Цель работы - исследовать значение русской печки в жизни русского народа. Гипотеза - печь была центром не только избы, но и всей жизни русского человека.
Задачи исследовательской работы:
1. Изучить историю создания русской печи.
2. Познакомиться с образом русской печи в пословицах, поговорках, поверьях, загадках.
3 Провести опрос жителей г.Слюдянка и жителей Тункинской долины на наличие и использование русской печи.
4. Встретиться с печниками нашего города.
5. Доказать, что печка была центром, вокруг которого строилась жизнь русского человека.
.
В своей исследовательской работе я использовала следующие методы:
1. Изучение и анализ литературных источников.
2. Изучение и использование информационных источников.
3. Социологический опрос жителей нашего района
4. Беседы с печниками, проживающими в нашем городе.
5. Сделать выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
donskaya_darya.docx | 37.12 КБ |
Тема:
«История русской печки»
Работу выполнила:
Ученица 6 класса
МБОУ ООШ №1 г.Слюдянка
Донская Дарья
Руководитель:
Учитель технологии
МБОУ ООШ №1 г.Слюдянка
Емельянцева Ирина Борисовна
ВВЕДЕНИЕ
Я очень люблю сказки, читая которые проникаешь в чудесный, загадочный мир. В сказках совершаются необычные чудеса, превращения, в них всегда добро побеждает зло. Во многих сказках встречается образ печи. Я предположила, что это не случайно и решила выяснить, с чем это связано. Чтобы картина была более полной, я обратилась и к другим произведениям народного творчества – к пословицам, поговоркам, загадкам
В результате проделанной работы я сделала для себя много открытий: узнала историю создания русской печки (меня поразило то, что первые печи были без труб и весь дым шёл в дом), узнала много новых пословиц и поговорок, загадок, поняла, что в сказках всё не случайно, они имеют тайный смысл, перестала относиться к печке как к неодушевлённому предмету. Я поняла, что для наших предков она была живой – членом семьи, который всегда рядом и готов помочь в любой ситуации. Поэтому-то и сложено о ней столько пословиц, поговорок, загадок и сказок.
Цель работы - исследовать значение русской печки в жизни русского народа. Гипотеза - печь была центром не только избы, но и всей жизни русского человека.
Задачи исследовательской работы:
1. Изучить историю создания русской печи.
2. Познакомиться с образом русской печи в пословицах, поговорках, поверьях, загадках.
3 Провести опрос жителей г.Слюдянка и жителей Тункинской долины на наличие и использование русской печи.
4. Встретиться с печниками нашего города.
5. Доказать, что печка была центром, вокруг которого строилась жизнь русского человека.
.
В своей исследовательской работе я использовала следующие методы:
1. Изучение и анализ литературных источников.
2. Изучение и использование информационных источников.
3. Социологический опрос жителей нашего района
4. Беседы с печниками, проживающими в нашем городе.
5. Сделать выводы.
Анализ основных понятий.
Толкование слова «Печь»
Для начала нужно выяснить, что же такое печь. Вот какие определения я нашла в словарях:
Толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой
Печь – это устройство для отапливания помещения и варки пищи.
Толковый словарь С.И.Ожегова.
Печь это сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи. Русская - большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым жерлом и верхней лежанкой.
Толковый словарь Д.Н. Ушакова
Русская печь - для варки пищи, печенья хлеба.
Толковый словарь В.И. Даля.
Печь – это «снаряд для топки, для разводки в нём огня. Русская печь, кирпичная или битая, для тепла и варки пищи, печенья хлеба; голландская, комнатная, разных видов и устройства, ради тепла, угреву».
В «Кратком этимологическом словаре русского языка» Шанского Н.М. написано, что слово печь общеславянского происхождения, буквально значит «место, где пекут, жарят». [1]
История русской печи.
Для начала обратимся к истории создания русской печи.
Русские печи появились на Руси в начале 15 века и стали они основным, а для крестьян, единственным средством отопления и приготовления пищи. Делали их из глины, и назывались такие печи глинобитными курными очагами. Изначально, эти печи не имели домовых труб, то есть, топились «по-чёрному», именно поэтому, они назывались курными, так как печь действительно курилась. Большой огонь в ней нельзя было развести, рискуя поджечь деревянное подпечье, да и сам дом. Дым заполнял всё помещение, ведь трубы у печки сначала не было, и выходил наружу через верхний притвор приоткрытых входных дверей.
В старинной загадке топка «по-черному» иносказательно изображается так: «Мать черна (печь), дочь красна (огонь), сын - голенаст, изгибаться, горазд (дым)». Совершая непосредственно в избе один оборот, выходящие из печи газы оставляли своё тепло в помещении, выпуская на волю уже охлаждённый дым. Таким образом, печка, топящаяся по-чёрному, была достаточно экономичной. Благодаря тому, что во время топки изба не только окуривалась, но и проветривалась, из неё постоянно удалялась сырость, поэтому добротно срубленная курная изба могла простоять, не разрушаясь, более 100 лет. В курной избе никогда не было тараканов и клопов. Учёные полагают, что топка по-чёрному была так же эффективным средством борьбы с эпидемиями. Может быть, поэтому страшная эпидемия чумы, разразившаяся в своё время в Европе, менее всего коснулось Руси.
Существенный сдвиг произошёл в петровскую эпоху. В 1718 году Указом Петра первого было запрещено строительство в Петербурге курных печей и печей с деревянными трубами, а в 1722 году этот указ распространился и на Москву. Этот указ послужил мощным толчком для архитекторов и строителей, которые стали придумывать новые решения для отопления домов. Новые печки должны были отвечать всем современным на тот момент, требованиям. Архитектор Н.А. Львов и И.И. Свиязев вложили существенный вклад в развитие и совершенствование печей. В 1867 году была выпущена книга «Теоретические основы печного искусства». Эта книга стала хрестоматией для многих печников.
Русскую печь с кирпичной трубой, установленной непосредственно на ее корпусе, называли белой.
В небогатых домах внешняя отделка печи сводилась в основном к её побелке. Иное дело – печи зажиточных горожан и купечества. Их украшали цветными изразцами с изображением бытовых сценок. Но даже до сих пор в деревнях и селах печи только белят.
Я думала, что печь называется белой потому, что её белили (она была белого цвета), но это не так. Печь называли белой потому, что её топили «по-белому».
Такова история русского печи, того центра, вокруг которого веками строилась повседневная жизнь русского человека.
Крылатая мудрость - образ печи в пословицах, поговорках, поверьях, загадках.
Русский народ крепко сохранил память о русской печке. Великое значение печки для русского человека доказывает большое количество упоминаний в русском фольклоре, прежде всего в пословицах и поговорках:
С образом печи, отражённым в пословицах и поговорках, связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Так, можно встретить образ печи в пословицах, касающихся, например, календарных дат: «В рождество на крылечке, на Пасху у печки». Смысл пословицы в том, что на Рождество колядовали и гуляли на улице, Пасха же предполагает пир, обильное застолье дома.
Или: «В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся» - так говорили в октябре, когда солнце светит, но не греет, а на дворе всё чаще и чаще морозные утренники и печка начинает притягивать к себе как магнит.
Ещё осенью, когда только начинали топить печи, домочадцы незлобно шутили , что «бабушка с дедушкой на зиму печь межуют».
А зимой когда за стеной выла вьюга, мели метели, а на печки было тепло и уютно в народе говорили: «На печи и зимой красно лето».
Вообще печь для крестьянина - это райский уголок в избе, особенно зимой. Когда в дом входил человек и видел, что хозяин лежит на печи, то обязательно говорил такую присказку: «Хорошо лежать на печке – ножки в тёпленьком местечке». На эту реплику хозяин с печи отвечал: «А то, как же, истинный рай!»
Немало метких выражений касается семьи, родни и соседей. В частности, такое: «Две головни и в поле горят, а одна и в печке тухнет»; «Человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь». О представителях старшего поколения, которые, с одной стороны, близки уже к миру предков и заслуживают уважения и почёта детей внуков, но не способны, как прежде, активно участвовать в хозяйстве, говорили, что «на печке и дед- герой».
Женская тематика достаточно широко представлена в связи с печкой, и это понятно: кто ж возле нее возится, пироги печет да кашу варит! Потому и говорили: «Бабья дорога - от печи до порога!», а еще посмеивались: «Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает». Невесте на свадьбе велели: «Мети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в печь, чтобы дымом вынесло».
Связанные с печкой выражения характеризовали и людей, качества их характера . Так, о никчемном человеке говорили: «Сам на печке, нос в горшечке, а язык на речке». О слабом и безвольном отзывались: «Всем бит, и о печку бит, разве только печкой не бит. Над взявшимся не за свое дело подшучивали: «Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку». Про опытного человека говорили: «Он из семи печей хлебы едал», а о счастливых, что они «родились в печи».
Хотя теплая лежанка русской печи была в крестьянской семье по душе каждому домочадцу, все же основное право лежать на ней принадлежало старикам и детям. О людях пожилых так и говорили: «И по летам и по годам одно место: печь» а молодых наставляли: «Корми деда на печи: сам там будешь».
С печкой связано немало примет и поверий.
Так, плохим знаком считался плевок или грубое слово в сторону печки, даже волосы, снятые с расчески, нельзя было бросать в огонь, чтобы не привлекать в избу злых духов.
Кто посидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. Путники, приложив руки к печи и согретые сокровенным теплом дома, уже не могли сделать этому дому зло, так как доброта обезоруживает.
Если пропадала скотина или кто- то из домашних не возвращался во время домой, их имена выкликали в печную трубу, в надежде, что они услышат и вернутся обратно.
Когда к девушке приходили сваты, она залезала на печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти замуж, перейти к другому очагу. Завершая свадебный обряд бросали в печь пустой горшок и приговаривали: «Сколько черепков, столько молодых ребят».
Новобрачную молодой муж трижды торжественно обводил вокруг очага, прося у Бога-Огня счастливой жизни и много здоровых детей.
Новорожденного мыли со словами: «Расти с брус вышины да с печь толщины».
Если хозяйка держит печь (в особенности шесток) неопрятно, то ее дети, по поверью, будут грязны и сопливы, а если огонь гаснет в момент рождения ребенка, то он вырастет злодеем и разбойником.
Вынув хлеб из печи, нужно бросить туда полено, чтобы хлеб не выводился, «чтобы не зевала печь», т.е. не было голода.
На ночь в печь клали полено и ставили горшок с водой, чтобы у печи или у огня было, что есть и пить. Домашний огонь постоянно поддерживали в печи и сохраняли ночью в виде горячих углей. Их старались не передавать в другой дом, иначе вместе с огнем семью могли покинуть достаток и благополучие. Когда кто-нибудь уходил из дома, печь закрывали заслонкой, чтобы ему повезло в пути, и его не поминали лихом оставшиеся хозяева. При приближении грозы заслоняли трубу, чтобы черт или другая нечистая сила не могли туда спрятаться и гром не ударил в хату («Энциклопедия символов»).
Кроме того, русская печь играла роль домашней метеостанции. По ее поведению предсказывали погоду. Если сильная тяга в печи, то на мороз, а если слабая – на сырую погоду; красный огонь и дрова трещат – к морозу, а вот огонь белый и дрова в печи горят без треска – скоро наступит оттепель.
Особое место в фольклоре занимают загадки, которые также не обошли своим вниманием русскую печку.
Примеры загадок:
Летом спит,
Зимой ест,
Тело тёплое,
А крови нет.
(Печь)
Шкаф большой,
Дверцы маленькие,
Кладут белое,
Вынимают черное.
(Печь, дрова, угли)
То она печет блины,
То показывает сны.
(Печка)
Полна конюшня рыжих лошадей.
Вороной войдёт всех разгонит.
(печь, угли, кочерга)
Стоит терем,
В тереме ящик.
В ящике – мучка,
В мучке – жучка.
(Печь, зола, угли)
Что за зверь: зимой ест, а летом спит, тело тёплое, а крови нет, сесть на него - сядешь, а с места не свезёт? (Печь)
Мы видим, что в загадках описывается внешний вид печки, ее функции, отмечается свойство печки дарить тепло, согревать в холода, кормить. В загадках обыгрывается и то, какое место занимает печка в доме.
Таким образом, печь по праву исстари занимает самое важное место в доме. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы. Отсюда выражение: «Без печи хата - не хата». Кроме того печь – это не просто место, где готовили еду. Недаром говорится: «Печь греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу». А ещё говорили: «Печь нам мать родная», «На печи всё красно лето», «Хоть три дня не есть, лишь с печи не слезть», «Как не печи, а лучше на печи», «Добра речь, коли в избе есть печь», «Уж лучше хлебом не корми, только с печи не гони».
Мы видим, что роль печи в жизни русского народа была велика, и отношение народа к печи было особенным. Печь была главной в доме, без неё обойтись было никак нельзя, потому что печь на самом деле и кормила, и грела в суровые русские морозы, и лечила, и мыла-парила, и даже предсказывала погоду, и умела делать ещё много разных вещей. Недаром в приведенных пословицах, поговорках, поверьях печь предстаёт перед нами как живое существо, что-то святое, неприкасаемое, одно только сравнение печи с «матерью родной» чего стоит!!!
Образ печи в русских народных сказках.
Образ печи очень часто встречается и в русских народных сказках, перечитывая которые, я постаралась определить, какую же роль играет печь в сказках и почему так часто упоминается.
Для анализа я взяла сказки: «Гуси-лебеди», «Про Емелю дурака», «Тельпушок», «Жихарка», «Баба Яга», «Ивашка и ведьма», «Иван Попялов», «Привередница», «Сивко - Бурко»,
И вот что получилось.
Мы увидели, что в сказках печь одушевляют, наделяя различными человеческими чертами: печь умеет разговаривать, даёт советы, поучает, разными способами помогает героям сказок : она их кормит, спасает от опасности, укрывает, довозит до места ( «Гуси-лебеди», «Привередница», «По щучьему велению»). Также печь способна наделить героя неземными силами. Так, русский богатырь Илья Муромец 33 года лежит на печи и набирается сил для будущих подвигов, прежде чем встать на ноги и идти на защиту земли Русской от врагов. Печь дала ему столько силы, что он стал самым могучим и знаменитым богатырем на Руси.
В сказке «Гуси-лебеди» Маша обращается к печке: «Печка-матушка, спрячь меня» - это очень показательное обращение, его мы уже встречали в пословицах. Мы видим отношение народа к печке: её сравнивают с самым дорогим, что есть в жизни- с матерью. «Печь-матушка» дарит тепло, защиту, с ней не страшна беда.
Мы видим, что в описании героев постоянно упоминается печь, тем самым показана тесная связь героя с образом русской печи.
В одной статье автор проводит интересную образную параллель и дает значение слову «печка». Он пишет о том, что «слово ПЕЧКА, имеет смысловое значение «забота». Отсюда слова: ПОПЕЧЕНИЕ, ОБЕСПЕЧИТЬ, ОПЕКА, ОПЕКУН, ОПЕКУНСТВО, ПОПЕЧИТЕЛЬ. А вот Иванушкины братья были БЕСПЕЧНЫЕ (без печи)». И когда в сказке «Сивко-Бурко» «пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям: «Когда помру, вы три ночи подряд ко мне ходите на могилу, приносите мне хлеба», из всех братьев только Иванушка выполняет этот наказ. Он опекает душу своего отца, чтит родовые традиции. А старшие «беспечные» ни разу не исполнили свой долг перед умершим отцом, откупались от него (один пирогом сладким, другой пообещал лапти сплести).
Таким образом, мы видим, что печка в народных сказках обладает исключительно положительными особенностями. Она показывается, как надежный друг, помощник, живое существо. Народ наделяет её волшебными свойствами, чудесными силами.
Несмотря на свою многовековую историю, русская печь успешно дожила до наших дней. До сих пор она используется жителями нашей страны. Но, конечно, уже не так как раньше. Я провела опрос среди учащихся школы и жителей нашего города, жителей Тункинской долины, который показал, что настоящая русская печь имеется у одного жителя Слюдянки из 50 опрошенных, в п.Култук мы не нашли русской печи вообще, а вот в Тункинской долине печи сохранены в сёлах Охалик, Еловка, Далахае. Причём сохранены и используются настоящие русские печи.
В г.Слюдянка я встретилась с печником Русланом Захарченко, 45 лет, который рассказал много интересного. Из беседы :«Я родился и вырос в Белоруссии. И с маленьких лет знаю, что такое русская печь. Дело в том, что мой дед был печником. И очень часто он брал меня с собой на работу, класть печи. Будучи пацаном, моя помощь заключалась в том, что подносил воду, чистил кирпичи. Вырос, приехал жить на Байкал, работал в Вагонном депо ст.Слюдянка. В начале 2008 года попал под сокращение. В августе произошло сильное землетрясение. У жителей района пострадали дома, в том числе и печки. И когда меня пригласили сложить печь, думал не получиться и даже боялся. Но всё получилось, и тогда я понял, что моё призвание это кладка печей. Сейчас это стало смыслом жизни и заработком денег. Сейчас могу сложить русскую печь, камины, печки для бани. В данное время кладу печь в городской бани г.Слюдянка Конечно же сейчас вспоминая своего деда, я говорю ему огромное спасибо.
А свою печку в родительском доме помню до сих пор. Бабушка пекла хлеб в ней, мы с младшей сестрой и спали на печке. Было тепло и уютно, пахло хлебом. Спасибо вам за то, что вспомнил своё детство, а самое главное деда, без которого не состоялась эта встреча.»[13]
Из воспоминаний Анны Яковлевны Киселёвой, жителницы г.Слюдянка, 73 года: « Всё свое детство я провела на русской печки. Особо хочется сказать о том, что я спала на печке. Особенно здорово зимой, когда на улице мороз, а одежды то особой не было, грела нас только печка. Мама пекла в печи хлеб. Ох, и вкусный хлеб был!»[9]
Из воспоминаний Татьяны Борисовны Зверевой, жительницы п.Култук, 46 лет: «В нашем родительском доме стояла большая русская печь. За печкой, в комнате, жила наша бабушка, Мясникова Маланья Игнатьевна. В печке она пекла хлеб. Внизу печи было пространство для дров, а мы с сестрой и братом там прятались, когда играли в прятки. АА ещё когда зимой накатаешься на санках с горы, грелись у печки сами, а вещи забрасывали на печь. Сломал отец печку, только в середине 80-х годов. Хотелось ему, чтобы семья жила комфортно».[10]
Из воспоминаний Ирины Борисовны Емельянцевой, жителницы г.Слюдянка, 47 лет: « Я помню печь, которую сложил мой дед, Семишин Михаил Потапович. Она была аккуратная, маленькая, но настоящая русская печь. Особо сейчас вспоминаю куличи, которые бабушка пекла на Пасху. Каждому внуку был испечён маленький куличик. Как это было вкусно!.»[11]
Из воспоминаний Нины Ивановны Усольцевой, жительницы с. Охалик, Тункинского района, 65 лет: « Печку свою берегу. Зимы то у нас в долине суровые, поэтому печь и согреет и накормит. А какая каша пшённая в русской печи получается. Просто объеденъе! Часто хлеб пеку в печи. И отказываться от неё не собираюсь!»[12]
Выводы: Перечитывая русские народные сказки, изучая пословицы и поговорки, знакомясь с разными приметами и суевериями, касающимися печи, я поняла, что печки в жизни народа действительно отводилось особое место, и моя гипотеза о том, что печь для русского человека была центром его жизни, подтвердилась. Мы увидели, что печка в русском фольклоре показана как живая, добрая, мудрая, справедливая, печке в доме оказывалась особая честь. Народ изображал её такой, потому что печка была первой помощницей в доме. Она и поила, и кормила, и согревала, на печи спали, в ней мылись, сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, с её помощью лечились, использовали для освещения дома. Наши бабушки, дедушки, их родители, их бабушки и дедушки, просто не представляли себе жизни без печи. С печью был связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Поэтому не случайно выражение «танцевать от печки».
Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что выполнила главную цель исследовательской работы: изучила значение печи в жизни русского народа. Я проделала очень большую, интересную работу, обогатилась бесценными знаниями и умениями, которые я смогу в будущем использовать на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, а также поделиться ими со всеми желающими.
У нас в России есть Музей Русской Печи, где построена самая большая (высота 11 м, периметр 6х9 м) Русская печка, которая занесена в книгу рекордов Гиннеса.
Что интересно, нашу русскую печь знают и любят не только у нас в стране, но и за рубежом. Так, у известного миллиардера Билла Гейтса в столовой стоит настоящая русская печь, в которой ему жарят пироги и кулебяки с мясом, а на английском аукционе братьев Батье русская печь со всем «приданным» была продана за 20 тысяч долларов. Василий Федоров по заказу братьев Батье и изготовил эту чудо-печь, завоевавшую сердце крупного английского бизнесмена.
Так что и за рубежом по достоинству оценили всю ценность, удобство и красоту русской печки.
Литература:
1 Толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой
Толковый словарь С.И.Ожегова.
Толковый словарь Д.Н. Ушакова
Толковый словарь В.И. Даля.
Краткий этимологический словарь русского языка» Шанского Н.М.
2 Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с..
3 Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006
4 «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва, «Просвещение»,1990г.
5 Раппопорт П.А. Древнерусское жилище. Л., 1975
6 Тихонова М.Н., Смирнова М.С. «Красна изба», С. – П., 2000 г.
7 Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.
8 «Чудесный короб», Сборник, Москва, «Детская литература»,1989
9 Из воспоминаний Анны Яковлевны Киселёвой.
10 Из воспоминаний Зверевой Татьяны Борисовны.
11 Из воспоминаний Емельянцевой Ирины Борисовны.
12 Из воспоминаний Усольцевой Нины Ивановны.
13 Из воспоминаний печника Русланом Захарченко.
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Лавовая лампа
Притча о гвоздях
"Морская болезнь" у космонавтов
Любили тебя без особых причин...