наступил». Но больше всего меня очень заинтересовало выражение «лапу сосать», которое обозначает «голодовать». Говорят, что медведь зимой сосет лапу с голоду. И я задалась вопросом, действительно ли это так.
1.3. Новизна.
На сегодняшний день существуют работы, посвященные изучению медведей. Однако, я решила изучить эту тему на основе краеведческого музея «Поронайский», заповедника «Поронайский» и в этом заключается новизна нашего исследования.
1.4. Медведь – это объект нашего исследования.
1.5. Предмет исследования - образ жизни медведя, его питание и привычки.
1.6. Цель работы: изучение жизни бурого медведя.
1.7. Задачи исследования:
- изучить литературу по теме исследования;
- выявить знания учащихся по данной проблеме;
- изучить образ жизни медведя, его питание, привычки и роль в жизни человека;
- выяснить, сосет ли медведь лапу, и что является причиной этого действия.
1.8. Методы исследования:
1) подумать самостоятельно;
2) получить информацию:
3) посмотреть в Интернете.
1.9. Гипотеза исследования:
Если медведь голоден зимой, то он сосет лапу в берлоге.
1.10. Практическое применение:
2. Основная часть
Изучив некоторую энциклопедическую литературу, а также словари, посмотрев на официальном сайте https://ru.wikipedia.org/, я познакомилась с научной классификацией, описанием внешнего вида и особенностью жизнедеятельности медведя.
2.1. Научная классификация медведя.
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные
Класс: Млекопитающие
Отряд: Хищные
Подотряд: Псообразные
Семейство: Медвежьи
Род: Медведи
Вид: бурые медведи; черные; белые; гималайские; очковые; губачи; бируанги; панды.
2.2. Описание внешнего вида.
На богатой лесами территории России, среди множества представителей медвежьих встречается несколько: белый и бурый медведи. На о. Сахалине проживают бурые медведи.
Медведи отличаются от других представителей псообразных более коренастым телосложением. Они всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличное обоняние. Охотятся вечером или на рассвете. Невосприимчивы к пчелиным укусам.
Тело у медведя мощное, с высокой холкой; голова массивная с небольшими ушами и глазами. Хвост короткий – 65-210 мм, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными, невтяжными когтями длиной 8-10 см, пятипалые, стопоходящие. Шерсть густая, равномерно окрашенная.
Окраска бурого медведя очень изменчива, причём не только в разных частях ареала, но и в пределах одного района. Цвет меха варьирует от светло-палевого до синеватого и почти чёрного. Самой обычной является бурая форма. У гризли Скалистых гор волосы на спине могут быть белыми на концах, создавая впечатление серого или седого оттенка шерсти. Целиком седовато-белый окрас встречается у бурых медведей в Гималаях, а бледный рыжевато-бурый - в Сирии. У медвежат на шее и груди бывают светлые отметины, которые с возрастом пропадают.
Линька у бурых медведей происходит один раз в год - начинается весной и до осени, но часто её подразделяют на весеннюю и осеннюю. Весенняя длится долго и наиболее интенсивно идёт в период гона. Осенняя линька идёт медленно и незаметно, кончаясь к периоду залегания в берлогу.
2.3. Особенности жизнедеятельности.
Бурые медведи – величественные стражи лесов. Это красивое животное считается символом России, хотя многочисленные места его обитания можно встретить во всех уголках нашей планеты. Так как бурый медведь находится под угрозой полного исчезновения, он занесен в Красную книгу. На Сахалине медведи обитают в елово-пихтовых и лиственничных лесах, по заросшим вейником и бамбуком вырубкам и гарям. Держится медведь обычно одиночно, самка - с медвежатами разного возраста.
Животные данного вида в чаще всего питаются плодами, ягодами и прочей растительной пищей, но иногда могут есть муравьев, личинок насекомых, грызунов, вместе с из зимними припасами. Довольно редко самцы устраивают охоту на лесных копытных - косуль, ланей, оленей, карибу. Несмотря на внешнюю неуклюжесть, бурый медведь может быть очень быстрым и ловким. Он незаметно подкрадывается к своей добыче и хватает ее в быстром броске.
Сезонная цикличность жизни ярко выражена. К зиме медведь накапливает подкожный жир (до 180 кг) и с осени залегает в берлогу. Берлоги располагаются на сухом месте, в большинстве случаев в ямах под защитой бурелома или под вывороченными корнями деревьев. Реже медведи выкапывают убежище в земле или занимают пещеры и расщелины скал. У медведей бывают излюбленные места зимовок, куда они собираются год от года с целой округи. В разных районах зимний сон длится от 75 до 195 дней. В зависимости от климатических и иных условий медведи находятся в берлогах с октября - ноября до марта - апреля, то есть 5-6 месяцев. Дольше всех живут в берлогах медведицы с медвежатами, меньше всего - старые самцы. За период зимовки медведь теряет до 80 кг жира.
Вопреки распространённому мнению, зимний сон у бурого медведя неглубок; температура его тела во сне колеблется между 29 и 34 градусами. В случае опасности животное просыпается и покидает берлогу, отправляясь на поиски новой. Иногда медведь не успевает за осень как следует откормиться, поэтому среди зимы просыпается и начинает бродить в поисках пищи; таких медведей называют шатунами. Шатуны очень опасны, голод делает их беспощадными хищниками - они нападают на любого, кто встретится им на пути, даже на человека. У таких медведей очень мало шансов дожить до весны.
Всего беременность у медведицы продолжается 190-200 суток. Медвежата рождаются в берлоге в январе-феврале, чаще в первой половине января. Медведица приносит 2-3 (максимум до 5) медвежат весом 500-600 г и длиной около 23 см, покрытых короткой редкой шерстью, слепых, с заросшим слуховым проходом. Ушные проходы у них открываются на 14 день; через месяц они прозревают. Уже к 3 месяцам медвежата имеют полный набор молочных зубов и начинают есть ягоды, зелень и насекомых. В этом возрасте они весят около 15 кг; к 6 месяцам - 25 кг.
В среднем медведи этого вида живут 25-30 лет, если в неволе, то до 45 лет.
2.4. Это интересно.
1. Интересно, что медведи достаточно умные существа - некоторые особи кладут камни в медвежьи ловушки, что позволяет достать приманку и безопасно ее съесть.
2. Чтобы узнать возраст медведя, ученые подсчитывают количество колец на срезе его коренного зуба. Происходит это в лабораторных условиях при помощи микроскопа.
3. Медведи имеют очень хорошую реакцию и могут очень быстро бегать. На коротких дистанциях «косолапые» могут развивать скорость в 55 км/ч, это на 20 км/ч больше, чем показатель физически подготовленного мужчины.
4. Медведи могут различать цвета. Они видят почти настолько же хорошо, как и люди. Но слух и обоняние у них развиты в разы лучше, чем у нас. Бурый медведь, например, способен унюхать мед за 8-9 км или за 5 км услышать жужжание пчел.
5. В далеком прошлом медведь являлся священным животным многих стран. К примеру, славянские народы считали его божественным созданием. Как только медведь выходил из спячки, люди праздновали приход долгожданной весны.
6. Бурый медведь был символом Олимпийских игр в Москве в 1980 году, а полярный медведь - символом зимних Олимпийских игр в г. Сочи в 2014 году. При этом необходимо подчеркнуть, что символом партии «Единая Россия» является медведь.
3. Описание исследования
3.1. Социологический опрос.
Для того, чтобы выяснить какими сведениями о медведях владеют мои одноклассники, я провела социологический опрос:
1. Кто такой медведь?
2. Чем питается медведь зимой?
3. Сосёт ли медведь лапу зимой?
3.2. Результаты.
Проанализировав, я убедилась, что 80 % опрошенных учащихся имеют представление о медведе, 50 % знают, чем он питается и 70 % уверены, что он сосёт лапу зимой. Результаты анкетирования представлены в Приложении 1.
3.3. Мои исследования.
Эти же вопросы я задала учителю биологии Елисеевой Вере Ивановне, научному сотруднику краеведческого музея «Поронайский» Третьяковой Натальи Викторовне и старшему инспектору заповедника (биологу-охотоведу) Василенко Олегу Геннадьевичу. И вот, что выяснила.
Медведь – это наземное хищное животное. У него коренастое мощное тело, у многих с холкой, густая шерсть, лапы сильные, пятипалые, пальцы вооружены длинными изогнутыми когтями. Кости управляются мощными мышцами, что позволяет медведям взбираться на деревья, рыть землю. Кожа покрыта густым, высоким мехом. Хвост очень короткий, голова крупная, уши маленькие. Резцы и клыки крупные, но остальные зубы невелики, так как медведи всеядны – они питаются растительной и животной пищей. Характер питания медведей меняется в зависимости от сезона и доступности кормов. Большинство медведей ведёт оседлый образ жизни; самцы белых медведей широко кочуют в течение круглого года, самки с молодыми медвежатами - часть года. Бурый медведь, гималайский и чёрный медведи проводят большую часть зимы в логове (берлоге), в состоянии гибернации (спячки). В этот период они живут за счёт накопленных жировых запасов. У белого медведя в зимний сон впадают только беременные самки. Остальные виды зимой не спят.
Старший инспектор заповедника (биолог-охотовед) Василенко Олег Геннадьевич сообщил, что спячку нельзя приравнять к обыкновенному сну. В это время медведь находится в своего рода полудреме. И как раз к этому периоду народная молва относит так называемое «сосание лапы». Объясняется этот феномен тем, что медведь якобы высасывает из нее питательные вещества. Этой версии много веков. Но уровень современной техники позволяет проникнуть в берлогу и «подсмотреть» за поведением медведей в период зимней спячки. Зоологи уверены: медведи лапу не сосут. У ученых есть свое объяснение этой занятной выдумки. Спят медведи, поджав задние лапы, а передними прикрывая морду. Это могло ввести в заблуждение охотников, которые находили спящих медведей в такой позе. Олег Геннадьевич охотно предоставил фотографию берлоги медведя, сделанную им во время обхода территории заповедника «Поронайский».
Учитель биологии Елисеева Вера Ивановна рассказала, что лапы медведей покрывают очень толстые слои кожи. Во время спячки под старым слоем огрубевшей кожи растет новый. Это причиняет медведю неудобство, из-за чего он облизывает лапы - это помогает уменьшить зуд и избавиться от ороговевших участков кожи.
Тем не менее, сосать лапу могут совсем маленькие медвежата, у которых еще сохранились подобные рефлексы. Они делают это во сне. Как и человеческие младенцы, медвежата таким образом успокаивают себя. В ряде случаев, например, если медведя выкармливают люди, таким образом, он возмещает недостаток контакта с матерью-медведицей.
4. Заключение
Вывод: Подводя итоги своей работы, могу сказать, что я добилась поставленной цели, узнала много нового и интересного о жизни этих прекрасных животных, об их особенностях. В ходе проделанной работы моя гипотеза не подтвердилась: медведи зимой от голода не сосут лапу в берлоге. Зимой медведь причмокивает языком и облизывает болезненную зудящую кожу на лапах. Однако сосать лапу могут совсем маленькие медвежата, которые таким образом успокаивают себя.
В мифической традиции медведь - предок человека, хранитель леса, без него мир потеряет часть своих ярких красок. Поэтому на нас лежит ответственность за выживание этих удивительных животных.
Перспективы: В дальнейшем хотелось бы узнать о причине раннего пробуждения медведей из спячки – глобальное потепление климата или вмешательство человека в их естественную среду обитания?
5. Список использованной литературы
1. Бидер Р. «Медведь». Издательство: Юнайтед Пресс, 2011.
2. Брагин А. «Обо всем на свете». Издательство: АСТ, 2008.
3. Гальперштейн Л.Я. «Моя первая энциклопедия: Науч.поп. издания для детей». Издательство: Росмэн, 2010.
4. Герасимов В.П. «Животный мир нашей Родины». Издательство: Просвещение, 1985.
5. Джексон Т. «Кто есть кто в мире животных». Издательство: Эксмо, 2006.
6. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Издательство: АСТ, 2004.
7. Детская всемирная энциклопедия. Издательство: Фактор, 2010.
8. Интернет-ресурсы: http//: ru.wikipedia.org
http://www.pro-medved.ru
Приложение 1
РЕЦЕНЗИЯ
к научно-исследовательской работе «Сосёт ли медведь лапу зимой?»
Исследовательская работа проведена ученицей 3 класса МБОУ СОШ № 8
г. Поронайска Елисеевой Татьяной.
Структура научно-исследовательской работы соответствует общим требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. В введении научно-исследовательской работы поставлена проблема, обоснована актуальность, новизна, сформулирована гипотеза, цель,
задачи, методы исследования и практическое применение.
В основной части исследования представлен сбор материала, в которой автор изучает энциклопедическую литературу, словари, информацию с официального сайта https://ru.wikipedia.org/, научную классификацию, описание внешнего вида и особенности жизнедеятельности медведя, интересные факты.
В описании исследования представлен социологический опрос и обработка его результатов, интервью с учителем биологии Елисеевой Верой Ивановной, научным сотрудником краеведческого музея «Поронайский» Третьяковой Натальей Викторовной и старшим инспектором заповедника (биологом-охотоведом) Василенко Олегом Геннадьевичем.
Представлены обоснованные выводы по достижению цели, намечены перспективы дальнейшей работы.
Представлен список использованной литературы и электронных источников.
В приложениях представлены диаграммы социологических исследований, фотографии.
Научно-исследовательская работа детально проработана по всем направлениям исследовательской работы и имеет определённую практическую ценность.
Руководитель проекта: ___________ (Курденкова В.И.)
Любимое яичко
10 осенних мастер-классов для детей
Без сердца что поймём?
Какая бывает зима
Композитор Алексей Рыбников