Работа «Управление системой образования Калининского района: представляет исследование системы управления образованием на муниципальном уровне.
Цель работы состоит в том, чтобы показать особенности управления системой образования на примере муниципального образования Калининский район.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность системы образования как объекта муниципального управления;
- дать социально-экономическую характеристику Калининскойго района;
- выявить проблемы в системе образования муниципального образования Калининский район;
- провести анализ управления образованием;
- определить пути совершенствования системой образования в Калининском районе.
В работе представлен SWOT-анализ состояния системы образования района, где приведена характеристика внутренней (сильные и слабые стороны) и внешней среды (возможности и угрозы) системы образования. SWOT-анализ позволяет определить приоритетность задач и за счет сильных реализовать возможности, нейтрализовать угрозы, снизить или устранить влияние слабых сторон системы образования.
Таким образом, целью современного управления образованием является создание совокупности социообразовательных условий, позволяющих обеспечить: а) преемственность развития на основе единства оперативного и долгосрочного планирования, опирающегося на научный прогноз; б) совокупную методическую, материально-техническую, финансово-экономическую базу развития; в) рациональную организацию труда участников педагогического процесса, их подготовку, переподготовку при опережающей тенденции обучения управленческого персонала; г) устойчивое и динамичное функционирование образовательной системы.
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_sistemoy_obrazovaniya_kalininskogo_rayona.docx | 608.42 КБ |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
1. Система образования как объект муниципального управления | 6 |
| 6 |
| 13 |
2. Система управления образованием в муниципальном образовании Калининский район | 16 |
2.1 Социально-экономическая характеристика муниципального образования | 16 |
2.2 Анализ управления образованием | 24 |
3. Совершенствование управления образованием в муниципальном образовании | 30 |
Заключение | 34 |
Список использованной литературы и источников: | 35 |
Приложение | 37 |
ФЕДОРОВА Мария Михайловна
Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская
МБОУ – «Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И Покрышкина, 10 «А» класс
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Научный руководитель: Шевченко Елена Александровна, учитель истории, обществознания кубановедения МБОУ СОШ №2
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Введение
Образование является важнейшим инструментом социализации человека в обществе. Образование основано на получении систематизированных знаний, освоении умений и навыков и направлено на развитие личности. Оно включает не только обучение, но и воспитание человека, его нравственных и гражданских качеств. Образованность является основой общей культуры человека и общества, одним из важных показателей социального прогресса. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников, сознательных и активных граждан. Нравственное здоровье общество, уровень его культуры зависит от качества образования. А само качество – от рационального и правильно организованного управления процессом образования.
В настоящее время под образование понимается: целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Oбразование – важнейший двигатель прогресса, источник для человеческого роста, колоссальный духовный потенциал нации. Общество нуждается в человеке будущего, способном открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве.
На сегодняшний день тема управления образованием является как никогда актуальной. За последние годы нестабильного положения в стране в области образования накопилось огромное количество проблем. Внедряются новые федеральные государственные образовательные стандарты, складывается новая структура образовательного процесса. Поэтому, сфера образоваения является приоритетной, и что образование ответственно не только за обучение и воспитание подрастающих поколений, оно по-своему ответственно и за экономику, и за политику страны.
Возрастание роли образования в решении задач социально - экономического развития Краснодарского края заключается в:
- создании условий для повышения конкурентоспособности личности;
- развитии инновационной сферы;
- изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей;
- формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал края;
- формировании социальной и профессиональной мобильности;
- формировании кадровой элиты общества.
Актуальность работы определяется происходящими процессами в России и в мире, а также глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни, в том числе в образовании. В современных условиях усиливается потребность реформирования управления школьным образованием. В Концепции целевой программы российского образования на период до 2020 года подчеркивается, что одна из ближайших целей модернизации - формирование оптимальной модели управления, в которой четко распределяются и согласовываются компетенции, полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего — образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур [3].
Объект исследования – Муниципальная система образования Калининского района.
Цель работы состоит в том, чтобы показать особенности управления системой образования на примере муниципального образования Калининский район.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность системы образования как объекта муниципального управления;
- дать социально-экономическую характеристику Калининскойго района;
- выявить проблемы в системе образования муниципального образования Калининский район;
- провести анализ управления образованием;
- определить пути совершенствования системой образования в Калининском районе.
Основой при написании работы выступил Закон Российской Федерации «Об образовании», содержащий общие положения законодательства в области образования, отражающий систему образования, управление этой системой, экономику системы образования, социальные гарантии реализации прав граждан на образование и международную деятельность в области образования. Также были использованы отчеты Главы Калининского района за 2014-2016 гг., анализ деятельности Управления образованием Калининского района.
В качестве информационной базы исследования использованы данные официального сайта Краснодарского края и сайта муниципального образования Клининский район, сайта Управления образования Калининского района, также сайты общеобразовательный школ Калининского района.
Для написания работы использованны материалы статей и исследований российских педагогов, психологов. Разработке теоретических основ этих проблем посвящены работы: Лазарева В.С., Моисеева А.М. Третьякова П.И., и др., в которых затрагиваются проблемы управления системой образования. Общие проблемы управления образованием были широко исследованы в работах Белякова, В. С. Глазунова Н.И., Токарева С.В., Уткина Э.А., Денисова А.Э., Шамхалова Ф.
Результатами этих работ явилась оценка роли государства и регионов в регулировании и управлении образованием, предложения по формированию основных направлений образовательной политики в условиях реформирования образования, обоснование необходимости повышения общественной составляющей в управлении образованием и др.
1. Система образования как объект муниципального управления
1.1 Сущность, цели и задачи муниципальной системы образования
Образовательный уровень населения - одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов. Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики, базирующейся на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании.
В России проводится политика реформирования сферы образования. Предусматривается переход к 12-летнему среднему образованию, введен единого единый стандартизированный государственный экзамен для выпускников, позволяющего без вступительных экзаменов поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов. Система образования перешла на новые федеральные государственныйе стандарты обучения.
В системе образования выделяются следующие типы образовательных учреждений:
1. Дошкольные: ясли, детские сады.
2. Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи и пр.
3.Учреждения начального профессионального (училища), среднего профессионального (техникумы, колледжи), высшего профессионального - (институты, университеты, академии) и послевузовского профессионального (аспирантура и докторантура, курсы, институты повышения квалификации и переподготовки) образования.
4. Специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонением в развитии: школы для слабовидящих, глухих и пр.
5. Учреждения дополнительного образования детей, музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества детей и юношества, станции юных техников и пр.
6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: интернаты, детские дома.
С учетом потребностей и возможностей личности используются разные формы получения образования: в образовательном учреждении (очные, очно-заочные (вечерние), заочные формы), в форме семейного образования, самообразования, экстерна.
Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникает ряд сложных проблем: отсутствие четких требований к управленцам, нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг и др. Все это негативно влияет на муниципальную систему образования. Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием.
Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования. Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты, которые устанавливают обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.
Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования создаются государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (местные) [19].
Управление системой образования можно представить как сложноструктурированную, многофункциональную, специально организованную деятельность органов государственной власти совместно с общественными институтами, направленную на повышение эффективности функционирования системы образования страны, региона, в целом образования как социального института в соответствии с целями и задачами развития общества и государства на конкретном историческом этапе их развития.
Рис. 1. Система управления образованием
Это процесс, как видно на рисунке 1, включает в себя анализ и оценку сложившейся практики в сфере образования, и постановку целей и задач образовательного управления, и планирование деятельности по реализации поставленных задач, и организацию согласованной между всеми элементами системы образования.
Таким образом, управление системой образования есть управление системное, а сама система образования есть не что иное, как система управления.
В самом общем виде к числу главных задач системного управления в сфере образования относятся:
- управление функционированием образовательных систем (подсистем) различного уровня и масштабов;
- системное управление образованием посредством преобразования образовательных систем;
- управление образованием посредством синтеза (созидания) образовательных систем;
- преодоления информационной недостаточности в процессе системного управления образованием [14, стр.11].
В реализации закона «Об образовании в Российской Федерации» важную роль играют местные органы власти.
В своем Послании Федеральному собранию в 2016 г. Президент России В.В.Путин отметил, что «местная власть должна быть устроена так — а ведь это самая близкая власть к людям, — чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой». И далее: «считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах». Как правило, на местах муниципальные органы власти передают полномочия в сфере образования одному из своих структурных подразделений — муниципальному органу управления образованием (МОУО). В различных территориях они именуются по-разному: управление образования, отдел образования, управление по делам образования, комитет по образованию, отдел по образованию, отдел по образованию и молодежной политике, отдел по образованию, опеке и попечительству администрации муниципального образования и т.д.
Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного самоуправления в области образования, являются статья 43 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закон РФ «Об образовании», Федеральные законы «Об утверждении федеральной программы развития образования», «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие правовые акты. Данные Законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, региональном законодательстве.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относятся:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного школьного образования по основным образовательным программам, за исключением финансового обеспечения образовательного процесса, отнесенного к полномочиям субъектов РФ;
- организация предоставления дополнительного образования детям и бесплатного дошкольного образования;
- создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений;
- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
- учет детей, подлежащих обязательному обучению по программам основного общего образования;
- опека и попечительство [2].
Для государства сегодня важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».
Главной целью работы управления образования является выполнение государственного заказа в сфере образования. Федеральная программа определяет ее так: «создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации» [3].
Согласно Постановлению Главы Калининского района «Об отделах управления образования администрации муниципального образования Калининский район» от 30.09.2016 г. №74 целями и задачами Управления образования района являются:
Цель: обеспечивать непосредственное исполнение функций органов местного самоуправления района в области общего образования, осуществлять регулирование условий образовательного процесса, обеспечивать успешную реализацию тех целей и задач, которые общество и государство ставят перед системой образования, контролировать соблюдения образовательными учреждениями законодательства и муниципальных правовых актов об образовании, а также государственных образовательных стандартов, участвовать в реализации государственной политики в сфере воспитания подрастающего поколения, определять воспитательную стратегию в системе образования района, координировать эту работу в подведомственных образовательных учреждениях.
Задачи:
1. Обеспечение условий для реализации прав граждан на получение установленного Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» обязательного начального общего, основного общего и среднего общего образования.
2. Сбор и анализ статистических данных о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в подведомственных общеобразовательных учреждениях.
3. Сбор, накопление и анализ информации о состоянии системы общего образования в районе, подготовка материалов для годового отчета Управления.
4. Координация, руководство и инспектирование деятельности муниципальных образовательных учреждений по реализации единой государственной политики в области образования, обеспечению преемственности между уровнями дошкольного и общего образования.
5.Формирование муниципального заказа на образовательные услуги.
6.Разработка предложений по оптимизации сети образовательных учреждений и номенклатуры образовательных услуг.
7.Осуществление анализа состояния воспитания в районе с целью улучшения качества воспитательного процесса в образовательных учреждениях района.
8. Содействие созданию условий для самореализации школьников, освоение ими социально-приемлемых форм поведения, обогащение их социального опыта в рамках культурно - досугового пространства района.
9.Оказание помощи всем заинтересованным организациям в совершенствовании работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
10. Организационное и правовое обеспечение деятельности работников образования и учреждений, ответственных за организацию и проведение воспитательной работы и внеурочной деятельности.
11.Управление образовательным процессом и контроль качества образования на территории района.
12.Мониторинг деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений по выполнению государственных образовательных стандартов, по реализации установленных стандартов и правил в сфере дополнительного образования детей и воспитательной системы.
13.Прогнозирование развития муниципальной системы образования.
14.Обеспечение соблюдения и исполнения подведомственными образовательными учреждениями действующего законодательства и муниципальных правовых актов в области образования [4].
Реализация муниципальной политики в сфере образования и науки в значительной мере определяется уровнем работы соответствующих муниципальных органов. Поэтому Управление образования наделено рядом обязательных и непосредственных функций. На рисунке 2 представлены основные из них, как видно, к ним относятся планирование, координация, контроль, взаимодействие Управления образования с образовательными учреждениями и конечный этап работы – анализ и прогнозирование.
Рис. 2. Функции муниципального органа управления образованием
Согласно новым нориативно-правовым актам в работе муниципального органа управления образованием (МОУО) добавились некоторые современные направления (письмо Минобрнауки России от 18 июля 2013 года № 08-950):
- Открытость образовательных систем.
-Деформализация деятельности коллегиальных и совещательных органов при МОУО.
- Общественные советы при МОУО.
- Предоставление муниципальных услуг в электронном виде (210-ФЗ).
- Электронный документооборот.
- Модельные локальные акты ОО (ФЗ от 29.12.2012 г. №273 -ФЗ).
- Муниципальные программы в сфере образования.
- Новые формы планирования: стратегия развития, долгосрочный план развития муниципальной образования, «дорожные карты»; долгосрочный план работы МОУО.
- Бюджетный процесс (доведение зарплаты педработников до уровня средней в экономике по региону, формирование муниципального задания, план финансово-хозяйственной деятельности, делегирование представителей в коллегиальные органы).
- Аттестация руководителей подведомственных ОО.
-Эффективный контракт с педагогами и руководителями подведомственных ОО и их должностные обязанности (письмо Минтруда России от 26.04.2013 г. № 167н).
- Анализ самообследования подведомственных ОО (приказ Минобрнауки РФ от 14.06.2013 г. № 462, приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. N 1324).
- Мониторинг подведомственных ОО, в т.ч. муниципальный мониторинг (постановление Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662).
- Разработка показателей эффективности подведомственных ОО (письмо Минобрнауки России от 20.06.2013 г. № АП-1073/02).
- Рейтинги (в том числе общественные) подведомственных ОО, и их руководителей.
- Независимая система оценки качества образования (письмо Минобрнауки России от 14 октября 2013 года № АП-1994/02).
- Контроль подведомственных ОО.
- Общественная аккредитация ОО.
Таким образом, в бысроизменяющихся социально-экономических условиях, системе образования требуется совершенствование форм и методов деятельности органов управления, дающих возможность поднять эффективность образования на должный уровень, и помогающих решить проблемы в данной сфере. Какие же основные проблемы существуют в системе муниципального образования?
1.2 Проблемы муниципального образования
Образование всегда сталкивалось с множественными проблемами на своем пути. Этот процесс формирования и воспитания общества нелегкий, и требует много сил и отдачи. На каждом этапе возникают сложности, которых необходимо преодолеть. Нелегко создать здоровую систему образования. В современном образовании есть много чего не было когда-то, и тем не менее, сложно сказать, что данная система является идеальной.
В сиситеме муниципального образования имеет место ряд серьезных проблем, требующих решения: большинство наших школ и детских садов построены в 70-80-е годы прошлого века. За время длительной эксплуатации наблюдается износ зданий. В настоящий момент необходимо совершенствование школьной инфраструктуры: проведение ремонтов крыш, канализаций и водопроводов, модернизация котельного оборудования, укладка тротуарной плитки на школьных дворах и благоустройство пришкольных территорий.
Дополнительное образование в Калининском районе остается востребованным, бесплатным и доступным. В целях организации содержательного досуга школьников, выявления и развития творческого потенциала детей и подростков с учетом современных потребностей необходимы меры по развитию дополнительного образования и укреплению материально-технической базы. В настоящее время айон имеет недостаточную материально-техническую оснащеннность для проведения районных соревнований, конкурсов, спортивных мероприятий.
В связи с тем, что возрастной показатель работающих педагогов по стажу работы свыше 20 лет можно говорить и о накопленном опыте и о проблеме старения кадров в районе. Необходимо готовить заявку на молодых педагогов в профессиональные учебные заведения, проводить работу с детьми по популяризации и востребованности учительской профессии.
На современном этапе развития общества Российский и мировой рынок труда предъявляет требования и к уровню теоретических знаний, и к профессиональной компетентности, и к коммуникабельности, и к степени обязательности, надежности и ответственности потенциального работника. Получив фундаментальное образование, человек должен самостоятельно работать и продолжать в течение всей трудовой жизни учиться и при необходимости переучиваться. Способность к самообучению будет способствовать успешному профессиональному и карьерному росту человека, в какой бы он сфере, на какой бы территории он ни работал. Поэтому, самой главной проблемой является повышение качества образования и педагогического мастерства преподавательского состав.
Проблемные вопросы имеют место в реализации следующего направления:
- недостаточная готовность учителей к введению ФГОС ООО в части использования системно-деятельностного и компетентностного подходов;
- недостаточность разработанных методических материалов для разработки контрольно-измерительных материалов для оценки образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС;
- несоответствие содержательных задач деятельности по введению ФГОС кадровым и техническим условиям их реализации, существующая инфраструктура не в полной мере обеспечивает условия реализации ФГОС нового поколения; недостаток бюджетных средств, выделяемых на совершенствование материально-технической базы учреждений, благоустройство школьных территорий, ремонт и строительство.
Остро стоит вопрос кадровой обеспеченностью медицинской деятельности медицинских кабинетов школ.
Положительных результатов на рынке образовательных услуг можно добиться, хорошо ориентируясь в быстро меняющейся экономической ситуации, планируя и осуществляя свои действия, направленные на решение современных проблем системы образования с учетом прогнозируемых финансовых, налоговых, управленческих и иных последствий.
Таким образом, работники системы образования и педагогической науки, должны эффективно решать задачи и проблем этой системы – организационные, содержательные, научно-методические, финансовые, материальные и другие для обеспечения высококачественной подготовки подрастающих поколений к жизни и деятельности в этом обществе.
Для успешного решения стоящих перед ними задач и проблем нужны профессиональные управленцы. Так как уровень квалификации работников системы образования является одним из определяющих, если не самым определяющим, в качестве образовательной системы. Многие наши проблемы появились не из-за того, что нет каких-то ресурсов: финансовых, материальных и т.д. Наши проблемы от того, что мы, порой, не знаем: как эти ресурсы получить и как правильно расходовать. А ресурсы на самом деле есть и внутри системы и вне ее.
2. Система управления образованием в муниципальном
образовании Калининский район
2.1. Социально-экономическая характеристика муниципального образования
Функции по управлению образованием в Калининском районе возложено на Управление образованием муниципального образования Калининский район. Уравление является самостоятельной единицей в структуре администрации района.
Администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Краснодарского края. Она осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством, Уставом, решениями Совета.
В настоящее время структура органов управления образованием не регламентирована и осуществляется в разных формах в зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, сети образовательных учреждений, а также наличия необходимых специалистов. На рисунке 3 представлена структура Управления образованием Калининского района.
Рис. 3. Система управления образованием на муниципальном уровне
Главными составляющими элемкентами являются МКУ КМЦ – Муниципальное казенное учреждение консультационно-методический центр; МКУО ЦОКО - Муниципальное казенное учреждение образования Центр оценки качества образования. Следует обратить внимание на соподчинение, и обратную взаимосвязь между заведующими Методическими объединенями учителей-предметников и тюторов района по учебным предметам. А также ОУ-образовательных учреждений с методистами отделов Управления образования.
Начальник Управления дает указания, обязательные для всех работников отдела, вносит на утверждение главе администрации распределение должностных обязанностей между работниками отдела, предложения по штатному расписанию, по премированию и применению дисциплинарных взысканий.
Сотрудники Управления обязаны:
- качественно и своевременно выполнять возложенные на них должностные обязанности;
- обеспечивать сохранность и использование по прямому назначению материальных ценностей, находящихся в отделе;
- соблюдать требования правил внутреннего трудового распорядка.
В отсутствие начальника Управления образования его обязанности исполняет заместитель начальника отдела образования.
Следует отметить и иные управленческие механизмы на муниципальном уровне в сфере образования. Так во многих школах созданы попечительские и управляющие советы, в состав которых входят главы месных поселений, родители школ и др. Немаловажную роль играют общественные организации (казачество, служители церкви, профсоюзы и т.д.), что позволяет сделать управление образовательной системой более прозрачной, эффективной и восприимчивой к запросам общества.
С возрастанием самостоятельности образовательных организаций возрастает и ответственность муниципальных органов образования за развитие муниципальной системы образования в целом.
Основными целями деятельности Управления образования являются:
- участие в предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории сельских населенных пунктах муниципального образования Калининский район;
- участие в организации дополнительного образования детей, а также отдыха детей в каникулярное время на территории района;
- решение вопросов защиты прав детства несовершеннолетних, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан, проживающих на территории сельских населенных пунктов муниципального образования Калининский район;
- участие в обеспечении надлежащего содержания и функционирования муниципальных учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования, расположенных сельских поселениях муниципального образования Калининский район.
Реализуя цели своей деятельности, Управление образования выполняет следующие функции:
- принимает участие в реализации программ в области образования;
- готовит предложения по созданию, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, расположенных на территории сельских поселений муниципального образования Калининский район;
- согласовывает вопрос об оставлении учащимися общеобразовательных учреждений до получения основного общего образования, принимает совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, родителями, службой занятости меры по их трудоустройству;
- организует и осуществляет проведение образовательных, воспитательных мероприятий по работе с детьми, их родителями на территории сельских поселений муниципального образования Калининский район;
- выполняет функции органа опеки и попечительства;
- вносит предложения по закреплению микрорайонов за общеобразовательными учреждениями, контролирует установленный порядок учета и приема детей в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории сельских поселений муниципального образования Калининский район;
- комплектует детские дошкольные учреждения, расположенные на территории сельских поселений муниципального образования Калининский район;
- координирует, контролирует организацию дополнительного образования детей, отдыха детей в каникулярное время на территории сельских поселений муниципального образования Калининский район;
- осуществляет подбор и представление кандидатур для назначения руководителей образовательных учреждений, расположенных на территории сельских поселений муниципального образования Калининский район;
- осуществляет предварительную экспертизу учебных планов общеобразовательных учреждений, расположенных на территории сельских поселений муниципального образования Калининский район;
- согласовывает годовые учебные графики общеобразовательных учреждений, расположенных на территории сельских поселений муниципального образования Калининский район;
- принимает участие в контроле организации питания учащихся и воспитанников образовательных учреждений, расположенных на территории сельских поселений муниципального образования Калининский район;
- организует и координирует помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста вне образовательного учреждения;
- готовит ежегодную отраслевую статистическую информацию по образовательным учреждениям, расположенным на территории сельских поселений муниципального образования Калининский район;
- в установленном порядке осуществляет контроль деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Калининского района, в части предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования, общедоступного бесплатного дошкольного образования;
- принимает участие в контроле создания условий для медицинского обслуживания учащихся и воспитанников в образовательных учреждениях, расположенных на территории сельских поселений муниципального образования Калининский район;
- координирует, контролирует работу подведомственных учреждений образования по содержанию, ремонту зданий, обеспечению безопасных условий функционирования.
В Управлении работает 15 человек. Специалисты Управления образования, занимающие должности, соответствующие Реестру выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Краснодарском крае, являются муниципальными служащими. Большая часть служащих управления имеют возраст от 30 до 50 лет. Все служащие Управления имеют высшее образование. В структуру Управления входят несколько отделов: отдел охраны прав детей, отдел дошкольного воспитания и отдел общего среднего образования. Руководство деятельностью управления осуществляет начальник, который назначается и освобождается от должности Главой муниципального образования Калининский район.
Калининский район расположен в северо-западной части Краснодарского края. На востоке района граничит с Тимашевским районом, на юге — Динским и Красноармейским районами, на крайнем западе, по руслу рукава Протока — со Славянским, на севере — Приморско-Ахтарским районами.
Район был образован 19 июля 1924 года как Поповичевский район в составе Кубанского округа. С 1927 года по 1963 год неоднократно упразднялся и восстанавливался. Вновь Калининский район был образовани 5 апреля 1978 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за счет территорий Красноармейского и Тимашевского районов.
В состав муниципального образования входят 8 сельских поселений: Калининское, Старовеличковское, Бойкопонурское, Гришковское, Новониколаевское, Джумайловское, Куйбышевское, Гривенское, объединяющих 27 населенных пунктов.
Общая земельная площадь района составляет болееста пятидесяти тысяч гектаров. Из них сельскохозяйственных угодий - 115,4 тыс. га, площадь пашни - более 101 тыс. га. Общая площадь орошаемой пашни - 34,5 тыс. га. Общая протяженность границ – 300 километров.
Калининский район богат водными ресурсами. Основной рекой является Понура. Район имеет обширные внутренние водоемы, лиманы, плавни. Богата наша земля кирпичной глиной, песком и морской ракушкой. Кроме того, выявлены запасы газа на Гречановском, Гривенском и Пригибском месторождениях.
Калининский район является одним из самых привлекательных мест края для организации отдыха, охоты и рыбалки. Ловля судака, тарани, карпов, сазанов, окуней и щук в течение всего года притягивает рыбаков, как Калининского района, так и других регионов.
Основу экономики муниципального образования Калининский район составляют динамично развивающийся агропромышленный комплекс, рыбоводство и рыболовство. Основными факторами развития этих отраслей явилось то, что благодаря своим уникальным природно-климатическим условиям, богатым плодородным землям, в районе издавна производили сельскохозяйственную продукцию. Наиболее развитыми отраслями являются сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность.
Производством сельхозпродукции в районе занимаются 28 крупных, средних и малых предприятий, 274 крестьянских (фермерских) и 17795 личных подсобных хозяйств, 163 индивидуальных предпринимателя.
Крупнейшие предприятия района:
В Калининском районе большое внимание уделяется вопросам, связанным с поддержкой развития малых форм хозяйствования. Основными ценными природными ресурсами Калининского района являются высокоплодородные черноземы (около семидесяти процентов всей площади). Хорошее качество земли и благоприятные климатические условия позволяют получать высокие урожаи сельскохозяйственной продукции, что способствует росту инвестиционного потенциала района.
В 2014-2016 гг. по многим направлениям экономической деятельности удалось удержать положительную динамику, преодолеть или сократить отставание.
Динамично в течение последних пяти лет в районе развивается отрасль рисоводства. В весе после доработки получено около 86 тыс. тонн белого зерна. При этом впервые за всю историю рисосеяния в Калининском районе средняя урожайность с одного гектара в весе после доработки составила 68,6 центнеров. Калининский район в соревновании «Жатва риса 2015 года» занял первое место в крае и стал хозяином краевого праздника урожая.
Стратегическим направлением в растениеводстве за последние годы стало увеличение производства овощных культур. Повысился спрос на овощную продукцию, особенно на зеленый горошек, кабачки, помидоры, огурцы, витаминную тыкву. В результате этого площади под овощами ежегодно растут.
Основная доля производства сосредоточена на предприятиях малых форм собственности. Общий объем отгруженных товаров собственного производства за 2015 год составил 1 миллиард 398 миллионов рублей.
Особое место в экономике района играют индивидуальные предприниматели. Оборот продукции (работ и услуг) в среднем и малом предпринимательстве Калининского района по итогам 2015 года составил 7 млрд. рублей, что составляет 46,4 % от общего оборота всех хозяйствующих субъектов муниципального образования, при этом в абсолютном выражении данный показатель вырос к уровню прошлого года на 10,6 %.
Общей стратегической целью развития муниципального образования является обеспечение притока инвестиций в экономику района в целях повышения качества жизни населения. Объем инвестиций по крупным и средним предприятиям района за 2014 год составил почти 708 млн рублей. В настоящее время в районе продолжается реализация крупных инвестиционных проектов – это строительство молочно-товарной мегафермы на 6 тыс. голов дойного стада, 2-й очереди семенного завода ООО «РосАгроТрейд», свиноводческого комплекса с годовым оборотом 57000 голов свиней ООО «СК «Октябрь», завода по производству металлических конструкций и производственных помещений ООО «Металлинжиниринг».
Калининский район активно участвовал в XIII Международном инвестиционном форуме «Сочи–2015», где район представил 16 инвестиционно привлекательных земельных участков, 18 инвестиционных проектов.
По итогам форума удалось заключить 4 соглашения на общую сумму около 600 миллионов рублей.
В 2016 году началось строительство завода по переработке семян пшеницы и риса ООО «Зерновая компания «Новопетровская». Всего планируется создать 80 новых рабочих мест.
Бюджет Калининского района за 2015 год по всем источникам доходов составил 864 млн руб., что составляет 98,7 % к уровню 2014 года. Собственные доходы за 2015 год составили 215 млн. руб., или 102,4 % к плановому показателю. Основу формирования бюджета района составляет налог на доходы физических лиц – 80,2 %.
В районе проживает более 51 тыс. человек. Национальный состав населения разнообразен: русские, украинцы, армяне, курды, удмурты и т. д.
Общее количество населения — 51 177 человек.
В том числе:
Количество работающих в районе человек — 16 964. Из таблицы 1 можно увидеть количество занятых в разных сферах [22] .
Таблица 1
Занятость населения Калининского района по основным профессионально квалификационным группам
Профессионально-квалификационная группа | Количество занятых |
работники бюджетной сферы | 3814 чел. |
работники в промышленности | 244 чел. |
работающие в агропромышленном комплексе и перерабатывающей промышленности | 9198 чел. |
фермеры | 352 чел. |
торговые работники | 695 чел. |
работающие на транспорте и в связи | 276 чел. |
в других отраслях | 811 чел. |
На 1 января 2016 года численность безработных граждан в районе составила 200 человек. Таким образом, зафиксирован уровень безработицы в 0,7 %.
Среднемесячная заработная плата в 2015-2016 гг. на предприятиях района составила более 22 тысяч рублей.
Среднемесячная заработная плата работников сельскохозяйственной отрасли района выросла на 23 % и составила почти 21 тысячу рублей, у работников оптовой и розничной торговли она выросла на 16 % и составила 25 тысяч рублей, работающих в отраслях транспорта и связи, выросла на 12 % и составила 22 тысячи рублей.
Как видно из таблицы 2 и рисунка 4, за последние годы наблюдается положительная динамика роста численности населения Калининского района. Происходит это как за счет естественного прироста, так и за счет миграции.
Таблица 2
Численность населения Калининского района
Наименование | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
Численность населения района | 50 750 | 50 897 | 51 139 | 51 177 |
Рис. 4. Динамика роста численности населения Калининского района
В Калининском районе действуют 15 творческих коллективов, имеющих высокое звание «Народный самодеятельный» и «Образцовый художественный».
Основными массовыми спортивными мероприятиями являются всекубанский турнир на Кубок губернатора Краснодарского края, Спартакиада трудящихся и сельские игры Кубани, в которых приняло участие более 7 тыс. детей и 3,5 тыс. – взрослых.
Важным направлением является вовлечение в занятие физической культурой и спортом населения с ограниченными возможностями. Таковыми являются 548 человек, которые занимается физической культурой, что соответствует 12 %.
Еще одним важным направлением является занятость детей, подростков и молодежи. В районе работает 2 учреждения физкультурно-спортивной направленности, в которых занимается 2310 детей и подростков, что составляет 51 % от числа учащихся дневных общеобразовательных учреждений (2016 год – 49,1 %).
В 2016 году спортсменами Калининского района завоевано 143 медали в краевых и всероссийских соревнованиях, подготовлено 514 спортсменов массовых разрядов, 14 - одноразрядников и 6 кандидатов в мастера спорта, которые являются неоднократными победителями краевых, всероссийских и международных соревнований.
2.2. Анализ управления образованием
Система образования района в 2016 голу представлена 34 учреждениями, в том числе: 16-тью дошкольными образовательными учреждениями, 14-тью общеобразовательными учреждениями (из них 1 – вечерняя школа), 4- мя учреждениями дополнительного образования (табл.3,4). Педагогические кадры: административный персонал-21 человек, 151 воспитатель, 8 логопедов, 2 педагога-психолога, 3 педагога дополнительного образования, 1 инструктор по физической культуре. Общеобразовательных учреждений – 14 [11, стр.1].
По форме собственности – все муниципальные. Также на территории района находится государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида. В 16 школах района в 2015 обучалось 4751 учащихся. В школе-интернате – 168 учащихся. Дошкольные учреждения посещали 2612 ребенка. В учреждениях дополнительного образования занимаются более 2600 воспитанников. В системе образования работают 1236 человек, из них 614 педагогов, которые обучают и воспитывают 4915 учащихся в школах и 2798 детей в детских садах. 3797 ребят получают дополнительное образование в учреждениях дополнительного образования [10, стр.2].
Таблица 3.
Детские образовательные учреждения Калининского района
Наименование | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
дошкольные детские учреждения | 16 | 16 | 16 |
средние общеобразовательные школы | 16 | 15 | 14 |
учреждения дополнительного образования | 4 | 4 | 4 |
Таблица 4.
Численность учащихся общеобразовательных школ
в Калининском районе за предыдущие три года
Наименование | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
количество учащихся средних общеобразовательных школ | 4860 чел. | 4772 чел. | 4915 чел. |
Общие расходы на статью «Образование» в Калининском районе в прошлом году составили 552 млн. 835 тыс. руб. или 67,5 % от районного бюджета, на год предстоящий утверждены ассигнования в сумме 584 млн. 739 тыс. руб. Средняя заработная плата педагогов по итогам 2015 года составила по школам 27787 руб., по детским садам – 24447, по учреждениям дополнительного образования – 22538. Она выше средней зарплаты по экономике в районе – 22 129 руб. Важно отметить, что и в материально- техническое обеспечение вкладываются немалые деньги. В 2015 году сумма по всем учреждениям образования составила порядка 174 миллионов рублей, которые потрачены на учебники, учебное оборудование, игровое оборудование, проведение медосмотров, оплата за Интернет и др.
В 2-14-2015 гг. впервые за последние 30 лет вновь удалось построить пристройки к детсадам в станицах Старовеличковской, Новониколаевской, Гривенской.
Сегодня в районе есть много возможностей для творческого развития и спортивного воспитания детей. В трех Домах детского творчества дети обучаются хореографии, вокалу, вязанию, вышивке, бисероплетению, авиамоделированию. После уроков любой ученик может заняться спортом (табл.5).
Таблица 5.
Численность детей, охваченных всеми формами дошкольного образования
Наименование | Количество детей, охваченных всеми формами дошкольного образования | Динамика контингента детей |
2014 г. | 2016 чел. | +14 % |
2015 г. | 2064 чел. | +48 % |
2016 г. | 2236 чел. | +172 % |
В настоящий момент педагогический состав района насчитывает 614 человек. Возрастной показатель работающих педагогов по стажу работы свыше 20 лет. В таблице 6 виден количественый состав педагогических кадров района по различным типам образоваьельных учреждений.
Таблица 6.
Количественый состав педагогических кадров района.
Наименование образовательных учреждения | Количество человек |
Дошкольные учреждения | 227 чел. |
Общеобразовательные учреждения | 360 чел. |
ДЮСШ (детская юношеская спортивная школа) | 26 чел. |
ДДТ (дома детского творчества) | 60 чел. |
Финансирование отрасли в 2016 году 552 млн. 835 тыс. руб. или 67,5 % от районного бюджета, на год предстоящий утверждены ассигнования в сумме 584 млн. 739 тыс. руб. Администрация района предпринимает огромные усилия по созданию в образовательных учреждениях комфортной среды для воспитанников, учащихся и педагогов. А это безопасный подвоз, обустроенный школьный быт с оборудованными кабинетами, полезным питанием, современными спортивными площадками. Более 6,659 млн рублей в прошлом году было выделено из районного бюджета на подготовку школ и садиков к новому учебному году. Это позволило:
- в двух учреждениях провести капитальный и текущий ремонт кровель;
- в двух школах провести капитальный ремонт спортивных залов;
- в трех - выполнить обустройство внутренних туалетов;
- в девяти - капитальный ремонт инженерных сетей и коммуникаций;
- в пяти – провести электромонтажные работы;
А так же выполнить капитальный ремонт фасада здания Гривенской школы.
В 2014-2016 гг. произошли значительные позитивные изменения, обеспечивающие успешное развитие отрасли дошкольного образования.
В районе активно реализуются мероприятия по созданию новых мест в детских садах. В 2014 году построена пристройка к детскому саду № 6 на 75 мест в станице Калининской.
На сегодняшний день учреждениями дошкольного образования в районе охвачено 75,1 % детей.
Кроме того в районе активно используются альтернативные формы дошкольного воспитания. Такие как группы кратковременного пребывания, семейного воспитания. Только «домашним педагогам» на заработную плату, питание, уход и развитие детей было выделено около 600 тыс. рублей.
В области общего образования приоритетным направлением деятельности является повышение качества знаний учащихся. Мерилом уровня знаний выпускников является Единый государственный экзамен. В 2014-2016 гг. все выпускники школ района успешно справились с выпускными экзаменами и получили аттестаты о среднем общем образовании.
В прошлом году значительно выросли показатели ЕГЭ по основным предметам.
Необходимо отметить высокий результат итоговой аттестации по истории и обществознанию – соответственно 1 и 2 места в крае. Этот показатель район занимает четвертый год подряд.
Активная работа ведется среди учащихся по патриотическому воспитанию, итогом которой стало 1-е место краевого конкурса на лучший класс казачьей направленности среди образовательных учреждений края.
Район активно участвует в реализации государственной программы «Доступная среда». В прошлом году нами выполнен капитальный ремонт входной группы и закуплено специализированное оборудование в школе № 5 станицы Старовеличковской для создания условий, подходящих детям с ограниченными возможностями здоровья.
Говоря о качестве образования нельзя не затронуть такой важный аспект как процесс воспитания. В образовательных учреждениях созданы органы школьного ученического самоуправления. Воспитательная работа школы построена на интересах и потребностях учащихся. Наиболее значимыми и запоминающимися мероприятиями района являются: Литературно-музыкальный фестиваль «Пою, мое Отечество!»; «Бег мира». Традиционный слет волонтерских отрядов «Выбор за тобой». Впервые в районе был проведен общерайонный выпускной бал для выпускников школ Калининского района, с торжественным вручением золотых и серебряных медалей и др.
Одно из важнейших направлений деятельности - это создание безопасных и современных условий обучения, соответствующих лицензионным требованиям и нормативам пожарной и антитеррористической безопасности. Общий объем финансирования из муниципального бюджета в 2015 году по муниципальным целевым программам «Безопасность образовательных учреждений» и «Профилактика терроризма и экстремизма в образовательных учреждениях» - составил 2 302 000 рублей.
В целях обеспечения учащихся школ современными условиями обучения проводится работа по ремонту школ, оснащению современным учебно- лабораторным, компьютерным оборудованием. Все школы района подключены к сети интернет, учащиеся на 100% обеспечены учебниками. Все ОУ оборудованы тёплыми туалетами, продолжается работа по приведению имеющихся в соответствие с требованиями СанПиН и оборудование туалетами отдельно стоящих зданий.
- обеспечение высокого качества образования в соответствии с запросами населения муниципального образования Калининский район и перспективными задачами развития экономики муниципального образования Калининский район, Краснодарского края и России;
- создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования;
- обеспечение организационных, информационных и методических условий для реализации муниципальной программы,
В целом работу Управления образования Калининского района можно признать эффективной, о чем свидетельствует назависимая оценка населения Калининского района (прил.1).
А также в табл. 7 (прил. 2) представлен SWOT-анализ состояния системы образования района, где приведена характеристика внутренней (сильные и слабые стороны) и внешней среды (возможности и угрозы) системы образования. SWOT-анализ позволяет определить приоритетность задач и за счет сильных реализовать возможности, нейтрализовать угрозы, снизить или устранить влияние слабых сторон системы образования.
3. Совершенствование управления системой образования
в муниципальном образовании Калининский район
Для того чтобы рассмотреть вопрос о совершенствовании управления системой образования на муниципальном уровне, надо прежде всего четко знать, что же является объектом управления в данном случае. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность:
- взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;
- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования [13, стр.134].
Поэтому необходимо обеспечивать принцип целостности и упорядоченности системы образования в части устанавливаемых федеральным законом государственных образовательных стандартов всех действующих в России уровней образования.
Следующим моментом совершенствования управления является модернизация сети образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов. Работа органов управления образованием в этом направлении проводится постоянно. Но есть проблемы некомплексности, замедленности темпов, нечеткость сроков осуществления и значительный разброс показателей. Поэтому, кадровый состав управленцев должен быть компетентным и профессиональным.
Другим вопросам совершенствования управления системой образования является внесение существенных изменений во взаимоотношения органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Первым шагом в этом направлении должно быть установление конкретных нормативов финансирования образовательных учреждений с учетом специфики каждого типа, вида, категории, включая особенности действующих в сельской местности, малокомплектных, для особо одаренных детей и молодежи. Безотлагательного решения требует установление педагогам достаточной оплаты их труда.
В течение последних трех лет в общеобразовательных учреждений муниципального образования Калининский район продолжается «старение» педагогических кадров и сокращение притока молодых специалистов. Основной причиной нехватки кадров является, прежде всего, заметное падение престижа педагога. Общеобразовательные учреждения Калининского района испытывают нехватку в учителях физики, английского языка, математики, русского языка.
Образовательным учреждениям присущ целый ряд особенностей, на которые следует акцентировать внимание при анализе эффективности их деятельности и дальнейшего планирования и прогнозирования работы:
1. Финансирование образовательных учреждений в отличие от коммерческих идет путем перераспределения бюджетных средств, а не прямого поступления от потребителя. Однако модернизация системы финансирования образования путем перехода на подушевое финансирование предполагает не обеспечение всех потребностей в расходах на одного учащегося, а эффективное распределение бюджета на базе прозрачной формулы, основанной на принципе «деньги следуют за обучающимся».
2. Несмотря на то, что деятельность бюджетных образовательных организаций носит объективный характер и развивается по определенным законам, она нуждается в хорошем управлении.
Универсальная схема системы управления включает два ключевых подсистемных блока - управляющий и управляемый.
Анализ является неотъемлемой частью процесса принятия решений в системе управления бюджетной организацией. Его место и взаимосвязь с другими управляющими функциями - планированием, учетом и регулированием представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Система управления бюджетной организацией
Функция планирования задает определенную программу действий бюджетной организации, а также уровень технических, экономических и финансовых параметров, которые необходимо достичь в результате хозяйственной деятельности.
При помощи функции учета обеспечивается обратная связь двух подсистем процесса управления. Учет призван обеспечить достоверное отражение фактического состояния бюджетной организации.
Анализ на основе плановой и фактической информации дает количественную и качественную оценку изменений, происходящих в бюджетной организации относительно заданной программы. Перерабатывая массивы плановой и учетной информации при помощи специальных приемов и методов, анализ формирует данные, при помощи которых вырабатываются варианты управленческих решений, направленных на устранение причин отрицательных отклонений от запланированных показателей развития бюджетной организации. Посредством аналитической функции выявляются неиспользованные внутрихозяйственные резервы ускорения развития и роста эффективности деятельности организации. Этим определяется сущность анализа как функции управления.
Орган управления образованием для эффективности своей работы обязан определять:
• цели и задачи функционирования образовательного учреждения;
• условия осуществления образовательным учреждением различных видов деятельности, соответствующих целям, задачам и условиям функционирования системы образования;
• механизмы ресурсного обеспечения функционирования образовательного учреждения, а также аналогичные параметры для своего собственного функционирования.
При определении целей и задач, следует моделировать в системе образования новые формы образовательных организаций:
• определять решения, которые должны приниматься управлением для обеспечения функционирования системы образования в измененных условиях;
• оценивать потребности в ресурсном обеспечении реализации процессов взаимодействия образовательных организаций;
• разрабатывать подходы к формированию организационной структуры управления. При этом изменений управление образованием при создании новых форм образовательных организаций не претерпевает. Это не позволяет говорить о том, что реализация данной меры приведет к совершенствованию управления образованием.
Мероприятия, способствующие разрешению проблемы:
- Проведение реформы подготовки педагогов, с целью обеспечения их практическими навыками, направленными на достижение определенных образовательных результатов.
- Предоставление образовательным учреждениям и педагогическому сообществу постоянной и достоверной информации связанной с достижениями воспитанников в соответствии со стандартами.
- Поддержка педагогических инноваций, укрепление педагогических объединений и сетевого взаимодействия для расширения возможностей обмена идеями и передовыми практическими методами.
- Решение кадровой проблемы педагогических работников.
- Пересмотр механизма оплаты труда педагогов для создания стимулов к достижению образовательных результатов.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать некоторые выводы относительно проблем, результатов и подходов к совершенствованию управления образованием.
1. Система образования в Российской Федерации представлена пятью основными элементами: образовательными учреждениями, образовательными стандартами и программами, органами управления образованием и подведомственными им учреждениями и организациями, общественными объединениями. Результатом функционирования системы выступает человек, получивший образование определенного уровня и качества в соответствии с установленными образовательными стандартами и программами.
2. Управление системой образования осуществляется соответствующими органами по линейно-функциональной схеме. Распределение функций управления по уровням структуры установлено законодательно и детализировано подзаконными актами.
3. Совершенствование управления является важным элементом реформирования и изменения образования, о чем свидетельствует исторический опыт. Основными направлениями были и остаются изменение организационной структуры, перераспределение функций управления между ее элементами, развитие самостоятельности образовательных учреждений.
4. Государство в лице органов управления образованием выступает инициатором и главным организатором исполнения мероприятий по совершенствованию управления образованием.
5. В течение последних лет в муниципальном образовании Калининский район сформирована и развивается сеть образовательных учреждений, удовлетворяющих образовательные потребности населения в получении начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Управление образования муниципального образования Калининского района является муниципальным органом местного самоуправления в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного образования и профессиональной ориентации.
Таким образом, целью современного управления образованием является создание совокупности социообразовательных условий, позволяющих обеспечить: а) преемственность развития на основе единства оперативного и долгосрочного планирования, опирающегося на научный прогноз; б) совокупную методическую, материально-техническую, финансово-экономическую базу развития; в) рациональную организацию труда участников педагогического процесса, их подготовку, переподготовку при опережающей тенденции обучения управленческого персонала; г) устойчивое и динамичное функционирование образовательной системы.
Список использованной литературы и источников:
1. Конституция Россиийской Федерации с изм. (с доп. и изм. от 30 декабря 2008 г.) 2013.
4. Постановление Главы Калининского района от 30.09.2016 г. №74 «Об утверждении Положений об отделах управления образования администрации муниципального образования Калининский района».
13. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
14. Макаренко О.В. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. - М.: ТЕИС, 2010.
15. Сериков Г.Н. Bлияние образования на развитие человека. Журнал « Вестник Южно-Уральского государственного университета». Серия: Образование. Педагогические науки Выпуск№ 2 / том 6 / 2014.
16. Токарева С.В. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров / С.В. Токарева. - Педагогическое общество России, 2013.
17. Уткин Э.А. Денисов А.Э. Государственное и региональное управление. - М.: Финансы и статистика, 2010.
18. Шамхалов Ф. Основы теории государственного управления. Учебник для вузов. - М.: Экономика, 2014.
19. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: учебное пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 2012.
20. Официальный сайт администрации муниципального образования Калининского района. Режим доступа: http://kalininskaya-93.ru
21. Сайт Управления образования Калининского района. Режим доступа: http://uo-kalin.ru
22. Официальный сайт ОУ Калининского района. Режим доступа: http://uo-kalin.ru/?page_id=120
ФЕДОРОВА Мария Михайловна
Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская
МБОУ – «Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И Покрышкина, 10 «А» класс
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Научный руководитель: Шевченко Елена Александровна, учитель истории, обществознания кубановедения МБОУ СОШ №2
Приложение 1
Результаты независимого опроса населения в электронном режиме
на сайте УО Калининского района
91,9%
Хорошее | 1 536 | |
Среднее | 116 | |
Плохое | 14 | |
Затрудняюсь ответить | 6 | |
Хорошее | 1536 | 91.9% |
Среднее | 116 | 6.9% |
Плохое | 14 | 0.8% |
Затрудняюсь ответить | 6 | 0.4% |
97,1%
Хорошее | 1 636 | |
Среднее | 44 | |
Плохое | 4 | |
Затрудняюсь ответить | 1 | |
Хорошее | 1636 | 97.1% |
Среднее | 44 | 2.6% |
Плохое | 4 | 0.2% |
Затрудняюсь ответить | 1 | 0.1% |
98,2%
Да, всегда и в любой ситуации | 1 654 | |
Не всегда | 24 | |
Скорее нет | 3 | |
Нет | 4 | |
Да, всегда и в любой ситуации | 1654 | 98.2% |
Не всегда | 24 | 1.4% |
Скорее нет | 3 | 0.2% |
Нет | 4 | 0.2% |
96%
Полностью удовлетворен | 1 618 | |
Чем-то удовлетворен, чем-то нет | 60 | |
Совсем не удовлетворен | 7 | |
Полностью удовлетворен | 1618 | 96% |
Чем-то удовлетворен, чем-то нет | 60 | 3.6% |
Совсем не удовлетворен | 7 | 0.4% |
97,1%
Да, полностью | 1 636 | |
Не совсем, необходимы дополнительные занятия | 46 | |
Не уверен, что все, чему учат, мне пригодиться | 3 | |
Да, полностью | 1636 | 97.1% |
Не совсем, необходимы дополнительные занятия | 46 | 2.7% |
Не уверен, что все, чему учат, мне пригодиться | 3 | 0.2% |
98,9%
Определенно да | 1 667 | |
Скорее нет, чем да | 12 | |
Определенно нет | 6 | |
Определенно да | 1667 | 98.9% |
Скорее нет, чем да | 12 | 0.7% |
Определенно нет | 6 | 0.4% |
Приложение 2
Таблица 7. - SWOT-анализ состояния системы образования
Калининского района
S - сильные стороны | W – слабые стороны |
- Происходит обновление содержания образования, освоение сферы дополнительных услуг; - Наблюдается кадровая и организационная поддержка со стороны администрации района; - Хороший уровень теоретических знаний учащихся; - Наблюдается рост расходов на образование; - Происходит обновление материальной базы и оборудования в образовательных учреждениях всех уровней образования; - В обществе наблюдается осознание необходимости координационных механизмов регулирования образования со стороны производственной и социальной сфер; -Наличие квалифицированных специалистов в сфере образования. | - Слабые распределительные принципы в отрасли не обеспечивают правовой защищенности и экономической самостоятельности образовательных учреждений; - Низкий уровень оплаты труда ведет к уходу из образовательных учреждений в другие отрасли квалифицированных педагогов; - Нет притока молодых специалистов; - Ориентация на академические традиционные показатели образовательного процесса не отвечает запросам потребителей; - Стремление общеобразовательных школ к сохранению количества ученических мест за счет максимального укомплектования 10-х и 11-х классов; -Очереди в учреждения дошкольного образования; - Большая загруженность докуметацией и отчетностью. |
O – возможности | T- угрозы |
- Наблюдается рост образовательной благотворительности и спонсорства; - Возможно повышение квалификации, получение послевузовского образования; - Изменение технологий обучения позволит привлечь дополнительный контингент и дополнительные средства; - Наличие программ, поддерживающих активных и творческих педагогов ПНПО «Образование»; - Осуществляется переход к гибкой системе образования, предполагающей возможность выстраивания индивидуальных траекторий развития и становления, как личности учащегося, так и личности педагога; - Участие в проектной деятельности позволит привлечь средства различных фондов; -Внедрение новых стандартов ФГОС позволит изменить качество образования. | - Общий спад производства, рост цен, инфляция ведут к сложности с формированием государственного бюджета; - Сложная демографическая ситуация в ряде малых населенных пунктов ведет к оптимизации сети образовательных учреждений; - Заманчивость возможностей добиться успеха в собственном бизнесе, желание помочь семье, приводит к тому, что педагоги уходят в другие сферы деятельности; - Старение педагогических кадров; - Рост инфляции и снижение платежеспособного спроса на подписные издания, специальную литературу (на 62% снизилось число подписных изданий, получаемых педагогами); - Материальные трудности семей создают неблагоприятную ситуацию развития ребенка во многих семьях. |
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Что такое музыка?
Как я избавился от обидчивости
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018