Цель проекта: информационная, т.е. знакомство с теми негативными последствиями, которые несут человечеству самые современные и так необходимые нам изобретения, и привлечение внимания в Год экологии в России к проблеме ответственности науки, исследователей и всех, кто создает и использует достижения научной мысли, за опасные последствия последних для живого.
Методы исследования: теоретические (поиск, сбор и анализ информации по теме проекта), эмпирические (социологический опрос).
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vildanov_in_1.docx | 457.2 КБ |
nauchnye_dostizheniya_vred_ili_blago.pptx | 2.46 МБ |
Россия,
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,
г.Пыть-Ях
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Мы – будущее Югры»
Проект
Научные достижения и открытия: вред или благо?
Автор: Вильданов Ильнур Наилевич,
обучающийся 5И класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №5
Научный руководитель:
Вильданова Эльвира Рашитовна,
Федюшкина Ольга Борисовна,
учителя истории и обществознания
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №5
г. Пыть-Ях, 2017
Оглавление
Глава 1. Вредные изобретения нашей цивилизации 9
Глава 2. Вредные изобретения глазами школьников 15
«Научные достижения и открытия: вред или благо?»
Россия,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область,
г.Пыть-Ях, 5 микрорайон, дом 5а
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
Вильданов Ильнур Наилевич
5И класс
Аннотация
Цель проекта: информационная, т.е. знакомство с теми негативными последствиями, которые несут человечеству самые современные и так необходимые нам изобретения, и привлечение внимания в Год экологии в России к проблеме ответственности науки, исследователей и всех, кто создает и использует достижения научной мысли, за опасные последствия последних для живого.
Задачи:
- описать их значимость, с какой целью создавались и каким образом эти достижения оказывают негативное влияние в современном мире;
- соотнести полезные и вредные эффекты.
Методы исследования: теоретические (поиск, сбор и анализ информации по теме проекта), эмпирические (социологический опрос).
Практическая значимость проекта заключается в разработке информационных памяток по использованию полезных, привычных для каждого современного человека, но в то же время и представляющих опасность изобретений, которые нас окружают. Результаты исследования могут быть использованы в целях дальнейшего научного поиска.
«Научные достижения и открытия: вред или благо?»
Россия,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область,
г.Пыть-Ях, 5 микрорайон, дом 5а
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5
Вильданов Ильнур Наилевич
5И класс
План исследований
Проблема: научные достижения и открытия стали прочно связаны с понятием прогресса, движущим механизмом развития планеты. Они преобразовывали и преобразовывают окружающий нас мир и образ жизни человека: открытие Х-лучей Вильгельмом Рентгеном, полет человека в космос, множество открытий в медицине, которые позволили перевести ряд болезней из разряда неизлечимых, изобретение электронных вычислительных машин, лазера, компьютера, интернета, роботов, использование атомной энергии... Значимость научных открытий не может вызывать сомнения: как в глобальных масштабах, так и в локальных изменениях образа жизни человека. Благодаря достижениям цивилизации наша жизнь облегчилась, стала комфортнее, интереснее, в чем-то - безопаснее. Прогресс дает возможности выбора: например, в средствах связи, мультимедийных средствах, в средствах транспорта. Трудно представить свою жизнь без мобильного телефона, компьютера, интернета, телевизора, многочисленной бытовой техники и других благ. Но достижения цивилизации могут быть не только бесполезны, но и вредны: изобретения переходят и в разряд рукотворных катастроф, вспомнить только примеры аварий на АЭС и их последствий, влияние технических новинок на развитие современного человека... Двойственное значение открытий подводит к главному вопросу: действительно ли они опасны и вредны для человечества, или это всего лишь излишняя и надуманная угроза? Может ли быть минимизирован вред при их разумном использовании?
Актуальность исследования: в 2016 году Президентом РФ был подписан Указ о проведении в 2017 году года экологии в России в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.[1] В рамках данного проекта автор поднимает ключевой вопрос на злобу дня - двоякое воздействие открытий на жизнь человека и окружающей среды. По мнению автора, прогресс должен основываться на понимании и принятии ответственности за жизнь и ее изменения.
Объект исследования: открытия и достижения человека.
Предмет исследования: вредные последствия научно-технического прогресса на жизнь человека, окружающую среду.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что не все открытия человека связаны с движением вперед, более того - достижения цивилизации могут усугублять нашу жизнь, пагубно влиять на окружающую среду, изменять облик планеты и живого на ней, но риски негативных последствий могут быть нивелированы при их разумном использовании и создании способов устранения.
Библиография:
Общество не стоит на месте, жизнь человека меняется и с ходом времени скорость изменений и число открытий увеличиваются. Но до сих пор ученые всего мира ведут споры о том, что определяет движение в сторону прогресса (движение к лучшему и полезному для общества) и в сторону регресса цивилизации (движение к худшему и вредному для общества). Понятия прогресс и регресс условны, поэтому сказать однозначно о развитии цивилизации и качестве изменений сложно: они многогранны и имеют разное значение во все времена. Но в целом, великие умы сходятся во мнении, что на протяжении 5 миллиардов лет, с того момента, когда возник первый Разумный Человек, в обществе (если его брать целиком) происходил только прогресс[2]. Существуют различные виды прогресса: общественный, социальный, научно-технический и др. Общественный прогресс – это глобальный исторический процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного, дикого состояния к высшему, цивилизованному. Этот процесс идет благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений[3].
Значение научных открытий в истории человечества не может вызывать сомнений: благодаря им наша жизнь выходит на новый качественный уровень, становится комфортнее, интереснее, в чем-то - безопаснее, расширяются возможности выбора. При этом достижения цивилизации могут быть не только полезны, но и вредны. В чем заключается вред от открытий? Какие примеры рукотворных катастроф хранит история человечества? А действительно ли они (были) опасны? Есть (были) ли способы нивелировать риски вредных последствий?
Человечество не стоит на месте и не может существовать без постоянного движения к усовершенствованию, нахождения и внедрения новых технологий, изобретений и открытий. То, что раньше было прекрасной мечтой, считалось плодом безумной фантазии, сегодня прочно вошло в наш быт, стало нашей повседневной действительностью. Хорошо известные нам древние сказки и легенды о ковре-самолете, волшебном зеркальце или сапогах-скороходах нашли свое реальное воплощение в современных воздушных и космических кораблях, цветном телевидении, телефонах, телеграфах и прочих средствах современной связи. Полет человека в космос, высадка людей на Луне, изобретение электронных вычислительных машин, лазера, компьютера, интернета, роботов, использование атомной энергии на благо человечества, величайшие достижения в области медицины по пересадке органов человека и победа в борьбе с неизлечимыми ранее болезнями — таков неполный перечень достижений человечества за последние полстолетия. Сегодня по-прежнему лучшие умы человечества изобретают, выдвигают новые идеи и предложения, совершают открытия во имя дальнейшего развития и совершенствования нашего мира.
Однако достижения не всегда работают во благо, чему, к сожалению, есть многочисленные подтверждения. Ученые со всего мира проводят исследования о вреде и пользе электромагнитного излучения сотовых телефонов. К примеру, исследования в 2003 году проводили шведские ученые, в 2006 году итальянские ученые, доктор Gerard Hyland из University of Warwick, которые доказывали вред сотовой связи.[4] Исследования ученых со всего мира о вреде и пользе ГМО также очень противоречивы. Исследование Ж.Э. Сералини и Ирины Ермаковой, российского биолога доказывают вред употребления генномодифицированных продуктов. А исследования Михаила Гельфанда, доктора биологических наук, профессора факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, члена Европейской Академии, и Александра Панчина, кандидата биологических наук опровергали этот факт.[5] Таким образом, даже ученые не всегда находят единую точку зрения в вопросе пользы и вреда достижений современной цивилизации. Тем не менее, этот вопрос открыт, и он стоит перед всем человечеством (ученые - с т.з. ответственности за изобретения, люди - с т.з. пользователей изобретений): достижения цивилизации - это вред или благо? Попытаемся разобраться в этом.
В результате поиска значимых изобретений, иллюстрирующих их двойственное значение для развития человечества, автором была составлена выборка из 10 примеров для последующего рассмотрения.
1. Компьютер — величайшее изобретение человечества. Люди создали машину, с помощью которой можно воспроизводить множество различных операций и вычислений. Сегодня компьютер в повседневной жизни занимает важное место, но иногда можно обходиться и без него. Надо запомнить, что компьютер изобрели для того, чтобы облегчить жизнь, а не заменить ее, расширить возможности человека.
Компьютер и здоровье тесно взаимосвязаны. Мы рискуем испортить себе зрение, если будем подолгу сидеть даже перед самым лучшим монитором. Многочасовая работа в одной позе приводит к развитию множества проблем. Психический - не столь очевидный, но очень опасный фактор. Особенно это касается молодого поколения, готового играть на компьютере сутками. У людей часто вырабатывается компьютерная зависимость, которая не сильно отличается от алкоголизма, наркомании. Особенно часто это происходит на фоне игр и социальных сетей, которые предназначены для максимального погружения пользователя в виртуальное пространство. Некоторые перестают различать, где мир реальный, а где – виртуальный. На этой почве совершено много преступлений, это давно не секрет. Необходимо соблюдать обычные правила обращения с устройством, создайте отдельное рабочее место, по всем правилам эргономики. Родителям необходимо установить контроль за детьми, когда они сидят перед компьютером, прививать им культуру разумного использования ПК. В случае осознанного подхода в использовании ПК, контроля времени и целей эксплуатации - риски могут быть минимизированы.
2. Интернет. Сегодня сложно представить человека, который бы не пользовался ресурсами всемирной паутины. К созданию сети Интернет человечество шло долгие годы, изобретая новые и новые средства связи. Действительно, Интернет открыл множество возможностей: в виртуальном пространстве можно общаться как письмами, так и визуально, найти практически любую информацию, работать, заказывать продукты, вещи и услуги, производить финансовые расчеты и многое другое. Безусловно, польза сети огромна и с этим не поспоришь. Однако вред интернета может оказаться немалым. В первую очередь, когда заходит речь о пагубном воздействии всемирной паутины, на ум приходит интернет-зависимость. Научно доказано, что около 10% пользователей интернета зависимы от него, причем треть из них считают интернет таким же важным как дом, еда и вода.[6] С помощью сети мошенники могут узнать личную информацию о человеке и использовать ее в своих целях. С интернетом также связана работа социальных сетей, которые имеют большую популярность среди молодой аудитории и, к сожалению, наносят ей вред: группы с суицидальными призывами, террористического содержания и другие.[7] Конечно, польза и вред интернета стоят на разных чашах весов. Преимуществ у него намного больше. Ну а многих пагубных последствий интернета можно избежать, если использовать его с умом.
3. Телевидение. На сегодняшний день популярность телевизора сократилась ввиду появления интернета, однако масштабы его пользователей все еще велики. Посредством телевидения мы получаем информацию, смотрим новостные и развлекательные передачи. В то же время телевидение — сильный рычаг управления человеческим сознанием. Это громадная сила, которая может как нанести вред, так и принести пользу. Все зависит от вашего умения распоряжаться этой силой. Положительные моменты можно выделить такие, как саморазвитие от познавательных или научных документальных передач. Обычно вред телевидения, а особенно для детей заключается в чрезмерной продолжительности просмотра. К примеру, во Франции вообще запрещено производить телепередачи для детей младше 2-х лет, даже развивающие![8]
Не следует забывать и о вреде малоподвижного образа жизни, к которому присоединяется ожирение. Изобретение пульта дистанционного управления приводит к тому, что человек может длительное время, не двигаясь, проводить за просмотром ТВ. В таком случае только (само)контроль, ограничение времени просмотра, осознанный выбор программ для просмотра смогут приносить пользу.
4, Мобильная связь. Сотовые телефоны уже давно стали незаменимым атрибутом современного мира. С помощью них мы всегда на связи с теми, кто нам дорог и с теми, кто может решить самые сложные вопросы, находясь в любой точке мира. 15 лет назад для того, чтобы с кем-то пообщаться на расстоянии, нужно было идти домой и звонить по стационарному телефону или искать ближайшую телефонную будку, отделение почтовой связи. Сегодня мобильная связь дает свободу общения, где бы мы ни находились.
Создание сотового телефона можно назвать настоящей революцией технического прогресса. Но, как известно, любой технический прогресс помимо благ несет и негативные последствия. В случае с сотовым телефоном вред причиняется здоровью человека. Уже много лет ведутся исследования, направленные на изучение влияния сотовых телефонов на организм человека. Ученые доказали, что, проникая в ткани, электромагнитные волны, вызывают их нагревание. Со временем это неблагоприятно сказывается на функционировании всего организма, в частности, на работе нервной, сердечнососудистой, и эндокринной систем.[9] Молодое поколение особенно подвержено влиянию - редко встретишь ребенка, молодого человека без гаджета, чтобы оставаться на связи, играть, слушать музыку и проч.
5. Автомобили. Сложно представить современный мир без автомобилей. Люди ездят на них на работу, на дачу, в отпуск, за продуктами, в кино и рестораны. Разные виды автомобилей используют для доставки грузов, постройки сооружений и для множества других целей. Разрушительное влияние на биосферу и здоровье человека оказывает любой вид транспорта, но автомобильный - особенно. Наиболее остро результаты его воздействия ощущаются в городах, где концентрация автотранспортных средств особенно велика. Вследствие быстрого роста автотранспортных средств возрастает изъятие кислорода из атмосферного воздуха. Это уже сегодня приводит к нарушению состава атмосферы, является причиной возникновения устойчивого кислородного голодания. Беспокойство вызывает и быстрый рост шума, как и загрязнение атмосферы или водного бассейна. С экологической точки зрения, транспорт занимает первое место по вкладу загрязнения атмосферы[10]. По данным WorldEnergyCouncil, около 17% глобального выброса парниковых газов попадает в окружающую среду из-за работы автотранспорта.[11]
Ряд стран уже реализует программы по сокращению вредного воздействия от автомобилей на природу, бизнес также принимает участие в разработке экологичных автомобилей, работающих от электричества, ответственные граждане стараются вносить вклад путем отказа от авто в пользу велосипедов и др.
6. Клонирование. С незапамятных времен человек предпринимал попытки к поиску и созданию чудодейственного лекарства, продлевающего жизнь, дарующего бессмертие, избавляющего от всех болезней. Клонирование в определенном смысле является одним из самых приближенных к этой идее средством. Клонирование дает возможность выращивать части тела человека, используя ДНК хозяина. Такие части тела можно использовать, чтобы заменить уже существующие, но не пригодные. Также можно клонировать определенные органы и заменять им больные органы. Многие люди умирают от органной недостаточности, или теряют органы в несчастных случаях, либо рождаются с несовершенствами. Этих людей можно было бы вылечить с помощью клонирования. Запрет клонирования содержит этические причины (включая сюда и право на человеческое достоинство, и на целостность личности, вытекающее из него) и несовершенство технологий клонирования, поскольку научно-технический прогресс в медицинской сфере должен помогать облегчать страдания и/или продлевать жизнь. В ряде стран запрет на клонирование временный, в том числе и в России. Кроме того, большинство религий не одобряют клонирование, что может являться дополнительным аргументом для запрета в не светских государствах.[12]
7. Генно-модифицированные продукты. Генно-модифицированные продукты – это попытка ответа ученых на решение задачи ликвидации голода на Земле. В современном мире вред ГМО изучен слабо и подобные исследования вызывают неоднозначную реакцию во всех странах мира. ГМО получают, внедряя в генетическую структуру какого-либо организма так называемые «целевые гены». Это делается для того, чтобы наделить растения новыми свойствами. Например, для создания сорта пшеницы, устойчивой к засухе, использовался ген скорпиона. Ученым удалось успешно внедрить новые гены в десятки видов растений и животных — создать растения табака со светящимися листьями, томаты, легко переносящие заморозки, кукурузу, устойчивую к воздействию пестицидов. Никто не доказал, что это безопасно, - предупреждают одни российские ученые. Другие - сожалеют о том, что в РФ нет полей, на которых выращивают «искусственные» растения.[13]
8. Атомная энергия. На пороге открытия мирный атом называли безопасным и надежным источником энергии и объявляли спасителем человечества. Целые страны видели большие перспективы в его использовании в противовес нефтяной отрасли. Однако мир узнал о страшных авариях на Чернобыльской АЭС, Фукусиме. С точки зрения экологичности и экономичности ядерная энергия обладала большим потенциалом, но риски катастрофы перекрывают эти выгоды, что делает атомную энергетику одним из тех величайших изобретений человечества, от использования которых стоит отказаться как можно скорее. Так считают, к примеру, члены правительства Германии. Эта страна до недавнего времени заявляла о намерении наращивать долю атома в своей энергетике. После аварии на Фукусиме власти Германии публично похоронили эти планы.
Но угроза не миновала, спешат предупредить эксперты. Например, Турция намеревается запустить новые реакторы, чтобы снизить зависимость от импорта энергии. А власти Китая объясняют свое стремление закрыть множество угольных заводов экологическими опасениями. Их роль в поставке энергии будут играть новые ядерные реакторы, по задумке - более экологически безопасные. “Это триумф надежды над страхом”, - констатирует обозреватель Scientific American Дэвид Белло.[14]
9. Пластик. Использование пластиковой, полиэтиленовой упаковки очень помогает в быту: в пакете мы несем продукты из магазина, сменную обувь, в пластиковом контейнере мы несем обеды в школу, на работу, храним продукты в холодильнике...Но какова обратная сторона удобства использования пластика?
Большинство пластиковых пакетов изготавливается из полиэтилена, который разлагается в земле до 1000 лет, а в воде до 450 лет. Тот факт, что полиэтилен практически не разлагается, означает, что пакеты, которые сейчас используются и которые уже выброшены, будут на свалках, улицах, в реках и океанах, и наши пра- пра- пра… внуки смогут увидеть тот пластиковый мусор, который мы выбросили. Во многом именно бурное развитие упаковочной отрасли в последние десятилетия привело к тому, что объем бытовых отходов на душу населения в индустриальных странах увеличился по сравнению с 1980 годом втрое. Куда девать бесчисленное количество полиэтиленовых пакетов, пластиковых бутылок, алюминиевых банок и другой утратившей потребительские свойства тары? Закапывать в землю - значит загрязнять литосферу. Делать захоронения в морях и океанах - наносить ущерб гидросфере планеты. Сжигать - вредить атмосфере.[15]
Многие морские животные, птицы ошибочно заглатывают пластик, запутываются и задыхаются в плавающих мешках. Например, экологи отмечают, что черепахи часто ошибочно принимают плавающие мешки за медуз и глотают их. Подсчитано, что около 1000000 морских млекопитающих умирают каждый год из-за пластикового мусора в северной части Тихого океана. В каждом км2 мирового океана плавает приблизительно 46 тысяч пластиковых пакетов. В некоторых местах плавает больше пластика, чем планктона. Также страдают наземные животные. В странах, таких как Индия, коровы в поисках еды ошибочно заглатывают пластиковые пакеты на улицах и в конце концов погибают от удушья или голода, поскольку пластик не переваривается.
Утилизация пластика прочно заняла место в верхней части печального списка главных виновников глобального потепления. Пластиковая упаковка составляет около 10% всего мусора, производимого человечеством, а сжигание ее ведет к огромным выбросам в атмосферу парниковых газов. Естественный распад полиэтилена и прочих пластиков займет столетия, поскольку в природе нет бактерий, способных перерабатывать полимерные соединения. Недавние исследования американских экологов показывают, что из-за пластиковых отходов популяция Мирового океана ежегодно сокращается на 100 тыс. обитателей.[16]
Во многих странах уже реализуются законодательные инициативы, ограничивающие использование пластиковых пакетов розничной торговле. Однако способные их заменить бумажные пакеты обходятся значительно дороже.
Также многочисленные данные исследований свидетельствуют о вреде пластиковых бутылок, пищевых контейнеров и других предметов, с которыми жители Земли ежедневно сталкиваются в быту. Так, длительное хранение продуктов питания в пластиковой упаковке приводит к воспалительным процессам в желудочно-кишечном тракте и даже массовым отравлениям.[17]
Как же каждый человек может помочь минимизировать вред, наносимый пластиковой упаковкой, полиэтиленом окружающей среде? Наиболее эффективный способ уменьшения количества пластиковых отходов — это сокращение нашего потребления. Планируя поход в магазин, несложно взять с собой тряпичную сумку, подходящую для многоразового использования. На более высоком уровне необходимо масштабное внедрение вторичной переработки. Это выгодно и с экономической, и с экологической точки зрения. Так, например, в США, Японии, Канаде процесс переработки вторичного сырья в первосортную продукцию начал реализовываться с середины 80-х годов прошлого века. Там приняты национальные программы с соответствующим государственным финансированием, цель которых - прекратить загрязнение окружающей среды отходами упаковки.[18]
Социологические центры проводят опросы населения о том, какие, по их мнению, существуют самые вредные достижения цивилизации на данное время. Одной из задач автора также стояло проведение такого опроса среди учащихся. В опросе участвовали учащиеся средних и старших классов СОШ №5: необходимо было заполнить опросный лист, выбрав любые три достижения цивилизации, считающиеся самыми вредными, по их мнению, и объяснить свой выбор (Приложение №1). В опросе приняли участие 25 учащихся 5-8 классов, 29 учащихся 9-11 классов.
У обеих групп респондентов на первом месте расположились генетически модифицированные продукты. 60% и 47% респондентов ответили именно так. Отрицательными сторонами школьники отметили: содержание в них вредных веществ, разрушающих организм. Положительная сторона - долгое хранение.
Второе место по 43% у учащихся среднего звена занимают интернет и пластическая хирургия. Отрицательную сторону интернета школьники отметили в том, что люди попросту перестали выходить на улицу, общаться между собой в реальном мире; в его зависимости (можно круглосуточно находиться в соц.сетях); а также много «опасных и вредных» сайтов. Плюс в том, что через интернет мы получаем много полезной и нужной информации. Пластическая хирургия – вредность в том, что нельзя менять созданный природой человеческий облик, даже если человек себе не нравится (возможны серьезные проблемы со здоровьем, как последствия операции). Плюсы в том, что с ее помощью можно исправить как врожденные дефекты, так и приобретенные (вследствие аварий, травм, несчастных случаях).
А вот у старшеклассников второе место 39% заняло телевидение. По их мнению, с его помощью можно привести к заблуждению массы, воздействовать на людей, навязывая негативную и ненужную информацию. 14% учащихся отметили вред телевидения в том, что, если часами смотреть телевизор – можно испортить зрение. Особенно это вредно детям. А плюсы – просмотр полезных передач, фильмов.
По 28% респондентов ответили автомобили и клонирование. У старшеклассников это 14% и 21% соответственно. Автомобили загрязняют окружающую среду, портят дороги, но это и отличное средство быстрого передвижения. Решить эту проблему, по их мнению, можно с помощью электромобилей. Клонирование - достаточно вредно и небезопасно, а каждый человек индивидуален, вмешательство в дела природы недопустимо.
24% и 20% отметили самым вредным компьютер – портит зрение, нарушается осанка от длительного сидячего положения, возникает зависимость (можно часами проводить время за ним). Также, как и интернет заменяет живое общение, негативно влияет на психику.
Также 5 респондентов дополнительно отметили вредными достижениями цивилизации табак и алкоголь, так как они портят здоровье и уменьшают человеку жизнь. 14% старшеклассников отметили вредными ядерное оружие и ядерную энергию, так как они наносят огромный урон природе и человечеству в целом. Например, последствия аварий на АЭС.
Только 2% старшеклассников нашли отрицательные стороны мобильной связи и 3% учащихся затруднились ответить, посчитав, что все из перечисленного может нести и пользу, и вред, и нужно правильно их использовать.
Подводя итоги опроса школьников, можно отметить следующее:
1) практически все изобретения имеют и плюсы, и минусы в разной соразмерности. Любое достижение цивилизации может нести пользу и вред. Больше всего "вредностей" в достижениях цивилизации все школьники по опросу нашли в ГМО. Возможно, именно положительные стороны телевидения сыграли свою роль, донося до масс информацию о здоровом питании и вреде ''искусственных продуктов";
2) лишь 2% старшеклассников увидели вредность в мобильной связи, для многих она представляется атрибутом современного мира без негативных последствий;
3) возможно, что старшеклассники (16-17 лет) имеют более осознанное отношение к миру, более глубокое понимание социальных проблем в обществе, более расширенное информационное, социальное, политическое, культурное пространство. Тогда как ученики 5-8 классов (13-14 лет) имеют несколько иное мировоззрение, другую шкалу ценностей. Это повлияло на соотношение результатов опроса. Необходимо учесть, что данные характерны для конкретных возрастных групп школьников отдельно взятой школы. Возможно, при опросе других групп населения, результаты окажутся совершенно иными.
Мир великих открытий и изобретений - нелегкий путь, пройденный человечеством с его пытливым острым умом, можно проследить и через историю его величайших открытий и изобретений, внедрение которых привело к значимым изменениям в жизни всего общества, изменило взгляды на мир. И сегодня жизнь не стоит на месте, она тесно связана с техническим прогрессом, с внедрением новых технологий, новых изобретений и открытий, которые должны служить на благо человечеству. Они сделали нашу жизнь проще и удобнее. Но каждому из нас нужно всегда соизмерять, что от такого «достижения» будет больше: вреда или пользы, как разумно использовать результаты научной мысли, не нанося вреда человеку, природе.
Рассмотренные в данной работе открытия и изобретения действительно делают жизнь человека более комфортной, удобной, интересной. Но обратная сторона медали присутствует в виде вреда - реального и потенциального. Сами по себе достижения цивилизации, на мой взгляд, не могут быть ни вредными, ни полезными и по результатам исследования можно сделать вывод, что все перечисленное полезно при разумном, осознанном использовании.
Практическим результатом проведенного исследования стала информационная брошюра, описывающая возможности сократить риски негативного воздействия изобретений на нас и окружающую среду (Приложение 2). Автор также выступил с предложением провести конкурс экологического плаката среди учащихся "Возьми планету в свои руки!"
Опросный лист
Вопрос:
Какие достижения цивилизации Вы считаете самыми вредными?
(выберите не более трех ответов и объясните свой выбор)
В случае, если у Вас есть свой вариант ответа - впишите его.
Компьютер |
|
Интернет |
|
Телевидение |
|
Мобильная связь |
|
Клонирование |
|
Ядерная энергетика |
|
Генно-модифицированные продукты |
|
Пластическая хирургия |
|
Автомобили |
|
Затрудняюсь ответить |
|
Другое (укажите) |
|
Результаты социологического опроса
Среди 5-8 классов Среди 9-11 классов
47%: ГМО
43%: ИНТЕРНЕТ
28%: АВТОМОБИЛИ
28%: КЛОНИРОВАНИЕ
20%: КОМПЬЮТЕР
14%: ТЕЛЕВИДЕНИЕ
6%: затрудняюсь ответить
60%: ГМО
39%: ТЕЛЕВИДЕНИЕ
24%: КОМПЬЮТЕР
21%: КЛОНИРОВАНИЕ
14%: АВТОМОБИЛИ
14%: ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГИЯ
2%: МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ
2%: затрудняюсь ответить
+ АЛКОГОЛЬ И ТАБАК
Рис. 1. Памятка для учащихся, описывающая возможности сократить риски негативного воздействия изобретений на нас и окружающую среду
ЭТО КАСАЕТСЯ ВСЕХ НАС!
Россия,
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,
г.Пыть-Ях
Городская научно-практическая конференция обучающихся
«Шаги в XXI веке»
Проект
Научные достижения и открытия: вред или благо?
Автор: Вильданов Ильнур Наилевич,
обучающийся 5И класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №5
Научный руководитель:
Вильданова Эльвира Рашитовна,
Федюшкина Ольга Борисовна,
учителя истории и обществознания
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №5
г. Пыть-Ях, 2017
[1] Официальный сайт Президента России. Доступ по ссылке: http://kremlin.ru/events/president/news/51142
[2] АНГЛИЙСКОГО П. С., ПЕТРОВА К. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ: НАУКА И ВЕРА.
[3] Герасимов И. Г. Структура научного исследования: философский анализ познавательной деятельности в науке. – "Мысль", 1985.
[4] Иванюков М. И. и др. ВЛИЯНИЕ СОТОВОГО ТЕЛЕФОНА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА //СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ. – С. 72.
[5] Ермакова И. Генетически модифицированная соя приводит к снижению веса и увеличению смертности крысят первого поколения //экосинформ. – 2006. – №. 1. – С. 4-9.
[6] Солдатова Г. и др. Пойманные одной сетью //Социально-психологическое исследование восприятия интернета детьми и подростками–М. – 2011.
[7] Ерина Ю. С. к. т. н., доцент кафедры математики и информатики Финансовый университет при Правительстве РФ (Владикавказский филиал) г. Владикавказ, РФ.
[8] Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика //Ростов: цввр. – 2001. – Т. 708.
[9] Александров Ю. А., Остапенко А. А., Гентош А. В. Исследование уровня электромагнитных излучений от некоторых технических устройств //Вестник Приазовского государственного технического университета. Серия: Технические науки. – 2014. – №. 28.
[10] Шустова Д. и др. Проблемы экологии на транспорте. – Национальный авиационный университет, 2012.
[11] Источник 10.
[12] Романовский Г. Б. Право, генетика, клонирование //Гражданин и право. – 2017. – №. 11-2015. – С. 10.
[13] Источник 5.
[14] Электронная версия журнала Корреспондент от 1 ноября 2013 №43. Доступ по ссылке: http://korrespondent.net/tech/science/3204564-rukotvornye-katastrofy-desiatka-samykh-vrednykh-yzobretenyi-chelovechestva
[15] Интернет-журнал "Наука и жизнь", Обратная сторона упаковки. Доступ по ссылке: https://www.nkj.ru/archive/articles/9315/
[16] Водовозова М. и др. ПРОБЛЕМЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
[17] Лапуть О. С., Жизневская В. И., Близнец К. И. Как воспитать «зеленого» потребителя. Методическое пособие.
[18] Источник 15.
Слайд 1
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «МЫ – будущее ЮГРЫ» Научные достижения и открытия: вред или благо? Автор: Вильданов Ильну р Наилевич , обучающийся 5и класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5 Научный руководитель: Вильданова Эльвира Рашитовна , учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5Слайд 2
2 Двоякое воздействие открытий на жизнь человека и окружающей среды: изобретения - это движение вперед или рукотворные катастрофы? Действительно ли они опасны и вредны для человечества, или это всего лишь излишняя и надуманная угроза? Может ли быть минимизирован вред при их разумном использовании? ПРОБЛЕМА, АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ 2017 год объявлен Годом экологии в России в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. В рамках данного проекта автор поднимает ключевой вопрос на злобу дня - двоякое воздействие открытий на жизнь человека и окружающей среды. По мнению автора, прогресс должен основываться на понимании и принятии ответственности за жизнь и ее изменения, сохранность природы! ПРОБЛЕМА: АКТУАЛЬНОСТЬ:
Слайд 3
3 Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что не все открытия человека связаны с движением вперед, более того - достижения цивилизации могут усугублять нашу жизнь, пагубно влиять на окружающую среду, изменять облик планеты и живого на ней, но риски негативных последствий могут быть нивелированы при их разумном использовании и создании способов устранения вредного влияния. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 4
4 информационная, т.е. знакомство с теми негативными последствиями, которые несут человечеству самые современные и так необходимые нам изобретения, и привлечение внимания в Год экологии в России к проблеме ответственности науки, исследователей и всех, кто создает и использует достижения научной мысли, за опасные последствия последних для живого. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Изучить литературу по тематике исследования. 2. Представить сведения о ряде вредных достижений цивилизации (выборка автора): - описать их значимость, с какой целью создавались и каким образом эти достижения оказывают негативное влияние в современном мире; - соотнести полезные и вредные эффекты. 3. Провести анкетирование учащихся 5-11 классов СОШ №5 с целью выяснить какие изобретения являются самыми вредными (по мнению школьников), проанализировать результаты анкетирования. 4. Вывести ответ на ключевой вопрос исследования о вреде открытий человека. 5. Создать макет информационных памяток по использованию опасных изобретений. ЦЕЛЬ: ЗАДАЧИ:
Слайд 5
5 Теоретические: поиск, сбор и анализ информации по теме исследования МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Эмпирические: социологический опрос
Слайд 6
6 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Введение I . Вредные изобретения нашей цивилизации II . Вредные изобретения глазами школьников Заключение
Слайд 7
7 ВРЕДНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ 1. КОМПЬЮТЕР
Слайд 8
8 ВРЕДНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ 2. ИНТЕРНЕТ
Слайд 9
9 ВРЕДНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ 3. ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Слайд 10
10 ВРЕДНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ 4. АВТОМОБИЛИ
Слайд 11
11 ВРЕДНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ 5. ПЛАСТИК В центре Казани лебедь расчищает берег озера от кучи мусора: https://www.youtube.com/watch?v=o8VtQKvfswA
Слайд 12
12 II. ВРЕДНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ ГЛАЗАМИ УЧАЩИХСЯ 60%: ГМО 39%: ТЕЛЕВИДЕНИЕ 24%: КОМПЬЮТЕР 21%: КЛОНИРОВАНИЕ 14%: АВТОМОБИЛИ 14%: ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГИЯ 2%: МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ 2%: затрудняюсь ответить + АЛКОГОЛЬ И ТАБАК 5-8 КЛАССЫ 9-11 КЛАССЫ 47%: ГМО 43%: ИНТЕРНЕТ 28%: АВТОМОБИЛИ 28%: КЛОНИРОВАНИЕ 20%: КОМПЬЮТЕР 14%: ТЕЛЕВИДЕНИЕ 6%: затрудняюсь ответить
Слайд 13
13 ВЫВОДЫ Рассмотренные в данной работе открытия и изобретения действительно делают жизнь человека более комфортной, удобной, интересной. Но обратная сторона медали присутствует в виде вреда - реального и потенциального. Главным выводом исследования стало понимание того, что сами по себе достижения цивилизации не могут быть ни вредными, ни полезными. Научные изобретения могут служить на пользу человеку, природе при их разумном, осознанном использовании.
Слайд 14
14 РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ Практическим результатом проведенного исследования стала информационная брошюра, описывающая возможности сократить риски негативного воздействия изобретений на нас и окружающую среду. Автор убежден, что такая работа будет способствовать повышению осведомленности о разумном использовании достижений науки в повседневной жизни.
Слайд 15
ЧЕЛОВЕК, БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ! ИСПОЛЬЗУЙ ТЕХНОЛОГИИ ОСОЗНАННО! БЕРЕГИ ОКРУЖАЮЩУЮ НАС ПРИРОДНУЮ СРЕДУ, ЖИВОТНЫЙ МИР И РЕСУРСЫ ПРИРОДЫ! ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ – НАШ ЕДИНСТВЕННЫЙ ДОМ! Ограничивай использование пластиковых и бумажных пакетов – вместо этого бери многоразовую холщовую сумку. Не выбрасывай мусор в неположенном месте. Помни, что пластик не разлагается и вредит природе, животным! Не губи живое, не рви цветы и не ломай деревья! Эффективно используй ресурсы: пиши на обеих сторонах листа, не лей впустую воду, отключай электричество при ненадобности – чрезмерность потребления создает нагрузку на природную среду. Используй повторно то, что возможно. Узнай больше о пунктах переработки отходов в твоем городе. В СОХРАНЕНИИ ПЛАНЕТЫ ВАЖЕН ВКЛАД КАЖДОГО! Проводи перед компьютером не более 2-3 часов в день, устраивая перерывы на зарядку (в т.ч., для глаз) через каждые полчаса работы. Ограничивай время для просмотра ТВ, выбирай образовательные каналы и программы, которые будут развивать тебя. Помни, что всемирная паутина не только вместилище полезных ресурсов, но и пространство для мошенников, вредного содержимого – будь внимателен и осторожен, сообщай взрослым обо всем, что вызывает опасения! Используй время, проведенное в сети, с умом – бери от нее полезное и развивающее, не заменяй реальное общение виртуальным. Помни о своем здоровье: гаджеты не должны отнимать его у тебя!
Слайд 16
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Голубая лягушка
Нарисуем попугая цветными карандашами
Девочка-Снегурочка
"Разделите так, как делили работу..."
Сочные помидорки