Практическая значимость исследования заключается в том , что ученица лично попытаюсь опровергнуть или убедиться в негативном влиянии гаджетов на результаты обучения
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_gadzhetov_na_shkolnika.docx | 32.93 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа п. Таёжный»
Районная научно- практическая конференция « Шаг в будущее»
Секция «Естественные науки и современный мир»
Влияние гаджетов на школьника.
( Исследовательский проект)
Автор:
Мазенкова
Валерия Евгеньевна,
обучающаяся 8 класса,
руководитель:
учитель биологии
первой категории
Василькова
Надежда Павловна
2017год
Этот тип запоминания называется транзактивная память.
Мы не помним саму информацию, но помним, где ее взять.
Спэрроу.
1.Введение
Неотъемлемой частью жизни современных подростков стали современные технологии, которые сопровождают нас везде: в школе, дома, на улице. Многие из нас уже не представляют своего существования без технических новинок современного мира – гаджетов, значение которых в нашей жизни может быть очень разным. Слово «гаджет» образовано от английского «gadget», переводится как «прибор, приспособление». Для подростков самое большое значение сейчас отводится Интернету и телефону, которые с одной стороны позволяют людям быть постоянно на связи и обеспечить себя современными знаниями, с другой это постоянное существования параллельного мира с множеством возможностей: общение, игры, развлечения.
Ежедневно во всемирной паутине присутствует 59% населения России. Это примерно 53 миллиона человек или каждый второй житель нашей страны. Школьники совмещают реальный и виртуальный мир, причем с каждым годом число детей, проводящих в виртуальном мире все больше времени увеличивается. По данным Фонда развития Интернета (2014), в среднем 91% российских детей в возрасте от 10-17 лет, пользуются Интернетом и выходят в Сеть в любое время и в любом месте, где есть такая возможность. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.
Интернет зависимость у подростков – распространенная проблема в современном мире. При всех полезных качествах компьютера – источник информации, фильмов, логические игры, головоломки, развитие коммуникативных навыков, способ найти новых друзей по всему миру, это источник опасности попасть в сети зависимости, так как именно подростки в силу возрастных особенностей, наиболее подвержены развитию психологических расстройств. Еще более серьезной проблемой является зависимость подростков от сотового телефона, потому что телефон можно взять с собой везде и всегда без ограничений во времени и пространстве. Школьники утопают в «мобильном виртуальном мире», не замечая никого вокруг себя. Различные гаджеты прочно вошли в нашу повседневную жизнь и мы не представляем своей жизни без них, поэтому актуальность моей работы состоит в оценке зависимости школьников от современных гаджетов на территории нашей школы.
Так как наблюдая за своими одноклассниками во время уроков и на переменах, общаясь с друзьями, я заметила, что ребята не отрываются от своих гаджетов: смартфонов, планшетов, телефонов, практически сводя к нулю общение реальное. Я думаю, что эта привязанность может перерасти в зависимость, а для некоторых моих знакомых этот диагноз уже реальность. Важно определить причины этой зависимости. Это может быть боязнь реального общения, семейные проблемы, отсутствие положительных эмоций, проблемы общения со сверстниками, одиночество или чрезмерная опека близких.
2. Цель, задачи и методы работы.
Цель: определить степень зависимости результатов обучения от интернет-зависимости обучающихся 8 класса.
Задачи исследования:
Изучить интернет – ресурсы и научно- популярную литературу по теме исследования
Провести анкетирование среди обучающихся школы на гаджет – зависимость и провести анализ полученных результатов
Изучить влияние гаджетов на память моих одноклассников.
Представить результаты исследования на уроке биологии и использовать в своей взрослой жизни.
Материалы и методика
При работе были использованы следующие методы:
1. метод изучения и анализа литературы;
2. метод анкетирования (Анкетирование проводилось среди одноклассников. Анкета разработана под руководством учителя биологии.);
3. метод сравнительного анализа;
4. технология проектной деятельности.
Предмет исследования – зависимость результатов обучения от интернет-зависимости обучающихся
Объект исследования – обучающиеся 8 класса МБОУСОШ п. Таежный
Практическая значимость исследования заключается в том , что я сама лично попытаюсь опровергнуть или убедиться в негативном влиянии гаджетов на результаты обучения.
3.Анализ интернет- ресурсов и научной литературы.
Благодаря интернет- ресурсам я нашла сведения, раскрывающие положительное влияние гаджетов на развитие ребенка.
Плюсы использования гаджетов и ПК
1.ПК, ноутбуки, планшеты и смартфоны хороши тем, что дают доступ к информации в Интернете и позволяют использовать различные программы.
2. Развитие мелкой моторики. Работа на устройствах с джойстиком, кнопками и тачскрином (сенсорным экраном) позволяют разрабатывать пальчики и тренировать мелкую моторику, а значит и тренировать внимание малыша.
3.Обучение младших школьников. Происходит с помощью специальных обучающих программ и игр, использующих зрительные образы и активные формы работы самого ребенка.
4.Доступ прямо из дома к большому количеству полезной информации. В Интернете можно прочитать последние новости, найти тексты книг, отыскать интересную информацию по заданной теме и различным наукам, причем мгновенно.
5.Формирование у школьников навыка поиска и фильтрации информации. Наиболее активно данное умение формируется в подростковом возрасте. Обилие различных информационных сайтов ставит школьника перед необходимостью анализировать все получаемые сведения и отбирать из них достоверные. (Но при этом следует отметить, что пользуется этим меньшинство школьников. Большинство из них использует первые попавшие сведения, редко обращая внимание на то интересна и понятна ли для слушателей информация).
6.Возможность зафиксировать определенный момент. Сфотографировать или снять на камеру. Сейчас все современные гаджеты снабжены встроенной фотокамерой. На самом деле это очень удобно и но и актуально)
7. Связь с одноклассниками и учителями. Создаваемые специальные блоги и группы в соцсетях для учеников определенного класса, на страницах которых учитель и ученики могут обмениваться информацией и новостями.
Минусы использования гаджетов и ПК
Частое и ненормированное использование гаджетов может привести к ряду негативных последствий:
1. Уход от реальности. Музыка, игры, постоянный просмотр социальных сетей помогает отодвинуть собственные проблемы, требующие сиюминутного решения и создать самому себе иллюзию того, что в их жизни все в порядке;
2. Зависимость. Зависимость от использования гаджетов прослеживается у большинства их пользователей. Пролистнуть новостную ленту социальных сетей, просмотреть фотографии в Инстаграмме, поставить лайки, написать комментарии. Или же наоборот, выставить очередную собственную фотографию, заходить через каждую минуту и смотреть, не появился ли к ней новый комментарий.
3. Жизнь в виртуальном мире. Пообщаться с друзьями не при личной встрече, а по скайпу. Перекинуться смс-ками , познакомиться на сайте знакомств. Поддерживать статус своей страницы в социальных сетях, редактировать новые и новые фотографии для своего профиля
4.Экономическая выгода. Создатели гаджетов извлекают экономическую выгоду, выпуская все новые и новые модели: удобные, совершенные, функциональные. Стоят эти модели не дешево, мы загораемся, просим. А некоторые требуют от родителей приобретение этих новинок. В сумме все это приводит к деградация личности.
5.Влияние на здоровье. Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм. Анализ групп школьников показал, что дети, регулярно использующие планшеты и смартфоны, отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта. Также ученые и психологи отмечают:
- у детей часами проводящими за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы;
- постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят);
- регулярное применение гаджетов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется.
- постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к ухудшению кровоснабжения головного мозга.
В течение эксперимента ученые оставляли испытуемых в пустой тихой комнате с тусклым светом, без смартфонов и других гаджетов. Впоследствии психологи просили людей воспроизвести полученную информацию.
Как оказалось, подопытные, которые просто отдыхали, вспоминали на 10% процентов больше информации, чем те, которые играли со своими электронными друзьями. Кроме того, ученые отметили, что процесс запоминания усиливается даже у тех, кто страдает амнезией.
Кроме того, исследование американских ученых показало, что при необходимости найти ответ на сложный вопрос, некоторые тестируемые сразу обращались к компьютеру, даже не пытаясь поискать в памяти что-нибудь по данному вопросу. Эта особенность человеческого мышления подтвердилась результатами еще одного эксперимента: большинство участников лучше запоминали не абстрактные данные, а ту папку из пяти в компьютере, куда эти данные были помещены.
6. Гаджеты и успеваемость. Родители стремятся приобрести для своего ребенка персональный компьютер, который, по их мнению, является первоочередным помощником в учебе. Однако ученые утверждают, что наличие дома компьютера оказывает отрицательный эффект на школьную успеваемость
В 2010-2015 гг. проведены исследования 150 тыс. школьников в возрасте от 10 до 14 лет, в которых изучали информацию о владельцах компьютеров и сравнивали годовые отметки по основным дисциплинам до и после покупки домашнего компьютера. В результате установлен умеренный, но вполне заметный отрицательный эффект, вызванный доступностью компьютера.
Причина такого положения объясняется тем, что в основном школьники компьютер используют для игровой и коммуникативной деятельности посредством Интернета, и лишь немногие используют его для поиска полезной информации.
Как же влияет наличие гаджета на успеваемость я попытаюсь выяснить, проведя собственные наблюдения и исследования.
Первое мое наблюдение – у моих одноклассников наблюдается монологическая речь. Они затрудняются дать полный развернутый ответ на устных предметах (Я думаю, что это не зависит, нравится или не нравится данный предмет ученику. В 7 классе ответы и рассказы одноклассников были полнее и эмоциональнее, но это не значит, что они перестали учить домашнее задание, тяжелее стало высказывать свои мысли)
Ученые этот эффект называют -отставание в развитии речи. В последние годы и родители и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Но речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются односложно. Замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. Собственная самостоятельная, содержательная активность не только блокируется, но (!) не развивается, и даже не возникает, не появляется.
Мои наблюдения:
Порядковый номер одноклассника | общение со сверстниками | Общение со взрослыми |
| Свободное на любую тему | Свободное на любую тему |
| Свободное на любую тему | Свободное на любую тему |
| Свободное на определенную тему | Свободное на определенную тему |
| Свободное на любую тему | Свободное на определенную тему |
| Свободное на определенную тему | Свободное на определенную тему |
Люди, свободно общающиеся на любую тему –любопытные и интересовались вопросами как через интернет, так в реальности. Люди, имеющие ограничения в общении – интересуются либо образовательным направлением, либо развлечениями.
Анкетирование одноклассников:
Результаты успеваемости
Порядковый номер одноклассника | количество по устным предметам ( за 2 четверти) | динамика | |||||
7 класс | 8 класс | ||||||
«3» | «4» | «5» | «3» | «4» | «5» | ||
1.Катя | 0 | 3 | 10 | 0 | 5 | 8 | Снижение 5 |
2.Настя | 0 | 5 | 8 | 0 | 6 | 7 | Снижение 5 |
3.Игорь | 9 | 4 | 0 | 10 | 3 | 0 | Увеличение 3 |
4.Наташа | 0 | 5 | 8 | 2 | 7 | 4 | Увеличение 3 |
5.Настя | 0 | 6 | 7 | 0 | 6 | 7 | Без изменений |
Результаты эксперимента:
У всех нас качество успеваемости снизилось по причине того, что мы больше времени стали уделять развлечениям, общению и потому не всегда справляемся с образовательными задачами. Один из нас стал лучше учиться , по при этом , свободно общаться с одноклассниками может только на образовательные темы. Некоторые молодежные темы ( мода, технологии с гаджетами) для нее непонятны, так как в основном , используя гаджеты – она только обучается.
Вывод:
Кажущееся безобидными гаджеты, таят в себе серьёзные опасности и могут повлечь негативные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.
Ворона
Как напиться обезьяне?
Хризантема и Луковица
Флейта и Ветер
Как зима кончилась